Имеет ли право образовательное учреждение взимать плату за дополнительные занятия с отстающими

Обновлено: 02.07.2024

Обучение в музыкальных школах традиционно являлось частично платным. Аналогично плате, взимаемой в детских садах, плата в музыкальных школах расценивалась как родительская плата. Однако вследствие проведенной бюджетной реформы возникают сомнения в правомерности установления такой частично платной государственной или муниципальной услуги. Более того, появившаяся судебная практика показывает, что органы прокуратуры успешно оспаривают в судах установление такой родительской платы.

Правовой статус платы за обучение в музыкальной школе

В музыкальных школах с родителей учащихся, как правило, взимается родительская плата за обучение детей дифференцированно в зависимости от профиля обучения. Размеры устанавливаемой платы не покрывают затрат на обучение, поэтому нельзя говорить о платных образовательных услугах. При этом определенные категории учащихся получают льготы – для них устанавливаются пониженные размеры родительской платы, а дети отдельных категорий родителей освобождаются от внесения родительской платы в полном объеме. Учитывая, что музыкальные школы в большинстве своем являются муниципальными образовательными учреждениями дополнительного образования (в Москве и Санкт-Петербурге – самостоятельных субъектах Федерации – государственными образовательными учреждениями), нормативные правовые акты по установлению размеров родительской платы принимаются органами местного самоуправления (как исполнительными, так и представительными).

Кроме того, для более полного удовлетворения потребностей населения наряду с реализацией основной образовательной программы (реализуемой за счет бюджета и родительской платы) музыкальная школа вправе оказывать дополнительные образовательные услуги за счет денежных средств родителей, в полном объеме покрывающих затраты на их оказание. Однако такие платные дополнительные услуги могут предоставляться исключительно по желанию учащихся и их родителей. При их оказании должны соблюдаться Правила оказания платных образовательных услуг [1] и заключаться договора между образовательным учреждением и заказчиком (родителем, законным представителем несовершеннолетнего), а в случае достижения учащимся возраста 14 лет – и с ним как с потребителем.

Помимо родительской платы, практикуются сборы денежных средств с родителей обучающихся (законных представителей) на хозяйственные нужды, проведение ремонтов, доплаты обслуживающему персоналу в связи с недостаточным бюджетным финансированием. Такие сборы могут производиться исключительно на добровольных началах в форме пожертвований образовательному учреждению, и считать их обязательной родительской платой нельзя.

Изменения налогового бюджетного законодательства привели к тому, что родительская плата стала относиться к доходам от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. При этом согласно п. 1 ст. 41 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2008) такая плата стала являться составной частью неналоговых доходов бюджета, причем после уплаты налогов и сборов, предусмотренных налоговым законодательством. В соответствии с п. 2 ст. 42 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2008) доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме должны были учитываться в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаться в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Пожертвования, получаемые музыкальной школой – казенным учреждением, также являются неналоговыми доходами бюджета и должны в полном объеме зачисляться в бюджет. Как правило, затем все эти зачисленные в бюджет средства поступают казенному учреждению в качестве дополнительного бюджетного финансирования.

В музыкальной школе – казенном учреждении должна формироваться единая смета доходов и расходов, включающая как бюджетное финансирование (по нормативам финансирования), так и родительскую плату в доходной части, в расходной части которой все доходы образовательного учреждения надо распределить по статьям расходов Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).

Такой правовой статус платы за обучение в музыкальной школе сложился в большинстве регионов страны. Однако в ряде регионов он поставлен под сомнение органами прокуратуры, что привело к появлению судебных решений, позволяющих утверждать о незаконности взимания родительской платы в музыкальных школах.

Судебная практика и ее последствия

Представитель исполняющего полномочия главы города Костромы аргументировала позицию органа местного самоуправления следующим образом. В соответствии с п. 13 ст. 16 Закона № 131-ФЗ, ст. 7 Устава муниципального образования городского округа город Кострома [3] , к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, а также организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования. Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления городского округа отнесена лишь организация предоставления дополнительного образования детям.

Также говорилось о том, что обязанность органов местного самоуправления обеспечить предоставление такого образования на бесплатной основе закон не устанавливает. Кроме того, в ст. 45 Закона № 3266-1 определено, что муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги, к которым в том числе относится обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин. Программы, реализуемые музыкальными школами в соответствии с п. 2 ст. 26 Закона № 3266-1, являются дополнительными образовательными программами и, соответственно, относятся к платным дополнительным образовательным услугам. Пунктом 8 ст. 41 Закона № 3266-1 и п. 44 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей закреплено право образовательного учреждения привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг. Данные средства являются одним из источников формирования финансовых ресурсов учреждения. Установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными учреждениями, относится к полномочиям органов местного самоуправления на основании ст. 17 Закона № 131-ФЗ, ст. 8 Устава муниципального образования городского округа г. Кострома.

Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 03.12.2008 заявление прокурора г. Костромы в интересах не-определенного круга лиц удовлетворено. Обжалуемый прокурором п. 1 постановления и. о. главы г. Костромы был признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу. Определением Костромского областного суда от 14.01.2009 г. № 33-14 данное решение было оставлено без изменений.

При этом Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда обратила внимание на то, что согласно п. 3 ст. 45 Закона № 3266-1 платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей реализация дополнительных образовательных программ является основной образовательной деятельностью для данного типа учреждения. Согласно п. 47 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей учреждение может оказывать дополнительные платные образовательные услуги, выходящие за рамки финансируемых из бюджета образовательных программ (преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с детьми углубленным изучением предметов и другие цели), по договорам с учреждениями, предприятиями, организациями и физическими лицами.

Таким образом, Костромской областной суд сделал вывод о том, что образовательные учреждения дополнительного образования детей вправе оказывать на платной основе лишь дополнительные образовательные услуги, выходящие за рамки основной образовательной деятельности, осуществляемой образовательными учреждениями дополнительного образования.

Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 26.10.2010 требования прокурора были удовлетворены, а Калининградский областной суд Кассационным определением от 22.12.2010 № 33-5833/2010 оставил решение районного суда без изменений.

Прокурор указывал, что оспариваемое постановление главы администрации городского округа г. Калининград является незаконным, так как действующее законодательство не предполагает взимание платы с обучающихся, их законных представителей за реализацию образовательных программ в рамках основной образовательной деятельности для данного типа учреждений. Аргументация прокурора была аналогична вышеприведенной.

Администрация городского округа г. Калининград указывала на то, что действующее законодательство предоставляет образовательному учреждению право привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг. Также администрация говорила про то, что законами № 131-ФЗ и 3266-1 установлена бесплатность и общедоступность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Относя к компетенции органов местного самоуправления организацию дополнительного образования детей, данные законодательные акты не указывают на его обязательную бесплатность. Родительская плата установлена за обучение дополнительным программам, не в полной мере финансируемым из бюджета.

Суд же указал на то, что п. 6 ст. 14 Закона № 3266-1 установлено: образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.

Таким образом, сложившаяся судебная практика позволяет сделать вывод о незаконности установления родительской платы в музыкальных школах, так как действующее законодательство не предусматривает такой возможности.

Частично платная государственная (муниципальная) услуга

С реализацией Закона № 83-ФЗ встал вопрос о реализации государственных (муниципальных) услуг на частично платной основе. Казалось бы, именно к частично платным государственным (муниципальным) услугам могут быть отнесены услуги, оказываемые музыкальными школами.

Однако следует обратиться к определениям, которые содержит действующее федеральное бюджетное законодательство. В соответствии со ст. 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ музыкальная школа – бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Аналогичная норма действует и в отношении музыкальных школ – автономных учреждений. Пункт 6 ст. 4 Закона № 174-ФЗ определяет, что кроме государственного (муниципального) задания и обязательств перед страховщиком по обязательному социальному страхованию автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату в порядке, установленном федеральными законами.

Учитывая, что отсутствуют федеральные законы, устанавливающие плату за обучение в музыкальных школах, оказание государственных (муниципальных) услуг в музыкальных школах на частично платной основе является нарушением федерального законодательства.

Некоторые авторы пишут: отдельные услуги, которые сегодня оказываются учреждениям на платной или частично платной основе, вообще предусмотрены не федеральными законами, а только подзаконными актами. Речь идет, к примеру, о родительской плате за питание и содержание детей в детских садах, возможность взимания которой при оказании услуг по дошкольному образованию определена только постановлениями Правительства РФ, но не федеральным законом [5] .

Таким образом, учитывая приведенную норму Закона № 3266-1, и имеющуюся судебную практику, можно утверждать, что в настоящее время легитимной является родительская плата только в дошкольных образовательных учреждениях, тогда как установление родительской платы в музыкальных школах является нарушением действующего федерального законодательства.

При этом, по мнению автора, есть основания полагать, что установление родительской платы в музыкальных школах может быть предусмотрено только федеральным законом, но не иными федеральными нормативными правовыми актами (на данный момент такие нормативные правовые акты отсутствуют). В пользу этого говорит и прямое предписание Закона № 3266-1 о возможности установления родительской платы только в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Полагаем, что обоснованной является следующая трактовка данной нормы: невозможно устанавливать плату при реализации дополнительных образовательных программ (за исключением случаев оказания дополнительных платных образовательных услуг).

Применительно к сфере образования согласно ст. 3 Закона № 3266-1 законодательство РФ в области образования включает в себя Конституцию РФ, настоящий федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области образования. Таким образом, наряду с федеральными законами в законодательство РФ в области образования включается множество иных нормативных правовых актов.

[2] Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 223.

[3] Устав муниципального образования городского округа город Кострома, утв. Решением Думы г. Костромы от 26.05.2005 № 41.

[4] Правила оказания платных образовательных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 № 505.

[5] Жигалов Д. В. Изменение статуса бюджетного учреждения: юридические проблемы // Руководитель бюджетной организации, 2011, № 12.

Работодатель требует от вас взять дополнительную работу, на которую изначально вы не соглашались? Как понять, входит ли такая работа в ваши обязанности или от неё можно смело отказаться? Должна ли ваша новая трудовая функция (если она является таковой) оплачиваться отдельно?
Ответы на эти и другие вопросы — в нашей специальной статье по защите прав учителя.

Прослушать статью

Заключение трудового договора

При трудоустройстве на любую вакансию работник и работодатель должны заключить трудовой договор.

При заключении трудового договора следует обратить внимание на его содержание. Согласно Ст. 57 ТК РФ в документе указывается:

  • фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя — физического лица), заключивших трудовой договор;
  • сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя — физического лица;
  • идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);
  • сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;
  • место и дата заключения трудового договора.

Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

  • место работы, а в случае когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, — место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;
  • трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы);
  • дата начала работы, а в случае когда заключается срочный трудовой договор — также срок его действия и обстоятельства (причины);
  • условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
  • режим рабочего времени и времени отдыха;
  • условия труда на рабочем месте;
  • условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Также существует еще несколько условий, которые могут включаться в трудовой договор по желанию работника или работодателя.

Особое внимание следует обратить на подписание договора. Чаще всего работнику предлагается выразить свое согласие с пунктами трудового договора, оставив свою подпись в конце документа. Однако будет безопаснее и выгоднее, если вы, устраиваясь на работу, подпишите трудовой договор на каждой странице. После этого можно уже спокойно делать копию с подписанного документа и ставить отметку на оригинале, что копия вами получена. В противном случае работник может оказаться в невыгодном для себя положении — работодатель может изменить документ, заменив оригинальные листы документа другими. В случае же конфликтной ситуации вам будет тяжело доказать, почему у вас на руках копия с другого документа, тогда как у работодателя будет измененный, но подписанный вами договор. Подписывать документ на каждой странице будет нелишним в случае обращения с любыми бумагами, а не только трудовым договором!

Важно, что еще до подписания трудового договора (что логично) работодатель должен ознакомить работника с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором. То есть все подробности работы (место, трудовая функция и т.д.) раскрываются в дополнительных документах.

А как поднять успеваемость? 40 эффективных методик для учителя

Книга написана в соавторстве. Тодд Уайтекер — профессор образовательной подготовки в Университете штата Индиана, США. Автор ряда бестселлеров для учителей. Аннетт Бре — популярный американский автор, консультант и оратор. В своей книге эти известные эксперты в области образования предлагают уникальную программу повышения преподавательского мастерства: 40 эффективных методик, которые помогут радикально изменить картину успеваемости учеников в лучшую сторону!

Дополнительная работа

В соответствии со Ст. 60.2 ТК РФ «с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.

Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

Таким образом, только письменное согласие работника дает право работодателю рассчитывать на какие-либо дополнительные трудовые функции своего работника. Если же работодатель без вашего согласия пытается заставить выполнять дополнительную работу, не предусмотренную трудовым договором, вы можете смело оспаривать его беспочвенные требования. Кроме устного отказа выполнять дополнительную работу, вы имеете право писать обращения на имя руководителя учебного заведения, а также обратиться в трудовую инспекцию (или хотя бы предупредить вашего работодателя о возможности такого поступка).

В разделе „Должен знать“ содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.

Таким образом, если предлагаемая работодателем дополнительная трудовая функция не предусмотрена трудовым договором, а также занимаемой должностью и вы не давали письменного согласия на эту работу, то можете смело от нее отказываться. Проверить, имеют ли требования работодателя законные основания, можно, изучив вышеуказанные в статье официальные документы.

Правомерны ли платные курсы в школе по подготовке к ЕГЭ?

Условия оказания образовательных услуг

Для того чтобы школа могла оказывать любые дополнительные образовательные услуги, возникает несколько обстоятельств, которые необходимо иметь в виду:

1. Доход школы от оказания платных образовательных услуг может использоваться в соответствии с уставными задачами, то есть на цели, связанные с образованием.

Эти средства могут использоваться, например, для покупки оборудования, выплат стимулирующих надбавок для педагогических и управляющих работников. Ограничение выглядит вполне естественным в условиях того, что любая школа представляет собой некоммерческую организацию.

При этом в большинстве случаев школа − это государственное или муниципальное учреждение. Она создана и финансируется за счет соответствующего бюджета и не предназначена для коммерческой деятельности, предполагающей получение прибыли.

2. Дополнительное образование вне зависимости от содержания характеризуется как вид образования.

Вид образования должен быть указан в Уставе школы как возможное направление деятельности.

3. Платные дополнительные образовательные услуги школа может оказывать на основании договора об оказании платных образовательных услуг.

К такого рода договорам предъявляется немало требований. Например, должны быть указаны:

• вид образования,
• срок обучения,
• полная стоимость услуг,
• место проведения занятия и другие требования.

То есть при оказании образовательных услуг не должно быть предпочтений, выражаемых в цене или других условиях договора, обусловленных, например, тем, что один ученик пришел в шапке зеленого цвета, а другой − в шапке красного цвета.

4. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета.

Очевидно, что школа не может взимать плату за то, что было профинансировано из бюджета. Пределы финансирования из бюджета определяются на основании соответствующего ФГОС и образовательной программы, сформированной на его основе. В применении к бюджетному и автономному учреждениям объем такого финансирования отражается в государственном (муниципальном) задании.

Проблема может возникнуть из-за неконкретных формулировок во ФГОС, касающихся определения пределов финансового обеспечения.

В договоре на оказание платных образовательных услуг обязательно необходимо прописать, что оказываемые по этому договору дополнительные образовательные услуги, например, по углубленному изучению предметов, не являются частью реализуемых школой образовательных программ, финансируемых за счет бюджетных средств.

Если ученики успешно выполняют все требования программы, не должно возникать вопроса о потребности в еще более углубленной подготовке к государственной итоговой аттестации со стороны той же школы по тем же самым предметам, которые охватываются соответствующим ФГОС.

Изучение этих предметов уже было профинансировано за счет бюджета. Но грань между углубленным изучением предмета и изучением этой же дисциплины в рамках ФГОС весьма неопределенная.

Кроме того, Минобрнауки России и Рособрнадзор еще в 2011 году в Письме от 23 августа 2011 года № 10-383 разъяснили неправомерность взимания платы за так называемый репетиционный экзамен для подготовки к сдаче ЕГЭ.

5. Серьезной проблемой на практике, как правило, является конфликт интересов педагогического работника, возможность возникновения которого напрямую связана с платными образовательными услугами.

• личная заинтересованность педагога при осуществлении им профессиональной деятельности в получении материальной выгоды или иного преимущества;

• влияние или возможность влияния на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Подчеркнем, что предположение о наличии личной заинтересованности педагогического работника в получении материальной выгоды априори будет возникать всегда, когда он ведет платные занятия с теми же учениками, с которыми он занимается по программе.

Со стороны школы нецелесообразно допускать, чтобы дополнительные занятия с учениками вел тот же учитель, который преподает этот же предмет в рамках реализации школой основной образовательной программы.

Кто может разрешить конфликт

Возникает вопрос, куда в случае конфликта могут обращаться с жалобами родители учеников, которым школа оказывала платные услуги.

• В школу

По поводу деятельности конкретного педагога можно обращаться с жалобой к директору школы.

• В комиссию по урегулированию споров

Такая комиссия состоит из равного числа представителей совершеннолетних школьников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учеников, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, что позволяет учесть позиции всех участников образовательных отношений.

Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех, имеющих отношение к организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.

• В региональный орган по контролю в сфере образования

Должностные лица регионального органа по контролю (надзору) в сфере образования обладают полномочием на составление протоколов об административных правонарушениях по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 19.30 КоАП РФ.

Таким основанием является нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса, выразившееся в нарушении правил оказания платных образовательных услуг.

Возможная санкция в отношении школы − административный штраф от 100 тыс. до 200 тыс. рублей. В отношении директора и (или) иных виновных лиц − в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.

Конституция РФ гарантирует возможность бесплатно получить дошкольное, основное общее и среднее специальное образование любому гражданину. Тем не менее денежные поборы в школах и детских садах давно уже стали притчей во языцех среди родителей.

Что это такое: правила и законодательное регулирование

Законодательство разрешает организациям, в том числе школам и ДОУ, оказывать платные образовательные услуги, однако, вменяет им в обязанность делать это при соблюдении строгих правил:

  1. Платные образовательные услуги финансируются только частными лицами: гражданами или организациями, но не государством. Эти лица являются заказчиками таких услуг в соответствии с Гражданским кодексом РФ, образовательная деятельность осуществляется по их заданию на основе заключенного с исполнителем договора.
  2. Образовательная деятельность, обеспечиваемая из федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, местных бюджетов не может быть заменена платными образовательными услугами. То есть в обычной государственной или муниципальной школе запрещено взимать плату за преподавание предметов, входящих в стандартную общеобразовательную программу.
  3. Перед заключением договора заказчику должна быть предоставлена полная, достоверная и всесторонняя информация об оказываемой образовательной услуге, на основании которой тот мог бы сделать вывод о ее необходимости для себя.

Нормативные и правовые документы платных образовательных услуг, предоставляемых в школах и ДОУ, включают в себя:

Что входит в оплачиваемые допуслуги по образованию в школе?

Такие программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные. Примерным перечнем дополнительных платных услуг в школе согласно новому закону об образовании могут быть:

  • занятия в сфере искусства: художественные, драматические, музыкальные и прочие кружки;
  • спортивные секции;
  • специализированные дисциплины: информатика, основы правоведения, экономики;
  • освоение навыков: ораторское мастерство, финансовая грамотность.

Могут ли ими быть дополнительные занятия по школьным предметам?

Оказывать допуслуги по общеобразовательным дисциплинам возможно, но только при соблюдении следующих условий:

  • дополнительная программа должна отличаться от основой, изучаются более сложные и глубокие темы предмета;
  • материал, преподаваемый факультативно, не проверяется в основные учебные часы, не выносится на ЕГЭ и ОГЭ;
  • при изучении дополнительной программы используются другие учебники;
  • занятия проводятся во внеурочное время, их посещение является добровольным.

Что относится к оплачиваемым допуслугам, предоставляемым ДОУ?

Виды дополнительных платных услуг, предоставляемых ДОУ, формируется по аналогичному принципу, что и в школах: устраиваются кружки, секции, клубы, целью которых является разностороннее развитие личности малыша, учитывая возрастные особенности и усиливающие воздействие основной программы детского сада. Такими допуслугами могут быть:

  • ритмика;
  • ИЗО;
  • лепка;
  • обучение чтению;
  • обучение счету;
  • английский язык;
  • занятие с логопедом;
  • гимнастика.

Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания допуслуг, регламентируется СанПиН 2.4.1.3049-13, а общее время занятий по основным и дополнительным программам не должно существенно превышать допустимый объем недельной нагрузки с учетом возраста детей.

Порядок и этапы организации

Чтобы начать осуществлять платную образовательную деятельность, необходимо пройти несколько предварительных этапов:

  1. Выяснить спрос на допуслуги и готовность потенциальных потребителей к их оплате путем маркетингового исследования или анкетирования родителей учащихся.
  2. Подготовить документы либо внести изменения в существующие. Обязательными в 2019 году должны быть в наличии:
    • устав образовательного учреждения (школа, ДОУ) с полным перечнем платных дополнительных услуг;
    • лицензия на все виды оказываемых услуг в сфере образования (кому и как оказываются образовательные услуги в РФ, а также каковы правила их предоставления, читайте тут, а из этой статьи вы узнаете, когда требуется лицензия на услуги по предоставлению дополнительного образования и как ее получить);
    • положение, регламентирующее оказание допуслуг;
    • положение о контроле качества оказания платных допуслуг (больше о том, каковы цели и особенности независимой оценки качества оказания услуг в сфере образования и где можно посмотреть результаты проверки, можно узнать здесь);
    • регламент предоставления информации потребителям о допуслугах;
    • документ, определяющий порядок ценообразования на допуслуги;
    • программа дополнительных услуг, учебный план и расписание занятий.
  3. Разместить подробную информацию о платных образовательных допуслугах на стенде учебного заведения, а также на странице в интернете.
  4. Заключить договор на оказание платных дополнительных образовательных услуг с желающими, предусмотрев в них: характер оказываемых допуслуг, срок действия договора, размер и условия оплаты, а также иные условия.
  5. Привлечь специалистов для осуществления платной образовательной деятельности, заключить с ними трудовые или иные договоры, при необходимости внести изменения в штатное расписание.

Мы не рекомендуем самостоятельно оформлять документы. Экономьте время – обращайтесь к нашим юристам по телефонам:

Ответственность за предоставление некачественного сервиса

Постановление Правительства N 706 утвердило понятие недостатка платных образовательных услуг, под которым подразумевается несоответствие предоставляемых услуг требованиям законодательства, условиям договора или целям образовательной деятельности, в том числе оказание услуг не в полном объеме. Такими недостатками могут быть:

  • Нелогичная, невнятная подача материала преподавателем, его отсутствие на занятии, неадекватное поведение.
  • Либо это могут быть технические недостатки: плохо оборудованный учебный класс, поломанная мебель.
  • В отдельную категорию выделяют существенные недостатки платных образовательных услуг, то есть такие, на устранение которых требуются значительные денежные и временные ресурсы или те, которые выявляются неоднократно, либо вновь возникают после их устранения.
  • оказать данные услуги бесплатно;
  • уменьшить стоимости услуг;
  • возместить понесенные заказчиком расходы по устранению недостатков услуг своими силами или третьими лицами.

В случае если обнаруженные недостатки были существенными, либо не были устранены в разумный срок, заказчик имеет право расторгнуть договор и потребовать полного возмещения стоимости оплаченных им услуг.

Документация

Мы не рекомендуем самостоятельно оформлять документы. Экономьте время – обращайтесь к нашим юристам по телефонам:

Такой же документ необходимо предоставить и при отказе от дополнительной платной услуги.

Между заказчиком и исполнителем платных услуг в обязательном порядке заключается договор в простой письменной форме, соответствующий п.12 Правил оказания платных образовательных услуг, типовые формы договоров утверждаются Министерством науки и высшего образования и Министерством просвещения.

Ценообразование

Стоимость платных образовательных услуг в частных организациях определяется ими самостоятельно. Тарифы на дополнительные услуги в государственных школах и детских садах рассчитываются этими учреждениями исходя из себестоимости конкретной услуги и после этого согласовываются и утверждаются органами местного самоуправления или иными собственниками.

Базовой считается формула расчета:

  • Тпду – тариф платной дополнительной услуги на 1 человека за 1 занятие (1 час);
  • Сс – себестоимость платной дополнительной услуги на 1 человека за 1 занятие (1 час).

При формировании цены основываются на необходимости полного возмещения расходов образовательного учреждения на оказание данной услуги, включая оплату работы преподавателей и других затраченных ресурсов. При этом придерживаются принципа, что стоимость платной услуги не может быть ниже базовых затрат, которые обычно идут из госбюджета на аналогичную государственную услугу.

Повышение стоимости услуг после заключения договора возможно только в пределах уровня инфляции. Исполнитель имеет право снизить стоимость платных образовательных услуг за счет собственных вложений, благотворительных взносов или доходов от предпринимательства.

Прибыль, получаемая учебным заведением от оказания платной образовательной деятельности после уплаты налогов, должна идти на уставные цели организации, то есть на задачи, связанные с образованием, в том числе на оплату труда работников, развитие организации, капитальный и текущий ремонт здания, покупку мебели, учебных пособий и т.д.

После заключения договора исполнитель выставляет заказчику счет, оплатить который необходимо безналичным способом. Сбор наличных средств за образовательные услуги запрещен.

Часто бывает, что нет возможности вовремя оплатить обучение в образовательном учреждении. Каков порядок взыскания и возврата долга по оплате обучения, а также каковы возможности электронно-образовательных сервисов и как ими пользоваться, вы узнаете из наших материалов.

Как оплатить через кассира, терминал Сбербанк или онлайн в интернете?

Разберем, как оплатить счет за образовательные услуги через самый распространенный среди россиян банк – Сбербанк. Способов оплаты существует несколько:

  • через кассира-операциониста в отделении банка;
  • через банковский терминал;
  • через сайт Сбербанк Онлайн (или его мобильную версию).

Последний способ наиболее удобный, остановимся на нем подробнее:

В случае если у образовательного заведения не заключено партнерское соглашение со Сбербанком, комиссия подобной операции составит 1% от суммы платежа.

В условиях рыночной экономики платные образовательные услуги уже не являются редкостью, их доля год от года только растет. Тем не менее каждому гражданину стоит знать свои права в образовательной сфере и те возможности, которые полагаются ему на безвозмездной основе.

В случае если образовательное учреждение путем угроз и давления пытается навязать в качестве платной услуги то, что ей являться не должно гражданин имеет полное право обратиться с жалобой в контролирующие инстанции и отстаивать свои интересы всеми законными способами.

Для решения вашего вопроса – обратитесь за помощью к юристу. Мы подберем для вас специалиста. Звоните 👇

Читайте также: