Ходатайство просьба прошение какая стилистическая окраска

Обновлено: 11.05.2024

Эмоционально окрашенные слова – это выражения, позволяющие выразить личное отношение человека к поступкам людей, действиям или вещам. Ярким примером экспрессивной разговорной лексики является любой диалог, который состоит исключительно из междометий.

Что такое эмоционально экспрессивная лексика

  • многозначные. Они получают определённую эмоциональную нагрузку при их использовании в качестве метафоры;
  • однозначные. Такие метафоры имеют яркое оценочное значение.

Стилистические функции

Существует большая пропасть между восприятием романа или повести, научно-популярной статьи, официальных бумаг. Это происходит не только за счёт наличия интересного, увлекательного сюжета. Язык литературного произведения близок к привычному нам разговорному стилю.

Использование метафор с экспрессивной окраской играет важную роль при написании монологов и диалогов литературных героев. Без применения этого обширного ресурса русского языка текст художественного произведения напоминал бы скорее стенографию бытового диалога персонажей.

Виды эмоционально окрашенных слов

  • разговорной речи;
  • материалах, написанных в публицистическом стиле.

пренебрежительные (крохобор, малевать);

Довольно часто у одного общеупотребительного нейтрального слова имеется сразу несколько экспрессивных синонимов с разной степенью эмоционального напряжения. Например, несчастье – беда – катастрофа.

По типу оценки

  • выражающих позитивную оценку того или иного понятия;
  • несущих в себя негативный смысл.
  • неодобрительной (выродок);
  • укоризненной (набедокурить);
  • презрительной (балбес);
  • иронической (великовозрастный).
  • одобрительные – благородный, восхитительный;
  • ласкательные – куколка, рыбонька, золотце моё;
  • шутливые – чепуховинка;
  • торжественные – нерушимый, неотвратимый.

По части речи

Русский язык отличается богатством экспрессивной лексики. Эмоционально-экспрессивная окраска свойственна словам разных частей речи.

  • шипеть (недовольно говорить о чём-либо);
  • моргать (проявлять медленность реакции на важное событие).
  • слон (в контексте неуклюжий или большой);
  • змея (с отрицательным стилистическим оттенком, в значении коварный, хитрый);
  • лапоть (в контексте бесхитростный человек).

Междометия называют самым эмоциональным пластом слов. Поэтому употребление экспрессивной лексики в жизни встречается повсеместно. Междометия не предусматривают какой-либо информационной нагрузки. Они предназначены для обозначения эмоционально сильного места в написанном в разговорном стиле произведении.

Однозначные слова

Многозначные слова

Многозначные слова в своём основном значении эмоционально нейтральные. Например, о герое художественного произведения порой говорят: слон, тряпка, змея, дуб, ворона. Многозначные слова приобретают яркую оценочную окраску при их метафорическом употреблении.

С суффиксами эмоциональной оценки

  • солнышко;
  • сыночек;
  • бабулечка.

При использовании суффиксов -юшк- / -ушк- со значением оценки обращение звучит нежно и ласково. Это наглядно продемонстрировано на примере фрагмента стихотворения
А. Маршака:

Матушка-гусынюшка,
Нянюшка-графинюшка,
Не упало ли добро?

Примеры использования эмоционально экспрессивной лексики

Эмоционально-экспрессивная окраска речи роднит художественный и разговорный стили. Понятно, что бытовой диалог сильно отличается от великосветской беседы. Важная роль в передаче эмоционального настроя в разговорной речи отводится интонации и жестам.

В разговорной лексике

Главные черты разговорной лексики – эмоционально экспрессивная окрашенность, непринуждённая манера общения. К ней относятся слова, разные по стилистической окраске, способу выражения.

В семантике некоторых выражений (например, баламут) уже заложена оценочность.

Оценочный оттенок других создаётся сложением основ, использованием суффиксов (домина, сынуля). Особая эмоциональная окраска может быть и у слов фамильярных (сыночек, дедуля и т. д.).

Границы между разговорной и просторечной лексикой подвижны и зыбки. К последней относятся слова, не встречающиеся в обыденном лексиконе большинства культурных людей (отродясь, авось, давеча). В эмоциональном плане просторечная лексика выглядит грубоватой.

Многим словам свойственна сильная экспрессия, резко отрицательное отношение к какому-либо явлению.

В литературе

  • глаза – обычное нейтральное слово;
  • гляделки – просторечное выражение с явным пренебрежительным оттенком;
  • очи – поэтичное, устаревшее слово.

Обозначение в словарях

  • высокое;
  • просторечное;
  • разговорное;
  • бранное.
  • лизоблюд, -а, м. (устар.) - прислуживающий кому-либо, двуличный человек;
  • гонять лодыря (прост.) — прохлаждаться.

Советы для писателей по употреблению эмоционально окрашенных слов

В книжной лексике активно используются высокие слова, которые придают речи торжественность. Она богата и эмоционально-экспрессивными словами, способными выражать как отрицательную, так и одобрительную оценку тех или иных понятий.

При работе под текстом автор может менять его эмоциональный настрой, тем самым воздействуя на восприятие читателя. Экспрессивно оценочные слова – важный инструмент в руках писателя. Они помогают растрогать или рассмешить читателя, сформировать негативное отношение к какому-либо явлению, вызвать воодушевление. Грамотный подход предусматривает использование нескольких вариантов речи в рамках одного произведения – например, риторически-торжественной, шутливой лексики. В противовес им используются слова в нейтральном контексте (выражения, которые лишены яркой стилистической окраски).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: изучить особенности употребления стилистически окрашенной лексики.

Задачи: научиться определять роль окрашенной лексики, выбирать слова в соответствии со стилем речи, развивать речевые умения учащихся, закрепить навыки умения работать со словарем.

Доброе утро, ребята. Меня зовут МН, и прежде чем мы с вами привяжем и начнем работать, давайте проснемся.

Слышен в классе диалОг,

Детей не нужно баловАть,

Чтоб зубки не пломбировАть.

ДремОта и зевОта

Уходят за ворОта. (потягивание)

Если прикоснешься к иве,

Станешь ты ещё красИвей. (наклоны)

Как вы думаете, для чего мы с вами выполнили такое упражнение? Мы взбодрились, приподняли свое настроение, повторили слова, где иногда можем допустить ошибки и настроились работать.

Постановка темы.

Сегодня на уроке каждый из вас сможет почувствовать себя редактором. Сейчас мы с вами посмотрим, знаете ли вы, кто такой редактор. В парах, заполните пробелы в карточке 1.

(Слайд2) (карточка №1)

Кто такой редактор?

Лицо, обрабатывающееиподготавливающее, редактирующеетекстдляпечатиилиоформляющееиздание.

Цель его работы?

Подготовка материала к публикации

Что он должен уметь делать?

Дорабатывать (в случае необходимости)

Знать особенности стилей речи;

Иметь широкий кругозор, быть любознательным

Что получается в результате работы редактора?

Книга // журнал // газета // видеоролик…*

Давайте проверим, что у вас получилось. (После ответа на последний вопрос показать журналы, книги.)

Как вы думаете, какой раздел лингвистики ИЗУЧАЕТ СТИЛИ РЕЧИ? (стилистика)

Какие стили вы знаете? (официально-деловой, научный, публицистический, художественный и разговорный)– рука (правило пяти) Какие вы умницы.(5 мин.)

Давайте теперь рассмотрим карточку 2.

(Слайд 3)(карточка №2)

МОРДА, РОЖА, РЫЛО

Сравните слова в колонках. В чем сходства и отличия между ними?

Какие сходства есть между словами одной КОЛОНКИ?

В какой ситуации можно использовать одни слова, а в какой другие?

О чем пойдет речь? (Обратите внимание на задание СФОРМУЛИРУЙТЕ ТЕМУ. ПЕРЕД ВАМИ НЕСКОЛЬКО СЛОВ, ВАША ЗАДАЧА РАССТАВИТЬ ИХ В НУЖНОМ ПОРЯДКЕ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛАСЬ ТЕМА УРОКА. (Стилистическая окраска лексики русского языка) запишите тему урока в своих рабочих листах.

Какую цель мы поставим для себя при изучении этой темы? (Изучить особенности употребления стилистически окрашенной лексики

Работа по теме

Перед вами 3 предложения. Прочитайте их, на что стоит обратить внимание? // Что вы заметили?

Эти книги продали за невысокую цену.

Эти книги реализовали по цене 20 рублей.

Эти книги спихнули чуть ли не даром.

Все ли предложения можно употребить в любой речевой ситуации?

Давайте подумаем, как называют слова, которые можно использовать в любом стиле речи? (спокойные, нет стилистической окраски, можем использовать в любой ситуации, нейтральные)

Давайте сделаем промежуточный вывод. Для этого рассмотрите таблицу в карточке 4. (карточка №4)

Нужно расшифровать пометы и написать для какого стиля характерна лексика, объяснить в чем особенность лексики (вписать в карточки). Давайте работать со словарями. Что вам может помочь определить значение пометы? (Легенда условных обозначений), а в самом словаре можно найти словарные статьи с данными пометами. Работаем в мини-группах по 4 человека.(1 ищет значение помет, другой словарные статьи с этими пометами, 3 и 4 записывают все в таблицу). (Слайд 5)

Где мы можем с вами увидеть такую помету? (В каком словаре?)

Для чего нужна такая помета?

Проверим, что у нас получилось.

Официально-деловая лексика употребляется в официально-деловом стиле

Специальная и научная лексика используются в научном стиле речи, в области техники и науки

Книжная и высокая лексика используются в публицистическом стиле. Они придают речи оттенок торжественности и возвышенности

Нейтральная лексика используется в любой сфере

Не имеет стилистических помет

Разговорная используется в неформальной ситуации

* ФИЗМИНУТКА! СЕЛИ РОВНЕНЬКО, УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ГЛАЗ. РАБОТАЕМ ДАЛЬШЕ.

Практическая работа

Прочитайте текст карточки 5. Как вы думаете, из какого произведения представлен эпизод и кто его автор? (Вечера на хуторе близ Диканьки, Н.В.Гоголь)

К какому стилю относится этот текст? По каким признакам это можно понять?

Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнёт, ни прогремит. Глядишь, и не знаешь, идёт или не идёт его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьётся по зелёному миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод, и прибрежным лесам ярко отсветиться в водах. Зеленокудрые! они толпятся вместе с полевыми цветами к водам и, наклонившись, глядят в них, и не наглядятся, и не налюбуются светлым своим зраком, и усмехаются к нему, и приветствуют его, кивая ветвями. В середину же Днепра они не смеют глянуть: никто, кроме солнца и голубого неба, не глядит в него. Редкая птица долетит до середины Днепра. Пышный! Ему нет равной реки в мире!

Пора приступить к нашему главному заданию.Перед вами текст, прослушав аудиозапись вы сможете понять, что это за жанр и к какому стилю мы должны его отнести. Будьте внимательны.

Атаману шайки по очистке чужих садов Михаилу Квакину и его гнуснопрославленному помощнику Петру Пятакову, иначе именуемому просто Фигурой, а также всем членам этой позорной компании ультиматум.
Пункт 1. Ввиду того, что вы по ночам совершаете налеты на сады мирных жителей, не щадя и тех домов, на которых стоит наш знак — красная звезда и даже тех, на которых стоит звезда с траурной черной каймою, вам, трусливым негодяям, мы приказываем: не позже, чем завтра утром, Михаилу Квакину и гнусноподобной личности Фигуре явиться на место, которое им гонцами будет указано, имея на руках список всех членов вашей позорной шайки.
А в случае отказа мы оставляем за собой полную свободу действий.

Кто узнал героев и текст? Что это за текст? Какое новое слово вы услышали?

К какому стилю можно отнести данный текст? Уверены?

Почему? Преобразуйте этот текст в документ.// Отредактируйте текст, чтобы он соответствовал требованиям стиля. (СЛУШАЕМ)

Готов ли ультиматум теперь к публикации? Соответствует требованиям стиля?

Вы большие умницы!

Какие открытия для себя вы сделали на уроке? (разбирали стилистическую окраску слов, стилистические ошибки)

Перед вами несколько сочетаний слов, что это за сочетания? Ваша задача, выбрать фразеологизм, который характеризует вашу работу уроке:слышал краем уха, хлопал ушами, работал не покладая рук, как белка в колесе, шевелил мозгами, считал ворон, зарубил на носу, бил баклуши.


Подготовка к ОГЭ по русскому языку. При выполнении 6 задания КИМов, обучающиеся испытывают затруднения при замене данных заданны слов на стилистически нейтральные синонимы.

Содержимое разработки

Лексика, стилистическая окраска слов Подготовка к ОГЭ по русскому языку

Лексика, стилистическая окраска слов

Подготовка к ОГЭ по русскому языку

Стили речи разговорный книжные научный Официально-деловой художественный публицистический

разговорный

Официально-деловой

художественный

публицистический

Окраска слов нейтральная Стилистически окрашенное просторечное разговорное книжное

нейтральная

Стилистически окрашенное

просторечное

разговорное

высокого

обман

Сложно, непонятно

Сложно, непонятно

овраг

существующий

существующий

Неправда, сказка, выдумка

Неправда, сказка, выдумка

попался

сумасшедший

сумасшедший

наказание

Не могу

Жалостливый, слабый

Жалостливый, слабый

подняв

шум

умер

Спохватился, заволновался

Спохватился, заволновался

потихоньку

хорошо

отдельно

крыша

украинской

грустное

Охрана, наблюдение, обход

Охрана, наблюдение, обход

жители

обещание

Модничали, важничали

Модничали, важничали

соучеников

Замените слово ОЦЕПЕНЕВШИМ из данного предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Но весь пароход все-таки представлялся легко и стройно выросшим кораблем-привидением, оцепеневшим на этой бледно освещенной прогалине среди тумана. застывшим

Замените слово ОЦЕПЕНЕВШИМ из данного предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Но весь пароход все-таки представлялся легко и стройно выросшим кораблем-привидением, оцепеневшим на этой бледно освещенной прогалине среди тумана.

Замените индивидуально-авторское слово БРЕШЕТ из этого предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Встряхивается запевала и понаддает: На дворе собака брешет, А хозяин пузо чешет. лает

Замените индивидуально-авторское слово БРЕШЕТ из этого предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Встряхивается запевала и понаддает:

На дворе собака брешет,

А хозяин пузо чешет.

Замените слово БАРЫШ из данного предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Эти дома приносили огромный барыш домовладельцам. доход

Замените слово БАРЫШ из данного предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Эти дома приносили огромный барыш домовладельцам.

Замените слово ОСКУДЕВАЕТ из предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Случилось несчастье: он оскудевает и мертвеет на наших глазах. обедняется

Замените слово ОСКУДЕВАЕТ из предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Случилось несчастье: он оскудевает и мертвеет на наших глазах.

Замените слово ЗАКЛИНАЛА из этого предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Я просила его взмахнуть крылышками, заклинала спастись, повторяя на человеческом языке, наверное, то же самое, что непрерывно щебетала ему мать. Убеждала, уговаривала

Замените слово ЗАКЛИНАЛА из этого предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Я просила его взмахнуть крылышками, заклинала спастись, повторяя на человеческом языке, наверное, то же самое, что непрерывно щебетала ему мать.

Замените слово ПОЗЛАЩЕННЫЕ из предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Пожалуй, больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги, в колеях которых, налитых дождем, отражался в сумерках серп месяца, этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты, и он был уверен, что не променяет эти туманные зори ни на какие великолепные позлащенные закаты Италии . позолоченные

Замените слово ПОЗЛАЩЕННЫЕ из предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Пожалуй, больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги, в колеях которых, налитых дождем, отражался в сумерках серп месяца, этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты, и он был уверен, что не променяет эти туманные зори ни на какие великолепные позлащенные закаты Италии .

Замените слово ВОЗЗВАНИЕ из данного предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Замените слово УЗНИКОВ из предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Я разрушу все клетки и освобожу несчастных узников. заключённые

Замените слово УЗНИКОВ из предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Я разрушу все клетки и освобожу несчастных узников.

Замените слово ОБВЕТШАЛЫЕ из этого предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Замените слово ЧЕРВЛЕНОМ из данного предложения стилистически нейтральным общеупотребительным синонимом. Напишите этот синоним.

В каком из предложений присутствует разговорная лексика? 4 3 4 6 9 (3) Но вот вопрос, сделала ли техника более могучим просто человека, одного человека, человека как такового? (4) Могуч был библейский Моисей, выведший свой народ из чужой земли, могучи были Гарибальди и Рафаэль, Спартак и Шекспир… (6) Открыватели новых земель, первые популярные путешественники, великие ваятели, живописцы и поэты, гиганты мысли и духа… (9) Но ведь и духовное ничтожество, трусишка может дёрнуть за нужный рычажок или нажать нужную кнопку.

В каком из предложений присутствует разговорная лексика?

(3) Но вот вопрос, сделала ли техника более могучим просто человека, одного человека, человека как такового?

(4) Могуч был библейский Моисей, выведший свой народ из чужой земли, могучи были Гарибальди и Рафаэль, Спартак и Шекспир…

(6) Открыватели новых земель, первые популярные путешественники, великие ваятели, живописцы и поэты, гиганты мысли и духа…

(9) Но ведь и духовное ничтожество, трусишка может дёрнуть за нужный рычажок или нажать нужную кнопку.

В каком из предложений присутствует общеупотребительная лексика? 3 4 7 9 18 (4) И ещё сказывают, что брал он за постой не только живую денежку, но и не брезговал ни освсом, ни нательным крестом. (7) Однако вскорости смекнули, что кузницу палили зря. (9) Правда был случай, имеющий самое непосредственное отношение к нашему повествованию, когда кузница в Малых Серпилках вдруг умолкла. (18) Как начнут с молотобойцем Ванюшкой отбивать – что соборная звонница: колоколят молотки на всевозможные голоса.

В каком из предложений присутствует общеупотребительная лексика?

(4) И ещё сказывают, что брал он за постой не только живую денежку, но и не брезговал ни освсом, ни нательным крестом.

(7) Однако вскорости смекнули, что кузницу палили зря.

(9) Правда был случай, имеющий самое непосредственное отношение к нашему повествованию, когда кузница в Малых Серпилках вдруг умолкла.

(18) Как начнут с молотобойцем Ванюшкой отбивать – что соборная звонница: колоколят молотки на всевозможные голоса.

В каком из предложений присутствует книжная лексика?

(8) И не было на горизонте даже отдельных признаков грядущей научно-технической революции или хотя бы информационного бума.

(16) Такое крохоборство скорее к лицу вечно спешащим трудягам, мечтающим выкроить наконец часок-другой, чтобы спокойно заняться настоящим делом.

(18) Тот же Сенека утверждает, что большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки, значительная часть протекает в безделье и почти всегда вся жизнь в том, что мы делаем не то, то надо.

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово ПРИМИТИВНЫЙ 3 В-третьих, я бы вспомнил о представлениях души примитивным человеком как некоей сущности, обитающей в теле. Простой, несложный по устройству, неискусно и грубо сделанный Низкий по степени развития, совершенства Недостаточно образованный, малокультурный Стоящий на низших ступенях развития, первобытный

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово ПРИМИТИВНЫЙ

В-третьих, я бы вспомнил о представлениях души примитивным человеком как некоей сущности, обитающей в теле.

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово БУМ

И не было на горизонте даже отдельных признаков грядущей научно-технической революции или хотя бы информационного бума.

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово НЕМОЩНЫЙ

Библия сообщает нам, что совесть может быть непорочной, доброй, чистой, а может быть немощной, осквернённой, порочной и даже сожжённой

Укажите предложение(я), в котором(ых) используются антонимы

(9) И моё страстное желание присоединиться ко всем, быть как все не может произойти иначе, как через раскрытие в глазах всех себя самого.

(12) (13) А сколько всего мы храним недостойного среди сокровищ нашей души! Как-то давно мне подарили зимой превосходный непромокаемый плащ серого цвета.

(17) (18) Потом в следующий год было опять сухо, и, когда вышел и третий год сухим, заговорили о том, что климат меняется в связи с особым расположением солнечных пятен. Только в четвёртом году вышла сырая весна, и в конце апреля, когда прилетают вальдшнепы, лил дождь.

(20) И тогда оказалось, я напрасно стерёг домашний уют, где три года хранился непромокаемый плащ: при встрече с первым дождём мой плащ промок.

Из предложения выпишите контекстные антонимы

Если любой школьник вам скажет, что сорок пять минут порой тянутся целую вечность, то пожившие люди утверждают, будто не замечают, как пролетают целые годы, и объяснить это современная наука не в состоянии.

Школьник – пожившие люди

Тянутся – пролетают

Сорок пять минут - годы

Замените слово СТРАСТНЫЙ из предложения стилистически нейтральным И моё страстное желание присоединиться ко всем, быть как все не может произойти иначе, как через раскрытие в глазах всех себя самого. большое

Замените слово СТРАСТНЫЙ из предложения стилистически нейтральным

И моё страстное желание присоединиться ко всем, быть как все не может произойти иначе, как через раскрытие в глазах всех себя самого.

Выпишите фразеологический оборот Люди решили, что ночью никто не отличит молоко от воды, и без зазрения совести лили в бассейн обыкновенную воду. Без зазрения совести

Выпишите фразеологический оборот

Люди решили, что ночью никто не отличит молоко от воды, и без зазрения совести лили в бассейн обыкновенную воду.

Без зазрения совести

Использованные ресурсы Егораева Г.Т. Типовые тестовые задания . ГИА 2011 Степанова Л.С. И др.,ГИА 2010, тематические тренировочные задания Интернет-ресурсы Суворова Галина Константиновна, учитель МОУ СОШ №7 с. Патруши Свердловской области

  • Егораева Г.Т. Типовые тестовые задания . ГИА 2011
  • Степанова Л.С. И др.,ГИА 2010, тематические тренировочные задания
  • Интернет-ресурсы
  • Суворова Галина Константиновна, учитель МОУ СОШ №7 с. Патруши Свердловской области


-75%

Словарный состав русского языка богат и разнообразен. Но не однороден. Одни слова можно употребить в любой коммуникативной ситуации, в тексте любого стиля и назначения. Другие не предоставляют такой свободы использования. В нашей статье речь пойдет именно о таких словах – словах со стилистической окраской.

Стилистическая окраска слова – примеры

Что называют стилистической окраской слова

Стилистическая окраска слова – это возможность его употребления в текстах разных стилей. У разных слов она может значительно различаться.

Например, слово “идти” стилистически нейтрально, а “ковылять” – нет. Оно ограничено разговорным стилем, к тому же негативно маркировано (то есть оно обидное или неприятное).

Стилистическая окраска некоторых слов указана в словаре; в остальных случаях надо полагаться на собственный вкус и опыт.

Функциональные стили речи

В русском языке выделяют несколько основных стилей, которые еще имеют внутри себя разновидности; существуют и “промежуточные” стили (например, научно-публицистический).

Разговорный стиль. Он по преимуществу устный (в противовес книжным стилям), хотя им вполне можно воспользоваться доя создания дружеского письма или записки. В нем много эмоциональных и оценочных слов; синтаксис упрощен; широко используются фразеологизмы, разговорные и просторечные слова, эллипсис (пропуск слов).

К книжным стилям относят научный, публицистический и официально – деловой.

Научный стиль встречается в энциклопедиях, учебниках, диссертациях и проч. Он стремится к точности и конкретности, ему не свойственно использование изобразительных средств. В тексте научного стиля много терминов.

Официально-деловой – наиболее регламентированный из всех стилей. Тексты в нем создаются по определенному шаблону, используется много специфических слов. Не допускается употребление тропов и слов со значением приблизительности.

Публицистический стиль – это стиль газеты. Текст в публицистическом стиле энергичен, выразителен и включает в себя много тропов, риторических фигур, синтаксических средств выразительности. Его цель – воздействовать на адресата, поэтому он очень экспрессивен.

Многие стилисты рассматривают как особый стиль художественный; он совмещает в себе черты всех стилей.

Стилистически окрашенные слова

Это слова, которые тяготеют к какому-то определенному стилю.

Примеры стилистической окраски слов: слово “сбежать” (с урока) подходит для текста в разговорном стиле, но никак не в официальном. В докладной учитель напишет не “сбежал с урока”, а “не явился на урок”.

У каждого стиля есть свои “фирменные” слова.

У научного стиля это термины.

У публицистического – различные клише, то есть устойчивые элементы текстов, свойственные именно газетным статьям.

Привычку журналистов использовать слишком много клише в речи остроумно высмеял Карел Чапек в рассказе “Эксперимент профессора Роусса”.

Но больше всего стилистически маркированных слов все же в официально-деловом стиле. В документе они уместны и органичны, чего нельзя сказать об обычной речи. Если канцеляризмы (слова, свойственные официальному документу) переходят в обычную речь или, например, в текст публицистического стиля, это грубая стилистическая ошибка.

Стилистические ошибки

Стилистическими называют ошибки, состоящие в неуместном употреблении каких-либо стилистически окрашенных слов.

Например, неправильное употребление терминов. Сюда относится и излишнее увлечение терминами в тексте не научного, а любого другого стиля и, напротив, пренебрежение терминологией в научном тексте. Например, вместо “Мне в поликлинике сверлили зуб” в дружеской беседе неуместно прозвучит: “Мне санировали кариозную полость”.

Очень некрасива и смешна речь, насыщенная канцеляризмами. В любом стиле, кроме официально-делового, неуместны выражения “в ответ на вышеизложенное”, “по данному вопросу”, “довести до сведения” и др.

Если есть сомнения по поводу стилистической окраски текста, лучше обратиться к словарю.

Что мы узнали?

Наряду с нейтральными словами существуют и стилистически окрашенные. Они тяготеют к одному из четырех стилей: разговорному, научному, публицистическому или официально-деловому. Неуместное употребление стилистически окрашенного слова – это стилистическая ошибка.

Читайте также: