Иерархия права как основа наложения времен и эпох

Обновлено: 19.05.2024

Ценности не вечны. На протяжении веков и тысячелетий их набор и характер неоднократно менялся. Часть ценностей уста­ревала и отходила в прошлое, другие переосмысливались, тре­тьи возникали впервые.

В исторической ретроспективе можно предложить следую­щий примерный перечень ценностей, исходя из того, что не все они признавались одновременно, а некоторые сменяли друг друга:

сохранение извечного и разумного порядка, установленного высшими силами, справедливость, благополучие, безопасность, общественный порядок, равенство, свобода, общее благо, благо личности, национальный интерес, классовый интерес, демократия, солидарность, полезность, прогресс и др.

В Новое и Новейшее время сакрализация старины расшаты­вается и подтачивается сознательными усилиями, направлен­ными на преобразование мира. Возникает новая ценность — прогресс, стремление к лучшему, преобразование устаревших и несправедливых институтов. Но рядом с прогрессом всегда сохраняется, а временами набирает силу и доминирует уважение к существующим порядкам, уходящим корнями в прошлое. Ныне оно вполне уживается с признанием необходимости не­которых перемен, если только они не чрезмерны, постепенны и не разрушительны. Это называется консерватизмом.

Исторический, преходящий характер многих ценностей де­монстрирует отношение к равенству. Сейчас равенство рассмат­ривается обычно как благо, неотъемлемое свойство справедли­вое от прогресса, правового государства. Эта традиция посте­пенно набирала силу и утверждалась с XVII—XVIII вв. Однако в древности и средневековье общественное неравенство представ­лялось не только нормальным, но и благотворным, разумным.

Нечто подобное происходило и с демократией, также осно­ванной на принципе равенства. С начала XIX в. и особенно в XX в. демократия получает все более широкое признание как лучшая форма правления, идеал, к которому следует стремиться, Демократия приобретает характер самостоятельной ценности. Но на протяжении многих столетий демократия рассмат­ривалась всего лишь как одна из форм правления, причем весь­ма несовершенная. Платон считал ее худшей из правильных форм правления.

Свобода личности, права человека и гражданина воспринимаются сегодня как важнейший атрибут современной политической и правовой системы. Между тем древнему и средневеко­вому человеку совершенно чуждо представление личности как о чем-то самостоятельном, обособленном, выделившимся из общества и не поглощаемом им. Индивидуализм как созна­ние обособленности, самоценности человека утверждается на Западе с эпохи Возрождения, на Востоке — много позже. До того индивидуальные права и свободы поглощались долгом, обязанностью, правилами, соблюдаемыми всеми.

К вечным ценностям можно отнести, пожалуй, только спра­ведливость, общее благо (благополучие как его вариант) и очень тесно связанные порядок и безопасность. Проблема лишь в том, что в различные эпохи и даже в одну и ту же эпоху разными общественными группами и людьми они, как и боль­шинство других ценностей, понимались неодинаково

На высшую ступень в этой иерархии может претендовать лишь всеобъемлющий принцип справедливости, тесно связан­ный с общим благом. Все другие ценности соизмеряются с ним и признаются лишь в той мере, в какой они справедливы.

Рассмотрим ценности, которые приобретают особое значе­ние в контексте государства и права. Наряду со справедливо­стью это свобода и равенство.

Право и правосознание.

Правосознание – неизбежный спутник права. Это, по сути, отражение правовой действительности в сознании человека.

Правосознание формируют: 1) юридические знания человека; 2) оценочные отношения к праву как целостному явлению, к правореализации, законодательству, правовым гарантиям и т.п.; 3) правовые установки и ценностные ориентации людей, регулирующие их поведение в юридически значимых ситуациях.

Правовое сознание - одна из форм обще­ственного сознания, представляющая собой совокупность взглядов, идей, убеждений, настроений, эмоций индивидов, социальных групп или всего общества относительно права и его роли в функ­ционировании и развитии общества, установлении правового порядка.

Между правовым сознанием и правом существует тесная связь, их отношения можно охарактеризовать как взаимообусловленность. Правосознание — необходимое условие право­творчества, его реализации, правоохранительной деятельности, а также работы по предупреждению правонарушений. Со своей стороны право оказывает исключительно важное воздействие на правовое сознание.

Правосознание существует “до”, “после” права и “параллельно” с ним и является, во-первых, его источником, отражающим объективные потребности развития общества. Через правовое сознание и благодаря именно ему законодатель, как говорил Гегель, “улавливает дух своей эпохи” и отражает его в правовых актах. Правовые нормы, в свою очередь, оказывают воздействие на развитие правового сознания граждан, формирование правильных представлений о правовых принципах и нормах, правоотношениях, ответственности. Правосознание играет регулирующую роль в процессе правореализации, в том числе при разрешении юридических дел, принятии правоохранительных актов, а также всех видов конкретных юридических решений.

Наряду с правосознанием принято выделять и другие формы общественного сознания: политическое, этическое, философское и религиозное. Обосновывается выделение и этих форм общественного сознания: экономического, исторического, экологического. Формы общественного сознания представляют собой определенные аспекты отражения окружающей действительности, общественного бытия с учетом потребностей и развития общества.

Важное значение в общественно-политической жизни стра­ны имеет общественное мнение — сложное и многообразное со­циально-психологическое явление, представляющее собой спе­цифическое проявление общественного сознания, в том числе правового.

Один из критериев оценки правового сознания — уровень отражения им окружающей действительности. Принято различать 3 уровня общественного сознания: обыденный, практический и научный (теоретический).

- Обыденное правосознание основано на житейских знаниях и навыках, добытых ненаучным путем.

- Практическое правосознание связано с опытом непосредственного воздействия на реальную общественную жизнь. В отличие от обыденного оно имеет большую четкость и организованность, опирается на опыт правового строительства.

- Специфика научного правосознания заключается в наиболее глубоком постижении сущности правовых явлений.

Носителями правового сознания являются общество в целом, классы, нации, профессиональные и иные социальные группы, а также отдельные индивиды.

Место правосознания в системе общественного сознания, а также характер их соотношения определяются рядом факторов, главным образом социально-исторического порядка. Как правило, за исключением моментов сплочения для защиты общих интересов, нет единого правосознания общества, как и политического, нравственного и других форм общественного сознания.

В соответствии с марксистским подходом корни правосознания — в объектив­ном факторе — возникновении в обществе классов, что является одной из непосредственных социальных предпосылок существования и права, и правосознания как общественных явлений. Правосознание господствующего класса, обусловленное материальными условиями его существования, — одна из основных движущих сил развития правовой системы.

Наличие в современном обществе классов в марксистском понимании этого слова, т.е. четкого раскола общества на эксплуататоров и эксплуатируемых с антагонистическими (непримиримыми) противоречиями интересов, ставится под сомнение многими направлениями социологии и экономической науки.

Развитием производства и разделением труда детерминируется и наличие профессиональных групп людей, занимающихся тем или иным родом деятельности, включая юридическую.

Национальное правосознания. Как известно, в определе­ние нации наряду с экономическими, территориальными и языковыми включается также признак психологии. Эти осо­бенности могут существенного сказаться и на правосознании.

Исключительное значение для формирования правосозна­ния, правового воспитания имеет изучение индивидуального правосознания

Индивидуальное правосознание каждого человека неповторимо. Оно может быть глубоко научным и выражать передовые правовые идеи и взгляды либо отсталым, консервативным, не отвечающим требованиям сегодняшнего дня.

Профессиональное и непрофессиональное правосознание. В широком смысле под профессиональным может пониматься правосознание самых различных профессиональных групп, и любая профессиональная деятель­ность существенно на него влияет.

В строго научном смысле под профессиональным правосознанием может пониматься правовое сознание только юристов, так как они профессионально занимаются юридической деятельностью.

Общественную психологию принято трактовать как совокупность взглядов, настроений, чувств, переживаний, устремлений, порожденных жизнью общества и характеризующих поведение общественных групп. Психология непосредственно отражает повседневные нужды и характер людей. Это отличает ее от правовой идеологии, которая может быть оторвана от повседневных представлений, опосредованно отражает потребности развития общества, права.

Право и свобода.

Свобода, равенство и справедливость - это юр. ценности по Нерсесянцу (ахинея по Мартышину).

Это моральные ценности, которые пронизывают всю жизнь и все сферы общественной жизни.

Можно ли говорить о сугубо правовых или юридических ценностях?!

Государство - ценность. Различий между государством и государственностью нет (это лингвистическая разница). Это необходимое условие существования общества.

Право - это ценность.

Равенство, свобода и справедливость - это вторичные ценности, которые служат для достижения целей права и государства.

Государство и право охватывают весь круг явлений.

Кельзен - каждое право представляет собой определенную ценность.

Суверенитет (по Мартышину) - это правоспособность государства.

Отрицание свободы характерно и для современного традиционного общества.

Свобода - это отрицательное понятие. Оно означает неспособность человека следовать своей природе.

Ева проявила свою свободу, итог - люди были выгнаны из рая (Величко а.м.)

Свобода возрождается в эпоху возрождения

Берлину. Позитивная свобода - возможности определять границы негативной свободы.

Кто обладает этими возможностями? Государство, законы, парламенты. По Берлину это свобода избирать и быть избранными

Свобода - это не анархия, а подчинение законам (Локк, Монтескье)

Философское понимание свободы - это познанная необходимость (Гегель, Руссо). Она ограничена реальными обстоятельствами. Абсурдно действовать против них, разумно действовать в соответствии с ними.

Свобода личности, права человека воспринимаются сейчас как важнейший атрибут современной политической и правовой системы. Индивидуализм как сознание обособленности, самоценности человека утверждается на Западе с эпохи Возрождения, до этого индивидуальные права и свободы поглощались долгом, обязанностями, правилами.

Квентин Скиннер пишет, что либертаризм, требуя очистить публичную арену от любых идей кроме эгоисти­ческого интереса и прав личности, угрожает вме­сте с тем самим правам и свободам человека.

Ценности не вечны. На протяжении веков и тысячелетий их набор и характер неоднократно менялся. Часть ценностей уста­ревала и отходила в прошлое, другие переосмысливались, тре­тьи возникали впервые.

В исторической ретроспективе можно предложить следую­щий примерный перечень ценностей, исходя из того, что не все они признавались одновременно, а некоторые сменяли друг друга:

сохранение извечного и разумного порядка, установленного высшими силами, справедливость, благополучие, безопасность, общественный порядок, равенство, свобода, общее благо, благо личности, национальный интерес, классовый интерес, демократия, солидарность, полезность, прогресс и др.

В Новое и Новейшее время сакрализация старины расшаты­вается и подтачивается сознательными усилиями, направлен­ными на преобразование мира. Возникает новая ценность — прогресс, стремление к лучшему, преобразование устаревших и несправедливых институтов. Но рядом с прогрессом всегда сохраняется, а временами набирает силу и доминирует уважение к существующим порядкам, уходящим корнями в прошлое. Ныне оно вполне уживается с признанием необходимости не­которых перемен, если только они не чрезмерны, постепенны и не разрушительны. Это называется консерватизмом.

Исторический, преходящий характер многих ценностей де­монстрирует отношение к равенству. Сейчас равенство рассмат­ривается обычно как благо, неотъемлемое свойство справедли­вое от прогресса, правового государства. Эта традиция посте­пенно набирала силу и утверждалась с XVII—XVIII вв. Однако в древности и средневековье общественное неравенство представ­лялось не только нормальным, но и благотворным, разумным.

Нечто подобное происходило и с демократией, также осно­ванной на принципе равенства. С начала XIX в. и особенно в XX в. демократия получает все более широкое признание как лучшая форма правления, идеал, к которому следует стремиться, Демократия приобретает характер самостоятельной ценности. Но на протяжении многих столетий демократия рассмат­ривалась всего лишь как одна из форм правления, причем весь­ма несовершенная. Платон считал ее худшей из правильных форм правления.

Свобода личности, права человека и гражданина воспринимаются сегодня как важнейший атрибут современной политической и правовой системы. Между тем древнему и средневеко­вому человеку совершенно чуждо представление личности как о чем-то самостоятельном, обособленном, выделившимся из общества и не поглощаемом им. Индивидуализм как созна­ние обособленности, самоценности человека утверждается на Западе с эпохи Возрождения, на Востоке — много позже. До того индивидуальные права и свободы поглощались долгом, обязанностью, правилами, соблюдаемыми всеми.

К вечным ценностям можно отнести, пожалуй, только спра­ведливость, общее благо (благополучие как его вариант) и очень тесно связанные порядок и безопасность. Проблема лишь в том, что в различные эпохи и даже в одну и ту же эпоху разными общественными группами и людьми они, как и боль­шинство других ценностей, понимались неодинаково

На высшую ступень в этой иерархии может претендовать лишь всеобъемлющий принцип справедливости, тесно связан­ный с общим благом. Все другие ценности соизмеряются с ним и признаются лишь в той мере, в какой они справедливы.

Рассмотрим ценности, которые приобретают особое значе­ние в контексте государства и права. Наряду со справедливо­стью это свобода и равенство.

Право и правосознание.

Правосознание – неизбежный спутник права. Это, по сути, отражение правовой действительности в сознании человека.

Правосознание формируют: 1) юридические знания человека; 2) оценочные отношения к праву как целостному явлению, к правореализации, законодательству, правовым гарантиям и т.п.; 3) правовые установки и ценностные ориентации людей, регулирующие их поведение в юридически значимых ситуациях.

Правовое сознание - одна из форм обще­ственного сознания, представляющая собой совокупность взглядов, идей, убеждений, настроений, эмоций индивидов, социальных групп или всего общества относительно права и его роли в функ­ционировании и развитии общества, установлении правового порядка.

Между правовым сознанием и правом существует тесная связь, их отношения можно охарактеризовать как взаимообусловленность. Правосознание — необходимое условие право­творчества, его реализации, правоохранительной деятельности, а также работы по предупреждению правонарушений. Со своей стороны право оказывает исключительно важное воздействие на правовое сознание.

Правосознание существует “до”, “после” права и “параллельно” с ним и является, во-первых, его источником, отражающим объективные потребности развития общества. Через правовое сознание и благодаря именно ему законодатель, как говорил Гегель, “улавливает дух своей эпохи” и отражает его в правовых актах. Правовые нормы, в свою очередь, оказывают воздействие на развитие правового сознания граждан, формирование правильных представлений о правовых принципах и нормах, правоотношениях, ответственности. Правосознание играет регулирующую роль в процессе правореализации, в том числе при разрешении юридических дел, принятии правоохранительных актов, а также всех видов конкретных юридических решений.

Наряду с правосознанием принято выделять и другие формы общественного сознания: политическое, этическое, философское и религиозное. Обосновывается выделение и этих форм общественного сознания: экономического, исторического, экологического. Формы общественного сознания представляют собой определенные аспекты отражения окружающей действительности, общественного бытия с учетом потребностей и развития общества.

Важное значение в общественно-политической жизни стра­ны имеет общественное мнение — сложное и многообразное со­циально-психологическое явление, представляющее собой спе­цифическое проявление общественного сознания, в том числе правового.

Один из критериев оценки правового сознания — уровень отражения им окружающей действительности. Принято различать 3 уровня общественного сознания: обыденный, практический и научный (теоретический).

- Обыденное правосознание основано на житейских знаниях и навыках, добытых ненаучным путем.

- Практическое правосознание связано с опытом непосредственного воздействия на реальную общественную жизнь. В отличие от обыденного оно имеет большую четкость и организованность, опирается на опыт правового строительства.

- Специфика научного правосознания заключается в наиболее глубоком постижении сущности правовых явлений.

Носителями правового сознания являются общество в целом, классы, нации, профессиональные и иные социальные группы, а также отдельные индивиды.

Место правосознания в системе общественного сознания, а также характер их соотношения определяются рядом факторов, главным образом социально-исторического порядка. Как правило, за исключением моментов сплочения для защиты общих интересов, нет единого правосознания общества, как и политического, нравственного и других форм общественного сознания.

В соответствии с марксистским подходом корни правосознания — в объектив­ном факторе — возникновении в обществе классов, что является одной из непосредственных социальных предпосылок существования и права, и правосознания как общественных явлений. Правосознание господствующего класса, обусловленное материальными условиями его существования, — одна из основных движущих сил развития правовой системы.

Наличие в современном обществе классов в марксистском понимании этого слова, т.е. четкого раскола общества на эксплуататоров и эксплуатируемых с антагонистическими (непримиримыми) противоречиями интересов, ставится под сомнение многими направлениями социологии и экономической науки.

Развитием производства и разделением труда детерминируется и наличие профессиональных групп людей, занимающихся тем или иным родом деятельности, включая юридическую.

Национальное правосознания. Как известно, в определе­ние нации наряду с экономическими, территориальными и языковыми включается также признак психологии. Эти осо­бенности могут существенного сказаться и на правосознании.

Исключительное значение для формирования правосозна­ния, правового воспитания имеет изучение индивидуального правосознания

Индивидуальное правосознание каждого человека неповторимо. Оно может быть глубоко научным и выражать передовые правовые идеи и взгляды либо отсталым, консервативным, не отвечающим требованиям сегодняшнего дня.

Профессиональное и непрофессиональное правосознание. В широком смысле под профессиональным может пониматься правосознание самых различных профессиональных групп, и любая профессиональная деятель­ность существенно на него влияет.

В строго научном смысле под профессиональным правосознанием может пониматься правовое сознание только юристов, так как они профессионально занимаются юридической деятельностью.

Общественную психологию принято трактовать как совокупность взглядов, настроений, чувств, переживаний, устремлений, порожденных жизнью общества и характеризующих поведение общественных групп. Психология непосредственно отражает повседневные нужды и характер людей. Это отличает ее от правовой идеологии, которая может быть оторвана от повседневных представлений, опосредованно отражает потребности развития общества, права.

Право и свобода.

Свобода, равенство и справедливость - это юр. ценности по Нерсесянцу (ахинея по Мартышину).

Это моральные ценности, которые пронизывают всю жизнь и все сферы общественной жизни.

Можно ли говорить о сугубо правовых или юридических ценностях?!

Государство - ценность. Различий между государством и государственностью нет (это лингвистическая разница). Это необходимое условие существования общества.

Право - это ценность.

Равенство, свобода и справедливость - это вторичные ценности, которые служат для достижения целей права и государства.

Государство и право охватывают весь круг явлений.

Кельзен - каждое право представляет собой определенную ценность.

Суверенитет (по Мартышину) - это правоспособность государства.

Отрицание свободы характерно и для современного традиционного общества.

Свобода - это отрицательное понятие. Оно означает неспособность человека следовать своей природе.

Ева проявила свою свободу, итог - люди были выгнаны из рая (Величко а.м.)

Свобода возрождается в эпоху возрождения

Берлину. Позитивная свобода - возможности определять границы негативной свободы.

Кто обладает этими возможностями? Государство, законы, парламенты. По Берлину это свобода избирать и быть избранными

Свобода - это не анархия, а подчинение законам (Локк, Монтескье)

Философское понимание свободы - это познанная необходимость (Гегель, Руссо). Она ограничена реальными обстоятельствами. Абсурдно действовать против них, разумно действовать в соответствии с ними.

Свобода личности, права человека воспринимаются сейчас как важнейший атрибут современной политической и правовой системы. Индивидуализм как сознание обособленности, самоценности человека утверждается на Западе с эпохи Возрождения, до этого индивидуальные права и свободы поглощались долгом, обязанностями, правилами.

Квентин Скиннер пишет, что либертаризм, требуя очистить публичную арену от любых идей кроме эгоисти­ческого интереса и прав личности, угрожает вме­сте с тем самим правам и свободам человека.

Исламское право (мусульманское право) – история развития, иерархия источников

Исламское право (мусульманское право) стало появляться после основания на Аравийском полуострове новой религии пророком Мухаммедом. Основными трудами, на которые опирается Ислам и мусульманское право – Коран, как главный трактат с откровениями Бога (Аллаха), хадисы (предания), содержащие основные постулаты и биографию пророка Мухаммеда.

Содержание такой совокупности правил поведения – шариата, обычно трактуются разными исламскими течениями неодинаково, однако существует преобладающая точка зрения. Так, шариат включает – религиозные догмы, мусульманскую этику и систему практических норм (разделенные на культовые предписания о религиозной традиции и нормы, регулирующие мирское поведение).

Также предписания могут делится на нормы с ясным смыслом и не нуждающиеся в толковании. Сюда можно отнести все религиозные нормы и часть мирских предписаний о браке и наследовании. Другие предписания Корана и сунны (преобладающие по количеству) содержат общие ориентиры, на которые полагаются при разрешении тех или иных вопросов. Это место и становится камнем преткновения, ведь различные направления мусульманской мысли по разному понимают такие нормы.

Причиной такого толкования стала основополагающая мысль, что шариат может дать ответы на любые вопросы о том, как поступать мусульманину. Таким образом, Коран и сунна стали источниками права даже в тех вопросах, ответы на которые напрямую в них не содержатся.

Таким образом, фикх стал основой мусульманской юриспруденции, а корни фикха – методологией и философией исламской юриспруденции. Однако, с развитием исламского права, разные его школы и течения все больше расходились в основах.

Например, некоторые школы больше внимания уделяли при толковании права хадисам, другие делали упор на методы аргументации. Разнообразие точек зрения на одни и те же вопросы выразилось в формировании мазхабов (направлений толкования) фикха. Так, только в суннитском направлении образовалось четыре толка — ханафитский (Абу Ханифа, 699—767гг.), маликитский (Малик бин Анас, 713—795гг.), шафиитский (Аш-Шафия, 780—855гг.), ханбалитский (Ахмад бин Ханбал, 780—855гг.). Среди шиитского направления выделились джафаритская, исмаилитская и зейдитская школы фикха.

Каждый толк, отличавшийся собственной методологией и подходом к корням фикха, сформировал собственную систему норм. Таким образом, фикх, по воззрениям мусульманских правоведов, основывается исключительно на иджтихаде и является с ним одним целым. При этом, любое толкование, при существовании противоречащих друг другу норм, имеет право на существование (каждый муджтахид прав).

Однако, существовало несколько групп правоведов, выстроившихся в определенную иерархию на основании свободы толкования – высшая категория юристов это люди, имеющие право на абсолютный иджтихад (основатели толков), среднее звено – правоведы, занимающиеся толкованием на основе методологии и источников конкретного мазхаба, нижнее звено – факихи и муфтии могли только выбирать из разных позиций и не создавали новых норм.

Основы исламского права были оформлены к Х – XI векам (т.н. эпоха таклида), когда было объявлено о закрытии врат иджтихада, которое характеризовалась невозможностью создания новых школ фикха. Так, понятие фикха теперь сводилось к системе норм.

С момента возникновения исламского права при постоянном толковании, в каждой школе возникло большое количество трудов разных правоведов. Факихи создавали все новые нормы на основе старых. При этом, новые веления не отменяли старых, а включались в систему норм в качестве нижней ступени такой иерархии.

Считалось, что любое правило поведения можно извлечь из этих источников. Если отсутствует прямая норма, можно извлечь ответ из общих положений. Так, если извлеченная норма противоречила практике или являлась ошибочным выводом, это свидетельство ошибки муджтахида, а не изъян источника.

Со временем оформления права, как огромной системы норм, часто противоречащих друг другу (ведь все нормы равны, а старые нормы не отменяются при принятии новых), возникла проблема неопределенности и непредсказуемости при их применении. Так, муфтий или судья выбирает норму, исходя из условий, места и времени по своему субъективному разумению.

Основы исламского права

Мусульманское право содержит, как уже выше говорилось, особые ориентиры, на которые обычно делается упор при толковании и применении норм:

Название работы: Иерархия источников права

Предметная область: Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Описание: иерархия законов Российской Федерации: 1й уровень Конституции Российской Федерации; 2й уровень законы принятые на референдуме; 3й уровень федеральные конституционные законы; 4й уровень федеральные кодифицированные законы кодексы и др.; 5й уровень некодифицированные федеральные законы которым законодатель придал иерархический приоритет по отношению к иным законам; 6й уровень федеральные законы не имеющие приоритета перед другими законами. иерархия подзаконных нормативных правовых актов: 1й уровень нормативные указы.

Размер файла: 9.22 KB

Работу скачали: 38 чел.

43. Иерархия источников права. Координация и субординация источников права в федеральном правовом государстве.

ИСТОЧНИКИ ПРАВА-способы закрепления и выражения правовых норм.Черты источников права:

1.Обязательность-означает категоричность и не отрицательность правовых установок.

2.Формальная определенность-предполагает конкретное и четкое оформление правовых предписаний в различных формах права.

3.Общеизвестность-качественный признак форм права,связанный с информированием о правилах поведения,пределах их действия.

Виды источников права:правовой обычай,юридический прецедент,нормативный правовой акт,нормативный договор,юридическая доктрина и религиозные тексты.

НПА–акт правотворчества,принятый в особом порядке строго определенными субъектами и содержащий норму права.

а) содержание норм права;

в) иерархическая подчиненность.

г) оформление в письменном виде как официальный гос.документ.

Все НПА функционируют как единая система, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам.

В зависимости от СУБЪЕКТА правотворчества:

• НА общественных объединений (кооперативных, акционерных, профессиональных и т.п.);

• совместные акты (гос. и нег. организаций);

• НА, принятые в порядке референдума.

В зависимости от СРОКА ДЕЙСТВИЯ:

• акты неопределенно длительного действия;

В зависимости от ЮР.СИЛЫ:

-подзаконные акты-указы Президента,акты Правительства,министерств.

В зависимости от сферы действия В ФЕДЕРАТИВНОМ ГОСУДАРСТВЕ делятся на:

• акты субъектов Федерации;

• акты органов местного самоуправления;

• локальные акты (регулирующие отношения внутри какой-либо организации, предприятия, учреждения).

АКТЫ СУБЪЕКТОВ НЕ ДОЛЖНЫ ПРОТИВОРЕЧИТЬ АКТАМ ОБЩЕФЕДЕРАЛЬНЫМ.

Иерархия источников права это обусловленное совокупностью факторов, выраженное в правовой форме и проявляющееся во взаимных связях расположение источников права на соответствующих уровнях вертикальной структуры законодательства.

иерархия законов Российской Федерации:

1-й уровень Конституции Российской Федерации;

2-й уровень - законы, принятые на референдуме;

3-й уровень - федеральные конституционные законы;

4-й уровень - федеральные кодифицированные законы (кодексы и др.);

5-й уровень - некодифицированные федеральные законы, которым законодатель придал иерархический приоритет по отношению к иным законам;

6-й уровень - федеральные законы, не имеющие приоритета перед другими законами.

иерархия подзаконных нормативных правовых актов:

1-й уровень - нормативные указы Президента РФ, нормативные постановления Государственной Думы РФ, нормативные акты Центрального банка РФ, инструкции ЦИК РФ (между указанными актами не может быть иерархических коллизий, Moiy r быть только коллизии компетенции);

2-й уровень - нормативные постановления Правительства РФ. 3-й уровень нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принятые совместно или по согласованию;

4-й уровень - нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в рамках надведомственных полномочий;

5-й уровень - иные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

иерархия законодательства субъектов РФ:

1 - 3-й уровни разделы (главы) конституций (уставов) субъектов; законы о внесении поправок в Конституцию РФ;

4-й уровень - конституционные законы;

5-й уровень - законы, принятые на референдуме;

6-й уровень - кодифицированные законы;

7-й уровень - некодифицированные законы;

9-й уровень нормативные постановления законодательных (представительных) органов;

10-й уровень - нормативные указы высших должностных лиц;

11-й уровень - нормативные постановления правительств;

12-й уровень - нормативные акты органов исполнительной власти субъектов, принятые совместно или по согласованию;

13-й уровень - нормативные акты органов исполнительной власти, принятые в рамках нные нормативные акты органов исполнительной власти. Во втором параграфе рассматриваются проблемы иерархического соотношения федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации.

Иерархия федерального законодательства, в которую включены нормы международного права:

1-й уровень - Конституция РФ;

2-й уровень - федеральные конституционные законы;

3-й уровень - международные договоры, ратифицированные в форме федерального закона

4-й уровень - международные договоры, согласие на обязательность которых для РФ выражено Президентом РФ;

5-й уровень - нормативные указы Президента РФ;

6-й уровень - международные договоры, согласие на обязательность которых для РФ выражено Правительством РФ;

7-й уровень - нормативные постановления Правительства;

9-й уровень - нормативные акты соответствующего ведомства.

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

Читайте также: