Идеалистическое обоснование права право как бытие свободы в философии г в ф гегеля

Обновлено: 02.07.2024

Вряд ли кто-то будет спорить с том, что до нашего времени произведения философии дошли не совсем целиком. Часть книг, рукописей просто исчезла, что-то стало за такой длительный период не актуально. Но любой значимый в истории философ, оставить что-то значимое после себя, которое пригодилось не только тому поколению в котором он жил, но и в наше время. После него остались его ученики, которые опровергали или соглашались с его философией, но большая часть рассматривала только с одной стороны.

Главным событием 17-18 веков стала французская революция, которая в свою очередь оказала огромное влияние на молодого Гегеля. Хотя к якобинскому террору (следующему этапу) революции философ относился крайне отрицательно.

1 Метод философии В.Ф.Гегеля

Гегель в своей философии права освещает формы объективно свободного духа в виде осуществления понятия права в действительности. Предмет философии права есть идея права - единство понятия права и его осуществления, наличного бытия, реализация понятия в действительности. В гегелевском учении в мире государства и права развертывается идея права, которая и есть свобода. Идеальная правовая действительность присуща сфере объективного духа.

«Тремя основными ступенями диалектически развивающегося духа, по Гегелю, являются:

1) “субъективный дух” – интеллект;

2) “объективный дух” - право, мораль, нравственность;

Философ в своих трудах раскрывает, что дух есть это сущее, а знание некого сущего порождает сущность созерцания. Расшифровывая бытие, как форму непосредственности ученый утверждает, что сила в истине. В созерцании выделяется предмет, а в предмете образ. В данной философии образ трактуется, как нечто многостороннее. Разум бесконечен, а интеллект действителен.

Философия – это объединение двух направлений искусства и религии. В религии раскрывается содержание и формы соединяясь в единое. Познание как абсолютное представление с одной стороны, а с другой как необходимость. Это движение и есть философия.

2 Философия права Гегеля

По Гегелю, часть философии составляет наука о праве, которые трактует понятие права вне науке права, а принимается как данное. Право позитивно, поэтому имеет позитивный элемент. Для права характерно духовное начало с исходной точкой свободной воли. Элементы чистой неопределённости по мнению Гегеля, составляют волю. Философ считает, что воля истинно бесконечна и возвращается в саму себя.

«Гегель трактует философское понятие “право” в следующих основных значениях:

1) право, как свобода (идея права)

2) право, как определенная ступень и форма свободы (особое право)

Тремя основными формами конкретизации понятия свободы и права являются: абстрактное право, мораль, нравственность. В сфере абстрактного права воля непосредственна и абстрактна. В сфере морали выступает право субъективной воли по отношению ко всеобщему - к праву мира. В сфере нравственности достигается синтез этих двух предшествующих абстрактных моментов.

3 Философское учение Гегеля о государстве

Абстрактное право и мораль являются двумя односторонними моментами, которые приобретают свою действительность и конкретность в нравственности, когда понятие свободы объективируется в наличном мире в виде семьи, гражданского общества и государства.

Семья – что-то созданное природной, которое построено на любви и чувствах.

Государство – общество людей со своими правами и каждый из них имеют свою значимость.

Гражданское общество – система, которая стоит на частной собственности и равенстве среди людей.

Гегель в своей теории считает, что для государства, важна правда, мораль, религия, благосостояние и богатство всех граждан. Цель государства составляют не обстоятельства, а право.

«Всеобщая государственная власть делится на специальные власти:

1) законодательную вообще;

2) административную и финансовую (чтобы создавать себе средства для осуществления свободы);

3) судебную (независимую) и полицейскую;

Законодательная – относится к законом, так как по содержанию присуща к внутренним делам. Власть является не только частью государственного устройства, но она так же и развивается. Государственный строй – прочная почва на которой стоит законодательная власть. Государственный строй меняется, но его изменения не сильно заметны. Например, если земли князей раньше были частными, а потом без всякого сопротивления стали государственными, то это случилось только потому что князья чувствовали неразделенность земель. Они хотели от государства каких-либо гарантий неразделенности земель и таким образом земли стали не только частными, но и государственными. Так же император раньше ездил по разным землям, чтобы решать судебные вопросы. После того, как люди стали образованнее, то и появилось необходимость, чтобы император передавал судебную власть другим людям. Таким образом произошло незаметный переход власти.

Характер государственного устройства зависит от того, взаимодействуют ли специальные, власти непосредственно центром правительства. А так же от того, какой строй в государстве: демократический, охлократический, аристократический, олигархический, монархический, деспотический.

Демократический – народный. Характеризуется тем, что наделен ли верховный центр правительства финансовой властью с целью управления налогами. Соединены или разделены некоторые власти одним должностным лицом. Принимает ли народ участие в управлении государством. Демократия может возникнуть и сохраниться только при простых, неиспорченных правах и маленьких размерах государства.

Охлократия, или господство черни, когда люди недостойных взглядов силой не допускают порядочных людей до государственных дел.

Аристократия — это такое государственное устройство, в котором право управлять государством имеют только определенные привилегированные семьи.

Олигархия, когда незначительное число семей, управляют государством.

Когда государством управляет один человек и власть переходит по наследству, такое государственное устройство называется монархией. В наследственной монархии исключены те споры и гражданские войны, которые могут возникнуть при смене престола в выборной монархии. Монарх не в состоянии непосредственно осуществлять всю правительственную власть и частично доверяет осуществление специальных властей коллегиям или же государственным чинам, которые именем короля под его надзором и согласно законам осуществляют возложенную на них власть. В монархии гражданская свобода более защищена, чем в других государственных устройствах.

Деспотизм, когда правитель осуществляет управление государством по своему усмотрению. Деспотическое правительство обладая наивысшей властью, в жертву приносит права граждан. Деспот обладает наибольшей властью и может использовать силы своего государства произвольно.

Народ может иметь как то, так и другое государственное устройство. Оно зависит главным образом от характера народа, от его нравов, степени образованности, от образа жизни и численности народа.

Конституция государства устанавливает в качестве внутреннего государственного права отношение специальных властей как к правительству — их высшему объединению, так и друг, к другу, а также отношение к ним граждан.

Но если посмотреть на это с другой стороны, то они не зависят друг от друга и могут нарушать эти правила. Таким образом прав у них не существует и они каждый придумывают свои права, сами сохраняют его и поэтому между ними ведется война.

Гегель пишет о том, чтобы на публике происходило прочтение законов решения суда присяжных. Так же он не соглашается с идеей полицейского государства.

Г.В. Гегль проводил анализ для того, чтобы найти что-то общение между личностью и интересами государства. В какие-либо отношения с государством мог вступать только человек принадлежащий к определенному сословию.

Вопреки всему постановка самой проблемы является большим успехом.

Социальные противоречия, вот, что является основой прогресса развития общества и государства. С одной стороны, люди становятся богаче, с другой растет класс бедного населения.

Заключение

В.Ф. Гегель внес огромнейших вклад в мировую культуру. Его суждения в большей степени оказываются верными. И правильно он написал, что философия шагает со временем и не может идти быстрее. Гегель не пишет прогнозы на будущее, а только подводит итоги того, что произошло за это время.

Гражданское общество – выполнение определенных целей личности, которая служит для себя.

«Три основных момента гражданского общества являются:

− система потребностей (характер потребности и удовлетворения, характер труда, имущество);

− отправление правосудия (право, как закон, наличное бытие закона, суд);

Все зависимости группируются как особенные сферы и используя обратное действие, имеют влияние на другие сферы при этом входят в контакт с ними, они могут и мешать. Эта взаимная связь представляет собой идеи отдельного индивидуума и сходна этим с планетной системой, хотя видны неправильные движения, но в этом можно различить ее законы.

При взаимоотношении потребностей и труда, используется своя рефлексия внутри себя, вообще в бесконечной личности, в (абстрактном) праве.

Право это внешняя необходимость в системе частных устремлений. Из понятия вытекает защита и существует лишь потому, что она полезна для потребностей. О праве может говорить только образованный, мыслить, а не чувствовать при этом приспособлять к предметам форму всеобщности и в воле. Когда люди создали для себя многообразные потребности насыщенные удовлетворением были созданы законы.

Действительность права раскрывается сознанием, оно действительно и поэтому имеет всеобщую силу.

Таким образом, я считаю, что философия права Гегеля оказало огромное влияние на последующею историю.

Список используемых источников

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

У нас на сайте представлено огромное количество информации, которая сможет помочь Вам в написании необходимой учебной работы.

Вам нужна качественная учебная работа (контрольная, реферат, курсовая, дипломная, отчет по практике, перевод, эссе, РГР, ВКР, диссертация, шпоры. ) с проверкой на плагиат (с высоким % оригинальности) выполненная в самые короткие сроки, с гарантией и бесплатными доработками до самой сдачи/защиты - ОБРАЩАЙТЕСЬ!

Узнать стоимость

Глава 1.Философское учение Гегеля о праве ………………………. 5

1.1. Предмет гегелевской философии права …………………………………5

1.2. Всеобщая свобода как основная идея права Гегеля ……………………8

1.3. Развитие идеи права в теории Гегеля……………………………………..10

Глава 2. Основные понятия гегелевской философии права …………………………………………………………………………………….14

2.1. Соотношение права и морали в теории Гегеля…………………14

2.2. Понятие собственности в теории Гегеля ……………………………………………………………………………. 16

2.3. Преступление и наказание в теории права Гегеля………………………………………………………………………19

Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. Гегель пошел значительно дальше своих великих предшественников. Он первый, кто представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии.

Также он открыл и обосновал с позиции объективного идеализма основные законы и категории диалектики, сознательно противопоставил диалектику, как метод познания её антиподу, метафизике, так как по его мнению явление не менее объективно, чем сущность.

В своем учении Гегель рассмотрел идею государства и права, считая задачей науки о праве и государстве не разработку представлений о должном разумном праве и государстве, а нахождении разумного в самой действительности. Гегель не стремился противопоставить свой политический идеал действительности, перед ним стояла задача найти разумность в самой действительности; отсюда призыв к примирению с самой действительностью, отказ от построения должного разумного права и государства и стремление оправдать как разумное существующее.

Гегель первым различает гражданское общество и политическое государство, трактуя гражданское общество, как опосредованная трудом, система потребностей покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве. Кроме того, разделяет сословия и подразделяет политическое государство на три власти, считая подлежащее разделение властей в государстве гарантией публичной свободы.

Объектом исследования является философия права Гегеля.

Цель исследования- раскрыть основные понятия философии права Гегеля.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-выявить предмет гегелевской философии права

-исследовать основные понятия философии Гегеля

-определить соотношение морали и права в философии Гегеля.

Глава 1 . Философское учение Гегеля о праве.

1.1. Предмет гегелевской философии права.

Гегель является создателем грандиозной философской системы, которая охватила всю совокупность теоретических знаний того времени. В состав гегелевской философии входят логика, философия природы и философия духа. Каждая из них в свою очередь делится на несколько учений.

Государство и право были отнесены теоретиком к предмету философии духа. Предмет философии духа освещает развитие сознания человека, начиная с простейших форм восприятия мира и кончая высшими проявлениями разума. Гегель выделил несколько ступеней в поступательном развитии духа:

субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (абстрактное право, мораль, нравственность)

абсолютный дух (искусство, религия, философия).

Право и государство философ рассматривал в учении об объективном духе. В этой связи существенно иметь в виду два момента: 1) материал гегелевского политико-правового учения (право, государство, общество и т.п.) относится к ступени объективного духа и представляет собой его объективацию, внешнее обнаружение и образование; 2) политико-правовая теория Гегеля, систематически разработанная им как философия права, есть именно философское учение об объективном духе, т.е. анализ объективного духа с позиции абсолютного духа.

Теория права, полагал Гегель, подобно другим философским дисциплинам, приобретает научный характер благодаря тому, что в ней применяются методы диалектики. Предметом же данной науки является идея права – единство понятия права и осуществления этого понятия в действительности. [1]

В противоположность Канту, трактовавшему идеи права и государства как сугубо умозрительные, априорные конструкции разума, Гегель доказывал, что истинная идея представляет собой тождество субъективного (познавательного) и объективного моментов.

Задачу философии, по мнению Гегеля состояла в том, чтобы постигнуть государство и право как продукты разумной деятельности человека, получившие свое воплощение в реальных общественных институтах. Философской науке надлежит выявить идеи, лежащие в основании права и государства.

В политической литературе XIX в. это суждение Гегеля вызвало прямо противоположные интерпретации. Представители леворадикальных течений нередко использовали его при обосновании идей переустройства общества на разумных началах, тогда как идеологи консервативных сил усмотрели в нем принцип, позволяющий оправдать существовавшие порядки. Сам Гегель вкладывал совсем иной смысл в данное положение. Под действительностью он понимал не все существующее в обществе, а лишь то, что сложилось закономерно, в силу необходимости .

Перенесенный в сферу права, эссенциализм приводит Гегеля к отрицанию основополагающего принципа естественно-правовой школы – противопоставления естественного права положительному. В трактовке, предложенной мыслителем, естественное право оказывалось уже не совокупностью предписаний, которым должны соответствовать законы государства, а философским видением природы (сущности) правовых отношений между людьми. Естественное право относится к положительному так, как правовая теория относится к действующему праву.

Гегель включал в понятие права гораздо более широкий круг общественных явлений, чем это было принято в философии и юриспруденции начала XIX в. Особыми видами права у него выступают: формальное равенство участников имущественных отношений, мораль, нравственность, право мирового духа.

Философия права Гегеля, являлась общесоциальной доктриной, в которой поднимался широкий круг вопросов относительно положения человека в обществе.

1.2. Всеобщая свобода как основная идея права Гегеля

Согласно философии права Гегеля, естественное (природное) состояние человека связано с полной его зависимостью от сил природы. Гражданское общество выводит человеческий род из естественного состояния дикости. Только в гражданском обществе создаются условия для возникновения права как цивилизованного средства регулирования общественных отношений.

Право в гражданском обществе призвано пресекать поступки человека, направленные на ограничение свободы других людей, и тем самым содействовать осуществлению потребностей, целей и побуждений, связанных со стремлением к сохранению жизни, здоровья, собственности, чести, достоинства, что обычно связывают с правами личности. Разнообразие волевых актов человеческой жизнедеятельности проявляется в разных видах свободы, среди которых обычно выделяют гражданскую свободу, свободу слова, политическую свободу и религиозную свободу (свободу совести).

Волевой поступок всегда связан с мотивами, внешними обстоятельствами, побуждениями. Но это не значит, что поступок полностью зависит от внешних факторов, что человек действует пассивно, полностью находясь во власти внешних сил, и тем более это не значит, что эти обстоятельства являются причиной его поступка.

Законы по Гегелю, выражают всеобщую волю и действительны для всех. Каждый уникальный индивид подчиняется всеобщей воле. Все оценивают его поступок, как соответствующий нормам права, потому что видят в нем как бы проявление своей собственной воли. Каждый человек содержит выраженную через его индивидуальность всеобщую волю, которая и делает возможным действительное осуществление права, доведение общих законов до конкретного индивида через особенное преломление в нем всеобщей воли. [3]

Право в гражданском обществе предназначено для ограничения произвола, низменных побуждений и желаний, оно является средством и условием для действительного осуществления свободы воли. Право не должно обеспечивать индивидуальные намерения человека, потому что даже самые благие намерения индивида могут приводить к незаконным поступкам, т.е. ограничивать свободу других людей.

В соответствии с принципами диалектики развитие свободы до степени всеобщности рассматривается здесь как логическое развертывание самой идеи права, как восходящее движение мысли от абстрактных, односторонних понятий к конкретным – более глубоким и полным. Гегель при этом специально оговаривал, что ход теоретических рассуждений о праве не совпадает с хронологической последовательностью возникновения правовых образований в истории.

1.3 Развитие идеи права в теории Гегеля

Превращение права в себе в закон путем законодательствования придает праву форму всеобщности и подлинной определенности. Предметом законодательства могут быть лишь внешние стороны человеческих отношений, но не их внутренняя сфера.

Идея права, по мнению Гегеля, в своем развитии проходит три ступени: абстрактное право, мораль и нравственность.

Первая ступень – абстрактное право. Свободная воля первоначально является сознанию человека в качестве индивидуальной воли, воплощенной в отношениях собственности. На этой ступени свобода выражается в том, что каждое лицо обладает правом владеть вещами (собственность), вступать в соглашение с другими людьми (договор) и требовать восстановления своих прав в случае их нарушения (неправда и преступление).

Абстрактное право имеет формальный характер, поскольку оно наделяет индивидов лишь равной правоспособностью, предоставляя им полную свободу действий во всем, что касается определения размеров имущества, его назначения, состава и т.п. Предписания абстрактного права формулируются в виде запретов.

Вторая ступень в развитии идеи права – мораль. Она является более высокой ступенью, потому что абстрактные и негативные предписания формального права в ней наполняются положительным содержанием. Моральное состояние духа возвышает человека до сознательного отношения к своим поступкам, превращает лицо в деятельного субъекта. Если в праве свободная воля определяется внешним образом, по отношению к вещи или воле другого лица, то в морали – внутренними побуждениями индивида, его намерениями и помыслами .

Моральный поступок, поэтому может вступить в коллизию с абстрактным правом. Например, кража куска хлеба ради поддержания жизни формально подрывает собственность другого человека, однако заслуживает безусловного оправдания с моральной точки зрения .

На данной ступени свобода проявляется в способности индивидов совершать осознанные действия (умысел), ставить перед собой определенные цели и стремиться к счастью (намерение и благо), а также соизмерять свое поведение с обязанностями перед другими людьми (добро и зло). В учении о морали Гегель решает проблемы субъективной стороны правонарушений, вины как основания ответственности индивида. [6]

Третья, высшая, ступень осмысления права человеком – нравственность. В ней преодолевается односторонность формального права и субъективной морали, снимаются противоречия между ними. Согласно взглядам философа человек обретает нравственную свободу в общении с другими людьми. Вступая в различные сообщества, индивиды сознательно подчиняют свои поступки общим целям.

К числу объединений, формирующих нравственное сознание в современную ему эпоху, философ относил семью, гражданское общество и государство.

Читайте также: