Имеет ли право фельдшер ставить капельницу

Обновлено: 16.06.2024

Вместе с тем, за нецелевое расходование бюджетных средств существует вполне реальная административная ответственность. Более того, если речь идет о крупных размерах (более 1,5 миллионов рублей), главного врача может ждать уголовное преследование по статье 285.1 УК РФ. Хотя даже без крупного размера за незаконное начисление стимулирующих надбавок работодателя могут привлечь к уголовной ответственности по статье 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Такие прецеденты уже случались, поэтому осторожность главных врачей понять можно, и мы настоятельно призываем не искать виноватых среди администрации медицинской организации.

Стоит признать, что текст Постановлений Правительства можно трактовать очень неоднозначно. Даже сейчас, после того как в ПП РФ № 484 и 415 дважды вносились изменения, а Минздрав трижды направлял разъяснительные письма, у многих остаются вопросы.

Выплаты в рамках ПП РФ № 484

Подобные разъяснения вводят всех в некоторое заблуждение и здесь хотелось бы пояснить следующее:

В соответствии с Трудовым кодексом, стимулирующие надбавки (поощрительные выплаты) и компенсационные (например, за риск работы в условиях, отклоняющихся от нормальных) – это совершенно разные категории выплат. В свою очередь, в ПП РФ № 484 речь идет именно о стимулирующих выплатах, которые начисляются за выполнение особо важных работ. При этом о риске заражения в тексте Постановления не сказано ни слова.

В п. 1 ПП РФ № 484 указано, что бюджетные субсидии выделяются для осуществления выплат медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам , у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19. Этот пункт соотносится с п. 11 ПП РФ № 484, согласно которому выплаты осуществляются медицинским работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19

ПП РФ № 484 принято во исполнение Поручения Президента Российской Федерации (Пр-665 от 15 апреля 2020 г.). В соответствии с данным документом, Правительству было дано поручение установить стимулирующие выплаты:

Работникам стационаров медицинских организаций, осуществляющих лечение больных новой коронавирусной инфекцией.

Работникам организаций и подразделений, оказывающих скорую медицинскую помощь больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-2019).

В п. 7 ПП РФ приведена методика расчета размера бюджетных ассигнований на осуществление выплат, которая учитывает показатель количества коек, открытых в медицинских организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, направленной на лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19.

В письме от 25 мая Минздрав также отметил, что в соответствии с Поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина (Пр-665 от 15 апреля 2020 г.) в ПП РФ № 484 определены размеры выплат в стационарах медицинских организаций, осуществляющих лечение больных с коронавирусной инфекцией и в организациях и подразделениях, оказывающих скорую медицинскую помощь больным с новой коронавирусной инфекцией.

Напомним, что в соответствии с Приказом Минздрава России от 19.03.2020 № 198н, руководители органов власти субъектов РФ и руководители медицинских организаций должны установить перечень общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи, направляемых на вызов к пациентам с ОРВИ и внебольничной пневмонией (п. 1.3 Приложения № 2 к Приказу № 198н).

Для лечения COVID-19 в стационарных условиях в медицинской организации также создается отдельное структурное подразделение (Приложение № 10 к Приказу № 198н).

Однако, как мы уже разобрались выше, ПП РФ № 484, действительно, не предусмотрены выплаты для работников Бюро СМЭ, так как они не относятся к работникам специализированного стационара или специализированной бригады скорой медицинской помощи. Более того, они не занимаются оказанием медицинской помощи и уж тем более лечением пациентов с COVID-19. При этом, риск заражения COVID-19 в данном случае не учитывается вовсе. Это проблема самого Постановления, но никак не руководства Бюро СМЭ.

Казнить нельзя помиловать: выплаты в рамках ПП РФ № 415

Во-первых, эту норму можно трактовать по-разному:

Стимулирующие выплаты полагаются: а) медицинским работникам, работающим с COVID-19 непосредственно; б) лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (то есть, медицинским работникам, которые не занимаются лечением коронавирусной инфекции или ОРЗ, но контактируют с зараженными пациентами при оказании медицинской помощи по другим профилям).

Стимулирующие выплаты полагаются медицинским работникам, которые оказывают медицинскую помощь: а) гражданам с COVID-19: б) лицам из групп риска заражения COVID-19 (например, гражданам с ОРЗ).

Снова мы упираемся в двусмысленную формулировку, с которой приходится разбираться, вникая в различные разъяснения.

В разъяснениях от 6 мая и 21 мая Минздрав уточнил, что выплаты по ПП РФ № 415 также полагаются медицинским работникам контактирующим в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19 , и работа которых связана с биоматериалом, заражённым COVID-19, в том числе: врачам-рентгенологам; врачам-патологоанатомам; врачам-эпидемиологам; помощникам врачей-эпидемиологов; медицинским работникам клинико-диагностических лабораторий, в том числе специалистам с высшим профессиональным (немедицинским) образованием; среднему медицинскому персоналу, работающему с указанными врачами-специалистами.

В разъяснениях от 21 мая Минздрав сообщил, что стимулирующие выплаты по ПП РФ № 415 осуществляются:

  • Медицинским работникам, контактирующим в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19 , внесенным в специальный информационный ресурс в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 373;
  • Медицинским работникам, работа которых связана с биоматериалом, заражённым COVID-19 ;
  • Медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи , сформированных в соответствии с приказом Минздрава России от 19 марта 2020 г. № 198н, направляемых на вызов к пациентам с ОРВИ и внебольничной пневмонией, отбору биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19 независимо от количества пациентов с подтвержденным COVID19.

То есть, как минимум, для получения выплаты работниками стационарных и амбулаторных учреждений диагноз COVID-19 у пациента должен быть подтвержден, и такой пациент должен быть внесен в специализированный ресурс.

В ПП РФ № 415 данный вопрос также не конкретизирован. Однако в п. 10 и 12 Постановления указано, что надбавки также устанавливаются в локальном акте медицинской организации и согласовываются с региональным органом власти в сфере здравоохранения.

Таким образом, на практике в регионах скорее всего выплаты по ПП РФ № 415 также будут привязывать к лечению COVID-19, а не к контакту с зараженным пациентом. Причина этому, опять же, двусмысленные формулировки Постановления № 415, туманные разъяснения Минздрава и позиция региональных властей.


Лежачим больным часто требуется круглосуточный уход и медицинское наблюдение.

Ухаживать за больным тяжело не только в физическом и моральном плане — это еще и постоянные материальные расходы. Поэтому стоит разобраться, куда обращаться за помощью, если в доме лежачий больной.

I. Обратитесь в поликлинику по месту жительства

Состояние лежачего больного нужно контролировать ежедневно. На дом к лежачему больному обязаны приходить терапевт и профильные врачи из территориальной поликлиники. Вызовите на дом участкового терапевта. Он осмотрит больного, назначит лечение и решит, какого профильного специалиста пригласить дополнительно.

На дом к лежачему больному по заявке терапевта обязаны приходить все узкие специалисты: невролог, окулист, отоларинголог (лор), хирург, онколог, уролог, эндокринолог, кардиолог и другие врачи.

Дома делают электрокардиограмму, берут анализы, проводят лечение. К примеру, при наличии трофических язв хирург назначает лечение с обязательным посещением больного медсестрой для выполнения перевязок.

При необходимости на дом придет окулист. Он определит дефекты зрения, подберет линзы или выпишет очки, найдет глаукому, катаракту или отслоение сетчатки глаз. Невролог может назначить курс лечения с инъекциями, проводить которые должна медсестра из поликлиники.

Если терапевт говорит, что профильные врачи на дом не приходят — не верьте. Обратитесь к заместителю главного врача поликлиники по лечебной работе или руководителю и добейтесь, чтобы к вам направили узких специалистов.

Выдержка из закона: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-03

Статья 19. Право на медицинскую помощь

  1. Каждый имеет право на медицинскую помощь.
  2. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

II. Если вам нужна помощь в обеспечении ухода, информация о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, обратитесь в орган в орган социальной защиты населения по месту жительства лежачего больного

В случае признания лежачего больного нуждающимся в предоставлении социальных услуг, ему выдадут индивидуальную программу предоставления социальных услуг (ИППСУ), в которой будет указаны необходимые виды социальных услуг, их количество, периодичность и срок предоставления.

Статья 16. Индивидуальная программа

  1. Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.

Социальные услуги делятся на гарантированные и дополнительные. Гарантированные бесплатны или оплачиваются частично. Дополнительные оказываются на условиях полной оплаты.

Дальше вы выбираете, куда обратиться за помощью — в государственную или негосударственную организацию социального обслуживания.

1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей- инвалидов;

8) срочные социальные услуги.

Социальный работник может посещать лежачего больного 1-2 раза в день 5 раз в неделю. При необходимости гражданин может быть временно размещен в стационарном учреждении социального обслуживания.

Если нужна сиделка, нанимать ее придется дополнительно по объявлениям, через знакомых или кадровые агентства.

III. Поставьте больного на очередь в государственный хоспис

При некоторых неизлечимых заболеваниях больные имеют право обратиться за помощью в государственный хоспис, который относится к учреждениям паллиативной медицинской помощи. Хоспис — специальное учреждение, в котором больные и их родственники получают медицинскую, социальную, психологическую и иную помощь.

Показания для обращения — онкология, хронические прогрессирующие заболевания терапевтического профиля, последствия травм, необратимые нарушения мозгового кровообращения, различные формы деменции, в том числе болезнь Альцгеймера и другие заболевания.

Для того чтобы встать на учет в государственный хоспис, необходимо направление. Например, если у вас онкологический больной 4-й клинической группы, направление даст районный онколог.

  1. Паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.
  2. Паллиативная медицинская помощь может оказываться в амбулаторных условиях и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи.

IV. Позвоните в негосударственные организации

Есть много общественных, социально ориентированных организаций и фондов, которые могут оказать лежачему больному необходимую помощь и под держку. Найдите список организаций в вашем городе и обзвоните их.

С учетом имеющихся возможностей во временное пользование может быть предоставлено в пользование оборудование для больного: специальная кровать, противопролежневый матрас, инвалидная кресло — коляска.

Пригласите в дом сотрудника патронажной службы. Он покажет и расскажет, как правильно ухаживать за лежачим больным.

V. Оформите инвалидность и (или) уход за больным

Инвалидность дает право больному на получение пенсии от государства и льготы. Постарайтесь оформить инвалидность и (или) уход за инвалидом — это поможет материально.

Вызовите участкового терапевта. Он определит, есть ли у больного показания для установления инвалидности и оформит документы по форме 088/у для прохождения медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Если при оформлении документов потребуется заключение узких специалистов, то заявку на их приход к больному подают родственники в территориальной поликлинике.

Если инвалидность установлена, то с решением комиссии (розовой справкой) необходимо обратиться:

  1. В территориальное отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (далее — ПФРФ) по месту жительства для оформления ежемесячных выплат. В ПФРФ можно заменить льготы на лекарства, санаторно-курортное лечение, льготы на оплату коммунальных услуг и проезд в транспорте на денежные выплаты.
  2. В управление соцзащиты по месту жительства для получения социальных услуг, которые положены в зависимости от группы инвалидности.
  3. В МФЦ для получения льгот по оплате коммунальных услуг.
  4. В территориальную поликлинику для получения льгот на лекарства.

Это примерный список учреждений. Полный перечень зависит от группы инвалидности и льгот, которые положены инвалиду.

Статья 28.1. Ежемесячная денежная выплата инвалидам

  1. Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статьей. Ежемесячная денежная выплата инвалидам и детям-инвалидам индексируется каждый год и по состоянию на 31.05.2018 ее размер составляет:

1) инвалидам I группы — 3236,98рублей;

2) инвалидам II группы, детям-инвалидам — 2590,24рублей;

3) инвалидам III группы — 2073,51 рублей.

Если вы сами ухаживаете за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе, либо достигшим возраста 80 лет, обратитесь в ПФРФ по месту жительства для оформления ухода за инвалидом.

Так вы будете получать ежемесячное пособие, время ухода будет учтено в трудовой стаж. Оформить уход можно если вы нигде не работаете, не получаете пособий и не имеете дохода в виде зарплаты или пенсии.

Установить с 1 июля 2008 г. ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее — компенсационные выплаты).

Компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.

/img/plugs/1.jpg

В письме от 12 апреля 2021 г. № 14-1/10/П-2784 Минтруд сообщил, что во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 11 марта 2021 г. № ТГ-П45-3036 Минтруд России совместно с Минздравом России рассмотрел письмо по вопросу разъяснения отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. № 1762 (далее - Постановление № 1762) и в дополнение к письмам Минтруда России от 30 декабря 2020 г. № 14-1/10/В-12880 и от 26 февраля 2021 г. № 14-1/В-206 по компетенции и разъяснил следующее.

"Пунктом 2 Постановления № 1762 установлены категории медицинских работников, которые имеют право на специальную социальную выплату: врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, оказывающие, а также не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.


Обращаем внимание, что выплаты в связи с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) также осуществляются немедицинским работникам, занятым в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19): водителям машин скорой медицинской помощи, членам летных экипажей воздушных судов санитарной авиации.


Иным немедицинским работникам выплаты в связи с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 8 Постановления № 1762 приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 г. № 894н (далее - Приказ № 894н) по согласованию с Минздравом России утверждены разъяснения по применению Постановления № 1762 (далее - Разъяснения). В них в том числе отражены особенности, связанные с совместительством, даны разъяснения по категориям работников, которым осуществляется специальная социальная выплата и другим вопросам, затронутым в письме.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления № 1762 специальные социальные выплаты устанавливаются медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе медицинским работникам рентгенологического кабинета (службы), в соответствии с временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденным приказом Минздрава России от 19 марта 2020 г. № 198н (далее соответственно - Временный порядок, Приказ № 198н).

В соответствии с пунктом 1.3 приложения № 2 к Приказу № 198н руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководители медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь, определяют общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи, направляемые на вызов к пациентам с симптомами острых респираторных вирусных инфекций (далее - ОРВИ) и внебольничной пневмонией, к пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также выездные бригады скорой медицинской помощи, осуществляющие медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
Таким образом, специальные социальные выплаты по подпункту "а" пункта 2 Постановления № 1762 получают медицинские работники указанных выездных бригад скорой медицинской помощи.


На основании пункта 1 приложения № 5 к Приказу № 198н руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья проводят корректировку схем перепрофилирования медицинских организаций для госпитализации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), предусмотрев создание условий их изолированного пребывания в стационарных условиях, специально созданных для пациентов.
В соответствии с пунктом 4 приложения № 10 к Приказу № 198н структура и штатная численность структурных подразделений медицинской организации для лечения (COVID-19) устанавливаются руководителем медицинской организации. Руководитель медицинской организации утверждает временное штатное расписание медицинской организации и осуществляет перераспределение функциональных обязанностей медицинских работников на основании дополнительных соглашений к трудовым договорам, заключаемых в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

При этом формирование временного штатного расписания структурных подразделений медицинской организации для пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) осуществляется в соответствии с временными штатными нормативами, предусмотренными приложениями № 16 - 17 к Приказу 198н.

Специальные социальные выплаты в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления № 1762 осуществляются в том числе медицинским работникам перепрофилированных медицинских организаций и структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в стационарных условиях.

В соответствии с абзацем пятым подпункта "а" пункта 2 Постановления № 1762 специальные социальные выплаты производятся также медицинским работникам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с Временным порядком.


В случае участия медицинской организации в оказании первичной медико-санитарной помощи пациентам с симптомами ОРВИ, пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также пациентам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в соответствии с подпунктом 2.2.1 пункта 2 приложения № 3 к Приказу № 198н руководители медицинских организаций обеспечивают определение структурных подразделений медицинской организации и должностей медицинских работников в указанных структурных подразделениях медицинской организации, участвующих в оказании первичной медико-санитарной помощи пациентам с симптомами ОРВИ, пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также пациентам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).

В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Постановления № 1762 специальные социальные выплаты производятся медицинским работникам, не оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.

В этом случае согласно пункту 4 Приказа № 894н для осуществления специальной социальной выплаты учитываются все дни работы, в которые медицинские работники контактировали с пациентами с уже установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении своих должностных обязанностей.

По нашему мнению, фельдшерам (медицинским сестрам) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи, специальные социальные выплаты производятся за фактическое число нормативных смен исходя из отработанного времени по табелю учета рабочего времени.


В соответствии с Временными методическими рекомендациями "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (версия 10 от 8 февраля 2021 г.) при стандартном определении случая заболевания (COVID-19) подтвержденным случаем (COVID-19) считается при выявлении:

  1. положительного результата лабораторного исследования на наличие РНК SARS-CoV-2 с применением методов амплификации нуклеиновых кислот (МАНК) или антигена SARS-CoV-2 с применением иммунохроматографического анализа вне зависимости от клинических проявлений;
  2. положительного результата на антитела класса IgA, IgM и/или IgG у пациентов с клинически подтвержденной инфекцией COVID-19. В случае получения лабораторного подтверждения диагноза, выставляется код по МКБ-10:
  • U07.1 - Коронавирусная инфекция COVID-19, вирус идентифицирован (подтвержден лабораторным тестированием независимо от тяжести клинических признаков или симптомов).

При отсутствии лабораторного подтверждения диагноза, но наличии типичной клинической картины и/или эпидемиологических данных, выставляется следующий код по МКБ-10:

  • U07.2 - Коронавирусная инфекция COVID-19, вирус не идентифицирован (COVID-19) диагностируется клинически или эпидемиологически, но лабораторные исследования неубедительны или недоступны).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами, состоит в организации и производстве судебной экспертизы.

Задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Таким образом, судебно-медицинские эксперты не оказывают медицинскую помощь, и специальные социальные выплаты в соответствии с постановлением № 1762 им не предусмотрены.


Одновременно сообщаем, что Минтруд России не наделен правом расширять круг получателей специальной социальной выплаты сверх определенного Постановлением № 1762.

Пунктом 3 Постановления № 1762 установлено, что специальная социальная выплата осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, лицам, указанным в пункте 2 Постановления № 1762, в соответствии с перечнем медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (далее соответственно - организации, перечень), который формируется в целях реализации настоящего постановления соответствующими федеральными органами исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в их ведении, федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в отношении находящихся в их ведении организаций, иных организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и взаимодействующих с ними организаций в информационном ресурсе учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 373 "Об утверждении Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", с указанием наименования организации, идентификационного номера налогоплательщика, кода причины постановки на учет, основного государственного регистрационного номера, периода включения ее в перечень и исключения из перечня (календарный месяц).


Таким образом, формирование перечня медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) в субъекте Российской Федерации для осуществления специальной социальной выплаты, предусмотренной Постановлением № 1762, отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья".

Дополнительно сообщено, что исходя из положения части 2 статьи 72 Федерального закона 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также Федеральных законов от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать размеры и условия оплаты труда, мер социальной поддержки медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции) соответственно государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений за счет собственных средств.

Минтруд и Минздрав РФ представили проект правительственного постановления об утверждении параметров отраслевой системы оплаты труда медицинских работников в госучреждениях здравоохранения. Оклад будет формироваться исходя из трех параметров: расчетной величины, установленной на уровне 13 617 рублей, коэффициента сложности выполняемой работы по должностям и коэффициента региональной экономической дифференциации. Запустить пилотный проект планируют в 440 медорганизациях в семи регионах страны в декабре 2021 года.

Коэффициенты сложности выполняемой работы по должностям:

1. Санитар, сестра-хозяйка – 1,00.

2. Младшая медицинская сестра по уходу за больными – 1,07.

3. Инструктор-дезинфектор; инструктор по гигиеническому воспитанию; медицинский статистик; инструктор по трудовой терапии; медицинская сестра стерилизационной; медицинский дезинфектор; медицинский регистратор – 1,18.

4. Помощник врача по гигиене детей и подростков (врача по гигиене питания, врача по гигиене труда, врача по гигиеническому воспитанию, врача по коммунальной гигиене, врача по общей гигиене, врача-паразитолога, врача по радиационной гигиене, врача-эпидемиолога); помощник энтомолога; лаборант; медицинская сестра диетическая; гигиенист стоматологический; инструктор по лечебной физкультуре – 1,26.

5. Медицинская сестра (палатная, постовая, патронажная, приемного отделения, физиотерапии, по массажу, по приему вызовов и передаче их выездным бригадам, по косметологии, реабилитации); зубной техник; фельдшер по приему вызовов и передаче их выездным бригадам; медицинский лабораторный техник (фельдшер-лаборант); медицинский оптик-оптометрист; рентгенолаборант – 1,35.

6. Медицинская сестра участковая – 1,44.

7. Медсестра (анестезист, процедурной, перевязочной, общей практики); фельдшер (в том числе выездных бригад и санитарной авиации, нарколог); акушер; операционная медсестра – 1,54.

8. Старшая медицинская сестра (акушер, фельдшер, операционная медицинская сестра, зубной техник); заведующая молочной кухней; заведующий производством учреждений (отделов, отделений, лабораторий) зубопротезирования; заведующий фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшер (акушер, медицинская сестра); заведующий здравпунктом – фельдшер (медицинская сестра); заведующий медпунктом – фельдшер (медицинская сестра) – 1,65.

9. Врач-стажер – 1,77.

10. Медицинские работники – специалисты с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, врач-лаборант – 1,94.

11. Врачи, оказывающие первичную медико-санитарную помощь; врачи-специалисты – 2,23.

12. Врачи стационарных подразделений, фтизиатр, психиатр (детский, подростковый), психиатр-нарколог участковые – 2,39.

13. Врачи выездных бригад станций скорой помощи (в том числе санитарная авиация), терапевты, педиатры участковые, врачи общей практики (семейные врачи) – 2,56.

14. Врачи отделений хирургического профиля стационаров, старший врач, анестезиолог-реаниматолог, патологоанатом, судебно-медицинский эксперт – 2,74.

15. Заведующий отделом (отделением, лабораторией, кабинетом, отрядом и др.); начальник структурного подразделения – 2,93.

16. Заведующий отделением хирургического профиля стационаров (анестезиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии, патологоанатомических, судебно-медицинской экспертизы) – 3,13.

Размер коэффициента региональной экономической дифференциации будут рассчитывать, исходя из данных Росстата по медианной зарплате в каждом из субъектов, участвующих в пилотном проекте. Так, для Белгородской области и Севастополя установлен коэффициент 1,38, для Курганской – 1,00. Для расчета зарплат медикам в Омской области будут использовать коэффициент 1,11, в Оренбургской – 1,09, в Республике Саха – 1,16, Тамбовской области – 1,14.

Стимулирующие выплаты

Стимулирующие выплаты за интенсивность и высокий результат работы будут направлять в виде надбавки бригаде скорой помощи и санитарной авиации (60% от должностного оклада), за работу в составе медицинских мобильных бригад (30% от оклада), за работу в сельской местности (25% от оклада). Такие выплаты также положены участковым педиатрам и терапевтам и их медсестрам, а также врачам-специалистам за оказанную помощь в амбулаторных условиях (30%). Надбавки будут установлены для работников ФАПов, в том числе акушеркам и патронажным медсестрам (30%).

Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы предназначены также для медиков, оказывающих помощь в условиях стационара. Например, врачам анестезиологам-реаниматологам будут доплачивать 30% от оклада. За работу в доме ребенка и госпиталях ветеранов войн медики будут получать 20% от оклада, а в случае разделения рабочего дня на части им положены стимулирующие выплаты в размере 30% от оклада.

Согласно документу, выплаты будут начислять и за качество выполняемых работ. Так, за наставничество будут доплачивать 15% от оклада, за выявление онкозаболеваний и по родовым сертификатам медикам положены выплаты на условиях, определенных Правительством РФ. Кроме того, выплаты положены за наличие квалификационной категории: 10% оклада – вторая категория, 20% оклада – первая категория, 30% оклада – высшая категория.

Еще одним пунктом для начисления стимулирующих выплат являются премиальные выплаты по итогам работы. Так, для выплат вознаграждений будет сформирован месячный премиальный фонд: 20% от должностного оклада – участковым терапевтам и педиатрам и их медсестрам; 40% от оклада – врачам-специалистам стационаров (в том числе старшим врачам, патологоанатомам, судебно-медицинским экспертам, анестезиологам-реаниматологам), заведующим структурных подразделений/отделений всех профилей (кроме заведующих ФАПов, здравпунктов и медпунктов); 30% от оклада – младшему медицинскому персоналу и 10% от оклада – иным медицинским работникам.

Компенсационные выплаты

На компенсационные выплаты смогут рассчитывать медики, которые работают в местностях с особыми климатическими условиями. Им положены районные коэффициенты, коэффициенты за работу в пустынных безводных местностях и высокогорных районах. Также предусмотрены процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Также компенсационные выплаты будут направлять медикам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда. В частности, повышение зарплаты установлено для медиков, участвующих в оказании противотуберкулезной (40% от оклада) и психиатрической (30% от оклада) помощи, а также работающих с пациентами с ВИЧ (60%). Доплаты медикам положены за работу в ночное (30% оклада за час работы и 50% в отделениях интенсивной терапии), сверхурочное время, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни. Кроме того, дополнительной оплате подлежит совмещение должностей, расширение зон обслуживания, увеличение объема работы, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы. Процентная надбавка также положена медикам, допущенным к гостайне (от 5% до 10%).

О пилотном проекте

Пилотный проект по внедрению новой системы оплаты труда медиков был анонсирован в апреле 2021 года. Тогда первый замминистра здравоохранения РФ Виктор Фисенко отмечал, что после проведения проекта наиболее успешную практику планируют распространить на все регионы страны.

В Минтруде отмечали, что рассчитывать оклады медработников будут с учетом нескольких факторов – коэффициента дифференциации окладов в зависимости от должности работника и коэффициента экономического развития региона. В ведомстве отмечали, что они могут различаться в разных регионах в несколько раз.

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин в начале июня 2021 года подписал постановление, согласно которому реализация пилотного проекта по внедрению новой системы оплаты труда должна была начаться 1 ноября в семи регионах и продлиться до марта 2022 года. В конце сентября правительство РФ сообщило о переносе старта реализации проекта на декабрь 2021 года.

Читайте также: