Имеет ли право администрация образовательного учреждения

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

//Педагогические задачи по курсу//

Работа с образовательными законами.

Ученик 7 класса (13 лет) по решению педагогического совета школы отчислен за неуспеваемость. Имела ли администрация школы право на подобные действия?

Родители ребенка прописаны в г. Хабаровске, а проживают в Москве. При попытке отдать ребенка в 1 класс г. Москвы они получили отказ от администрации на основании того, что у них нет регистрации. Права ли была администрация школы?

Учитель физкультуры во время урока пошел в учительскую за журналом. Для того, чтобы с детьми ничего не случилось, он закрыл их в помещении спортзала. В учительской его задержали – завуч попросил перенести парты. Дети почти весь урок оставались одни. Испугавшись, что про них забыли, они решили вылезти через окно. Одна девочка упала с 3-метровой высоты и сильно травмировалась. Имел ли право учитель на подобные действия?

В школе (МОУ СОШ) в качестве урока вводится начальная военная подготовка для уч-ся 5-6 классов. Администрация выдвигает счет родителям за оказание данных образовательных услуг. Правомерно ли это?

Темнокожему юноше 16 лет, являющемуся гражданином РФ, было отказано в поступлении в колледж искусств без объяснения причин (не приняли документы на поступление). Правомерно ли это?

Учащаяся 11 класса окончила государственное ОУ, поступила в колледж на бюджетное место, с успехом окончила его и впервые собирается поступать в вуз. Девушку одолевают сомнения: имеет ли она право поступать на бюджетное место, если все образование ранее также было получено бесплатно.

Студенту-заочнику на основном месте работы (МОУ СОШ) было отказано в предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска. Так же было высказано устное предупреждение со стороны администрации о возможном частичном сокращении доли ставки с последующим снижением оплаты труда. Правомерно ли это?

В связи с нехваткой учителей администрация школы распределила дополнительный класс учителю математики. В итоге ее нагрузка стала 42 часа в неделю. Учитель была против подобной меры, но ей пригрозили увольнением. Правомерно ли это?

Ответы :

А) Проблема; Б) Субъект права, в отношении которого нарушен закон

Статьи закона (законов), которые были нарушены

А) Отчисление за неуспеваемость.

Б) Ученик 7 класса.

ФЗ Об образовании ст.66

Администрация школы не имела право так поступить, так как основное общее образование является обязательным уровням образования для каждого.

Задача№2 А) Отказ при приеме в учебное заведение.

Б) Ребенок, который хотел пойти в 1 класс.

ФЗ Об образовании ст.67

Данное действие администрации неправомерно.

Так как в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.

Задача№3 А) Оставление рабочего места во время рабочего дня.

Б) Учитель физкультуры.

Статья 21 Трудового кодекса РФ

ФЗ Об образовании ст.41

Работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, а также соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.

Нарушение обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Задача№4 А) Введение начальной военной подготовки

Б) Учащиеся 5-6 классов.

ФЗ Об образовании ст.5

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Задача№5А) Отказ в ознакомлении с лицензией частного ОУ.
Б) Родители.

ФЗ Об образовании Статья 44.

Родители имеют полное право ознакомится с лицензией школы, в которую они отдают учиться своего ребенка.

Задача№6 А) Отказ при приеме в учебное заведение.

Б) Темнокожий юноша 16 лет.

ФЗ Об образовании ст.5

Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Задача№7 А) Поступление в высшее учебное заведение.

Б) Выпускница колледжа.

ФЗ Об образовании ст.5

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Задача№8 А) Отказ в предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска.
Б) Студент-заочник.

Статья 115 Трудового кодекса РФ.

Работникам некоторых категорий полагается дополнительный оплачиваемый отпуск. Он предоставляется либо за условия, в которых трудится работник, либо за режим работы, либо по основаниям, установленным локальным нормативным актом, коллективным договором.

Б) Обучающиеся ОУ.

ФЗ Об образовании ст.5

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основного общего и среднего общего образования.

А) Превышение рабочей нагрузки.

Б) Учитель математики.

Статья 333 Трудового кодекса РФ

Администрация школы нарушила закон, т.к. максимальная нагрузка учителя составляет 36 часов в неделю.

Задача№11 А) Отказ в санаторно-курортной путевке.

Б) Студентка 1 курса, инвалид детства.

ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" статья 83.

В связи с заболеванием, данной студентке путевка в санаторий выделяется первоочередно.

А) Организация дополнительных неоплачиваемых учебных занятий во внеучебное время.

Б) Ассистенты государственного вуза

Статья 60 Трудового кодекса РФ

Данное действие работодателя незаконно, так как работодателю запрещено требовать от работника выполнение работы, не обусловленной трудовым договором. И также

дополнительная работа может быть поручена работнику за дополнительную оплату по договорённости.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Поясните, пожалуйста, следующие моменты. Имеет ли право завуч школы проверять поурочные планы учителя утром перед уроками просто на предмет их наличия? Может ли завуч школы приходить на уроки учителя по своему усмотрению или же это должно находится в соответствии с планом внутришкольного контроля? Имеет ли право учитель не пустить на свои уроки администрацию и в каких случаях? Заранее благодарна за ответ.
(Шангина Татьяна, 17.10.2005 17:46:59, )

Ознакомление заведующего учебной частью с поурочным планированием вполне допустимо, так как это является одним из методов проведения инспектирования. План должностного (внутришкольного) контроля может включать также и проверку ведения педагогическими работниками установленной школьной документации.

Согласно Примерному положению об инспекционно-контрольной деятельности в образовательных учреждениях, рекомендованным Минобразованием РФ к применению и направленными письмом Минобразования РФ от 10 сентября 1999 г. N 22-06-874 о снованиями для проведения инспекционных проверок являются:

- заявление соискателя (педработника) на аттестацию;

- план-график проведения инспекционных проверок - плановое инспектирование;

- задание руководства органа управления образованием - проверка состояния дел для подготовки управленческих решений (которое должно быть документально оформлено);

- обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования - оперативное инспектирование.

Инспектирование в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок и доводится до членов педагогического коллектива перед началом учебного года.

План-график инспектирования разрабатывается с учетом плана-графика, полученного от муниципального органа управления образованием, и доводится до сведения работников в начале учебного года. Работник должен быть предупрежден о проведении плановой проверки заранее. Продолжительность тематических (по одному направлению деятельности) или комплексных проверок (по двум и более направлениям) не должна превышать 5-10 дней с посещением инспектирующим не более пяти уроков, занятий, лекций и других мероприятий.

Но существует также и инспектирование в виде оперативной проверки. Оно проводится в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся, воспитанников и их родителей или других граждан, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса. По данному основанию завуч также имеет право присутствовать на уроке учителя.

ОТВЕТ:
В идеале - накануне. При этом должно быть обоснование посещения (т.е. что будут проверять). После звонка на урок НИКТО НЕ ИМЕЕТ ПРАВА входить в класс, если учитель не был предупрежден об опоздании по ув. причине. Сидеть за учительским столом - вообще нонсенс какой-то! А вообще посещение уроков прописывается в плане работы школы на месяц и вывешивается на стенде информации. Внеплановые посещения (повторюсь) должны иметь под собой обоснование. Хотя Ваша завуч, к сожалению, не уникальна. Сочувствую!

КОМЕНТАРИЙ завуча школы:
1.В школе висит график посещения уроков на год, четверть. Поэтому все учителя знают заранее о том, что их уроки посетит администрация школы. Мы считаем, что внезапно на урок с целью контроля прийти нельзя. Исключением могут быть недобросовестные работники, невыполняющие свои функциональные обязанности. Такие работники ставятся на персональный контроль. О посещении урока они предупреждаются за 15 минут. У нас нет таковых (тьфу. тьфу. тьфу!)

2.Посещать уроки администрация должна (завуч должен посетить за год не менее 180 уроков, а это примерно 6 уроков в неделю). Я считаю, что предупредить учителя заранее надо (хотя этот вопрос индивидуальный, некоторые учителя просят не предупреждать, а то бессонные ночи и т.п.). Я предупреждаю учителей, которых хочу посетить на неделе, на планерке в понедельник. С каждым учителем согласовываю, на какой урок и в какой класс лучше придти. Ведь я хочу увидеть все самое лучшее в работе учителя, а не подловить его на чем-то.

При решении подобных ситуаций следует также руководствоваться локальными нормативными актами образовательного учреждения. Если виды и формы проведения внутришкольного контроля отражены в `Уставе образовательного учреждения`, коллективном договоре или в правилах внутреннего трудового распорядка, то в случае спора следует обращаться именно к этим документам. Если же данные проблемы не нашли отражения в документах школы, то опираются на общепринятые нормы указанные, например, `Примерных правилах`, о которых здесь идет речь.

Так, в п.36 данных Правил (Отраслевые правила внутреннего трудового распорядка для работников общеобразовательных школ системы Министерства просвещения СССР`, которые были введены в действие 1.01.1986 г. приказом Минпроса СССР № 223 от 23.12.1985г.) указано, что посторонние лица могут присутствовать во время урока в классе (группе), а также на родительском собрании только с разрешения директора или его заместителей.

Не разрешается делать педагогическим работникам замечания по поводу их работы во время проведения уроков (занятий) и в присутствии учащихся.

КОМЕНТАРИЙ методиста РОНО:
1.Зачем и кому нужны бесцельные посещения уроков? Если школа работает правильно, то у нее есть анализ УВП, поставлены конкретные задачи, составлен план внутришкольнго на весь год. Посещение уроков возникает только после того, как издается приказ по школе, где указывается, что в соответствии с планом проводится контроль, заместителю директора приказывается издать распоряжение, определить содержание контроля, составить программу. Вот в ней завуч и должен прописать кто, когда и на какой урок пойдет. С распоряжением учитель знакомится под роспись. Теперь он знает, кто, когда и с какой целью к нему идет на урок. Против приказа и распоряжения уже возражать никто не будет. Все по плану. Но конечно все это для школ, которые работают правильно.

Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:

1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;

2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;

3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования;

4) установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации;

5) прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;

6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;

7) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено Федеральным законом;

8) прием обучающихся в образовательную организацию;

9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;

10) иные вопросы.

Образовательные организации высшего образования осуществляют научную и (или) творческую деятельность, а также вправе вести подготовку научных кадров (в докторантуре). Иные образовательные организации вправе вести в соответствии с законодательством Российской Федерации научную и (или) творческую деятельность, если такая деятельность предусмотрена их уставами.

Образовательная организация вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям создания образовательной организации деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:

1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;

2) создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;

3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Основанием для привлечения к административной ответственности является факт совершения административного правонарушения. Понятие административного правонарушения дано в части 1 статьи 2.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ).

Административное правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие) физического, должностного или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, признаками административного правонарушения являются его противоправность, виновность и наказуемость.
Противоправность означает, что действиями (бездействием) физических, должностных или юридических лиц нарушаются специальные правила, нормы и стандарты, установленные федеральными законами РФ.
Виновность - следующий признак административного правонарушения. При участии в делах об административных правонарушениях, подаче жалоб на постановления или решения по делам об административных правонарушениях необходимо исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.
Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина же в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, в нашем случае судом.
Наказуемость означает, что административным правонарушением может быть признано только конкретное противоправное, виновное действие (бездействие).
Кодекс об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушения законодательства в сфере образования в следующих случаях:

Правонарушение согласно КоАП

Санкция

Ч.1ст. 5.57

Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования,

а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации

на должностных лиц

на юридических лиц

Ч. 2 ст. 5.57

Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций

либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод

на должностных лиц

на юридических лиц

Ч. 3 ст. 5.57

Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.57 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение

на должностных лиц

дисквалификация на срок от одного года до двух лет.

Ч. 1 ст. 19.30

Нарушение установленных законодательством Российской Федерации в области образования требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся

в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций

или нарушении правил оказания платных образовательных услуг

на должностных лиц

на юридических лиц

Ч. 2 ст. 19.30

Реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса

либо незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации

на должностных лиц

на юридических лиц

Ч. 3 ст. 19.30

Выдача образовательными организациями, не имеющими государственной аккредитации, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации

либо выдача образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации по образовательным программам, не прошедшим государственной аккредитации

на должностных лиц

50 тыс. руб.
или дисквалификация на срок от 6 месяцев до 1 года

на юридических лиц

Ч. 4 ст. 19.30

Умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования олимпиад школьников,

а равно нарушение установленного законодательством Российской Федерации в области образования порядка проведения государственной (итоговой) аттестации

на должностных лиц

на юридических лиц

Ч. 5 ст. 19.30

Нарушение установленного законодательством Российской Федерации в области образования порядка приема в образовательную организацию

на должностных лиц

на юридических лиц

Ч. 6 ст. 19.30

Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.30 или ч.4 ст. 19.30 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение

на должностных лиц

дисквалификация на срок от одного года до двух лет.

Ч. 1 ст. 19.4

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль),

а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей

Предупреждение или штраф
0,5 до 1 тыс. руб.

на должностных лиц

Ч. 1 ст. 19.5

Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства

на должностных лиц

1-2 тыс. руб.
или дисквалификация на срок до 3-х лет

на юридических лиц

Ст. 19.6

Непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения

На должностных лиц

Ст. 19.7

Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.7.4, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.8, 19.19 настоящего Кодекса

на должностных лиц

на юридических лиц

Ч. 1 ст. 19.20

Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна)

предупреждение или штраф
0,5-1 тыс. руб.

на должностных лиц

предупреждение или штраф
30 - 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

30-40 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

на юридических лиц

предупреждение или штраф
170-250 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Ч. 2 ст. 19.20

Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна)

предупреждение или штраф 0,3-0,5 тыс. руб.

на должностных лиц

предупреждение или штраф
15-25 тыс. руб.

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

предупреждение или штраф
5-10 тыс. руб.

на юридических лиц

предупреждение или штраф
70-100 тыс. руб.

Ч. 3 ст. 19.20

Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна)

на должностных лиц

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

10-20 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

на юридических лиц

100-150 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Обучение и воспитание ребёнка – это, прежде всего, право и обязанность его родителей. Этим определяются и права родителей, связанные с образовательными учреждениями. Они перечислены в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Закон действует с 1 сентября 2013 года.

Статья 44 посвящена родительским правам и обязанностям. А в статье 45 говорится, что делать, если нарушаются права школьников или их родителей.

Права и обязанности родителей в школе

права родителей школьников

Родители имеют такие права:

  1. Выбрать, будет ли ребёнок учиться дома или в школе.
  2. Выбрать учебное заведение, а в нём – дополнительные занятия, факультативы, кружки и т. д.
  3. Просматривать все документы, регламентирующие учебную деятельность.
  4. Знакомиться с учебными программами.
  5. Узнавать оценки ребёнка.
  6. Разрешить или запретить какие-либо обследования ребёнка, а при согласии – знать результаты.
  7. Присутствовать при обследовании психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
  8. Принимать участие в управлении школой.
  1. Самая главная – сделать так, чтобы ребёнок получил общее образование.
  2. Соблюдать распорядок и режим учебного заведения.
  3. Уважительно относиться к педагогам.

Право родителей на присутствие на уроках

Мамы или папы иногда хотят посетить уроки. Чаще всего это желание связано с плохими оценками ребёнка или сложными отношениям с учителем.

Поскольку родители могут получать информацию об учебных программах и методиках преподавания, они имеют и право присутствия на уроке. Но при этом обязательно соблюдение Устава и других внутренних документов учебного заведения, а также режима его работы.

О таком посещении необходимо предварительно договориться с учителем. Если он не даёт согласия, нужно действовать через директора или завуча, объяснив им, что именно беспокоит. Но нельзя приходить на урок просто так, без предупреждения.

Не стоит забывать об уважении к учителю и школе. Недопустимо мешать ведению урока, в том числе опаздывать.

Время от времени учебные заведения организуют открытые уроки по отдельным предметам или дни открытых дверей. О них сообщают папам и мамам, и они могут свободно посещать школу в это время. Как правило, в такое время учителя в большей степени готовы общаться.

Право на выбор учителя (отказ от него)

При зачислении в школу родители могут высказать пожелания о выборе класса. Для первоклассников (и вообще учеников начальной школы) это означает и выбор учителя. Но окончательный выбор в данном случае делает администрация школы.

заявление о смене учителя

Иногда родители считают, что классный руководитель или кто-то из других учителей не справляется с обязанностями. В таком случае следует написать заявление на имя директора школы. В нём необходимо подробно изложить претензии и приложить доказательства, если это возможно. Директор рассматривает заявление и принимает решение о замене педагога.

Если обращается только один родитель, это вряд ли приведёт к нужному результату.

Эффективнее будет собрать подписи представителей и других школьников. Важно и то, есть ли возможность заменить учителя, то есть работает ли в школе другой педагог с той же специализацией.

Таким образом, заменить педагога удаётся не всегда. Есть ещё один возможный выход – перевести ребёнка в другой класс. Это делается так же по заявлению директору школы. Перевод возможен только в том случае, если в другом классе есть свободные места. Максимальное количество учеников в классе должно быть зафиксировано во внутренней документации.

Полномочия родительского собрания (родительского комитета)

Родительский комитет класса выбирается на его собрании. Из представителей классных комитетов выбирается общешкольный.

На уровне классов родительские комитеты:

родительский комитет

  1. Приобретают пособия, учебники и другие материалы, необходимые для образовательного процесса.
  2. Помогают в организации внешкольных мероприятий, подготовке к новому учебному году и т. д.
  3. Занимаются хозяйственными и бытовыми вопросами в классе.
  4. Помогают решить конфликты между родителями и педагогическим составом.

Школьный родительский комитет обладает большими полномочиями:

  1. Участвует в управлении школой, в том числе присутствует на собраниях Управляющего совета, где решаются вопросы о форме, режиме работы, обеспечении безопасности и т. п.
  2. Вносит предложение о работе школы.
  3. Следит за качеством питания в столовой.
  4. Если администрации школы передавались какие-либо деньги – следить за их расходованием.

Что делать в случае нарушения прав

Если права нарушаются классным руководителем или другим учителем, необходимо обратиться к директору. Можно написать на его имя заявление или лично рассказать о том, что случилось.

Если это не помогло, или конфликтная ситуация сложилась с администрацией школы, следует обратиться в РОНО. В особо сложных ситуациях может понадобиться помощь детского омбудсмена или обращение в суд.

Есть ли изменения в правах родителей в 2020 году

Нововведений в 2020 году не планируется. Права и обязанности, связанные со школой, остаются прежними.

Читайте также: