Имеет ли право муниципальный служащий открыть ип

Обновлено: 01.06.2024

Правовой статус, права и обязанности лиц, являющихся муниципальными служащими, четко регламентируются федеральным законодательством, а также рядом нормативов, принимаемых органами местного самоуправления. Актуальным в рамках данной темы является вопрос, может ли муниципальный служащий заниматься иной оплачиваемой деятельностью помимо основной службы?

Особенности статуса муниципального служащего

Основным документом, регламентирующим деятельность муниципальных работников в РФ, является ФЗ № 25 от 02.03.2007г. Под муниципальной службой понимается особая профессиональная деятельность на одной из должностей местного муниципалитета. Прием на работу осуществляется посредством оформления трудового соглашения с кандидатом, который подходит под требования законодательства. В частности, к данным требованиям относятся:

  • Наличие образования, которое бы соответствовало уровню занимаемой должности;
  • Наличие стажа. Однако подобное характерно только для высокопоставленных должностей. Более конкретные требования можно найти в профессиональном стандарте для индивидуальной профессии.

При подаче заявления на трудоустройство в муниципальную структуру, те лица, которые уже имеют опыт работы в подобной организации, получают преимущество. Законодательство постановляет, что один год государственной службы соответствует двум годам стажа вне данной сферы.

Вопрос об отнесении какой-либо должности к муниципальной крайне важен, так как данная деятельность сопровождается рядом ограничений и запретов. Важно отметить должности, которые не относятся к муниципальным:

  • депутатские мандаты;
  • участники выборных структур;
  • выборные должностные субъекты органов местного самоуправления;
  • участники избирательных комиссий, сформированных в муниципальной структуре, и которые действуют в качестве юрлиц;
  • председатель, его заместитель, а также аудитор контрольно-счетного органа муниципального формирования.

В данном вопросе также важно рассмотреть соотношение муниципальной и государственной (гражданской) служб. При этом военные структуры, суды, прокуратуры обладают обособленным статусом чиновников. Это предполагает особый вид гражданской службы.

Так, между муниципальными служащими и гражданскими имеются следующие сходства:

  • для обоих направлений предполагаются единые квалификационные требования;
  • ограничения и обязательства ввиду прохождения подобной службы одинаковы;
  • порядок подготовки специалистов совпадает;
  • стаж, полученный на муниципальной службе, равнозначен стажу, полученному на гражданской должности;
  • порядок оплаты труда и предоставления в дальнейшем пенсий, а также обеспечение родственников субъекта в случае утраты кормильца, также идентичен.

Существенных различий между рассмотренными понятиями нет, как следствие, уместно утверждать, что статус государственного и муниципального служащего совпадает.

Права и обязанности муниципального работника

К правам муниципальных сотрудников относятся:

    ознакомление с локальными нормативами организации, которые регламентируют деятельность конкретной должности;
  • формирование необходимых условий для должного исполнения своих профессиональных обязанностей;
  • получение вознаграждения за труд в соответствии с заключенным договором;
  • установление субъекту графика труда и отдыха в соответствии с нормами ТК РФ;
  • получение необходимой информации для осуществления своей профессиональной деятельности;
  • получение дополнительного образования за счет государственных средств; на основании действующего законодательства;
  • ознакомление с материалами личного дела сотрудника;
  • участие в профсоюзах, защита своих интересов и прав;
  • осуществление иной оплачиваемой деятельности, если подобная работа не приносит вреда исполнению должностных обязанностей муниципального служащего. При этом исключением является глава администрации, осуществляющий свою деятельность на основании контракта.

К обязанностям муниципального работника относятся:

  • соблюдение положений действующего законодательства;
  • действовать в рамках своей должностной инструкции;
  • поддержание своей квалификации на требуемом уровне, в случае необходимости − прохождение дополнительного обучения;
  • сохранение государственной тайны, а также тайны частной жизни должностных лиц, которые стали известны субъекту в рамках исполнения им своих профессиональных обязанностей;
  • сохранение имущества в должном качестве, которое было предоставлено субъекту для использования;
  • обеспечение в структуру сведений относительно своей личности, а также данных о родственниках, в контексте действующего законодательства РФ;
  • уведомление структуры о смене или утрате российского гражданства, а также о приобретении иностранного гражданства;
  • соблюдение всех установленных законодательством ограничений в рамках исполняемой субъектом работы.

Ограничения, налагаемые на муниципального служащего

Субъект может быть лишен статуса муниципального служащего в следующих обстоятельствах:

  • документально подтверждено, что субъект полностью или частично утратил дееспособность;
  • служащий был подвергнут судебному обвинению и был признан виновным, что исключает дальнейшую деятельность гражданского служащего;
  • гражданин отказался пройти процедуру проверки для допуска к государственной тайне, если занимаемая работником должность прямо связана с данной информацией;
  • у субъекта было выявлено заболевание, которое делает невозможным дальнейшую трудовую деятельность в рамках муниципальной организации;
  • лицо отказывается от прохождения диспансеризации, проводимой каждый год;
  • наличие родства и/или близких связей с главой учреждения, если исполнение должностных обязанностей субъекта прямо связано с взаимодействием с управленцем;
  • получение иностранного гражданства;
  • фальсификация личных сведений при трудоустройстве.

Вышеописанные ограничения связаны с обстоятельствами, которые обуславливают невозможность субъекта трудиться в рассматриваемой сфере. Однако также существуют запреты, которые прямо относятся к образу жизни гражданина и его личности.

Может ли муниципальный служащий заниматься предпринимательством

Так, в соответствии со ст. 14 ФЗ № 25, муниципальный служащий не может продолжать свою деятельность, если избирается на оплачиваемую должность в профсоюзном образовании. Субъект не может принимать участие в деятельности некоммерческих организаций (ТСЖ, жилищный комитет и т.д.) и в управлении коммерческими компаниями.

Запрещено иметь статус владельца ценных бумаг (подобные активы должны быть переданы третьим лицам при трудоустройстве).

Помимо этого, фактически муниципальный служащий не может представлять чужие интересы. Однако данное положение подразумевает ряд исключений, которые закреплены в федеральном или локальном законодательстве.

Противозаконно получать вознаграждение от третьего лица за осуществление своей деятельности. Различные подарки, получаемые в рамках исполнения работником своих служебных обязанностей, должны передаваться в администрацию структуры местного самоуправления, откуда они могут быть выкуплены.

Однако законодательство, например, не запрещает муниципальным сотрудникам сдавать в аренду квартиру, принадлежащую субъекту, и получать доход с обозначенной деятельности.

Основной сутью запрета является необходимое отсутствие конфликта интересов у гражданина, ведущего муниципальную работу.

Ограничения статуса муниципального служащего после его увольнения

Как отмечалось ранее, муниципальная служба предполагает ряд запретов для субъекта. Так, гражданин обязан хранить в тайне определенные сведения, полученные им в рамках осуществления должностных обязанностей.

На протяжении двух лет с момента увольнения из государственной структуры, субъекту запрещено трудоустраиваться в негосударственные образования из особого списка, если комитет по этике поведения не оспорит данное положение.

Обозначенные требования и ограничения прямо направлены на избежание противозаконного использования своих полномочий или полученной информации с целью наживы или личного интереса бывшего служащего.

Таким образом, муниципальные сотрудники имеют ряд ограничений и запретов на иную оплачиваемую деятельность. Прежде чем взять дополнительную работу, госслужащий должен внимательно изучить нормативную базу вопроса, так как в противном случае он будет привлечен к ответственности за нарушение законодательства.


Ограничения при регистрации ИП

При принятии решения начать свое дело и зарегистрировать себя в качестве индивидуального предпринимателя нужно определить свое соответствие требованиям, установленным для открытия ИП.

  1. Гражданин, желающий открыть ИП должен быть совершеннолетним.
  2. Он должен иметь российское гражданство.
  3. Немаловажное условие – полная дееспособность. Ее ограничение устанавливается судом и может быть наложено на лиц, имеющих расстройства психики или страдающих от алкогольной, наркотической и игровой зависимости.
  4. Будущий предприниматель не должен иметь запретов на осуществление подобной деятельности.

Ограничение на возраст и дееспособность наложено потому, что предпринимательская деятельность связана с риском и бизнесмен должен хорошо это понимать.

Можно ли работающему оформить ИП

Достаточно часто возникает вопрос: можно ли открыть ИП если работаешь официально. В требованиях, выдвигаемых для регистрации предпринимателей, нет условия, по которому бизнесмен должен являться безработным.

ИП, в отличие от ООО или ОАО, это не правовая форма организации, а особый статус физического лица. Гражданин, получивший статус ИП, может осуществлять коммерческую деятельность на законных основаниях. Помимо этого права, статус ИП накладывает на своего обладателя ряд обязанностей. К ним относятся:

  • уплата обязательных отчислений в ПФР и ФНС;
  • ведение отчетности для предоставления в госорганы;
  • несение ответственности по возложенным на себя обязательствам.

После регистрации в качестве ИП предприниматель по-прежнему остается физическим лицом и не теряет прав и обязанностей рядового гражданина РФ. За ним сохраняется право на осуществление трудовой деятельности.

Работающий является сотрудником бюджетного или государственного учреждения

Иногда оформить ИП работающему человеку действительно невозможно. Такая ситуация возникает если человек официально трудоустроен в государственных или муниципальных учреждениях и является государственным служащим.

Необходимо понимать, что сам факт работы в подобных организациях не делает гражданина госслужащим по умолчанию.

Перечень должностей, относящихся к государственной службе, составляется и подписывается президентом РФ. При необходимости расширить круг лиц, не имеющих права заниматься предпринимательством, в определенном субъекте РФ, составляется дополнительный акт на уровне регионального законодательства. Если при устройстве на работу сотрудник получает статус государственного служащего, то этот факт отражается в трудовом договоре.

Общий перечень должностей, которые не могут получить статус ИП:

  • депутаты государственного и федерального уровня;
  • чиновники;
  • представили Вооруженных Сил и МВД;
  • адвокаты, судьи и нотариусы;
  • главы муниципальных структур.

Бухгалтер, работающий в детском саду, не является госслужащим, и запрет на ведение ИП на него не распространяется. Педагог бюджетной организации также может зарегистрировать себя в качестве ИП. Главный врач муниципальной больницы является представителем здравоохранения России и считается государственным служащим. Он не имеет права на получение статуса индивидуального предпринимателя.

Представителей государственной власти ограничили в праве на ведение предпринимательской деятельности для осуществления продуктивной работы. Ведение ИП может отнимать много времени, а человек, представляющий государство, должен все силы отдавать службе.

Может ли ИП работать по трудовому договору

Законом не запрещено совмещение трудовой и предпринимательской деятельности. Права ИП, как физического лица, охраняются Конституцией РФ. Статья 37 дает подробное объяснение, что каждый человек имеет право свободно распоряжаться своим трудом. Отталкиваясь от этого документа, физлицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, имеет право на заключение трудового договора со сторонней организацией.

ИП, в отличие от ООО даже с одним учредителем, не может оформить трудовые отношения между собой и своей фирмой.

Влияние индивидуального предпринимательства на трудовые отношения

Часто работающего человека волнует вопрос: как отразится открытие ИП на уже оформленные трудовые отношения. Ведение ИП регулируется нормами Гражданского Кодекса РФ, а трудовых взаимодействий – ТК РФ. Эти законодательные направления никак не пересекаются между собой. Следовательно, индивидуальное предпринимательство не влияет на выполнение работы, оформленной по ТК РФ.

За работника по-прежнему будут вноситься обязательные страховые выплаты и налоговые перечисления. Ему также полагается оплачиваемый ежегодный отпуск и больничный лист. Все эти условия соблюдаются при оформлении трудового договора с физическим лицом. Если владелец собственного дела желает устроиться на работу именно как ИП, то между ним и работодателем заключается договор гражданско-правового подряда (ГПД ). В таком случае соц. пакет, а также налоговые и пенсионные отчисления за работником не сохраняются. Такой схемой часто пользуются работодатели, желающие сэкономить на уплате налогов.

Если предприниматель работает по трудовому договору, в качестве физлица, то он не освобождается от выплаты страховых и налоговых взносов. Он должен производить выплаты даже в том случае, если у ИП нулевой доход.

Сообщать или нет нанимателю о регистрации ИП – решать самому предпринимателю. Факт открытия и ведения предпринимательской деятельности не отражается в трудовой книжке.Отчеты по своему предприятию, никак не пересекаются с теми, которые сдаются за наемных работников. Сведения о предпринимателях содержатся в ЕГРИП и свободный доступ к ним не предоставляется. Если ИП не будет использовать рекламу в СМИ, то наниматель может не узнать об особом статусе работника.

Как оформить ИП работающему

Процедура оформления ИП для трудоустроенных и безработных граждан идентична. Для получения законного разрешения на ведение собственного бизнеса надо собрать комплект документов.

  1. Паспорт гражданина РФ.
  2. ИНН заявителя.
  3. Заполненная форма Р21001.
  4. Квитанция об оплате госпошлины. В 2018 году для открытия ИП ее размер составляет 800 рублей. Потребуется оригинал и копия платежного документа.
  5. Заявления о переходе на УСН в 2-х экземплярах. 1 из них вернется обратно после регистрации ИП с пометкой ФНС.

Бумаги необходимо предоставить в отделение ФНС или МФЦ по месту регистрации. По истечении 3-х рабочих дней необходимо явиться в отделение для получения документов. В качестве подтверждения существования ИП выдается свидетельство о регистрации и выписка из ЕГРИП.

Как можно совмещать ИП с официальной работой

Совмещать ИП и основную работу можно, но довольно проблематично. Бизнес, особенно на стадии развития, требует постоянного контроля над происходящим. Если ИП ведет свое дело и имеет трудовые отношения одновременно, то нужно планировать свое время так, чтобы не страдала производительность на основной работе. В противном случае могут возникнуть трудности с начальством.

Удобно совмещать ИП и основную работу тем, кто имеет свободный или посменный график труда. Если предприниматель в официальных трудовых отношениях занят полный рабочий день, то ему целесообразно трудоустроить у себя человека, который будет вести отчетность. Альтернатива этому варианту – поиск удаленного бухгалтера.

Когда оформление ИП необходимо

В некоторых случаях можно заниматься своим делом с целью получения дополнительного заработка без оформления ИП. К таким ситуациям можно отнести частный извоз, пошив одежды или оказание косметологических услуг на дому. Не целесообразно регистрировать ИП при малом доходе, потому что отчисления в ПФР и ФОМС являются обязательными и не зависят от размера доходов. В 2018 году минимальный размер этих выплат составляет 32385 рублей. При доходе свыше 300000 рублей эта сумма увеличивается.

После регистрации ИП можно не оформлять работников, а самостоятельно выполнять всю работу. Если принять человека на работу по трудовому договору, то ИП должен совершать страховые перечисления не только за себя, но и за рабочего. Дополнительные взносы составляют порядка 30% от оклада работника.

  • для осуществления деятельности требуется получение лицензии;
  • имеется необходимость в рекламе;
  • нужно открыть расчетный счет.

Закон разрешает совмещать предпринимательскую и трудовую деятельность. При решении получить статус ИП без последующего увольнения с основного места работы нужно оценить возможные риски. Если времени для ведения собственного дела достаточно, то можно смело собирать документы и отправляться в ФНС. В случае отсутствия достаточного внимания новому бизнесу он рискует принести владельцу убытки вместо ожидаемой прибыли.

Можно ли открыть ИП, работая официально на другой работе

Не секрет, что средний уровень зарплат в РФ, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Поэтому многие наёмные сотрудники ищут различные варианты подработки. Один из способов получения дополнительного дохода — открытие ИП.

Рассмотрим, можно ли открыть ИП, если работаешь официально на другой работе, и на что при этом следует обратить внимание.

Перезвоним и расскажем, как выгоднее и проще оформить

Кто из наёмных работников не имеет права открыть ИП

Открыть ИП может любой совершеннолетний и дееспособный человек, проживающий в РФ. Само по себе наличие трудового договора не запрещает физическому лицу открывать ИП.

Однако здесь многое зависит от того, где именно трудится будущий индивидуальный предприниматель. Закон запрещает открывать ИП:

  1. Военнослужащим.
  2. Работникам органов безопасности и прокуратуры.
  3. Государственным и муниципальным гражданским служащим.

Остановимся подробнее на последнем пункте. Многие путают государственных служащих и работников бюджетных организаций, например — школ.

Несмотря на то, что школы финансируются из бюджета, ни учителя, ни директор не относятся к категории госслужащих.

Поэтому школьный учитель или директор школы может без ограничений открывать ИП и в свободное время заниматься предпринимательской деятельностью. Но если директора пригласят работать, например, на должность начальника отдела в комитет по образованию городской администрации, то ИП придётся закрыть.

Должности государственной или муниципальной службы — это должности, связанные с управлением на уровне государства в целом, регионов или муниципалитетов (городов, районов, сельских поселений). Это, например, руководители и большинство сотрудников областных и городских администраций.

В органах власти не все сотрудники — госслужащие. Конкретный перечень должностей для каждой госструктуры устанавливается федеральными законами или нормативными актами субъектов РФ, городов, районов.

Те, кто занимается вспомогательными функциями, например, водители или специалисты по обслуживанию здания, обычно не обладают статусом госслужащего. Поэтому водитель городской администрации имеет право открыть ИП и в свободное время на личной машине заниматься перевозками.

Процедура оформления ИП

Порядок открытия ИП не зависит от того, есть ли у будущего предпринимателя официальное трудоустройство, или нет.

Для того, чтобы стать предпринимателем, нужен паспорт и заявление по форме Р12001. Также могут потребоваться и деньги, но не всегда. Затраты зависят от того, каким образом будущий ИП собирается оформлять документы и направлять их налоговикам. Заявитель может:

Лично отнести документы в ИФНС. В этом случае нужно заполнить форму Р21001 на бумаге и заплатить 800 рублей госпошлины. Подпись на форме заранее ставить не нужно — будущий ИП распишется в присутствии инспектора после того, как предъявит паспорт.

Сдать документы через МФЦ. Необходимо заранее уточнить, есть ли у вашего МФЦ соглашение об электронном документообороте с налоговиками.

При регистрации ИП лучше сразу подать заявление о выборе специального налогового режима. Это не обязательно, но если в течение месяца после регистрации не выбрать никакой спецрежим, то ИП будет считаться работающим на общей налоговой системе, что невыгодно для большинства бизнесменов. Поэтому, чтобы не забыть, лучше выбрать налоговый режим сразу.

Если вопросов по документам не будет, то налоговики зарегистрируют ИП в течение трёх рабочих дней. Предприниматель получит по электронной почте лист записи ЕГРИП по форме Р60009, который подтверждает его регистрацию.

При желании лист записи можно получить и на бумаге. Для этого нужно прийти за документом в ИФНС или при подаче заявление на регистрацию запросить его получение по почте.

  • Без поездок в налоговую и очередей
  • Без оплаты госпошлин
  • 2 месяца интернет-бухгалтерии в подарок

Обязательно ли сообщать работодателю о своём статусе ИП

Работник не обязан сообщать работодателю о том, что он открыл ИП. Занятия сотрудника в свободное от работы время не должны интересовать работодателя.

Но работодатель, если захочет, может легко проверить, является ли его сотрудник предпринимателем, с помощью сервиса на сайте ФНС.

Если работодатель узнал, что его сотрудник одновременно является ИП, то возможны следующие варианты:

Работодателя устраивает сотрудник и ему всё равно, каким бизнесом тот занимается в свободное время. Тогда трудовые отношения продолжатся в прежнем формате.

Работодатель может предложить сотруднику расторгнуть трудовой договор и заключить с ним гражданско-правовой договор, как с ИП.

Но этот вариант имеет и немало недостатков. Работник, расторгнув трудовой договор, лишается всех гарантий, предусмотренных ТК РФ. Работодатель больше не обязан организовывать рабочее место, оплачивать отпускные, больничные и т.п.

Чтобы снизить риски при проверке, нужно правильно оформить договор с ИП. В нем не должно быть ничего, что указывало бы на трудовые отношения: должностных обязанностей, правил внутреннего распорядка, оплаты отпусков и больничных и т.п.

Налоги и взносы ИП, работающего по найму

Работодатель удерживает с зарплаты сотрудников, работающих по найму, НДФЛ по ставке 13%. Также на выплаты в пользу работников начисляются страховые взносы. В общем случае, без учёта льгот, минимальная общая ставка страховых взносов составляет 30,2%. Расчеты со страховыми фондами работодатель производит за свой счёт.

Если работник регистрируется, как ИП, то все налоги и взносы, которые перечисляет работодатель, остаются без изменений. Обязательные платежи по предпринимательской деятельности платит сам работник, вне зависимости от расчётов по налогам с зарплаты. Доходы от предпринимательской деятельности облагаются в зависимости от того, какой налоговый режим выбрал предприниматель:

При общей налоговой системе — НДФЛ по ставке 13% и НДС по ставке 20%.

При использовании ЕНВД или ПСН налог зависит от установленного законом потенциально возможного дохода и физических показателей. В зависимости от вида деятельности потенциальный доход может быть определен на 1 работника, 1 кв. м площади, 1 автомобиль и т.п. Ставка по ЕНВД без учёта льгот, составляет 15%, а по ПСН — 6%.

Также все ИП, вне зависимости от режима налогообложения, должны платить страховые взносы за себя. В 2021 году сумма страховых взносов ИП составляет 40 874 руб. плюс 1% от дохода свыше 300 тыс. руб. Если же предприниматель сам наймёт работников, то он будет платить взносы с их зарплаты, как и любой работодатель — по ставке от 30,2% без учета льгот.

Вывод

В большинстве случаев наёмный работник имеет право зарегистрировать ИП и заниматься бизнесом в свободное время. Запрет на ведение бизнеса действует только для военных, госслужащих и сотрудников спецслужб. Работники бюджетных учреждений далеко не всегда являются госслужащими, например, школьные учителя могут без проблем открывать ИП.

Порядок регистрации ИП не зависит от того, есть у будущего предпринимателя трудовой договор, или нет.

Работник не обязан сообщать работодателю, что он открыл ИП. Работодатель не имеет права применять к сотруднику какие-либо санкции из-за того, что он стал предпринимателем. ИП должен самостоятельно исчислять и платить налоги от предпринимательской деятельности. При этом обязательные платежи по его зарплате продолжает рассчитывать и перечислять работодатель.

0 рублей за регистрацию бизнеса. Вы не платите государственную пошлину, не оплачиваете ЭЦП, не оплачиваете услуги юриста.

Похожие статьи

В данной статье вы узнаете, можно ли получить статус индивидуального предп.

Статус индивидуального предпринимателя предполагает, что он ведёт бизнес в.

В интернете много программ, с помощью которых можно бесплатно или за деньг.

Открыть ИП в России может не только совершеннолетний гражданин. Иногда это.

Главный документ при регистрации ИП – это заявление по фор.

Если вы решили стать индивидуальным предпринимателем, от вас потребуется з.

Часто бывает, что несмотря на наличие постоянной работы, появляются мысли о дополнительном доходе. Источником такого дохода может стать собственное дело, но, чтобы не нарушать закон, любую предпринимательскую деятельность необходимо регистрировать. Одним из способов является оформление ИП.

Открытие ИП при официальном трудоустройстве

Ограничения в регистрации

Ограничения в регистрации ИП

У людей, которые официально трудоустроены, возникает вопрос, возможно ли продолжать работать по найму и заниматься индивидуальным предпринимательством одновременно.

Чтобы ответить на этот вопрос, важно определить: ИП, в отличие от ООО или ОАО – это не организационно-правовая форма, это особый статус физического лица.

А физические лица по российскому законодательству обладают одинаковыми правами на трудоустройство вне зависимости от того, занимаются они бизнесом или нет.

К лицам, планирующим регистрацию ИП, есть ряд требований:

  1. Возраст от 18 лет.
  2. Отсутствие признанного судом факта недееспособности по причине психических заболеваний или наркологической, алкогольной зависимости.
  3. Российское гражданство.
  4. Отсутствие ограничения на частный бизнес.

Как видно, наличие трудовых обязательств в отношении работодателя не является препятствием для оформления ИП.

И всё же для работающих граждан есть ограничения в возможности ведения предпринимательской деятельности. Связанны они с особенностями профессии или должности. Так, заниматься бизнесом запрещено тем, кто состоит на службе у государства. К ним относятся:

Военнослужащий и ИП

  1. Военнослужащие.
  2. Сотрудники МВД, прокуратуры и прочих государственных силовых структур.
  3. Чиновники.
  4. Депутаты Государственной думы и Федерального собрания.
  5. Руководители муниципальных учреждений.

Также быть ИП не имеют права адвокаты и нотариусы.

Ограничения связаны с желанием оградить сотрудников от ненужной занятости. Люди, наделенные определенными полномочиями, находящиеся на обеспечении государства и представляющие его интересы, не должны отвлекаться на предпринимательство. Иначе есть риск недостаточно качественного исполнения своих обязанностей.

Кроме того, одновременное присутствие в органах власти и наличие собственного бизнеса могут сподвигнуть на лоббирование частных интересов, что является нарушением закона.

Ограничения действуют и в случае, когда работающее лицо собирается стать предпринимателем, а также и в обратной ситуации: до снятия с учета ИП невозможно устроиться на определенные должности.

Может ли стать ИП работник бюджетного или государственного учреждения

Деятельность работника бюджетного учреждения

Не всегда факт трудоустройства в муниципальном образовании или госпредприятии предполагает статус госслужащего. В таких организациях есть разделение на собственно госслужащих, имеющих чин, проходящих соответствующую аттестацию, и наемных рабочих. Отнесение к той или иной категории фиксируется в трудовом договоре.

Список должностей, которые по умолчанию имеют особый статус, издается Указом президента, и некоторые частные случаи могут быть прописаны в региональных нормативных документах. Поэтому, чтобы точно понять, имеет ли занимая должность отношение к госслужбе, необходимо напрямую выяснить это у работодателя во избежание дальнейших проблем.

Так, к примеру, учитель вправе вести частную деятельность в виде репетиторства, а главный врач не частной клиники ограничен в возможности какого-либо предпринимательства, так как в своем лице представляет государство по вопросам здравоохранения на уровне конкретного учреждения.

Влияние индивидуального предпринимательства на трудовые отношения

С точки зрения законодательства никаких сложностей в ведении частного бизнеса при официальном трудоустройстве возникнуть не должно. Но как сложатся отношения конкретного работника и его работодателя зависит только от них самих.

Прежде чем оформить ИП, необходимо трезво оценивать свои силы и возможности. Ведение своего дела требует много времени, ведь это и сама деятельность, и отчетность перед государственными органами контроля. За несвоевременное предоставление нужных документов в налоговую инспекцию, статистику, пенсионный и страховой фонды полагаются штрафы.

К тому же нельзя быть предпринимателем время от времени. Обязательства, возложенные на ИП, действуют весь период его существования, вплоть до снятия с регистрационного учета. Дополнительная занятость не должна отразиться на эффективности сотрудника на его основном месте работы.

Если работодатель начинает предъявлять повышенные требования к сотруднику, узнав об открытии ИП, работник вправе обратиться с жалобой в трудовую инспекцию. Но только если эти требования действительно необоснованы, и объективно единственная их причина – новый статус сотрудника.

Так же параллельное ведение собственного бизнеса не меняет обязательства работодателя в отношении работника. Организация продолжает делать отчисления налогов и взносов за сотрудника, обеспечивать оплачиваемые отпуск и больничный. В свою очередь сотрудника это не освобождает от уплаты налога, предусмотренного действующей системой налогообложения для ИП, и выплат в ПФР и ФСС за себя.

Дополнительно про официальное трудоустройство можно узнать из данного видео.

Трудовой договор

Бывают случаи, когда между ИП и организацией возникают отношения не как начальника и подчиненного, а как заказчика и исполнителя. Тогда трудовой договор не составляется, а заключается договор о гражданско-правовой ответственности, и оплата производится на основании акта выполненных работ. Такая схема возможно только при обоюдном согласии.

Образец срочного трудового договора

С одной стороны, это не очень комфортно для работника, так как он лишается социального обеспечения, которое полагается работающим гражданам РФ в соответствие с ТК (отпуск, больничный, компенсации при простое и потере рабочего места по вине работодателя и т.д.). С другой стороны, с заработной платы налог составляет 13%, а ИП с дохода платит 6%.

Для работодателя такой формат взаимодействия может быть интересен тем, что сокращаются расходы на сотрудника ввиду отсутствия соц. пакета. Но и степень влияния и контроля в отношении наемного ИП и просто сотрудника отличается.

Поэтому в большинстве случаев предпочтительнее всё же трудовой договор, тем более его наличие и действующее ИП документально никак не пересекаются и не мешают друг другу. Главное, сохранять одинаковую производительность и в своем деле, и в компании работодателя, иначе придется выбрать что-то одно.

Совмещение с официальной работой

Совмещение должностей

Если решение о регистрации индивидуального предпринимательства принято, нужно заняться оформлением. Отличий между тем, кто собирается стать ИП – работающий или безработный гражданин – нет.

Процедура оформления и дальнейшие обязательства одинаковые.

Чтобы зарегистрировать ИП, необходимо выбрать сферу деятельности, определиться с системой налогообложения и собрать следующие документы:

  1. Документ удостоверяющий личность – паспорт РФ.
  2. ИНН.
  3. Заявление о внесении в Единый реестр – форма P21001.
  4. Квитанция об оплате госпошлины на 800 рублей.
  5. Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в 2-х экземплярах, иначе автоматически фиксируется применение общих правил.

Выбранные сферы деятельности определяют коды ОКВЭД, которые нужно указать в заявлении. Так же не при любой деятельности можно работать по “упрощенке”, тогда придется использовать ЕНВД. А некоторые виды вообще недопустимы без открытия юридического лица (например, продажа алкогольной продукции).

Упрощенная система налогообложения подразумевает 2 варианта: уплата 6% от дохода или 15% от прибыли. Как правило, при небольшом обороте выбирают 6%.

Определившись со всеми составляющими и заполнив заявление, необходимые документы предоставляются в органы ФНС по месту регистрации. Через три рабочих дня налоговая инспекция выдает свидетельство о регистрации ИП и выписку из ЕГРИП, подтверждающие официальное начало деятельности. Данные передаются в фонды, где присваивается индивидуальный регистрационный номер.

С этого момента помимо права законно заниматься своим делом, ИП принимает ряд обязательств и становится ответственным субъектом предпринимательства. ИП, вне зависимости от того, трудоустроен или нет, должен:

  • вести книгу доходов и расходов;
  • платить налоги соответственно выбранной системе налогообложения;
  • делать взносы в Пенсионный фонд и в Фонд обязательного медицинского страхования за себя и за нанятых сотрудников, если таковые имеются;
  • финансово и юридически отвечать за свою деятельность перед заказчиками и контролирующими органами.

Титульный лист КУДИР

Если на работе невелика загрузка, и есть возможность уделять достаточно времени предпринимательству без ущерба исполнению обязанностей наемного работника, совмещать свое дело и официальную работу возможно.

В каких случаях оформление необходимо

  1. Для осуществления деятельности обязательно наличие патента или лицензии (только юридические лица имеют право на получение).
  2. Для проведения платежей с помощью банковских переводов через расчетный счет, по терминалу, с предоставлением чека.
  3. Для привлечения клиентов невозможно обойтись без активной рекламы, в том числе в СМИ.

В любом случае ведение бизнеса в рамках законодательства Российской Федерации подлежит обязательной регистрации. А стоит ли оформлять ИП лицу, имеющему официальную работу, зависит в первую очередь от того, принесет ли это реальный доход в итоге.

Особенности работы по совместительству есть в данном видео.

Об авторе

Григорий Знайко Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.


Ограничения при регистрации ИП

При принятии решения начать свое дело и зарегистрировать себя в качестве индивидуального предпринимателя нужно определить свое соответствие требованиям, установленным для открытия ИП.

  1. Гражданин, желающий открыть ИП должен быть совершеннолетним.
  2. Он должен иметь российское гражданство.
  3. Немаловажное условие – полная дееспособность. Ее ограничение устанавливается судом и может быть наложено на лиц, имеющих расстройства психики или страдающих от алкогольной, наркотической и игровой зависимости.
  4. Будущий предприниматель не должен иметь запретов на осуществление подобной деятельности.

Ограничение на возраст и дееспособность наложено потому, что предпринимательская деятельность связана с риском и бизнесмен должен хорошо это понимать.

Можно ли работающему оформить ИП

Достаточно часто возникает вопрос: можно ли открыть ИП если работаешь официально. В требованиях, выдвигаемых для регистрации предпринимателей, нет условия, по которому бизнесмен должен являться безработным.

ИП, в отличие от ООО или ОАО, это не правовая форма организации, а особый статус физического лица. Гражданин, получивший статус ИП, может осуществлять коммерческую деятельность на законных основаниях. Помимо этого права, статус ИП накладывает на своего обладателя ряд обязанностей. К ним относятся:

  • уплата обязательных отчислений в ПФР и ФНС;
  • ведение отчетности для предоставления в госорганы;
  • несение ответственности по возложенным на себя обязательствам.

После регистрации в качестве ИП предприниматель по-прежнему остается физическим лицом и не теряет прав и обязанностей рядового гражданина РФ. За ним сохраняется право на осуществление трудовой деятельности.

Работающий является сотрудником бюджетного или государственного учреждения

Иногда оформить ИП работающему человеку действительно невозможно. Такая ситуация возникает если человек официально трудоустроен в государственных или муниципальных учреждениях и является государственным служащим.

Необходимо понимать, что сам факт работы в подобных организациях не делает гражданина госслужащим по умолчанию.

Перечень должностей, относящихся к государственной службе, составляется и подписывается президентом РФ. При необходимости расширить круг лиц, не имеющих права заниматься предпринимательством, в определенном субъекте РФ, составляется дополнительный акт на уровне регионального законодательства. Если при устройстве на работу сотрудник получает статус государственного служащего, то этот факт отражается в трудовом договоре.

Общий перечень должностей, которые не могут получить статус ИП:

  • депутаты государственного и федерального уровня;
  • чиновники;
  • представили Вооруженных Сил и МВД;
  • адвокаты, судьи и нотариусы;
  • главы муниципальных структур.

Бухгалтер, работающий в детском саду, не является госслужащим, и запрет на ведение ИП на него не распространяется. Педагог бюджетной организации также может зарегистрировать себя в качестве ИП. Главный врач муниципальной больницы является представителем здравоохранения России и считается государственным служащим. Он не имеет права на получение статуса индивидуального предпринимателя.

Представителей государственной власти ограничили в праве на ведение предпринимательской деятельности для осуществления продуктивной работы. Ведение ИП может отнимать много времени, а человек, представляющий государство, должен все силы отдавать службе.

Может ли ИП работать по трудовому договору

Законом не запрещено совмещение трудовой и предпринимательской деятельности. Права ИП, как физического лица, охраняются Конституцией РФ. Статья 37 дает подробное объяснение, что каждый человек имеет право свободно распоряжаться своим трудом. Отталкиваясь от этого документа, физлицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, имеет право на заключение трудового договора со сторонней организацией.

ИП, в отличие от ООО даже с одним учредителем, не может оформить трудовые отношения между собой и своей фирмой.

Влияние индивидуального предпринимательства на трудовые отношения

Часто работающего человека волнует вопрос: как отразится открытие ИП на уже оформленные трудовые отношения. Ведение ИП регулируется нормами Гражданского Кодекса РФ, а трудовых взаимодействий – ТК РФ. Эти законодательные направления никак не пересекаются между собой. Следовательно, индивидуальное предпринимательство не влияет на выполнение работы, оформленной по ТК РФ.

За работника по-прежнему будут вноситься обязательные страховые выплаты и налоговые перечисления. Ему также полагается оплачиваемый ежегодный отпуск и больничный лист. Все эти условия соблюдаются при оформлении трудового договора с физическим лицом. Если владелец собственного дела желает устроиться на работу именно как ИП, то между ним и работодателем заключается договор гражданско-правового подряда (ГПД ). В таком случае соц. пакет, а также налоговые и пенсионные отчисления за работником не сохраняются. Такой схемой часто пользуются работодатели, желающие сэкономить на уплате налогов.

Если предприниматель работает по трудовому договору, в качестве физлица, то он не освобождается от выплаты страховых и налоговых взносов. Он должен производить выплаты даже в том случае, если у ИП нулевой доход.

Сообщать или нет нанимателю о регистрации ИП – решать самому предпринимателю. Факт открытия и ведения предпринимательской деятельности не отражается в трудовой книжке.Отчеты по своему предприятию, никак не пересекаются с теми, которые сдаются за наемных работников. Сведения о предпринимателях содержатся в ЕГРИП и свободный доступ к ним не предоставляется. Если ИП не будет использовать рекламу в СМИ, то наниматель может не узнать об особом статусе работника.

Как оформить ИП работающему

Процедура оформления ИП для трудоустроенных и безработных граждан идентична. Для получения законного разрешения на ведение собственного бизнеса надо собрать комплект документов.

  1. Паспорт гражданина РФ.
  2. ИНН заявителя.
  3. Заполненная форма Р21001.
  4. Квитанция об оплате госпошлины. В 2018 году для открытия ИП ее размер составляет 800 рублей. Потребуется оригинал и копия платежного документа.
  5. Заявления о переходе на УСН в 2-х экземплярах. 1 из них вернется обратно после регистрации ИП с пометкой ФНС.

Бумаги необходимо предоставить в отделение ФНС или МФЦ по месту регистрации. По истечении 3-х рабочих дней необходимо явиться в отделение для получения документов. В качестве подтверждения существования ИП выдается свидетельство о регистрации и выписка из ЕГРИП.

Как можно совмещать ИП с официальной работой

Совмещать ИП и основную работу можно, но довольно проблематично. Бизнес, особенно на стадии развития, требует постоянного контроля над происходящим. Если ИП ведет свое дело и имеет трудовые отношения одновременно, то нужно планировать свое время так, чтобы не страдала производительность на основной работе. В противном случае могут возникнуть трудности с начальством.

Удобно совмещать ИП и основную работу тем, кто имеет свободный или посменный график труда. Если предприниматель в официальных трудовых отношениях занят полный рабочий день, то ему целесообразно трудоустроить у себя человека, который будет вести отчетность. Альтернатива этому варианту – поиск удаленного бухгалтера.

Когда оформление ИП необходимо

В некоторых случаях можно заниматься своим делом с целью получения дополнительного заработка без оформления ИП. К таким ситуациям можно отнести частный извоз, пошив одежды или оказание косметологических услуг на дому. Не целесообразно регистрировать ИП при малом доходе, потому что отчисления в ПФР и ФОМС являются обязательными и не зависят от размера доходов. В 2018 году минимальный размер этих выплат составляет 32385 рублей. При доходе свыше 300000 рублей эта сумма увеличивается.

После регистрации ИП можно не оформлять работников, а самостоятельно выполнять всю работу. Если принять человека на работу по трудовому договору, то ИП должен совершать страховые перечисления не только за себя, но и за рабочего. Дополнительные взносы составляют порядка 30% от оклада работника.

  • для осуществления деятельности требуется получение лицензии;
  • имеется необходимость в рекламе;
  • нужно открыть расчетный счет.

Закон разрешает совмещать предпринимательскую и трудовую деятельность. При решении получить статус ИП без последующего увольнения с основного места работы нужно оценить возможные риски. Если времени для ведения собственного дела достаточно, то можно смело собирать документы и отправляться в ФНС. В случае отсутствия достаточного внимания новому бизнесу он рискует принести владельцу убытки вместо ожидаемой прибыли.

Читайте также: