Имеет ли право кондуктор высадить пассажира если у него нет сдачи

Обновлено: 05.05.2024

Действие произошло 1 октября. Небольшое вступление обьяснение-мы живем в поселке в пригороде города, где автобусы ходят по расписанию интервал 20-25 минут, как говорится в самый "час пик" нам приходится с детками ехать в садик. И так же и школьники, студенты и на работу. Часто приходит маленький автобус. если не сказать постоянно. наверное, слабо утро пустить в рейс нормальный автобус. но вопрос даже не в том. у моего сына был проездной билет за сентябрь. он заплатил за проезд и случайно достал использованный проездной билет за сентябрь. кондуктор его забрала( интересный момент: зачем ей этот ненужный кусок бумаги?). вопрос заключается в следующем: правомерны действия кондуктора? я понимаю, вопрос звучит смешно, но, просто интересно Ваше мнение на данный вопрос.P.S кондуктор сказала, что будет забирать проездные без студенческого билета.
зачисление было 28 сентября и им еще не выдали студенческие билеты.

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"


Действие произошло 1 октября. Небольшое вступление обьяснение-мы живем в поселке в пригороде города, где автобусы ходят по расписанию интервал 20-25 минут, как говорится в самый "час пик" нам приходится с детками ехать в садик. И так же и школьники, студенты и на работу. Часто приходит маленький автобус. если не сказать постоянно. наверное, слабо утро пустить в рейс нормальный автобус. Читать полностью
+14 Зарегистрируйтесь и получите возможность оценивать материалы, общаться в комментариях и многое другое!')"> Зарегистрируйтесь и получите возможность оценивать материалы, общаться в комментариях и многое другое!')"> ольжераска 02.10.2014 174 26 комментариев

Построим каркасный дом вашей мечты

Каркасный дом с 3 спальнями V300 "Цинциннати"

Каркасный дом с 3 спальнями и мансардой V327 "Порт Сэнт Люси"

Каркасный дом с 3 спальнями V080 "Роттердам"

Каркасный дом с террасой V288 "Олэйта"

Комментарии

Думаю не правомерны, она имеет право потребовать оплатить проезд, если нет студенческого билета.Но забирать право не имеет. Думаю что забрать могут только контролеры. И мало ли что "она сказала". Самодурство чистой воды. А если молодой человек забыл дома студенческий? Что она потом отдаст проездной? Позвоните в контору заведующую данным рейсом.

в том то и дело что он заплатил за проезд,а проездной ей на глаза попался. он хотел их собирать,типа коллекция. в этот же день поехал и купил на октябрь.мы ему как говорится всю плешь проели,чтобы требовал студенческий.

Студенческий конечно надо требовать, но и кондуктора надо на место поставить. Сегодня она решила проездной отобрать, а завтра что? Потом она ребенка решит зимой высадить? Позвоните в контору, пусть объяснят ей правомерность её действий. Да мало ли что у меня в кошельке лежит, какое право имеет посторонний человек тянуть свои поганые ручонки. Отбить ей их морально, чтобы не повадно было.

Объясните сыну чтобы был с ней по наглее, он просто растерялся. Её надо вежливо послать, если еще раз будет такой прецедент. Пусть сразу спрашивает ФИО, тут же притихнет. Или можно один раз проехать с ним, объяснить "даме" чем закончатся подобные действия. Можно узнать адрес конторы и написать жалобу на кондуктора. У нас например есть сайт для подачи жалоб на транспортную службу. Теперь гораздо все стало удобнее, разбираются и пишут ответ на поданную заявку. Хамить, гонять как сумасшедшие перестали, остановки на полном ходу не пролетают. Услуги надо оказывать качественно, а не как захочется. Ищите способ, таких надо на место ставить.

Прежде чем давать такие глупые советы, нужно разобраться в ситуации. И узнать ПРАВА кондуктора. Ниже уже написали, что кондуктор ИМЕЛА ПРАВО забрать проездной. Послать можно всех, могут и Вас посылать БЕЗ ПРИЧИНЫ. Вот только хочу спросить, а Вам это понравится? А ребенка учить хамству самое последнее дело, не красит это взрослого человека.

Ребенок не предъявил этот проездной, он заплатил за проезд. Что она имеет право лазить по чужим кошелькам? Или она имеет право вырывать из рук ребенка его вещи? Тут нет причины ИМЕТЬ ПРАВО! А отстаивать своё я детей буду учить, это не хамство. Хамство со стороны кондуктора - лезть к молодому человеку. Не каждый может дать отпор. Не все в 16 лет будут грубить кондуктору, кто-то и растеряется. Думаю с мужиком она бы так себя не повела.

Теперь уже кондуктор по чужим кошелькам полазила. Дааааа, вот так рождаются сплетни - один сказал, другой добавил. И где Вы углядели хамство? Кстати, автобус был маленький, мама там была в автобусе, и она не услышала хамства? Интересно, что это за хамство такое молчаливое.

Прежде чем давать такие глупые советы, нужно разобраться в ситуации. И узнать ПРАВА кондуктора. Ниже уже написали, что кондуктор ИМЕЛА ПРАВО забрать проездной. Послать можно всех, могут и Вас посылать БЕЗ ПРИЧИНЫ. Вот только хочу спросить, а Вам это понравится? А ребенка учить хамству самое последнее дело, не красит это взрослого человека.

Вы меня ещё учить будете умные советы давать. я не буду с вами далее вести диалог, я не уважаю возраст указанный в вашем профиле именно из-за вашей манеры вести диалог. Не хочу кормить ваше настроение.

Вот эти Ваши слова "Объясните сыну чтобы был с ней по наглее. " и говорят уже о том, что Вы с детства учите своих детей хамству. И, кстати, слово "понаглее" пишется вместе. И я не уважаю хамства и грубость в любом проявлении, а в детском тем более.

я не буду с вами далее вести диалог, я не уважаю возраст указанный в вашем профиле именно из-за вашей манеры вести диалог. Не хочу кормить ваше настроение.

Объясните сыну чтобы был с ней по наглее, он просто растерялся. Её надо вежливо послать, если еще раз будет такой прецедент. Пусть сразу спрашивает ФИО, тут же притихнет. Или можно один раз проехать с ним, объяснить "даме" чем закончатся подобные действия. Можно узнать адрес конторы и написать жалобу на кондуктора. У нас например есть сайт для подачи жалоб на транспортную службу. Теперь гораздо все стало удобнее, разбираются и пишут ответ на поданную заявку. Хамить, гонять как сумасшедшие перестали, остановки на полном ходу не пролетают. Услуги надо оказывать качественно, а не как захочется. Ищите способ, таких надо на место ставить.

А ещё что она будет забирать?совсем с ума сошли,сама работала кондуктором,такого себе даже и представить не могла

муж звонил сегодня в диспетчерскую службу,то не туда,дали другой номер,дозвонился. сказали,что не имела права забирать. но надо или справку или студ.билет. так и не думала никогда,что она такая,часто ездим и как бы .

Думаю, что Ваш сын что-то не договаривает. Не с кармана же она его у него вытащила. Возможно, он ей проездной протянул, как бы за другой месяц он уже. А так как проездной сентябрьский, а наступил октябрь уже, то между ними произошел разговор, и она его отругала за обман. Поговорите со знакомыми, которые в тот момент могли ехать тоже. Все-таки думаю, что есть и вина Вашего сына в этом, что он ей показал проездной, а Вам этот случай преподнес по другому.

мой сын никогда не обманывает. даже в малом.я это сама слышала,но не все и не поняла что это мой сын!автобус(напоминаю)маленький,я с дочкой маленькой,нам уступили место.шумно было.это он дома мне рассказал вечером.

у меня мама работает кондуктором, так что сведения из первой инстанции!
1. кондуктор ИМЕЕТ право забрать проездной билет, если нет правоустанавливающих документов к нему ( в вашем случае - студенческого билета).
2. при этом она ДОЛЖНА сказать, куда именно она его сдаст, т.е. откуда его можно забрать.
3. сдает его она в автопарк, откуда вашему сыну его могут вернуть при предъявлении документов, удостоверяющих личность и право на безбилетный проезд.

сын ей показывал паспорт. на проездном написаны его ф.и.о. и сперва он заплатил за проезд. а старый проездной лежал в кармане его сумки,откуда он и достал деньги за проезд.

Вот слушаю автора и смешно стало. Проездной был в сумке, как же оказался в руках у кондуктора, прямо интересно мне. Да если бы он ей его не показал, то она бы его не увидела. И из рук она бы его не взяла, если бы он протянул только лишь деньги. А тут получается прямо мистика какая-то - прездной в кармане СУМКИ, он доставал ТОЛЬКО ДЕНЬГИ ЗА ПРОЕЗД, и вдруг проездной волшебным образом оказывается в руках кондуктора. Прямо не кондуктор, а жена Акопяна- ловкость рук и никакого мошенничества.

Если кондуктор усматривает нарушение использования пассажиром проездных документов, она обязана изъять проездной документ у лица, не имеющего права им пользоваться, либо предъявляемый пассажиром документ, не дающий ему право льготного проезда, и передать его в соответствующую службу предприятия, а с пассажира взыскать стоимость проезда и штраф и предложить пассажиру обратиться на предприятие для разрешения конфликтной ситуации. Если кондуктор не прав, к нему будут применены меры внутри предприятия, а пассажиру вернут его документ и взысканные с него деньги. Но, как правило, этим занимаются только грамотные кондуктора и промахов у них не бывает. Плюсом к этому следует добавить, что кондуктора - в основном женщины, и их просят не связываться с пассажирами во избежание нанесения травм со стороны последних.

Там где вы это скопировали я тоже читала, почитайте ниже. Для других читателей скопирую сюда.

Перевозки городским и пригородным транспортом регламентируются следующими документами:
1) Гражданский кодекс;
2) Устав автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта РФ;
3) Правила перевозок, разработанные на основе Устава;
4) Правила проезда, утверждаемые местным органом исполнительной власти (муниципалитетом или субъектом федерации).
Ни один из этих документов не предусматривает изъятия проездного билета, выданного другому лицу.

Билет - доказательство заключения публичного договора перевозки между пассажиром и перевозчиком.
Именной билет на пассажира А - доказательство заключения публичного договора перевозки между пассажиром А и перевозчиком.
Если пассажир Б пытается проехать по именному билету пассажира А, то пассажир считается не оплатившим проезд. В случае кондуктора пассажиру Б должен быть продан билет за деньги, а в случае контролёра пассажир Б должен быть оштрафован за неоплаченный проезд. То, что пассажир А дал поносить пассажиру Б свой билет, ни кондуктора, ни контролёра не касается, и ничего изымать они не могут.

По вашему кондуктор имеет право и штраф брать? Зачем тогда контролеры?

Все зависит от того, где установлен штраф: на федеральном или региональном уровне.

Если штраф предусмотрен в КоАП РФ, оформлять постановление об административном правонарушении должны сотрудники полиции. Никто, кроме них, сделать этого не может.

Если штраф предусмотрен в КоАП субъекта РФ, постановление оформляют должностные лица органов исполнительной власти такого субъекта. И это должны быть именно сотрудники органа местной исполнительной власти, а не кондукторы или контролеры перевозчика или транспортной организации.

Но содержать штат контролеров и оформлять постановления — это сложно и дорого. Далеко не каждый субъект федерации может себе такое позволить. Многие исходят из того, что раз перевозчик — коммерческая организация, то борьба с безбилетниками — его проблема. Например, на Сахалине в местном КоАП нормы о штрафах нет. Зайцев в автобусах никто не штрафует, и перевозчиков это устраивает. Такая ситуация, по данным на 2016 год, была в 22 субъектах РФ.

Если в региональном КоАП норма о штрафе за безбилетный проезд в автобусе есть, а подобной структуры нет, то постановление об административном правонарушении оформлять будет некому. Чтобы проверить, есть ли такая норма в вашем регионе, ознакомьтесь с местным кодексом административных правонарушений. Обычно он есть на сайте администрации.

Может ли контролер, кондуктор, шофер брать оплату штрафа с безбилетника, задерживать его

Кондуктор или контролер, а зачастую в регионах это и сам водитель транспорта, могут потребовать от безбилетника заплатить за проезд. По закону, они могут отказаться везти пассажира, если он не приобрел билет. На этом их полномочия заканчиваются. Тем более, они не могут применять физическую силу к гражданам и принуждать оплачивать проезд.

Получается, что контролер является представителем компании перевозчика. Он, не имея полномочий, не может выписать даже штраф. Обращайте на это внимание!

В регионах многие водители, которые и расплачиваются с пассажирами, поступают просто — не реагируют вообще на безбилетников. Считают, что это проблемы частной компании перевозчика, который может предоставить контролера для помощи шоферу.

Штрафы в разных видах общественного транспорта

Перечислим, какие штрафы действуют для безбилетников в разном общественном транспорте:

Заметьте, что за проезд без билета в наземном, городском общественном транспорте — например, трамвае, троллейбусе, да и даже в автобусе — штраф на федеральном уровне не предусмотрен. Однако, если в регионе действуют свои законы, то штраф для безбилетника будет.

В Санкт-Петербурге за проезд в общественном, городском транспорте без билета придется заплатить штраф в 500 руб., а в Москве — 1 000 руб.

Если со штрафом несогласны

Штраф можно обжаловать — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу или в районный суд по месту рассмотрения дела. Искать их координаты в интернете не нужно: они должны быть указаны в постановлении об административном правонарушении. На обжалование у пассажира есть 10 суток с того дня, как ему вручат копию постановления или он получит ее сам. Если срок пропустить по уважительной причине, например по болезни, можно обратиться с ходатайством и восстановить его.

Судебной практики, когда отменяли административный штраф в отношении безбилетных пассажиров, я не нашел. Но это не значит, что таких дел не существует.

Если обжалование не увенчалось успехом или пассажир решил не обжаловать штраф, ему остается только идти в банк и платить по реквизитам, указанным в постановлении. Если этого не сделать, материалы могут передать судебным приставам. Тогда финансовые потери будут намного больше.

  1. Штрафовать безбилетного пассажира сам перевозчик не может. Штраф может наложить либо сотрудник полиции, либо сотрудник органа местной исполнительной власти.
  2. Если вам не выписали постановление об административном правонарушении — этого нарушения не существует. Соответственно, обязанности платить штраф тоже нет.
  3. Если перевозчик хочет взыскать убытки за безбилетный проезд самостоятельно, ему придется обратиться в суд.
  4. Платежи по штрафам всегда поступают в бюджет. Не платите штраф наличными непонятной женщине в маршрутке.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала. Задать вопрос

Меня интересует вопрос, имел ли право кондуктор (не контролер, а обычный кондуктор) высадить меня из автобуса вне зоны автобусной остановки, посчитав меня безбилетным из-за отсутствия транспортной карты, но при наличии и предъявлении мною ей документов удостоверяющих мое право на бесплатный проезд, в частности было предъявлено пенсионное удостоверение и справка ВТЭК. плюс ко всему мое положение таково, что признаки инвалидности подтверждены наличием ортопедической трости?
red И вообще надо как то решать вопрос с перевозкой пассажиров, создавая достойные условия поездки. Деньги хотят - получают. А вот нормально разговаривать так и не научаться. Ни как не поймут, что мы их кормим.
Да! Я, понимаю, что работа трудная, но ты ее выбрал, силой не тащили, так работай как надо, а не как хочешь.

Вообще, ВНЕ остановки водитель НЕ ИМЕЛ права высаживать пассажира. Но это уже вина ВОДИТЕЛЯ. Кондуктор мог его попросить об этом, но водитель не обязан подчиняться кондуктору. Это раз.
Что касаемо отсутвия карты - то тут был прав кондуктор: именно ОНА дает право на проезд в транспорте. Такой уж теперь механизм реализации льготы: документы надо предъявлять не в автобусе а при получении карты. А в автобусе - карту. Вдруг Вы передали карту другому человеку, а будете ездить по удостоверению и справке? Вот в этом-то и дело.
Далее. При всем уваженнии - наличие у Вас трости это еще не признак инвалидности. Вспомните Ручкина из "Место встречи изменить нельзя", да и не обязан кондуктор разбираться, что за трость у Вас: ортопедическая или "декоративная".
Таким образом, Вам следует подать жалобу руководству автобусного парка, указав по возможности все подробности (маршрут, время, дату и т.п.). Стоит указать и наличие у Вас трости. Хотя юридически это НЕ аргумент, но по-человечески и это должно было иметь значение. Главное - Вас не имели права высаживать ВНЕ остановочного пункта. Это и должно быть основой жалобы. Можно еще и в ГАИ пожаловаться, однако по своему опыту знаю что это почти бесполезно. Хотя, возможно, это спровоцирует проверку именно в указанном автобусном парке.
А что касаемо эмоциональной части Вашего поста: у нас Правительство и депутаты не понимают кто их кормит, что же Вы хотите от кондуктора. Что у нас вообще для инвалидов делается?? НИЧЕГО

Та же самая ситуация со ссылками на нормативные акты (применительно к г. Москве):

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ от 26 августа 2003 г. N 714-ПП "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОЛЬЗОВАНИЯ НАЗЕМНЫМ ГОРОДСКИМ ПАССАЖИРСКИМ ТРАНСПОРТОМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ (ТРАМВАЯМИ, ТРОЛЛЕЙБУСАМИ, АВТОБУСАМИ) В ГОРОДЕ МОСКВЕ"

(лирика:
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы (Ф.И.О. на наст. момент))

Приложение №1 (извлечения)

1. Порядок входа и выхода

2. Порядок оплаты проезда и провоза багажа

2.1. Оплата проезда производится в соответствии с действующим тарифом путем компостирования проездных билетов на одну поездку в трамвае, троллейбусе, автобусе, приобретения билета у кондуктора или приобретения долгосрочных проездных билетов.
Долгосрочные проездные билеты предъявляются кондуктору, водителю, а также окружающим пассажирам.
2.2. Виды проездных билетов, дающих право проезда в трамваях, троллейбусах, автобусах, именуемые в Правилах проездные билеты:
а) магнитные билеты с лимитом поездок;
б) долгосрочные проездные билеты: единый билет на 4 вида транспорта, на 3 вида наземного транспорта, в городском и пригородном автобусе, на автобусный маршрут N 400-экспресс;
в) посадочные талоны, приобретаемые у водителя;
г) бесплатные посадочные талоны;
д) билеты на одну поездку в трамваях, троллейбусах, автобусах, не оборудованных автоматизированной системой контроля проезда и перевозки пассажиров (АСКП).
***
2.4. Пассажир обязан:

(опять лирика: я не заметил строк о том, что пассажир ОБЯЗАН оплачивать проезд)

***
2.4.3. Иметь при проезде документы, подтверждающие право на льготы, если пассажир имеет право бесплатного или льготного проезда.

5. Ответственность пассажиров
5.1.1. Безбилетный проезд пассажиров влечет наложение административного штрафа в размере одного минимального размера оплаты труда.
***
5.3. Административный штраф на месте нарушения Правил пользования наземным городским пассажирским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) взимают контролеры, контролеры-ревизоры городского пассажирского транспорта общего пользования, являющиеся должностными лицами, действующими от имени органов исполнительной власти города Москвы.
Уплата административного штрафа не освобождает пассажира от оплаты стоимости проезда и провоза багажа.
5.4. Не оплатившим проезд считается пассажир:
5.4.1. Проезжающий без билета или бесплатного посадочного талона.

6. Обязанности водителя

***
6.2. Другие обязанности водителя определяются его должностной инструкцией.

//Мой вывод такой. Водитель НЕ МОГ Вас высадить вне остановочного пункта, но безбилетным Вас посчитали правомерно. Кондуктор мог попросить Вас оплатить проезд на общих основаниях, а в случае Вашего отказа, высадить на СЛЕДУЮЩЕМ остановочном пункте. Собачья работа.

Любопытно, что если бы Вы не вышли и на следующей остановке, то кондуктору пришлось бы вызывать контролеров-ревизоров для взимания штрафа. Ничего иного он(-а) сделать не имеет права.

Требовать соблюдения своих прав надо было на месте, в случае нарушений обращайтесь с жалобой к руководству автопарка, потом в суд.

Небольшая шпаргалка, которая не даст растеряться в трудной ситуации в метро, автобусе или другом общественном транспорте.

Кто имеет право требовать от меня предъявления билета?

Люди с удостоверением контролёра. Если человек отказывается предъявить такой документ, можете смело игнорировать его.

Порядок действий контролёра регламентируется городским законодательством и проверяющей организацией, поэтому, чтобы точно сказать, имеет ли он право на совершение определённых действий, нужно предварительно изучить его должностную инструкцию. Дальше мы рассмотрим, какие права имеет контролёр на основании федерального законодательства независимо от того, в какой организации он работает.

Имеет ли право контролёр доставить безбилетника в полицию?

Да, имеет. В соответствии со статьёй 27.2 КоАП РФ, контролёр может принудительно провести вас в отделение полиции для составления протокола. Но лишь при условии, что сделать это на месте невозможно (например, вы забыли паспорт).

Что делать, если контролёр меня оскорбил?

В статье 5.61 КоАП РФ говорится:

Оскорбление […] влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трёх тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Вы можете просто напомнить контролёру об этой статье или записать его речь на телефон.

Может ли контролёр запретить себя снимать?

Нет. Статья 152.1 ГК РФ запрещает публикацию видеозаписей человека без его согласия, но не их создание.

Может ли контролёр меня обыскать?

В соответствии со статьёй 27.7 КоАП РФ, контролёр может осматривать ваши вещи в поисках орудия административного правонарушения. Если вы не можете предъявить контролёру билет, а у него есть основания предполагать, что вы воспользовались, например, чужой социальной картой, то он имеет право произвести досмотр. При этом контролёр должен быть одного пола с пассажиром, а процесс досмотра — фиксироваться на камеру или проводиться при понятых.

А изъять чужую социальную карту?

Чужая социальная карта — это предмет административного правонарушения. Контролёр имеет право на его изъятие (статья 27.10 КоАП РФ).

Контролёр высадил человека без билета из транспорта. Так можно?

При отказе пассажира, проезжающего без проездного документа (билета) или по недействительному проездному документу (билету), оплатить стоимость проезда […] принять меры (в том числе с помощью сотрудников транспортной милиции) к удалению пассажира из поезда.

Скорее всего, если контролёр требует покинуть транспорт, он имеет на это право, поэтому затевать спор по этому поводу не стоит.

Может ли контролёр задержать меня в транспорте для составления протокола или оплаты штрафа?

Допустим, за время выяснения отношений с контролёром вы уже прибыли на нужную остановку. В таком случае вы, не отказываясь от составления протокола, можете выйти из транспортного средства. Если контролёр будет удерживать вас силой, он нарушит закон. Ведь в перечне лиц, имеющих право на административное задержание (статья 27.3 КоАП РФ), контролёров нет. Но задержать вас может полиция.

Что делать, если я не согласен со штрафом?

Контролёр имеет право назначить денежное наказание безбилетнику без составления протокола. Но в статье 28.6 КоАП РФ говорится:

В случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении.

Это значит, что вы можете не согласиться с назначенным вам штрафом и в таком случае контролёр должен составить протокол. Однако продолжать требовать от вас деньги он права не имеет. Подробно опишите в протоколе причины вашего несогласия и поставьте на нём подпись.

Контролёр спрашивает, как я попал в транспорт. Я обязан отвечать?

Предположим, вы воспользовались чужой социальной картой и контролёр пытается узнать, как вы миновали турникеты. Эти вопросы можете смело игнорировать, поскольку никто не обязан свидетельствовать против себя самого (статья 51 Конституции РФ).

Могут ли оштрафовать пассажира, если он моложе 16 лет?

Нет. В соответствии со статьёй 2.3 КоАП РФ, лица моложе 16 лет не могут быть привлечены к административной ответственности.

В Управление Роспотребнадзора по РА обратился потребитель, которого высадили из автобуса по причине отсутствия сдачи с крупной купюры.

Практически у каждого из пассажиров городского транспорта случалась подобная ситуация, когда в кармане находилась только крупная купюра, ау кондуктора не было с нее сдачи. Как быть? Кто прав, а кто виноват?

Потребителям необходимо помнить, что пользуясь услугами общественного транспорта, между пассажиром и исполнителем заключается публичный договор. В соответствии с требованиями ст. 426 Гражданского кодекса РФ исполнитель обязан заключить договор с каждым кто к нему обратился (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

На основании ст. 786 ГК РФ — по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом.

Отсутствие разменной монеты не может расцениваться, как уважительная причина отказа от заключения публичного договора.

Потребитель совершенно не должен волноваться об отсутствии сдачи, так как его функция одна единственная - заплатить.

А вот перевозчик, обязан продумать много разных своих обязательств, в том числе и то, чем и как он должен давать сдачу.

В Законе о Центральном банке РФ (ст. 27) указано, что официальной денежной единицей Российской Федерации является рубль. Купюры и монеты любого номинала обязаны принимать без ограничения.

если у таксиста нет сдачи

> На это мне ответили "Хорошо, я приму у Вас 5 тыс, но сдачи не дам, т.к. у меня её нет. Воровством это не является, т.к. Вы сами протягиваете мне 5 тыс".

> "Сейчас я Вам сдачи не дам, приезжайте потом в парк забрать её, я могу написать Вам расписку".

Теоретически, конечно, с вашего согласия можно заключить договор перевозки на таких условиях, но в случае с публичным договором это противоречит обычаям делового оборота и порядку расчетов, установленному вышеприведенным Положением. Но в общем, такого не бывает, поэтому далее анализировать эту ситуацию не стану.

> Какие правовые акты регулируют вопросы, связанные со сдачей? Возложена ли на кондуктора обязанность её иметь и выдавать своевременно? Есть ли срок, в течении которого она должна быть отдана? (К примеру, кондуктор соглашается дать мне сдачу, но как только она у него появится, т.е. я не смогу выйти когда мне надо, а буду ехать с ним хоть до конца, пока у него не появится нужная сумма). Насколько правомочны были действия кондуктора, когда он забрал у меня купюру и пошёл спрашивать сдачи по вагону, и пока не нашёл, отказывался мне её отдавать, в итоге я ждал сдачи минут 15, рискуя или проехать свою остановку, или сойти, оставив кондуктору все деньги?

См. вышеуказанное Положение. По смыслу этого Положения сдача должна быть отдана немедленно.

> Является ли также незаконным задержание пассажира, пока кондуктор считает правильность суммы, если она выдана множеством мелких монет?

> Насколько правомочны были действия кондуктора, когда он забрал у меня купюру и пошёл спрашивать сдачи по вагону, и пока не нашёл, отказывался мне её отдавать, в итоге я ждал сдачи минут 15, рискуя или проехать свою остановку, или сойти, оставив кондуктору все деньги?

Неправомочны, нарушают порядок расчетов, предусмотренный в Положении.
Прямо обязанность транспортного предприятия обеспечить кондуктора разменными деньгами не предусмотрена, однако она вытекает из обязанности дать сдачу.

> Насколько законны правила, висящие в транспорте, если в них указаны какие купюры и монеты принимаются, а какие нет?

> Может ли кондуктор задержать пассажира, вынудить куда-то ехать для разрешения ситуации?

>Убытки, вызванные возникновением ошибки, должны возмещаться стороной, по вине которой возникла эта ошибка? Т.е., в случае неправоты кондуктора и отсутствия у него сдачи верно ли что убытки должен не потребитель нести в виде отказа от услуги перевозки, а кондуктор в виде "оплаты ему билета за счёт предприятия" или, скажем, высыланием квитанции по почте?

>Обязан ли кондуктор назвать свою фамилию по требованию пассажира?

Эти вещи регулируются внутренними правилами перевозчиков, либо актами соответствующих органов местного самоуправления (субъектов федерации). Тем не менее, у вас в любом случае должна быть возможность убедится, что перед вами именно кондуктор. Соответственно, у него должна быть либо какая-то форма, либо жетон, либо удостоверение. В федеральном законодательстве об этом ничего нет. Ссылок на конкретные нормы не дам.
Тем не менее, запомнить/записать номер автобуса и время проезда будет более чем достаточно, чтобы в случае необходимости идентифицировать кондуктора.

>Если кондуктор, не найдя сдачи, даёт пассажиру ехать бесплатно, является ли такой проезд безбилетным, или он уже считается оплаченным?

Такой проезд является безбилетным, поскольку фактически вы его не оплатили.

>Относится ли всё вышеизложенное к коммерческому транспорту?

В полной мере. Законодатель в этих вопросах не делает различий между перевозчиками в зависимости от их организационно-правовой формы, формы собственности и т. п.

>Какие меры наказания могут последовать кондуктору который хамит пассажиру, отказывается принять деньги, выдать сдачу, или пытается ссадить на ближайшей остановке?

Также вопрос по поводу "мошенников". Да, бывают люди, специально пользующиеся тем, что у кондуктора скорей всего не найдётся сдачи и они проедут бесплатно.
Но на сколько в действительности они являются мошенниками?
Ведь они ни единого закона не нарушают? Они всего лишь пользуются "дырками" в нём, а вернее, ошибками представителя услуг транспортной перевозки, не имеющего нужного количества сдачи и не желающего тратить время на разрешение ситуации согласно установленным правилам.

В случае возникновения ситуации с отсутствием сдачи, каковы должны быть действия пассажира/кондуктора?

Самый сложный вопрос. Попробуем по порядку.

Б. Вы протягиваете пятитысячную купюру. В соответствии с уже указанными выше нормативными актами вы имеете право расплачиваться этой купюрой, а кондуктор обязан (опускаем некоторые детали): принять у вас деньги, пересчитать, назвать полченную сумму, назвать сумму сдачи, вручить вам билет и сдачу.

В. У кондуктора нет сдачи, хотя он обязан ее иметь (а точнее, автопредприятие должно обеспечить кондуктора разменными деньгами). Высадить или задержать вас кондуктор не имеет права. Разумным представляется такое развитие событий: кондуктор оставляет вас в покое, и вы едете со своей пятитысячной купюрой. Но ваше обязательство оплатить проезд сохраняется (ст. 407, 408 ГК РФ). Так что если у кондуктора во время поездки появятся разменные деньги, то надо немедленно за билетик заплатить.

Г. О, ужас! Пришли контролеры. Ваш проезд - безбилетный, обязательство по оплате проезда не исполнено. Хочу отметить, что порядок контроля оплаты проезда в городском общественном транспорте, а также ответственность за безбилетный проезд КоАП не регулируется, но соответствующие нормативные акты должны быть во всех субъектах РФ.

С учетом процессуальных требований КоАП, как правило, все это должно происходить следующим образом. Контролер составляет протокол об административном правонарушении и вручает вам копию - он обязан это сделать, поскольку факт безбилетного проезда налицо. Помните, взимание штрафа на месте незаконно! Вас уведомляют о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении (в СПб такие дела рассматривают соответствующие должностные лица Комитета по транспорту). Вы туда приходите и объясняете, почему не оплатили проезд, что нет вашей вины, а, следовательно, нет состава административного правонарушения. Или не приходите, и тогда дело рассматривается в ваше отсутствие.
Выносится какое-то решение. Привлечь или не привлечь вас к административной ответственности. Это решение можно обжаловать в судебном порядке.

Д. Ну а поскольку обязательство оплатить проезд до сих пор не исполнено, автопредприятие, в любом случае, вправе требовать от вас его исполнения. Можете исполнить его добровольно и получить билет. :) Ну или добро пожаловать в суд. :) Суд взыщет с вас стоимость проезда и судебные издержки.
Ну пункт Д, учитывая цену вопроса, выглядит смешно. Но, на мой взгляд, по закону все должно быть примерно так.

В заключение все ж таки соглашусь с теми, кто указывал на этическую сторону вопроса. Автопредприятие даже при огромном желании не сможет предусмотреть ситуацию, когда, скажем, в автобус войдет двадцать человек с пятитысячными купюрами. Ну хорошо, не двадцать, пусть три. Ведь согласитесь, это запросто может случиться…

Поэтому мое мнение таково. Конечно, отстаивать свои законные права необходимо. Но все-таки постарайтесь по возможности, прежде чем сесть в автобус, обеспечить себя необходимой мелочью.

Хотя теперь это не такая уж и мелочь. 18 рублей социальный транспорт и 22-28 коммерческий (СПб). Так что да здравствует велосипед! :)

Читайте также: