Имеет ли право воспитатель оказывать первую помощь ребенку в доу

Обновлено: 02.07.2024

Здравствуйте! Подскажите, как действовать администрации детского сада в такой ситуации: во время игры один из детей нанес другому небольшую травму на лбу машинкой. Воспитатель обработала рану перекисью, приложила лед; собиралась звонить родителям, не успела дозвониться, мама ребенка сама пришла за ним. Воспитатель сообщила маме о травме, мама забрала ребенка, не высказав никаких претензий. На следующий день мама привела ребенка в детский сад, никаких претензий и вопросов по травме не было. После обеда мама забрала ребенка и поехала в травмопункт. Там зафиксировали травму. Теперь мама обвиняет воспитателя, в том что не оказали своевременную помощь ребенку. Как доказать маме, что воспитатель сделала все правильно. К медсестре она не обращалась поскольку время было вечернее, у нее рабочий день уже закончился.

В данном случае следует понять как именно обвиняет мама воспитателя и что она хочет. Она желает чтобы наказали воспитателя или получить компенсацию морального вреда? Вероятно она еще не определилась со своими требованиями.

Теперь к вопросу по поводу доказательств того, что воспитатель действовала в соответствии со своими должностными обязанностями. Для этого необходимо провести служебную проверку, отобрать объяснения от воспитателя, иных лиц, присутствовавших при этом (нянечка, другие родители, если дадут объяснения). По окончанию проверки составить заключение с отражением мотивированной части, где указывается, когда, что произошло и как действовала воспитатель. И резолютивной части где указано, что нарушено или, что в действиях воспитателя нарушений нет. По окончании проверки, если есть нарушения — приказом о наказании в соответствии с ТК РФ привлекать воспитателя к дисциплинарной ответственности, если нарушений нет, то эти документы и будут необходимым Вам доказательством.

С уважением, С.Сергеев

Несколько подробнее остановлюсь на двух моментах.

Для привлечения работника к дисциплинарной ответственности служебная проверка с составлением заключения не обязательна. Достаточно взять объяснение с работника или составить акт, если работник от дачи такого объяснения уклоняется.

Статья 193.ТК РФ. Порядок применения дисциплинарных взысканий
До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

Затем — приказ о наказании с ознакомлением работника под подпись.

Такой порядок обычно применяется при явных нарушениях служебной дисциплины.

В Вашем же случае, возможно обращение третьего лица (родителей пострадавшего ребенка) за возмещением ущерба (физического и морального).

В этом случае, возможны материальные затраты работодателя по выплате, например компенсации морального вреда.

Тогда работодатель может обратиться к работнику в порядке ст. 238 ТК РФ.

Статья 238. Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю
Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Вот как раз для этой ситуации и предусмотрена процедура, скажем так, более подробной проверки обстоятельств.

Статья 247. Обязанность работодателя устанавливать размер причиненного ему ущерба и причину его возникновения
До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.

Работник и (или) его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В Вашем случае, считаю, что нет оснований привлечения работника к материальной ответственности, но для защиты воспитателя, вполне разумно использовать именно эту процедуру проверки, не ограничиваясь одним лишь объяснением. Это заключение со всеми материалами проверки послужит доказательством правомерности действия воспитателя, при обращении родителей ребенка с иском к ДДУ.

Статья 31. Первая помощь

1. Первая помощь до оказания медицинской
помощи оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах,
отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и
здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с
федеральным законом или со специальным правилом и имеющими
соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних
дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками
Государственной противопожарной службы, спасателями
аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб.

2. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. Примерные программы учебного курса,
предмета и дисциплины по оказанию первой помощи разрабатываются
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и утверждаются в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Водители транспортных средств и другие лица
вправе оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и
(или) навыков.

Нужно выяснить имела ли права воспитатель оказывать мед помощь? или она обязана была отвести ребенка к мед сестре?
Мать ребенка тоже не совсем права- она отвела его в травмопункт спустя сутки — когда уже и последствия стали совсем другие и сделать повреждения минимальными уже было нельзя. И как она обвиняет воспитателя? куда то написала жалобу? или директору дет сада?

В данном случае сначала надо провести служебную проверку- верно ли исполнила свои обязанности воспитатель- или нет

Ирина, добрый вечер.

У воспитателей должна быть должностная инструкция, где наверняка такие ситуации и действия воспитателя в них, должны быть отражены. Если воспитатель действовала правомерно, то никаких нарушений и ответственности с ее стороны нет. И еще важно, что именно написал врач травмопункта, что это просто ссадина, серьезная травма с последствиями или требуется лечение? Так как при каждом отдельном случае, будут разные последствия и для воспитателя и для руководства сада. В тоже время, как только ребенка забирают родители, уже они несут за него ответственность и необходимо определить, заключение врача о вовремя не оказанной медицинской помощи относится к действиям воспитателя или все таки матери ребенка.

Кстати, подмечу, что у родителя конкретно к воспитателю вопросов быть не должно, а вопросы и претензии должны быть к дошкольному учреждению в лице заведующего, т.к. договор у него именно с учреждением а не персонально с воспитателем.

В учреждении необходимо провести служебное расследование по факту произошедшего инцидента. Как правило, не менее трех человек работников учреждения привлечь (комиссия), которые дадут объяснения. И напишут служебные записки. По результатам составить заключение, в котором будет произведена оценка действий вопистателя в сложившейся ситуации.

Если вина не будет установлена, то к воспитателю никаких претензий предъявить мама ребенка не сможет.

Некоторое дополнение к ответам коллег.

При предъявлении требований к образовательному учреждению Вам необходимо будет доказать отсутствие прежде всего причинно-следственной связи
между действием и полученной травмой. (в данном случае родитель увезла ребенка в травмпункт через сутки. В день
фактического нанесения травмы воспитательница оказала помощь, при этом она сообщила о травме, мама забрала ребенка, не высказав никаких претензий. Акт составлен не был.

Доказательств вины фактически нет.

Добрый день! Мама 1959 года рождения заболела 8 июня 2020 года, была температура и все симптомы указывающие на ковид. Скорая помощь отказывалась в выезде 2 раза упустив время, нарушив закон об оказании помощи. Добиться выезда удалось с 3 раза. Приехал сотрудник скорой назначили уколы, без анализов и кт легких, не предложив госпитализацию. Далее снова вызываем скорую, сотрудник снова рекомендует дополнительные лекарства не предложив госпитализацию и предварительных анализов, чтобы вообще понять от чего лечим. В итоге состояние ухудшается, температура не спадает уже 7 день. Приезжала терапевт 2 раза, видела состояние и тоже назначает ещё таблеток без госпитализации, в итоге состояние ухудшается и только на 10 день болезни, вызвав скорую, удалось настоять на госпитализации со скандалом. Мама находится в больнице всего 4 дня, из них 2 на ивл. Врач предложила купить дорогое лекарство актемру, якобы это возможно спасёт жизнь, но в итоге врачи спасти не смогли! Причина смерти в документе, пневмония и сердечная недостаточность. Далее мы написали жалобу в следственный комитет, прошёл год сделали экспертизу. Цель данный жалобы была наказать врачей скорой, которые первые 2 вызова проигнорировали пациента и упустили из-за них 5 дней. Решение экспертизы было следующим: 1) да, они согласны, что нарушены все нормы и закон в оказании помощи пациенту при отказе выезда и не госпитализации, так как была температура на тот момент более 3 дней 39,9; 2) Врачи, которые работали в больнице сделали, что смогли (при этом на момент лечения говорили, что если бы раньше привезли, то могли бы спасти); 3) Сделали запрос биоматериала повторно как написано в экспертизе при вскрытии, который показал, что у мамы был якобы рак лёгких, какой стадии уточнить не смогли. При этом Мама никогда не жаловалась на эту болезнь и при лечении в больнице, не было и речи о подозрении на рак! И в итоге нам отказывают в продолжении дела, ссылаясь на то, что несмотря на нарушения в оказании первой помощи, и потери времени, даже если Бы привезли вовремя, то она бы все равно умерла. Тоесть не видят смысла наказывать за нарушение в оказании первой помощи скорую, ссылаясь на то, что был рак, о котором никогда не было речи и все равно человека не спасти. Ещё раз повторюсь, что врач при лечении неоднократно повторяла, что если бы у них было больше времени, то смогли бы ее вытянуть и спасти. Мне нужно грамотно составить документ на возобновление экспертизы и подачи дела в суд, так как все расплывчато и не ясно.. почему нельзя было Бы спасти, если даже вы нашли спустя год после вскрытия рак без уточненной стадии? И является ли это причиной отказа в уголовном деле, когда нарушены законы об оказании первой помощи!

Здравствуйте, ситуация следующая, вызвали скорую маме, указали что подозрение на инсульт. Скорая приехала, врач посмотрел маму, сразу заподозрили сердце. на признаки инсульта не проверили. Сделали какой-то укол (не сказали какой, сказали только для улучшения мозгового кровообращения и понижения давления). После этого мама потеряла сознание и ее увезли в реанимацию, где она через несколько часов умерла. Хотелось бы знать, куда нужно писать заявление на расследование/проверку правильности действий скорой помощи? (СК, прокуратура, еще куда-то) Я подозреваю, что именно их действия повлекли смерть мамы. Спасибо.

Если ребенок получил травму в детском саду, то сотрудникам необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:

Обязанность воспитателя оказать первую помощь ребенку, получившему травму в ДОУ

Одним из главных действий педагога при травме ребенка в ДОУ является оказание первой помощи. В этом случае важно определить, когда нужно оказывать первую помощь, а когда можно и нужно дождаться медиков. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 04.05.2012 N 477н определил следующие ситуации, когда пострадавшему нужно оказать первую помощь:

  • у ребенка отсутствует сознание;
  • отсутствует дыхание или кровообращение;
  • имеется наружное кровотечение;
  • в верхние дыхательные пути попало инородное тело;
  • травмированы различные части тела;
  • ребенок получил ожог, подвергся тепловому излучению, воздействию высоких температур;
  • обморожение или другие последствия воздействия низких температур;
  • ребенок отравился.

Обратите внимание!Воспитатель имеет право оказывать первую помощь ребенку только, если прошел специальное обучение. Согласно закону об образовании на сотрудников образовательных организаций возлагается обязанность пройти обучение навыкам оказания первой помощи.

Если ребенок пострадал, то воспитатель должен предпринять следующие действия:

  • оценить безопасность обстановки;
  • вызвать Скорую помощь;
  • определить, находится ли ребенок в сознании;
  • провести мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей и проверить наличие признаков жизни у ребенка;
  • провести мероприятия сердечно-легочной реанимации до появления признаков жизни;
  • осуществить мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей;
  • произвести обзорный осмотр ребенка и временно остановить наружное кровотечение;
  • подробный осмотр ребенка с целью выявления травм, отравлений и других угрожающих жизни состояний и оказание первой помощи при обнаружении таких признаков;
  • придать оптимальное положение ребенку;
  • контроль состояния ребенка и его психологическая поддержка;
  • передача пострадавшего сотрудникам бригады Скорой помощи.

Также необходимо сообщить информацию о травме ребенка в ДОУ его родителям или другим законным представителям.

Обратите внимание! При оказании помощи травмированному ребенку могут потребоваться медицинские изделия для оказания первой помощи, поэтому в ДОУ обязательно должна находиться укомплектованная аптечка. До тех пор пока не будет утвержден специальный перечень медицинский изделий для аптечек в образовательных организациях, можно воспользоваться комплектацией аптечки для работников организации, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.03.2011 N 169н.

Дальнейшие действия по расследованию несчастного случая должны производиться в соответствии с нормами ТК РФ, Приказом Минтруда РФ от 24.10.2002 N 73 и внутренними документами ДОУ. В данной ситуации необходимо совершить следующие действия:

  • уведомление Управления образования в письменной форме;
  • издание приказа о назначении комиссии по расследованию несчастного случая;
  • расследование несчастного случая с заполнением необходимых форм документов и получением от воспитателя объяснительной записки о травме ребенка в детском саду.

Ответственность воспитателя за травму ребенка в детском саду

После травмы ребенка в детском саду наступает ответственность для воспитателя:

  • дисциплинарная (возможно замечание, выговор или увольнение), к такому виду ответственности воспитатель привлекается работодателем;
  • уголовная (если по неосторожности или умышлено причинен вред ребенку или был смертельный случай).

Пример из судебной практики. Воспитатель дошкольной организации была привлечена к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 109 УК РФ за причинение смерти воспитаннице по неосторожности. Ребенок во время прогулки на территории ДОУ провалился в незакрытый колодец. В обязанности воспитателя, в том числе, входил осмотр места прогулки на предмет безопасности для детей. Данную обязанность она не исполнила и в период прогулки воспитанница упала в колодец и погибла (Кассационное определение Пермского краевого суда от 28 июня 2011 года по делу № №22-4185-2011).

Обратите внимание!Оказание первой помощи в случае несчастного случая с ребенком может стать смягчающим обстоятельством при привлечении к уголовной ответственности виновного лица (ст. 61 УК РФ).

Родители также могут обратиться в суд с иском к образовательной организации с требованием о возмещении материального и морального вреда.



Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Бывает, что ребенок приходит из детского сада в синяках или царапинах. Реже — получает в группе более серьезные повреждения: перелом, сотрясение мозга. Педсовет поговорил с адвокатами Ольгой Крыловой и Надеждой Швыревой и выяснил, кого закон считает ответственным за травмы ребенка, полученные в дошкольном учреждении, и как вести себя взрослым при несчастном случае.

Кто ответит за травму

Работники сада обязаны:

  • проводить профилактику несчастных случаев во время пребывания детей в организации;
  • расследовать несчастный случай, если он уже произошел;
  • уметь оказать первую помощь по необходимости.

Обязанности воспитателя в отношении охраны жизни и здоровья детей на территории сада регулируют его трудовой договор и должностная инструкция. Но и они основываются на действующем законодательстве.

Выходит, что закон в отношении работников сада немилосерден. Но как же им быть, ведь даже у самого внимательного и ответственного воспитателя ребенок может порезаться листом бумаги или прищемить палец дверцей шкафа?

Как действовать воспитателю

В случае, если ребенок получил травму, находясь в группе детского сада, воспитатель обязан:

  1. Оказать первую помощь в зависимости от характера травмы.

Если это простая царапина, достаточно будет обработать ранку антисептиком и заклеить пластырем. Но иногда может потребоваться отвести малыша к медсестре, вызвать скорую или даже доставить ребенка в больницу.

  1. Исключить повтор инцидента с другими детьми.

Например, отобрать у ребят травмирующий предмет, погасить конфликт, увести детей с площадки, на которой что-то неисправно.

  1. Зафиксировать обстановку на момент происшествия.

Важно сделать фотографии или снять видео на случай административного разбирательства. Так педагог страхует себя от рисков и проясняет произошедшее для всех заинтересованных лиц.

Требуется сообщить о произошедшем руководителю организации, который, в свою очередь, должен:

  • проинформировать о случившемся родителей и учредителей (если сад частный);
  • принять меры к устранению причин, вызвавших травму: засыпать яму на площадке, починить сломанную кровать;
  • обеспечить расследование причин несчастного случая и оформление его материалов, если травма серьезная.

Есть порядок расследования и учета несчастных случаев с воспитанниками детского сада, установленный Приказом Министерства образования. Дополнительно в садах вводятся собственные инструкции на случай повреждений.

Виды ответственности работников сада

Существует три вида ответственности для работников детского сада, которые не смогли обеспечить безопасность детей:

1. Дисциплинарная

Когда наступает?

В случае, если воспитатель нарушил правила внутреннего распорядка, должностную инструкцию, алгоритм оказания помощи ребенку или пренебрег техникой безопасности. Так, если сотрудник оставил детей одних во время прогулки, он будет привлечен к дисциплинарной ответственности, даже если никто из ребят не пострадал.

Чем грозит?

Воспитатель отвечает перед своим работодателем, с которым у него заключен трудовой договор, причем даже если родители не предъявляют претензии к образовательной организации. Решение о дисциплинарном взыскании принимается комиссией по расследованию произошедшего. На основании его результатов директор сада назначает взыскание. Наказанием может быть замечание, выговор или увольнение — оно избирается в зависимости от тяжести проступка.

2. Гражданско-правовая

Когда наступает?

Если в саду не соблюдались меры безопасности, из-за чего последовала травма и здоровью ребенка был нанесен ущерб: он сломал руку на физкультуре, разбил колено из-за падения с качелей.

Чем грозит?

Ответчиком в этом случае выступает учреждение, так как, согласно Гражданскому кодексу РФ, юридическое лицо (детский сад) несет ответственность за вред, причиненный его работником. Гражданско-правовая ответственность заключается в возмещении убытков и морального вреда, уплате неустойки (штрафа, пени).

3. Уголовная

Когда наступает?

Если здоровью ребенка причинен серьезный вред (перелом позвоночника, ожоги и обморожения, потеря зрения или слуха) или последовала смерть.

Чем грозит?

В зависимости от тяжести травмы и повлекшей ее причины, ответчиком в суде может быть детский сад или конкретный воспитатель. Травма, полученная из-за ненадлежащего исполнения работниками сада своих профессиональных обязанностей, наказывается согласно части 2 статьи 118 УК РФ: ограничением свободы на срок до четырех лет либо принудительными работами на срок до одного года с лишением права занимать должность. Ольга Крылова утверждает: оправдательные приговоры в таких случаях практически не выносятся.

Что делать родителям

Бежать ли в суд по поводу каждой царапины и требовать ли компенсации за пластырь и зеленку — это решение родителя. Но если травма серьезная и требуется лечение, родитель имеет право обратиться к администрации сада за возмещением затрат.

Порядок действий родителя при этом следующий:

Травму нужно подтвердить медицинскими документами: подойдет заключение врача, справка, выписной эпикриз.

Конфликт можно разрешить в досудебном порядке. Для этого нужно предоставить заключение о наличии травмы, чеками подтвердить затраты на лечение, доказать его необходимость медицинскими документами. Обычно в таких случаях организуется встреча с родителями, на которых стороны приходят к обоюдному решению.

Понадобятся все собранные ранее документы, список свидетелей и их показания, аудио- и видеоматериалы.

Родитель может рассчитывать на два вида компенсации:

Учреждение возмещает сумму, затраченную родителями на лечение ребенка. Сюда относятся поход к врачу, пребывание в стационаре, оплата лекарств и реабилитации.

Это сумма, в которую родитель оценивает собственные переживания по поводу травмы ребенка. Ее окончательный размер определяет суд.

При работе в ДОУ можно столкнуться с разными непредвиденными обстоятельствами. Любопытство в сочетании с повышенной подвижностью и недостаточно развитой координацией движений нередко приводит к травмам и несчастным случаям у детей младшего возраста. Поэтому каждый сотрудник в ДОУ должен четко знать инструкцию по оказанию первой медицинской помощи.


Первая доврачебная помощь в ДОУ

Оказание доврачебной помощи в детских образовательных учреждениях регламентируется приказами Министерства образования и науки РФ:

  • № 430 от 26 апреля 2010 года;
  • № 866 от 18 августа 2010 года;
  • № 1408 от 26 декабря 2013 года.

Согласно этим приказам, проводить мероприятия первой помощи имеют право медработники ДОУ (врач-педиатр либо медсестра), частные охранники, водители, инструкторы по физвоспитанию, прошедшие обучающий курс по данному направлению.

Есть еще два Федеральных закона, которые определяют правила оказания доврачебной и первой врачебной помощи в образовательных заведениях:

Эти документы обязывают воспитателя и педагога оказывать необходимое доврачебное пособие и четко очерчивают сферу, в которой они могут проводить лечебные мероприятия. В случаях, выходящих за рамки их компетенции, педагоги должны ждать прибытия бригады скорой медицинской помощи.

Ответственность за состояние здоровья ребенка в первую очередь несет медработник дошкольного учреждения. Однако в некоторых организациях медсестра или врач трудоустроены по совместительству и не всегда бывают на месте. В такой ситуации обязанности по оказанию неотложной и экстренной помощи возлагаются на воспитателя.

Особенности!

Первая помощь бывает экстренной и неотложной. Экстренные мероприятия необходимы, если есть непосредственная угроза жизни пациента. Неотложную помощь оказывают, когда состояние ребенка ухудшилось, но жизни это не угрожает.

Слаженную работу всех сотрудников детского сада или другого ДОУ должна контролировать администрация. Руководство обязано следить за тем, чтобы воспитатели были обучены основам оказания экстренной помощи, чтобы медработник находился на рабочем месте или его можно было быстро вызвать. Обычно администрация включает в локальные акты и должностные инструкции педагогов пункты об оказании доврачебного пособия.


Ситуации и состояния, требующие оказания первой помощи

Необходимость в проведении мероприятий первой помощи возникает в следующих случаях:

  • Приступ удушья;
  • Закупорка дыхательных путей инородным телом;
  • Нарушение или утрата сознания; ; – механическая, холодовая, тепловая, электрическая; ;
  • Прекращение дыхания и сердечной деятельности.

Перечисленные состояния требуют от воспитателя выполнения неотложных мероприятий:

  • Оценки состояния пострадавшего – присутствия сознания, дыхания, сердечной деятельности;
  • Обеспечения безопасных условий для оказания помощи;
  • Выявления симптомов травм и болезней;
  • Срочного вызова бригады скорой медицинской помощи;
  • Восстановления проходимости верхних отделов респираторного тракта;
  • Остановки кровотечения; , закрытого массажа сердца;
  • Контроля жизненно важных функций;
  • Психологической поддержки ребенка.

После прибытия скорой педагог должен передать пациента на попечение медработников, изложив обстоятельства возникновения болезни, проведенные мероприятия, ведущие симптомы.


Порядок действий педагога

При возникновении ситуации, угрожающей жизни и здоровью подопечного, педагог должен действовать по специально разработанному плану:

  1. Быстро оценить обстановку и обеспечить безопасные условия для воспитанников. Например, вынести либо вывести из зоны действия повреждающего фактора – газа, открытого огня, холода и т. п. – положить на горизонтальную поверхность.
  2. Выяснить, в сознании ли ребенок. Для этого достаточно громко заговорить с ним, прикоснуться.
  3. Если пострадавший находится в бессознательном состоянии, определить наличие у него дыхания и сердцебиения. Если их нет, то необходимо сразу вызвать скорую, а затем приступать к сердечно-легочной реанимации. Когда рядом присутствует еще кто-то из взрослых, лучше попросить его позвонить по номеру 103 или 112, а в это время начать реанимационные мероприятия. Это поможет сэкономить время.
  4. При вызове врачебной или фельдшерской бригады кратко описать обстоятельства болезни или травмы и состояние ребенка на текущий момент. У диспетчера можно получить консультацию о необходимости дальнейших действий со стороны персонала ДОУ. включают непрямой массаж сердца через переднюю грудную стенку и искусственное дыхание. Предварительно нужно освободить дыхательные пути, если они перекрыты. На каждые 30 нажатий выполняется 2 вдоха через рот либо через специальное приспособление для осуществления искусственного дыхания рот в рот, которое есть в медицинской аптечке. Носовые ходы при этом зажимают.
  5. Если пациент без сознания, но признаки жизнедеятельности присутствуют, следует удостовериться в проходимости дыхательных путей и уложить ребенка на бок. После этого оценить наличие кровотечения или иных видимых нарушений. Вызвать бригаду скорой помощи.
  6. При наличии сознания у пострадавшего нужно постараться получить максимально подробную информацию о случившемся и установить наличие и тяжесть повреждений.
  7. Остановить наружное артериальное кровотечение с помощью жгута или путем пальцевого прижатия травмированного сосуда. Для остановки венозного или капиллярного кровотечения достаточно наложить давящую повязку. При закреплении жгута к нему обязательно прикрепляют бумагу с отметкой о времени наложения. Жгут нельзя держать больше 1,5 часа.
  8. При наличии признаков перелома закрепить бинтами шину. Если подходящего предмета нет под рукой, то нужно просто обеспечить покой пораженной конечности.
  9. На глубокие ожоги и отморожения накладывают защитную асептическую повязку.
  10. Уведомить о случившемся родителей или законных представителей и попросить их как можно скорее прибыть на место происшествия.
  11. Уложить пациента в наиболее удобное и безопасное положение. До приезда бригады медиков контролировать его состояние и оказывать моральную поддержку – успокаивать, отвлекать от неприятных мыслей.
  12. Если скорая приезжает раньше, чем родители, то маме и папе нужно передать информацию о предполагаемой госпитализации ребенка, полученную от медицинских работников.

Важно!

Воспитатель не имеет права давать ребенку никакие лекарства и обрабатывать раны антисептическими растворами. Это прерогатива медработников.

Если же малышу необходимо принять лекарственное средство, ранее назначенное доктором, то педагог может ему в этом помочь. Например, при развитии приступа удушья на фоне бронхиальной астмы, воспитателю разрешается помочь подопечному воспользоваться ингалятором, который он носит с собой на подобные случаи.

Видео – Педагогам о первой помощи

Обратите внимание

Согласно части 9 статьи 20 Федерального закона № 323-ФЗ, плановую медицинскую помощь ребенку разрешается оказывать только с согласия родителей либо опекунов. Однако этот закон не является основанием для неоказания экстренной помощи, если родителей нет рядом. Медицинское пособие в таком случае оказывают в полном объеме.

Если при оценке состояния пострадавшего удается установить, что его жизни ничто не угрожает, несмотря на наличие заболевания или травмы, о патологии следует проинформировать родителей и вызвать их в ДОУ для принятия решения о дальнейшем лечении. До их прибытия пациент должен находиться под постоянным наблюдением педагога или медработника.

Если в момент получения ребенком повреждения мать или отец присутствуют в дошкольном учреждении, то все манипуляции воспитатель проводит с их устного согласия.

Оснащение медицинского кабинета ДОУ

В медицинском кабинете дошкольного образовательного учреждения в обязательном порядке должны храниться средства, необходимые для оказания неотложной помощи:

  • Перевязочные материалы – стерильные и нестерильные бинты, марлевые салфетки, вата;
  • Кровоостанавливающие жгуты;
  • Мешок Амбу для выполнения искусственной легочной вентиляции;
  • Дезинфицирующие растворы – хлоргексидин, пероксид водорода, медицинский спирт;
  • Эластичные бинты;
  • Желудочные зонды различного диаметра и длины;
  • Воздуховоды для проведения дыхания рот в рот;
  • Посиндромные укладки – анафилактическая, противошоковая, травматологическая – с необходимыми медикаментами.

Наличие, состав аптечек, их соответствие приказам, проверяют представители Росздравнадзора. При выявлении нарушений на учреждение накладывают штрафные санкции.

Несмотря не обязательное их наличие, вводить лекарственные препараты, применять антисептики и пользоваться специализированными медицинскими приспособлениями (желудочным зондом, мешком Амбу) имеет право только медработник. Другие сотрудники ДОУ не имеют необходимых знаний и навыков, поэтому могут случайно навредить ребенку.

Видео – Первая помощь ребенку

Про ответственность воспитателя за неоказание первой помощи

Случается, что во время проведения неотложных мероприятий человек непреднамеренно наносит вред пострадавшему. Например, он может сломать ребра, спровоцировать появление гематом, разорвать одежду. Статьи 39 УК РФ, 1067 ГК РФ и 2.7 КоАП РФ указывают, что за такие повреждения наказания не последует, если благодаря своевременным действиям педагога был предотвращен больший вред.

Ответственность на педагога не налагается и в том случае, если он должным образом выполнил все предписанные действия, но помочь воспитаннику не удалось по не зависящим от него обстоятельствам – тяжелое повреждение, развитие осложнений, несвоевременное прибытие скорой помощи.

Работа в ДОУ накладывает серьезные обязанности на сотрудников, не только морально-этические, но и законодательно утвержденные. Для того чтобы правильно действовать в чрезвычайной ситуации, всем педагогам нужно пройти специальный курс обучения по оказанию доврачебной помощи.

Читайте также: