Имеет ли право аудитор требовать внесения исправлений в отчетность по результатам проведенной проверки

Обновлено: 03.05.2024

Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.

Вопросы и ответы онлайн

Вопрос 1. Анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях о деятельности аудируемого лица, а также изучение этих соотношений и закономерностей с другой информацией или причин возможных отклонений — это:

  • аналитические процедуры
  • внешние подтверждения
  • тестирование средств контроля

Вопрос 2. Аналитические процедуры включают рассмотрение финансовой информации:

  • как с сопоставимой, так и несопоставимой информацией за предыдущие периоды
  • с несопоставимой информацией
  • с сопоставимой информацией за предыдущие периоды

Вопрос 3. Аудитор должен выразить отрицательное мнение в том случае, когда

  • аудиторские доказательства не получены, но возможное влияние искажений является существенным и всеобъемлющим
  • аудиторские доказательства не получены, но возможное влияние искажений является существенным, но не всеобъемлющим
  • получены аудиторские доказательства, что влияние искажений является существенным и всеобъемлющим
  • получены аудиторские доказательства, что влияние искажений является существенным, но не всеобъемлющим

Вопрос 4. Аудитор должен отказаться от выражения мнения в том случае, когда

  • аудиторские доказательства не получены, но возможное влияние искажений является существенным и всеобъемлющим
  • аудиторские доказательства не получены, но возможное влияние искажений является существенным, но не всеобъемлющим
  • получены аудиторские доказательства, что влияние искажений является существенным и всеобъемлющим
  • получены аудиторские доказательства, что влияние искажений является существенным, но не всеобъемлющим

Вопрос 5. Аудитор должен выразить мнение с оговоркой в том случае, если:

  • аудиторские доказательства не получены, но возможное влияние искажений является существенным и всеобъемлющим
  • аудиторские доказательства не получены, но возможное влияние искажений является существенным, но не всеобъемлющим
  • получены аудиторские доказательства, что влияние искажений является существенным и всеобъемлющим
  • получены аудиторские доказательства, что влияние искажений является существенным, но не всеобъемлющим

Вопрос 6. Аудитор должен модифицировать аудиторское мнение в случае, когда:

  • аудитор приходит к выводу о том, что бухгалтерская отчетность содержит существенные искажения
  • аудитор приходит к выводу о том, что в организации отсутствует эффективная система внутреннего контроля
  • аудитор приходит к выводу о том, что существует неотъемлемый риск
  • у аудитора отсутствует возможность получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств того, что бухгалтерская отчетность в целом не содержит существенных искажений

Вопрос 7. Аудитор и руководитель аудируемого лица согласованные условия отражают документально:

  • в договоре оказания аудиторских услуг
  • в заявлении аудитора
  • в общем плане аудита
  • делать копии с документов аудируемого лица без его согласия
  • получать разъяснения у должностных лиц в письменной, устной форме
  • проводить проверку финансовой отчетности без заключения договора на аудит

Вопрос 9. Аудитор имеет право при аудите отчетности:

  • без согласования экономического субъекта привлекать эксперта
  • проверять фактическое наличие имущества, учтенного в документах
  • требовать применение бухгалтерских программ, которыми владеет аудитор

Вопрос 10. Аудитор может отказаться от проведения проверки или выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в случае, если:

  • не выполнено условие по предоставлению отдельного помещения для осуществления проверки
  • не представлена вся необходимая информация
  • не произведена оплата экономическим субъектом за аудиторские услуги

Вопрос 11.Аудиторская выборка - это:

  • применение аудиторских процедур ко всем элементам одной статьи отчетности или группы однотипных операций
  • применение аудиторских процедур менее чем ко всем элементам одной статьи отчетности или группы однотипных операций
  • применение аудиторских процедур менее чем ко всем элементам только одной статьи отчетности

Вопрос 12. Аудиторская организация должна документально оформлять все сведения, которые:

  • важны для доказательства профессионального мнения аудитора и подтверждают, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности
  • выявлены в ходе аудита, только в отношении организации и функционирования у аудируемого лица
  • системы бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности
  • требует подготовить руководитель аудируемого лица

Вопрос 13. Аудиторская организация может являться членом

  • нескольких саморегулируемых организации
  • только одной саморегулируемой организации
  • в такой ситуации заключать договор не разрешается действующими нормативными актами по аудиторской деятельности
  • такой договор можно заключить, так как аудиторская организация сама заинтересована в объективности проверки
  • эта ситуация не регламентируется нормативными актами

Вопрос 15. Аудиторская организация согласовывает положения общего плана и программы аудита с руководителем аудируемого лица:

  • в любом случае
  • если с руководителем аудируемого лица имеются личные, дружественные отношения
  • если сочтет это целесообразным

Вопрос 16. Аудиторская фирма решила совмещать аудиторский бизнес с бизнесом в сфере недвижимости. Есть ли ограничения в этой области?

  • Для операций с недвижимостью такого ограничения нет
  • Нет, аудит – это разновидность обычного предпринимательства
  • Такое совмещение запрещено

Вопрос 17. Аудиторские доказательства более убедительны, если они получены:

  • в результате опроса персонала аудируемого лица
  • из различных источников, обладают различным содержанием и при этом не противоречат друг другу
  • только из одного источника

Вопрос 18. Аудиторские доказательства получают в результате проведения:

  • комплекса тестов средств внутреннего контроля и процедур проверки по существу
  • только процедур проверки по существу
  • только тестов средств внутреннего контроля

Вопрос 19. Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности представляет собой:

  • Акт проверки финансово-хозяйственной деятельности
  • Мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности
  • Подтверждение аудиторской фирмой правильности и точности исчисления всех показателей бухгалтерской и статистической отчетности
  • Рекомендации по устранению выявленных недостатков в ведении бухгалтерского учета

Вопрос 20. Аудиторское заключение представляется в обязательном порядке аудиторской фирмой

  • клиенту и в профессиональное аудиторское объединение
  • клиенту и всем пользователям отчетности по их требованию
  • клиенту и местной налоговой службе
  • Только клиенту

Вопрос 21. Более надежными являются доказательства, полученные:

  • в устной форме, чем в форме документов и письменных заявлений
  • из внешних источников (от третьих лиц), чем доказательства, полученные из внутренних источников
  • из внутренних источников, чем доказательства, полученные из внешних источников (от третьих лиц)

Вопрос 22. В обязанности аудитора непременно входит выдача клиенту положительного аудиторского заключения по результатам проверки

Вопрос 23. В ходе достижения договоренности с руководством аудируемого лица аудитор может использовать:

  • письмо о проведении аудита
  • письмо руководства аудируемого лица
  • письмо-заявление аудитора

Вопрос 24. Виды аудиторских услуг, несовместимые с аудитом финансовой отчетности

  • ведение бухгалтерского учета, восстановление бухгалтерского учета, составление финансовой отчетности
  • маркетинговые услуги
  • управленческие консультации

Вопрос 25. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций осуществляется

  • Инспекциями по налогам и сборам Российской Федерации
  • Министерством финансов Российской Федерации
  • саморегулируемыми организациями аудиторов
  • Федеральной службой налоговой полиции Российской Федерации

Вопрос 26. Внутренний аудитор – это

  • штатный сотрудник аудиторской организации
  • штатный сотрудник проверяемой организации
  • штатный сотрудник саморегулируемой организации

Вопрос 27. Дата подписания аудиторского заключения должна быть:

  • до даты окончания финансового года, который подлежит проверке
  • до даты подготовки финансовой отчетности
  • не ранее даты подготовки финансовой отчетности

Вопрос 28. Дата подписания аудиторского заключения означает дату:

  • окончания аудиторской проверки
  • сдачи аудитором рабочих документов в архив
  • составления финансовой отчетности

Вопрос 29. Достаточность аудиторских доказательств представляет собой:

  • качественную меру
  • количественную и качественную меру
  • количественную меру

Вопрос 30. Если аудитор не может согласиться на изменение аудиторского задания на иное и аудируемое лицо возражает против продолжения работы, то аудитор должен:

  • отказаться от выполнения задания или сообщить о возникшей ситуации заинтересованным лицам
  • продолжать выполнять работу
  • согласиться с требованиями аудируемого лица

Вопрос 31. Если аудитор приходит к мнению о том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и финансовых результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности в Российской Федерации, то он готовит:

  • модифицированное аудиторское заключение с оговоркой
  • отказ от выражения мнения
  • отрицательное аудиторское заключение
  • положительное аудиторское заключение

Вопрос 32. Если заявления и разъяснения руководства аудируемого лица противоречат другим аудиторским доказательствам, то аудитор:

  • должен исследовать причины расхождений
  • должен обсудить данный вопрос с главным бухгалтером аудируемого лица
  • не должен исследовать причины расхождений

Вопрос 33. Если руководитель аудируемого лица отказался представить заявления и разъяснения, которые аудитор считает необходимыми, то аудитор должен выразить мнение:

  • с оговоркой или отказаться от выражения мнения
  • с оговоркой или отрицательное
  • только отрицательное

Вопрос 34. Если руководитель экономического субъекта не согласен с выводами аудитора относительно финансовой (бухгалтерской) отчетности, то он обязан:

  • обратиться к другой аудиторской организации
  • оплатить услугу аудиторов
  • отказаться от оплаты за аудит

Вопрос 35. Если руководство аудируемого лица отказывается представить заявления и разъяснения, которые считаются необходимыми, то это рассматривается как:

  • обоснованные действия руководства аудируемого лица
  • ограничение объема аудита
  • отказ от аудиторского задания

Вопрос 36. Если система внутреннего контроля признается аудитором неэффективной, риск средств контроля обычно оценивается как:

При проведении аудита для представителей предприятия – заказчика важен не сам процесс, а итог проверки. Он представлен заключением. Определим, как подразделяются заключения и какие именно в каких случаях они выдаются.

Заключение аудиторской проверки – рассмотрим его сущность.

Заключение – это, прежде всего документ, составленный согласно нормам и стандартам, предусмотренных законом, в котором находит отражение экспертное мнение аудитора относительно таких пунктов:

  • правильности составления отчетности;
  • полноты отражения проводок;
  • следование законодательным нормам;
  • достоверность и полнота финансового результата.

ВАЖНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Независимо от вида заключения, документ оформляется согласно единой структуры. Любое заключение имеет в своем составе такие элементы:

  • название;
  • адресат - кому заключение направляется;
  • название и контакты аудитора, его юридический адрес, номер телефона;
  • краткая характеристика проверяемого предприятия;
  • вводная часть отражающая – период времени, за который была произведена проверка. Важно проверить наличие приложенной отчетности за этот промежуток времени;
  • объемы проверки;
  • вывод, который содержит сложившееся при проверке итоговое мнение;
  • дата окончания проверки;
  • подписи.

Помимо заключения составляется отчет аудитора с рекомендациями по исправлению возможных и фактических ошибок, которые были незаметны в ходе деятельности. Такого характера информацию руководство имеет право принять во внимание, и при необходимости, распорядиться пересчитать баланс с целью исправления ошибок.

Любая аудиторская проверка заканчивается выдачей заключения.

Они подразделяются всего на два вида:

  • немодифицированное;
  • модифицированное.

Немодифицированное аудиторское заключение это документ, в котором аудитор признает, что бухгалтерская отчетность на предприятии полностью соответствует всем нормам законодательства и принятым стандартам. А еще она полностью отражает сложившееся финансовое состояние.

Модифицированное заключение выдается тогда, если аудитор нашел различные нарушения, определенные проблемы.

Например:

  • в ходе проверки, аудитор собрал неопровержимые доказательства того, что в финансовой отчетности допущено искажение данных;
  • если аудитору не предоставили достаточно данных, чтобы установить, полностью ли достоверна проверяемая информация или она все-таки содержит искажения, ошибки.

ПОГОВОРИМ ПОДРОБНЕЙ О МОДИФИЦИРОВАННОМ ЗАКЛЮЧЕНИИ

Когда аудитор не имеет оснований дать безусловно-положительное заключение, заказчик получает модифицированный его вид, а конкретный тип заключения зависит от сформированного мнения проверяющего. Аудитор может зафиксировать следующие виды мнений и отразить их в заключениях такого типа:

  • Заключение без оговорок . Такое бывает при идеальном состоянии бухучета. Оно выдается, если аудитор уверен в правильности, в достоверности составляемой отчетности. Но возникшие разногласия с руководством, не дают возможности закончить аудит на безоговорочно – положительном заключении. Например, у аудитора возникли вопросы относительно учетной политики, способов ее реализации, адекватности сведений в отчете. Все это нельзя назвать грубым нарушением, на финансовый результат такие недочеты особо не влияют, но пропустить их аудитор не имеет права, поэтому отражает такого рода проблемы в заключении.
  • Заключение с оговоркой . Такое заключение допустимо, если обнаружена одна грубая ошибка, а в целом дела на предприятии обстоят удовлетворительно. Из-за одного недочета аудитор не может дать чисто отрицательное заключение, ровным счетом, как и безоговорочно положительное. Оговорка в заключении является своего рода стимулом совершенствоваться и в следующий раз уже получить безоговорочно положительное мнение проверяющего.
  • Отрицательное заключение . Это значит, что аудитор пришел к мнению, что формы отчетности составлены неверно. А собранные проверяющим доказательства красноречиво свидетельствуют об этом.
  • Отказ в выдаче какого-либо мнения . Такой итог аудита возможен, если проверяющему не было предоставлено достаточно информации, по которой можно судить о достоверности отчетности, или, наоборот, о грубых искажениях.

Завершение аудиторской проверки очень важная процедура. От того насколько качественно был проведен аудит, зависят перспективы развития фирмы – клиента.

Компания РОСКО предоставляет аудиторские услуги уже много лет подряд. Высококвалифицированные аудиторы качественно проведут аудит и по итогу выдадут заключение, которое будет вам в помощь при самосовершенствовании компании или при заключении крупных сделок, при необходимости привлечении инвесторов, оформлении кредита.

У нас адекватные цены на услуги аудитора, которые зависят от объемов работ и вида самого аудита.

Аудит от РОСКО – это гарантия вашей качественной отчетности и бесценные рекомендации по оптимизации работы компании – заказчика!

С 2021 года изменились критерии проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности. Теперь аудит обязателен для организаций, получивших за год, предшествующий отчетному, доходы более 800 млн руб. или имеющих по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, активы на сумму более 400 млн руб. Но есть и другие критерии. Рассказываем, как определить, нужно ли организации проводить аудит бухотчетности.

Кто освобожден от обязательного аудита бухотчетности за 2020 год

Федеральный закон от 29.12.2020 №476 изменил критерии проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности. Новые нормы вступили в силу с 1 января 2021 года.

До 2021 года обязательный аудит проводился в случаях, если объем выручки организации (за исключением органов власти, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельхозкооперативов) за предшествовавший отчетному год превышал 400 млн рублей либо сумма активов превышала 60 млн рублей (согласно закону об аудиторской деятельности от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Но законом о развитии малого и среднего предпринимательства (от 24.07.2007 № 209-ФЗ) к малому бизнесу относятся организации с доходом за предшествующий календарный год не более 800 млн рублей.

В связи с этим законом № 476 финансовые критерии обязательного аудита по выручке повышены с 400 до 800 млн рублей, а по сумме активов бухгалтерского баланса – с 60 до 400 млн рублей. Таким образом, малый бизнес от проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности с 2021 года освобожден.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

  1. С 2021 года изменились критерии проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности.
  2. Теперь аудит обязателен для организаций, получивших за год, предшествующий отчетному, доходы более 800 млн руб. или имеющих по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, активы на сумму более 400 млн руб.
  3. Малый бизнес от проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности с 2021 года освобожден.
  4. Минфин ежегодно публикует перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Перечень поможет определить, должна ли организация проводить аудит отчетности за 2020 год.
  5. Аудиторское заключение тем, кто подпадает под проведение обязательного аудита, нужно представить в налоговый орган и в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
  6. За непредоставление информации о проведении аудита организации и ее должностные лица могут быть оштрафованы.

Кто должен проводить обязательный аудит бухотчетности за 2020 год

Минфин опубликовал перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год.

Такой перечень публикуется министерством каждый год. В нем указывается законодательное обоснование проведения обязательного аудита, вид отчетности, подлежащей аудиту, а также кто вправе проводить аудит в каждом случае.

Перечень содержит 75 случаев проведения обязательного аудита.

СКАЧАТЬ

перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год.

Как проверить, подлежит ли организация обязательному аудиту бухотчетности за 2020 год

В 2021 году (т. е. с отчетности за 2020 год) обязательный аудит проводится для организаций:

  • получивших за год, предшествующий отчетному, доходы более 800 млн руб. или имеющих по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, активы на сумму более 400 млн руб.;
  • ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг или бюро кредитных историй;
  • являющихся фондами с поступлением имущества (в том числе денежных средств) за год, предшествующий отчетному, более 3 млн руб. (кроме государственных внебюджетных фондов, специализированных организаций управления целевым капиталом и международных фондов);
  • иных организаций в соответствии с федеральными законами (акционерные общества, инвестиционные фонды, клиринговые, кредитные, страховые, микрофинансовые и др.).

Обратите внимание! Чтобы определить, должна ли организация проводить обязательный аудит бухотчетности за 2020 год, данные о доходах нужно смотреть за 2019 год, как год, предшествующий отчетному 2020 году.

Организациям, которые не подпадают под обязательный аудит по новым правилам, проходить его в отношении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год не нужно.

Есть исключение: если в 2020 году организация подпадала под требование об обязательном аудите и начала аудиторскую проверку за 2020 год до 1 января 2021 года, то такую проверку необходимо завершить. А изменения, принятые Федеральным законом от 29.12.2020 № 476, для этих организаций будут действовать с отчетности за 2021 год.

Куда представлять заключение о проведении обязательного аудита бухотчетности

Аудиторское заключение предоставляется в налоговый орган вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью или в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (ч. 5 ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ).

В органы государственной статистики бухотчетность и аудиторское заключение о ее достоверности представлять не нужно. Это требование отменено с отчетности за 2019 год для всех организаций, кроме тех, в которых годовая бухгалтерская отчетность содержит сведения, отнесенные к государственной тайне. Также это требование сохраняется еще в некоторых случаях, установленных Правительством РФ.

  • сведения, идентифицирующие заказчика аудита;
  • наименование аудиторской организации и идентифицирующие ее данные;
  • перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, и период, за который она составлена;
  • дата аудиторского заключения;
  • мнение аудиторской организации (индивидуального аудитора) о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Что грозит организации, которая не представит в налоговую аудиторское заключение

  • для должностного лица организации – от 300 до 500 руб.;
  • для юрлица – от 3 000 до 5 000 руб.

Если не внести данные в Реестр или внести их с ошибками, то должностных лиц организации оштрафуют на сумму от 5000 до 10 000 рублей (п. 7 ст. 14.25 КоАП РФ). А несвоевременное представление сведений в Реестр влечет предупреждение должностных лиц или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 000 рублей (п. 6 ст. 14.25 КоАП РФ).

Напомним, ранее налоговики часто штрафовали компании по ст. 126 НК РФ за несдачу в составе обязательной отчетности аудиторских заключений.

Такие штрафы компаниям удавалось оспаривать в судебном порядке (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.07.2016 № А55-24924/2015). Суды сходились во мнении, что непредставление в составе отчетности аудиторских заключений не образует состава правонарушения по вышеуказанной статье.

Теперь оспорить в суде штраф за непредставление вместе с бухотчетностью аудиторского заключения не удастся, поскольку и эта обязанность, и штраф прямо предусмотрены в законодательстве. Равным образом не получится оспорить и штраф/предупреждение за неразмещение данных о проведении обязательного аудита в Едином реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Форма бухгалтерского баланса начиная с отчетности за 2019 год дополнена строкой, в которой необходимо указывать, подлежит ли организация обязательному аудиту (приказ Минфина России от 19.04.2019 № 61н).

Без указания этих данных бухгалтерская отчетность не может быть выгружена и отправлена в налоговый орган.

Подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии бюджетного учета, установленной Минфином России, Бюджетный кодекс выделяет в отдельную цель внутреннего финансового аудита. Это делает соответствующую проверку обязательной к проведению. В статье даны рекомендации, каким образом осуществить это контрольное мероприятие с использованием риск-ориентированного подхода.

Метелькова-фото.jpg

Елена Олеговна МЕТЕЛЬКОВА, советник государственной гражданской службы Российской Федерации класса

ПОНОМАРЕВА-фото.jpg

Екатерина Васильевна ПОНОМАРЕВА, советник государственной гражданской службы Российской Федерации класса

Смарта 2018 года в связи с утверждением постановления Правительства РФ от 24 марта 2018 года № 325 субъект внутреннего финансового аудита обязан проводить аудиторскую проверку достоверности бюджетной отчетности с применением основанного на оценке бюджетных рисков подхода по определению проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита. Кроме того, аудитор должен проверять соблюдение главным администратором бюджетных средств порядка формирования сводной бюджетной отчетности.

В этой связи перед участниками бюджетного процесса, на которых в соответствии со статьей Бюджетного кодекса возложены бюджетные полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, стоит задача по применению риск-ориентированного подхода при организации аудиторской проверки подтверждения достоверности отчетности. Сама по себе эта проверка является наиболее сложной ввиду отсутствия единой методологии ее проведения.

Без учета рисков

До применения риск-ориентированного подхода аудит заключался в выборочной или сплошной проверке фактов финансово-хозяйственной жизни, совершаемых экономическим субъектом, а также своевременности и правильности их отражения в бюджетном учете и отчетности. Объем данных отчетности, подлежащих проверке, определялся исходя из профессионального суждения аудитора, что не позволяло четко систематизировать проверку, предварительно определив основные этапы ее проведения. Выводы о достоверности бюджетной отчетности аудитор также делал на основании своего профессионального суждения по результатам аудиторской проверки. По срокам аудиторская проверка начиналась уже после официальной сдачи бюджетной отчетности в органы внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Это, безусловно, снижало ее эффективность с точки зрения минимизации рисков, связанных с выполнением внутренней бюджетной процедуры по формированию бюджетной отчетности, а следовательно, и эффективность самого внутреннего финансового аудита.

Задачей внутреннего финансового аудита должна быть не только констатация свершившегося факта нарушения — указание недостоверных данных в бюджетной отчетности, — но и подготовка предложений по принятию мер, направленных на предотвращение риска искажения показателя, которое может быть выявлено в ходе проверок государственного финансового контроля. Определение методологии проведения аудиторской проверки достоверности отчетности, основанной на риск-ориентированном подходе, как раз и должно быть направлено на решение вышеуказанной задачи.

Нужна методология

Вопрос о том, каким образом приметить риск-ориентированный подход при проведении аудиторской проверки достоверности отчетности, недостаточно регламентирован. В Методических рекомендациях по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденных приказом Минфина России от 30 декабря 2016 года № 822, дано определение бюджетного риска и критерии, по которым оценивается риск искажения бюджетной отчетности. При этом не определены критерии выборки и отбора данных, подлежащих проверке.

Таким образом, методика применения риск-ориентированного подхода при подтверждении достоверности отчетности должна описывать:

  • порядок осуществления выборки данных, подлежащих обязательной проверке, с учетом оценки рисков искажения бюджетной отчетности;
  • порядок определения предмета проверки отобранных данных;
  • порядок оценки рисков искажения бюджетной отчетности;
  • алгоритм формирования профессионального суждения о достоверности бюджетной отчетности субъектом аудита с учетом указанной оценки рисков.

Подтверждение достоверности отчетности является одной из целей внутреннего финансового аудита, осуществляемого участниками бюджетного процесса, определенными положениями статьи Бюджетного кодекса. Это значит, что методология подтверждения достоверности отчетности должна либо предусматривать этап консолидации бюджетной отчетности (для участников бюджетного процесса, имеющих подведомственных получателей бюджетных средств) либо его не учитывать (в случае отсутствия подведомственных получателей бюджетных средств).

Нами будет рассмотрена методология подтверждения бюджетной отчетности, предусматривающая этап консолидации бюджетной отчетности участниками бюджетного процесса, имеющими подведомственных распорядителей и (или) получателей бюджетных средств.

Выбор показателей

Аудиторскую проверку достоверности бюджетной отчетности можно разделить на два блока:

МЕТЕЛЬКОВА-рисунок-1.jpg

Рисунок 1. Этапы подтверждения достоверности бюджетной отчетности

Ограниченность сроков проведения проверки и трудовых ресурсов субъекта внутреннего финансового аудита не позволяет провести полную проверку бюджетной отчетности экономического субъекта, в связи с чем формирование суждения о достоверности бюджетной отчетности осуществляется на основе оценки рисков искажения ее показателей. Но прежде, чем приступить к оценке риска, субъекту аудита необходимо осуществить выборку показателей, а также определить, на предмет чего в обязательном порядке будут проверяться факты финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, отраженные в бюджетном учете и отчетности.

В практике проведения проверок достоверности отчетности применялись показатели, которые учитываются при принятии управленческих решений (бюджетные ассигнования, объем которых установлен в соответствии со статьей об особенностях исполнения федерального бюджета, просроченная дебиторская задолженность и другие). Подход оказался неудобен тем, что потребовал значительного количества времени для выборки этих показателей из сведений бюджетной отчетности по отдельным формам. Поэтому в целях повышения эффективности предметной работы с бюджетной отчетностью в качестве показателей могут быть выбраны объекты бюджетного учета по счетам плана счетов бюджетного учета. При этом целесообразно определить показатели, оценка рисков искажения которых проводится в обязательном порядке, и предусмотреть возможность расширять этот список в соответствии с профессиональным суждением субъекта внутреннего финансового аудита. Для оценки бюджетных рисков можно использовать выборку показателей, которая будет отражать значительные изменения в совершении фактов хозяйственной жизни. Так, в качестве параметров могут применяться периоды наибольшего значения показателя или периоды наибольшего изменения (увеличения, уменьшения) показателя. Также может оцениваться период, в котором процедура осуществлена впервые. В отдельных случаях, когда динамику отследить сложно или она не может считаться показательной, предлагается рассматривать долю объема показателя за каждый месяц. Даже с учетом выборки рассматриваемых показателей бюджетной отчетности объем проверяемых данных составляет значительный массив информации. Поэтому формирование суждения о достоверности бюджетной отчетности должно основываться на базе показателей со значимыми рисками искажения.

Вероятность и существенность

Риск искажения бюджетной отчетности, как и любой другой бюджетный риск, имеет два критерия оценки — вероятность допущения ошибки и существенность ошибки.

Вероятность представляет собой степень возможности наступления какого-либо события, в нашем случае искажения показателя. Предлагается определять ее на основе анализа организации ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности. То есть нужно смотреть, насколько документы учетной политики соответствуют методологии ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, достаточно ли их количества для совершения операций. Необходимо определить своевременность и полноту предоставления этих документов, проводится ли инвентаризация активов и обязательств, какова степень автоматизации бюджетного учета операций. Кроме того, для ответа на вопрос о вероятности риска используется информация, указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, а также результаты оценки качества финансового менеджмента в части показателей, характеризующих процедуру ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.

Важно

Принятие Федерального закона от 29 мая 2019 года № 113?ФЗ, которым внесены изменения в статью 15.15.6 Кодекса об административных правонарушениях, позволило определить четкие критерии установления существенности ошибок, допущенных при составлении бюджетной отчетности. Указанная статья теперь дает конкретные определения для нарушения требований к ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности. Предполагается возможным применять соответствующие этим определениям критерии при выведении оценочного значения существенности ошибки.

Существенность ошибки определяет оценочную (прогнозируемую) величину искажения показателя и ее влияние на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений. Соответственно, существенность предлагается оценивать по наличию первичных учетных документов, правильности ведения бюджетного учета, отклонениям, выявленным по контрольным соотношениям в ходе проводимой камеральной проверки.

Профессиональное суждение

Нечисловые значения

Полноту информации мы рассматриваем как степень раскрытия в бюджетной отчетности сведений, наличие которых предусмотрено Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ ( Утверждена приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года № 191н.), и подтверждения фактов осуществления контрольных действий при формировании соответствующих сведений.

Информация соответствует признакам нейтральности, если она позволяет принимать объективные (непредвзятые) управленческие решения или формировать объективные (непредвзятые) профессиональные суждения.

В целях определения итогового значения существенности ошибки также предполагается использовать критерии искажения бюджетной отчетности, предусмотренные статьей 15.15.6 КоАП РФ.

Оценка рисков искажения показателей консолидированной бюджетной отчетности предлагается проводить на основе критерия существенности ошибки. При этом его оценка производится на предмет соблюдения порядка формирования консолидированной бюджетной отчетности в соответствии с методологией, установленной Минфином России, с учетом результатов внутриформенного и межформенного контроля. Также необходимо учесть результаты ранее проведенных контрольных мероприятий органов внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

При передаче полномочий

Передача полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности иной организации (централизованной бухгалтерии) может оказать влияние на организацию субъектом аудита проверки этапа консолидации бюджетной отчетности. В данном случае экономический субъект как таковой не осуществляет саму консолидацию, но обеспечивает своевременность передачи отчетности подведомственных организаций и соответствие ее передаваемой копии оригиналу. Также в связи с передачей полномочий по ведению бухгалтерского учета и составлению бюджетной отчетности возникает вопрос, каким образом получать сведения, необходимые для осуществления аудиторской проверки бюджетной отчетности. Нужно отметить, что в соглашениях о передаче полномочий предусматривается положение о предоставлении информации по официальному запросу экономического субъекта, эти полномочия передавшего. Кроме того, несмотря на передачу полномочий по составлению бюджетной отчетности, обязанность организовать и осуществлять внутренний контроль за фактами хозяйственной жизни по-прежнему возложена на экономический субъект. От своевременности представления первичных учетных документов экономическим субъектом зависит полнота и своевременность отражения в бюджетном учете соответствующих фактов хозяйственной жизни. Также бюджетная отчетность должна быть подписана руководителем экономического субъекта, после чего она считается составленной. Таким образом, для субъекта внутреннего финансового аудита изменилось только место получения данных, необходимых для проведения аудиторской проверки.

Период проверки

В ходе проведения проверки представляется возможным сообщать структурным подразделениям экономического субъекта о выявленных недостатках и нарушениях в целях их своевременного реагирования и исправления ошибок до направления бюджетной отчетности органам государственного финансового контроля. При этом в документах, формируемых по результатам проверки, рекомендуется отражать результаты аудита в полной мере, с указанием на то, что недостатки или нарушения были устранены в ходе проведения проверки (рисунок 2).

МЕТЕЛЬКОВА-рисунок-2.jpg

Рисунок 2. Исправление ошибок в период проведения аудиторской проверки при риск-ориентированном подходе

Таким образом, рассмотренные выше рекомендации по подтверждению достоверности отчетности с применением риск-ориентированного подхода позволяют структурировать проведение соответствующей проверки и определить основные вопросы программы контрольного мероприятия.

Читайте также: