Ибн сина утверждал что свидетельством бессмертия души является

Обновлено: 30.06.2024

В данной статье рассматривается проблема сущности природы человека, которая остается актуальной как в нашем современном обществе, так и в эпоху великого философа Ибн Сины.

Ключевые слова

Статья

Многие философы и ученые на протяжении сотен лет пытались раскрыть сущность природы человека. Философия включала в себя все знания, накопленные человечеством, а раздел философии – антропология - природу и сущность человека. Эта проблема занимает важное место в философии Ибн Сины. И не смотря на такой большой промежуток времени, разделяющий эпоху великого философа и современность, проблема сущности и природы человека остается по-прежнему актуальной[10].

Ибн Сина родился 16 августа 980 года в небольшом городе Афшана. Свое начальное образование получил от отца, который занимал пост чиновника администрации. С большим интересом осваивал различные науки: риторику, литературу, историю, грамматику и к 17 годам он был известен как врач, который вылечил правителя, что не удавалось сделать раньше. К 18 годам Ибн Сина завершил свое образование став мудрым ученым. По словам самого философа, после окончания своего обучения ничего большего он так и не узнал. После смерти отца, Авиценна принимает решение о переезде, и в своем новом городе начинает работу над многими своими трудами [1].

Ибн Сина продолжил развивать идеи Галена, Аристотеля, Платона. Он занимался продолжением описания связей между психологическими процессами и мозгом и доказал, что душевной основой является мозг, так как при повреждениях мозга возникают психологические нарушения.

Авиценна был первым из философов кто начал исследование в области возрастной психологии, он изучал взаимосвязь между физиологическим развитием человека и его психологическими особенностями в различные периоды жизни. Большое значение он отдавал воспитанию, именно через него осуществляется воздействие психики на организм человека, а психика является движущей силой изменения этого организма в определенном направлении. Также Авиценна придавал значение тем чувствам, эмоциям, которые воздействуют на ребенка в раннем периоде жизни. Эти аффекты формируют его будущую личность, характер, мировоззрение, отношение к другим людям. В своем учении Авиценна выделял четыре основных возрастных периода.

Данное учение разрабатывалось Ибн Синой на основе его медицинского знания о опыта.

Таким образом, возрастная психология Авиценны преподносит идею о возможности управлять психологическими процессами в формирующемся организме, определять его будущие мировоззренческие установки, зависящееся от поведения людей. И доказал, что устранив душевную причину расстройства можно излечить организм.

Всем известен проведенный им опыт, доказывающий его установку. Опыт состоял в том, что двух баранов кормили одинаковой пищей. Только одному давали ее в благоприятных условиях, а другому в присутствии привязанного поблизости волка. Естественно под таким аффектом второй баран быстро терял вес и в итоге погибал. Объяснение этого феномена философом не дошло до наших дней, но его опыт объясняет взаимосвязь между психологическими установками и физиологическим состоянием.

Познания в области психологии души явились основой познания процессов, происходящих в теле человека при воздействии на него терапевтических мероприятий таких, как лекарственные средства или хирургическое воздействие.

Натуры, согласно его учению, делились на четыре простых вида: горячая, холодная, сухая и влажная. Они не являются стабильными и изменяются под воздействием внешних и внутренних факторов. Эти изменения Авиценна сравнивал с временами года. В настоящее время эти простые виды соответствуют четырем темпераментам.

Даже различные органы Авиценна классифицировал по натуре. В мозгу преобладает влажное, а в сердце холодное.

Из всех существ Ибн Сина считал самым уравновешенным является человек, а из всех людей, те которые проживают близко к экватору.

Помимо телесных процессов, Авиценна признает наличие чистых, разумных, независимых от тела человека процессов. И вслед за Аристотелем разделяет в разумной душе практическую и теоретическую силу. Практическая сила формирует нравственные устои, направляет человека на те действия, которые он должен осуществить. Теоретическая сила направлена на постижение истины.

Авиценна продолжает развивать учение о пневме, как о психофизиологическом субстрате всех жизненных процессов. Пневма представляет собой субстанцию, состоящую из парообразных частей четырех соков организма. В ней Авиценна видит телесный процесс и носителя душевных сил не присущей ей изначально. Он выделял три вида пневмы: первая - естественная соответствовала естественной силе души. Вторая – животная присущая животной силе души. И третья – душевная, соответствовала разумной силе души [7].

Естественная пневма локализована в печени и яйцеклетке, она обуславливает питающую силу, силу роста и размножения. Животная находится в сердце и занимает положение между естественной и душевной пневмой, характеризует основу жизненности и реактивности организма. Авиценна говорил, если какой-то орган теряет душевную силу, но в нем сохранена животная сила, то он жив. Если же орган теряет и животную силу, то он мертв. Животная пневма попадая в мозг становится душевной силой. Душевные силы постигают все вовне и внутри. Вовне они постигают с помощью органов чувств, а внутри с помощью восприятия, представления и памяти.

В работах Ибн Сины хорошо изучено чувственное познание человека. Всем ощущениям присущи: интенсивность, чувственный тон и длительность. Интенсивность определяется сравнением ощущений и их влиянием друг на друга. Чувственность характеризуется величиной возникших эмоций, вызвавшие положительное впечатление.

Свойство длительности Авиценна отразил на опыте со смешением цветов. При низкой скорости вращения разноцветных дисков цвета воспринимаются по отдельности, а при увеличении скорости вращения они смешиваются.

Большое внимание Авиценна уделял школьному воспитанию детей. Он говорил, что в воспитании будущего характера гражданина важную роль играет личность учителя, и в школе должны быть только хорошие учителя. Учитель, по его мнению, должен быть честным, сердечным, мужественным, хорошо знающим методы воспитания и моральные устои. Дети должны постоянно общаться, обмениваясь хорошими манерами, и ни в коем случае не обучаться в одиночку[6].

Также он уделял большое внимание психологическому состоянию больного, в необходимости успокоить его, устранить чувство страха и поднять настроение. Выздоравливающих больных нужно оберегать от волнений, громких звуков, держать его в покое, веселить и радовать. Больным советовал гулять столько, сколько им захочется, исключать всяческие переживания, гнев и раздражение. Туберкулезным больным говорил, что они должны постоянно нюхать цветы, лежать, находиться в покое и ни в коем случае им не должны сообщаться плохие известия.

В своей практической деятельности он убедился в сильнейшем воздействии слова врача.

За всю свою жизнь Ибн Сина не переставал трудится даже не смотря на многочисленные испытания выпавшие на его жизненном пути. В биографии встречаются и взлеты и падения, богатство и нищета. Постоянные скитания, преследования, ежедневный труд подорвали здоровье ученного и 24 июня 1037 года он умер.

Прошло уже более 1000 лет с тех пор, когда творил и жил выдающийся философ. Сейчас его идеи, мысли кажутся нам очевидными, несмотря на это, люди обращались и будут обращаться к его трудам, так как именно в них заложен тот базис, с которым сталкивается каждое поколение, не смотря на разницу в эпохах и помогает бороться за смысл своего существования и места в современном мире.

Литература

1. Сагадеев А.В. Ибн Сина (Авиценна). М., 1985.

3. Асимова М., Диноршоева М. Ибн Сина. Избранные философские произведения. 1980 г. 552 с.

6. Шидфар Б.Я. Ибн Сина. М., 1981. 184 с.

7. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. Воронеж, 1996. 320 с.

8. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения / Ред. кол.: И. Т. Фролов и др.; Сост. П. С. Гуревич. М., 1991. 422 с.

10. Орлов М.О., Медведева Е.Н., Данилов С.А. Философское образование на рубеже веков // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2010. Т. 10. № 3. С. 115-118.

Согласно христианской вере болезнь является наказанием за thumbnail

1. Что отличает общество как систему от других систем?

2. Каковы источники саморазвития общества?

3. Что такое культура общества?

4. Каковы модели общества в трех мировых религиях: христианстве, исламе, буддизме?

5. Что такое суть глобальных проблем мировой цивилизации и каковы пути их решения на рубеже XX–XXI вв.?

6. Что такое информационное общество и каковы противоречия и перспективы его развития?

7. Запад и Восток – особенности культуры.

8. Россия в диалоге культур.

Темы рефератов и докладов

1. Три источника формирования понятия общества в социально-философской мысли.

2. Системы природы и общества: общее, особенное и единичное.

3. Собственность и эксплуатация: современная философская интерпретация.

4. Социальное пространство и время: основные закономерности развития.

5. Кризис мировой цивилизации на рубеже XX–XXI вв. и пути его решения.

Объясните понятия: культура, цивилизация, славянофильство, евразийство.

ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ

Тема 1. Предмет философии. Философия Древнего Востока

Леонид Дымченко, Валерий Дмитриев - Основы философии

Тема 2. Античная философия

Леонид Дымченко, Валерий Дмитриев - Основы философии

Тема 3. От философии Средневековья к философии эпохи Возрождения

Леонид Дымченко, Валерий Дмитриев - Основы философии

Тема 4. Философия Нового времени и эпохи Просвещения (XVII – XVIII века)

Леонид Дымченко, Валерий Дмитриев - Основы философии

Тема 5. Немецкая классическая философия. Марксизм

Леонид Дымченко, Валерий Дмитриев - Основы философии

Тема 6. Русская философия

Леонид Дымченко, Валерий Дмитриев - Основы философии

Тема 7. Современная философия. Основные направления и школы

Леонид Дымченко, Валерий Дмитриев - Основы философии

Тема 8. Философская, научная и религиозная картины мира. Учение о бытии

Леонид Дымченко, Валерий Дмитриев - Основы философии

Тема 9. Бытие человека

Леонид Дымченко, Валерий Дмитриев - Основы философии

Тема 10. Происхождение и сущность сознания

Леонид Дымченко, Валерий Дмитриев - Основы философии

Тема 11. Теория познания

Леонид Дымченко, Валерий Дмитриев - Основы философии

Тема 12. Философские идеи развития

Леонид Дымченко, Валерий Дмитриев - Основы философии

Тема 13. Общество и культура

Леонид Дымченко, Валерий Дмитриев - Основы философии

ТЕСТЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Выбрать правильный ответ

2. Сын повивальной бабки, говорил, что истине нужно помочь родиться через муки борьбы мнений:

3. Платон утверждал, что философ должен изучать:

4. Утверждал, что тело человека состоит из четырех жидкостей: крови, слизи, желчи черной и желтой:

5. Сказал, что философия освобождает душу от страстей, а медицина – тело от страданий:

6. Объяснил человеческие болезни нарушением циркуляции атомов в порах организма:

8. Карма – центральное понятие:

9. Дао – единый мировой закон, центральное понятие философии:

А. Будды Гаутамы

10. Основное требование христианской морали:

А. Любовь к ближнему, даже к врагу своему

В. Невмешательство в естественный ход событий

11. Тертуллиану принадлежит изречение:

12. Болезнь – это наказание за грех. Условием выздоровления является покаяние и вера в Иисуса Христа. Это принцип медицины:

13. Отстаивал право церкви на принуждение к вере:

14. Первичной была мировая идея. Из нее все произошло, в том числе и эволюционным путем, утверждает:

А. Объективный идеализм

Б. Вульгарный материализм

В. Субъективный идеализм

А. Фома Аквинский

16. Неотъемлемые права человека (Д. Локк):

А. На жизнь, свободу и собственность

Б. Честь и достоинство

В. Свободу вероисповедания

17. Создатель гелиоцентрической системы:

Основы философии

Ответ: 1__ 2__ 3__

Выбрать правильный ответ

Основы философии

Ответ: 1__ 2__ 3__

Страдание не является наказанием Бога за грех, но его естественным и необходимым следствием

Святые отцы считают, таким образом, что беды, которым подвержен падший человек, — естественное и необходимое следствие вызванной прародительским грехом потери тех благ, которыми он обладал в начале.

Грех переводит человека из естественного состояния, которое предполагает здоровье и благобытие, в состояние противоестественное, в котором нарушен порядок человеческих способностей, где дисгармония и беспорядок устанавливаются и в душе, и в теле[125] и где, следовательно, «появляется раз-

Святые отцы, которых мы процитировали, упоминают страдание среди зол, которым должен подвергнуться падший человек. Но преп. Максим Исповедник сфокусировал на нем свое внимание и особенно четко показал связи, предметом которых оно стало. Согласно преп. Максиму Исповеднику, человек вначале получал от близости с Богом всё наслаждение. Это наслаждение было исключительно духовным и должно было увеличиваться по мере того, как единение с Богом становилось бы все более тесным. Грех первого человека состоял в том, что он отвернулся от Бога и, напротив, обратился к явленностям чувственного мира (который он раньше созерцал в Боге, в его фундаментальной природе, проявляющейся через логосы, содержащиеся в нем), чтобы извлечь чувственное наслаждение, движимый самолюбием (или эгоистической любовью к самому себе), которое является первой и главной из всех предосудительных страстей. Согласно преп. Максиму Исповеднику, удовольствие, подменяя первоначальное духовное наслаждение, появилось как следствие греха, и вслед за ним сразу же появилась скорбь (которой не знал человек в первоначальном состоянии) как обязательное следствие наслаждения: «Насколько человек радел о познании видимых [вещей] одним только чувством, настолько он укреплял в себе неведение Бога. Поскольку затягивал он узы этого неведения, постольку утверждался опытно в чувственном наслаждении познанными материальными [вещами]; пресыщаясь этим [насаждением], возжигал в себе любовную страсть рожда-

Похожие главы из других книг:

Страдание чуждо замыслу Бога и не было создано Им
То, что Бог вообще не желает страдания, ясно видно из того факта, что Он не создавал его изначально и тем более не вкладывал его в дальнейшем в Свое создание. Оно чуждо Божьему замыслу в отношении человека и других Его

Страдание является частью тех реальностей, которые противоестественны и состоят в отсутствии добра
Очевидно, что позиция святителя Василия связана с более важным положением, согласно которому зло является противоестественной реальностью. Эту концепцию мы находим

Страдание имеет в качестве первопричины прародительский грех
Поскольку Бог не творил страдания и оно не существовало в творении изначально, то откуда оно пришло?Святые отцы единодушны в том, что грех первого человека был причиной появления страдания в мире и что оно

Страдание может также иметь причиной личные грехи людей, но оно не обязательно является следствием личного греха и личной виновности
Если страдание имеет первоисточником прародительский грех, то оно может также иметь причиной личные грехи потомков Адама. Можно сказать,

Страдание само по себе не является источником духовных благ, которые можно из него извлечь
Страдание никогда не является источником духовных добродетелей, которые можно из него извлечь. Оно является только благоприятным поводом. Страдание само по себе не производит

Маловерие искореняется наказанием
Нет ничего столь неприятного Богу как человеческое маловерие, которое было строго наказываемо даже в людях, возлюбленных Богом.Моисей, муж возлюбленный Богом, согрешил два раза маловерием, за то умер преждевременно, не удостоившись

Бердяев: пробуждение свободы и познание Бога через грех
Бердяев утверждает, что зло и страдание, эти центральные проблемы религиозного сознания, не являются препятствием для признания существования Бога. Наоборот, «Бог именно потому и есть, что есть зло и страдание в

2. Закон проясняет Божье обетование и делает его необходимым (ст. 19–22)
Теперь Павел разъясняет истинное назначение Божьего закона по отношению к Его обетованию, задавая два вопроса и отвечая на них.Вопрос 1: Для чего ж

Авиценнабыл одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. Важное значение придавалось воспитанию. Именно посредством воспитания осуществляется воздействие психического на устойчивую структуру организма. Вызывая у ребенка те или другие аффекты, взрослые формируют его натуру.

Авиценна пришел к идеалистической трактовке понятийного мышления.

Чистый, или родовой, разум имеет дело с универсалиями, т. е. с наиболее общими понятиями, которые могут быть раскрыты при условии, если будет постигнута их тройственная природа. Чистый разум не имеет телесной примеси. Он нигде не локализован и существует до человека в Боге.

Универсалии – это не только разум Бога, но они есть подлинная глубокая первооснова и сущность всех видимых вещей и явлений природы. Универсалии могут стать идеями индивидуального разума. Они же позволяют человеку видеть мир в целом, понять его первооснову.

Сердцевину учения Авиценны составляет его психофизиология. Она имеет две особенности.

Первая состоит в том, что почти все жизненные акты, от растительных до образного мышления, ставятся в зависимость от телесных изменений, происходящих в различных системах организма.

Своеобразие второй особенности заключается в том, что Авиценна пытался рассматривать в качестве свойственных самому телу не только растительные отправления организма, но и животнообразные, к которым относились ощущения, восприятия, аффекты, побуждения и движения.

В наиболее развитом виде у Авиценны представлена психофизиология чувствительности и эмоций. Выделялось пять основных видов ощущений: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Все ощущения характеризуются тремя основными признаками: чувственным тоном, интенсивностью и длительностью.

Длительность психических актов впервые была определена экспериментально.

Изучением функций глаза занимался и другой ученый той эпохи – Аверроэс. Он установил, что чувствующей частью органа зрения является не хрусталик, а сетчатая оболочка.

За работой по изучению оптических функций глаза стояли решающие сдвиги теоретико-методологического характера. Рассмотрение глаза как оптического прибора несло с собой новое понимание природы психических процессов вообще. Объяснение процесса построения психического изображения в терминах оптики означало распространение физических законов на психические явления, что способствовало преодолению телеологической интерпретации психики.

Опыты, проведенные арабскими учеными, показали, что нет необходимости объяснять работу глаза участием души как управляющей по отношению к нему силы или способности. Зрение есть естественный процесс преломления света в физической среде. Это был первый поворотный шаг к тому, чтобы подчинить физическим законам природы и другие психические явления.

Аверроэс также известен тем, что перевел с сирийского и объяснил сочинения Аристотеля с превосходным знанием предмета. Но нельзя не заметить в его работах, как и у большинства арабских философов, влияния александрийских взглядов, положенных в основание комментариев Аммония, Фемистия и др.

Особенности психологической мысли периода Возрождения. Натурфилософское направление психологической мысли Возрождения. Учение Леонардо да Винчи о человеке и познании человеком мира.

Обостряется борьба с религиозным догматизмом и в результате происходит гуманизация во всех общественных направлениях в эти годы. Создание условий для достойной жизни человека. Думают больше о человеке.

Антропоцентризм - в центре человек, все для человека.

В эти годы множество научных открытий.

Н.Коперник - создатель гелиоцентрической системы.

Иоган Келлер - математически доказал теорию движения планет.

Галилео Галилей - открытия в области астрономии.

Эти открытия наносили удар схоластике.

Новое представление о человеке. О единстве человека и природы. Человек - часть природы, следовательно на человека распространяются все законы природы.

Леонардо да Винчи - все эмоциональные состояния - радость, печаль, страх - отличаются определенными мышечными движениями. Это проявляется в мимике. Мышечные движения лица например. Леонардо да Винчи говорил, что творческое воображение можно тренировать. "Даже пятна на стене позволяют художнику разглядеть в них свои будущие картины. " (Можно сопоставить это с пятнами Роршаха).

Леонардо да Винчи исследовал работу человеческого глаза. Вывод - работа глаз управляется не способностью души, а является ответной реакцией на световые воздействия. Механизм зрения основан на рефлекторной дуге. Он это описал.

Данте Олигьери - создатель "Божественной комедии". Развивал идею о богоподобии человека. Следовательно человек должен стремиться к самовозвышению, к самореализации. Он не игрушка в руках бога. Он самостоятелен.

Франческа Петрарка "отец гуманизма". Идея о возможности человека к саморазвитию. Его работа называется "Моя тайна". Описывает внутренние конфликты человека, которые мешают человеку взаимодействовать с другими людьми. Пытается привести способы решения этих внутренних конфликтов.

Современником Бируни был великий мыслитель раннего средневековья Ибн-Сина (Авиценна) (980 - 1037). В развитии культуры человечества немалая заслуга принадлежит Ибн-Сине, имя которого по праву ставят в один ряд с такими гигантами человеческой мысли, как великие врачи античности - Гиппократ и Гален, как гениальный греческий мыслитель Аристотель.

Быстрота мысли сочеталась у философа с поразительным трудолюбием и упорством в достижении поставленной цели.

В своих трудах Ибн-Сина часто вынужден был говорить эзоповым языком, чтобы избежать преследований религиозных фанатиков и невежд.

В своих естественнонаучных работах Ибн-Сина требует точного наблюдения за фактами. Ибн-Сина указывает на возможность ошибок, которые-могут возникнуть при экспериментах. Эксперимент как критерий практики применяется Ибн-Синой обдуманно, он требует, чтобы научные опыты соответствовали течению естественных процессов в природе.

Опираясь на науку и опыт, на могущество человеческого разума, Ибн-Сина выступает оригинальным исследователем в области геологии, химии, астрономии.

В своих многочисленных естественнонаучных трудах Ибн-Сина собрал огромное количество фактического материала, дал описание различных методов исследования в области минералогии и химии.

Ибн-Сина высказал ряд глубоких мыслей о составе и свойстве минералов, причинах образования гор, происхождении вулканических явлений. Им была выдвинута гипотеза, согласно которой вулканические явления связаны с образованием гор и землетрясениями. Причиной образования гор Ибн-Сина считал действия сточных вод, которые, прокладывая себе новый путь, смывали поверхность земли, в результате чего и появлялись горы. Кроме того, он считал, что горы могли возникнуть от поднятия земли, благодаря сильному землетрясению или же из осадочных пород.

Философ в конце жизни действительно мог сказать о себе:

От преисподней до колец Сатурна
Все тайны мира я постиг недурно.
Лишь одного узла не смог я развязать,
И этот узел - траурная урна.

Глубокие естественнонаучные наблюдения Ибн-Сины в области медицины и над явлениями природы способствовали формированию его философской системы. Использовав все ценное наследие, созданное его предшественниками, Ибн-Сина создал философию, которая явилась вершиной развития теоретической мысли в странах Ближнего Востока в эпоху раннего средневековья.

Как известно, сам Аристотель колебался между материализмом и идеализмом. Опираясь на Аристотеля, Ибн-Сина высказывает ряд собственных оригинальных идей.

Как представитель передовой мысли Ибн-Сина стремился к такой философской системе, которая бы поддерживала и ускоряла научный прогресс. Для оценки теоретического наследия Ибн-Сины в целом не имеют решающего значения религиозные понятия, содержащиеся в нем. В философии Ибн-Сины нас прежде всего интересует, в какой степени он сумел преодолеть груз идеалистической традиции ислама и выйти за рамки обязательных предписаний официальной религии и богословия, прокладывая этим путь будущим успехам материалистической мысли. Именно с этих позиций и надо рассматривать мировоззрение Ибн-Сины.

Философия в понимании Ибн-Сины это совокупность наук, с помощью которых познается вся полнота бытия. Исходя из этого, Ибн-Сина строит свою классификацию наук, несколько отличную от аристотелевской. Аристотелевская классификация наук, несмотря на ее материалистический подход к изучению бытия, имела существенный недостаток. Он состоял в том, что Аристотель не рассматривал глубокую необходимую связь отдельных наук между собой. Обобщая опыт предшествующего развития наук, Ибн-Сина заложил основы единой системы знания. Согласно этой классификации наук, философия охватывает все теоретические и практические знания.

Теоретическая философия включает науки о конкретных материальных вещах - физические науки, опытное естествознание, науки абстрактных, количественных отношений, явлений природы - математические науки, включающие механику, астрономию и музыку, и, наконец, науки, оперирующие высшими универсальными метафизическими абстракциями. Практическая же философия состоит из гражданской, или политической, мудрости, из житейской мудрости, или экономики, из нравственной, или этической, мудрости.

Логика, предшествующая теоретической и практической философии, занимает особое место в классификации наук Ибн-Сины.

Таким образом, философская система Ибн-Сины разделяется на физику (учение о природе), логику (учение о путях познания природы и человека) и метафизику (учение о познании бытия в целом). Подобная классификация наук, являющаяся результатом изучения природных и общественных явлений, свидетельствует о материалистической тенденции в философии Ибн-Сины. Догмам ислама он противопоставлял знания, основанные на точных доказательствах, на критической работе мысли, на стремлении все понять и объяснить силой разума.

Предмет логики как науки Ибн-Сина выводил из понятия общего и отдельного. Он утверждал, что общее существует в вещах, оно находится в единичных предметах, составляет сущность этих вещей. С другой стороны, общее существует в мышлении человека на основе реально существующих единичных вещей; это означает, что общее существует после и вне предметов, что оно существует как человеческая абстракция.

Вселенная состоит из единичных вещей, составляющих предмет специальных наук. Но ум человека образует общие понятия об этих вещах, составляющие предмет логики. Принципом единичности является материя, принципом общности - разум. Разум, согласно учению Ибн-Сины, выступает в качестве активной, творческой силы как инструмент познания вселенной.

Обобщая научный опыт средневековья, Ибн-Сина изложил законы и формы логического мышления, связывая их с другими областями знания. Ибн-Сина подчеркивает взаимную связь, объединяющую физику, логику и метафизику. Физика дает логике идею причинности. Логика, со своей стороны, дает физике метод. Метафизика же с помощью физики и логики исследует бытие в целом.

Согласно метафизике Ибн-Сины, в основе всякого объяснения может лежать только то, что является общим для всего существующего. Таким общим для всего существующего являются категории бытия, вещи и т. д. Метафизика призвана исследовать сначала бытие само по себе, затем то, что из него вытекает, т. е. разделение бытия на единое и многое, на общее и частное, на возможное и необходимое. В метафизике Ибн-Сины центральное место занимает теория эманации. Вселенная, как реальный мир, является эманацией божества. Бог в метафизике Ибн-Сины выступает как необходимое бытие, первая действительность всего существующего. Но бог не в силах создать что-либо без наличия возможности, источником которой является материя. Если этого условия нет, говорит Ибн-Сина, то действительности нет, остается лишь одна возможность. Необходимое бытие - бог вечный источник действительности, материя - такой же вечный источник возможности.

Таким образом, Ибн-Сина исходит из двух субстанций - материальной и идеальной. При этом он решительно отвергает непосредственное влияние бога на изменяющуюся многообразную природу.

Так теория эманации была использована Ибн-Синой для обоснования дуалистического взгляда на мир. Дуализм же, как известно из истории философской мысли, не раз служил мостом для подхода к материализму.

Ибн-Сина признавал вечность материи, что противоречило учению ислама о сотворении мира; он.исходил из существования причинной закономерности в природе, что противоречило исламской теории предопределения.

Ибн-Сина стремился объяснить явления природы из ее собственных закономерностей. Религиозно-идеалистическая философия ислама отрицала закономерности реальной действительности. Она утверждала, что природа, будучи инструментом бога, не способна к саморазвитию. Каждый отдельный процесс может быть понят только как результат высшего решения. Этим она делает естественные процессы чудом и утверждает, что каждый процесс может быть изменен в любое время божественным произволом. Ибн-Сина решительно выступает против отрицания материального мира и его непреложных закономерностей. Он оспаривает то, что сверхъестественная высшая инстанция имеет какое-нибудь влияние на события в природе. Бог, в представлении Ибн-Сины, является лишь первым толчком, после которого ему, согласно теории Ибн-Сины, нечего было делать, так как дальше мир развивается по своим собственным законам.

Именно эта детерминистская позиция заставила Ибн-Сину выступить против атомистической теории мусульманских схоластов-мутакаллимов, в которой он усматривал источник фаталистических теорий и средств оправдания учения Корана. Ибн-Сина отвергает идею пустоты. Если допустить идею пустоты, то она имела бы не только бытие, но так же и сущность, количество и субстанцию.

Вслед за Аристотелем Ибн-Сина уделяет также огромное внимание проблеме материи и формы. Аристотель, касаясь проблемы материи и формы, утверждал, что форма предшествует материи, что форма активна и придает материи движение. Форма у Аристотеля выступает первичной и творящей, материя - пассивной, это отрывает форму от материи, открывает дорогу идеализму. Только понимание мира как движения материи раскрывает пути к правильному пониманию проблемы материи и формы.

Согласно этому учению, материя у Платона приобретает характер небытия, бесформенности, а возникновение мира и вещей происходит как творение, -требующее божественного зодчего. Противоположность формы и материи здесь доводится да отрыва формы от материи: формы обитают в божественной сфере, независимы от пространства и времени, невоспринимаемы чувственно. В противовес этой теории Ибн-Сина утверждает, что общее понятие как таковое не есть отдельный индивидуум, не вообще какая-либо отдельная действительная вещь. Развивая дальше учение Аристотеля о форме и материи, Ибн-Сина отстаивает идею о несотворенности материи. Формы бытия он считал независимыми от бога и связывал их с материей.

Ибн-Сина борется против идеалистической платоновской теории потому, что она бесполезна для науки, ибо говорит о предметах, недоступных эмпирическому познанию. Положения об объективности, вечности и несотворенности материи, о единстве формы и материи придают философии Ибн-Сины преимущественно материалистический характер.

Не меньшее значение для характеристики Ибн-Сины имеют его общественно-политические взгляды. Несмотря на то, что деятельность Ибн-Сины целиком посвящена проблемам естествознания и философии, он был самым тесным образом связан с бурными событиями своей эпохи и являлся одним из активных участников этих политических событий. Ибн-Сина очень немного писал о своих общественно-политических взглядах. Однако и незначительные высказывания по общественно-политическим проблемам свидетельствуют о том, что и в этих вопросах Ибн-Сина разделял прогрессивные идеалы своей эпохи.

В этой аллегории философ рисует современное ему общество. Клетка, в которой заточены птицы,- это феодальное государство, сковывающее народ цепями. Мольбы и просьбы, обращенные к царям и халифам, бесполезны. Цари безжалостны к народу. Единственным и подлинным избавителем в этой тюрьме является смерть.

Как представитель прогрессивных сил Средней Азии Ибн-Сина выступает за такое государственное устройство, где существует идеальный общественный порядок, где осуждается безделие, где запрещается ростовщичество, где- население состоит из правителей, производителей и войска.

Передовые философские и общественно-политические взгляды Ибн-Сины были идейным оружием. против догм ислама и религиозно-идеалистической философии мутакаллимов. В противовес реакционным силам, которые поощряли мистицизм и догматизм, тормозили развитие науки, преследовали прогрессивно мыслящих людей, раздавался голос великого мыслителя, поборника прогресса Ибн-Сины, который своими смелыми научными и философскими творениями двигал вперед научную мысль народов Ближнего Востока и оказал большое влияние на развитие науки и философии в странах Европы, являясь там в течение ряда столетий непререкаемым авторитетом.

Однако Газали своей религиозно-идеалистической философией не добился дискредитации научных и философских знаний. Такие величайшие умы средневекового мусульманского востока, как Омар Хайям, Ибн-Баджжа, Ибн-Туфейль, Ибн-Рушд и другие смело и открыто отвергали нелепые положения мистической философии Газали. Как космологические, так и антирелигиозные учения Омар Хайяма, Ибн-Баджжа, Ибн-Туфейля, Ибн-Рушда основывались на прогрессивных традициях философии Фараби и Ибн-Сины. Омар Хайям, Ибн-Туфейль и Ибн-Рушд защищают учение о вечности мира и движения, отрицают миф о божественном творении мира и о бессмертии индивидуальной души.

Произведения Фараби, Бируни, Ибн-Сина, Ибн-Рушда и других, благодаря их переводам на латинский язык, получили широкое распространение в странах Западной Европы. Здесь, в Западной Европе, эти произведения были направлены против официальной философии католицизма и на исходе феодализма стали синонимом материализма и безбожия.

Изучение наследия культуры народов Средней Азии неопровержимо свидетельствует о большом вкладе ее выдающихся деятелей - Фараби, Бируни и Ибн-Сины в развитие мировой научной, философской и общественно-политической мысли.

Согласно христианской вере болезнь является наказанием за thumbnail

1. Что отличает общество как систему от других систем?

2. Каковы источники саморазвития общества?

3. Что такое культура общества?

4. Каковы модели общества в трех мировых религиях: христианстве, исламе, буддизме?

5. Что такое суть глобальных проблем мировой цивилизации и каковы пути их решения на рубеже XX–XXI вв.?

6. Что такое информационное общество и каковы противоречия и перспективы его развития?

7. Запад и Восток – особенности культуры.

8. Россия в диалоге культур.

Темы рефератов и докладов

1. Три источника формирования понятия общества в социально-философской мысли.

2. Системы природы и общества: общее, особенное и единичное.

3. Собственность и эксплуатация: современная философская интерпретация.

4. Социальное пространство и время: основные закономерности развития.

5. Кризис мировой цивилизации на рубеже XX–XXI вв. и пути его решения.

Объясните понятия: культура, цивилизация, славянофильство, евразийство.

ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ

Тема 1. Предмет философии. Философия Древнего Востока

Леонид Дымченко, Валерий Дмитриев - Основы философии

Тема 2. Античная философия

Леонид Дымченко, Валерий Дмитриев - Основы философии

Тема 3. От философии Средневековья к философии эпохи Возрождения

Леонид Дымченко, Валерий Дмитриев - Основы философии

Тема 4. Философия Нового времени и эпохи Просвещения (XVII – XVIII века)

Леонид Дымченко, Валерий Дмитриев - Основы философии

Тема 5. Немецкая классическая философия. Марксизм

Леонид Дымченко, Валерий Дмитриев - Основы философии

Тема 6. Русская философия

Леонид Дымченко, Валерий Дмитриев - Основы философии

Тема 7. Современная философия. Основные направления и школы

Леонид Дымченко, Валерий Дмитриев - Основы философии

Тема 8. Философская, научная и религиозная картины мира. Учение о бытии

Леонид Дымченко, Валерий Дмитриев - Основы философии

Тема 9. Бытие человека

Леонид Дымченко, Валерий Дмитриев - Основы философии

Тема 10. Происхождение и сущность сознания

Леонид Дымченко, Валерий Дмитриев - Основы философии

Тема 11. Теория познания

Леонид Дымченко, Валерий Дмитриев - Основы философии

Тема 12. Философские идеи развития

Леонид Дымченко, Валерий Дмитриев - Основы философии

Тема 13. Общество и культура

Леонид Дымченко, Валерий Дмитриев - Основы философии

ТЕСТЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Выбрать правильный ответ

2. Сын повивальной бабки, говорил, что истине нужно помочь родиться через муки борьбы мнений:

3. Платон утверждал, что философ должен изучать:

4. Утверждал, что тело человека состоит из четырех жидкостей: крови, слизи, желчи черной и желтой:

5. Сказал, что философия освобождает душу от страстей, а медицина – тело от страданий:

6. Объяснил человеческие болезни нарушением циркуляции атомов в порах организма:

8. Карма – центральное понятие:

9. Дао – единый мировой закон, центральное понятие философии:

А. Будды Гаутамы

10. Основное требование христианской морали:

А. Любовь к ближнему, даже к врагу своему

В. Невмешательство в естественный ход событий

11. Тертуллиану принадлежит изречение:

12. Болезнь – это наказание за грех. Условием выздоровления является покаяние и вера в Иисуса Христа. Это принцип медицины:

13. Отстаивал право церкви на принуждение к вере:

14. Первичной была мировая идея. Из нее все произошло, в том числе и эволюционным путем, утверждает:

А. Объективный идеализм

Б. Вульгарный материализм

В. Субъективный идеализм

А. Фома Аквинский

16. Неотъемлемые права человека (Д. Локк):

А. На жизнь, свободу и собственность

Б. Честь и достоинство

В. Свободу вероисповедания

17. Создатель гелиоцентрической системы:

Основы философии

Ответ: 1__ 2__ 3__

Выбрать правильный ответ

Основы философии

Ответ: 1__ 2__ 3__

Страдание не является наказанием Бога за грех, но его естественным и необходимым следствием

Святые отцы считают, таким образом, что беды, которым подвержен падший человек, — естественное и необходимое следствие вызванной прародительским грехом потери тех благ, которыми он обладал в начале.

Грех переводит человека из естественного состояния, которое предполагает здоровье и благобытие, в состояние противоестественное, в котором нарушен порядок человеческих способностей, где дисгармония и беспорядок устанавливаются и в душе, и в теле[125] и где, следовательно, «появляется раз-

Святые отцы, которых мы процитировали, упоминают страдание среди зол, которым должен подвергнуться падший человек. Но преп. Максим Исповедник сфокусировал на нем свое внимание и особенно четко показал связи, предметом которых оно стало. Согласно преп. Максиму Исповеднику, человек вначале получал от близости с Богом всё наслаждение. Это наслаждение было исключительно духовным и должно было увеличиваться по мере того, как единение с Богом становилось бы все более тесным. Грех первого человека состоял в том, что он отвернулся от Бога и, напротив, обратился к явленностям чувственного мира (который он раньше созерцал в Боге, в его фундаментальной природе, проявляющейся через логосы, содержащиеся в нем), чтобы извлечь чувственное наслаждение, движимый самолюбием (или эгоистической любовью к самому себе), которое является первой и главной из всех предосудительных страстей. Согласно преп. Максиму Исповеднику, удовольствие, подменяя первоначальное духовное наслаждение, появилось как следствие греха, и вслед за ним сразу же появилась скорбь (которой не знал человек в первоначальном состоянии) как обязательное следствие наслаждения: «Насколько человек радел о познании видимых [вещей] одним только чувством, настолько он укреплял в себе неведение Бога. Поскольку затягивал он узы этого неведения, постольку утверждался опытно в чувственном наслаждении познанными материальными [вещами]; пресыщаясь этим [насаждением], возжигал в себе любовную страсть рожда-

Похожие главы из других книг:

Страдание чуждо замыслу Бога и не было создано Им
То, что Бог вообще не желает страдания, ясно видно из того факта, что Он не создавал его изначально и тем более не вкладывал его в дальнейшем в Свое создание. Оно чуждо Божьему замыслу в отношении человека и других Его

Страдание является частью тех реальностей, которые противоестественны и состоят в отсутствии добра
Очевидно, что позиция святителя Василия связана с более важным положением, согласно которому зло является противоестественной реальностью. Эту концепцию мы находим

Страдание имеет в качестве первопричины прародительский грех
Поскольку Бог не творил страдания и оно не существовало в творении изначально, то откуда оно пришло?Святые отцы единодушны в том, что грех первого человека был причиной появления страдания в мире и что оно

Страдание может также иметь причиной личные грехи людей, но оно не обязательно является следствием личного греха и личной виновности
Если страдание имеет первоисточником прародительский грех, то оно может также иметь причиной личные грехи потомков Адама. Можно сказать,

Страдание само по себе не является источником духовных благ, которые можно из него извлечь
Страдание никогда не является источником духовных добродетелей, которые можно из него извлечь. Оно является только благоприятным поводом. Страдание само по себе не производит

Маловерие искореняется наказанием
Нет ничего столь неприятного Богу как человеческое маловерие, которое было строго наказываемо даже в людях, возлюбленных Богом.Моисей, муж возлюбленный Богом, согрешил два раза маловерием, за то умер преждевременно, не удостоившись

Бердяев: пробуждение свободы и познание Бога через грех
Бердяев утверждает, что зло и страдание, эти центральные проблемы религиозного сознания, не являются препятствием для признания существования Бога. Наоборот, «Бог именно потому и есть, что есть зло и страдание в

2. Закон проясняет Божье обетование и делает его необходимым (ст. 19–22)
Теперь Павел разъясняет истинное назначение Божьего закона по отношению к Его обетованию, задавая два вопроса и отвечая на них.Вопрос 1: Для чего ж

Читайте также: