Имеет ли право фотограф не отдавать исходники

Обновлено: 02.07.2024

Я понимаю, что это работа фотографа. Но почему бы не отдать потом исходники заказчику? Всегда же интересно посмотреть, как на самом деле фото получилось и как ты там вышел. А то получаешь все обработанные фотки. везде ты - красавчик или красавица. Это же обман

Вот не понимаю. Пожалуйста объясните. Может это нормально. но мне всегда хочется узнать, как я реально получаюсь на фотке. Увидеть свои недостатки и т. д.

Заранее спасибо за ответы

Вы задаёте два совершенно разных вопроса.

Почему не отдают исходники? Не знаю, если надо - отдам. Ничего в них секретного или особого нет. Если не надо (чаще всего) - не отдам. Зачем лишние гигабайты заказчику?

Что до "обрабатывают всегда" - а что вы имеете ввиду под обработкой? Любой файл из камеры - это полуфабрикат, которому требуется обработка, в зависимости от того, что с картинкой будут делать в дальнейшем (смотреть на экране или печатать) .

Если вам нужно увидеть свои недостатки - фотографы тут не помогут. Посмотрите в зеркало и всё. Делов то.

С фотографом лучше не ссориться- помните, у него есть исходники )))

А если серьёзно, то на фотографии частенько недостатки намного сильнее выпирают, чем на самом деле. Да и макяж, вроде бы удачно наложеный в свете вспышки выглядит иначе. Короче в итоге получается такой ужас, что как в анекдоте: я могу одним движением пальца сделать из человека- урода. вы что, каратист? нет, я фотограф. Так что, я считаю, отдавать исходники- только обижать человека.

Ну сфоткайся на документы, вот там без всякого обмана. Ну и как, нравится собсвенная физиономия в паспррте? ;-)))))

вы покупаете готовый продукт, собственно для этого вам и нужен фотограф. для бытовухи вам достаточно домашней мыльницы или телефона.
обман. а косметика, к примеру, не обман ? :)

Ну обговорите с фотографом, что бы он и исходники давал (только заранее) . Врятле он откажет. Но вы действиетльно хотите их получить?

А зачем их отдавать? Чтобы потом заказчик повыкладывал исходники в контактик, где он спрыщами, желтыми зубами, и мешками под глазами? И всем на вопрос "Кто эт тебя снимал? " отвечал - а такой-то меня снимал. Вот нахер фотографу нужна такая реклама? Нужны сырые необработанные исходники - пусть дует к корешу/подруге с мыльницей, фотографируются там с котами, коврами, батареями, совдеповскими шкафами и обоями, прыщами, мешками, и прочими красотами до усрачки, и выкладывают вконтакте. Причем, кстати, совершенно бесплатно.

А я выскажу свое мнение.

Ну во-первых, если я делаю работу, то хочу гарантировать результат, а не процесс. Внутренние дела студии клиента не касаются. Вы же не просите в ресторане вместо картошки фри сырую, но уже почищенную завернуть с собой. Да и вряд ли приличный ресторан на такое согласится. Впрочем, здесь речь идет об оплате. Отсюда следует:

Во-вторых, если мне заплатят достаточную на мой взгляд сумму, то я могу работать отказавшись от всех прав и личного интереса в данной работе. Тогда заказчик получает ТОЛЬКО сырой материал. При этом я не подписываюсь под тем, что снято, не публикую кадры, не обрабатываю их, но отдаю исходники сразу после съемки. Обычно в стоимость работ включается флеш-карта (кстати, недешевая весьма) и картридер. Их и получает заказчик в конце фотосессии.

В-третьих, почему мне не интересна такая работа - а вот все просто. Я работаю фотографом по тому, что мне это нравится. Работа тяжелая, нервная, плохо и неровно оплачиваемая. Но творческая. Есть много других вещей, которые я умею делать не хуже, а денег за них дают не в пример больше. Но ведь я выбрал работу фотографом. И мне не интересно снимать мусор - я хочу создавать конечный материал. Отдавая исходники я либо отдаю кусочек вложенной души на растерзание, либо просто изначально не вкладываюсь творчески. Просто работаю и все, как в фото-на-документы. Единственный фактор, который мотивирует меня в таком случае - деньги, следовательно, их должно быть больше, чем на "творческих" съемках.

2. Никаких "домашних" фотографий на фоне ковра с подписью "жду предложений".

3. Фотографии с детьми, от взрослых участников сайта, нужно размещать в раздел блога "Дети модели".

6. Запрещается размещать фото с логотипами сторонних сайтов, при этом размещение логотипа фотографа допускается.

7. Никаких ссылок на внешние ресурсы, единственное, можно анонсировать свои сайты.

8. Флуд, оскорбления, откровенная реклама, нетематические посты (за редким исключением) удаляются.

10. Если работа за 5-7 дней набирает 50 и более плюсов, из которых хотя бы один от модератора, работа попадает в ЛУЧШЕЕ. В ЛУЧШЕЕ работа так же попадет с 5 плюсами от модераторов. Если работа получает 2 минуса от модераторов, то переносится в НЕ ЛУЧШЕЕ. При попадании работы в НЕ ЛУЧШЕЕ от рейтинга отнимается 50 единиц.

11. Просьбы отдать голос, порекомендовать или проголосовать за блог - являются нарушением правил. Аккаунт удаляется без предупреждения!

13. ВНИМАНИЕ. Администратор сайта и модераторы не отвечают на вопросы о рейтинге. Процесс пересчета рейтинга абсолютно автоматизирован и не подвергается ручной коррекции.

Все остальное пожалуйста.


По личному опыту знаю, что визажисты часто сталкиваются в проблемой получения готовых фотографий от фотографа. И причин бывает масса - у фотографа нет времени, желания, это не было оговорено заранее.. часто такие разочарования наступают после так называемых творческих съемок, где фотограф получил что хотел и больше никому ничем не обязан. Визажист создал образ, модель отработала, фото есть, "когда-нибудь обработаю и скину пару фотографий участникам съемки, а сейчас у меня коммерческие проекты и мне не до вас" порой думает фотограф, либо не понимая, что все работали в равной мере и хотят получить результат сейчас, а не через 3 месяца, либо считая, что самую большую работу выполнил именно он, и имеет право заставлять всех ждать.
Также, обидно, что когда предлагаешь как-то облегчить работу фотографа и не дергать его каждую неделю вопросами, когда ждать фотографии, предлагаешь выбрать некоторое количество сырых фотографий из того что есть и отдать их ретушеру за собственные деньги, фотограф категорически отказывается, объясняя это тем, что принципиально не показывает и тем более никому не отдает исходники фотографий.
Замкнутый круг - обрабатывать некогда, но исходники не отдам.
Как быть визажисту в таком случае? Бесплатно отработал, а потом еще пол года дергай фотографа чтобы получить хотя бы 2 фотографии, и то на выбор фотографа! И, о чудо, это может быть даже фотография, на которой в принципе не видно макияж.
И отдельная тема, это обработка макияжа на фото. Порой стараешься сделать перед съемкой каждый переходик, по 3 цвета в градиент, а на фото фотограф все сравнял в один и еще размазал блюром, и в итоге вместо прекрасного макияжа с переливами цветов и важными акцентами, мы получаем одноцветное пятно смоки. Вся работа на смарку((..
В связи с чем, еще один вопрос :
Бывают редкие случаи, когда удается получить от фотографа несколько исходных фото, но встает вопрос, что с ними делать дальше, если нет своего проверенного ретушера?(( где визажиста научат самому делать правильную удачную ретушь фотографий лиц, макияжа, чтобы это не превращалось в пятно и лицо не становилось кукольным? Я искренне восхищаюсь фотографами, которые умеют обрабатывать фотографии так, что убираются все даже самые серьезные изъяны кожи, а текстура идеальной поверхности кожи (не пластиковой, а со всеми порами и т.д. остается!


УВЕЛИЧИТЬ

Для того чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Комментарии:


1. Никак не быть визажисту. Договоренности на словах - это договоренности на словах. Не все придают им значение. Тщательней выбирайте фотографа, с которым работаете на тфп условиях. Смотрите его работы не по диагонали, а внимательно, изучите его творчество.
2. Отдавать ретушеру, работы которого вам нравятся. Всегда можно попросить сделать первый снимок бесплатно или с огромной надписью "preview" через весь кадр. Нравится - оплачивайте работу и заказывайте дальше.


Спасибо, впредь буду внимательнее. Хотя по работам фотографа сложно определить, сколько времени участники съемки ждали фотографии, и какой изначально был макияж, к примеру. По поводу ретушера, я пыталась работать с несколькими.. на бесплатный тест они не соглашаются, а один сделал в качестве теста такое, что смотреть страшно и после требовал за это 1000 р. оплаты, хотя изначально об этом не было не слова.


Есть портфолио,в котором люди показывают уровень своей работы. Это для того,чтобы не делать всем бесплатно.Это как фотографу бесплатно проводить фотосессии клиентам или визажисту стоять на пробных мейках. Мы все работаем за деньги,уровень виден в портфолио. Захочется творчества-пожалуйста , TFP для удовольствия)


Проблема понимания процесса и общения с его участниками

Я считаю, что так как вы описали,исходя из ваших интересов и понимания процесса,происходит от неумения правильно общаться и от правильного понимания того же процесса съёмки и изготовления изображения. Обиды могут возникнуть у каждого из тройки фотограф, модель, стилист. У каждого свой процесс,свои секреты и техники и надо понимать это.Хотя бы в общих чертах.
А как называется кисточка,которой красят щёки?Какая тушь для век бывает или крем для основы? Фотографы этого не знают, так как это не их дело и им этого не нужно знать. Но о фотографии знают все.Знают о кнопочке,которую надо нажать,знаю о фото шопе в котором можно что-то сделать и т.д. Получается, фотограф в этой тройке самое слабое звено? И ему не обязательно платить? Вы пишете, "отдаст исходники и можно за свои деньги ретушёра нанять",он сделает быстро.Вопрос: почему за деньги нельзя нанять фотографа и оговорить условия? Потому, что фотографы не уважаемы, так как все знают о кнопочке и фото шопе? Каждый должен делать своё дело! Фотограф снимать, ретушёр ретушировать, модель позировать, стилист/визажист так же делают свою работу.Все работают,все получают деньги,все довольны. Вот и всё. А когда во время съёмки модель или стилист учат фотографа как снимать, при этом сами не качественно делают их работу, это не правильно.У фотографа есть масса моментов, особенно с исходниками, которые не желательно показывать. Надо понимать, что фотография, сделанная фотографом,это фотография полученная после обработки, когда он сделал всё необходимое, чтобы получить качественное изображение, а не исходник.
Алёна, я не ругаю вас и не ссорюсь с вами, а просто хочу ответить на ваш вопрос максимально конкретно и корректно.При съёмке бывают условия: время, количество, качество,художественность и т.д.Исходя из этого и получается количество кадров.Многие из них не основные.Нужны вам такие кадры? Нет. Вот и не отдают их.Далее,если отдавать исходники, а они могут сниматься по-разному, темнее, светлее, в зависимости от предпочтений фотографа, то нет гарантии, что стилист/модель, с небольшими навыками в обработке, обработает снимок так как надо.Потом эти снимки появятся на сайтах и могут подпортить имидж фотографа. По этой причине надо правильно договариваться, заинтересовывать всех участников процесса и в итоге получать быстро хорошие снимки.Только при слаженной работе всех участников процесса получаются хорошие снимки на выходе.
Если вас заинтересуют другие вопросы по процессу и отношениям между участниками фото процесса, с удовольствием поделюсь с вами своими наблюдениями.


Спасибо за развернутый ответ)Да, Вы правы, я не фотограф и не ретушер, и могу рассуждать только о том, что вижу, но..
Понимаете, я сама всеми руками за оплаченную качественную работу, но те съемки о которых я упомянула в данной записи были организованы фотографом на условиях tfp, т.е. не платили никому. Но это же не означает, что бесплатная работа должна априори быть выполнена менее качественно или занять больше времени? Уважение должно быть равное ко всем участникам съемки, а попытки посчитать кто больше сделал в такой съемке некорректны, т.к. все работают на один результат.

Иногда отдельные заказчики хотят получить все кадры с интерьерной съемки, полагая, что фото прокатят без обработки или же они каким-то образом обработают их потом сами. Ну, есть же в инстаграме всякие фильтры, да?

Однако, смею вас заверить, в 99,9% случаев у них ничего не получится.

Дело в том, что профессиональные фотографы в подавляющем большинстве снимают в специальном формате, который в обиходе называют RAW. Он кардинально отличается от привычного всем JPEG по многим параметрам, но, самое главное, не у всех получится даже открыть эти файлы на своем компьютере или мобильном устройстве. Для этого, как правило, нужен специальный дополнительный софт. Сами фотографы используют так называемые RAW-конвертеры (Camera Raw, Adobe Lightroom и т.д.), где согласно своему стилю и опыту, подобно пленочным негативам “проявляют” каждый кадр по цветам, резкости, контрасту, шумам и так далее, используя кучи ползунков, градиентов и кистей для настройки финального изображения. Без всех этих манипуляций исходный кадр часто выглядит весьма непрезентабельно.

Пример настроек в Adobe Lightroom, которые необходимо сделать:

Важно:

ПРИМЕР ДО/ПОСЛЕ (ПОТЯНИТЕ ЗА ЛИНИЮ МЫШКОЙ)

Стало

Было

Важно:

Обработка трех фотографий с разной экспозицией вместо одной и сведение их в одну итоговую картинку – это еще более кропотливое дело, которое под силу даже не всем фотографам. Именно поэтому на рынке фотоуслуг Воронежа представлено огромное количество портретных и свадебных фотографов, но практически нет профессиональных интерьерных фотографов. Данный жанр фотосъемки требует колоссального опыта и усидчивости.

БРЕКЕТИНГ ПО ЭКСПОЗИЦИИ:

Брекетинг по экспозиции

Нельзя так же сбрасывать со счетов правовые аспекты. Наличие исходников в суде является одним из доказательств авторства. И хотя у меня ни разу ни с одним заказчиком каких-либо проблем в этом плане не было, но у меня частенько воруют фотографии из моего тревел-блога. И особо наглые воришки уже выплатили мне весьма приличные денежные компенсации по решению суда о нарушении моих авторских прав. Впрочем, повторюсь еще раз, когда за фотографии интерьера клиент мне платит деньги, хоть я не отдаю исходники, но и не храню их у себя. Иначе мне нужно было бы постоянно докупать все новые жесткие диски для их хранения. И у заказчика, и у меня, после завершения проекта и всех финансовых расчетов, остается одинаковый комплект фотографий. Хотя по закону авторское право по умолчанию остается за фотографом, если только не был заключен специальный договор о передаче прав другому лицу.

Важно:

Я всегда и везде при публикации фотографий интерьеров на своем сайте или социальных сетях указываю автора дизайн-проекта интерьера и/или заказчика фотосъемки. И очень признателен своим клиентам, которые отвечают мне тем же, указывая имя и фамилию фотографа в своих публикациях. Мне кажется, это просто элементарные правила взаимного уважения.

Ну и еще одна причина, по которой фотографы не отдают исходники. Условно назовем её морально-этической или, если хотите, даже репутационной. Каждый профессиональный фотограф недвижимости или даже портретист, не важно, долго и тщательно работает над своим личным брендом, над узнаваемом стилем работ (в идеале) и так далее. То есть, если человек уважает себя и свою профессию фотографа, то ему далеко не всё равно, что кто-то где-то выложит в сеть или просто продемонстрирует кому-то третьему необработанные или обработанные, но не так, кадры, а на вопрос кто автор этих снимков, укажет на него.

Важно:

Многие люди вообще до сих пор считают, что фотограф просто нажимает кнопочку, а всё остальное делает дорогая большая черная камера. Нет, ребята, это не так. Прежде чем получится итоговая фотография, ей предшествует подготовка к съемке, непосредственно сама фотосъемка, а потом уже и авторский продакшн, то есть та самая обработка. Выпрашивая исходники, вы исключаете один из важнейших этапов, тем самым обесценивая профессию фотографа.

ПРИМЕР ДО/ПОСЛЕ (ПОТЯНИТЕ ЗА ЛИНИЮ МЫШКОЙ)

Стало

Было

Поэтому я никому никогда не отдаю исходники, то есть по сути сырой полуфабрикат. Если клиент заказывает мне фотосъемку интерьера, то за свои деньги он получает полностью готовый к употреблению продукт. А если хочет добавки, то может заказать еще и я с удовольствием “приготовлю” её для него.

На сегодня всё. До новых встреч в блоге интерьерного фотографа!

— Профессиональный интерьерный фотограф
— Фотосъёмка недвижимости в Воронеже
— Архитектурная фотография
— Панорамная съёмка 360°
— Съёмка промышленных объектов
— Виртуальные 3D-туры


Политика конфиденциальности

Рабочие будни фотографов наполнены творчеством, вдохновением и эстетикой. А чтобы они не омрачились конфликтами с клиентами, нужно знать свои права и заранее обсуждать все проблемные места. В этой статье расскажем об авторском праве и разберемся, как фотограф и клиент могут использовать фотографии.

Прежде чем продолжить, хотим предупредить: в этой статье мы рассказываем о том, как взаимоотношения фотографа и клиента выглядят с точки зрения закона. В реальной жизни многое иначе: никто не требует указывать фотографа под всеми свадебными фотографиями, а сами фотографы нередко загружают снимки на сайт без согласия клиентов. Однако, так нельзя.

В основе работы фотографа — хорошие отношения с клиентами. Иногда репутация важнее закона, поэтому советуем руководствоваться здравым смыслом и обращаться к жестким требованиям, только если случился конфликт. А до этого стоит изучить правовые вопросы, а лучше всего — заранее письменно заявить о своих правах, например в договоре или на сайте.

Кто считается автором фотографий

Определение автора с точки зрения закона дано в ст. 1257 Гражданского кодекса РФ: автор — это человек (физическое лицо), творческим трудом которого создано произведение. С момента, как вы сделали фотографию или сняли видео, вы считаетесь автором. При этом неопубликованные фотографии охраняются также, как и опубликованные.

Важный критерий авторства — творчество. Чтобы считаться автором фотографии, недостаточно нажать кнопку фотоаппарата. Давайте рассмотрим на примерах.

Пример 1. Вы свадебный фотограф. Пара готовилась к съемке, заранее продумала образы и локацию, а вы выставляете правильный свет, выбираете ракурсы и советуете подходящие позы. Затем вы делаете цветокоррекцию, а может даже ретушируете кадры. В этом случае автор — вы, потому что фотографии отражают именно ваше творческое видение.

Пример 2. Вы гуляете по городу и прохожий попросил вас его сфотографировать. Он сам выбрал место и ракурс, дал вам камеру с выставленными настройками и стал, куда нужно, а вы сделали кадр. В этом случае автор фотографии — прохожий. Аналогично он мог сделать снимок на штатив с автоспуском.

У фотографии может быть несколько авторов. Если вы работаете в команде со стилистами и декораторами, то все они — ваши соавторы, потому что каждый внес свой творческий вклад. Тогда все имеют равные права на фотографию. Отличие только в том, что в случае конфликтов фотографам проще всего доказать свое авторство, так как у них есть исходники. Поэтому лучше не передавать клиентам файлы в формате RAW или PSD — они могут стать хорошим доказательством вашей работы над фотографией.

Что защищает закон об авторском праве

У автора есть личные имущественные и неимущественные права, они перечислены в Гражданском кодексе. Фотографу нужно в них разобраться, иначе в договоре можно написать что-то не так, и если будет спор, не получится отстоять свою правоту в суде.

На неприкосновенность произведения

На обнародование произведения

На доведение до общего сведения

Неимущественные права связаны с признанием вас как автора. Эти права бессрочные, их нельзя передать или продать. Даже если в договоре указано, что вы передаете заказчику право авторства, такая передача незаконна и этот пункт будет недействительным.

Вот что при желании вы всегда можете требовать от заказчика:

  • быть автором. Если вы провели съемку, нельзя сказать, что ее сделал кто-то другой.
  • указание авторства. Тогда клиенты будут обязаны подписывать каждую фотографию вашим именем, даже когда они публикуют фотографии в своих социальных сетях.
  • неприкосновенность произведения. Вы можете запретить своим клиентам менять фотографии. Например, кадрировать, накладывать фильтры или использовать в коллажах.

Имущественные права — это права на заработок с произведения. Кроме того, что фотограф получает деньги за свои услуги, он имеет право решать, как будут использоваться фотографии: например, можно ли публиковать ваши снимки на билбордах, показывать по телевизору или продавать постеры с ними.

Обычно клиент платит фотографу за конкретные фотографии, а не за права на них. Это значит, что клиент может использовать свои снимки только в некоммерческих целях. С другими произведениями так же. Например, если вы купили DVD-диск с фильмом, то по факту вы купили одну конкретную копию фильма — вы можете смотреть этот диск дома, но устроить публичный показ в кино все равно нельзя.

Что фотографу нельзя делать с фотографиями

Изображения людей охраняются ст. 152.1 ГК РФ. Хотя права на сами фотографии принадлежат фотографу, если вы провели свадебную или семейную съемку, вы не можете опубликовать ее без согласия своих клиентов. Иначе можно через суд заблокировать сайт с фотографией и взыскать компенсацию. Публиковать без их согласия можно только фотографии публичных людей или моделей, которым вы заплатили за съемку.

Чтобы не рисковать деньгами и репутацией, перед каждой фотосессией нужно брать у моделей согласие на публикацию. Установленной формы для этого нет, подойдет даже просто пункт в договоре. Обязательно указывайте, где именно вы хотите публиковать фотографии: одно дело использовать их в портфолио, а совсем другое — участвовать с ними в выставке.

Стоит отметить, что фотограф обязан взять разрешение на публикацию, если в кадре конкретный человек. А вот когда вы снимаете публичное мероприятие или толпу на стадионе, фотографию можно будет выложить в интернете и даже продать на фотостоках — согласие для этого не требуется.

Что делать, если права нарушили

Если кто-то использовал фотографию без разрешения, первым делом успокойтесь и оцените ситуацию — возможно, ваши права не нарушены. По закону произведения можно использовать в рамках свободного цитирования, это право дает ст. 1274 ГК РФ. Для этого должны быть соблюдены три условия:

  • используется в научных, образовательных или информационных целях.
  • указан автор и ссылка на источник.
  • цитируется в оправданном объеме.

Это значит, что для примера в статье фотографии можно законно использовать без вашего разрешения, а вот для рекламных объявлений или слайдера на сайте — уже нельзя. Но все равно обязательно должен быть указан автор.

Если вы столкнулись с нарушением имущественных прав, понадобится помощь юриста в области авторского права. Он поможет грамотно собрать доказательства и составить досудебную претензию. А если полюбовно договориться не получится, можно обратиться в суд и потребовать компенсацию, размер которой указан в ст. 1301 ГК РФ.

Запомнить

Автором фото является тот, кто внес творческий вклад в произведение. Поэтому фотограф, декоратор и стилист могут быть соавторами и иметь равные права на фотографию.

Право авторства передать нельзя, даже за деньги. Вы всегда можете требовать указывать авторство под каждой фотографией и даже запретить менять их — кадрировать или накладывать фильтры.

Обычно права на снимки принадлежат фотографу. Клиент платит за конкретные экземпляры, а не покупает права на произведение, поэтому он может пользоваться фотографиями только в некоммерческих целях. Чтобы заказчик мог использовать их в рекламе, в договоре должен быть пункт про передачу имущественных прав.

Публиковать фотографии людей без разрешения нельзя, поэтому перед съемкой обязательно берите у моделей разрешение на публикацию в портфолио.

В некоторых случаях фотографии можно использовать без разрешения — это называется свободное цитирование. А если ваши права нарушены, сначала зафиксируйте нарушение и попробуйте договориться.

Фотографы и авторское право: как отсудить компенсацию за свой снимок

Фотограф из Москвы вряд ли сможет узнать о том, что его фотографию незаконно используют, например, для оформления ресторана в отдаленном регионе страны. Активное использование интернета и соцсетей тоже не помогает защитить права.


У правообладателя не хватает возможностей отслеживать копирование его фотографий в интернете. Как правило, если фотография ранее была выложена в сети, она может легко копироваться другими лицами, а установить количество таких копирований оказывается почти невозможно.

Но если обнаружить нарушение удалось – нужно зафиксировать его. Раньше допустимым доказательством был только нотариальный протокол осмотра интернет-сайта, рассказывает партнер и руководитель IP практики Eversheds Sutherland Eversheds Sutherland Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Фармацевтика и здравоохранение группа Экологическое право группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Антимонопольное право (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Финансовое/Банковское право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) Профайл компании × Екатерина Тиллинг. Но теперь суды признают и другие доказательства, которые позволяют снизить судебные издержки.

Найти ответчика

Если фотографию использовали в печатном издании, найти виновных довольно просто – в выходных данных издания, как правило, указывается издатель, что значительно упрощает определение надлежащего ответчика.

Намного сложнее найти ответчика при нарушении исключительных прав в интернете. По общему правилу, им является администратор домена – владелец интернет-сайта, объясняет Тиллинг. Если владельцем домена является физическое лицо, то получить информацию о нем будет достаточно сложно, поскольку данные о физических лицах в открытом сервисе WHOIS не размещаются. В таком случае может помочь адвокатский запрос, отмечает Шишанова.

Иногда нарушителем может быть пользователь. Для его идентификации может понадобиться обращение к администраторам – но и это не гарантирует успешного обнаружения ответчика. Ведь многие пользователи регистрируются в соцсети, предоставляя ненастоящую информацию о себе.

Внутренняя апелляция не лишает автора права на судебную защиту. В российской судебной практике есть примеры разрешения таких споров в пользу авторов. Например, в 2019 году фотограф из Сургута Михаил Батенев отсудил у музыкального лейбла 70 000 руб. за использование своего снимка на обложке трека исполнителя Pabl.a.

Доказать авторство

Еще одна сложность в спорах об авторских правах на фотографию – доказать свое авторство. Нередко правообладатели не могут доказать принадлежность спорных фотографий конкретным авторам, отмечает Климова. Например, если фотограф публикует свои произведения под псевдонимом.

Дополнительно можно указать метаданные фотографии, например: размер или разрешение фотографии, изготовителя устройства, режим измерения, время экспозиции, дату создания файла. Такие доводы принимаются судами и могут эффективно доказать авторство, если других способов не осталось.


Необходимо уделить особое внимание фактическим обстоятельствам: месту размещения фотографии, метаданным фотографии, особенностям создания фотографии и самому снимку.

Климова рекомендует использовать в качестве доказательств протоколы осмотра социальных сетей, где автор публикуется под собственным именем, а также резервные копии фотографии в облачных хранилищах – Google Drive, Яндекс.Диск и iCloud.

Формат снимка – RAW или JPEG – не должны сыграть роли в процессе доказывания. Евгений Орешин, советник практики разрешения споров Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Цифровая экономика группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международные судебные разбирательства группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал 2 место По выручке 2 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 5 место По количеству юристов Профайл компании × , напомнил о деле № А55-22784/2020, где фотограф доказал нарушение своих прав в споре с ВГТРК и отсудил 630 000 руб. 11-й ААС указал, что не во всех случаях создания фотографий у автора должна иметься фотография в формате RAW – ведь он может сам выбрать формат изображения еще до создания снимка, в меню фотоаппарата.

Договориться до суда или получить компенсацию?

Если договориться до суда не получилось, то самое надежное решение – требовать компенсации в твердой сумме: от 10 000 руб. до 5 млн. руб., полагает Тиллинг. Но, как и для любой компенсации, ее размер должен быть обоснован правообладателем. В случае, если правообладатель не понес значительных убытков от неправомерного использования фотографии, завысить сумму будет сложно.

Если она используется физическим лицом, то суд вряд ли присудит большую компенсацию, а взыскать деньги будет сложно, отмечает эксперт. Больше шансов на успех, если снимок неправомерно используется в коммерческой деятельности – например, в рекламе крупного бренда. Тогда и размер компенсации, скорее всего, будет больше, и вероятность ее получения – выше.

Практика Верховного суда

За последние годы Верховный суд вынес несколько интересных решений по спорам об авторских правах на фотографию.

Но, по словам Шишановой, это определение не разрешило проблему до конца. Судам все еще непросто определить, имело ли место именно цитирование фотографии для пояснения какой-либо конкретной мысли автора или это было самостоятельное использование фотографии именно в целях ее демонстрации.

В 2020 году коллегия ВС по гражданским делам разобралась в споре между фотографом Олесей Цейтлин и Минстроем России (№ 5-КГ19-228). Он касался снимка, на котором была изображена квитанция за оплату коммунальных услуг с банкнотами и монетами. Министерство использовало фотографию без разрешения на своем сайте в статье с интервью замглавы Минстроя.

Суды встали на сторону ответчика: никакого нарушения не было, потому что фотография сходна с другими подобными фотографиями и размещена на различных сайтах с возможностью ее копирования. Указания на автора ни на одном из сайтов не было, что означает размещение фотографии в свободном доступе.

ВС же указал: сам по себе факт размещения фотографии на множестве сайтов и без указания авторства не доказывает, что изображение находится в свободном доступе с возможностью копирования без согласия автора и без выплаты вознаграждения.

Кроме этого, Верховный суд отметил, что исходный цифровой файл фотографии и данные о серийном номере фотокамеры, на которую произведена съемка, являются бесспорными доказательствами авторства фотографии.

В итоге с Министерства в пользу фотографа взыскали компенсацию (сумма из документа вымарана).

Читайте также: