Имеет ли человек право на ошибку итоговое сочинение

Обновлено: 16.05.2024


Всего девять дней осталось до единой даты итогового сочинения - уже 1 декабря все российские 11-классники должны участвовать в своем первом выпускном испытании. Мы уверены, что давно изучены все примерные варианты тем, а может быть (надеемся на это), даже прочитаны соответствующие произведения классиков из школьной программы!
Тем не менее, у многих выпускников и их родителей возникают вопросы о том, как будет проходить, а затем оцениваться выпускное сочинение, и о том, что при этом можно и что нельзя.

Мы постарались ответить на самые популярные вопросы.


Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе вместо сочинения выбрать написание изложения.

Кто должен писать сочинение?

Итоговое сочинение должен написать каждый, кто собирается сдавать ЕГЭ – оно является допуском к нему.
А значит, сочинение пишут 11-классники, учащиеся экстерната и выпускники прошлых лет, желающие сдать ЕГЭ.

Когда и где пишут итоговое сочинение?

Экзамен начинается в 10 часов по местному времени. Разумеется, прийти надо заранее, уже с 9 часов аудитории должны быть готовы принять школьников. До начала собственно работы над сочинением нужно будет прослушать инструктаж, заполнить бланки регистрации и записи.

Местом проведения итогового сочинения является учебное заведение (школа, лицей, гимназия), в котором учится выпускник.

Сколько времени дается на итоговое сочинение? Можно ли сделать перерыв?

" На написание итогового сочинения отводится 3 часа 55 минут.

Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность написания итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности итогового сочинения (изложения) четыре и более часа организуется питание участников и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий.

Когда будут известны темы сочинений?

Конкретные темы итогового сочинения 2021-2022 года заранее неизвестны. Их огласят только непосредственно перед началом экзамена. За 15 минут до начала темы появятся на специальном сайте. Их распечатают и принесут в аудиторию, зачитают выпускникам, затем напишут на доске либо раздадут каждому на листочках.

Будьте внимательны: в бланк надо будет внести номер темы, а затем на первой странице записать тему словами.

Темы итогового сочинения (тексты изложений) подбираются для каждого часового пояса отдельно – звонить друзьям на Камчатку не имеет смысла!
Однако давно известны основные тематические направления итогового сочинения в этом году.

В 2021/22 учебном году 11-классники будут писать итоговое сочинение по следующим направлениям:

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  • Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  • Преступление и наказание — вечная тема.
  • Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  • Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Для тех, кто еще не успел обдумать, что можно написать по предложенным направлениям, напомним, что есть официальный комментарий Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), где содержатся комментарии к каждому из открытых тематических направлений итоговых сочинений 2022.

12 вопросов об итоговом сочинении 2021-22

Чем можно и чем нельзя пользоваться во время написания итогового сочинения?

С собой разрешается взять:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • ручка (гелевая или капиллярная с чёрными чернилами);
  • лекарства и питание (при необходимости);
  • специальные технические средства (для участников ОВЗ, детей инвалидов, инвалидов, при необходимости).

Кроме того, вам выдадут на месте:

  • орфографический словарь,
  • листы бумаги для черновиков.

С собой запрещено брать:

  • средства связи;
  • фото-, аудио-, видеоаппаратуру;
  • справочные материалы;
  • письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации;
  • собственные орфографические и толковые словари;
  • тексты литературного материала для использования в сочинении.

Да-да, тексты произведений тоже использовать нельзя! Организаторы считают, что достаточно просто рассуждать на основе прочитанных книг; допускается свободное цитирование.

Участники итогового сочинения (изложения), нарушившие установленные требования, удаляются с итогового сочинения членом комиссии по его проведению.

Что будет, если опоздать на итоговое сочинение?

Мы не нашли точного ответа на этот вопрос: допустят ли опоздавшего на этот экзамен, остается на усмотрение комиссии.

Однако совершенно точно время опоздавшему продлено не будет, как не будут его и отдельно инструктировать. Если вы уверены, что успеете и сами разберетесь в заполнении бланков – попытайте счастья. Хотя лучше, конечно, не рисковать и постараться выйти заранее!

Когда и где можно будет узнать результаты?

Для проверки итоговых сочинений создаётся муниципальная комиссия.

Проверка итогового сочинения (изложения) должна завершиться не позднее, чем через семь календарных дней с даты проведения итогового сочинения. Итоговый протокол официально публикуется в той школе, где вы его писали.

Кто и как проверяет итоговое сочинение?

Как известно, сами учителя не проверяют работы своих учеников, это делает экспертная муниципальная комиссия.

Как оценивается сочинение, и есть ли вообще смысл стараться написать его отлично?

Итак, как оценивают итоговое сочинение?

" Прежде всего, оно должно отвечать двум основным требованиям: достаточный объем и самостоятельность написания.

Разрешено прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

И только если требования № 1 и № 2 выполнены, итоговое сочинение оценивается. Делается это по пяти критериям.

1. Соответствие теме. Тут все ясно – не надо далеко уходить от темы, необходимо точно понять и донести ее смысл и рассуждать именно, отталкиваясь от него.

2. Аргументация. Привлечение литературного материала. Важно: чтобы сочинение было зачтено, обязательно нужно привести хотя бы один литературный аргумент (пример) из литературы, русской или зарубежной.

Мы знаем примеры, когда одиннадцатиклассники цитировали Пратчетта, Риордана и даже сказку о Царевне-лягушке. Главное, чтобы это действительно стало аргументом, подтверждающим ваше мнение.

3. Композиция и логика рассуждения. Надеемся, что за долгие школьные годы классическая структура сочинения (вступление (тезис) - собственное мнение - доказательства и подвыводы – вывод) освоена абсолютно всеми! Во всяком случае, позаботьтесь, чтобы текст был логично разбит на абзацы, и вашу мысль было можно понять и проследить.

4. Качество письменной речи. Итоговое сочинение пишется на правильном русском языке. Речевых ошибок не должно быть столько, чтобы они затрудняли понимание смысла.

5.Грамотность. На 100 слов не должно быть более пяти ошибок в сумме: грамматических, орфографических, пунктуационных. Впрочем, напоминаем – у вас будет под рукой словарь!

12 вопросов об итоговом сочинении 2021-22

Что делать, если не сдал итоговое сочинение?

Тем не менее, при неудаче сочинение можно переписать еще 2 раза до начала ЕГЭ.

  • 2 февраля 2021 года – первый дополнительный день для тех, кто не смог прийти по уважительной причине, и пересдача.
  • 4 мая 2022 года – второй дополнительный день.

Пересдать итоговое сочинение можно будет, если выпускник:

Можно ли оспорить результат в случае неудачи?

Порядок подачи такого заявления и организации повторной проверки итогового сочинения (изложения) определяет учебное заведение.

Сколько лет действительны результаты итогового сочинения?

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА действует бессрочно.

Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания такого сочинения.

Если вы все же не нашли ответа на именно ваш вопрос, имеет смысл обратиться к основному документу Гособрнадзора.
И не страшно, если вы все еще не во всеоружии - за 9 дней вполне можно подготовиться!


ЕГЭ Другие статьи автора

Итоговое сочинение 2020

В декабре одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение, у которого две задачи: допустить выпускника к сдаче ЕГЭ и дать возможность набрать дополнительные баллы в качестве индивидуального достижения при поступлении в вуз. Пока не все вузы учитывают результаты сочинения, поэтому главная задача школьника — получить доступ к выпускным экзаменам.

В 2019 году итоговое сочинение будут писать 4 декабря. Разберёмся, каким должно быть это сочинение, на какие произведения стоит опираться и как готовиться, если до дня X осталось меньше месяца.

Требования и критерии оценивания

Итоговое сочинение — это сочинение-рассуждение, основанное на литературном материале. Формат рассуждения подразумевает, что в тексте должен быть ряд логически связанных мыслей на предложенную тему. Строить рассуждение нужно с опорой на литературное произведение — художественный или публицистический текст. Не запрещается дополнительно писать и о других сферах культуры и истории: кино, живописи, театре, философии.

Требования

Перед тем как проверить сочинение, эксперт оценивает его на соответствие двум главным требованиям: объёму и самостоятельности написания.

Требование № 1 — объём. В сочинении должно быть не менее 250 слов — засчитываются все слова, включая служебные части речи. Больший объём — приветствуется. Если же слов окажется меньше, рассматривать сочинение не будут.

Критерии оценивания в школе

Критерий № 1 — соответствие теме. В сентябре министерство просвещения объявляет направления тем для сочинений. В 2019–2020 учебном году это:

2. Надежда и отчаяние;

4. Гордость и смирение;

Конкретные темы заранее не известны. В министерстве их формулируют и распределяют по регионам в разных часовых поясах: школьники из Москвы и, например, Хабаровска получают разные темы.

Критерий № 3 — композиция и логика. Сочинение — это завершённый текст, оформленный по определенным композиционным правилам: у него должно быть вступление, основная часть и заключение. Сам текст нужно делить на абзацы, потому что рассуждение выстраивается поэтапно. Также в сочинении должна прослеживаться логическая структура — то есть направление мысли, понятное любому читающему.

Критерий № 5 — грамотность. Эксперт смотрит на количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок: в совокупности их должно быть не больше 5 на 100 слов. Предположим, объём сочинения 400 слов — значит, допускается не более 20 ошибок. Это довольно мягкие условия. Если школьник готовится к ЕГЭ по русскому языку и более-менее знает правила, у него не должно возникнуть проблем с этим критерием.

Критерии оценивания в вузах

Итоговое сочинение можно отнести в вуз и получить за него максимум 10 дополнительных баллов к суммарному количеству баллов за ЕГЭ. Правда, пока сочинения принимают не везде: во-первых, у вуза должно быть гуманитарное направление и специалисты, которые могут проверить сочинение. Во-вторых, проверка требует человеческих и финансовых ресурсов. Поэтому стоит заранее уточнить, даёт ли желаемый вуз баллы за сочинения. Например, их точно дают в МГУ и в НИУ ВШЭ.

Вузы, которые принимают итоговое сочинение, предлагают свою систему проверки. Они добавляют дополнительные критерии оценки к школьным или ужесточают школьные.

Например, именно в НИУ ВШЭ предложили ввести в итоговое сочинение историко-культурный контекст, поэтому там ставят дополнительные баллы за привлечение аргументов не только из литературы, но и из других сфер. Также отдельным критерием во ВШЭ считают демонстрацию знаний историко-культурного контекста. То есть выпускнику нужно не только продемонстрировать знание литературного произведения, но и показать, что он понимает, когда оно было создано и как исторические, культурные и социальные события повлияли на содержание произведения.

Во ВШЭ строже относятся к вопросу грамотности: за определённое количество ошибок снимают баллы, за отсутствие ошибок баллов не дают. То же самое с требованием самостоятельности — за наличие в сочинении чужого текста школьник потеряет балл. Ещё одна особенность ВШЭ в том, что там дают балл за оригинальность, например, если в сочинении есть интересные и нестандартные рассуждения.

Распространённые ошибки в сочинениях

Несоответствие теме

Отсутствие рассуждения

Рассуждение — это не простой ответ на вопрос, а многоэтапное развитие мысли, цепочка тезисов. Чтобы мысль двигалась, нужно задавать себе много вопросов, связанных с темой, и один за одним на них отвечать. Только так получится качественное сочинение-рассуждение.

Пересказ текста вместо аргумента

В подавляющем числе работ выпускники привлекают литературный материал только в виде иллюстрации: выдвигают простой и очевидный ответ на поставленный вопрос и вкратце пересказывают сюжет произведения. Это снова уход от критериев сочинения-рассуждения.

Логические ошибки

Логика же предполагает смысловую связь между частями: как вступление и заключение по смыслу связаны с основной частью, как внутри основной части между собой связаны абзацы. Эту логику нужно продумывать заранее с помощью плана текста. Например, решить, что во вступлении будут поставлены 1–2 проблемы, в первой части основного текста будут рассмотрены причины этих проблем, во второй — способы их решения, а в третьей — последствия.

Фактические ошибки

Фактические ошибки случаются, когда школьник не читал книгу сам, а ознакомился с кратким пересказом. Поэтому для аргументации школьнику нужно выбирать тексты, в которых он хорошо ориентируется. Он должен помнить название, автора, быть уверены в сюжете и историческом контексте событий. Итоговое сочинение предполагает уважительное отношение к литературе, и без её знания не получится написать хороший текст-рассуждение.

Речевая безграмотность

Самая серьёзная проблема в сочинениях — это орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки.

Второй вариант — редактировать чужие тексты с ошибками. Этот способ эффективнее, но труднее. Во-первых, эти тексты нужно где-то брать. Во-вторых, исправленные тексты стоит показывать преподавателю или другому специалисту, который сможет прокомментировать правки. Тренируясь таким образом, школьник научится видеть в своём сочинении ошибки.

Какая литература подойдёт для аргумента

Во-вторых, в школе обычно преподают люди другого поколения — с читательским опытом, отличающимся от опыта выпускников. Это нужно учитывать при выборе произведения для аргумента.

Предпочтения школьников vs Ожидания учителей

Бывает, что на курсе по подготовке к итоговому сочинению возникает спор преподавателя со студентами о том, какую литературу можно привлекать, а какую не стоит. Ребята часто стремятся выбрать что-то малоизвестное или даже подпольное. Возможно, причина в том, что они хотят писать о книгах, которые не читали учителя и в упоминании которых они не смогут найти фактические ошибки. Например, произведения, которые были опубликованы только в интернете, или те, которые написали друзья школьников.

Студенты считают, что имеют на это право. Конечно, никто не может им запретить писать о тех книгах, которые им нравятся. Формально придраться будет не к чему, но у преподавателя может сложиться неблагосклонное отношение к такому сочинению.

Другие произведения, которые предлагают студенты — современная подростковая литература и современная фантастика. Это более мягкий вариант, но тоже сомнительный. Ещё студенты спрашивают, можно ли считать литературой фанфики и тоже использовать их для аргументов. Нет, фанфики — это не литература, и к ним обращаться не стоит.

Советуем найти компромисс и не использовать совсем подпольные тексты. Лучше выбрать такое произведение, с помощью которого получится выстроить диалог с проверяющим.

Как искать литературу по направлениям

Подборки тем. На многих сайтах есть подборки возможных тем. Вряд ли там встретится формулировка, которая будет на реальном сочинении, но зато там видно, насколько широк диапазон проблем внутри направления.

Что делать, если на изучение литературы осталось мало времени

При проверке текстов преподаватели сталкиваются с тем, что у школьников не хватает читательского опыта. На итоговое сочинение нужно идти с неким багажом прочитанных книг, хотя бы из школьной программы — таких знаний вполне хватит для всех заявленных тем.

Однако если до сочинения осталось совсем немного времени, ни в коем случае не стоит пытаться изучить весь список литературы по кратким пересказам. Чтобы не допускать фактических и других ошибок, школьник должен очень хорошо ориентироваться в текстах, знать персонажей и детали содержания. Иначе проверяющий сразу поймёт, что с книгой ознакомились поверхностно.

Альтернатива романам — стихи и небольшие рассказы.

Изучить несколько лирических текстов вполне возможно за месяц и даже пару недель. Если школьник понимает лирику и может использовать её в своём сочинении, такой способ вполне подойдёт. Сочинение, полностью построенное на стихах, — редкость, и оно имеет шансы вызвать большую симпатию у проверяющего.

Если же лирика не вариант, рекомендуем обратиться к компактным рассказам. Главное — выбрать произведения на разные темы и тщательно их изучить.

Что запомнить

1. Чтобы сочинение допустили к проверке, в нём должно быть не менее 250 слов и только самостоятельные мысли.

3. На сочинение нужно идти с опредёленным читательским багажом. Если его нет и время поджимает — можно читать стихи или небольшие рассказы.

4. Тексты нужно читать самостоятельно, чтобы не допускать фактических и других ошибок. Краткие пересказы для этого не подойдут.

5. Чтобы выбрать литературу для аргументации, нужно смотреть подборки сочинений на возможные темы и искать в них ключевые слова.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Все примеры имеют статус "ЗАЧТЕНО" и могут использоваться как образцы. В конце каждого сочинения приведены рекомендации от эксперта - что можно улучшить.

Сочинение №1

Автор сочинения – Бутрова Юлия Сергеевна

Всем людям свойственно совершать ошибки, это неотъемлемая часть человеческой жизни. Ошибки дают нам опыт, на них человек учится. Они могут быть мелкими и незначительными, как например, неверно решенная задача по математике, а могут быть и роковыми. К роковым ошибкам можно отнести преступление. Будь то мелкая кража или покушение на человеческую жизнь, это обязательно отразится на будущем преступника. С точки зрения ошибки, такое деяние будет считаться нарушением моральных норм и повлечёт за собой угрызения совести и социальные санкции, в виде неодобрения обществом данного поступка, а с точки зрения преступления, за любое правонарушение предусмотрена юридическая ответственность – ответственность перед законом. Не все ошибки являются преступлениями, но многие преступления совершаются по ошибке. За доказательствами обратимся к художественной литературе.

Таким образом, можно сказать, что ошибки оказывают на человека больше положительное влияние, благодаря внутреннему контролю человека – совести, ошибки после всех переживаний и раздумий становятся лишь опытом, человек учится на них, и в дальнейшем в подобной ситуации знает как правильно поступить. Преступления положительного влияния не оказывают никогда, ведь преступление это всегда вред, нанесенный кому-либо, моральный, физический или материальный. Преступление на всю жизнь останется тяжким грузом лежать на душе человека, его невозможно взять и забыть.

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Юля, умница! Обратите внимание на пунктуационные недочёты: на экзамене по русскому языку они могут дорогого стоить. В целом же могу посоветовать следующее:

  • Если тема сформулирована назывным предложением (как в нашем случае), то лучше самостоятельно формулировать вопрос по теме и давать на него чёткий ответ. Тогда тема будет раскрыта на 100%. Здесь Вы это делаете не вопросом, а общими рассуждениями.
  • Старайтесь перед примерами-аргументами писать чёткий тезис (ответ на поставленный вопрос), а затем приводить пример.
  • Примеры, которые Вы подобрали, хорошие, удачные. Содержание неплохое, обратите внимание вынесенные ошибки, на речевые недочёты и фактические неточности.

Желаю удачи! Практикуйтесь, всё обязательно получится!

Видеоурок по аргументам и темам по этому направдению

Сочинение №2

В чем различие между ошибкой и преступлением? Направление : Преступление и наказание

(Автор сочинения – Тульская Диана Владимировна)

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

По всем критериям получен зачёт. Сочинение написано на достойном уровне.

Рекомендую не торопиться и внимательнее вычитывать черновик. Следует обращать внимание на логику в тезисе, микровыводах и выводе. На экзамене нужно быть особенно внимательной: там Вас не исправит редактор Ворда)

Благодарю за ответственность в самоподготовке. Удачи на экзамене!

Сочинение №3

Почему некоторые люди переступают моральные нормы и совершают преступления? Иногда человек верит, что любое деяние можно оправдать благой целью. Он находится в плену распространённого заблуждения, согласно которому для достижения цели хороши любые средства. Некоторые люди совершают преступления непреднамеренно, не вполне отдавая себе отчёт в том, что они делают. Конечно, всегда случаются ситуации, когда человек сознательно становится отступником и даже не испытывает угрызений совести. Причин может быть достаточно много. Рассмотрим некоторые из них на примере произведений художественной литературы.

Таким образом, люди, совершающие противоправные деяния, забывают о христианских заповедях и теряют самое важное, человеческое, чем наделён каждый из нас от рождения. Есть множество причин, которые толкают людей на преступление, но всё же ни один такой поступок нельзя оправдать. Именно поэтому так важно задумываться о последствиях, контролировать свои эмоции и знать, что всегда есть такая грань, которую ни в коем случае не следует переступать.

Сочинение №4

Можно ли равнодушие назвать преступлением?

Габов Антон Алексеевич

Можно ли равнодушие назвать преступлением? На этот актуальный вопрос есть, к сожалению, неутешительный ответ. В современном мире многие люди перестают обращать внимание на то, что происходит вокруг них. Например, они могут спокойно пройти мимо человека, которому нужна помощь, тем самым показывая своё безразличие. Я считаю, что такое равнодушие очень жестоко, поэтому его можно отнести к настоящему преступлению.

В заключение хочется выразить надежду на то, что люди перестанут быть равнодушными ко всему окружающему, иначе их безразличие и бездействие перерастёт в самое настоящее преступление.

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Антон, Ваша работа приятная, глубокая и полностью соответствует итоговому сочинению. Аргументы подобраны хорошо, они отражают Вашу мысль, изложенную в тезисе.

Хотелось бы обратить внимание на речевые ошибки и недочеты. Будьте внимательны при сочетаемости слов и употреблении того или иного слова в соответствующем контексте.

Сочинение оставило хорошее впечатление в общем, Вы молодец! Желаю удачи! Не опускайте планку! С. Тарасов

Сочинение №5

(Автор сочинения – Тихонова Ольга Дмитриевна)

Равнодушие это безучастность и холодность к окружающим. Невнимание в обществе становится большой трагедией. Я считаю, что равнодушие можно назвать преступлением. Ведь люди не стремятся помогать друг другу, часто даже не замечая, что происходит вокруг них. Безразличное отношение приводит к тому, что человек даже не задумываются о том, чтобы помочь ближнему. Для доказательства своей точки зрения приведу примеры из читательского опыта.

В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что безразличие таит в себе большую угрозу для человечества. Необходимо оставаться неравнодушным к проблемам других людей. Надеюсь, что окружающие станут внимательнее и отзывчивее по отношению к ближним людям.

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

Оля, у Вас получилось хорошее сочинение. Мысли чёткие и ясные, логика прослеживается. Аргументы подобраны хорошо, они отражают Вашу мысль, изложенную в тезисе.

Хотелось бы обратить внимание на речевые ошибки и недочеты. Будьте внимательны при сочетаемости слов и употреблении того или иного слова в соответствующем контексте.

Сочинение оставило хорошее впечатление в общем, Вы молодец! Желаю удачи! С. Тарасов

Сочинение №6

Можно ли равнодушие назвать преступлением?

Неволина Анастасия Анатольевна

К сожалению, человеческое равнодушие зачастую приводит к непоправимым последствиям. Если люди будут думать не только о себе, но и об окружающих, то в мире будет гораздо меньше смерти, ведь каждое преступление начинается с равнодушия преступника.

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

Настя, молодец! Работа хорошая, вдумчивая и интересная. Аргументы подобраны хорошо, они отражают Вашу мысль, изложенную в тезисе. Первый пример, конечно, я засчитал бы лишь условно, потому что Вы не показали, как же отразилось равнодушие отца на Саше, что изменилось в их отношении друг к другу. Следите внимательно за логикой повествования и старайтесь не допускать речевых повторов.
Сочинение оставило хорошее впечатление в общем, Вы умница!

Желаю удачи! С. Тарасов

Сочинение №7

Можно ли равнодушие назвать преступлением? Преступление и наказание

Зорина Анастасия Викторовна

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

Настя, умница! Работа глубокая, интересная и вдумчивая. Очень порадовало, что вы подобрали аргументы, которые впоследствии противопоставили, показав и равнодушие, ставшее преступлением, и отзывчивость. Примеры отражают Вашу мысль, изложенную в тезисе.

Небольшие замечания по пунктуационному и речевому оформлению Вы найдёте в самой работе, но в целом сочинение оставило хорошее впечатление в общем, Вы молодец! Желаю удачи! С. Тарасов

2 декабря российские одиннадцатиклассники напишут итоговое сочинение. Зачет по нему - допуск к ЕГЭ. Как подготовиться и не наделать ляпов? На вопросы школьников на Youtube-канале Рособрнадзора ответил разработчик тем для этого испытания, доктор филологических наук Алексей Федоров.

Опрос школьных библиотекарей показал:

Опрос школьных библиотекарей показал: "самый читающий возраст" - период 9-10 лет. Особенно младшеклассники любят сказки Пушкина. Фото: Сергей Куксин/ РГ

Напомним, открытые направления известны. Всего их пять: "Забвению не подлежит", "Я и другие", "Между прошлым и будущим: портрет моего поколения", "Время перемен", "Разговор с собой". Но это - только общие "указатели". А конкретные темы ученики узнают за 15 минут до начала сочинения в каждом регионе.

Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

- Насколько хорошо выпускник может рассуждать? Предлагать свои ответы на философские вопросы? Высказывать и аргументировать свою точку зрения? Все это проверяет сочинение, - рассказал Алексей Федоров. - Важно не просто написать свои мысли по заданной теме, а подтвердить их, опираясь на литературный источник. Это может быть художественное произведение, дневники, мемуары, публицистика, философские и научно-популярные трактаты… В общем, выпускник может использовать все, что есть у него в "читательском активе". Правда, опыт показывает: в 90% случаев ребята обращаются к произведениям школьной программы.

Формальные требования? Их несколько. Минимальный объем не менее 250 слов (в зачет идут и предлоги и другие "служебные" слова - прим. ред.). Рекомендуемый - от 350 слов. Подсказка: сначала можно написать черновик, потом перечитать и пересчитать слова, и только потом переписывать текст начисто. Не забывать следить за временем: на все про все - 3 часа 55 минут.

Работу нужно писать самому, без плагиата, шпаргалок, заученных текстов и схем.

- Если вам нравится какая-то чужая мысль, можно спокойно на нее сослаться, указав источник. Развернутые цитаты - это отлично, только старайтесь не делать в них ошибок. Вы можете подтвердить чужую мысль или, допустим, показать, что все сложнее, чем кажется на первый взгляд. А можно оспорить ее, чтобы выстроить свое высказывание. При этом объем цитирования не должен превышать объем вашего текста - то есть половины всего сочинения, - советует эксперт.

Важно: сочинение должно соответствовать теме. Часто школьники раскрывают не конкретную тему, а более общее тематическое направление, известное заранее. Искусственный подгон темы - большой риск получить незачет. Внимательнее нужно быть и с аргументами, с опорой на литературу.

Фото: Михаил Синицын

- Часто сочинения выглядят так: первый абзац - короткое мнение, тезис по теме, основная часть - подробный пересказ какого-то произведения. В конце повторяется тезис из вступления. Но так делать не надо! Не нужно подменять собственное рассуждение пересказом, - говорит Алексей Федоров. - Другая крайность: школьник не помнит, о чем произведение, и начинает импровизировать, искажает его до неузнаваемости. За такое тоже незачет.

Правильная композиция и логика - без них никуда. А вот без речевых и лексических ошибок лучше обойтись.

- Фактические ошибки тоже могут повлиять на итоговую оценку. Но чтобы был незачет, их количество должно быть критическим, - говорит Алексей Федоров. - А вот за грамотность, точнее - ее отсутствие, довольно много ребят получают незачет. Допустимое количество ошибок не более пяти на 100 слов. Причем учитываются орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки.

Если приведен пример только из одного произведения, то могут ли поставить незачет из-за этого?

Ответ: Нет, не могут.

Нужен ли подробный анализ произведений, которые привлекаются при аргументации?

Ответ: вы можете их анализировать, если это поможет в работе, но вы не обязаны этого делать.

Имеет ли право участник на собственную оригинальную интерпретацию произведения?

Ответ: Да, имеет. Важно, чтобы вы могли доказать свою точку зрения с опорой на литературный материал.

Я увлекаюсь искусством. Можно ли при аргументации опираться на описание архитектурных памятников, картин, скульптур?

Ответ: Можно, но не вместо литературного материала.

Российское движение школьников опросило более двух тысяч учеников о том, что они сегодня читают. Оказалось, для почти 20 процентов ребят Александр Пушкин - один из самых любимых писателей. Они отмечают его "поэтичный слог", "наполненные сюжеты", "отсутствие воды" и "легкость восприятия смысла". Среди книг школьной программы, которые впечатлили школьников больше всего, на первом месте также оказались произведения Пушкина. Более 22 процентов опрошенных школьников отмечают, что "Капитанская дочка", "Дубровский" и "Евгений Онегин" произвели на них сильное впечатление. На втором месте среди популярных писателей - британская писательница Джоан Роулинг. С небольшим отставанием замыкает тройку лидеров американский писатель Рей Брэдбери.

Фото: iStock

Как школьники хотели бы изменить учебную программу по литературе? 22 процента российских школьников хотят сократить обязательный набор русской классики и дополнить уроки изучением зарубежной литературы. Причем не только классической, но и современной. Более 10 процентов хотели бы видеть в ней книги о приключениях Гарри Поттера. Сразу за сагой о юном волшебнике идут произведения фантаста Рея Брэдбери и культового писателя Стивена Кинга.

В целом более 49 процентов российских школьников поделились, что читают каждый или почти каждый день. 33,4 процента - читают несколько раз в неделю. Постоянно услугами школьной библиотеки пользуются 51,4 процента учеников, а 22 процентов посещают время от времени.

Важная тенденция: 45 процентов школьников отмечают, что в период пандемии стали читать больше.

Среди любимых жанров они отмечают фантастику и фэнтези (54 процента респондентов), классическую литературу (40,4 процента), детективы и триллеры (39 процентов), художественную прозу (33,3 процента) и любовные романы (32,5 процента).

Из прочитанного вне школы ребята чаще упоминали "Гарри Поттера", "Мастера и Маргариту", "451 градус по Фаренгейту", "Портрет Дориана Грея" и "Виноваты звезды".

Исследование мнения российских школьных библиотекарей также показало, что чаще всего ученики выбирают книги в жанре фэнтези. Среди популярных книг, как отмечают библиотекари, после "Гарри Поттера" идут произведения еще одной британской писательницы - Холли Вебб. Ее книги "вообще не задерживаются в библиотеке". Третье место делят между собой сразу несколько писателей - Александр Пушкин, чьи сказки особенно любят дети младшего школьного возраста, и книги писательницы Тамары Крюковой.

Интересно, что "самым читающим возрастом" у школьников библиотекари называют период 9-10 лет (72,6 процента), немного отстают дети в возрасте 6-8 лет (52,1 процента) и 16-18 лет (32,9 процента). А вот ученики 8 классов, по мнению респондентов, читают меньше всего.

Читайте также: