Имеет ли право воспитатель заставлять ребенка есть насильно

Обновлено: 25.06.2024

Все мы знаем, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения.

Воспитатель - это работник дошкольного учреждения, который не только непосредственно отвечает за жизнь и здоровье вверенных ему детей, но и осуществляет воспитательно-образовательную работу в соответствии с программой детского сада.

Родитель - это "заказчик", который приводит своего ребенка в детский сад и хочет, чтобы в нем для его любимого (а, зачастую, и единственного ребенка) были созданы самые благоприятные условия. У родителя ребенок один (два, три). У воспитателя — в среднем от 15 до 30. И это тоже нужно учитывать, потому что количество персонального внимания на каждого ребенка обратно пропорционально количеству детей. И он также заинтересован в том, чтобы обеспечить детям благоприятные условия, не забывая про свои образовательно-воспитательные обязанности.

Страх родителей, в особенности мам, потерять контроль над своим ребенком. Когда они видят, что кроха погружается в новую жизнь, в них просыпается настоящая ревность по поводу того, что их чадо теперь полностью им не принадлежит. Такая условная грань "борьбы" за детей действительно существует. Чем квалифицированнее воспитатель, чем больше он любит свою работу, тем более ревностно он относится к детям, пытаясь передать родителям свое представление о самых разных сторонах воспитания и развития ребенка. В сознании же родителей может сложиться мнение, что воспитатель "навязывает" им свою точку зрения. К сожалению, есть педагоги, которые не только любят диктовать родителям, как нужно воспитывать их детей,но и делают это в достаточно категоричной форме: "Ваш ребенок не умеет этого, этого, этого. Вы плохо подготовили его к детскому саду. Вы должны делать то-то, то-то и то-то". Естественно, такие нравоучения воздействуют на родителей очень негативно.

Есть причина, косвенно разрушающая отношения между воспитателем и родителями, - это особенности самого ребенка. Если малыш хорошо подготовлен к детскому саду (вписывается в режим, умеет одеваться-раздеваться, самостоятельно кушать, приучен сидеть на занятиях, внимательно слушать, как правило, затруднений не возникает. Проблемы могут появиться, если родители вовремя не позаботились о том, чтобы правильно соотнести режим ребенка и детского сада, или если в семье ребенку уделялось повышенное внимание, его ни в чем не ограничивали, беспрерывно развлекали. В большом коллективе обеспечить ребенку привычное количество внимания и полную свободу невозможно, поэтому, не видя "должного" отношения со стороны взрослых в детском саду, такой ребенок испытывает неизбежные трудности и, как следствие, сильный стресс. Мама нервничает, предполагая, что малыш капризничает и отказывается идти в детский сад, потому что там к нему плохо относятся. На самом же деле причина вовсе не в отношении к ребенку, а в том, что он не вписывается в режим детского сада и в коллектив детей.

Травмы в детском саду

Некоторые родители очень болезненно реагируют даже на небольшую царапину или синяк, принесенный ребенком из детского сада. Ответной реакцией может быть претензия к воспитателю, который "недосмотрел" за ребенком, или агрессия по отношению к "злостному обидчику". Излишняя же озабоченность родителей только нервирует малыша, настраивает его против детского сада. "Кто тебя толкнул? Почему он тебе так сказал? А был ли ты первый? А почему тебе не дали стихотворения? А почему тебе воспитательница положила одну котлету, а не две?" - будучи весьма прозорливыми психологами, дети быстро понимают, что взрослого интересуют прежде всего негативные рассказы о детях или воспитателях, и, подлаживаясь под родителя, ребенок начинает сочинять такие истории "специально для мамы". Это обычно происходит в возрасте 5-6 лет, когда дети уже понимают, как можно манипулировать людьми. Искусственно создавая конфликт, они стоят в стороне и смотрят, "что произойдет", получая от этого жгучее удовольствие и утоляя свое любопытство. Поэтому родители должны научиться спокойно и с пониманием относиться к таким вещам.

Каковы же причины возникновения конфликтов между воспитателями и родителями? Почему зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушиваться друг к другу и встают по разные стороны баррикад? Причины конфликта различны: несоответствие целей педагогов и родителей, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.

Перечислим поводы для возникновения конфликтов со стороны родителей,часто встречающиеся в нашей практике:

– с ребенком мало занимаются в саду;

– не создают должных условий для укрепления его здоровья;

– не могут найти подход к ребенку;

– используют непедагогические методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания);

– ребенка заставляют есть или не следят, чтобы он все съедал;

– ограничивают свободу ребенка;

– часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;

– не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили, ударили, поцарапали.

И хотя этот список далеко неполный, по нему видно, что родители предъявляют огромное количество требований к детскому саду и к воспитателю в первую очередь.

– неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут выразить свою позицию на повышенных тонах при ребенке;

– забывают оплатить квитанции, вовремя внести плату за дополнительные занятия;

– забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;

– приводят детей в садик совершенно неподготовленных (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика);

– поздно забирают детей;

– плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход);

– предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.

В случае предъявления родителем претензий и возникновения на этой почве конфликтной ситуации воспитатель должен предложить способ её разрешения, устранения причины, вызвавшей разногласия или недовольство одной из сторон. Это может быть оказание помощи, частичная уступка, смягчение требований. Наиболее эффективными способами выхода из конфликта выступают сотрудничество и компромисс. Очень важно уметь договариваться и находить способы выхода из различных ситуаций.

Можно ли свести конфликты к минимуму?

Можно, если мы, педагоги,будем следовать следующим правилам:

Первое – информировать родителей еще до того, как их дети поступили в дошкольное учреждение, о том, что там будет происходить не только в плане расписания и распорядка, но и в плане взаимоотношений и педагогических воздействий. С этой целью проводим ознакомительное собрание для родителей вновь поступающих детей в ДОУ, рекомендуем посетить сайт детского сада для получения более подробной информации о ДОУ.

Пятое – научитесь выжидать паузу, прежде чем давать ответ или высказывать своё мнение — это позволит обдумать свою реакцию и снизить эмоциональное напряжение.

Шестое – обязательно включайте конфликтных родителей в творческую деятельность (творчество открывает в людях лучшие стороны личности, а совместная деятельность сближает).

Седьмое – проанализируйте типичные жалобы. Если они систематически поступают от разных родителей, возможно, воспитателю стоит изменить какие — то моменты в своих отношениях к родителям или общении с детьми.

Восьмое – очень важно сохранять открытость к критике и готовность меняться.

Конфликты в детском саду неизбежны, однако успешность функционирования образовательного учреждения зависит от того, насколько своевременно и корректно они будут решены. Воспитателям и руководству ДОУ следует обращать внимание на причины возникновения конфликтов, устранять их, а также формировать правильную стратегию выхода из подобных ситуаций. Большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве. Прислушиваться друг к другу и действовать сообща — это нелегкий труд, но он сполна вознаграждается гармоничным развитием и счастьем наших детей.

Какую работу надо провести с родителями?

2. Родители очень часто обижаются на воспитателя, что их ребенок не читает на празднике стихи, тогда как другие дети участвуют в двух и более номерах и сценках. Никакие доводы воспитателя о недостаточной готовности ребенка к публичным выступлениям не помогают.

3. Папа, приводя дочь в группу детского сада, все время дает ей с собой сладости, жевательную резинку. На просьбу воспитателя не делать этого грубо отвечает, что это его личное дело.

4. Жалоба от мамы, что воспитатели намеренно неправильно одевают ребенка на прогулку, в этом причина частых болезней ребенка. Да еще принимают в группу заболевших детей. Что делать?

Дефекты осанки и причины их возникновения Дефекты осанки и причины их возникновения Нарушение осанки, по мнению С. М. Чечельницкой, это неструктурная или функциональная деформация.

конфликт воспитателя и родителей

Воспитатели и родители занимаются общим делом - воспитанием ребенка. Но в процессе их работы часто могут возникать конфликты. Непонимание между семьей и детским садом в первую очередь отражается на ребенке. Воспитатель в силу своего опыта должен выступить инициатором разрешения конфликтов, чтобы создать условия для гармоничного воспитания ребенка. В статье обсудим как воспитателю наладить отношения с родителями.

Почему появляются конфликты

Чаще всего инициаторами конфликтов выступают родители. Они сильно переживают за своих детей, передавая их в чужие руки. Поэтому, когда родителям что-то не нравится в работе воспитателя, появляются претензии. Критика может быть объективной в случае, если воспитатель действительно недобросовестно выполняет свою работу. И субъективной, если родитель требует особенного отношения к своему ребенку, игнорируя общие правила детского сада. Обсудим самые популярные причины конфликтов и способы их предотвращения.

Родители требуют особого отношения к их ребенку, игнорируя общие правила детского сада

  • Почему вы уделяете мало времени моему ребенку?
  • Почему вы заставляете его кушать или не следите, чтобы он все съел?
  • Почему вы так мало или так много гуляете с детьми?”

Претензии родителей часто противоречивы. Родители не знают четких правил детского сада, прав воспитателей и своих прав в воспитательном процессе. Поэтому они хотят, чтобы воспитатель относился к их детям также, как относятся родители. В одной семье ребенок полдня проводит на свежем воздухе. А в другой семье он чаще сидит дома, чтобы с ним ничего не приключилось. Конечно, воспитателю не нужно разрываться и пытаться угодить каждому.

Нужно просто донести и обосновать родителям единые правила, которые используются в детском саду. Для этого в начале знакомства проводят родительское собрание. Основная задача собрания - убрать искажения между ожиданиями родителей и реальной работой воспитателей. Воспитатель рассказывает, какую роль играет детский сад в воспитании ребенка, какие методы он использует, и какая роль отводится родителям. И если родителю не подходят правила детского сада, они просто ведут своего ребенка в другое место.

К примеру, некоторые родители хотят, чтобы ребенок развивался без вмешательства взрослых и сам выбирал для себя занятия и их продолжительность. Тогда есть смысл вести ребенка в детский сад, который работает по методике Монтессори.

Несмотря на общие правила, воспитателю следует учитывать личные особенности детей, принципы его воспитания в семье и семейные ценности. Общайтесь об этом с родителями. Задавайте открытые вопросы, прислушивайтесь к просьбам и жалобам родителей. В основе этого взаимодействия должно лежать уважение к родителям и их семейным принципам. Если в семье принят жестко авторитарный режим, то мягкие просьбы не будут иметь никакого влияния на такого ребенка. Если в семье ребенок может выйти из-за стола, не притронувшись к еде, не нужно его заставлять все съедать в садике.

Но бывают ситуации, когда воспитатели не могут учитывать некоторые особенности. К примеру в семье ребенку уделают много внимания и постоянно его развлекают. В садике он в любом случае будет получать меньше внимания, потому что есть еще и другие дети. Любой индивидуальный подход должен быть не в ущерб остальным детям в группе. А любые вопросы касаемо семьи не должны пересекать грань педагогического процесса и вмешиваться в дела семьи.

Ребенок получил травму или царапину

Некоторые родители очень болезненно реагируют на любые повреждения ребенка, которые он получил в садике. Моментально появляется желание наказать обидчика и обвинить воспитателя в том, что он недоглядел за ребенком. Однако ребенка отдают в садик, чтобы он учился социализации в группе. Учился общаться, выстраивать отношения с другими детьми и решать с ними спорные вопросы. Воспитателю не следует принимать слова родителей на личный счет, потому что невозможно уследить за микро-конфликтами или неосторожными движениями каждого ребенка. Нужно спокойно объяснить родителям, в какой ситуации ребенок получил повреждение и дать рекомендации, какую беседу провести родителю с ребенком.

Воспитатель не умеет давать обратную связь родителям

  • Ваш ребенок совершенно невоспитанный
  • Вы неправильно воспитываете ребенка, делайте вот так
  • Сколько можно опаздывать на завтрак?!
  • На вашем месте я бы. ”

В паре “воспитатель-родитель” работник детского сада должен выступать лидером в силу своего опыта. Лидерство не подразумевает наставничество и поучения. Оно подразумевает спокойную реакцию на претензии, и умение преподнести проблемы без негатива. У воспитателя тоже достаточно причин высказать свое недовольство по отношению к родителям за то, что они:

  • неуважительно разговаривают,
  • не кладут детям запасную одежду,
  • не воспитывают детей дома,
  • нарушают режим, когда с опозданием приводят и забирают детей из садика.

Не стоит игнорировать эти проблемы, но и не выражайте их с негативом. Некоторые родители агрессивно воспринимают обратную связь о своих действиях или о поведении детей. Особенно, если воспитатель откровенно жалуется на ребенка и ставит ему диагнозы типа “Он совершенно невоспитанный”. Чтобы уменьшить негативный эффект, можно использовать технику “Я-высказывания”, о ней мы поговорим ниже.

Как построить диалог с родителями

Чем больше открытого общения происходит между воспитателем и родителями, тем меньше конфликтов будет в процессе работы. Не торопитесь высказывать свое мнение и давать советы. Внимательно выслушайте родителя, постарайтесь понять его проблему и покажите, что вы тоже хотите ее решить. Все проблемы решайте в личной беседе с родителем, не привлекайте к разговору детей. Чтобы улучшить взаимодействие с родителями, используйте технику “Я-высказывания” и алгоритм взаимодействия с семьей.

Т ехника “Я-высказывания”

Эта техника помогает донести проблему без обвинений и негатива. Первым делом установите контакт с родителем, отметив положительные моменты в поведении ребенка. Только после этого приступайте к обсуждению проблемы.

  1. Опишите произошедшее событие без личной оценки происходящего.
  2. Часто воспитатели используют эмоциональные фразы с использованием обобщений: “Вася нагло отказался убирать за собой игрушки и нахамил мне. Он очень невоспитанный”. Говорите: “Я попросила Васю убрать игрушки. Он отказался и сказал мне “Сами убирайте”.”
  3. Точно выразите свои чувства, которые возникли в этой ситуации. Не обвиняйте ребенка или родителей, а скажите “Меня это сильно задело” или “Мне было неприятно”.
  4. Опишите причину возникновения чувства: “Я уважительно отношусь к вашему ребенку и имею право на уважительное отношение к себе со стороны детей”.
  5. Сформулируйте просьбу к родителям. “Я прошу в течение недели обсудить с ребенком правила общения со старшими. Через неделю созвонимся с вами, и я расскажу, насколько изменилось поведение Васи. Тогда мы обсудим дальнейшие совместные действия”.

Имеет значение не только что вы произносите, но и как вы это делаете. Говорите без эмоций, раскрепощённо и уверенно. Следите, чтобы в тоне не было высокомерия, задавайте открытые вопросы и внимательно слушайте ответы на них.

Будьте готовы, что даже такая формулировка может быть неприятна родителям. Но она увеличит шансы на формирование конструктивного диалога и совместное решение проблемы. Родитель увидит вашу заинтересованность в решении проблемы, положительное отношение к ребенку и желание совместного взаимодействия.

Алгоритм взаимодейс твия с семьей

Взаимодействие родителей и воспитателей происходит поэтапно.

Во время знакомства воспитатель устанавливает контакт с родителями. Общение должно начинаться со сдержанного деликатного общения. Воспитатель проявляет свое уважение к родителям, задает уместные вопросы и старается расположить к себе.

Воспитатель выясняет особенности ребенка. Совместно с родителем он определяет, на чем стоит делать акцент в воспитании ребенка. Можно осторожно поделиться наблюдениями о поведении ребенка - в каких ситуациях он ведет себя нежелательным образом.

Важно установить общие принципы воспитания ребенка. Воспитатель терпеливо выслушивает взгляд родителей на этот вопрос, даже если считает его ошибочным. Воспитатель не оспаривает их, а предлагает свои способы воспитания, призывая остановиться на едином мнении.

Если родитель согласился объединить с воспитателем усилия для воспитания ребенка, обе стороны приступают к реализации тех форм воспитания, которые обсудили на ранних этапах. Воспитатель не старается доминировать. Он делится с родителями своими сомнениями, спрашивает совета и прислушивается к ним.

Проведя определенную работу, воспитатель предлагает способы совершенствования форм воспитания.

На каждом этапе общения желательно применять технику “Я-высказываний”, чтобы сформировать конструктивное обсуждение без эмоциональных споров.

Если воспитателю удалось наладить доверительное открытое общение с родителями, конфликты прекращаются. И когда возникнет непростая ситуация, воспитатели не борются с родителями. Они объединят усилия и решат возникшую проблему. Это возможно только в диалоге, который наполнен взаимным уважением.

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по "звездной" шкале ниже, где 5 звезд - очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Хотелось бы знать мнение общественности (только тех, у кого дети есть), имеет ли право воспитатель в дет. саду наказывать и заставлять ребенка съедать все? мнение ребенок право сад общественность воспитатель

Съедать все надо . только зачем для этого наказывать . и насчет наказаний:
Ремень в Д\С это перебор. ставьте в угол, лишайте игрушек , ну или еще как без физического наказания. и обязательно все наказания должны быть временными . Поставила в угол (обычно они в истерике и ревут белугой). постоит минут 20 , успокоится. Подойди к ребенку проведи воспитательную беседу, если понял свою вину так пусть дальше играет.
Я это так делал.

Вот и я о том же.

вот только не думайте что это постоянная практика в ДС.. скорее всего тетку просто довели. Напишите на нее жалобу и ее уволят.

Спасибо за совет

но сначала все таки поговорите с ней . мало ли какие были обстоятельства ?

по закону нет.но по закону ребенок должен быть сытым и дисциплинированным.по закону если ваш ребенок не слушается его могут отчислить из садика по медицинским соображениям и порекомендовать спец учереждение для . ну вы меня надеюсь поняли

Ребенок послушный, жалоб нет. Ест только мало, всегда так ела

лучше с нянечкой поговорите чем разборы устраивать.по медкоммисиям загоняют

Разговаривала и с няней и с воспитателем. С воспитателем закончили на повышенных тонах

истерить не надо.никто вашего ребенка не отделяет от других.это просто система.вспомните себя в детском саду

Да как то знаете. Когда на меня повышают голос с изречением:" К психиатру своди своего ребенка со своими блювотиками!". Как же тут промолчишь?

вот вот.поэтому договаривайтесь с нянечкой.денежку дайте.или подарок какой

смотрел док.фильм про племя негров-там чтобы выжить они пьют кровь бычков.ребёнок не хотел пить и пытался убежать-его догнали,слегка всыпали палками и заставили.-вывод:нельзя отрываться от коллектива!

Ага, надо пихать в полный желудок до блювотиков

если необходимо-то да

Странное у вас мнение. Вы знаете, что при переедании нарушается пищеварение и от туда идет сбой работы организма и снижение иммунитета?

Заставлять, ооо, нам бы так в садиках. Милая моя, если это не кастрюля перловки и не наказывание побоями/унижением, а угрозы и лишение свободы (в углу), то вам очень повезло с садиком.

Воспитателя дети уважают больше чем нас, мы много чего "прощаем", а в саду-режим

С таким отношением, дети не уважают а бояться

Для меня уважением и страх это разные вещи.

Дети не чувствуют нужду уважать, или любят, или по хуй

заставлять не имеет право никто не только в детском саду, у воспитателя должно быть образование детской психологии то есть ребенок должен захотеть сьесть сам но никак не заставлять

ну все едят по разному, я вот ем мало но часто))

Она так же. Ну в саду то всех под одну гребенку

ну значит надо поговорить с воспитателем объяснить ситуацию и дать воспитателю шоколадку или конфетку)))

Шиш ей, с таким отношение. Меня вообще убил просто последний разговор

просто тут по ситуации сразу либо конфетка либо не конфетка, если нет образования есть заведующий, можно обратится к вышестоящим там та же ситуация с конфеткой только чем выше человек тем больше понимает и дорожит своим местом

ну вот смотри.. у тебя в группе 30 детей.. 4 закапризничали и перестали в садике кушать.. по тарелке кашку размажут и всё.. на завтрак.. на обед и на ужин.. твои действия?

Нет не специально. И жалеть меня никого не прошу. Знаю свои минусы и погрешности в воспитании своего ребенка. Потому что росла она одна 6 лет и до сих пор этот эгоизм одного ребенка так и прет

и опять оправдание.. я кстати так и не увидел извинений за ваше голословное обвинение. и да эгоизм вашего ребенка это сугубо ваша вина, вернее воспитания которого вы ей дали.. мой старший брат на 7 лет старше моей старшей сестры, она в свою очередь старше меня на 3 года.. у меня есть младшая сестра.. мой брат нянчился с сестрой.. сестра помогала маме с нами.. я помогал с младшей.. эгоизм ребенка росшего 6 лет единственным, не смешите меня, банальная гиперопека с вашей стороны.. расшифровать?

Не собираюсь ни за что извиняться. И обвинений никаких не делала. Вы сами тут не плохо обвинениями расбрасываетесь! "Во всем виноваты вы. "

Полностью не зная ситуации, не зная меня и моего ребенка пишите такие выводы

всё согласно вашим словам.. и да вы меня обвинили в том, что я якобы защищаю педагога.. похоже вы обычный троль, не следящий за своими словами.. к тому же если ребенок и есть то вы его банально разбаловали своей гиперопекой.. вы отдаёте ребенка в сад и попусту о нём забываете.. даже не удосуживаясь поинтересоваться, как у него дела в садике и что там было.. вы ужасная мать другими словами.. конечно вы опять начнёте кричать, что мать хорошая, что с ребенком можно договориться (лишь с вашим нельзя), все плохие кроме вас, ведь они не знают ситуации.. но вот беда мне ситуация известна с ваших слов.. а с ваших слов вы ужасная мать

ни юридического ни морального права на это у воспитателя нет. а вот обязанность предупредить родителей о том, что ребёнок плохо кушает, у воспитателя есть

Просто воспитатели пытаются всех под одну гребенку. Тридцать детей и индивидуальный подход не приветствуется. И им как то пофиг у кого какой аппетит

Причем на совершенно законных основаниях и не спросив нас, родителей.

В российских новостях тоже нет-нет да встречаются примеры, что с детьми в садиках обращаются не слишком гуманно. А иногда родители возмущаются совершенно беспочвенно. Мы решили разобраться, что с ребенком могут делать в детском саду, а чего – нет.

Могут ли не пустить в садик без прививок?

Не могут! Но пытаются. И будьте готовы к тому, что вас будут уговаривать сделать вакцинацию. Отказаться – ваше право. Но тогда вам надо либо принести медотвод, если вы отказываетесь по медицинским показаниям, либо каждый раз подписывать отказ. Единственное, что от вас реально имеют право требовать, так это сделать реакцию манту. Она не является прививкой – это кожная проба на туберкулез. Заменить ее можно диаскинтестом, анализом крови или мокроты.

Могут ли в саду сделать прививку без разрешения родителей?

Не могут! Любое медицинское вмешательство, манипуляция делаются только после письменного согласия мамы или папы. Это касается не только прививок, но и, например, приема витаминов в оздоровительных группах, осмотра врачей и так далее.

Имеют ли право воспитатели наказывать ребенка?

— Мама, ты правда поставишь меня в угол? — этот вопрос, признаться, поставил меня в тупик.

Но следующий удивил еще больше.

— А правда, что вредность – это болезнь, и надо ехать ее лечить в больницу?

Источник, разумеется, воспитатель в детском саду. Дама старой закалки общается с детьми именно так.

Понятно, что ругать будут – все-таки функция воспитателя не только присматривать, но и, простите за тавтологию, воспитывать. Другой вопрос, как ругают. Если это слова, которые унижают, обижают, высмеивают, запугивают ваше чадо, есть повод вмешаться. И стоит поговорить с воспитателем, если он обещает малышу, что нажалуется маме с папой, которые его накажут.

Оставить без еды, прогулки, выгнать с занятия – это тоже повод для вмешательства.

Могут ли не принять ребенка в группу по состоянию здоровья?

— Мне что, полгода с ним дома безвылазно сидеть? — резонно заметила одна из моих приятельниц. — А зарабатывать нам с ним на жизнь кто будет?

Конечно, откровенно больного ребенка в сад не пустят. Температура, красные глаза, душащий или хриплый кашель, странная сыпь – все это повод не допустить ребенка до занятий. Если воспитатель заметит что-то неладное в середине дня, она отведет ребенка к медицинской сестре и позвонит родителям.

Дальше в каждом саду свои порядки. Где-то есть тетрадь, в которой родители отмечают, нужен или нет ребенку осмотр врача. Очень удобно, когда не понимаешь, заболевает ли малыш, а просто так терять рабочий день нельзя. Где-то (но это редкость) детей принимает утром медсестра, которая решает, можно пускать или нельзя.

В целом воспитатели с пониманием относятся к остаточным проявлениям болезни, легкому насморку. В отдельных случаях могут попросить принести справку из поликлиники о том, что ребенок не заразен.

— У моей дочки из-за непроходимости слезного канала все время были красные глаза и скапливался гной, – рассказывает мама маленькой Кати. — Меня попросили принести справку, что это не конъюнктивит.

Имеют ли право не пустить на занятия без справки ребенка, пропустившего два-три дня?

По санпин справка от врача нужна в том случае, если вы пропустили пять дней, не считая праздников и выходных. Но в любом случае воспитателей надо предупреждать, что вы не придете. Как минимум для расчета питания.

Еще шесть очень важных вопросов – листайте дальше!

Могут ли заставлять ребенка есть или спать?

Страшный сон одного моего великовозрастного приятеля – суп, который нянечка вылила ему в карман в детском саду. Мол, не ешь – получи с собой. Прошло тридцать лет, а он это до сих пор помнит.

— Только не заставляйте его есть, – умоляюще попросила я воспитателей, когда мы пришли новую группу.

— Да вы что, кто его заставлять будет? — сделали они большие глаза. — Взрослый мальчик, сам решит, есть или нет.

К сожалению, не везде такие же понимающие люди. И дети, давящиеся ненавистной кашей в садах, – не редкость.

— Грамотный воспитатель, конечно, постарается не оставить ребенка голодным, – говорит сотрудница детского сада Анна Козлова. — Особенно если речь идет о младших группах: будет уговаривать, докармливать, помогать, но хотя бы три ложки супа малыш съест. С дошкольниками проще: не будешь – не надо. Но в таком случае надо предупредить родителей, что ребенок отказался есть. Попросить, чтобы накормили дома с утра завтраком хотя бы. Кто-то из мам-пап просит не давить, кто-то – наоборот. Мы идем навстречу родителям и не мучаем детей с едой.

Если же ребенок жалуется, что его заставляют есть, – это повод побеседовать с воспитателем и заведующей садом.

Со сном все не так однозначно.

— Меня просили забирать ребенка после обеда, потому что его было не уложить, – делится со мной приятельница.

Мотивация тут понятна: неспящий ребенок может разбудить всех остальных. К тому же режим есть режим. И дурной пример заразителен: сегодня не спит один, завтра вся группа.

— Мы предлагаем ребенку в это время спокойно полежать в кровати, – рассказывает Козлова. — Знаю, что некоторые разрешают детям играть в это время. Но у нас так не получится: во время сна мы проветриваем игровую комнату. К тому же, если придет проверка, можем получить выговор. Потому что отсутствие дневного сна считается нарушением прав дошкольника на здоровое развитие.

В любом случае сложные моменты – это диалог воспитателя и родителей. Мама и папа может предупредить, что ребенок сложно засыпает или вообще отказывается спать, и предложить свой выход из ситуации. Или хотя бы объяснить, как можно его уложить.

Могут ли не пустить опоздавшего ребенка?

В вашем договоре прописано время, до которого вы обязаны привести ребенка в садик. Опоздание 3−5 минут вам, может, и простят. Опоздание без предупреждения (это важно!) на полчаса недопустимо. Во-первых, потому, что рассчитывается питание по количеству детей в группе. Во-вторых, после завтрака у детей начинаются занятия, и опоздавший ребенок будет мешать. В-третьих, он пропустит зарядку. В-четвертых, уборщицам нужно время, чтобы протереть полы после основного потока людей. Ведь вы ведете ребенка в грязной обуви, а потом он побежит по этим же лестницам в чешках и кедах.

Если же у вас есть причины для опоздания, например, вы идете сдавать анализы с утра натощак, просто предупредите воспитателей. И тогда вас не только пустят, но и оставят ребенку завтрак, чтобы он не ходил до следующего приема пищи голодным.

Могут ли родители забирать ребенка из группы на несколько часов, а потом возвращать обратно?

Если подходить к вопросу формально, то воспитатели имеют право отказать в такой просьбе. Потому что, во-первых, это время, в которое они несут за него ответственность, во-вторых, это нарушение режима. На практике все решается договоренностями. Как вариант вы либо вносите изменения в договор, указав в нем время, в которое ребенка нет в саду, либо забираете его уже без возврата в этот же день. Тогда воспитатели отмечают, что ребенок ушел домой.

Имеют ли право не принять ребенка в сад из-за поведения или неумения чего-то делать?

Нет! Есть рекомендации родителям, что ребенок должен уметь, поступая в сад. Но все жесткие требования убрать соску, приучить к горшку (разумеется, мы сейчас про ясли) недопустимы. Помочь научиться чему-то – задача и воспитателя в том числе.

Читайте также: