Законодательное собрание республики башкортостан курултай как орган государственной власти

Обновлено: 04.07.2024

Глава Башкортостана Радий Хабиров провёл еженедельное оперативное совещание в Правительстве республики, на котором обсудили подготовку к отопительному сезону 2021/2022 годов.

Информация

Флаг и герб региона

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Дата образования – 23 марта 1919 года как Башкирская Автономная Советская Республика, с 1992 года – Республика Башкортостан

Административный центр – г. Уфа

Республика Башкортостан находится в пределах Приволжского федерального округа

Площадь территории (тыс. кв. км.) – 142,9

Население (тыс. чел.) – 4016,5 (2021 г.)

Национальный состав населения

(по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., %):

другие национальности – 2,76

Административно-территориальное устройство (2021 г.):

муниципальные районы – 54

городские округа – 9

городские поселения – 14

сельские поселения – 818

Географическое положение и природно-климатические условия

Республика расположена на Южном Урале и прилегающих к нему равнинах Предуралья и Зауралья. Западная часть – равнинная, восточная – гористая (Ямантау, 1640 м). На востоке Башкирское Зауралье сливается с Западно-Сибирской низменностью.

Протяженность территории с севера на юг составляет 540 км, с запада на восток – 420 км.

Граничит с Республикой Татарстан, Удмуртской республикой; Пермским краем; Свердловской, Челябинской, Оренбургской областями.

Климат континентальный. Средняя температура января – минус 12,7°C, июля – плюс 18,5°C.

Система органов государственной власти

Законодательная власть в республике осуществляется Государственным Собранием – Курултаем Республики Башкортостан, который является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти республики. Избирается на 5 лет. Состоит из 110 депутатов, из которых 55 избираются по одномандатным избирательным округам, 55 – по единому республиканскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями.

Действующий состав Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан избран в сентябре 2018 года. Срок окончания полномочий – сентябрь 2023 года.

Исполнительную власть в Республике Башкортостан осуществляет возглавляемое Главой Республики Башкортостан Правительство Республики Башкортостан.

Глава Республики Башкортостан является высшим должностным лицом республики, срок полномочий – пять лет. Срок окончания полномочий действующего главы республики – сентябрь 2024 года.

Правительство Республики Башкортостан является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области.

Экономика и природные ресурсы

Башкортостан является одним из ведущих индустриальных и сельскохозяйственных регионов Российской Федерации. Основными отраслями специализации являются топливная промышленность, химия и нефтехимия, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, сельскохозяйственная, лёгкая и пищевая промышленность.

Минерально-сырьевой потенциал республики представлен месторождениями нефти и природного газа (более 200 месторождений), каменного и бурого угля, торфа, медноколчедановых руд с содержанием меди, цинка, серы, свинца, золота, серебра, кадмия, селена, теллура, индия, галлия. Выявлены более 50 источников минеральных вод, лечебных грязей и термального пара.

Республика – центр нефтедобычи и переработки. В структуре промышленного производства значительная доля приходится на топливно-энергетический комплекс. Его доля в общереспубликанском объеме отгруженной продукции составляет до 50%.

В число крупнейших промышленных предприятий Республики Башкортостан входят следующие республиканские предприятия: предприятия-филиалы ПАО «АНК „Башнефть“, ПАО „УМПО“, ООО „Газпром нефтехим Салават“, АО „Белорецкий металлургический комбинат“, ПАО „НЕФАЗ“, АО „Полиэф“, ООО „Башкирская медь“, АО „Учалинский ГОК“.

Немалый вклад в производство промышленной продукции вносят предприятия обрабатывающих видов деятельности. Лидеры роста: обработка древесины, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, производство кожи и обуви, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство электрооборудования, машин, оборудования и химическое производство.

Агропромышленный комплекс региона имеет высокий производственный и научно-технический потенциал, развитую инфраструктуру. Основными направлениями развития в растениеводстве являются производство зерновых и зернобобовых культур, кормовых культур, картофеля, овощей; в животноводстве – производство мяса, молока.

Культура и туризм

Башкортостан — это бескрайние степи, мягкие аксаковские пейзажи Предуралья, водное царство нижнего течения Агидели и нежная песня курая — национального музыкального инструмента башкир. Это единственное место в России, где до сих пор сохранились традиции бортневого пчеловодства.

В республике около 300 карстовых пещер, 600 рек, 800 озер, множество горных хребтов. Башкортостан — многонациональный край, где проживают представители более ста народностей, что отразилось в огромном количестве культурных, исторических и природных достопримечательностей: более 4 тысяч памятников истории, искусства, культуры, археологии, 12 государственных театров и 97 музеев, в которых хранятся свыше 450 тысяч музейных экспонатов.

Башкортостан прекрасен и удивительно разнообразен. Основной магнит, который притягивает в Башкирию туристов из разных уголков России и зарубежных стран — это древний Урал. Величественные горы Урала, кристальные реки и озера воспеты в древних башкирских эпосах, а горнолыжные курорты привлекают современных туристов.

Национальный герой Башкортостана — сподвижник Емельяна Пугачёва Салават Юлаев, его изображение увековечено на гербе республики.

Самые крупные горнолыжные курорты Башкортостана — Абзаково, Банное, Мраткино, Павловский парк, Уязы-тау, Кандры-куль, Куш-тау — принимают до 800 тысяч туристов.

Республика Башкортостан — это великолепная природа, широкое разнообразие ландшафтов, чистые воздух и вода, искренние люди, сохранившиеся народные обычаи и промыслы. Это также одно из тех немногочисленных мест, откуда начал распространяться ислам на евразийском пространстве. Среди народов Урала и Поволжья, Средней Азии край известен как родина батыров, выдающихся исторических деятелей, ученых-богословов и святых людей.


Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан - Высший представительный, законодательный орган Республики Башкортостан, избираемый на 4 года. Состоит из Палаты Представителей и Законодательной Палаты. Законодательная Палата является постоянно действующей. Палата Представителей собирается по мере необходимости, но не реже 4 раз в год.

К ведению Курултая относятся принятие Конституции РБ, внесение в нее изменений, определение совместно с Президентом внутренней и внешней политики; решение вопросов, связанных с изменением границ, и определение административно - территориального устройства; утверждение государственного бюджета и т.д.

Полномочия Государственного Собрания - Курултая определены Конституцией РБ (1993 г.). Первые выборы в Государственное Собрание - Курултай состоялись 5 марта 1995 года.

Курултай - собрание, съезд. Традиции проведения Курултая уходят в глубокую древность. На Курултае решались наиболее важные вопросы жизни башкирского общества. После Февральской революции, в апреле 1917 года, на Уфимском губернском мусульманском Курултае было образовано Милли шуро (Национальный совет).

10 мая 1917 г. в Москве состоялся I-й Всероссийский съезд мусульман, образовавший Центральное национальное шуро мусульман.

20-27 июля 1917 г. в Оренбурге состоялся I-й Всебашкирский Курултай, а 25-29 августа в Уфе II-й Всебашкирский Курултай, на которых было избрано Башкирское областное (центральное) шуро и решено издавать газету "Башкорт".

В дальнейшем до начала 90-х гг. курултаи в Башкортостане не созывались.

С 1993 года Государственное Собрание - Курултай - является высшим представительным и законодательным органом Республики Башкортостан.

В июне 1995 г. в Уфе проведен I-й Всемирный Курултай башкир, на котором принята Программа возрождения и развития башкирского народа, избран Исполком Всемирного Курултая башкир.

Исторический опыт борьбы Башкортостана за государственный суверенитет.

Концепция судебной реформы в РБ, ее главные задачи. Основные идеи и мероприятия.

Судебная система РБ

4. Провозглашение 11 октября 1990 года Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан положило начало созданию правовой базы самостоятельной судебной системы республики, закрепив принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Неразрывно с суверенитетом связан вопрос о судебной реформе. Постановление Верховного Совета Республики Башкортостан от 29 февраля 1992 года "О судебной реформе в Республике Башкортостан" открыло дорогу коренному преобразованию судоустройства и судопроизводства, закрепило право республики осуществлять правосудие на своей территории, руководствуясь своим материальным и процессуальным правом. Постановление, а вслед за ним и принятая в октябре 1992 года Концепция судебной реформы в Республике Башкортостан определили юридическую базу для создания судебной системы в республике. Конституция Республики Башкортостан, принятая 24 декабря 1993 года, окончательно закрепила наличие в республике своей судебной системы.

Заключенный 3 августа 1994 года Договор Российской Федерации и Республики Башкортостан о взаимном делегировании полномочий федеральных и республиканских органов власти и пакет конкретных соглашений между ними созвали базу для развития двусторонних отношений в рамках Российской Федерации.

Основным шагом по реформированию судебной власти в республике стало принятие законов Республики Башкортостан "О статусе судей в Респуб­лике Башкортостан", "О Конституционном суде Республики Башкортостан от 27 октября 1992 года, "О Высшем арбитражном суде Республики Башкортостан от 16 июня 1992 года, "О Верховном суде Республики Башкортостан" от 31 марта 1993 года, "О судоустройстве Республики Башкортостан" от 31 марта 1993 года. 1

Также в целях реализации положений Концепции судебной реформы разработаны проекты республиканских законов "О мировых судьях", "О судебном департаменте в Республике Башкортостан".

Конституция Республики Башкортостан и Закон "О судоустройстве в Республике Башкортостан" закрепили четыре вида судебных органов. Это Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд и местные суды.

На сегодняшний день у нас в республике 71 суд, 269 судей. Свободных вакансий практически нет, чем наша республика выгодно отличается от других регионов России, где в судьи не идут из-за большой загруженности, незащищенности. Судьи в Республике Башкортостан избираются сроком на 10 лет.

В целях выражения интересов судей в республике созданы органы судейского сообщества: Республиканский съезд судей, Совет судей, Квалификационная коллегия судей.

Качество и своевременность рассмотрения дел в судах непосредствен­но зависят от компетентности и профессионализма судей. Хотелось бы отме­тить добросовестную работу таких судей, как С.Т.Сафина (председатель Советского районного суда г.Уфы), С. М. Шарапов (председатель Баймакского районного суда), А.И. Бучин (председатель Кумертауского городского суда), В.А.Яковлева (судья Кировского районного суда г.Уфы).

С начала 1997 года сократилось количество рассмотренных судами республики уголовных дел, что связано с общей тенденцией снижения преступности. В то же время количество гражданских дел, рассмотренных судами, увеличилось в 1,5 раза. Резко возросло количество исков, связанных со взысканием заработной платы. В 1,5 раза возросло количество цел, касающихся реабилитации жертв политических репрессий, в 2 раза увеличилось количество дел о нарушениях налогового законодательства.

Сейчас исполнение судебных решений возлагается на судебных исполнителей. Но ввиду того, что до сих пор не было реального механизма для осуществления властных функций судебных исполнителей, к сожалению, боль­шинство решений судов не исполнялось, И вот Законом "О судебных приставах", который вступил в законную, силу в ноябре, предусмотрено создание силовой государственной структуры - службы судебных приставов при Ми­нистерстве юстиции. Задачей этой службы является обеспечение установлен­ного порядка деятельности Конституционного суда, Верховного суда Республики Башкортостан, Высшего арбитражного суда, районных (городских) судов, а также исполнения судебных актов, решений других государственных органов, предусмотренных законом. При Министерстве юстиции будет образована служба судебных приставов, возглавляемая Главным судебным приставом республики.

Для становления и развития судебной системы еще многое предсто­ит сделать. Надеюсь, что совместные усилия позволят достичь значительных результатов в ее становлении (ИБ, 6 декабря 1997).

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Объект курсовой работы – парламент Республики Башкортостан, как орган, осуществляющий законодательную власть. Предмет курсовой работы – структура и деятельность парламента Республики Башкортостан, как его составляющие. Цель курсовой работы - исследование основных аспектов в деятельности парламента Республики Башкортостан.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Структура Парламента Республики Башкортостан 8
1.1. Деятельность Председателя Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан 8
1.2. Деятельность Заместителя Председателя Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан 11
1.3 Президиум Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан 11
1.4 Полномочия Президиума Государственного Собрания 12
1.5 Порядок организации и деятельности Государственного Собрания, его постоянных комитетов, комиссий 14
1.6 Права депутатов Государственного Собрания 16
1.7 Секретариат Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан 17
Глава 2. Деятельность Парламента Республики Башкортостан 22
Заключение 30
Список используемой литературы 33

Работа содержит 1 файл

Парламент РБ.doc

Глава 1. Структура Парламента Республики Башкортостан 8

1.1. Деятельность Председателя Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан 8

1.2. Деятельность Заместителя Председателя Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан 11

1.3 Президиум Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан 11

1.4 Полномочия Президиума Государственного Собрания 12

1.5 Порядок организации и деятельности Государственного Собрания, его постоянных комитетов, комиссий 14

1.6 Права депутатов Государственного Собрания 16

1.7 Секретариат Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан 17

Глава 2. Деятельность Парламента Республики Башкортостан 22

Список используемой литературы 33

Актуальность данной курсовой работы. Парламентаризм в Республике Башкортостан имеет богатую историю, пройденный путь его становления извилист и труден. Опыт представительной и законодательной деятельности в республике, вне сомнения, заслуживает глубокого изучения и практического применения. Парламентаризм — это индикатор демократии.

История парламентаризма в Башкортостане уходит корнями в глубь веков. Она зарождается с незапамятных времен, когда народ начинает осознавать сам себя, сообща решать насущные вопросы, касающиеся его жизнедеятельности. Общественная жизнь башкир, их деятельность непосредственно связаны с реализацией демократического принципа решения приоритетных общественных вопросов на народном собрании – курултае, где обсуждались вопросы войны и мира, формирования союзов племен, общественного управления, владения земельными наделами и иные важные вопросы. Традиционным демократическим институтом народного представительства всего башкирского народа стали все башкирские йыйыны, где каждый совершеннолетний мужчина имел право голоса. Они традиционно проводились на горе Сиснактау, расположенной несколько южнее от г. Уфы – столицы Республики Башкортостан.

Другой важной формой проявления парламентаризма в общественной жизни башкир стал совет аксакалов, который включал представителей племени, имеющих несомненный авторитет, пользующихся уважением сородичей. Совет аксакалов на основе соблюдения народных традиций и обычаев, а также обмена мнениями и внимательного изучения сущности и содержания вопроса выносил решения, которые являлись обязательными для всех членов рода. Эти и иные формы реализации представительской функции, выражения и соблюдения интересов населения, являясь неформальными, сохранились в общественной жизни вплоть до конца XVII в., когда начинает внедряться кантонная система осуществления государственной власти.

Становление современной парламентской системы Башкортостана начинается с начала 90-х годов XX в., когда в общественной жизни большую роль начинают играть принципы плюрализма, многопартийной системы, свободы слова, печати, собраний и др. Представительство в органах законодательной власти основывалось на принципе конкурентности, когда депутаты для избрания в парламентский орган вынуждены были бороться за голоса избирателей на основе выдвижения привлекательных проектов общественного устройства, решения приоритетных задач, соблюдения интересов населения и принципа законности. О начале реализации этих основных принципов парламентаризма наглядно свидетельствует избрание, организация и деятельность Верховного Совета Республики Башкортостан XII созыва. В его работе четко проявился учет и соблюдение им интересов населения, что является одним из основных характеристик парламентаризма.

Дальнейшее его развитие в России и в Башкортостане должно способствовать укреплению демократии, усилению результативности государственного механизма в обеспечении прав и свобод народов, каждого человека.

Государственная власть в Республике Башкортостан осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Государственную власть в Республике Башкортостан осуществляют Государственное Собрание Республики Башкортостан, Президент Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан, местные органы государственной власти Республики Башкортостан, суды Республики Башкортостан.

Высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Башкортостан является Государственное Собрание - Курултай - Республики Башкортостан.

В составе Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан четвертого созыва – 6 женщин, 114 мужчин. В состав парламента из представителей исполнительных органов государственной власти вошли 2 человека, правоохранительных органов – 1, экономики – 70, здравоохранения – 7, образования, науки – 15, культуры, искусства, спорта – 2, средств массовой информации – 1, других сфер деятельности – 16 человек. 119 депутатов имеют высшее образование, из них юридическое образование имеют – 12, экономическое образование – 7 человек. Ученые степени имеют 29 депутатов, из них докторов наук – 16, кандидатов наук – 13 человек.

Главой и высшим должностным лицом Республики Башкортостан является Президент Республики Башкортостан.

Объект курсовой работы – парламент Республики Башкортостан, как орган, осуществляющий законодательную власть.

Предмет курсовой работы – структура и деятельность парламента Республики Башкортостан, как его составляющие.

Цель курсовой работы - исследование основных аспектов в деятельности парламента Республики Башкортостан.

В данной курсовой работе можно поставить следующие задачи:

1. раскрыть функции Председателя Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан;

2. раскрыть функции заместителя Председателя Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан;

3. охарактеризовать деятельность Президиума Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан;

4. рассмотреть порядок организации и деятельности Государственного Собрания, его постоянных комитетов, комиссий;

5. также охарактеризовать права депутатов Государственного Собрания;

6. определить сущность и структуру Секретариата Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан;

7. выявить основные аспекты в деятельности Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан.

С практической точки зрения имеются видимые проблемы по той причине, что Государственное Собрание Республики Башкортостан не занимает пока того места в жизни общества, которое должно было бы в принципе иметь. Основное назначение парламентского контроля состоит в том, чтобы парламент от имени, избравшего его народа обеспечивал надлежащий контроль за деятельностью исполнительной власти.

Теоретическое значение состоит в том, что происходит совершенствование законодательства, так как оно не идеально и может иметь место пробел в праве, который необходимо ликвидировать.

Нормативно-правовую базу данной курсовой работы составляют:

- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием на референдуме 12 декабря 1993 г. с изменениями, внесенными Указами Президента РФ от 25 июня 2003г. №-841, Федеральными конституционными законами от 25 марта 2004 г. № 1-ФКЗ.

- Конституция Республики Башкортостан. Принята Верховным Советом республики Башкортостан 24 декабря 1993г. № ВС-22/15, с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Башкортостан от 03.11.2000г. № 94-З, Законом Республики Башкортостан от 03.12.2002г. № 369-З, Законом Республики Башкортостан то 15.06.2006г. № 322-З, введена в действие Законом Республики Башкортостан от 24.12.1993г.№ВС-22/16;

Теоретическую основу составляют работы:

Еникеева З.И., Еникеева А.З., Азнагулова В.Г., Хамитоваа З.Г., Маликова М.Ф., Искужина Т.С., в которых дана характеристика и общие положения о деятельности Государственного Собрания Республики Башкортостан.

Методология и методика исследования основывается на общенаучных методах, таких как описательный, аналитический, функциональный и частнонаучном методе – формально-юридическом.

Глава 1. Структура Парламента Республики Башкортостан

1.1. Деятельность Председателя Государственного Собрания - Курултая

Республики Башкортостан

Высшим и единственным - законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Башкортостан является Государственное Собрание - Курултай - Республики Башкортостан (далее - Государственное Собрание).

Государственное Собрание является постоянно действующим органом законодательной власти Республики Башкортостан.

Государственное Собрание состоит из 120 депутатов.

Государственное Собрание избирается сроком на пять лет.

Государственное Собрание является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов Государственного Собрания.

Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается в количестве 25 человек. 1

Особенностью Государственного Собрания Республики Башкортостан является то, что здесь предусмотрена должность Председателя Государственного Собрания, который ведет заседания Государственного Собрания и ведает его внутренним распорядком. 2

Председатель Государственного Собрания Республики Башкортостан избирается из числа депутатов Государственного Собрания большинством голосов от установленного числа депутатов тайным голосованием и осуществляет свои полномочия на профессиональной постоянной основе.

Председатель Государственного Собрания Республики Башкортостан:

1) ведет заседания Государственного Собрания Республики Башкортостан;

2) ведает вопросами внутреннего распорядка деятельности Государственного Собрания Республики Башкортостан;

3) организует работу Президиума Государственного Собрания Республики Башкортостан;

4) осуществляет, общее руководство деятельностью секретариата Государственного Собрания Республики Башкортостан;

5) назначает соответствующий постоянный комитет Государственного Собрания ответственным за подготовку законопроекта, внесенного в Государственное Собрание субъектом права законодательной инициативы, к рассмотрению Государственным Собранием, а в случае, если вопросы, регулируемые законопроектом, относятся к ведению и другого постоянного комитета Государственного Собрания, назначает данный постоянный комитет Государственного Собрания соисполнителем по законопроекту, направляет законопроект для рассмотрения в постоянные комитеты Государственного Собрания, при необходимости другим субъектам права законодательной инициативы и определяет срок подготовки отзывов, предложений и замечаний (поправок) к законопроекту;

Объект курсовой работы – парламент Республики Башкортостан, как орган, осуществляющий законодательную власть. Предмет курсовой работы – структура и деятельность парламента Республики Башкортостан, как его составляющие. Цель курсовой работы - исследование основных аспектов в деятельности парламента Республики Башкортостан.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Структура Парламента Республики Башкортостан 8
1.1. Деятельность Председателя Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан 8
1.2. Деятельность Заместителя Председателя Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан 11
1.3 Президиум Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан 11
1.4 Полномочия Президиума Государственного Собрания 12
1.5 Порядок организации и деятельности Государственного Собрания, его постоянных комитетов, комиссий 14
1.6 Права депутатов Государственного Собрания 16
1.7 Секретариат Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан 17
Глава 2. Деятельность Парламента Республики Башкортостан 22
Заключение 30
Список используемой литературы 33

Работа содержит 1 файл

Парламент РБ.doc

Глава 1. Структура Парламента Республики Башкортостан 8

1.1. Деятельность Председателя Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан 8

1.2. Деятельность Заместителя Председателя Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан 11

1.3 Президиум Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан 11

1.4 Полномочия Президиума Государственного Собрания 12

1.5 Порядок организации и деятельности Государственного Собрания, его постоянных комитетов, комиссий 14

1.6 Права депутатов Государственного Собрания 16

1.7 Секретариат Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан 17

Глава 2. Деятельность Парламента Республики Башкортостан 22

Список используемой литературы 33

Актуальность данной курсовой работы. Парламентаризм в Республике Башкортостан имеет богатую историю, пройденный путь его становления извилист и труден. Опыт представительной и законодательной деятельности в республике, вне сомнения, заслуживает глубокого изучения и практического применения. Парламентаризм — это индикатор демократии.

История парламентаризма в Башкортостане уходит корнями в глубь веков. Она зарождается с незапамятных времен, когда народ начинает осознавать сам себя, сообща решать насущные вопросы, касающиеся его жизнедеятельности. Общественная жизнь башкир, их деятельность непосредственно связаны с реализацией демократического принципа решения приоритетных общественных вопросов на народном собрании – курултае, где обсуждались вопросы войны и мира, формирования союзов племен, общественного управления, владения земельными наделами и иные важные вопросы. Традиционным демократическим институтом народного представительства всего башкирского народа стали все башкирские йыйыны, где каждый совершеннолетний мужчина имел право голоса. Они традиционно проводились на горе Сиснактау, расположенной несколько южнее от г. Уфы – столицы Республики Башкортостан.

Другой важной формой проявления парламентаризма в общественной жизни башкир стал совет аксакалов, который включал представителей племени, имеющих несомненный авторитет, пользующихся уважением сородичей. Совет аксакалов на основе соблюдения народных традиций и обычаев, а также обмена мнениями и внимательного изучения сущности и содержания вопроса выносил решения, которые являлись обязательными для всех членов рода. Эти и иные формы реализации представительской функции, выражения и соблюдения интересов населения, являясь неформальными, сохранились в общественной жизни вплоть до конца XVII в., когда начинает внедряться кантонная система осуществления государственной власти.

Становление современной парламентской системы Башкортостана начинается с начала 90-х годов XX в., когда в общественной жизни большую роль начинают играть принципы плюрализма, многопартийной системы, свободы слова, печати, собраний и др. Представительство в органах законодательной власти основывалось на принципе конкурентности, когда депутаты для избрания в парламентский орган вынуждены были бороться за голоса избирателей на основе выдвижения привлекательных проектов общественного устройства, решения приоритетных задач, соблюдения интересов населения и принципа законности. О начале реализации этих основных принципов парламентаризма наглядно свидетельствует избрание, организация и деятельность Верховного Совета Республики Башкортостан XII созыва. В его работе четко проявился учет и соблюдение им интересов населения, что является одним из основных характеристик парламентаризма.

Дальнейшее его развитие в России и в Башкортостане должно способствовать укреплению демократии, усилению результативности государственного механизма в обеспечении прав и свобод народов, каждого человека.

Государственная власть в Республике Башкортостан осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Государственную власть в Республике Башкортостан осуществляют Государственное Собрание Республики Башкортостан, Президент Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан, местные органы государственной власти Республики Башкортостан, суды Республики Башкортостан.

Высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Башкортостан является Государственное Собрание - Курултай - Республики Башкортостан.

В составе Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан четвертого созыва – 6 женщин, 114 мужчин. В состав парламента из представителей исполнительных органов государственной власти вошли 2 человека, правоохранительных органов – 1, экономики – 70, здравоохранения – 7, образования, науки – 15, культуры, искусства, спорта – 2, средств массовой информации – 1, других сфер деятельности – 16 человек. 119 депутатов имеют высшее образование, из них юридическое образование имеют – 12, экономическое образование – 7 человек. Ученые степени имеют 29 депутатов, из них докторов наук – 16, кандидатов наук – 13 человек.

Главой и высшим должностным лицом Республики Башкортостан является Президент Республики Башкортостан.

Объект курсовой работы – парламент Республики Башкортостан, как орган, осуществляющий законодательную власть.

Предмет курсовой работы – структура и деятельность парламента Республики Башкортостан, как его составляющие.

Цель курсовой работы - исследование основных аспектов в деятельности парламента Республики Башкортостан.

В данной курсовой работе можно поставить следующие задачи:

1. раскрыть функции Председателя Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан;

2. раскрыть функции заместителя Председателя Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан;

3. охарактеризовать деятельность Президиума Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан;

4. рассмотреть порядок организации и деятельности Государственного Собрания, его постоянных комитетов, комиссий;

5. также охарактеризовать права депутатов Государственного Собрания;

6. определить сущность и структуру Секретариата Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан;

7. выявить основные аспекты в деятельности Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан.

С практической точки зрения имеются видимые проблемы по той причине, что Государственное Собрание Республики Башкортостан не занимает пока того места в жизни общества, которое должно было бы в принципе иметь. Основное назначение парламентского контроля состоит в том, чтобы парламент от имени, избравшего его народа обеспечивал надлежащий контроль за деятельностью исполнительной власти.

Теоретическое значение состоит в том, что происходит совершенствование законодательства, так как оно не идеально и может иметь место пробел в праве, который необходимо ликвидировать.

Нормативно-правовую базу данной курсовой работы составляют:

- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием на референдуме 12 декабря 1993 г. с изменениями, внесенными Указами Президента РФ от 25 июня 2003г. №-841, Федеральными конституционными законами от 25 марта 2004 г. № 1-ФКЗ.

- Конституция Республики Башкортостан. Принята Верховным Советом республики Башкортостан 24 декабря 1993г. № ВС-22/15, с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Башкортостан от 03.11.2000г. № 94-З, Законом Республики Башкортостан от 03.12.2002г. № 369-З, Законом Республики Башкортостан то 15.06.2006г. № 322-З, введена в действие Законом Республики Башкортостан от 24.12.1993г.№ВС-22/16;

Теоретическую основу составляют работы:

Еникеева З.И., Еникеева А.З., Азнагулова В.Г., Хамитоваа З.Г., Маликова М.Ф., Искужина Т.С., в которых дана характеристика и общие положения о деятельности Государственного Собрания Республики Башкортостан.

Методология и методика исследования основывается на общенаучных методах, таких как описательный, аналитический, функциональный и частнонаучном методе – формально-юридическом.

Глава 1. Структура Парламента Республики Башкортостан

1.1. Деятельность Председателя Государственного Собрания - Курултая

Республики Башкортостан

Высшим и единственным - законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Башкортостан является Государственное Собрание - Курултай - Республики Башкортостан (далее - Государственное Собрание).

Государственное Собрание является постоянно действующим органом законодательной власти Республики Башкортостан.

Государственное Собрание состоит из 120 депутатов.

Государственное Собрание избирается сроком на пять лет.

Государственное Собрание является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов Государственного Собрания.

Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается в количестве 25 человек. 1

Особенностью Государственного Собрания Республики Башкортостан является то, что здесь предусмотрена должность Председателя Государственного Собрания, который ведет заседания Государственного Собрания и ведает его внутренним распорядком. 2

Председатель Государственного Собрания Республики Башкортостан избирается из числа депутатов Государственного Собрания большинством голосов от установленного числа депутатов тайным голосованием и осуществляет свои полномочия на профессиональной постоянной основе.

Председатель Государственного Собрания Республики Башкортостан:

1) ведет заседания Государственного Собрания Республики Башкортостан;

2) ведает вопросами внутреннего распорядка деятельности Государственного Собрания Республики Башкортостан;

3) организует работу Президиума Государственного Собрания Республики Башкортостан;

4) осуществляет, общее руководство деятельностью секретариата Государственного Собрания Республики Башкортостан;

5) назначает соответствующий постоянный комитет Государственного Собрания ответственным за подготовку законопроекта, внесенного в Государственное Собрание субъектом права законодательной инициативы, к рассмотрению Государственным Собранием, а в случае, если вопросы, регулируемые законопроектом, относятся к ведению и другого постоянного комитета Государственного Собрания, назначает данный постоянный комитет Государственного Собрания соисполнителем по законопроекту, направляет законопроект для рассмотрения в постоянные комитеты Государственного Собрания, при необходимости другим субъектам права законодательной инициативы и определяет срок подготовки отзывов, предложений и замечаний (поправок) к законопроекту;

Читайте также: