Имеет ли право отчим ходить в школу на собрание

Обновлено: 28.06.2024

В данной статье речь пойдет о том, какую роль играют родительские собрания в воспитании ребенка и является ли посещение родительских собраний обязанностью родителя.

Основания возникновения прав и обязанностей родителей и детей, закреплены в ст. 47 Семейного кодекса РФ, которая гласит о том, что права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке.

Это значит, что с появлением в Вашей семье ребенка у Вас возникает ряд прав и обязанностей, в том числе:

  • Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей;
  • Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей;
  • Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей;
  • Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами;
  • Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования;
  • Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Все вышеперечисленные права и обязанности родителей закреплены законодательно в ст. 63 Семейного кодекса РФ.

В числе прочих обязанностей каждого родителя является обязанность обеспечить получение ребенку общего начального образования.

Школа – это социально значимый институт, способствующий формированию социально зрелой личности каждого ребёнка, которая играет важную роль в воспитании ребёнка.

Родительское собрание в школе прежде всего, это основная форма совместной работы родителей и учителей на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома.

На родительском собрании должны решаться вопросы согласования, координации и объединения усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Родительские собрания проводятся и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активизировать их роль в жизни класса, повысить ответственность за воспитание своих детей.

Любое образовательное учреждение, является юридическим лицом (организацией) и соответственно имеет Устав. В Уставе прописываются основные цели и задачи учреждения, а также права и обязанности педагогических работников, детей, и родителей.

В числе прочих обязанностей родителей в Уставе школы может быть прописана обязанность родителя поддерживать тесную связь с администрацией школы и классным руководителем, регулярно посещать родительские собрания.

Следует отметить, что данная обязанность родителей устанавливается школой не в целях наложить обязанность неукоснительно соблюдать устав. Устав школы принимается и утверждается его учредителем без участия родителей. Возложение обязанности на родителей соблюдать устав в части посещения родительских собраний является ни чем иным, как дополнительной мотивацией родителей к совместному участию в воспитании ребенка.

Ни Кодексом об Административных правонарушениях РФ ни Уголовным кодексом РФ, ни каким другим нормативно-правовым актом не предусмотрена ответственность за непосещение родительских собраний.

Таким образом нельзя однозначно утверждать о том, что участие на родительском собрании является обязанностью каждого родителя.

Присутствовать родителям на собрании или нет – это индивидуальное дело каждого родителя и зависит от степени его желания участвовать в воспитании и социальном развитии Вашего ребенка и скорее является правом, чем обязанностью. Но, прежде чем принимать решение посещать родительское собрание или нет, родитель должен принять во внимание, будет ли полным его представление о личности ребенка и адекватности принимаемых воспитательных мер к нему без взаимодействия с учебным заведением и информации о том, как ребенок адаптируется и ведет себя в обстановке, отличной от домашней.

Подводя итог под настоящей статьей, можно сказать, хоть обязанность и не может быть возложена на родителя посещать родительские собрания, родители все же обязаны посещать учебное заведение, интересоваться жизнью и успеваемостью ребенка. И уже на основании этого делать выводы и принимать соответствующие меры.

На сегодняшний день практически в каждой общественной сфере существуют права и обязанности задействованных в ней лиц. Это касается и обучающихся в российских общеобразовательных учреждениях.

Каждый ребенок, переступивший школьный порог, должен знать свои права и обязанности.

Права школьника регламентируются Уставом школы, в которой он проходит обучение. Тем не менее необходимо перечислить основные права учащегося, которые приняты в каждом российском общеобразовательном учреждении:

Родители не только могут, но и должны следить за тем, как соблюдаются права их детей в школе. В этих целях создаются родительские комитеты.

К тому же каждый родитель или законный представитель ученика имеет право в любое время посетить учебное заведение, чтобы оценить условия образовательного процесса.

У каждого школьника есть свои обязанности, которые регламентируются в Уставе школы. Ученик обязан:

  1. Уважать не только своих преподавателей, но и других сотрудников учебного заведения.
  2. С уважением относиться к результатам чужих трудов.
  3. Добросовестно относиться к учебе.
  4. Соблюдать школьный режим: своевременно посещать уроки (исключение составляет отсутствие на уроках по уважительным причинам), уходить с уроков в строго отведенное время.
  5. После пропуска учебного дня или определенного урока приходить в школу с объяснительным документом, например, со справкой от врача по поводу болезни (с печатями медицинского учреждения) либо запиской от родителей или родственников.
  6. Приходить в школу чистым и опрятным.
  7. Соблюдать правила техники безопасности на уроках. Особенно это касается уроков химии, физики, биологии, физической культуры и технологии.
  8. Подавать учителю дневник по первому требованию.
  9. Внимательно слушать и выполнять задания, которые дает учитель, для получения качественных знаний.

Что запрещено ученикам в школе?

Стоит отметить, что на каждого ученика действуют запреты, установленные Уставом школы.

  1. Приносить с собой в общеобразовательное учреждение опасные предметы: оружие, колющие предметы и так далее.
  2. Становиться зачинщиком ситуаций, которые могут привести к дракам, а также участвовать в разборках других обучающихся.
  3. Пропускать уроки без уважительной причины.
  4. Приносить с собой спиртосодержащую продукцию и употреблять ее в стенах и на территории школы, а также являться на занятия в состоянии алкогольного опьянения.
  5. Курить на территории школы.
  6. Играть в азартные игры.
  7. Красть или брать без разрешения чужие вещи.
  8. Неуважительно и грубо общаться с учителями и администрацией школы.
  9. Игнорировать замечания преподавателей, администрации или сотрудников школы.
  1. Абсолютно каждый школьный учитель вправе управлять школой в соответствии с Уставом.
  2. Преподаватель имеет право на уважение личности, личностных и профессиональных качеств.
  3. Педагог вправе получить защиту со стороны администрации школы в случае вмешательства родителей по вопросам, входящих в спектр его обязанностей.
  4. Учитель вправе на свое усмотрение выбирать учебные программы и учебники, соответствующие Федеральному государственному образовательному стандарту.
  5. Преподаватель вправе получить любую информацию, непосредственно касающуюся учебного процесса, со стороны школьной администрации.
  6. Учитель может выразить свою позицию по любому вопросу, касающемуся профессиональной деятельности.
  7. Педагог вправе принимать участие в школьных организациях, профессиональных конкурсах и так далее.
  8. Школьный учитель может совершенно бесплатно получать повышение квалификации раз в три года.
  9. Преподаватель вправе работать в нормальной обстановке: чистое рабочее место, хорошее освещение, необходимая температура воздуха в помещении и так далее.
  10. Педагог вправе рассчитывать на стопроцентную безопасность, находясь в стенах школы.

Как осуществляется защита прав детей в школе?

Согласно Конституции Российской Федерации, любой ребенок вправе развивать свои физические и интеллектуальные умения, находясь в общеобразовательном учреждении. А любое посягательство на ограничение или прекращение этих прав со стороны школьных учителей или других школьников всегда наказуемо согласно Кодексу об административных правонарушениях.

При нарушении прав школьника необходимо письменно оформить жалобу на имя директора школы. Если данная жалоба будет проигнорирована, обучающийся со своими родителями (законными представителями) может обратиться в департамент образования или в прокуратуру, а затем в суд.

Школа и семья ответственны за обучение и воспитание детей, поэтому они должны находиться в тесном взаимодействии. Пока основным способом взаимодействия семьи и школы остаются родительские собрания – общешкольные и классные.

Классные родительские собрания проводятся классным руководителем в соответствии с его должностными обязанностями, как правило, раз в четверть.

Для учителя и родителей классные родительские собрания служат местом взаимного информирования об обучении и воспитании школьников, постановки общих задач, создания коллектива единомышленников, обучения родителей методам воспитания, организации совместных с учениками мероприятий и т.д.

Почему родители не любят ходить на родительские собрания?

Потому что многие родители считают родительские собрания потерей времени и пустой болтологией.

Несколько характерных комментариев родителей по поводу классных родительских собраний в сети Интернет:

Методика проведения классных собраний практически всегда одна и та же: в начале сетования, что родители плохо посещают собрания, потом раздают листочки с оценками детей. Затем следуют нелицеприятные комментарии, и родители по очереди сжимаются в комочек за партой, краснеют и бледнеют или начинают спорить с учителями, часто — на повышенных тонах.

За 12 лет, проведенных сыном в школе, ни одного собрания не могу вспомнить с удовольствием. Тягомотина, постоянные выговоры всем и за все, редкие похвалы одному-двум отличникам.

Когда же речь заходит о финансовых вопросах, хочется уже только одного — отдать денег, сколько скажут, и поскорее покинуть помещение.

Я бы с удовольствием заплатила за то, чтобы за меня туда кто-нибудь сходил и отметился.

Учителю по большому счету все равно, кто придет: мать, отец, бабушка, дедушка, соседка или дядя Витя. Главное, чтобы он явился, получил информацию, проголосовал и сдал деньги, когда и сколько надо.

Родительское собрание — это очень большое затяжное видео, которое насильно заставляют нас смотреть.

У нас была такая классная, которая постоянно вводила нас в депрессию и относилась к родителям детей как к провинившимся школьникам.

К сожалению, положительные комментарии встречаются значительно реже.

В Москве предложили решать вопрос с посещением общешкольных собраний посредством сети Интернет. Получить ответы на общие вопросы, связанные с образованием, родители каждого ученика могут на интернет-собраниях. Все вопросы, обсуждаются в онлайн-режиме. Такие встречи проводятся обычно раз в две недели. В этом случае родителям школьников не нужно ходить на собрания. Пока это проводится в рамках эксперимента.

Обязаны ли родители ходить на собрания?

Иногда классные руководители требуют обязательного присутствия родителей на собрании. Неявившихся просят написать объяснительную записку или вызывают на беседу с директором школы. Правомерно ли это?

  • знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости ребенка;
  • получать информацию обо всех видах планируемых обследований обучающегося и давать согласие на проведение такого обследования;
  • принимать участие в управлении организацией.

Родительские собрания, дни открытых дверей, открытые уроки для родителей — это форма реализации прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, получение информации об образовательном процессе.

Вместе с тем, Закон не регламентирует посещение родительских собраний, как обязанность родителей. Поэтому законодательством не предусмотрена административная ответственность за то, что родители не посещают родительское собрание в школе. Тем более школа не являются организацией, которая может штрафовать участников образовательного процесса за те или иные действия. Также школа не имеет права обязать родителей писать и объяснительные записки.

Если родители не имеют возможности ходить на собрания, то они могут получить необходимую информацию, посещая индивидуальные консультации. У каждого педагога в рабочем времени запланированы часы для индивидуальных бесед с родителями. Во время таких индивидуальных встреч обсуждаются вопросы, которые касаются непосредственно школьной жизни ребенка, его обучения и поведения.

В то же время родители должны участвовать в процессе воспитания и обучения детей. Поэтому, если родители систематически не посещают родительские собрания, не интересуются школьной жизнью своего ребенка, то эта ситуация должна насторожить учителя, школу.

Нередко случается так, что родители в силу занятости на работе не могут присутствовать на собрании лично, а вместо них на собрание приходят бабушки или дедушки детей. Правомерно ли это?

Если родители предупреждают классного руководителя о том, что вместо них на собрание придет бабушка или дедушка, то это вполне возможно. Юридических оснований отказать им в присутствии на родительском собрании нет. Однако, официальными представителями ребенка являются родители, и только они имеют право решать те или иные вопросы, возникающие в процессе обсуждения с родителями и учителем.

Что делать?

С точки зрения родителей:

  • родительское собрание должно быть максимально информативным, а информация должна быть одинаково важна для всех родителей;
  • промахи и проступки детей не должны обсуждаться публично, как и их внешний вид;
  • решение финансовых вопросов не должно быть главной темой для обсуждения;
  • целесообразно, чтобы с родителями предварительно обсуждались и согласовывались темы предстоящих родительских собраний;
  • родители с интересом посещают собрания, на которых присутствует и отвечает на вопросы школьный психолог;
  • присутствие на классных собраниях учителей-предметников не желательно, т.к. это зачастую приводит к конфликтным ситуациям и бессмысленным перепалкам, ведь среди родителей всегда найдется хотя бы один недовольный качеством преподавания.

Следовательно, сегодня родительское собрание должно быть нетрадиционным. А это значит, что на родительских собраниях должны использоваться такие методы и приемы, которые активизируют внимание родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный, деловой разговор.

Нетрадиционные методики проведения родительских собраний повышают интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно улучшают явку, активизирует родителей на решение проблем воспитания.

Переехали и перешли в новую школу. Неприятным для меня сюрпризом оказалось обсуждение успехов и неуспехов, особенностей поведения детей поименно на родительском собрании. Это касается и школьных собраний и собраний на доп. образовании в этой же школе.
В прежней школе учительница только деликатно просила отдельно подойти родителей того или иного ученика если ей надо было что-то обсудить, а собрания были посвящены общим и организационным вопросам.
Мне совсем не интересно слушать лишнюю информацию про других детей, тратить на это время, и не хотелось бы чтобы моего ребенка обсуждали так прилюдно. Мне кажется это несколько некорректным.
А как у вас?

У нас поименно иногда говорит учитель, но только хорошее, а всё остальное каждому родителю вручает на отдельном листочке.

У нас такого нет. Учитель сразу говорит, что у кого есть вопросы, подходите после собрания, если с кем-то она сама хочет поговорит, то вызывает в другие дни.

Нет такого, а если учитель захочет обсудить поименно, то мало ей не покажется. Запретили сейчас это делать у нас.

У одной дочери в нескольких словах говорят о каждом, в классе другой - одни общие слова, непонятно, зачем приходить слушать это "ни о ком и ни о чем".

мы договорились, что мы все свои, и все поименно. к тому же у нас несколько очень проблемных детей в классе, тут захочешь скрыть, все равно все поймут, о ком речь.

Классная более, чем корректна. Никогда не переходит на личности. А вот учитель математики в подробностях и поименно. И ей глбоко все равно, не нравится-не слушайте. Моего еще ни разу не отмечали, да и мне всё равно будет. Но есть откровенно недовольные таким вариантом родители.

В предыдущей школе тоже говорили понемножко о каждом все учителя. Было и про своего понятно, и на кого равняться, и кто есть кто в общем-то. Сейчас только общие слова, смысл подобного собрания? На личное общение не прорваться, дикие очереди, если прорвался, какие-то долгие пустые разговоры ни о чем. Мне эта корректность не нужна.

Видимо у родителей есть определенная договоренность с учителем, нас учительница спрашивала как нам удобно, большинству все равно говорят при людно или нет про их ребенка, и так все, все прекрасно знают.
Подойдите к учителю и попросите конкретно про Вашего ребенка ничего при других не говорить. А вот если в классе есть такое "правило" обсуждать успехи при всех, это вы запретить не можете, не хотите слушать про одноклассников ребенка, не ходите на собрания.

В обеих школах так было и есть. Ничего против не имею. Главное, чтобы все было по делу и изложено в корректной форме. Про чужих детей тоже не против послушать - интересно понять общий уровень класса и конкретно тех, с кем дружит сын.

У нас тоже самое было. Бред полный.На собраниях сидели часа по 3-4,уже ходить туда не хотелось. Автор,вы,случайно,ни в Москве(р-н соколиная гора)?

Крайне против. Максимум, что допустимо, ИМХО, это перечислить пофамильно отличников, участников олимпиад и озвучить списком результаты скорочтения. Добрела вот до последнего собрания, родитель новенького мальчика настойчиво спрашивали у всех учителей конкретно о своем ребенке, пока их уже не прервали учителя и из "зрительного зала": "Личные вопросы задаются на консультативных часах". Потом несколько мам, видимо, поддавшись, пытались озвучить фамилии детей, у которых было подозрение на педикулез. Классрук быстро прервала эту тему. Я тоже не выдержала и настоятельно попросила прекратить. Хотя конкретно мой ребенок был ни при чем, но это без разницы. Нетактично и некорректно обсуждать детей пофамильно на собраниях. Все, что касается непосредственно ребенка, должно сообщаться родителям тет-а-тет.
В первом классе у младшего сына мамы тоже просили пофамильно назвать хулиганов, дручунов, отстающих. Учителя на это не повелись, тактично ответив: "Вашего ребенка эти проблемы не касаются, а чьих детей касаются, родители уже в курсе".

Только в общих чертах,без перехода на личности. После собрания все желающие могут пообщаться с учителей. Те,кто ей особо нужен,она сама просит отстаться.
Переход на личности считаю некорректным,тем более мне не интересно слушать о других детях.

Читайте также: