Имеет ли право школьный психолог ставить диагноз

Обновлено: 30.06.2024

Многие родители беспокоятся относительно результатов тестирования, нередко не соглашаясь с ними и не учитывая рекомендации специалистов. Основные опасения родителей связаны с тем, что они недостаточно информированы о работе школьных служб, работе психолога при проведении диагностики, отсутствует представление о том, как проходит диагностика ребенка. Бывает и так, что не очень удачный опыт общения со специалистом вызвал нежелание обращаться к психологам вообще. Особенно родители переживают, если ребенку предлагают посещение коррекционных занятий.

Обратимся к основному закону в сфере образования, который закрепляет необходимость получения от родителей согласия на осуществление деятельности психолога.

  1. Организацию социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (ст.28 Закона).
  2. Оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации и т. д. (ст. 42 Закона).

Оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Таким образом, школа должна предложить родителям, дети которых учатся неудовлетворительно, нарушают правила поведения в школе, проявляют признаки агрессии, девиантного поведения, имеют психофизиологические особенности, являются детьми с ОВЗ, помощь школьного психолога. Такая помощь может включать в себя и тестирование, и коррекционно-развивающие занятия, и беседу и т. д.

Закон определяет, что психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:

1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;

3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;

4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

Не следует путать проведение диагностики школьным психологом и диагностики, которая проводится в рамках ФГОС. Например, тестирование метапредментных навыков, или итоговое тестирование знаний по различным предметам. Тестирование знаний проводится со всеми детьми без исключения.

Психологическое тестирование и оказание психологической помощи обязательно должно осуществляться с согласия родителей обучающихся.

Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей/законных представителей (п.3 ст.42 Закона). Чаще всего в школах раздают бланки, где родители ставят свою подпись и соглашаются/или не соглашаются на работу школьного психолога с их ребенком. Бланк согласия обычно содержит информацию о психологе, который проводит работу с детьми, видах деятельности, которые сопровождают образовательный процесс.

Если у ребенка возникли трудности в обучении или поведении, а у него нет согласия родителей на оказание ему помощи со стороны психолога, то родители могут обратиться за помощью в психологический центр. Родители имеют право получать информацию о всех видах планируемых обследований для учащихся (психологических, психолого-педагогических), давать согласие на проведение таких обследований или отказаться от их проведения и участия в них ребенка (ст. 44 Закона). Родители имеют право обратиться с запросом к психологу и получить данные обследования. Также родители имеют право присутствовать при обследовании детей ПМПК, присутствовать при обсуждении результатов обследования, высказать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей. Нередко родители хотят присутствовать и при проведении диагностики школьным психологом — это не запрещено.

Если психолог провел диагностику или коррекционно-развивающую работу без согласия родителей, то это может считаться незаконным вмешательством в частную жизнь.

На основании данного стандарта следующая категория обучающихся имеет право на получение психологической помощи в образовательном учреждении:

  • лица с ограниченными возможностями здоровья;
  • несовершеннолетние, испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
  • несовершеннолетние обучающиеся, признанные в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления.

Организацию социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Данное тестирование также проводится на основании информированного согласия родителей обучающихся в возрасте до 15 лет. Если обучающемуся уже есть 15 лет, то он самостоятельно и добровольно решает будет он проходит такое тестирование или нет.

Диагностика должна обеспечивать соблюдение конфиденциальности при проведении тестирования и хранении результатов тестирования.

Какое бы тестирование обучающегося не проходило в школе, необходимо помнить, что оно должно проводиться в интересах обучающегося и способствовать созданию оптимальных условий развития ребенка. Необходимым условием успешной работы всех школьных служб является контакт с родителями обучающегося и их доверие к проводимой в школе работе.


ПМПК на учёт не направляет


Юлия Камал, председатель Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов:

Заключения комиссии носят рекомендательный характер, окончательное решение о том, как будет учиться ребёнок, всё равно остаётся за родителями.

По итогам врачебной комиссии может прозвучать устная рекомендация показать ребёнка психиатру.

Если ребёнку нужна психиатрическая помощь, уклоняться от неё не стоит. Помните, консультация психиатра – это еще не учет.

Родители видят ребёнка каждый день и, случается, привыкают к некоторым его особенностям, на которые у врачей может быть свой взгляд. Например, задержка психо-речевого развития может свидетельствовать о серьёзных проблемах. К сожалению, существует и агрессия, и аутоагрессия. Такой ребёнок может причинить вред себе или другим детям в школе. И такой ребёнок должен получать помощь.

С советских времён, когда психиатрия была, в том числе, карательной, мы её боимся. Но сейчас нужно относиться к ней разумно. Правильно подобранные методики и препараты, данные вовремя, принесут ребёнку пользу.

Разумеется, он не сможет работать пилотом или сотрудникам МЧС, но это не значит, что он не сможет овладеть другими профессиями.

К тому же психиатрические диагнозы сейчас закрыты, зашифрованы и защищены законом о психиатрической помощи и законом о сохранении врачебной тайны так, что даже родителям документы из больницы выдаются в закрытом конверте.

Данные о том, что ребёнок стоит на учёте или его диагнозе нигде не записываются. Все сведения о диагнозе и постановке на психиатрический учёт сохраняются только внутри системы психиатрической помощи.

Конечно, есть случаи, когда закон не соблюдается, но мы с этим боремся.

Если ребёнок своим поведением наносит вред окружающим и страдает сам, но родители его признавать ситуацию не хотят, школа может обратиться в органы опеки, для защиты прав прежде всего этого ребенка на надлежащую медицинскую помощь и образование.

– Я прекрасно понимаю родителей, которые пытаются психиатров избежать. Ведь детской психиатрии как специальности у нас фактически нет. От Запада мы здесь отстаём на несколько десятков лет.

И все же в большинстве случаев психиатра никто не заменит. Родители далеко не всгда могут заметить и вовремя распознать болезнь. И уж совсем не знают иногда, куда с чем обращаться.

Можно ли сохранить диагноз в тайне?

Елена Багарадникова:

– У нас есть законы о личной и врачебной тайне. Но наши законы устроены так, что сами себе противоречат. Например, когда мы приходим на ПМПК, мы приносим туда открытые формулировки диагнозов. То есть, на самой комиссии оглашаем конфиденциальные сведения, которые сообщил нам врач.

Если ребёнок с РАС, его заболевание будет упомянуто прямо в типе учебной программы. Здесь сохранить тайну диагноза не получится.

С другой стороны, независимо от бумаг и диагнозов, если ребенок уже учится в школе и, например, медленно читает, думает и плохо говорит – педагоги всё равно заметят.

И если родители будут настаивать на том, что ребёнок нормотипичен, требовать с него начнут по норме. Ребёнок пострадает.

Часто родители боятся, что диагноз запишут ребёнку в школьную медицинскую карточку, его прочитает школьная медсестра, это станет известно от нее другим взрослым и детям, и ребенка задразнят в школе.

Но гораздо вероятнее, что ребёнка задразнят просто оттого, что увидят и не поймут особенности самого ребёнка, а не его диагноз.

То же самое произойдёт при поступлении ребёнка в институт – он не во всех случаях сможет успешно сдать экзамены или после обучения не сможет работать по какой-то специальности в силу его собственных дефицитов, если они не были учтены при выборе профессии.


Елена Багарадникова:

Если у ребенка плохо развивается речь, это повод для обращения к психиатру. ЗПР (задержка психического развития) – это, несомненно, диагноз, связанный с различной степенью когнитивных нарушений, и для постановки этого диагноза надо посетить психиатра.

Сотрудники ПМПК, которые рекомендуют обратиться к психиатру, должны объяснить цель этого посещения. Например, для того, чтобы официально установить диагноз. Или чтобы уточнить основной или сопутствующий диагноз.

Как обратиться к психиатру бесплатно и можно ли сняться с учета


Порядок обращения к психиатру в Москве различается для детей, имеющих временную и постоянную регистрацию.

Услуги психиатров не входят в ОМС. Дети с временной регистрацией смогут получить в поликлинике справки от других врачей, а за заключением психиатра их, скорее всего, направят в платные отделения клиник.

Однако есть совершенно законный и простой способ получить всё необходимое бесплатно.

Ребёнка с немосковской регистрацией можно показать любому психиатру из федерального центра, где всех россиян обязаны принять бесплатно. В федеральную клинику можно прийти без направления.

Для детей с московской регистрацией можно получить заключение в детских отделениях психо-неврологических диспансеров (ПНД), либо в двух психиатрических детских больницах – НПЦ ПЗДП им. Сухаревой (бывшая шестая больница) и НПЦ ДП (бывшая восемнадцатая больница). Оба центра обладают необходимым штатом врачей, чтобы провести комплексное обследование.

Даже если на учёт вы встали, в любой момент можете написать заявление о снятии с учёта в ПНД.

Что рекомендует ПМПК


Каждая программа имеет четыре уровня.

Например, программа 6-1 – это адаптированная программа для опорников, цензовая, рассчитанная на сроки, в которые осваивает школьную программу обычный ребёнок.

(Цензовыми называются программы, после которых ребёнок может сдавать ОГЭ или экзамен в классической форме и получить после окончания школы аттестат.)

VI-2 – это цензовая программа с освоением в пролонгированные сроки (5 или 6 лет в начальной школе).

VI-3 – это программа нецензового уровня. У ребёнка, которому рекомендован такой уровень обучения, к проблемам с опорно-двигательным аппаратом присоединяется легкая умственная отсталость. В школе он осваивает навыки не столько академические, сколько бытовые и профессиональные.

VI-4 – адаптированная программа для детей с двигательными нарушениями и тяжелой или глубокой умственной отсталостью, где овладение жизненными компетенциями преобладает.

Для детей с тяжелой умственной отсталостью и\или тяжелыми множественными нарушениями разрабатывается СИПР – специальная индивидуальная программа развития.

Третий и четвёртый уровни предполагают выдачу свидетельства об окончании школы при условии сдачи экзамена по труду.

Справку же, которой так боятся родители, получают дети, которые не смогли сдать итоговую аттестацию, или же дети с тяжелыми множественными нарушениями, для которых дальнейшее профессиональное обучение не является приоритетом.

Дети, получившие свидетельство об окончании школы поступают в колледжи на бюджетные места, без конкурса. В Москве также есть колледжи, куда принимают детей и со справками.

Иллюстрации: Оксана Романова

Сейчас уже мой сын учится в пятом классе. А до этого четыре года начальной школы учительница начальных классов направо и налево всем ученикам, особенно мальчикам ставила диагнозы. Её любимый был: "У всех мальчиков в нашем классе гиперактивность". Завуч так вообще перед приёмом в школу заявила, у таких детей,как ваш, развивается тремор и недержание мочи. (школа английская). Несмотря на все угрозы мы уже в 5-м классе. А вы сталкивались с такими учителями, и как с этим бороться?

А почему бы эту слишком много берущую на себя училку (гордым словом "учитель" назвать её не могу) напрямую не спросить: "У Вас есть медицинское образование, чтобы ставить ребёнку клинический диагноз?" Конечно, это неделикатно, но если терять Вам нечего, то предложите поставить ей лично какой-нибудь диагноз по психиатрии. Уж поверьте, из специализированного учебника Вы много что почерпнёте. Если намереваетесь оставить ребёнка в школе, то делать этого не советую: отыграются на нём по полной программе. А уж заявление завуча по поводу того, что может развиться в дальнейшем у Вашего ребёнка - это уж вообще залезание не в свою компетенцию. Постановка диагноза - дело врача-специалиста, но уж никак не педагога! Не кажется ли Вам, что в вашей школе педагоги выходят за рамки своих полномочий?

То что у учителя не медицинское образование, я ей говорила прямо в лицо. Впрочем, она всё равно стояла на своём. — 9 лет назад

Попробуйте записать на диктофон превышение учителем своих полномочий и предоставить в департамент образования вместе с жалобой. — 9 лет назад

Это бестактность, антипедагогичность и бескультурье. Налицо отклонение от нормы, которое некоторые считают профессиональным заболеванием, а на самом деле это самовлюблённость, хамство и вседозволенность, нарушение педагогической этики. Если называть вещи своими именами, то это самое настоящее преступление, потому что такой с маленькой буквы учитель влияет на становление характера, на самооценку ребёнка, на его будущее.

Это не диагнозы. Это рекомендации, которые педагог ОБЯЗАН давать Вам, как родителям. Учителя - это прежде всего педагоги-профессионалы, и нам (я тоже по образованию педагог) давали знания, достаточные для того, чтобы выяснить чем ребенок страдает и посоветовать родителям ребенка обратиться в к невропатологу, психологу или к психиатру. Я тоже вижу таких деток и считаю себя в праве сделать рекомендацию родителям малыша.

Другое дело в Вашем случае: педагоги могут и обязаны рекомендовать, но ставить диагноз они не в праве, это делает только врач, к которому обратятся родители по рекомендации педагога. И только врач назначит лечение, если оно необходимо.

В случае с гиперактивностью, если уж педагоги говорят Вам об этом, следует насторожиться и не пускать это на самотек. Ребенку самому тяжело от своей чрезмерной активности, а Вы, как родители, обязаны ему помочь.

Согласен.Однако следует сказать что педагог,как и врач,должен быть корректен и аккуратен в своих словах,что не всегда и не всегда. )+ — 9 лет назад

как правило, если ребёнок ходил в детский сад. то гиперактивность выявляется в дошкольном возрасте, и такой ребёнок уже находится под наблюдением врачей. Учительница не имела право так судить о всех детях, тем более рассказывать налево и направо.Если дети активны, это ещё не означает, что у них гиперактивность, это несколько разные понятия. — 9 лет назад

Скорее всего учительница слишком подсела на какую-то определенную книжку или теорию, и завуча, возможно, подсадила:)
А, вообще, мне кажется - хорошо, когда ребенок активный, а не прячется от всех по углам. Другое дело, преподавателям легче работать со спокойными детьми, потому что их не надо успокаивать и постоянно прикладывать усилия к тому, чтоб удержать их внимание, — 9 лет назад

Учитель имеет право говорить всё, что он думает о ребёнке которого учит. НО! Лично родителям и без свидетелей - это первое. И не безапеляционным, а рекомендательным тоном - это два.

А нужно это в первую очередь самим родителям, чтобы принять решение о том, что надо следовать рекомендациям учителя, полностью или в какой-то части. Или что надо срочно бежать вместе с ребёнком от этого учителя. И такое тоже бывает.

Нет, не имеет право учитель ставить детям диагнозы. Диагноз имеет право ставить только врач. А если у учителей есть какие-то знания и они "что то видят" у ребёнка-то сообщать учитель это должен только родителю, без присутствия рядом ребёнка и посторонних ушей-других родителей и т.д., то есть наедине. Я бы всерьёз к такой ерунде не относилась. Мало ли кто что говорит? Если врач говорит, что этих проблем у ребёнка нет , то не обращать внимания на "компетентных в медицине" учителей. Как бороться? Хорошенько и в красках нажаловаться ДИРЕКТОРУ школы. И на учителя и на завуча. А потом "для профилактики" ещё и в министерство образования. Может, хоть выговор сделают, поругают, заставят задуматься. Ну или найдите ребёнку другую школу с нормальными учителями с большой буквы, которые справляются с любыми детьми- и с гиперактивными и с СДВГ и никого не выделяют- а повышают СВОЙ уровень преподавания.

Ну то что вы перечислили, это все не диагнозы, а просто проявления каких-то потенциально присутствующих в организме ребенка проблем или определенных болезней. В частности гиперактивность, связана с психотипом ребенка, его мозгом и психикой в целом. Учитель может обозначить что по его мнению есть такая проблема, но подтвердить эту психическую акцентуацию или потологию и сделать уже диагнозом, должен психиатр.

Что же касается недержание мочи и тремора, то это вообще просто внешние проявления потенциальных болезней. Тремор это дрожание конечностей и если учитель его обнаружил у ребенка, то конечно он может посоветовать родителям этого ребенка сводить того к врачу. Тоже самое касается недержание мочи, ведь если ребенок систематически не может добежать до туалета, то оно по факту есть и нужно учителю сказать об этом родителям ребенка и посоветовать им, что бы они сводили школьника к врачу.

Согласно положению о защите прав ребенка ,учитель не может говорить о диагнозе психиатрии.

Если такой диагноз есть, то он ставиться в достаточно раннем возрасте, на основании обследования врача, и проявляется как патология. В более старшем возрасте проявление некоей неадекватности, говорит о педагогической запущенности ребенка, о отсутствии правильного воспитания или нормальной среды воспитания.

Ребенок на 20 % дублирует поведение родителей, на 50 % - дублирует свою среду обитания, как правило -это опять же его семья. Яркое проявление некорректности к взрослым прежде всего диктуется тем внутренним конфликтом, который произошел в ребенке и вызван взрослыми: лицемерие, ложь, обман ,разводы и многие другие факторы порождают внутриличностный конфликт ребенка.

К сожалению психологи, особенно школьные, не владеют в большинстве случаев должным иструментарием для решения проблем. Реальную помощь могут оказать хорошие психотерапевты и бесмедикаментозным путем. Расстановщики по Хелленгеру быстрее найдут причину конфликта. Медикаментозный путь - путь уничтожения ребенка как личности и как мыслящего существа.Решать конфликты можно только с мыслящим человеком, а не подавленным психотропами. Дети подавленные психотропами теряют способность к обучению.А гиперактивные чаще всего бывают очень талантливыми детьми. Всем счастья, терпения , мудрости на пути воспитания детей. Не жалейте денег на психотерапевта, вы их больше истратите на убийство ребенка психотропами.


Добрый день!
Прошу помочь советом в следующей ситуации.
Сын учится в 4 классе.
По результатам Пмпк рекомендована программа для детей с зпр 7.2, занятие с психологом, логопедом, дефектологом. Данных специалистов в школе нет.
Получается тупиковая ситуация заключение с рекомендациями есть, а реальной помощи нет.
Какие есть варианты для меня, как мамы, помочь своему ребёнку, как добиться реальной помощи?




Звоните в отдел образования. В школе Вам могут говорить все, что угодно, но Вы удивитесь, как звонок в отдел образования быстро сдвинет дело с мертвой точки.

В свой школе можно попросить письменный ответ от директора - какие шаги они готовы Вам предложить по результатам пройденной ПМПК.


,
автор, в Пионерском районе есть школа с коррекционными классами. Школа №146. Но по факту особой работы психолога, дефектолога и логопеда нет. Есть видимость работы в началке, в среднем совсем нет. Но классы до 12 человек, программа общеобразовательная и система оценивания +1 балл.



Вы думаете от спецов в школе, которые получают копеечные зарплаты, все время пишут планы и кого то заменяют прямо будет толк


Вам обязаны предоставить специалистов в соответствии с заключением комиссии
Если нет в школе, они ищут в других образовательных организациях, и вы ходите туда на занятия.
Пусть пишут офиц ответ. С ним в УО.

Для моего ребёнка взяли на ставку психолога. Дефектолога нет. Но ругаться с ними не стала. Этих специалистов в городе для нашего возраста в принципе по пальцам пересчитать


думаете от спецов в школе, которые получают копеечные зарплаты, все время пишут планы и кого то заменяют прямо будет толк

Учителя же работают за такие зарплаты и единицы отказываются от школьного образования в пользу семейного, большинство ведут детей в обычные школы к учителям с копеечными зарплатами.


Спасибо за совет.
Они могут только в других образ организациях искать или можно нанять специалиста по договору подряда?



Убийца медвежат,
Извините, ещё спрошу.
Вы увидели улучшения в обучении ребёнка после перевода на аооп?
Что она даёт в реальности когда по факту нет специалистов? Какие есть иные плюсы?


Вы думаете от спецов в школе, которые получают копеечные зарплаты, все время пишут планы и кого то заменяют прямо будет толк

У меня сын ПМК по логопроблемам проходил и у нас отличный логопед в школе и занятия 5 дней в неделю. Школа обычная, дворовая




А по поводу рекомендаций, хоть и кошмарили меня в теме о новой школе, все случилось. Не сразу, первый год работают, это понятно.
Но к диалогу все готовы, подход директора очень порадовал.
В прежней школе был только психолог, в штате остальных не было. В новой только логопед. Ну, будем реалистами, хоть что то. Из кармана спецов не вынуть.


Это их проблемы, как они будут выходить из ситуации. Государство у нас козлячее, ставит в такие рамки школы.
Но это ваш ребёнок, и если ему нужен специалист, то пусть его предоставят.
Другой момент, что предоставить могут в неудобном месте и в неудобное время, и если вы окажетесь, то они заявят, что специалиста предоставили, а вы отказались.

Вы увидели улучшения в обучении ребёнка после перевода на аооп?
Что она даёт в реальности когда по факту нет специалистов? Какие есть иные плюсы?

Это тоже чисто на бумаге.
Тут есть нюанс.
Дети с такими диагнозами имеют право на послабление. То есть все пишут контрольную, а у него перед глазами может лежать таблица умножения или порядок разбора. Времени давать больше должны.
Но это выделит вашего ребёнка, и др дети начнут задавать вопросы.
Оценки ставят как бы другие. Но по факту все равно тройки.

Будет сдавать два экзамена.
Кормят бесплатно полноценно 2 раза в день. Мой спортсмен, мне это очень удобно.

С такими детьми нужно много, регулярно заниматься дома самой. Ни один специалист в этом не поможет. Мама и ещё раз мама
Регулярные физио процедуры и возможно препараты.

Это компенсируется со временем. И будет обычный ребёнок


,
Простите, спрошу у вас.
Тоже сын в 4 классе. Проблемы были всегда, но сейчас программа сложнее, и у нас совсем тупик.
Занимаемся много. Два раза в неделю нейропсихолог, бассейн, дома тоже спуску не даю. Плюс ещё витамины и ноотроп. Но вот не идёт учёба. Русский и математика стоит на уровне детского сада. В прошлом году начали проходить специалистов для пмпк, но из-за ковид бросили, думали за лето сами подтянем. А сейчас учитель снова рекомендует пройти. Но от школы ни каких направлений не дают.

Вопрос собственно в том, как это вообще сделать самостоятельно, и где? И можно ли пройти специалистов в платной клинике?



Пмпк рекомендована программа для детей с зпр 7.2, занятие с психологом, логопедом, дефектологом. Данных специалистов в школе нет.


Это проблемы администрации школы. Если в штате нет специалистов, то должны предложить вам вариант занятий (бесплатных) в другом учреждении. Начните с того, что напишите в школу заявление на предоставление условий в соответствии с заключением ПМПК (и без него должны предоставить, но "забывают"). Ставку на одного ребенка не дадут, конечно, есть нормы. А на 0.01 ставки (образно) никто не пойдет работать. Но сомнительно, что ребенок такой в школе один. Нет запроса - нет ставок. А родители зачастую просто принимают, что в школе нет специалистов .
Занятий в школе может быть недостаточно, это другой вопрос. Но они должны быть.


Вопрос собственно в том, как это вообще сделать самостоятельно, и где? И можно ли пройти специалистов в платной клинике?

Я инициировала сама.
Это наша 4 комиссия, никогда никто не отправлял, сами инициировали.
В Екатеринбурге несколько пмпк, на их сайтах есть списки документов. Собираете их и записываетесть сами на сдачу документов на пмпк, после проверки документов, они назначат дату прохождения пмпк.
Врачей проходили в детской поликлинике.



Делаю это с 4 лет ребёнка.
Сами члены комиссии сказали,, что этого для успешного усвоения даже аооп недостаточно. Нужно именно школьное образование.

Читайте также: