Хореографические произведения как объект авторского права

Обновлено: 02.07.2024

А́вторское пра́во — в объективном смысле — институт гражданского права, регулирующий правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях. Программы для ЭВМ и базы данных также охраняются авторским правом. Они приравнены к литературным произведениям и сборникам, соответственно

Субъекты авторского права

Субъектами авторского права также являются лица, обладающие исключительным правом на произведение, которое перешло к ним от автора по различным основаниям (в силу закона или в силу договора). Такие субъекты называются правообладателями. Такими правообладателями могут быть:

  • различные предприятия (издательства, радио- и телекомпании и т. д.), приобретающие исключительное право на использование произведения
  • работодатели, если произведение создано служащим, работающим по найму, то исключительное право на произведение возникает, как правило, у нанимателя;
  • заказчики, в случае создания произведения по договору заказа;
  • наследники автора или иного обладателя авторского права (авторское право наследников ограничено определённым сроком, который начинает действовать после смерти автора, а также в ряде случаев и по объёму).

Ещё одним специфическим субъектом авторского права являются организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. В зарубежных странах данные организации получили широкое распространение.

Правообладатель (автор или его правопреемник) для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:

Такой формат оповещения был установлен Всемирной (Женевской) конвенцией об авторском праве 1952 года. К настоящему времени оно имеет чисто информационный характер. В некоторых странах, например в США, указание ложной информации в оповещении (copyright notice) преследуется законом.

Личные неимущественные авторские права

  • право признаваться автором произведения (право авторства);
  • право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
  • право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв, право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Неимущественные авторские права действуют бессрочно. В России они могут принадлежать только физическому лицу и являются неотчуждаемыми, то есть их нельзя передать другому лицу.

Исключительное право на произведение

Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение). Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:

Срок охраны имущественных прав

Международные договоры в сфере авторского права устанавливают минимальные сроки охраны исключительных (экономических) прав. Так, согласно ст. 7(1) Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, срок охраны составляет всё время жизни автора и пятьдесят лет после его смерти.

Существует выраженная тенденция к увеличению срока защиты исключительных прав в разных странах мира, в том числе и в России.

В соответствии с частью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (вступившей в действие 1 января 2008 года) статьёй 1281, исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора (за исключением отдельных особо оговорённых случаев). По прошествии этого срока произведение становится общественным достоянием.

Объекты авторского права

Согласно статье 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации — это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

Часть произведения (в том числе название произведения или его персонаж), если по своему характеру она может быть признана самостоятельным результатом творческого труда автора и выражена в объективной форме (см. виды объектов авторского права), также является объектом авторского права.

Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:

  • письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);
  • устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);
  • изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертёж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);
  • звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);
  • объёмно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);

Самими объектами авторского права могут выступать:

  • литературные произведения, в том числе драматические, музыкально-драматические, сценарные;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

и другие произведения.

К объектам авторского права также относятся:

    (в том числе операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код; (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
  • сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда;

Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Не являются объектами авторского права:

Авторское право также не распространяется на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных и иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Авторское право и право собственности

Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный носитель (вещь), в котором произведение выражено.

Переход права собственности на экземпляр произведения сам по себе не влечёт передачи каких-либо прав на само произведение, за исключением случаев отчуждения оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и т. п.) его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором (если договором не предусмотрено иное).

Согласно статье 1259 Гражданского кодекса РФ авторское право распространяется на произведения науки литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения. Перечень указанных объектов довольно широк. Это произведения литературы, музыки, искусства, к числу которых относятся аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы), а также оригинальные логотипы, этикетки, рекламные слоганы.

Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, концепции, принципы. Поэтому если кто-то Вам заявит о своих авторских правах на некий коммерческий проект, усомнитесь!

Важный принцип авторского права заключается в следующем: защите подлежит не идея, а ее материальное воплощение, выраженное в какой-либо объективной форме:

  • письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);
  • публичное произнесение, публичное исполнение и так далее;
  • звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);
  • изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);
  • объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее).

По общему правилу, объекты авторского права, а также права на них не подлежат государственной регистрации и возникают в момент создания произведения. Однако в некоторых случаях регистрация авторских прав возможна и даже необходима

Подобная регистрация объектов авторского права предоставляет авторам или иным правообладателям ряд преимуществ. В частности, свидетельство о регистрации может быть решающим доказательством в случае возникновения споров об авторстве, при нарушении авторских прав. Оно также может быть полезным инструментом для оформления лицензионных и иных договоров о предоставлении права на использование произведения.

  • рукописи рассказов, повестей, романов, стихотворений, учебников, учебных пособий, пьес, статей и т.п.;
  • рукописи литературных переводов;
  • авторское описание игр, викторин, лотерей;
  • сценарии телевизионных передач, сериалов, игр, викторин, лотерей и шоу-программ;
  • описания и сценарии фестивалей, проведения конкурсов;
  • произведения изобразительного искусства, живописи, скульптуры, дизайна, графики, графические рассказы, комиксы;
  • произведения архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства;
  • фотографические произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • произведения декоративно-прикладного искусства;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста.
  • Предоставление консультаций по вопросам оформления и защиты авторских и смежных прав;
  • Анализ произведения и возможности его регистрации в Российском авторском обществе (РАО)
  • Подготовка необходимых документов и полное ведение делопроизводства по регистрации объектов в РАО.

Защита авторских прав

Автору важно не только надлежащим образом зарегистрировать результат интеллектуальной деятельности, но и иметь возможность эффективно защитить свои права.

Права, предоставленные авторами, зачастую нарушаются, и в таком случае правообладателю необходимо осуществить их защиту, что часто сопряжено со значительными трудностями.

Защита авторских прав реализуется как в досудебном порядке урегулирования спора, путем направления претензий в адрес нарушителя, так и в судебном порядке, путем подачи искового заявления к нарушителю в суд.

В целях эффективной защиты своих прав Вы можете обратиться к нам.

  • подготовка и направление претензий нарушителям авторских прав;
  • представление интересов автора / правообладателя в суде.


Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)


Марченко Мария Алексеевна,
Новосибирский Государственный Университет, г. Новосибирск
Научный руководитель: Карунная Яна Александровна: адвокат, кандидат юридических наук, доцент

В современном мире танцевальное и хореографическое искусство является неотъемлемой частью молодежной культуры. Появляются танцевальные флэш-мобы, все больше с каждым годом развиваются современные танцы (модерн, джаз, contemporary, контактная импровизация) и уличные танцы (Hip-Hop, House, Popping, Locking и другие). Под влиянием клубной субкультуры появилось направление Go-Go. Не так давно, в 2013 году появилось такое явление как Harlem Shake – импровизационный массовый танец, исполняемый в течение нескольких секунд под одноименную песню Baauerа– Harlem Shake.

В связи с таким стремительным развитием хореографического искусства все чаще встает вопрос о защите авторских и смежных прав на танцевальные постановки. Очень часто возникают споры о незаконном заимствовании идеи танца, его части, а иногда и всего танца в целом. Вместе с тем, новеллы части IV ГК РФ неоднозначно толкуются правоприменителями, в связи с чем, в целях единообразного разрешения судами споров по данной категории дел, требуют доработки. Принимая во внимание важность охраны прав авторов и исполнителей хореографических произведений, исследуемые проблемы представляются особенно актуальными.

В связи с этим, вопрос охраны прав авторов и исполнителей хореографических произведений представляется особенно актуальным.

Согласно ст. 1259 ГК РФ объектом авторского права является произведение науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а так же от способа его выражения [Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) // Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.]. Одним из таких объектов и является хореографическое произведение.

Из содержания ст. 1257 ГК РФ следует вывод о том, что для получения правовой охраны хореографическое произведение должно обладать следующими критериями:

  1. творческий характер;
  2. объективная форма выражения.

В.Я. Ионас в ряде своих работ выделяет общие компоненты строения произведений:

  • объективная форма выражения;
  • язык;
  • образная система;
  • идейно-эмоциональное содержание;
  • художественная форма;
  • сюжет. [ Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. – М.: Юридическая литература, 1968. – с.96].

Все указанные компоненты, за исключением формы выражения, относятся к творческому характеру произведения. Признается, что творческий характер по отношению к хореографическому произведению проявляется в создании оригинальной формы произведения (художественной формы), выражающейся в хореографическом языке (движениях и позах для танца) и образной системе. А под объективной формой выражения произведения, в частности хореографического, в российской практике принято считать непосредственное исполнение произведения.

Отметим, что объектом авторского права является не только произведение, но и его часть. В соответствии с п. 7 ст. 1259 ГК РФ, часть произведения (включая его название), которая удовлетворяет требованиям п. 3 ст. 1259 ГК РФ и может использоваться самостоятельно, является объектом авторского права. При использовании части хореографического произведения, правовая охрана должна обеспечиваться для части хореографического произведения, представленной не только в виде полноценного, завершенного хореографического фрагмента (например, сольного танца, вариации, дуэта и т.д.), но и так называемой хореографической фразе (танцевальной связке). Таким образом, хореографическое произведение также может быть представлено в качестве отдельных хореографических номеров, в виде танцев в аудиовизуальных произведениях, в составе номеров эстрадных исполнителей (например, певцов), танцевальных сцен в театрально-зрелищных постановках, включая оперы, оперетты, балет, и т.д.

Что касается субъектов авторского права на хореографические произведения, то с точки зрения науки авторского права, создатель хореографии является ее автором и обладает авторскими правами, а лицо, осуществившее постановку хореографии, является субъектом смежных прав.

В отношении хореографического произведения автором, при отсутствии доказательств иного, является лицо, указанное в качестве такового на афишах, программках и т.д.[ Месяшная Е.А. Особенности авторско-правового регулирования хореографических произведений. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва, 2007. – с. 128.]

В виду особого правового статуса хореографического произведения, на практике возникает ряд проблем, связанных с его правовой охраной.

Хореографические произведения, а также хореографические постановки, в качестве объекта авторских прав не подлежат регистрации. Поэтому для защиты своих авторских прав на какое-либо хореографическое произведение необходимо зафиксировать его. Однако, на сегодняшний день в России нет единой официальной формы фиксации хореографии. Наиболее распространенный вариант закрепления хореографического произведения – это видеозапись, хотя в других странах в этих целях можно использовать текстовое описание, фотографию, чертежи и рисунки, или же, что наиболее актуально для танцоров, публичное исполнение. [ Поспелова Р.Л. Западная нотация XI – XIV веков. Основные реформы (на материале трактатов). М., 2003.- с.368.] Кроме того, механизм защиты авторских прав целой хореографической постановки или же отдельно взятого её элемента в России отличается от аналогичного механизма за рубежом. Это связано с крайне слабой активностью правообладателей и чрезвычайно редкими исками в суд по данному вопросу.

Также, в сфере хореографической деятельности часто используется понятие редакции хореографического произведения. В основе осуществления редакции лежит желание представить существующее хореографическое произведение в новой редакции. Решающее значение в юридическом споре о том, является ли то или иное произведение переработкой, имеет тот факт, является ли спорное произведение зависимым, т.е. производным от оригинала, охраняемого авторским правом, т.к. в результате переработки появляется иное произведение, которое также поддается правовой охране.

В случае же заимствования, которое изменяет суть авторского замысла, тоже можно подать иск о защите нарушенного права (ст. 1266 ГК РФ). В таком случае защите будут подвержены честь и достоинство автора. Примером может послужить извращенное, высмеивающее или порочащее оригинал хореографии или даже костюма исполнение.

Таким образом, для защиты авторского и смежного права на хореографические произведения авторы и исполнители могут использовать следующие механизмы защиты:


Согласно статье 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации хореографические произведения являются объектами, которые защищаются авторским правом.

Автором хореографического произведения признается только физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.

Все права на хореографическое произведение изначально принадлежат его автору. В частности, автору принадлежат права:

Иначе говоря — если нет письменного согласия автора (правообладателя), полученного путем заключения соответствующего договора, ЛЮБОЕ использование произведения будет считаться незаконным. Это правило действует независимо от того, используется ли произведение в коммерческих или некоммерческих целях.

Например, если хореографическое произведение исполняется на спортивных соревнованиях, которые транслируют по телевидению, нарушением будет считаться как непосредственное исполнение произведения спортсменом, так и показ выступления по телевидению. При этом нарушителями будут являться не только спортсмен, исполнивший произведение, но и телевизионная компания, транслировавшая выступление без согласия хореографа. Кроме того, в этом случае к ответственности может быть привлечен и тренер спортсмена, принимавший участие в его подготовке к соответствующему выступлению.

Если права автора (правообладателя) нарушены путем незаконного использования третьим лицом хореографического произведения (в т.ч. если автору стало известно о готовящемся нарушении), он вправе обратиться за защитой в соответствующие компетентные органы.

Характер применяемых к правонарушителям мер является карательным, т.е. закон обязывает их возмещать убытки автора (правообладателя) в размере, значительно превышающем суммы фактически понесенных убытков. Кроме того, закон предоставляет автору право требовать с правонарушителя денежной компенсации даже в том случае, если действия третьих лиц по использованию хореографического произведения не причинили автору никакого материального ущерба.

За нарушение авторских прав суды могут взыскать с правонарушителя в пользу правообладателя компенсацию в размере от 10 000 руб. до 5 млн. руб.Также правонарушитель может быть привлечен как к административной (статья 7.12. КоАП РФ), так и уголовной ответственности (ст. 146 УК РФ). В связи с тем, что количество удовлетворяемых судами исков о привлечении к ответственности за нарушение авторских прав принимает лавинообразную тенденцию, все больше правообладателей обращаются в соответствующие компетентные органы за защитой своих авторских прав.

В настоящее время защита авторского права является приоритетным направлением государственной политики.

С одной стороны, нормы закона направлены на защиту прав авторов и предоставление им возможности получить достойное вознаграждение за результат своего творческого труда путем заключения с пользователем соответствующего договора.

С другой стороны — на стимулирование лиц, использующих в своей деятельности творческие произведения, осуществлять такое использование добросовестно, на основании соответствующего договора с автором (правообладателем) произведения.

Процесс охраны и защиты авторских прав, включая предоставление пользователю прав на основании соответствующего договора, взыскание с нарушителя компенсации и т.д., довольно сложный и требует специальных знаний и опыта.

Юристы cs-school.online специализируются на оказании услуг по охране и защите авторских прав и будут рады оказать Вам следующие услуги:

1. Устные и письменные консультации по всему спектру охраны и защиты авторских прав:

  • как правильно зафиксировать авторство;
  • как юридически грамотно зафиксировать факт нарушения прав;
  • как оперативно остановить процесс нарушения прав или подготовку к нему;
  • как и какие меры могут быть приняты по защите и восстановлению нарушенного права.

2. Юридическую защиту интересов автора (правообладателя), включая:

  • проведение с нарушителем прав переговоров по вопросу досудебного урегулирования спора на условиях добровольной выплаты автору соответствующей компенсации;
  • составление и предъявление нарушителю претензии и искового заявления;
  • представление интересов автора в судебном процессе;
  • взаимодействие с судебными приставами по вопросу взыскания с нарушителя в пользу автора соответствующей компенсации.

3. Проведение переговоров с третьими лицами (в т.ч. потенциальными пользователями или их представителями) на предмет заключения с автором (правообладателем) лицензионного договора на использование или отчуждение прав на произведение на условиях максимально учитывающих интересы автора.

Читайте также: