Имеет ли право фонд обязательного страхования проводить проверку расходования средств

Обновлено: 04.07.2024

Контроль за использованием средств ОМС

МО приобретает для работников списочного состава противогазы и средства защиты органов дыхания – газодымозащитные комплекты, используемые в качестве запаса, создаваемого в целях подготовки и проведения мероприятий по гражданской обороне и противопожарной безопасности. Возможно ли использовать средства обязательного медицинского страхования на приобретение вышеуказанных материальных запасов?

Кроме того, согласно Положению о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 N 379, создание запасов и определение их номенклатуры и объемов исходя из потребности осуществляются:

а) федеральными органами исполнительной власти в пределах своих полномочий - для оснащения аварийно-спасательных формирований при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

б) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления - для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, и оснащения аварийно-спасательных формирований, спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

в) организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне, - для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Приказом МЧС России от 01.10.2014 N 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" определено, что, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организации определяют номенклатуру, объемы СИЗ в запасах (резервах), создают (накапливают) и содержат их.

Кроме того, согласно приказа МЧС "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" обеспечение населения СИЗ осуществляется в соответствии с основными задачами в области гражданской обороны и в комплексе мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Накопление запасов (резервов) СИЗ осуществляется заблаговременно в мирное время федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями с учетом факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью населения.

Также важно отметить, что Постановлением Правительства РФ от 30.12.2012 N 1481 (ред. от 07.06.2017) "О федеральной целевой программе "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года" не предусмотрено создание резервов СИЗ за счет таких источников как средства обязательного медицинского страхования. Мероприятия, предусмотренные вышеуказанной программой, предусматривается реализовывать за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, выделенных на эти цели, таких как средства организаций. Объемы финансирования мероприятий, реализуемых в организациях, определяются по согласованию с хозяйствующим субъектом.

Таким образом, расходы на приобретение для работников списочного состава противогазов и средств защиты органов дыхания – газодымозащитных комплектов, используемых в качестве запасов, создаваемых в целях подготовки и проведения мероприятий по гражданской обороне (СИЗ), не связаны с оказанием медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не являются необходимыми для содержания и обеспечения деятельности медицинской организации и при проведении проверок правильности использования средств, полученных медицинской организацией на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования контрольно – ревизионными службами ТФОМС будут расцениваться как нецелевое использование средств ОМС.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ обеспечение безопасных условий и охраны труда является обязанностью работодателя. В частности, в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, работодатель обязан организовать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований). Возможно ли проведение вышеуказанных медицинских осмотров за счет средств ОМС?

Структура тарифов на оплату медицинской помощи, оказанной в рамках территориальной программы ОМС, помимо затрат МО непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи, предусматривает расходы для обеспечения деятельности МО в целом, в том числе по прочим услугам (КОСГУ 226).

Следовательно, обязательные медицинские осмотры работников МО, содержание которых осуществляется за счет средств ОМС, можно осуществлять за счет средств ОМС.

Возможно ли приобретение МО дорогостоящего медицинского оборудования в рамках договора финансовой аренды (лизинга)?

Согласно статье 609 ГК РФ от 26.01.1996 №14-ФЗ договор аренды имущества, предусматривающий переход в последующем права собственности на это имущество к арендатору, заключается в форме, предусмотренной для договора купли-продажи такого имущества.

В соответствии со ст.624 ГК РФ в договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены.

Таким образом, договор аренды с последующим выкупом изначально предполагает покупку дорогостоящего основного средства, общие расходы, на приобретение которого будут включать в себя арендные платежи и выкупную стоимость, значительно превышающие лимит в размере 100,0 тысяч рублей за единицу, предусмотренный действующими нормативными документами в сфере ОМС и за счет средств ОМС производиться не могут.

1. Медикаменты и перевязочные средства;

6. Прочие материальные запасы.

Возможна ли оплата за счет средств ОМС составление проектно-сметной документации на установку автоматической пожарной сигнализации и возможна ли оплата за счет средств ОМС последующего приобретения и установки автоматической пожарной сигнализации, в случае стоимости данного оборудования до 100,0 тысяч рублей.

Согласно Тарифному соглашению в сфере ОМС Волгоградской области в состав тарифа включаются расходы на проведение пусконаладочных работ основных средств стоимостью до 100,0 тысяч рублей за единицу.

Автоматическая пожарная сигнализация отвечает перечисленным выше требованиям, поэтому в целях бухгалтерского учета такие объекты следует относить к основным средствам.

Автоматическая пожарная сигнализация принимается к учету по первоначальной стоимости. Согласно п.23 Инструкции №157н первоначальной стоимостью объекта признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (создание), с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ). В частности, к фактическим вложения относятся:

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу) (стоимость оборудования);

- суммы, уплачиваемые организациям за работы, осуществляемые в целях создания объекта основного средства (стоимость работ по монтажу, установке оборудования)

- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультативные услуги, связанные с приобретением;

- затраты по доставке оборудования для монтажа;

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением.

Таким образом, если стоимость автоматической пожарной сигнализации с учетом вышеперечисленных расходов превысит 100,0 тысяч рублей, то расходы на ее приобретение, изготовление, разработку проектно-сметной документации не могут осуществляться за счет средств ОМС.

Может ли МО осуществлять расходы по приобретению ГСМ, оплате труда водителей из средств ОМС для транспортировки больных на процедуру гемодиализа?

В соответствии с п.4.1.1. Тарифным соглашением сфере ОМС Волгоградской области от 21.12.2017 в состав тарифа не включаются расходы МО на транспортировку больных на процедуру заместительной почечной терапии (гемодиализ).

Таким образом, расходы по приобретению ГСМ, оплате труда водителей из средств ОМС для транспортировки больных на процедуру гемодиализа будут рассматриваться ТФОМС, как нецелевое использование средств ОМС.

Возможно ли софинансирование расходов на приобретение основных средств стоимостью свыше 100,0 тысяч рублей за счет средств ОМС и других средств МО, при условии, что расходы за счет средств ОМС не превысят 100,0 тысяч рублей?

Вышеуказанная статья ограничивает размер стоимости единицы приобретаемого основного средства, а не размер осуществляемых расходов за счет средств обязательного медицинского страхования медицинской организацией на приобретение основного средства.

Таким образом, нормативные документы, регламентирующие деятельность в системе ОМС, не предусматривают возможность софинансирования расходов на приобретение дорогостоящих основных фондов стоимостью свыше 100 тысяч рублей за единицу средствами обязательного медицинского страхования.

Возможна ли оплата труда из средств ОМС консультаций врачей-психиатров, психотерапевтов, фтизиатров?

В соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона №326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы медицинской организации, связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), в том числе расходы на заработную плату, начисления на оплату труда.

Таким образом, если стандартом медицинской помощи по заболеванию, включенному в базовую программу обязательного медицинского страхования, предусмотрены консультации врачей-психиатров, психотерапевтов, фтизиатров, оплата предоставленных услуг возможна за счет средств обязательного медицинского страхования.

При этом, медицинские организации вправе заключать гражданско-правовые договоры непосредственно с медицинскими организациями на привлечение врачей-специалистов этих организаций, а не с физическим лицом.

Приобретение медицинских изделий, не указанных отдельной позицией в приложении № 5 к Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Волгоградской области медицинской помощи возможно в том случае, если их применение необходимо для оказания медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования.

ПРОВЕРКИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ ФОНДОМ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ

ЧЬИ ПОКАЗАТЕЛИ BEPНEE

Наша организация применяет упрощенную систему налогообложения. Работники отделения фонда требуют, чтобы при сдаче квартальной отчетности в таблице 6 расчетной ведомости по форме 4-ФСС РФ мы указывали данные, установленные в ходе камеральной проверки. Эти данные не соответствуют данным бухгалтерского учета, занижают сумму задолженности ФСС России перед страхователем. Правомерно ли подобное требование?

■ ФСС России и его исполнительные ор­ганы на местах осуществляют контроль за полнотой, своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов, а также правильным и рациональным расхо­дованием этих средств на предприятиях в со­ответствии с Положением о Фонде социаль­ного страхования РФ, утвержденным пос­тановлением Правительства РФ от 12.02.94 № 101. Расходование средств обязательно­го социального страхования контролиру­ют отделения (филиалы отделений) фонда посредством проведения документальных камеральных и выездных проверок страхова­телей, в числе которых и те, кто применяет специальные налоговые режимы. Проверя­ющие могут истребовать документы, полу­чать от страхователей объяснения, проверять данные учета и отчетности.

Проверке подлежат расходы страховате­лей-работодателей на выплату пособий по временной нетрудоспособности, иных ви­дов пособий по обязательному социальному страхованию, оплату путевок на оздоровле­ние детей работников, а также другие виды расходов, предусмотренные бюджетом фон­да на соответствующий финансовый год.

Расходы страхователей-работодателей, применяющих специальные налоговые ре­жимы, произведенные с нарушением зако­нодательных и иных нормативных право­вых актов РФ по обязательному социаль­ному страхованию либо не подтвержденные документами в установленном порядке, по решению отделений (филиалов отделений) фонда не принимаются в счет средств соц­страха. Сказанное относится и к расходам на выплату пособий по временной нетру­доспособности у работодателей, применя­ющих спецрежимы и добровольно уплачи­вающих в фонд страховые взносы на соци­альное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, если такие расходы осуществлены с нарушением зако­нодательства либо не подтверждены доку­ментально.

При выявлении нарушений в расходова­нии средств, полученных от исполнитель­ного органа фонда, ущерб в виде средств, использованных нецелевым образом, стра­хователь обязан возместить в бюджет фон­да — добровольно или в судебном порядке.

Решения отделений (филиалов отделений) фонда, принятые по результатам проверок, обязательны для исполнения страхователя­ми и служат основанием для внесения изме­нений в бухгалтерский учет и отчетность.

Обжаловать решение отделения (филиала отделения) фонда можно в вышестоящей инстанции ФСС России либо в суде.

НЕРАБОЧИЙ ДЕНЬ В ПЕРИОД ОТПУСКА

Работнику в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ предоставлен отпуск для санаторно-курортного лечения согласно приказу регионально­го отделения ФСС России. Но в этот период попал нерабочий праздничный день. Подлежит ли он оплате, если в подп. 3 п. 1 ст. 8 названного закона сказано, что обеспечение осущест­вляется в виде оплаты отпуска на весь период лечения застрахованного лица?

■ Работникам предоставляются ежегод­ные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка (ст. 114 ТК РФ). В статье 120 ТК РФ сказано, что продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков исчисляется в календарных днях. Нерабо­чие праздничные дни, приходящиеся на пе­риод ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не вклю­чаются.

КОГДА БАЗА ЗАНИЖЕНА

О Региональное отделение ФСС России вынесло решение о привлечении страхователя к ответственности за неуплату (неполную) уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Проверяющие указали, что база для начисления взносов на травматизм зани­жена на суммы единовременных выплат работникам (поощрительные выплаты, частичная компенсация стоимости питания, стоимость подарков к праздничным датам). Насколько это правомерно?

В.П. Митрофанова, главный бухгалтер, Альметьевск

На основании федеральных законов о страховых тарифах на обязательное соци­альное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных забо­леваний, принимаемых на соответствующий год, а также Правилами начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и про­фессиональных заболеваний, утвержденны­ми постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 184, страховые взносы начисляются на оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, выпол­няющих работу по совместительству).

В пункте 4 названных Правил определе­но, что страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем вы­плат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС России, утвержденным пос­тановлением Правительства РФ от 07.07.99 № 765 (далее — Перечень). Перечень явля­ется исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Страховые взносы на социальные выпла­ты, производимые в соответствии с законо­дательством Российской Федерации за счет средств ФСС России, ПФР, а также бюдже­тов всех уровней, не начисляются (п. 2 Пе­речня).

Единовременные выплаты работникам (поощрительные выплаты, частичная компенсация стоимости питания, стоимость подарков к праздничным датам), произво­димые за счет средств страхователя, предус­мотрены локальным нормативным актом организации и к социальным выплатам, установленным законодательством РФ, как и к иным выплатам, установленным Пере­чнем, не относятся.

Следовательно, на единовременные вы­платы работникам, производимые страхо­вателем, должны начисляться взносы на травматизм.

Индивидуальный предприниматель нарушил срок регистрации в ФСС России: не зарегистрировался в качестве страхователя в течение десяти дней с момента заключения трудового договора с первым нанятым работником. Региональное отделение ФСС России привлекло предпринимателя к ответственности за нарушение установленного срока регис­трации в качестве страхователя. При этом не были учтены смягчающие обстоятельства: предприниматель на длительный срок попал в больницу и не мог оформить регистрацию.

В.П. Сазонова, Краснодар

В пункте 1 ст. 19 Закона № 125-ФЗ сказано, что страхователь привлекается к ответствен­ности в порядке, аналогичном тому, который установлен Налоговым кодексом РФ для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. Обстоятельства, смягчаю­щие ответственность за нарушение налогово­го правонарушения, предусмотрены в главе 15 НК РФ. В частности, это (п. 1 ст. 112 НК РФ):

1) совершение правонарушения вследс­твие стечения тяжелых личных или семей­ных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под вли­янием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависи­мости;

2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответс­твенности за совершение налогового право­нарушения;

3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельства, смягчающие ответствен­ность за совершение налогового правона­рушения, устанавливаются судом или на­логовым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций. Об этом говорится в п. 4 ст. 112 НКРФ.

Региональное отделение фонда, которо­му страхователь не представил документы, подтверждающие отсутствие возможности в установленный срок зарегистрироваться, не могло применить упомянутые положе­ния Кодекса.

ЕСЛИ НЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Региональное отделение фонда начислило страхователю штраф за непредставление расчетной ведомости по форме 4-ФСС РФ. Но показателей для заполнения данной фор­мы у страхователя не было, поскольку финансово-хозяйственная деятельность не велась. Вправе ли фонд применять санкции в такой ситуации?

А.А. Кузовкина, главный бухгалтер, Армавир

■ В соответствии со ст. 24 Закона № 125-ФЗ страхователи не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, обязаны представлять в исполнительные органы фонда по месту своей регистрации отчетность по утвержденной форме (форма 4-ФСС РФ).

При отсутствии начислений в пользу ра­ботников, а также расходов за счет средств обязательного социального страхования указанная расчетная ведомость представ­ляется с нулевыми показателями. При не­представлении расчетной ведомости возни­кают основания для применения финансовых санкций, предусмотренных действую­щим законодательством.

Если страхователь нарушил срок пред­ставления отчетности или не представил ее, он привлекается к ответственности по ст. 9 Закона № 125-ФЗ. К нему применяются санкции в виде взыскания штрафа в разме­ре 1 тыс. руб., а за повторное совершение указанного деяния в течение календарного года — 5 тыс. руб.

КАК ПРОФИНАНСИРОВАТЬ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ

Подскажите, как за счет средств ФСС России оплатить аттестацию рабочих мест на пред-• приятии. Я начинающий инженер по охране труда и технике безопасности. На различных совещаниях нам говорят, что это возможно, но как — не объясняют.

Анна, инженер по охране труда, Череповец

■ Согласно ст. 209 ТК РФ аттестация ра­бочих мест по условиям труда — оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных про­изводственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными норма­тивными требованиями охраны труда. Та­кая аттестация проводится в порядке, уста­новленном федеральным органом исполни­тельной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Порядок утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569. Работодатель принимает на себя обязанности страхователя работника по обязательному страхованию от несчастного случая на производстве и профзаболевания (ст. 17 Закона № 125-ФЗ).

Страхователь финансирует аттестацию и другие предупредительные меры исходя из сумм взносов на травматизм, подлежа­щих перечислению в текущем году. Лимит финансирования — 20% суммы взносов на травматизм, начисленных за предшествую­щий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному ви­ду страхования, произведенных в предшест­вующем году. Если работодателя проверяла государственная инспекция труда в субъек­те РФ, нужно учесть ее рекомендации.

Заявление о финансировании предуп­редительных мер в исполнительный орган ФСС России надо представить по месту сво­ей регистрации до 1 августа текущего года.

К заявлению необходимо приложить:

• план финансирования в текущем кален­дарном году предупредительных мер по сокращению производственного трав­матизма и профессиональных заболева­ний с указанием суммы финансирования (форма прилагается к Правилам);

• план мероприятий по улучшению усло­вий и охраны труда, проводимых в соот­ветствии с требованиями ТК РФ;

• копию акта о результатах проверки гос­инспекцией труда в субъекте РФ соб­людения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, со­держащих нормы трудового права (если такая проверка проводилась).

При подтверждении расходов представ­ляются документы о результатах повторных измерений запыленности и загазованнос­ти воздуха на рабочих местах, проведенных аккредитованным органом (организацией). В случае поэтапного проведения названных работ результаты повторных измерений пред­ставляют в фонд на заключительном этапе.

Чтобы фонд рассмотрел заявление органи­зации о предоставлении скидки к страховому тарифу, нужно соблюсти определенные ус­ловия, а именно: финансово-хозяйственная деятельность ведется с момента государс­твенной регистрации не менее трех лет, те­кущие взносы на травматизм своевременно уплачиваются и по ним нет задолженности.

Документы, необходимые для установления скидки к страховому тарифу

1. Заявление страхователя об установлении скидки.

2. Отчетные данные расчетных ведомостей по средствам ФСС России (форма 4-ФСС РФ) за предшествующий календарный год.

3. Сведения о прохождении работниками обя­зательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников по состоя­нию на 31 декабря предшествующего года.

4. Протокол аттестации рабочих мест по услови­ям труда и сводной ведомости рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда. Страхователей, финансирующих предупреди­тельные меры, условно подразделяют на две ка­тегории: те, у кого сумма начисленных взносов на травматизм менее 6000 тыс. руб. за предшес­твующий год, и те, у кого сумма взносов превы­шает эту величину. Решение (отказ) в отношении первой категории страхователей издает испол­нительный орган фонда в течение десяти дней с момента принятия полного комплекта докумен­тов. В отношении второй категории это решение принимается по согласованию с ФСС России. Страхователь обязан ежеквартально отчиты­ваться перед исполнительным органом фонда об использовании страховых взносов на фи­нансирование предупредительных мер. Расхо­ды на предупредительные меры, произведен­ные с нарушением Правил, не засчитываются в счет уплаты взносов на травматизм.

Порядок и условия финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников определены:

Прямые выплаты пособий: как ФСС будет проверять и за что штрафовать страхователей с 2022 года

Всеобщий переход на систему прямых выплат из ФСС отразится и на проверках. С 2022 года инспекторы будут анализировать сведения, которые передали работодатели, и на основании которых были начислены пособия. Если ревизоры обнаружат, что в сведениях есть ошибки, страхователя обяжут возместить средства, потраченные фондом на пособие. Плюс к этому оштрафуют на 20% от суммы излишне выплаченного пособия. Появятся и другие поводы для штрафов.

Какими законами регулируются проверки ФСС

Сотрудники Фонда социального страхования проводят камеральные и выездные проверки.

Рассчитывайте зарплату и пособия с учетом повышения МРОТ в 2022 году Рассчитать бесплатно

ВНИМАНИЕ

С января 2022 года вступят в силу новые редакции указанных законов (изменения утв. Федеральным законом от 30.04.21 № 126-ФЗ). Расскажем о наиболее важных изменениях.

Что проверяет ФСС

Как было при зачетной системе

Инспекторы в ходе проверок, в частности, выясняли, правильно ли рассчитаны пособия. Если находили ошибки, то не подтверждали расходы страхователя на больничные и другие выплаты. Как следствие, начисляли дополнительные взносы.

Как стало при системе прямых выплат

Данные новшества отразятся на проверках. Согласно комментируемым поправкам, с января 2022 года инспекторы ФСС будут, в числе прочего, анализировать сведения, полученные от работодателей. Если окажется, что сведения недостоверны, и это повлекло переплату пособия, компанию или ИП обяжут возместить фонду излишне перечисленную сумму. В случае, когда переплата произошла по вине самого застрахованного лица, представившего неверные сведения, то именно он должен будет возместить излишние расходы фонда (новый подп. 12 ч. 1 ст. 4.2 Закона № 255-ФЗ, новый подп. 9.1 п. 1 ст. 18 Закона № 125-ФЗ).

Заполняйте платежки с актуальными на сегодня КБК, кодами дохода и другими обязательными реквизитами Заполнить бесплатно

Порядок возмещения пособия, излишне выплаченного фондом

Правила, по которым работодатели и застрахованные лица станут возмещать расходы, излишне понесенные фондом, приведены в новых редакциях статьи 26.20 Закона № 125-ФЗ и статьи 4.7 Закона № 255-ФЗ.

Предусмотрен следующий алгоритм:

  1. По результатам выездной или камеральной проверки инспекторы принимают решение о возмещении излишне понесенных расходов.
  2. В течение 5-ти рабочих дней с момента вынесения решения вручают его тому лицу, в отношении кого оно принято — страхователю или застрахованному работнику. Решение вступает в силу по истечении 10-ти рабочих дней после его вручения.
  3. В течение 10-ти рабочих дней с момента, когда решение вступило в силу, ФСС направляет работодателю или застрахованному лицу требование о возмещении.
  4. На исполнение требования отводится 10 календарных дней с даты его получения (если не указан более длительный период).
  5. Если требование не будет исполнено, ФСС вправе подать в суд заявление о взыскании. Но есть условие: в общем случае суммарная величина расходов, излишне понесенных фондом, должна превышать 3 000 руб. В такой ситуации заявление подается в суд течение 6-ти месяцев после окончания срока, отведенного на добровольное исполнение требования о возмещении.
  6. Не исключено, что одному и тому же лицу ФСС выставит несколько требований. Тогда срок обращения в суд будет зависеть от общей суммы излишне понесенных расходов, которая образовалась в течение 3-х лет со дня окончания срока исполнения самого раннего требования. Если такая сумма превысила 3 000 руб., заявление можно подать в суд в течение 6-ти месяцев с момента превышения. Если такая сумма не превысила 3 000 руб., заявление допустимо подать в течение 6-ти месяцев со дня окончания указанного трехлетнего срока.

ВНИМАНИЕ

Какие решения принимает ФСС по итогам проверок

Страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний

Сейчас по результатам камеральной или выездной проверки инспекторы вправе принять решение о привлечении страхователя к ответственности, либо об отказе в привлечении.

  • об отказе в назначении и выплате обеспечения по страхованию;
  • об отмене решения о назначении и выплате обеспечения по страхованию;
  • о возмещении излишне понесенных расходов.

А по итогам выездной проверки также решения (новые подп. 3 и подп. 4 п. 8 ст. 26.20 Закона № 125-ФЗ):

  • об отмене решения о назначении и выплате обеспечения по страхованию;
  • о возмещении излишне понесенных расходов.

Страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Сейчас по итогам проверок (камеральных и выездных) ФСС может принять решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения. С января 2022 года инспекторы смогут также выносить следующие виды решений (новая редакция ч. 4 ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ):

  • об отказе в назначении и выплате страхового обеспечения (возмещении расходов страхователя);
  • об отмене решения о назначении и выплате страхового обеспечения (возмещении расходов страхователя);
  • о возмещении излишне понесенных расходов.

Какие штрафы инспекторы ФСС могут выписать по итогам проверок

Основания для привлечения страхователей к ответственности и размеры штрафов указаны в статьях 26.29, 26.30 Закона № 125-ФЗ, статье 26.31 Закона № 125-ФЗ (действующая и новая редакции) и в новой статье 15.2 Закона № 255-ФЗ.

Страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний

Страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Штрафы, которые назначаются сейчас

За неуплату или неполную уплату взносов в результате занижения облагаемой базы, иного неправильного исчисления — 20% от суммы недоимки по взносам, при умышленном занижении — 40%.

Сотрудники ФСС не вправе штрафовать страхователей за неуплату взносов и за непредставление расчета по взносам (РСВ).

За нарушение срока сдачи расчета 4-ФСС — за каждый месяц просрочки 5% взносов, начисленных за последние 3 месяца, но не более 30% и не менее 1 000 руб.

За несоблюдение порядка сдачи расчета 4-ФСС в форме электронного документа — 200 руб.

Штрафы, которые добавятся с 2022 года

За подачу недостоверных сведений и документов, либо их сокрытие, повлекшее излишнюю выплату пособия, — 20% от суммы излишне понесенных фондом расходов, но не менее 1 000 руб. и не более 5 000 руб.

За подачу недостоверных сведений и документов, либо их сокрытие, повлекшее излишнюю выплату пособия, — 20% излишне понесенных фондом расходов, но не менее 1 000 руб. и не более 5 000 руб.

За нарушение срока сдачи сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия — 5 000 руб.

Формируйте электронные реестры и сдавайте их в ФСС через интернет Сдать бесплатно

Какие штрафы может назначить суд

Кроме того, инспекторы из ФСС могут составить протокол об административном правонарушении и передать дело в суд. Если вина должностного лица организации будет доказана, его привлекут к ответственности:

Наталья Потапкина

Простой и удобный расчет страховых взносов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия!

Любой работодатель каждый месяц платит различные страховые взносы с выплат своим сотрудникам. Если они работают по трудовому договору, то это взносы:

  • в Пенсионный фонд России (в ПФР);
  • в Фонд медицинского страхования (в ФФОМС);
  • на социальное страхование от болезней и травм или по материнству (в ФСС).
  • на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (тоже в ФСС).

Также взносы платятся с выплат тем сотрудникам, которые оформлены в компании по гражданско-правовым договорам:

  • в ПФР;
  • в ФФОМС;
  • на социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, если это прописано в договоре.

Мы поговорим о взносах за сотрудников на пенсионное, медицинское страхование и страхование от болезней и травм или по материнству. Они регламентируются главой 34 НК РФ. О страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний читайте в ФЗ от 24.07.98 N 125-ФЗ.

Выплаты, подлежащие обложению страховыми взносами


Страховыми взносами облагаются выплаты сотрудникам исходя из трудовых отношений и согласно гражданско-правовым договорам по выполнению работ, оказанию услуг и авторским заказам.

Выплаты, с которых взносы не уплачиваются, перечислены в ст. 422 НК РФ:

  1. Государственные и социальные пособия;
  2. Компенсационные выплаты при увольнении, выплаты по возмещению вреда, оплате жилья или питания, оплате спортивной или парадной формы, выдаче натурального довольствия и т.д.;
  3. Призы, доплаты к пенсии бывших сотрудников и стипендии по ученическим договорам;
  4. Полевое довольствие;
  5. Суммы единовременной материальной помощи, например, при рождении или усыновлении ребенка, при потере члена семьи, при стихийном бедствии и других чрезвычайных обстоятельствах;
  6. Доходы, помимо оплаты труда, полученные членами общин коренных малочисленных народов от реализации продукции традиционного промысла;
  7. Страховые платежи по обязательному и добровольному личному страхованию;
  8. Оплата обучения сотрудников, связанная с профессиональной необходимостью;
  9. Другие компенсации и выплаты.


В веб-сервисе Контур.Бухгалтерия легко начислять и учитывать взносы, формировать платежные поручения.

Предельная база для начисления страховых взносов

Простой и удобный расчет страховых взносов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия!

Взносы в ПФР и ФСС ограничены предельными базами для начисления взносов, которые ежегодно индексируются исходя из роста средней зарплаты:

Предельная база для взносов в ПФР в 2020 году — 1 292 000 рублей.

Предельная база для взносов в ПФР в 2021 году — 1 465 000 рублей.

Предельная база рассчитывается исходя из дохода работника нарастающим итогом. Как только его доход за год достигнет предельной базы — в дальнейшем взносы нужно платить по новым правилам. При выплате взносов по основному тарифу при превышении этой базы взносы уплачиваются по уменьшенной ставке — 10%. Если организация на льготном тарифе, то при превышении взносы не платятся.

Предельная база для взносов в ФСС в 2020 году — 912 000 рублей.

Предельная база для взносов в ФСС в 2021 году — 966 000 рублей.

Если база превышена, то взносы платить не нужно.

Для взносов на ОМС и травматизм предельная база не устанавливается, поэтому весь доход, полученный работником, облагается взносами.

Тарифы страховых взносов в 2020 и 2021 году

Простой и удобный расчет страховых взносов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия!

Рассмотрим основные тарифы страховых взносов за работников в 2020 и 2021 году. Они остаются неизменными:

  1. На обязательное пенсионное страхование — 22 %.
  2. На обязательное медицинское страхование — 5,1 %.
  3. На случай временной нетрудоспособности и материнства — 2,9 %;
  4. На травматизм — от 0,2 % до 8,5 % в зависимости от класса профессионального риска, присвоенного основному осуществляемому виду деятельности.

В таблице указаны специальные пониженные тарифы взносов для некоторых категорий плательщиков, установленные в 2020 и 2021 году.

В 2021 году большинство работодателей на УСН будут платить взносы по общему тарифу в 30 %, так как переходный период подошел к концу. До 2024 года льготной ставкой в 20 % смогут пользоваться благотворительные и некоммерческие организации на УСН.

С 2020 года на основные тарифы перешли еще несколько категорий страхователей:

  • хозяйственные общества и партнерства, которые применяют или внедряют результаты интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат их участникам или учредителям — бюджетным или автономным научным учреждениями либо образовательным учреждениям высшего образования;
  • организации и предприниматели, которые осуществляют технико-внедренческую деятельность и платят сотрудникам, работающим в технико-внедренческих или промышленно-производственных особых экономических зонах;
  • организации и ИП, заключившие соглашение о ведении туристско-рекреационной деятельности, которые платят сотрудникам, ведущим эту деятельность в особых экономических зонах.

С 2020 года эти категории платят взносы по общему тарифу — 30%, а при превышении предельной базы для начисления взносов на обязательное пенсионное страхование не отменяют уплату, а снижают процент взносов в ПФ до 10%.

Сроки уплаты страховых взносов в 2020 и 2021 году

Простой и удобный расчет страховых взносов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия!

Страховые взносы перечисляются в ИФНС за каждый месяц до 15-го числа последующего месяца. Если последний день уплаты — выходной или праздничный, то уплатить взносы можно в ближайший рабочий день. Со взносами на травматизм порядок аналогичный, но уплачивать их надо по-прежнему в ФСС.

Предприниматели уплачивают страховые взносы за себя в другие сроки. Взносы за прошедший год нужно уплатить до его окончания или в ближайший следующий рабочий день. За 2019 год деньги перечисляйте в налоговую до 31 декабря, а если ваш доход превысил 300 000 рублей, то сумму доплаты переведите в ИФНС до 1 июля 2020 года.

Автор статьи: эксперт Контур.Бухгалтерии Наталья Потапкина

Ведите учет в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для расчета зарплаты и отправки отчетности в ФНС, ПФР и ФСС. Сервис подходит для комфортной совместной работы бухгалтера и директора.


Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) информирует, что с 1 января 2017 года администрирование страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством будет осуществлять Федеральная налоговая служба России.

В частности, Законом № 243-ФЗ Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) дополнен положениями, устанавливающими нормативно-правовое регулирование правил исчисления и уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - ВНиМ), определены функции налоговых органов по администрированию указанных платежей. Вводятся единая форма и сроки представления отчетности, порядок и сроки уплаты страховых взносов. К примеру, перечисления будут производиться отдельными платежными поручениями по каждому виду страхования, на соответствующие коды бюджетной классификации (КБК), открытые налоговому органу с 1 января 2017 года.

Передаются налоговым органам и функции по контролю, а также обеспечению исполнения обязанности по уплате страховых взносов. Правильность начисленных с 01.01.2017 года страховых взносов и своевременность их уплаты, обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов, будут осуществляться ими с 01.01.2017 в соответствии с порядком, установленным НК РФ.

Сохранена возможность зачета произведенных плательщиками страховых взносов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством РФ в счет уплаты страховых взносов.

Таким образом, с 1 января 2017 года налоговые органы будут являться администратором страховых взносов по ВНиМ в части доходов. Администрирование же расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ,сохраняется за ФСС.

С учетом внесенных изменений и дополнений за ФСС РФ сохранены полномочия по администрированию расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ, в том числе, право проводить проверки:

  • камеральные проверки правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения;
  • камеральные проверки расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, отраженных в расчете по страховым взносам, представляемом в налоговые органы;
  • выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения одновременно с выездными проверками, проводимыми налоговым органом по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Указанные проверки проводятся территориальными органами ФСС РФ с 01.01.2017 в порядке, аналогичном порядку, установленному Законом № 125-ФЗ.

Закон 125-ФЗ также претерпел изменения и дополнения. В частности, он дополнен нормами, определяющими расчетный и отчетный периоды по страховым взносам, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов, сроки представления отчетности по форме, утвержденной страховщиком, в том числе уточненной.

Что касается функций администрирования доходов и расходов по обязательному социальному страхованию по несчастным случаям на производстве и профзаболеваниям (далее – НС), то здесь с 1 января 2017 года ничего не меняется: их исполнение в полном объеме продолжает осуществлять ФСС РФ в соответствии с положениями Закона 125-ФЗ.

ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

За внебюджетными фондами, в том числе за ФСС РФ, сохраняются следующие обязанности:

  • по осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в порядке, действовавшем до 1 января 2017 года;
  • по принятию решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года;
  • по исполнению обязанности по приему расчетов (уточненных расчетов) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в порядке, действовавшем до 1 января 2017 года.

Кроме того, на территориальные органы ФСС РФ возлагается обязанность по передаче налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам, образовавшимся на 1 января 2017 года, с учетом требований, предусмотренных Законом № 250-ФЗ.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТРАХОВАТЕЛЯ С ФСС РФ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ НА ВНиМ, НАЧИСЛЕННЫМ ДО 1 ЯНВАРЯ 2017 ГОДА

Страхователь:

  • осуществляет уплату страховых взносов по ВНиМ в ФСС РФ до 01.01.2017 на действующий код бюджетной классификации (КБК) 393 1 02 02090 07 1000 160, в том числе за декабрь 2016 года, если фактическая уплата производится в 2016 году;
  • с 01.01.2017 производит уплату страховых взносов по ВНиМ в ФНС России (в том числе за декабрь 2016 года, если фактическая уплата производится в 2017 году) на новый КБК, открытый ФНС России с 1 января 2017 года;
  • подает заявление в ФСС РФ на возврат переплаты страховых взносов, перечисленных и поступивших в счет уплаты страховых взносов по ВНиМ за период до 01.01.2017;
  • подает заявление в ФСС РФ на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения по ВНиМ;
  • представляет в ФСС РФ расчеты по страховым взносам (форма 4-ФСС) за 2016 год, в том числе уточненные, за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в порядке, действовавшем до 1 января 2017 года;
  • имеет право при необходимости провести с ФСС РФ сверку расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и получить Акт сверки расчетов по исполненным обязательствам до 01.01.2017;
  • обжалует решения, вынесенные ФСС РФ по результатам камеральных проверок расчетов по страховым взносам (форма 4-ФСС) за 2016 год, в том числе уточненных расчетов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, а также решения, принятые по результатам проверок за указанные периоды.

Обращаем внимание!

Взыскание недоимки по страховым взносам на ВНиМ, образовавшейся по состоянию на 01.01.2017, а также по результатам камеральных и выездных проверок будет проводить ФНС России.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТРАХОВАТЕЛЯ С ФСС РФ И ФНС РОССИИ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ НА ВНиМ, НАЧИСЛЕННЫМ С 1 ЯНВАРЯ 2017г.

Страхователь:

  • представляет в ФНС России расчет по страховым взносам не позднее 30- го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом (подпункт 1 пункта 1 статьи 419, пункт 7 статьи 431 Налогового Кодекса Российской Федерации). Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются ФНС России по согласованию с Минфином России;
  • производит уплату страховых взносов по ВНиМ в ФНС России на новый КБК, открытый ФНС России с 01.01.2017 года;
  • подает заявление в ФНС России на возврат переплаты страховых взносов;
  • проводит сверку расчетов с ФНС России по начисленным и уплаченным страховым взносам по обязательствам возникшим с 01.01.2017 года;
  • обжалует решения, вынесенные ФНС России по результатам камеральной (выездной) проверки по правоотношениям, возникшим с 01.01.2017 года;
  • подает в ФСС РФ заявление, в том числе в межотчётный период, на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения;
  • обжалует в ФСС РФ решение, вынесенное по результатам камеральной (выездной) проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
  • проводит камеральные проверки расходов по ВНиМ:
    1) по заявлению страхователя на возмещение средств на выплату страхового обеспечения;
    2) на основании сведений из расчета по страховым взносам, полученным из ФНС России;
  • проводит внеплановые выездные проверки страхователей, в части правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения;
  • проводит совместно с ФНС РФ плановые выездные проверки страхователей, в части правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения;
  • рассматривает жалобы страхователей на акты проверок правильности расходования средств социального страхования на выплату страхового обеспечения, жалобы на действия (бездействие) должностных лиц территориального органа ФСС РФ.

Обращаем внимание!

Взыскание недоимки по страховым взносам по ВНиМ образовавшейся с 01.01.2017 по результатам камеральных и выездных проверок в связи с непринятием к зачету расходов будет проводить ФНС России.

ФСС РФ направляет в ФНС России в рамках межведомственного взаимодействия:

  • информацию о подтверждении заявленных страхователем расходов (заявление страхователя);
  • решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения за текущие периоды.
  • осуществляет контроль за исчислением и уплатой страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, с 1 января 2017 года, в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, а именно проводит камеральные проверки единого расчета по страховым взносам по форме, утвержденной ФНС России и осуществляет выездные проверки плательщиков страховых взносов по правоотношениям возникшим с 01.01.2017, совместно с ФСС РФ;
  • учитывает обязательства плательщика страховых взносов по ВНиМ с 1 января 2017 года;
  • проводит сверку расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам по ВНиМ по исполненным обязательствам с 01.01.2017 г.;
  • выносит решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов камеральной, выездной (повторной выездной) налоговых проверок плательщиков страховых взносов по правоотношениям возникшим с 01.01.2017 г.;
  • рассматривает жалобы страхователей на акты проверок, жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налогового органа.
  • ФНС России направляет в ФСС РФ в рамках межведомственного взаимодействия:
  • информацию из расчета по страховым взносам в части начислений страховых взносов по ВНИМ (взносы, расходы страхователя, необлагаемые суммы, пониженные тарифы);
  • решения (выписки из решений) о привлечении (об отказе в привлечении) плательщиков страховых взносов к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов камеральной, выездной (повторной выездной) налоговых проверок плательщиков страховых взносов;
  • информацию о списанных суммах недоимки, пеней и штрафных санкций по страховым взносам, по основаниям, возникшим после 01.01.2017 г.

Дополнительная информация по вопросу администрирования страховых взносов будет размещаться на нашем сайте по мере ее поступления.

Читайте также: