Имеет ли право администрация школы

Обновлено: 06.05.2024

Главная > Консультации > Омбудсмен > Нужно ли согласие родителей при ликвидации муниципального образовательного учреждения?

Для большинства детей, учителей, родителей школа является особым социумом, микроорганизмом, к которому принадлежит большое количество людей. Этот микросоциум является единственным в своем роде. Многим представителям родительской общественности объединение школ кажется слишком радикальными процессом, затрагивающим интересы детей. Впоследствии они нередко задаются вопросами, насколько правомочными являются решения о реорганизации учебного заведения, могут ли родители повлиять на исход такого процесса. Родители считают, что только они, дети и сотрудники школ могут решать вопрос о реорганизации школы, и без их согласия такие действия происходить не должны. Чтобы выяснить так ли это, давайте обратимся к федеральным и региональным источникам законодательства.

Отметим основные особенности реорганизации юридических лиц, которые применимы к образовательным учреждениям.

  • Реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов (п. 3 ст.57 ГК РФ). Если школы и детские сады приняли решение об объединении своих учреждений, то такое решение должно быть обязательно согласовано с органами управления образования.
  • При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (п. 4 ст.57 ГК РФ). Это означает, что к одной школе присоединяются остальные образовательные учреждения. У всех зданий комплекса будет единый для всех номер школы. Остальные образовательные учреждения прекращают свою деятельность как юридические лица.
  • Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах. На практике могут объединить и школы, и детские сады в один образовательный комплекс.

Вот некоторые юридические нюансы, которые помогают нам понять, на основании чего осуществляется реорганизация школы.

Согласно этому документу, учредитель предоставляет целый пакет документов в частности:

  • проекта решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации;
  • копии устава образовательной организации, предлагаемой к реорганизации или ликвидации;
  • проекта устава образовательной организации (в случае реорганизации образовательной организации);
  • рекомендации наблюдательного совета образовательной организации (для автономных образовательных организаций), органа государственно-общественного управления образовательной организации (для бюджетных и казенных образовательных организаций);
  • мнения жителей сельского поселения (при реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении);
  • информации о гарантиях обучающимся образовательной организации, предлагаемой к реорганизации или ликвидации, по завершении их обучения;
  • информации об изменении (сохранении) штатной численности образовательной организации;
  • пояснительной записки, содержащей причины реорганизации или ликвидации образовательной организации, обоснование целесообразности проведения такого мероприятия
  • оценки социально-экономических последствий реорганизации или ликвидации образовательной организации (в том числе содержащей прогноз изменения социальных условий, а также гарантии по продолжению выполнения социально значимых функций, реализовывавшихся образовательной организацией);
  • иных документов.

В перечне документов присутствует пункт, в соответствии с которым должно учитываться мнение жителей сельского поселения. То есть, таких населенных пунктов, как поселки, села, станицы, хутора, деревни. Мнение жителей всех остальных территориальных образований не учитывается. Только для ликвидации сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения необходимым условием является согласие схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением.

Какими правами в образовательном учреждении обладают родители и могут ли они повлиять на решение об объединении школы?

  • защищать права и законные интересы своих детей,
  • принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации.

В целях защиты прав и интересов ребенка родители имеют право:

  • направлять обращения в органы управления образования, с указанием на нарушении прав несовершеннолетних, такие обращения подлежат обязательному рассмотрению, указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся,
  • обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений,
  • использовать любые не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

Таким образом, если родители считают, что в результате ликвидации или реорганизации образовательного учреждения права их детей будут нарушены, то они имеют право обращаться с соответствующими обращениями и жалобами в органы управления образования. Существует множество случаев, когда родительская общественность той или иной школы с успехом отстаивала право школы на сохранение своего статуса. Для этого необходимо иметь веские причины и собрать ряд документов.

Можно сделать следующий вывод, поскольку федеральное законодательство не предусматривает получение согласия родителей на перевод обучающихся из ликвидируемых общеобразовательных учреждений в другие общеобразовательные учреждения, необходимо уточнить о наличии такого требования в муниципальных нормативных правовых актах. Если согласие родителей в соответствии с муниципальными требованиями необходимо, то имеет смысл продолжать диалог с администрацией ликвидируемого образовательного учреждения и органами управления образованием. Это возможно сделать, написав ряд писем в местные органы управления образования, ознакомиться с мнением педагогов и родителей по поводу принятия такого решения. Администрация школы, представители родительской общественности, педагоги и дети должны аргументированно отстаивать право своей школы на самостоятельность.

Не будем также забывать, что существует множество примеров успешного объединения организаций. В результате таких решений многие школы получили новую жизнь, начали функционировать гораздо успешнее и продуктивнее, получили новые возможности.

Ситуация следующая. Учитель начальных классов уволилась. 3 класс, московская школа. Администрация, похоже, не собирается искать учителя. Вместо этого все предметы разделят между собой и будут вести разные учителя начальных классов этой же школы. Т.е. будет как в средней школе. Не нарушаются ли в данном случае права детей начальной школы иметь одного учителя? Обязана ли администрация начать поиск одного учителя?

Имеет право, предметное обучение в начальной школе не запрещено.
Но сходить в администрацию попросить всегда можно, напишите коллективную просьбу, хуже не будет.

нет, не обязана.
Но если вы будете очень настаивать, возможно попробует.
Только вот КОГО она вам найдет в середине года. Хорошие учителя началки в середине года без дела не сидят. Хотя, конечно, всякое бывает. Может и повезет. А может и нет.

У моей младшей так. У старшей тоже пытались сделать предметное обучение, но родители отстояли митингами, протестами и жалобами в прокуратуру и СМИ (уж не знаю какие там были аргументы). А вот родительский комитет класса младшей поддержал эту идею, и продавить класс на борьбу не удалось.
Ничего хорошо, как родитель могу сказать.

Предметное обучение допустимо в началке. У моей младшей было - никаких проблем, считаю, что это даже лучше.

Я считаю, что они должны начать поиск, собеседовать учителей. Никто не говорит, что любого нужно брать, но по крайней мере искать, а не ограничиться имеющимися разными учителями.

простите, а это директор или завуч вам отрапортовали, мол, не ищем и искать не будем? Или вы ждёте, что каждую кандидатуру с вами согласовывать будут, а раз не согласовывают - значит, не ищут?
Учебный процесс не должен прерываться, поэтому пока выкручиваются, как могут. Найдут замену - значит, найдут. вы об этом обязательно узнаете.
Не найдут - вас морально готовят к такому развитию событий.

У наших так же было, ушла учитель в декрет с октября. Обещали, что будет предметное обучение и классрук - учитель физкультуры (вчерашний выпускник чего-то там). Ничего, уже к уходу учителя в декрет была замена.

И нет. Права детей не нарушены. В Конституции ни слова о том, что в начальной школе не должно быть предметного обучения. И в Законе об Образовании - тоже.

Предметное обучение ведут учителя - предметники. А в данном случае - чёрт те шо, а не предметное обучение.

А что, учителя начальной школы, ведущие предметы начальной школы - это черт те шо?
Это как раз у учителей средней-старшей школы может не быть нужной квалификации для преподавания в началке.

Директор предложила такую схему и ещё добавила, что если понравится, то и в 4 классе тоже будут вести разные. Ни слова не было сказано о том, что начали искать. Будет ещё собрание, этот вопрос надо будет заострить.

Мы тоже проходили через эту историю. У нас классрук год болела. И мы выясняли, какие варианты возможны. Предметное обучение вполне законно. И, кстати, оно было лучше, чем когда классу выдали в качестве учителя педагога продленки, потому что у него есть педагогическое образование. По рисованию.
Но в нашем случае искать кого-то со стороны не могли, потому что учитель не уволился, а болел. Вакансия занята.

Да, это чёрт те шо.
Потому что есть 2 системы: система обучения одним учителем начальных классов и система предметного обучения. Каждая имеет свои плюсы и минусы.
При обучении учителем начальных классов, учитель хорошо знает каждого ученика, его особенности имеет возмоность найти к нему индивидуальный подход.
при предметном обучении каждый предмет ведёт специалист который может дать боле глубокий уровень знания этого предмета.
А в данном случае ребёнка учат учителя у которых выдался свободный урок пока их класс а физкультуре. Там нет ни глубоких знаний конкретного пердмета, ни знания класса.

вовсе нет
прекрасно учатся с разными предметниками
правда то предметники, а тут скорее какой-то остаточный принцип - когда будут остальные вести, если у них свои классы есть?
но наверное так сразу нового учителя в это время не найти

у каждого учителя началки есть достаточные знания по каждому предмету началки. Это нормальный вариант для предметного обучения в началке. Более того, вероятно оптимальный. Потому что для преподавания в началке очень важен подход к детям, методика преподавания детям этого возраста. Поэтому учитель русского языка, привыкший к старшим классам, может оказаться хуже, чем учитель начальных классов, которого поставили вести здесь русский язык.
Вот единственное что важно, и в нашей школе удалось это организовать, чтобы каждый из приходящих учителей началки из других классов отвечал за определенный предмет. Чтобы не было такого, что сегодня математику ведет один учитель, а завтра другой. И не ясно, что он задал и кого спросил.
Да, расписание выстроить сложнее, чтобы каждый учитель был за своим предметом закреплен. Да еще в середине года. Но это реально.

У нас предметное преподавание в началке (школа 1518, если кому интересно). Мне очень нравится. До этого ребёнок учился в другой школе с классическим препадаванием одним учителем. Учитель была гуманитарий, делала ошибки при решении задач по математике. Кому-то может и наплевать, меня это удручало.

У нас после 2-го класса учительница уволилась. 3-ий класс нашли не пойми кого хохлушку, которой надо было устроиться в Москве. После 3-го уволилась. 4-ый класс вели предметы разные учителя начальной школы в свои окна. Как же мы были рады, хоть появились знания. Хотя сами учителя говорили, что приходилось проходить программу сразу за 2 года. Третий класс прошел мимо нас. Лучше разные, но качественно, чем одна не пойми кто.

у нас так было. Учитель уходила на больничный на год. Лечила ребенка от трагического диагноза ( сейчас ттт в ремиссии), мы были в таком шоке, что никто не пискнул, каждый урок вел новый учитель, нормально все прошло.

У одного учителя начальных классов тоже есть достаточно знаний для обучения в началке. Преимущество предметного обучения - только в глубине знаний, которой нет у учителя началки. Других преимуществ нет. Калейдоскоп учителей -в началке большой минус.
Т.е. при таком подходе мы собираем минусы двух разных подходов и не получаем их преимущств.

в данном случае речь не про "улучшить образование относительно одного учителя", а про "неухудшить".
Преимущество предметного обучения в данном случае в том, что его можно организовать силами приличных проверенных учителей началки. А найти одного приличного учителя началки в середине года крайне сложно. Больше вероятности получить одного неприличного.
PS: От калейдоскопа учителей минуса особого не наблюдаю. Когда у нас менялись учителя, жаловалась только пара мам. У остальных все было нормально. Второй класс.

Приличных проверенных учителей началки, которые не знают толком детей, не соотносят между собой их нагрузку и т.д.
спрашивается - нафуа? У нас что - школ мало, чтобы ребёнка в таком классе держать? Сейчас достаточно хороший выбор школ, можно найти и с нормальным учителем началки, и с нормальным предметным обучением.

Про обязанности ничего не могу сказать. Но если у вас будут вести разные учителя, добивайтесь четкого закрепления каждого предмета за определенным учителем. В нашем классе учительница длительно болела (почти год), на ее место никого не искали, так как сама учительница не увольнялась и просто не было вакансии, на которую могли кого-то взять. Так вот, пока заменяли бессистемно, был просто ужас. На замену ставили просто свободных преподавателей, если преподавателей не хватало, то урок могли вести психолог, соцпедагог, библиотекарь или даже старшеклассники. Детям, кстати, они больше всего нравились, очень подробно и доходчиво все объясняли, интересно рассказывали и, самое главное, никогда не орали. Но там уже возмутились родители этих старшеклассников. И только месяца через 3, когда родители нашего класса пригрозили написать письмо в депобр (точнее написали его и пришли с ним к администрации), а часть родителей просто уже собралась переводить детей в другие классы/школы (тоже написали заявления), администрация составила нормальное расписание и закрепила каждый предмет за конкретным преподавателем, исключая при этом случайных людей. Не скажу, что все было прям хорошо, но, все-таки гораздо лучше и спокойнее, чем сначала. И еще. Нужен все равно классный руководитель или хотя бы кто-то типа куратора. Короче тот, к кому дети могут обратиться в случае каких-то проблем, кто будет разбирать конфликты, организовывать детей для всяких общешкольных мероприятий, конкурсов и даже просто водить в столовку (да-да, это может быть смешно, но даже в этом были проблемы, причем некрасивые ситуации повторялись регулярно).

Имеет ли право администрация так действовать? Как так?

Имеет ли право производить замену? Имеет.
Имеет ли право искать учителя? Имеет.
Имеет ли право не искать учителя? Вы написали, что администрация ПОХОЖЕ не собирается искать учителя. Вы имеет право думать, как вам кажется.
Имеет ли администрация право нарушать ваше право на одного учителя? Нет такого права. Поэтому его невозможно нарушать или соблюдать.

Если каждый ученик будет придерживаться школьного Устава, в учреждении образования всегда будет доброжелательная и уютная атмосфера.

Перед тем как определять малыша в первый класс, родители и педагоги должны объяснить ему не только правила поведения. Ребёнок должен знать свои права и обязанности. Об этом можно прочитать в нашей статье.

Кто имеет право на обучение

Получение образования осуществляется в интересах человека, общества и государства. Если учёба будет платной, не каждый взрослый сможет дать своему ребёнку не только среднее, но и начальное образование. Именно потому что обучение бесплатно, все дети могут спокойно учиться в государственном учреждении.

Что такое начальная школа? Дети идут в первый класс для получения знаний. Перед тем как учить ребёнка разным наукам, учителя обязаны разъяснить школьникам все права, обязанности и правила поведения в образовательном учреждении. Для начала давайте разберёмся, кто же имеет право на получение среднего образования. Только российские граждане или нет?

В Конституции РФ в статье 43 сказано: каждый человек имеет право на образование. Независимо от возраста, нации, религиозного воспитания или пола, любой индивидуум, проживающий в России, обязан учиться и получить среднее образование. Если человек не владеет русским языком, он не сможет участвовать в учебном процессе.

Согласно ч. 4. ст. 43, каждый человек обязан освоить общую школьную программу. После того как ребёнок получил среднее образование, он имеет право поступать в высшее учебное заведение на конкурсной основе для того, чтобы получить профессию. Образование направляется на развитие личности каждого человека. По окончании учёбы каждый ученик должен иметь знания в определенном объеме. Каждый ребёнок обязан перед выпуском из школы сдать экзамены, которые оценивают его знания. Только потом выдаётся аттестат, служащий основанием для поступления в вуз.

Важно! Право на образование в России имеет только гражданин нашей страны.

Каковы права ученика в школе?

Не все дети желают должным образом учиться, и вовсе не потому, что они глупые. Дело в том, что ученики не всегда наблюдают дружелюбную и спокойную атмосферу в школе. Из-за этого очень часто пропадает желание учиться и получать соответствующие знания. Нужно, чтобы дети знали права ребёнка в школе и на уроках.

И сами взрослые не всегда знают законы, чтобы поговорить о них со своими детьми, а потом научить их отстаивать свои интересы.

права ученика в школе

Права школьника в школе:

  1. Ребёнок имеет право на полноценную школьную программу.
  2. На уважение своей личности – педагог не должен ребёнку грубить и хамить.
  3. Ребёнок имеет право на доброжелательную и спокойную атмосферу во время учёбы.
  4. Школьник имеет право на объективную оценку своих знаний: учитель не должен занижать или завышать баллы ребёнку.
  5. Ученик может высказать своё мнение, а педагог обязан выслушать мысли ученика и объяснить ему, прав он или нет.
  6. Ребёнок имеет право на собственную точку зрения и должен уметь доказывать правоту, если он уверен в своих мыслях и суждениях.
  7. На неприкосновенность своих личных вещей – педагог или сверстники не должны брать без разрешения ученика такие предметы, как телефон, планшет, учебник и др.
  8. На отдых – педагог не должен занимать часть перемены, продолжая свой урок.
  9. Ученик имеет право на консультацию с юристом или психологом.
  10. Каждый ребёнок имеет право на свободу передвижения по школе на перерыве.
  11. Каждый школьник должен знать свои права.

У каждого ученика начальное образование должно начинаться с изучения прав и обязанностей ребёнка и педагога.

Права ученика на уроке

Каждый ребёнок хочет к себе доброжелательное отношение не только со стороны сверстников, но и учителей. Педагог не всегда скажет ученику, какой балл он поставил за ответ или за написанную контрольную работу. Это неправильно. У каждого ребёнка есть права не только в школе, но и на уроках.

Очень часто учителя не понимают, какой дискомфорт испытывают дети, лишенные возможности знать о своих успехах и неудачах.

Права ученика на уроке:

На этом права ученика в школе и на уроке не ограничиваются. Ребёнок имеет право и на полноценное обслуживание, которое заключается в наличии квалифицированного медработника, охране и др. Читайте далее.

Права школьника на здоровое и качественное обслуживание

право на образование

Каждый ученик имеет право на полноценное, качественное и здоровое образование. Как это сделать? Всё зависит от администрации школы и государства. Здоровая атмосфера в школе будет сохраняться, если соблюдаются следующие условия:

1. Ребёнок имеет право на получение качественного и бесплатного медицинского обслуживания в течение рабочего дня.

2. Для школьника администрация должна создать чистоту на всей территории учебного заведения.

3. Каждый класс должен быть хорошо освещён.

4. Уровень шума не должен превышать норму.

5. Температура в школе должна быть комфортной для занятий.

6. Еда должна быть здоровая и качественная. На её приём отводится не меньше 20 минут.

7. Для гигиены в туалете должно быть все необходимое: мыло, бумага, полотенце.

Взрослые должны защищать права ребёнка в школе. Ведь только от них зависит умственное и физическое воспитание ученика.

Права ребёнка на уроке классного часа

В каждой школе классный руководитель проводит с детьми воспитательную работу. Этот урок называется классный час.

Права школьника в России на этом занятии:

1. Дети имеют право выбирать тему обсуждения. Они обязаны прийти к общему знаменателю. Ученик имеет право приготовить по теме урока интересную презентацию или рассказать занимательную историю.

права ребёнка в школе

Обязанности ученика в школе

Каждый ученик не только имеет права, но и определённые обязанности как на уроке, так и в школе. Об этом далее и поговорим.

Обязанности школьника в учебном государственном учреждении:

  1. Каждый школьник должен уважать всех работников школы.
  2. Каждый ученик обязан здороваться со старшими.
  3. Ребёнок должен уважать труд взрослых. Это касается не только педагогов, но и сторожа, уборщицы и т. д.
  4. Ученик должен соблюдать школьный режим.
  5. Школьник обязан добросовестно учиться, осваивая знания и навыки.
  6. Если ребёнок отсутствовал в школе, он должен предъявить классному руководителю медицинскую справку или записку от родителей (опекунов).
  7. Каждый школьник обязан выполнять все требования директора, учителя или других взрослых, если это касается Устава школы.
  8. Ученик обязан придерживаться всех гигиенических норм: быть чистым, опрятным и одетым по правилам школы.
  9. Каждый ребёнок должен соблюдать правила техники безопасности.
  10. Если ученик обнаружил на территории школы подозрительную личность или брошенную сумку, он обязан сразу же оповестить об этом администрацию школы.
  11. Ребёнок должен поддерживать порядок, чистоту как в здании школы, так и на её территории.
  12. Если ученику срочно нужно уйти с уроков, он обязан заранее принести записку от родителей классному руководителю.

Обязанности школьников на уроке

Каждому ученику нужно не только в школе придерживаться всех норм и правил, но и на уроках. Всё-таки педагог передает знания, и чтобы их усвоить, необходимо придерживаться некоторых правил.

начальное образование

В каждой школе имеется по этому поводу устав для ученика, с которым он может ознакомиться в свободное время.

Обязанности ученика на уроке:

  1. Каждый школьник обязан добросовестно выполнять домашнее задание по каждому предмету.
  2. Ребёнок обязан предъявить дневник учителю по первому требованию.
  3. Ученик должен внимательно слушать всё, что говорит педагог на уроке.
  4. Школьник обязан приносить все необходимые принадлежности на занятия: ручку, линейку карандаш, книги и тетради.
  5. У ребёнка не должно быть лишних предметов и игрушек в рюкзаке.
  6. Ученик обязан по указанию учителя подойти к доске или отвечать с места, не пререкаясь.
  7. Пройденную тему каждый школьник обязан выучить и сдать учителю тогда, когда тот потребует.
  8. Ученик обязан приходить на урок вовремя, без опозданий.
  9. Во время занятий школьник должен вести себя тихо. Если у него есть желание ответить на уроке, необходимо поднять руку.
  10. Ученик обязан слушаться учителя.

Все права и обязанности школьника должны быть не только известны ученикам и сотрудникам школы, но и беспрекословно исполняться.

Правила поведения ученика на уроке

Каждый школьник обязан придерживаться определённого поведения как на уроках, так и на перемене.

права и обязанности школьника

Правила поведения на уроках:

  1. Каждый ребёнок должен приходить на занятия за 15 минут до звонка, чтобы успеть переодеться и приготовиться к уроку.
  2. Ученик не должен находиться в помещении в верхней одежде или шапке.
  3. Школьник обязан быть в классе в тот момент, когда прозвенел звонок.
  4. Ребёнок не должен заходить на занятия вместе с учителем или после него.
  5. В то время, когда зашёл педагог, дети должны подняться для того, чтобы поприветствовать его.
  6. Ребёнок обязан на уроке вести себя тихо и не отвлекать других детей.
  7. Когда идёт урок, ученик не должен жевать жвачку или употреблять пищу.
  8. Во время занятий запрещается пользоваться мобильной связью.

Правила поведения ученика на переменах

Ребёнок обязан вести себя должным образом не только на уроке, но и на перемене. Это значит, что есть определённые правила, прописанные в школьном Уставе. Давайте рассмотрим, каких порядков ученик должен придерживаться в школе.

Поведение ученика на переменах:

  1. В то время, когда прозвенел звонок с урока, ребёнок обязан привести в порядок свое рабочее место и приготовиться к следующему уроку.
  2. На перемене ученик должен спокойно ходить по школе, а не бегать.
  3. Школьник обязан дружелюбно общаться со сверстниками (не драться и не ссориться).
  4. Со всеми работниками школы здороваться.
  5. Если ребёнок входит в помещение, а сзади находится учитель, ученик обязан пропустить старшего.

Что запрещается ученику в школе?

Есть некоторые вещи, которые категорически запрещается делать школьнику:

  1. Ребёнку нельзя прыгать по ступенькам и кататься на перилах.
  2. Нельзя носить с собой в школу опасные для жизни предметы.
  3. Запрещается на территории школы играть в карты.
  4. Нельзя курить и распивать спиртное.
  5. Нельзя открывать резко двери, так как можно кого-то ударить.
  6. Запрещается грубить и хамить старшим.
  7. Школьнику нельзя нецензурно выражаться не только при взрослых, но и при других учениках.
  8. Запрещается брать чужие вещи, тем более их портить. Если ребёнок всё-таки повредил чужое имущество, родители обязаны возместить его полную стоимость.
  9. Запрещается школьнику приходить на урок без выполненного домашнего задания.

Проблемы ученика в школе

Бывают у ребёнка некоторые проблемы со сверстниками и педагогами. Почему это происходит? Проблемы детей в школе бывают из-за поведения. Он не может сидеть спокойно на стуле, крутится, мешает соседу по парте, педагогу и всем детям. Учитель, соответственно, сердится на него, а учебный процесс нарушается.

классный час права школьника

Также есть дети медлительные, которые не успевают усваивать учебный материал наравне со сверстниками.

Вот лишь два примера, какие у школьников могут быть проблемы с учёбой.

Поэтому дети должны ещё в начальных классах знать обязанности и права ученика в школе.

Какие последствия влекут за собой невыполнения школьного Устава

Если ребёнку не объяснять права и обязанности школьника, он легко сможет стать нарушителем. Что же может произойти, если не выполнять положенных норм? Сначала ученику выносит выговор учитель. Если школьник не послушался и продолжает порчу имущества, драку и т. д., тогда вызывают в школу родителей, которых приглашают со своим ребёнком к директору. Всё зависит от конкретного поведения. Если ученик бесконечно бьёт детей, ворует, причиняет моральную боль, тогда его могут исключить из школы.

права школьника в России

Чтобы этого не происходило, администрация, классный руководитель или другие взрослые могут устраивать уроки классного часа для ознакомления детей с нормами поведения. Права и обязанности школьника – это закон как для педагогов, так и для учеников. И его нужно придерживаться в государственном учреждении.

Заключение

Нарушения прав ребёнка на нормальный процесс образования ставят родителей перед вопросом: куда жаловаться на школу. Если нарушения носят системный характер и виновный педагог (директор) не считает себя неправым, жалоба на школу или на конкретное лицо – хороший способ цивилизованного преодоления проблемы с участием незаинтересованной стороны – проверяющего.

Классификация нарушений

Документы, ручка, мужчина

Выбор организации для подачи жалобы на школу зависит от области проблемы и степени её остроты.

  • отказ в приёме ребёнка в школу;
  • поборы с родителей;
  • некачественное оказание образовательных услуг;
  • предвзятое отношение и занижение показателей успеваемости;
  • травля либо насилие со стороны других учеников в результате самоустранение педагогов;
  • оскорбления либо насилие со стороны педагогов.

Последний пример не порождает выбора, куда пожаловаться на школу.

В случае оскорблений словами или действиями, переходящими в преступление, следует немедленно известить прокуратуру и службу полиции по делам несовершеннолетних.

Что делать в менее острых случаях?

Отказ в приёме

Ребенок, учитель, класс

В качестве отказа для записи ребёнка в школу администрация может указать:

  • на отсутствие свободных мест;
  • на отсутствие местной регистрации;
  • на отсутствие прививок.

Если все классы заполнены, то администрация учебного заведения вправе отказать в приёме ребёнка. В этом случае семье будут рекомендованы другие школы, где есть места для приёма.

Иногда отказывают в приёме ребёнка, который не проходил прививок. Закон не содержит запрета на приём таких детей, а законодательство о вакцинации прямо предусматривает право граждан на отказ от прививок. Однако и школьная администрация, и надзорные органы относятся к вопросу прививок достаточно строго и не считают нарушением отказ в приёме невакцинированных детей.

В подобных случаях писать жалобу на школу лучше в суд, нежели в управление образования, т. к. внутри образовательного ведомства возобладает скорее чиновный подход, нежели правовой.

Поборы

Случаи вымогательства разделим на две категории:

  • откровенно преступные;
  • квазизаконные.

Если у вас вымогают взятку за зачисление ребенка, либо за лояльное к нему отношение, немедленно сообщите об этом в прокуратуру, ОБЭП (полиция) или местный отдел Следственного комитета.

Некачественное оказание услуг

При санитарных нарушениях можно пожаловаться в местный отдел Роспотребнадзора, который осуществляет, среди прочего, и функции санитарно-гигиенического контроля.

Жалоба

Ещё одно контролирующее ведомство, куда можно пожаловаться, это Рособрнадзор, который контролирует соответствие образовательных услуг федеральным образовательным стандартам.

Прокуратура – универсальный надзорный орган, который вправе направлять специалистов других проверяющих органов (пожарного надзора МЧС, Госстройнадзора и т. п.) для установления безопасности условий обучения.

  • отделы (управления) образования;
  • Рособрнадзор.
  • прокуратура;
  • Роспотребнадзор;
  • ОНД (пожарный надзор);
  • Госстройнадзор и другие.

Занижение оценок

Если же жалоба на имя директора не поможет, следующая инстанция – управление (отдел) образования района. Инспектор либо комиссия райотдела образования могут наказать также и директора, поэтому в его интересах не выносить необоснованных отказов. Если не помогло обращение и в районный отдел образования, следующая инстанция – областное управление (департамент) образования.

Проверки из департамента – грозное событие для всего района, поэтому местные чиновники, опять-таки, постараются решить проблему, не доводя её до более высоких инстанций.

Если оценки в течение года занижались, а на контрольных срезах, на пробных и итоговых аттестациях оказались выше преподавательских, это подтвердит обоснованность жалобы.

  • администрация школы (директор);
  • районное (городское) управление (отдел) образования;
  • областное управление (департамент, министерство) образования;
  • Министерство образования и науки России.

Травля ребёнка

Ещё одна инстанция, куда можно обратиться, это детский омбудсмен (уполномоченный по правам ребёнка). Они есть в каждом регионе, а главным омбудсменом является уполномоченный по правам ребёнка при президенте России. У омбудсмена нет властных полномочий, но есть широкие права по запросу и получению любых сведений и документов, касающихся возможных нарушений прав ребёнка.

Общественная значимость омбудсмена позволяет ему инициировать различные проверки при признаках нарушения закона в отношении несовершеннолетних.

Читайте также: