Имеет ли право учитель брать объяснительную с учениками

Обновлено: 02.07.2024

Проверьте себя: хорошо ли вы знаете, что вам разрешает закон. и здравый смысл. Сначала будут вопросы, чтобы вы попробовали сами на них ответить. Правильные ответы — они ниже — дадут семейный юрист Ольга Горбачёва и нейропсихолог Ксения Вотякова. Не подглядывайте! Начнём.

Итак, имеет ли учитель право.

  • Задавать домашнее задание в 1-ом классе;
  • давать задания на каникулы;
  • забирать телефон ученика, если он пользуется им во время урока;
  • задерживать детей после звонка;
  • кричать на ребёнка, швырять учебники и тетради, если разозлился;
  • выгонять из класса, если ученик нарушает дисциплину;
  • ставить двойку за плохое поведение на уроке;
  • не пускать ученика в класс, если он сильно опоздал на урок;
  • ставить двойку за невыполненное домашнее задание.

Ответили? А теперь давайте посмотрим, что говорят юрист и нейропсихолог.

1. Имеет ли право учитель задавать домашнее задание в 1-ом классе?

Юрист Ольга Горбачёва:

Согласно нормам СанПиН 2.4.2.2821-10 (ст. 10.10), задавать домашнее задание в 1-ом классе, а также балльно оценивать первоклассников было запрещено вплоть до 17 февраля 2020 года. Затем Министерство Просвещения пояснило, что этот вопрос теперь находится в ведении руководства школы. Иными словами, каждое конкретное учебное заведение самостоятельно решает, задавать ли домашнее задание в 1-ом классе и ставить ли оценки первоклассникам. Отвечая на вопрос, имеет ли право учитель задавать домашнее задание в 1-ом классе, можно сказать, что да, имеет, если это не запрещено правилами школы.

Нейропсихолог Ксения Вотякова:

Первое полугодие 1-го класса даётся на адаптацию ребёнка к школе, поэтому нагрузка не должна быть чрезмерной. В то же время дети осваивают достаточно сложные навыки — чтение, письмо и счёт. Для автоматизации и освоения навыка, например, умения читать, нужны не просто часы практики, но распределенные во времени регулярные тренировки. Поэтому домашнее задание даже в 1-ом классе важно. Предпочтение стоит отдавать игровым и интересным по содержанию заданиям, на выполнение которых дома уйдёт не больше 20-30 минут.

2. Имеет ли право учитель задавать задания на каникулы?

Юрист Ольга Горбачёва:

Нет, учитель не имеет такого права. Этот вопрос также регулируется СанПиН и говорит о том, что каникулы — это время отдыха детей. А когда дети делают домашнее задание — они не отдыхают. Данный подход дублируется также в Федеральном законе об образовании № 273-ФЗ п. 11 ст. 34.

Нейропсихолог Ксения Вотякова:

Периоды интенсивной работы и погружения в учёбу должны чередоваться с периодами полноценного отдыха, когда можно полностью переключиться на другие дела. После такой перезагрузки дети, как правило, готовы заниматься с большим интересом и эффективностью. Поэтому с психологической точки зрения оправдано задавать домашнее задание на каникулы по желанию. При этом санкции к ученику, который не выполнил задание, не применяются. Таким образом мы поддерживаем автономию, свободу выбора ребёнка, а значит, ценную внутреннюю учебную мотивацию.

3. Имеет ли право учитель забирать телефон ученика, если он пользуется им во время урока?

Юрист Ольга Горбачёва:

Мне как маме подростков хотелось бы сказать, что да. Но нет, учитель не имеет такого права. Телефон — это собственность, а право собственности охраняется законом. Исключение одно — сдача экзаменов. На ЕГЭ ребёнок не может взять телефон. В противном случае его могут дисквалифицировать.

Нейропсихолог Ксения Вотякова:

Если смартфон доступен, он сам по себе провоцирует на то, чтобы его взяли в руки и использовали. Это своего рода вкусное пирожное, которое стоит на вашем столе, и в голове постоянно крутятся мысли, когда вы его съедите, сейчас или потом. Приходится постоянно подавлять импульсивное желание съесть его прямо сейчас, а не подождать обеда и съесть его на десерт. Для некоторых детей мобильный телефон служит таким же мощным стимулом, который привлекает непроизвольное внимание и затягивает на уроке или на перемене. Я поддерживаю политику тех школ, которые вводят запрет использования гаджетов на территории школы.

4. Имеет ли право учитель задерживать детей после звонка?

Юрист Ольга Горбачёва:

Нейропсихолог Ксения Вотякова:

Очень важно, чтобы у детей был полноценный перерыв между уроками, когда они могут переключиться, подвигаться и размяться, пообщаться, подготовиться к другому уроку, если это необходимо.

5. Имеет ли право учитель кричать на ребёнка, швырять учебники и тетради, если разозлился?

Юрист Ольга Горбачёва:

Разумеется, нет. Декларация о правах ребёнка и Федеральный закон об образовании гарантируют школьнику право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.

Нейропсихолог Ксения Вотякова:

6. Имеет ли право учитель выгонять из класса, если ученик нарушает дисциплину?

Юрист Ольга Горбачёва

Учитель не имеет такого права. Права учителя подразумевают возможность обратиться к руководству, вызвать родителей или написать замечание.

Нейропсихолог Ксения Вотякова:

Я думаю, что случаются такие ситуации, когда ребёнка нужно вывести из класса, вывести из конфликтной ситуации. Например, если он демонстрирует агрессивное поведение или не может успокоиться. Ему нужно какое-то время, чтобы побыть одному. Но как санкция в наказание за плохое поведение — это плохая идея.

7. Имеет ли право учитель ставить двойку за плохое поведение на уроке?

Юрист Ольга Горбачёва:

Эти действия незаконны. В этом случае может последовать даже увольнение, хотя лично я о таком не слышала. Есть письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98г. № 1561/14-15, которое говорит о том, что оценка — это определение качества достигнутых школьником результатов обучения, а не поведения. Таким образом, права учителя не предусматривают возможность ставить оценки за поведение.

Нейропсихолог Ксения Вотякова:

Двойка в данном случае — попытка изменить поведение ребёнка с помощью наказания. Учитель ставит оценки за знания, умения, образовательные результаты. Эффективный способ повлиять на ученика — это разобраться в причинах нежелательного поведения и только потом решить, что именно делать. Причины такого поведения могут быть разными: индивидуальные особенности, например, гиперактивность или конфликтность, сложная жизненная ситуация, накопившееся в моменте утомление или острая эмоциональная реакция на стресс.

8. Имеет ли право учитель не пускать ученика в класс, если он сильно опоздал на урок?

Юрист Ольга Горбачёва:

Нет, так как в этом случае речь идёт о безопасности. Как только школьник прошёл через турникет, ответственность за его жизнь и здоровье несёт школа. Такие поступки запрещены как уставом школы, так и нормами СанПиН.

Нейропсихолог Ксения Вотякова:

Скорее всего, учитель не пускает ученика в класс в качестве наказания, чтобы показать, что такое поведение недопустимо. Хорошо бы обсудить последствия этого поведения для ученика и всего класса: пропустил начало урока и важную информацию — сократил себе время на выполнение заданий, создаешь репутацию необязательного и неорганизованного человека. Можно придумать другие санкции. Это могут быть дополнительные обязанности на уроке, устный ответ или плюс одна задачка к домашнему заданию. Можно обсудить уместность санкций и важность правил с учениками.

9. Имеет ли право учитель ставить двойку за невыполненное домашнее задание?

Юрист Ольга Горбачёва:

Это входит в права учителя. Домашнее задание — часть образовательного процесса, а оценка знаний входит в обязанности учителя. Если ребёнок болел или плохо себя чувствовал, и родители сообщили об этом, то учитель может поступить на своё усмотрение. Эти отношения регулируются уставом школы. Предполагается, что все участники образовательного процесса должны ознакомиться с этим документом.

Нейропсихолог Ксения Вотякова:

Больше материалов о правах учителя (с комментариями юриста)

Как быть учителю, если его троллит ученик — читайте здесь .

Как учителю не дать сорвать свой урок — об этом здесь .

А еще мы рассказали про обязанности учеников . Это рассказ в двух частях.
Часть 1 : какие законы регулируют жизнь учебного заведения, о понятиях добросовестной учебы и бережного отношения к имуществу школы.

Часть 2 : уважительное отношение ученика к педагогу, дежурство в классе, а также условия, при которых возможно исключение ученика из школы.

За причиненный ребенку вред к ответственности привлекут школу, а в некоторых случаях – провинившегося ученика или его родителей. На что вправе рассчитывать родители пострадавшего ребенка?

Кто ответит за травмы школьника?

В каком случае школа будет нести ответственность за вред, причиненный ученику?

Закон обязывает образовательное учреждение создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников (ч. 1 ст. 51 Закона об образовании). Ответственность за причинение вреда ученику школа будет нести в случае, если в момент инцидента он находился под ее надзором. Например:

  • на уроке между учениками возник конфликт, они подрались, и в результате здоровью одного из них был причинен вред;
  • на перемене ребенок получил травмы в коридоре школы;
  • в группе продленного дня ребенок пострадал во время прогулки после падения с игрового комплекса, находящегося на территории школы;
  • во время уроков дети находились в школьном дворе, где между ними произошел конфликт, и один из них получил травмы;
  • дети находились не на территории школы, но под надзором учителя или тренера, когда во время поездки на соревнования ребенок разбил окно автобуса и тем самым причинил имущественный вред перевозчику;
  • после уроков в раздевалке школы ребенок упал и получил травму – школа будет нести ответственность, даже если не брала на себя обязательств по контролю за поведением учеников после окончания занятий;
  • школе придется отвечать за причинение вреда ученику в школьном автобусе, если она организует сопровождение детей до дома после уроков. Например, по дороге домой ученик заснул в автобусе. На конечной остановке учитель не убедился, что все ученики вышли, и покинул автобус. После этого водитель проследовал в автобусный парк. В нарушение должностной инструкции он не осмотрел салон автобуса, закрыл его и оставил на ночь в стояночном боксе. Когда ребенок проснулся, он попытался выйти из автобуса. После безуспешных попыток он позвал на помощь, но никто не откликнулся. Позже ему все-таки удалось открыть водительскую дверь. Из стояночного бокса он выбрался через окно и трубу, проходящую вдоль стены. В результате ребенок получил травмы и был доставлен в больницу.

Таким образом, школа несет ответственность, когда учителя халатно относятся к исполнению возложенных на них обязанностей, не проявляют должного внимания и не осуществляют контроль за поведением учеников.

Во всех указанных примерах родители могут требовать проведения внутреннего расследования и установления виновных лиц. Если пришлось платить за лечение и реабилитацию ребенка, родители могут обратиться в суд и вправе рассчитывать на компенсацию понесенного ими материального ущерба и причиненного ребенку морального вреда в случае отказа школы удовлетворить их требования добровольно.

В каком случае школа будет освобождена от ответственности?

  • Если ребенок не является учеником этой школы, т. е. между ею и его родителями не был заключен договор на оказание образовательных услуг. Школа несет ответственность за жизнь и здоровье своих учеников (ст. 32 Закона об образовании).
  • Если ученик получил травму на территории школы, но фактически находился в этот момент под надзором родителя. Например, когда до начала уроков и до момента передачи ребенка тренеру из-за недосмотра родителя он упал с лестницы.
  • Когда ребенок находился под надзором школы, но вред ему был причинен не по ее вине. Так, к ответственности наряду со школой могут быть привлечены родители ребенка – причинителя вреда. Но для этого должен быть установлен факт ненадлежащего воспитания, иначе ответственность в полном объеме будет возложена на школу за неосуществление должного контроля за поведением и здоровьем обучающихся.

Школа имеет право предъявить к родителям ученика, причинившего вред другому ребенку, регрессный иск. То есть школа вправе потребовать компенсировать ущерб, который был взыскан с нее родителями пострадавшего ребенка. Это возможно, если будет доказано, что родители причинителя вреда безответственно относились к его воспитанию, не осуществляли должного надзора за ним (попустительство или поощрение озорства, хулиганских и иных противоправных действий, отсутствие к ним внимания), не выполняли родительские обязанности, которые на них возложены ст. 63 Семейного кодекса.

На что вправе рассчитывать родители пострадавшего ребенка?

Можно обратиться к школе с требованием о возмещении вреда здоровью, компенсации морального вреда, взыскании убытков. Можно привлечь к ответственности причинителя вреда или родителей провинившегося ребенка.

Размер компенсации определяется по соглашению сторон, а в случае спора – в судебном порядке.

На основании анализа судебной практики можно сделать вывод, что средний размер компенсации морального вреда зависит от субъекта РФ и усмотрения судьи:

  • легкий вред здоровью – от 20 000 до 100 000 рублей;
  • средний вред здоровью – от 150 000 до 500 000 рублей;
  • тяжкий вред здоровью – до 1 000 000 рублей.

Степень вреда определяется на основании медицинской экспертизы.

Что поможет получить компенсацию за причиненный вред?

  • Документы, подтверждающие травму. Если школьный врач не может оказать должную помощь, вызывается скорая. В архиве подстанции скорой помощи впоследствии можно получить медицинские документы. При их наличии школа не сможет отрицать произошедшее.
  • Стоит запросить в школе копию акта о несчастном случае и иные документы, связанные с расследованием произошедшего (приказ о дисциплинарном взыскании, докладные записки, объяснительные ответственного учителя, классного руководителя, завуча, протоколы классного собрания, выписки из протоколов заседания комиссии по профилактике правонарушений и т.п.). Внутреннее расследование школы позволит установить виновных.

Необходимо сохранить чеки и медицинские документы, в которых отражен ход лечения. Они помогут подтвердить размер понесенных трат и обосновать требуемую сумму компенсации морального вреда (причинение морального вреда презюмируется, но доказательства влияют на размер компенсации).

Что делать, чтобы призвать к ответственности виновных?

После сбора перечисленных выше документов рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:

1. Обратитесь к адвокату, чтобы получить правовую оценку ситуации.

2. До обращения в суд составьте претензию к образовательному учреждению или родителям ребенка – причинителя вреда о компенсации материального ущерба и морального вреда в добровольном порядке.

3. Обратитесь в суд в случае отказа школы выполнить ваши требования.

Исковое заявление подается мировому судье, если одновременно с требованием имущественного характера на сумму не более 50 000 рублей заявлено производное от него требование о компенсации морального вреда; в районный суд – в иных случаях, в том числе если в иске заявлены и другие требования, не подлежащие оценке (например, об опровержении сведений, порочащих честь и достоинство гражданина).

По общему правилу, исковое заявление направляется в суд по месту нахождения или месту жительства ответчика – школы или родителей ребенка, причинившего вред. Но возможна иная подсудность по выбору истца. Так, с требованием о компенсации морального вреда можно обратиться в суд по вашему месту жительства.

не имеет, но ваша обязанность посещать родительские собрания и участвовать в жизни ребенка


А наш требует.Тогда просто игнорирую или говорю не имеете права))

ответьте ей в обратку, типа

"Напишите письменный Запрос об Объяснительной" в течении трёх дней мы вам постараемся ответить))

Не имеет. Но с вашим подходом потом может на ребенке отразится

не имеет, но ваша обязанность посещать родительские собрания и участвовать в жизни ребенка


лика_коте, я прекрасно знаю свои обязанности.
С чего вы взяли что я не хожу на собрания и не участвую в жизни ребенка?
Вопрос задан конкретный имеет ли право учитель.
Лично для вас поясню, что на собрания обычно ходят одни и те же родители (включая меня), а половина никогда не ходит.
В этот раз я не смогла пойти да и не захотела терять время, так то бесполезное мероприятие это собрание- все можно решить по ватсапу.
У меня к школе претензий нет, у школы к моему ребенку тоже - дисциплину не нарушает, программу школьную осваивает хорошо, на необходимое деньги сдаем..
Вот задумалась может с нового года новый закон или приказ - что родитель обязан письменную объяснительную еще предоставлять?


а почему бы и не написать. у учителей тоже требуют почему родитель не присутствовал на собрании. много и так требуют родители. чуть что не правильно так сразу имеют ли право учителя.

Вопрос, мне кажется учитель не мог потребовать сразу объяснительную за один, ОДИН пропуск родительского собрания.

oooo, я бы не отказался написать объяснительную в кабинете министра образования,в присутствии министра .

Мог. Видимо на последнее собрание почти никто не пришёл и учитель не нашёл ничего лучше, как потребовать со всех объясниловку.


Учитель в своей образовательной деятельности руководствуется строго с законом об образовании и не имеет право требовать от родителеи а так же у детей каких либо обяснительных!!


Я б на вашем месте написала объяснительную. А прт возможности тоже бы потребовала объяснительную за что то, думаю она тож где то да не дорабатывает)


июлька, мое мнение объяснительная-это то же самое, что и оправдательная.И требовать это может представитель закона если я нарушаю его, или к примеру работодатель в случае моих нарушений..
Директор, учитель какое имеют право требовать с меня письменные объяснения?достаточно того,что я сказала что не могу подойти.
Может мне тогда с директора потребовать письменную объяснительную почему в классе вместо 25 учеников - 35? и т.п.
Уверена в школе очень много мелких нарушений


Вопрос, потребуйте, при чем в письменной форме запрос отправьте в 2х экземпрярах на одном пусть входящий поставят, я думаю после этоговам никто трогать не будет

Посмотрите Устав школы.
В школе при не посещении 3 род . собраний родителей приглашают к соц.педагогу с участием инспектора ПДН для разговора, что родители не интересуются жизнью ребёнка в школе

Да и вам самой будет полезно посещать собрания, зато потом не будете писать "законно ли в школе требуют 3 тысячи в фонд? А на подарок учителю требуют по 2 тысячи, законно и т д."


amina-kr, я выше написала уже..читайте внимательней

amina-kr, серьезно? Ну, и ерунда! А они письменно с уведомлением оповещают о проведении собрания?


amina-kr, и кстати устав ни есть закон..
а может в этом уставе прописано что вы обязаны сдавать те же деньги на ремонт класса? и что будете всем тыкать этим уставом?
или с теми пунктами которые вам выгодны вы соглашаетесь, а с теми пунктами что не выгодны - против..
Прежде чем что то требовать должны хотя бы с этим уставом ознакомить.


nw19, о собрании они оповещают поздним вечером, что завтра собрание)))

Вопрос, где, как, по вот сап или сарафанному радио? Если в Уставе прописаны такие меры, при не посещении собраний, то и оповещение должно быть на уровне.


nw19, ватсап группа оповещает))
тогда и ответ по ватсапу)))

Вопрос, и само собрание )))

Я и не писала, что Устав это Закон.
Устав (в данном случае школы) освещает правила школьной жизни. И ни в коем разе не идёт вразрез с Законом. В кучу не намешивайте, пожалуйста.

Если в школе ходят в форме синего цвета, я хочу! и имею право! ходить в красных блузках. По Закону у меня есть право выбора.
Но в школе утвержденная форма синего цвета. Ну и что?! Я по ЗАКОНУ не обязана.
Поэтому и пишется Устав предприятия (школы, в данном случае).
И родители, когда подписывают заявление о зачислении в школу, когда сдают документы, соответственно должны ознакомится с правилами школы. Другое дело, что никто с этим не заморачивается.


amina-kr, это для начала школа должна ведь заморочиться не так ли..
учитель должен ознакомить с уставом.
и сомневаюсь что там будет прописано,что родители должны давать письменные объяснительные.
правильно выше написали)) пусть о собраниях тоже оповещают письменно и вообще все дела решают под подпись
чтоб никому обидно не было и ничьи права не нарушались.
опять таки- устав написан для учащихся.при чем тут родители.
да учитель может взять объяснительную с ученика в случае проступка..но не с родителя за его отсутствие на собрании.

так, в заявлении о приёме в школу родители подписываются, что ознакомлены с Уставом школы. И вы не правы, Устав не только для учеников, но и для родителей, и педагогов.)) И как раз там есть информация и о правах и обязанностях. Но насчёт объяснительных за пропуск собрания - такого быть не может, конечно)))


Посещать род.собрания, участвовать в мероприятиях это не Ваша обязанность, а право. В Законе об образовании указано, что Вы имеете преимущественное право в обучении, воспитании своего ребенка. Игнорирование этого может косвенно показывать о невыполнении Вами своих род.обязанностей, что влечет за собой какие-то меры со стороны школы, соотв.органов. Примерно так. Учитель, может, не хочет доводить дело до крайности. Ведь с нее тоже требуют отчета


Не могу понять, почему многих так возмутило это требование, что готовы развернуль едва ли не организованную борьбу против педагогов со всякими письмами, закладными, входящими-исходящими. Неужели педагог вашего ребенка это обьект для самоутверждения? Пальцы в стороны, сопли пузырями, "круче меня только яйца". чесслово..


да, права свои мы знаем конечно, но ответственности никакой. поймите у учителя 30таких, а у вас от силы трое.и если вы не отпустили в школу ребенка по причине чихания без справки, сами ушли на работу, а ребенок ваш учудил что - то, сразу крик: почему в учебное время ребенок . спрос с учителя.


Яжена, хоть сами поняли какую ерунду написали?

Учителя сейчас не имеют никаких прав

и это плохо
Я за метод Макаренко в каких-то ситуациях

Да надо послать накх да и усе :)


Бедные учителя , во всем виноваты и все время все ,что то требуют, тычат..

Ну попросила, ну не имеет права. Я бы вошла в положение бедного учителя и написала бы, что сложного? Прям гордость задета, да нет вроде. Представьте целый класс учеников, которые нифига не передают своим родителям, а потом возмущенный родитель на всех парах мчится в школу, мол дэ почему мы не знаем то да се, в ватсапе этого не было итд итп. Для этого и существуют род. собрания, а если большинство не ходит, а потом как всегда все поголовно требуют им не объяснить, что вот вас не было, это было в ватсап группе итд. Вы же знаете, что многие взрослые мягко говоря не очень хорошо соображают и до них долго доходит и с каждым годом таких родителей все больше. А каждому индивидуально объяснять у учителя времени не хватит. И потом сейчас все в основном права качать любят, а не воспитанием ребенка заниматься. Надо же где-от отыграться за то что государство имеет нас в хвост и в гриву. Поэтому и стараются обеспечить полную явку родителей, конечно вы 10000 раз не такой безответственный и тупой родитель, но таких поверьте целая куча. Сами пишите никто на род.собрания не ходит, вот как быть учителю? потом же всех кошек на нее повесят опять это не ребенок мой тупой или я, а учитель. Вот и придумала объяснительную, это не унижение чести и достоинства, не будьте как все, отнеситесь к учителю с уважением, ведь вы доверили этому человеку своего ребенка.


Это неисполнение своих родительских обязанностей, что влечет за собой последствия,в крайнем,повторяю,в крайнем случае лишение родительских прав,это вы несете полную обязанность за воспитание своего ребенка,посещение родсобраний-ваша обязанность


я, а если люди работают и работодатель не отпускает?
мне лично в такой ситуации кажется не учитель бедный,а родитель)))
родитель-должен перед всеми оправдываться.как то унизительно.
идешь к работодателю и просишь отпрашиваешься на собрание.не отпускают- что ему сказать "вы не даете мне исполнять родительские обязанности"
с другой стороны учитель наезжает со своими мероприятиями.
Лично в нашем классе каждый месяц! какие то мероприятия и собрания.А еще в садике у младшего тоже мероприятия и собрания.
А работать то когда.


Особенно умиляют слова Вопрос:

"бесполезное мероприятие это собрание- все можно решить по ватсапу"
Если заболеете, то и в поликлинику не пойдёте - пусть вам по ватсапу диагноз поставят?

Скорость речи всегда быстрее, чем калякание текста, а живое общение - гораздо понятнее и информативнее ватсапа.
Может, ребёнка в школе обижают или иная какая важная проблема есть - а его маманя в облаках витает и на ватсап надеется, трудно отодрать пятую точку и на род. собрание явиться, будто её заставляют на Чочур-Муран зимой карабкаться.
И вотше это на флуд похоже.

Пора бы иным родителям понять, что передаваемая чрез детей информация доходит до их родителей лишь на 30-40%. Не потому что бояться сообщить, а потому что детки ныне пошли на редкость забывчивые и рассеянные. Или детки хотели бы всё рассказать точно, но родители ихние не понимают, что им хотят объяснить.
Полностью поддерживаю GRB. От себя ещё добавлю, что если человек стал родителем или родительницей - это ещё не значит, что ему (ей) от этого автоматически сразу прибавилось ума.

Органы опеки-минобр работают. чтобы потом не вышло что родители не досмотрели и школа проглядела. Дети то уже стреляются и снимают онлайн с жалобами на своих же родителей.

И на ватсап поменьше бы делали ставку как на главное средство связи школы и родителей.(да и на работе-я как то з.п даже не получил из за отсутствие ватсапа)


Пропустив 2 и более род собраний учитель имеет право написать заявление в органы, за не надлежащим воспитание детей, если у вас нет резкой причины не посещения собрания, поэтому просят объяснительную и ведут протокол собрания по явка.


учителям итак не сладко, а тут еще всякие горе мамаши, свою лень скрывающую под заинтересованностью качают права


Как топикстартер, несколько лет назад ставшая матерью, но психологически оставшаяся гаджето-зависимой вчерашней школьницей, не понимающей, как можно жить без ватсапа.


Правила номер 1:Учитель всегда прав. Правила номер 2: Если учитель не прав смотри правила номер 1.

Странник, правило без номера, нужно писать правилО.


Если не будет этой бумажки она обязана довести до администрации,потом вызовут на комиссию сами не рады будете.

Вижу собрались тут, опытные юристы бляха муха!)) имеет права, не имеет права. Вот любите же вы народ "грамотно" выражаться и причём дооолго)) слишком много слов! А самое главное то что? Чтобы ребёнок развивался, стал полноценным гражданином общества и чтобы процесс получения образования был комфортным

Учитель имеет, преподаватель нет.



Скажу сразу - учитель не имеет право требовать от родителей писать обьяснительную. С одной стороны, после каждой четверти учитель дает отчёт, где пишет о родительском собрании и о количестве присутствующих. и если конечно явка будет очень ниже, то у учителя конечно спросят "почему?". И вот чтоб себя защитить, она требует у вас обьяснительную.


Ещё удивляют тут некоторые удивляющиеся:

а, у, каждый месяц собрания родительские, когда ж нам, бедным работу работать, нужно отпрашиваться.
Род. собрания бывают или вечером после 18 ч. или по субботам, в рабочее время с 09 до 18 ч. учителя тоже работу работают, а не вы одни. В советское время собрания родителей бывали каждый месяц, и ничего.

Есть у нас ещё много родителей, кои думают искренне, что они обязаны лишь кормить-поить-обувать-одевать-давать карманные деньги-покупать телефончики-планшеты, а воспитывать - не, что вы, на то ж есть школа, учителя, кружки и секции разные. И радуются, кто подсознательно, кто явно, когда дитё не требует к себе внимания, уткнувшись часами в гаджеты. А ещё и записывают в 3-4-5 кружков и секций своего ребёнка, чтобы с ним поменьше возиться, а сами фанатеют - ах,ох у мну работа, бизнес. Маманьки-одиночки особенно, или карьеру делают или мужика себе ищут, всё-то им некогда.

А ещё не врубаются, что сейчас псевдо-реформа образования, и учителя завалены выше ушей всякой идиотско-бессмысленной отчётностью, как-то:
КТП, сиречь календарно-тематический план (нужно на год вперёд расписать темы уроков и даты их проведения, мало ли что ты не знаешь, когда будут актированные дни и карантины),
отчёт об исполнении КТП,
отчёт о том, сколько деток в классе в ТЖС (трудной жизненной ситуации), да есть ли док. подтверждение, что каждоё дитё в ТЖС, сколько среди них мальчиков, сколько девочек,
отчёт о внеклассных мероприятиях,
да сколько ты провёл открытых уроков,
да повышал ли ты квалификацию и как, и у кого, и когда и где, и сколько раз, получил ли за это какие--то удостоверение, да кто их выдал,
отчёт об оценке воспитанности учеников класса, улучшается ли она чрез месяц, чрез 2, 3, 4, 5, 6 месяцев - нужно про каждого расписать,
отчёт о родсобраниях - темы, сколько родаков было и не было.
Отчего им некогда готовиться нормально к урокам.

Производителей водки и быстропортящихся продуктов так не стараются контролировать, как учителей, а иным маманькам трудно пятую точку отодрать или бумажку написать. Когда по телевизору говорят, что детей губят псевдо-реформы Фурсенко-Ливанова и соплежуйство нынешней министрессы образования РФ, не удосуживающейся их отменить - для таких маманек это так же, как будто о землетрясении в каком-то далёком Гондурасе рассказывают.
Вширь смотреть не хотят и глубже бурить тоже.



Современные учителя в школах каждый день нарушают запреты, установленные законом. Однако почему-то на это никто не обращает внимания и, более того, многие ученики и родители считают эти действия нормой.


Опоздание на урок

Опоздание учителя на урок - это серьезное нарушение трудового распорядка, как и для любого другого работника, но почему-то на это редко кто обращает внимание, полагая, что преподаватель может позволить себе подобное поведение. Не может. Об этом прямо говорится в ст. 21 Трудового кодекса.

Кстати, преподаватель должен соблюдать не только это требование Трудового кодекса, но и все остальные. К ним относится и контроль за собственным внешним видом, за речью и так далее. Кроме всего прочего, любой учитель должен исполнять обязанности, возложенные на него, а не просто присутствовать на уроке, как это позволяют себе сделать некоторые современные педагоги.

Оценивание поведения

"Вова, ставлю тебе двойку за поведение", - слыхали такую фразу от преподавателя? На самом деле она не может звучать на уроке, так как учитель не имеет права оценивать поведение ученика - он должен ставить оценки только за знания. Об этом прямо говорится в рекомендации ЮНЕСКО "О положении учителей" (п.65).


Домашнее задание на каникулы

Учителя не имеют права задавать тонны домашней работы на каникулы, так как это время выделено для отдыха детей, а не для учебы. Исключением является чтение художественной литературы - преподаватель действительно может предоставить список книг, рекомендуемых к прочтению в летний период.

Если ваш педагог любит нагрузить детей домашней работой под видом того, что весь необходимый материал не был своевременно усвоен в период, отведенный для учебы, он нарушает ст. 31 Конвенции о правах ребенка.


Психическое и физическое воздействие

Ни один учитель не имеет права оказывать на учащегося меры физического либо психического воздействия. Под эти действия можно отнести любые виды оскорблений школьника, назначение ученику наказания в виде пребывания в углу и другие подобные действия.


Хлопать, шлепать или толкать ученика ни один учитель также не имеет прав (ярким примером нарушения может стать затрещина от учителя физкультуры или грубое подталкивание к доске). Что касается оскорблений, то под таковыми могут подразумеваться фразы вроде "Петя, у тебя разве ума не хватает, чтобы правильно решить такую простую задачу?" или "Кто из тебя вырастет!".


О таком запрете прямо говорится в Законе "Об образовании" (ст.15, п.6), а также в Типовом положении об образовательном учреждении (п.57).

Изменение продолжительности урока

"Звонок для учителя" - любимое правило почти всех преподавателей в российских школах. Почему-то они уверены в том, что имеют право каким-либо образом изменять продолжительность занятий, задерживая учеников или позволяя себе прийти позже назначенного времени. Исключением может стать случай, когда преподаватель спросил мнение класса на этот счет, и дети дали свое согласие.

Изъятие личных вещей

Ни один учитель не наделен законным правом отбирать у учащегося его личные вещи. С появлением гаджетов многие преподаватели стали злоупотреблять своим положением и отбирать телефоны, наушники, игрушки у учащихся со словами "Мать в школу придет - отдам ей" или "После урока заберешь". Люди не имеют права брать чужие вещи без разрешения, учитель не исключение.


Лишение ученика возможности присутствовать на занятии

Ни один учитель не имеет права отказывать в допуске учащегося к занятию и тем более выгонять его. Даже по причине неудовлетворительного поведения учащегося или его ненадлежащего внешнего вида.


Учитель, который выгоняет ученика с урока или не допускает его, нарушает ст. 43 Конституции РФ, в которой говорится о законном праве человека на получение образования. Стоит отметить, что таким своим действием он нарушает ст.13 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также ст.26 Всеобщей декларации прав человека. Кстати, именно в последних двух документах отмечается, что право на образование включает в себя возможность получения конкретной суммы знаний, профессиональной ориентации и навыков, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности в условиях общества.


Привлечение к выполнению хозяйственных работ

В обязанности ребенка не входят такие действия, как мытье доски, проведение уборки в помещениях, перенос вещей и так далее. Посещая школу, ребенок должен посещать занятия, получать знания и делать домашние задания - больше он никому ничего не обязан, а все посторонние требования учителя являются необязательными к исполнению.

Стоит отметить, что некоторые запреты, указанные выше, не являются строгими, но учитель должен согласовывать их обход с родителями учеников. Например, он может договориться с родителями ребенка о его привлечении к действиям, связанным с поддержанием порядка в классе или уведомить о том, что школьник злоупотребляет использованием гаджетов на уроке - только с разрешения матери или отца он имеет право принимать меры по изъятию объектов развлечений, мешающих образовательному процессу.

Читайте также: