Характеристика парламента рк как высшего представительного и законодательного органа

Обновлено: 28.05.2024

Парламент. Сенат и Мажилис, их состав, процесс избрания. Депутаты, их полномочия, независимость, работа в группах. Депутатская этика. Порядок работы парламента. Подготовка и принятие проектов законов.

Парламент и его состав. Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом, принимающим законы. Он состоит из двух палат: Сената и Мажилиса.

Парламент (англ, parliament, фр. parlement от parler — "говорить") — высший представительный орган. Парламент может быть однопалатным или двухпалатным. Обычно в государствах с федеративным устройством создается двухпалатный парламент. Как правило, нижняя палата парламента и однопалатный парламент избираются прямым голосованием.

Сенат и его состав. Сенат — верхняя палата парламента Республики Казахстан.

Сенат (лат. senatus от senex — "старец") — в Древнем Риме Совет знати, высший государственный орган. Сенат берет начало от Совета старейшин из рода патрициев. В настоящее время Сенатом называется верхняя палата парламентов многих государств. В некоторых странах Сенат избирается прямым (США, Италия), в некоторых — многоступенчатым (Франция) голосованием. В некоторых странах состав Сената полностью или частично определяет глава государства.

Сенат парламента Республики Казахстан формируется двумя способами: 1) часть депутатов состоит из лиц, избираемых по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы республики на совместном заседании депутатов всех представительных органов соответственно области, города республиканского значения и столицы республики; 2) семь депутатов Сената назначаются президентом на срок полномочий парламента.

Депутатом Сената может быть гражданин Респуб­лики Казахстан, состоящий в гражданстве не менее пяти лет, достигший тридцати лет, имеющий высшее образование и стаж работы не менее пяти лет, постоянно проживающий на территории соответствующей области, города республиканского значения не менее трех лет.

Мажилис состоит из 67 депутатов, избираемых по одномандатным территориальным избирательным округам, и 10 депутатов, избираемых по партийным спискам. Депутатом Мажилиса может быть гражданин Казахстана, достигший 25 лет.

Депутат парламента не может быть одновременно членом обеих палат; не вправе быть депутатом другого представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподавательской, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации. Депутаты должны работать в парламенте постоянно и быть независимыми.

На первой сессии парламента на совместном заседании его палат депутаты приносят присягу народу Казахстана.

Полномочия депутата парламента Республики Казахстан. Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на сессиях парла­мента и заседаниях его органов, в состав которых он входит. Депутат вправе избиратА и быть избранным в координационные и рабочие органы парламента и его палат; вносить предложения и замечания по повестке дня сессии, предложения о заслушивании на сессии парламента отчета должностных лиц, подотчетных палатам; обращаться с депутатскими запросами, вносить поправки к проекту законов, постановлений, других актов, принимаемых парламентом; знакомить депутатов с обращениями граждан, имеющими общественное значение; осуществлять другие полномочия.

Депутат обязан участвовать в работе парламента и его органов, в состав которых он избран. Депутат лично осуществляет свое право на голосование. Он не вправе передавать свой голос другому депутату. Депутат вправе вносить любые вопросы и предложения на рассмотрение палат, участвовать в подготовке вопросов к рассмотре­нию, в обсуждении и принятии по ним решений, а также в организации проведения в жизнь принятых решений, в контроле за их выполнением.

Депутатский запрос является официально обращенным требованием депутата к должностным лицам государ­ственных органов дать на сессии парламента обоснованное разъяснение или изложить позицию по вопросам, входящим в компетенцию этого органа или должностного лица.

Депутат парламента имеет право обратиться с запросом к премьер-министру и членам правительства, председателю Национального банка, председателю и членам Центризбиркома, Генеральному прокурору, председателю Комитета национальной безопасности, председателю и членам Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета.

Должностное лицо обязано отвечать на запрос на пленарном заседании парламента или палаты. По ответу на депутатский запрос и результатам его обсуждения принимается постановление парламента или его палаты.

Работа депутатов в группах. Депутаты имеют право организовывать в парламенте следующие объединения:

Депутатская группа — объединение депутатов для осуществления своих полномочий, совместной работы в избирательных округах.

Депутат ни от кого независим в своей работе. Воздействие в какой бы то ни было форме на депутата или его близких родственников с целью воспрепятствовать исполнению депутатских обязанностей влечет ответ-

ственность по закону. Должностные лица государственных органов и общественных объединений, органов местного самоуправления, организаций, не выполняющие своих обязанностей перед депутатами, предоставляющие ему заведомо ложную информацию, нарушающие гарантии депутатской деятельности, также несут ответственность по закону.

Депутат и избиратели. Конституция Республики Казахстан отказалась от императивного мандата депутата, при котором избиратели давали наказ своему депутату, и если депутат не оправдывал доверия избирателей, они могли его отозвать.

Во время парламентских каникул депутаты выезжают в свои избирательные округа, встречаются с избирате­лями, рассматривают жалобы, заявления, поступившие от них. Предложения, заявления способствуют правиль­ному и своевременному решению депутатами вопросов, поднимаемых избирателями; депутаты изучают обще­ственное мнение и при необходимости могут вносить предложения в соответствующие органы государственной власти, общественные объединения. По вопросам своей деятельности депутат пользуется правом беспрепят­ственного посещения государственных органов и органи­заций, общественных объединений, правом безотлага­тельного приема их руководителями и другими долж­ностными лицами.

Порядок работы парламента. Парламент осуществля­ет свою работу в сессионном порядке. Сессия состоит из совместных и раздельных палат, бюро палат, постоянных комитетов и совместных комиссий палат. Первая сессия парламента нового созыва созывается Президентом РК не позднее тридцати дней со дня опубликования итогов выборов и избрания не менее двух третей депутатов каждой из палат. Сессия парламента открывается и закрывается на совместных заседаниях Сената и Мажилиса. Наиболее важные вопросы рассматриваются на совместных заседаниях Мажилиса и Сената.

Вопрос о внесении изменений и дополнений в конституцию. Такой вопрос предлагается только президентом. Конституция должна быть стабильной и устойчивой, поэтому в нее нельзя часто вносить изменения. На совместном заседании палат парламента принимаются конституционные законы, которые не вносят изменений в конституцию. При помощи конституционных законов определяются полномочия парламента, президента, правительства, Конституционного совета; I а также судебных органов. При помощи конституционных законов устанавливается порядок проведения выборов президента, в парламент, местные представительные органы (маслихаты), а также референдума.

На совместном заседании Сената и Мажилиса рассма­триваются и утверждаются республиканский бюджет, отчет правительства о его выполнении. Бюджет имеет важное значение для государства, народа, каждого чело­века. Ведь из бюджета выделяются средства на содер­жание государственных школ, институтов, лечебных учреждений, зарплату учителям, медикам, ученым, государственным служащим, на содержание армии и т.д. Поэтому депутаты как представители народа должны строго контролировать, как собираются доходы в бюджет, как и на что расходуются народные деньги.

На совместном заседании Мажилис и Сенат решают вопрос о передаче президенту законодательных полномочий парламента. Если парламент решит, что президенту следует передавать законодательные полно­мочия, тогда президент будет иметь право сам принимать законы. Для того чтобы президент не превратился в законодательный орган, ему предоставляется право принятия законов на срок до одного года.

Мажилис и Сенат на совместном заседании решают и другие важные вопросы.

Подготовка и принятие проектов законов. Депутатам парламента и правительству предоставляется право законодательной инициативы. Это право означает, что только депутаты и правительство имеют право вносить проекты законов на рассмотрение Мажилиса. Граждане, государственные органы (кроме правительства) не имеют права законодательной инициативы, но они могут разрабатывать проекты законов и передавать их депутатам, правительству.

Мажилис детально рассматривает проект закона. Каждая статья, каждое положение проекта обсуждаются отдельно. Затем проект закона ставится на голосование депутатов. Если более половины всех депутатов Мажилиса проголосуют за проект закона, то он считается принятым. После этого проект закона направляется на рассмотрение Сената, который тоже основательно обсуждает проект закона, затем путем голосования решает, принять или отклонить его. Если больше половины депутатов Сената проголосуют за проект закона, то он считается при­нятым. Закон должен быть подписан президентом. Если он подписывает его, то тогда закон начинает действовать, или, как говорят, приобретает юридическую силу.

Президент может не подписать закон, или, иначе говоря, наложить вето. Тогда президент направляет закон в парламент на новое рассмотрение с указанием его недостатков. В этом случае парламент вновь рас­сматривает закон и может учесть замечания президента, после чего закон снова передается на подпись президенту.

Закон является нормативным актом, обладающим, после конституции, высшей юридической силой. Закон не должен противоречить конституции. В то же время все другие нормативные акты не должны противоречить законам. Законы принимаются по наиболее важным вопросам жизни общества, человека.

В конституции записано, что законы принимаются по вопросам прав и свобод граждан, собственности, налогообложения, организации и деятельности государственных органов, государствежой и военной службы, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, обеспечения обороны и безопасности государства и т.п.

Работа парламента проводится на демократической основе. К подготовке проектов законов привлекаются специалисты—юристы, экономисты, социологи, инженеры, медики и др. Для предварительного обсуждения вопросов Мажилис и Сенат проводят парламентские слушания, на которые приглашаются ученые, работники государ­ственных органов, представители общественности, радио, телевидения, газет. По итогам парламентских слушаний принимаются рекомендации депутатам.

1. Из каких палат состоит парламент Республики Казахстан? 2. Каков состав палат парламента и как они избираются (назначаются)? 3. Какое значение для развития общества имеет независимость парламента?


12:40 2626 1

СОДЕРЖАНИЕ

Мы постоянно слышим о принятии и обсуждении новых законов в парламенте. Решения мажилисменов и сенаторов вызывают общественный резонанс, а их высказывания разлетаются на цитаты. Но мало кто действительно понимает, чем именно занимается парламент и зачем он нужен. Давайте разбираться.

ЧТО ТАКОЕ ПАРЛАМЕНТ

Есть две формы демократии:

  1. Прямая — когда народ сам инициирует и принимает решения, например, через референдумы или собрания.
  2. Представительная — когда люди выбирают собственных представителей (депутатов) в органах власти и доверяют им законотворчество и управление страной.

В теории в государстве должны работать оба этих механизма. Например, в третьей статье Конституции Казахстана (1) сказано:

Народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам.

Парламент — это верховный орган представительной системы РК. Его главное назначение — издавать законы. При этом проявить законодательную инициативу, т. е. предложить проект закона, могут как сами парламентарии, так и президент и правительство.

В Казахстане государственная власть делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Подробнее об этом разделении и каждой из ветвей читайте здесь.

СТРУКТУРА ПАРЛАМЕНТА

В казахстанском парламенте две палаты: Сенат (верхняя) и Мажилис (нижняя). Они отличаются полномочиями, правилами избрания депутатов и составом. Внутри палаты делятся на профильные комитеты и советы (2) .

Сенат

В верхней палате 49 мест. Туда входят по два депутата от каждой из 14 областей, двух городов республиканского значения (Алматы и Шымкент) и столицы — получается 34 сенатора. Их избирает не народ напрямую, а так называемые косвенные выборщики, депутаты местных представительных органов — маслихатов. Еще 15 депутатов назначает лично президент. Членство в верхней палате длится шесть лет, но половина сенаторов переизбирается каждые три года.

Сенатом руководит председатель (его еще называют спикером). Кандидата на эту должность выдвигает президент. Затем на тайном голосовании депутаты решают, поддержать его или нет. По закону спикер Сената должен знать казахский язык.

Председатель Сената в Казахстане практически второй человек после президента. Если глава государства досрочно освобождает должность, то его полномочия переходят к главному сенатору.

В марте 2019 года сложилась как раз такая ситуация. Когда первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев объявил о своем уходе, временно исполняющим его обязанности стал Касым-Жомарт Токаев, бывший тогда главой Сената. Место председателя верхней палаты заняла Дарига Назарбаева. Спустя год ЦИК (Центральная избирательная комиссия) прекратила ее полномочия. Новым спикером Сената стал бывший первый замглавы администрации президента Маулен Ашимбаев.

Мажилис

Мажилис формируют из 107 человек. 98 из них избираются от политических партий на общереспубликанском голосовании, которое проходит по пропорциональной системе. Это значит, что чем больше людей проголосует за партию, тем больше депутатов от нее окажется в парламенте. Чтобы попасть в Мажилис, партия должна набрать не менее 7 % голосов. Еще девять человек выбирает Ассамблея народа Казахстана. Срок полномочий мажилисменов — пять лет. Быть параллельно депутатом обеих палат запрещено.

Кандидатов на пост председателя Мажилиса выдвигают депутаты палаты. Затем проходит тайное голосование.


ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ПАРЛАМЕНТ

Основные вопросы сначала рассматривают в Мажилисе, а после в Сенате. Например, депутаты последовательно:

  • принимают законы и конституционные законы;
  • утверждают и корректируют госбюджет;
  • устанавливают и отменяют налоги;
  • решают вопросы административно-территориального устройства страны — например, принимают решения о переименовании населенных пунктов или изменении границ областей;
  • учреждают госнаграды и почетные звания;
  • решают вопросы государственных займов и оказания помощи другим странам;
  • решают вопросы амнистии осужденных;
  • ратифицируют и денонсируют международные договоры;
  • обсуждают отчеты об исполнении республиканского бюджета;
  • проводят повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим возражения президента;
  • инициируют назначение республиканского референдума.

У каждой палаты есть собственные обязанности.

Сенат избирает и освобождает от должности председателя и судей Верховного суда и уполномоченного по правам человека; соглашается (или нет) с президентом по поводу назначения председателя Нацбанка, генпрокурора, председателя Комитета национальной безопасности; лишает неприкосновенности генпрокурора, председателя и судей Верховного суда; принимает законы, если полномочия Мажилиса досрочно прекращены.

Мажилис, в свою очередь, принимает и рассматривает внесенные правительством законопроекты; голосует за назначение премьер-министра; объявляет об очередных выборах президента.

Также нижняя палата может выразить вотум недоверия правительству по инициативе не менее одной пятой части от общего числа депутатов.


ДЕПУТАТЫ: ТРЕБОВАНИЯ И ПРИВИЛЕГИИ

Депутатом парламента может стать гражданин Казахстана, постоянно проживающий в стране не менее десяти лет. К потенциальным членам верхней и нижней палат предъявляются разные требования.

Так, стать депутатом Сената может человек старше 30 лет с высшим образованием и опытом работы от пяти лет. Не менее трех лет до выборов он должен прожить в том регионе, от которого баллотируется.

К членам мажилиса помимо гражданства действует только одно требование: они должны быть старше 25 лет. Примечательно, что несмотря на такой невысокий пороговый возраст для депутатов, в действующем казахстанском парламенте нет политиков младше 30 лет. Две трети мест занимают люди в возрасте 50–65 лет.

В Конституции РК прописано, что депутаты парламента не могут быть депутатами другого представительного органа (например, маслихата), предпринимателями, руководителями или членами наблюдательного совета коммерческой организации. Также они не должны получать зарплату (кроме преподавательской, научной или творческой деятельности).

У сенаторов и мажилисменов есть целый ряд привилегий. Например, их не могут привлечь к уголовной ответственности, арестовать и судить (без согласия палаты), кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких/особо тяжких преступлений.

Парламент находится в столице, поэтому всем депутатам из регионов на время работы предоставляют бесплатное жилье. Кроме того, депутаты получают довольно высокую зарплату — около 700 тысяч тенге в месяц по последним оценкам. Это в 16.5 раз больше, чем минимальная заработная плата в стране (42 500 тенге) и в 12 раз больше, чем модальная, т. е. наиболее часто встречающаяся зарплата (58 тысяч тенге).


ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ И ЛЕГИТИМНОСТЬ

Срок работы действующего мажилиса закончится в 2021 году. Согласно статье 63 Конституции РК, президент может распустить парламент, тогда внеочередные выборы проводятся в течение двух месяцев со дня роспуска.

За всю историю существования ни одни выборы в казахстанский парламент не были признаны миссией ОБСЕ/БДИПЧ соответствующими международным стандартам и обязательствам страны по проведению честных и свободных выборов. В частности, на выборах 2016 года международные наблюдатели подвергли сомнению рекордную явку избирателей и отметили непрозрачность процесса формирования избирательных комиссий.


Иллюстрации: Анар Бакенова


Показать источники

В то же время существуют разные подходы к определенно места и роли парламента как представительного органа страны в механизме государства. Общеизвестно, что парламент олицетворяет законодательную власть. Гессен, например, отмечал, что по самому существу своему законодательная власть не может быть ограничена законом[134].

Парламент в свете теории разделения властей – это общегосударственный представительный орган, главная функция которого заключается в осуществлении законодательной власти. Институт парламента имеет многовековую историю. Первые представительные учреждения с отчетливыми законодательными полномочиями возникли еще во времена античности – это Народное собрание (экклезия) времен Перикла, преобразовавшееся из органа родовой демократии в орган государственной власти; древнеримский Сенат, возникший на основе древних куриантных комиций и ставший высшим учреждением республики. Считается, однако, что родиной современного парламента является Англия – в XIII веке королевская власть была ограничена в соответствии с Великой хартией Вольности (1215 г.) собранием крупнейших феодалов, высшего духовенства и представителей территориальных единиц (графств). Впоследствии подобные представительные учреждения возникли во Франции, Испании, Польше и других странах, которые затем преобразовались в парламентские учреждения современного типа[135].

История парламентаризма суверенного и независимого Казахстана полна драматизма. Как известно, за период суверенитета и независимости Казахстана были приняты две Конституции – в 1993 году и ныне действующая в 1995 году. В обеих Конституциях правовое положение высшего представительного органа существенно различалось. В недалеком прошлом парламент в Казахстане был представлен в лице Верховного Совета – однопалатного представительного органа (монокамерализм)[136]. 13 декабря 1993 года полномочия Верховного Совета Республики Казахстан XII созыва досрочно прекратились путем самороспуска, а 6 марта 1995 года полномочия Верховного Совета XIII созыва также были досрочно прекращены, но путем его роспуска. Здесь необходимо указать на немаловажный момент: Верховный Совет в то время являлся единственным законодательным и высшим представительным органом Казахстана.

Ныне действующая Конституция Республики Казахстан 1995 года правовое положение Парламента определяет как высшего представительного органа Республики, осуществляющего законодательные функции (пункт 1 статьи 49). Здесь отсутствует указание о том, что Парламент является единственным законодательным органом. Это означает, что в предусмотренных Конституцией случаях законодательные функции кроме Парламента может выполнять Президент Республики Казахстан, который при выполнении законодательных функций издает акты в форме законов, а также в форме указов, имеющих силу закона, в том числе имеющих силу конституционного закона. Таким образом, Парламент Республики Казахстан не является единственным законодательным органом страны.




Как известно, законодательные органы государств имеют либо однопалатную, либо двухпалатную структуру, хотя в странах англосаксонской правовой системы парламент – это триединое учреждение. В то же время в парламенте Югославии в 70-х годах было пять палат[138]. Двухпалатная структура парламента обычно встречается в государствах с федеративной формой государственного устройства, однако имеется значительное количество унитарных государств, где парламенты состоят из двух палат. Например, в ряде унитарных государств – Франции, Белоруссии, а также в децентрализованных унитарных государствах - Испании, Италии и в др. действует двухпалатная структура парламента. Тем не менее, такое унитарное государство, как Украина, имеет однопалатный парламент – Верховную Раду. Республика Казахстан, являясь унитарным государством, имеет двухпалатную структуру Парламента, т.е. действует принцип бикамерализма. И это не случайно. Дело в том, что двухпалатная структура законодательного органа способствует принятию более качественных законов, снижает вероятность кризисов в отношениях между государственными органами, делает Парламент более устойчивым и стабильным, снижает негативное влияние местнических и ведомственных тенденций в законотворческой деятельности, что характерно для однопалатного Парламента[139].

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 50 Конституции Парламент действует на постоянной основе. Что это означает? Это означает, что Конституция 1995 года закрепила принцип континуитета, то есть это правило парламентской процедуры, согласно которому, если законопроект не утвержден до конца той сессии парламента, на которой он был внесен, его рассмотрение должно быть возобновлено с соответствующей стадии на следующей сессии, т.е. окончание сессии лишь приостанавливает, а не прерывает законодательный процесс. Принцип континуитета распространён в основном в странах континентальной правовой системы.

Конституция нашей страны, давая подобную характеристику статусу Парламента, закрепляет, во-первых, его представительную природу, представляющем интересы народа Казахстана, и, во-вторых, определяет его функциональное предназначение в системе государственной власти – осуществлять законотворчество. При этом дается характеристика Парламента как постоянно действующего органа, благодаря чему законодательная функция осуществляется непрерывно, что отвечает модели современной государственности и обеспечивает нормальную жизнедеятельность общества и государства[140].

Следует отметить, что ныне действующий Парламент осуществляет только законодательную функцию. Контрольные функции Парламента Республики за исполнением законов, принятых им же, крайне ограничены.

В этой связи вопросах объема законодательной компетенции Парламента Республики Казахстан отметим следующее. В конституционном праве известно, что по характеру закрепленной в конституциях законодательной компетенции парламенты принято делить на три группы: с абсолютно неограниченной, абсолютно ограниченной и относительно ограниченной законодательной компетенцией. Можно сказать, что Парламент Республики Казахстан по Конституции Республики Казахстан 1995 года обладает абсолютно ограниченной законодательной компетенцией, как, например, французский Парламент, который может издавать законы по тем вопросам, которые предусмотрены в статье 34 Конституции Французской Республики 1958 года[145].

Означает ли вышесказанное, что если Конституция Республики Казахстан 1995 года закрепляет исчерпывающий объем полномочий Парламента и его Палат, который не может быть расширен иными законами Республики, то отпадает необходимость в регулировании правового положения Парламента и его Палат иными, кроме Конституции, законами Республики? На наш взгляд, нет, т.к. пункт 4 статьи 49 Конституции Республики устанавливает, что организация и деятельность Парламента, правовое положение его депутатов определяются конституционным законом. Другой вопрос, что иные законы Республики, регулирующие правовое положение Парламента и его Палат, не должны расширять тот объем полномочий (компетенции) Парламента и его Палат, который закреплен в Конституции Республики 1995 года.

Таким образом, если Конституция Республики Казахстан допускает, чтобы организация и деятельность Парламента, правовое положение его депутатов определялись конституционным законом (п.4 ст.49), то данный конституционный закон, должен, на наш взгляд, соответствовать следующим параметрам:

1. Не расширять (не дополнять) тот объем полномочий Парламента и его Палат, установленный непосредственно в тексте Конституции Республики Казахстан;

2. Не противоречить и полностью соответствовать Конституции Республики Казахстан.

Парламент. Сенат и Мажилис, их состав, процесс избрания. Депутаты, их полномочия, независимость, работа в группах. Депутатская этика. Порядок работы парламента. Подготовка и принятие проектов законов.

Парламент и его состав. Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом, принимающим законы. Он состоит из двух палат: Сената и Мажилиса.

Парламент (англ, parliament, фр. parlement от parler — "говорить") — высший представительный орган. Парламент может быть однопалатным или двухпалатным. Обычно в государствах с федеративным устройством создается двухпалатный парламент. Как правило, нижняя палата парламента и однопалатный парламент избираются прямым голосованием.

Сенат и его состав. Сенат — верхняя палата парламента Республики Казахстан.

Сенат (лат. senatus от senex — "старец") — в Древнем Риме Совет знати, высший государственный орган. Сенат берет начало от Совета старейшин из рода патрициев. В настоящее время Сенатом называется верхняя палата парламентов многих государств. В некоторых странах Сенат избирается прямым (США, Италия), в некоторых — многоступенчатым (Франция) голосованием. В некоторых странах состав Сената полностью или частично определяет глава государства.

Сенат парламента Республики Казахстан формируется двумя способами: 1) часть депутатов состоит из лиц, избираемых по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы республики на совместном заседании депутатов всех представительных органов соответственно области, города республиканского значения и столицы республики; 2) семь депутатов Сената назначаются президентом на срок полномочий парламента.

Депутатом Сената может быть гражданин Респуб­лики Казахстан, состоящий в гражданстве не менее пяти лет, достигший тридцати лет, имеющий высшее образование и стаж работы не менее пяти лет, постоянно проживающий на территории соответствующей области, города республиканского значения не менее трех лет.

Мажилис состоит из 67 депутатов, избираемых по одномандатным территориальным избирательным округам, и 10 депутатов, избираемых по партийным спискам. Депутатом Мажилиса может быть гражданин Казахстана, достигший 25 лет.

Депутат парламента не может быть одновременно членом обеих палат; не вправе быть депутатом другого представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподавательской, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации. Депутаты должны работать в парламенте постоянно и быть независимыми.

На первой сессии парламента на совместном заседании его палат депутаты приносят присягу народу Казахстана.

Полномочия депутата парламента Республики Казахстан. Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на сессиях парла­мента и заседаниях его органов, в состав которых он входит. Депутат вправе избиратА и быть избранным в координационные и рабочие органы парламента и его палат; вносить предложения и замечания по повестке дня сессии, предложения о заслушивании на сессии парламента отчета должностных лиц, подотчетных палатам; обращаться с депутатскими запросами, вносить поправки к проекту законов, постановлений, других актов, принимаемых парламентом; знакомить депутатов с обращениями граждан, имеющими общественное значение; осуществлять другие полномочия.

Депутат обязан участвовать в работе парламента и его органов, в состав которых он избран. Депутат лично осуществляет свое право на голосование. Он не вправе передавать свой голос другому депутату. Депутат вправе вносить любые вопросы и предложения на рассмотрение палат, участвовать в подготовке вопросов к рассмотре­нию, в обсуждении и принятии по ним решений, а также в организации проведения в жизнь принятых решений, в контроле за их выполнением.

Депутатский запрос является официально обращенным требованием депутата к должностным лицам государ­ственных органов дать на сессии парламента обоснованное разъяснение или изложить позицию по вопросам, входящим в компетенцию этого органа или должностного лица.

Депутат парламента имеет право обратиться с запросом к премьер-министру и членам правительства, председателю Национального банка, председателю и членам Центризбиркома, Генеральному прокурору, председателю Комитета национальной безопасности, председателю и членам Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета.

Должностное лицо обязано отвечать на запрос на пленарном заседании парламента или палаты. По ответу на депутатский запрос и результатам его обсуждения принимается постановление парламента или его палаты.

Работа депутатов в группах. Депутаты имеют право организовывать в парламенте следующие объединения:

Депутатская группа — объединение депутатов для осуществления своих полномочий, совместной работы в избирательных округах.

Депутат ни от кого независим в своей работе. Воздействие в какой бы то ни было форме на депутата или его близких родственников с целью воспрепятствовать исполнению депутатских обязанностей влечет ответ-

ственность по закону. Должностные лица государственных органов и общественных объединений, органов местного самоуправления, организаций, не выполняющие своих обязанностей перед депутатами, предоставляющие ему заведомо ложную информацию, нарушающие гарантии депутатской деятельности, также несут ответственность по закону.

Депутат и избиратели. Конституция Республики Казахстан отказалась от императивного мандата депутата, при котором избиратели давали наказ своему депутату, и если депутат не оправдывал доверия избирателей, они могли его отозвать.

Во время парламентских каникул депутаты выезжают в свои избирательные округа, встречаются с избирате­лями, рассматривают жалобы, заявления, поступившие от них. Предложения, заявления способствуют правиль­ному и своевременному решению депутатами вопросов, поднимаемых избирателями; депутаты изучают обще­ственное мнение и при необходимости могут вносить предложения в соответствующие органы государственной власти, общественные объединения. По вопросам своей деятельности депутат пользуется правом беспрепят­ственного посещения государственных органов и органи­заций, общественных объединений, правом безотлага­тельного приема их руководителями и другими долж­ностными лицами.

Порядок работы парламента. Парламент осуществля­ет свою работу в сессионном порядке. Сессия состоит из совместных и раздельных палат, бюро палат, постоянных комитетов и совместных комиссий палат. Первая сессия парламента нового созыва созывается Президентом РК не позднее тридцати дней со дня опубликования итогов выборов и избрания не менее двух третей депутатов каждой из палат. Сессия парламента открывается и закрывается на совместных заседаниях Сената и Мажилиса. Наиболее важные вопросы рассматриваются на совместных заседаниях Мажилиса и Сената.

Вопрос о внесении изменений и дополнений в конституцию. Такой вопрос предлагается только президентом. Конституция должна быть стабильной и устойчивой, поэтому в нее нельзя часто вносить изменения. На совместном заседании палат парламента принимаются конституционные законы, которые не вносят изменений в конституцию. При помощи конституционных законов определяются полномочия парламента, президента, правительства, Конституционного совета; I а также судебных органов. При помощи конституционных законов устанавливается порядок проведения выборов президента, в парламент, местные представительные органы (маслихаты), а также референдума.

На совместном заседании Сената и Мажилиса рассма­триваются и утверждаются республиканский бюджет, отчет правительства о его выполнении. Бюджет имеет важное значение для государства, народа, каждого чело­века. Ведь из бюджета выделяются средства на содер­жание государственных школ, институтов, лечебных учреждений, зарплату учителям, медикам, ученым, государственным служащим, на содержание армии и т.д. Поэтому депутаты как представители народа должны строго контролировать, как собираются доходы в бюджет, как и на что расходуются народные деньги.

На совместном заседании Мажилис и Сенат решают вопрос о передаче президенту законодательных полномочий парламента. Если парламент решит, что президенту следует передавать законодательные полно­мочия, тогда президент будет иметь право сам принимать законы. Для того чтобы президент не превратился в законодательный орган, ему предоставляется право принятия законов на срок до одного года.

Мажилис и Сенат на совместном заседании решают и другие важные вопросы.

Подготовка и принятие проектов законов. Депутатам парламента и правительству предоставляется право законодательной инициативы. Это право означает, что только депутаты и правительство имеют право вносить проекты законов на рассмотрение Мажилиса. Граждане, государственные органы (кроме правительства) не имеют права законодательной инициативы, но они могут разрабатывать проекты законов и передавать их депутатам, правительству.

Мажилис детально рассматривает проект закона. Каждая статья, каждое положение проекта обсуждаются отдельно. Затем проект закона ставится на голосование депутатов. Если более половины всех депутатов Мажилиса проголосуют за проект закона, то он считается принятым. После этого проект закона направляется на рассмотрение Сената, который тоже основательно обсуждает проект закона, затем путем голосования решает, принять или отклонить его. Если больше половины депутатов Сената проголосуют за проект закона, то он считается при­нятым. Закон должен быть подписан президентом. Если он подписывает его, то тогда закон начинает действовать, или, как говорят, приобретает юридическую силу.

Президент может не подписать закон, или, иначе говоря, наложить вето. Тогда президент направляет закон в парламент на новое рассмотрение с указанием его недостатков. В этом случае парламент вновь рас­сматривает закон и может учесть замечания президента, после чего закон снова передается на подпись президенту.

Закон является нормативным актом, обладающим, после конституции, высшей юридической силой. Закон не должен противоречить конституции. В то же время все другие нормативные акты не должны противоречить законам. Законы принимаются по наиболее важным вопросам жизни общества, человека.

В конституции записано, что законы принимаются по вопросам прав и свобод граждан, собственности, налогообложения, организации и деятельности государственных органов, государствежой и военной службы, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, обеспечения обороны и безопасности государства и т.п.

Работа парламента проводится на демократической основе. К подготовке проектов законов привлекаются специалисты—юристы, экономисты, социологи, инженеры, медики и др. Для предварительного обсуждения вопросов Мажилис и Сенат проводят парламентские слушания, на которые приглашаются ученые, работники государ­ственных органов, представители общественности, радио, телевидения, газет. По итогам парламентских слушаний принимаются рекомендации депутатам.

1. Из каких палат состоит парламент Республики Казахстан? 2. Каков состав палат парламента и как они избираются (назначаются)? 3. Какое значение для развития общества имеет независимость парламента?

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПАРЛАМЕНТ РК . ВЫСШИЙ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ. 5
1.1. Теоретические и исторические аспекты развития
парламентаризма в мире и РК. 5
1.2. Структура Парламента РК и порядок избрания депутатов 13
1.3. Компетенция Парламента РК. 30

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО.ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СТРУКТУРА ПАЛАТ ПАРЛАМЕНТА РК.


34
2.1. Организационно.правовые формы деятельности и
структура Мажилиса Парламента РК. 34
2.2. Организационно.правовые формы деятельности и
структура Сената Парламента РК. 45
2.3. Законодательный процесс в Парламенте РК. 57

Актуальность данной темы обусловлена тем, что Парламент Республики Казахстан - представительный и законодательный орган Республики. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демо¬кратия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно прини¬мающее наиболее ответственные решения. В передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка. Признание Парламента Республики Казахстан законодательной властью озна¬чает вместе с тем, что ни один закон Республики Казахстан не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен Парламентом (за исключением случаев делегирования законодательных полномочий Президенту РК), а сам Парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полно¬мочий Республики Казахстан и ее Конституции (ст. 61 пункт 3) компетенцией в сфере законодательства.
Мажилис Парламента Республики Казахстан представляет все население Казахстана, а Сенат Парламента Республики Казахстан, часто именуемый верхней палатой, состоит из чле¬нов, представляющих все субъекты Республики Казахстан (области, города республиканского значения и столицу). Сенат Парламента Республики Казахстан призван выражать интересы местностей, региональные мне¬ния и чаяния. Вместе с тем Сенат Парламента Республики Казахстан - государственный орган всего государства. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам Республики Казахстан, а государству в целом, т.е. всему Казахстану.
Анализируя научную литературу можно прийти к выводу, что Парламент Республики Казахстан гармонично вписалось в конституционно-правовую систему Казахстана, без него невозможно представить себе портрет нашего общества.
При написании работы использована литература следующих авторов: Ким В.А., Баймаханова М.Т-М., Баймахановой Д.М., Сартаева С.С., Зиманова С.З., Сапаргалиева Г.С., Копабаева О.К., Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Баглай М.В. Гранкин И.В., Габричидзе Б.Н., Чиркин В.Е. и др. Использован статейный материал, более подробно рассматривающий некоторые проблемы и пути их решения, связанные с работой Парламента Республики Казахстан. Также использовано действующее законодательство Республики Казахстан: Конституция Республики Казахстан, Конституционные законы, законы, Регламенты Парламента и Палат Парламента Республики Казахстан.
Цель данной работы - рассмотреть Парламент Республики Казахстан и его правовой статус.
Задачи работы: охарактеризовать правовой статус Парламента Республики Казахстан, его структуру, порядок формирования, а также рассмотреть компетенцию и структуру Палат Парламента Республики Казахстан.

Дисциплина: Государственное управление
Тип работы: Дипломная работа
Бесплатно: Антиплагиат
Объем: 108 страниц
В избранное:
Цена этой работы: 1900 теңге
Какие гарантий?

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АЛЬ-ФАРАБИ

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО И
АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

ПАРЛАМЕНТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И ЕГО
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС

Научный руководитель: к.ю.н., доцент
Баймаханова Д.М. __________________

Выполнил Асемгалиев Б. ___________

К защите допускается ___ _________________2004 г.
Заведующий кафедрой Конституционного и админис-
тративного права д.ю.н., профессор Кенжалиев З.Ж.
_______________________________

АЛМАТЫ 2004 г.
РЕФЕРАТ

Работа выполнена на тему: Парламент Республики Казахстан и его
конституционно-правовой статус.
Актуальность темы заключается в том, что Парламент Республики
Казахстан, являясь высшим представительным и законодательным органом
является одним из важнейших институтов государства и вносит свой неоценимый
вклад в построение правового государства и гражданского общества.
Работа состоит из ведения, двух глав и четырех параграфов, заключения,
библиографии, четырех приложений, в которых рассматривались основные
аспекты, органы, принципы и компетенция Парламента и Палат Парламента
Республики Казахстан.
При выполнении выпускной работы было использовано 18 нормативно-
правовых актов и 59 единиц специальной литературы.
В ходе работы часто использовались следующие термины: Парламент,
Президент, Правительство, комитет, комиссия, закон, законопроект, депутат,
регламент, бюро, Мажилис, Сенат и т.д.

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПАРЛАМЕНТ РК – ВЫСШИЙ 5
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ.
1.1. Теоретические и исторические аспекты развития 5
парламентаризма в мире и РК.
1.2. Структура Парламента РК и порядок избрания депутатов 13
1.3. Компетенция Парламента РК. 30

ГЛАВА 2. Организационно-правовые формы
деятельности и структура ПАЛАТ Парламента РК. 34
2.1. Организационно-правовые формы деятельности и 34
структура Мажилиса Парламента РК.
2.2. Организационно-правовые формы деятельности и 45
структура Сената Парламента РК.
2.3. Законодательный процесс в Парламенте РК. 57

Актуальность данной темы обусловлена тем, что Парламент Республики
Казахстан - представительный и законодательный орган Республики. Тем самым
устанавливается, что формой государства является представительная, т.е.
опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой
формирование политической воли народа возлагается на народное
представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные
решения. В передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип
народного суверенитета как основы правопорядка. Признание Парламента
Республики Казахстан законодательной властью означает вместе с тем, что ни
один закон Республики Казахстан не может быть издан, если он не рассмотрен
и не одобрен Парламентом (за исключением случаев делегирования
законодательных полномочий Президенту РК), а сам Парламент обладает полной
и ничем не ограниченной в рамках полномочий Республики Казахстан и ее
Конституции (ст. 61 пункт 3) компетенцией в сфере законодательства.
Мажилис Парламента Республики Казахстан представляет все население
Казахстана, а Сенат Парламента Республики Казахстан, часто именуемый
верхней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты Республики
Казахстан (области, города республиканского значения и столицу). Сенат
Парламента Республики Казахстан призван выражать интересы местностей,
региональные мнения и чаяния. Вместе с тем Сенат Парламента Республики
Казахстан - государственный орган всего государства. Его решения и другие
волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам Республики Казахстан, а
государству в целом, т.е. всему Казахстану.
Анализируя научную литературу можно прийти к выводу, что Парламент
Республики Казахстан гармонично вписалось в конституционно-правовую систему
Казахстана, без него невозможно представить себе портрет нашего общества.
При написании работы использована литература следующих авторов: Ким
В.А., Баймаханова М.Т-М., Баймахановой Д.М., Сартаева С.С., Зиманова С.З.,
Сапаргалиева Г.С., Копабаева О.К., Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Баглай М.В.
Гранкин И.В., Габричидзе Б.Н., Чиркин В.Е. и др. Использован статейный
материал, более подробно рассматривающий некоторые проблемы и пути их
решения, связанные с работой Парламента Республики Казахстан. Также
использовано действующее законодательство Республики Казахстан: Конституция
Республики Казахстан, Конституционные законы, законы, Регламенты Парламента
и Палат Парламента Республики Казахстан.
Цель данной работы - рассмотреть Парламент Республики Казахстан и его
правовой статус.
Задачи работы: охарактеризовать правовой статус Парламента Республики
Казахстан, его структуру, порядок формирования, а также рассмотреть
компетенцию и структуру Палат Парламента Республики Казахстан.

ГЛАВА 1. ПАРЛАМЕНТ РК – ВЫСШИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЙ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ.

Поскольку законопроект становится законом, только если принят в
одинаковом тексте в обеих палатах (при двухпалатном парламенте), после
принятия в одной палате в другую (нередко, как отмечалось, законопроект
обсуждается параллельно в обеих палатах, но многие конституции требуют,
чтобы он был принят сначала в нижней палате). Одна из палат, обычно
верхняя, может не согласиться с текстом, принятым другой палатой (вето
палаты). Тогда возникает вопрос о преодолении разногласий палат.
При разногласии палат применяется несколько способов их преодоления: 1)
правило "челнока": проект переходит из одной палаты в другую, пока не будет
принят в одинаковом тексте; 2) создание согласительной комиссии из равного
числа представителей обеих палат; 3) созыв совместного заседания обеих
палат с общим голосованием. Так нижняя палата почти всегда многочисленнее
верхней, закон принимается в редакции нижней палаты. Наконец, вето верхней
палаты может быть преодолено вторичным принятием закона нижней палатой, но
в этом случае обычно требуется квалифицированное большинство, как правило,
23 голосов от общей численности палаты. В некоторых странах (например, в
Испании, Польше) достаточно простого большинства списочного состава палаты.
В Великобритании вето верхней палаты может быть преодолено на другой сессии
парламента, т.е. практически через год.
Особый порядок установлен для принятия бюджетных и финансовых законов.
Законопроект о бюджете вносится только исполнительной властью (президентом,
правительством), поправки депутатов, предлагающие увеличение расходов,
снижение доходов, в большинстве стран невозможны, сроки обсуждения проекта
ограничены (в Великобритании - 26 дней, во Франции - 40). Если бюджет не
будет принят в установленный срок, правительство может временно ввести в
действие проект бюджета или продлить бюджет прошлого года (осуществлять
финансирование по показателям прошлого года). Финансовые законопроекты
всегда вносятся только в нижнюю палату, часто по отношению к таким законам
верхняя палата права вето не имеет. Как отмечалось, государственная казна -
прерогатива нижней палаты, олицетворение народное представительство.
Промульгация и издание закона. После принятия закона парламентом
наступает стадия промульгации закона главой государства. Промульгация
включает несколько элементов. Это удостоверение закона и того факта, что он
принят по должной процедуре, подписание закона, распоряжение о его
опубликовании и исполнении. Глава государства имеет право не подписать
закон (право вето), и тогда он не вступает в силу. О способах преодоления
вето главы государства - введения закона в действие без его подписи - будет
сказано ниже.
Закон вступает в силу с момента опубликования, в указанный в нем срок
или предусмотренный законодательством страны срок вступления законов в
силу, например через 10 дней после опубликования. Если установлен такой
общий срок, конкретный закон может изменить тот порядок, установив для
данного закона свой срок. Сложные законы, затрагивающие широкий круг
регулируемых отношений (например, гражданский кодекс, уголовный кодекс),
обычно вступают в силу через несколько месяцев, что специально
оговаривается в особых законах о введении кодексов в силу. Определенный
срок всегда необходим для того, чтобы население имело возможность
ознакомиться с законом, затрагивающим его права и интересы. Поэтому
неверно, если законы вступают в силу с момента их подписания.
Развитие парламентаризма в Казахстане
Основы современного парламентаризма в Казахстане разработаны
Конституционной комиссией под руководством Президента РК Н. А. Назарбаева.
При этом был использован богатейший опыт развития парламентаризма в странах
с давними демократическими традициями. Казахстанский Парламент пришел на
смену однопалатному органу представительной власти - Верховному Совету,
который впервые был сформирован на основе Конституции Казахской ССР 1937
года, а затем - на основе Конституции Казахской ССР 1978 года и Конституции
РК 1993 года. За время своего существования Верховный Совет избирался
тринадцать раз.
Конституционный закон "О государственной независимости РК", принятый 16
декабря 1991 года, провозгласил принцип разделения государственной власти
на законодательную, исполнительную и судебную ветви, что стало важным шагом
на пути создания парламентаризма в Казахстане.
Конституция РК, принятая в 1993 году признавала Верховный Совет
единственным законодательным и высшим представительным органом республики.
Он был наделен весьма широкими полномочиями, что затрудняло осуществление
принципа разделения государственной власти и создание системы сдержек и
противовесов. Таким образом, Конституция 1993 года содержала в себе
внутренне противоречивую правовую базу государственной власти. В то же
время принятые Верховным Советом законы заложили основные элементы новой
государственной правовой системы.
Конституция РК 1995 года определяет Парламент как высший
представительный орган, осуществляющий законодательные функции. Народ не
только непосредственно, но и через Парламент выражает свою политическую
волю.
Парламент утверждает республиканский бюджет и отчет Правительства и
Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета о его
исполнении, вносит изменения и дополнения в бюджет. Парламент может
одобрить или отклонить Программу Правительства и выразить вотум недоверия
Правительству.
Парламент РК осуществляет свою работу в сессионном порядке. Сессия
Парламента состоит из совместных и раздельных заседаний Палат, Бюро Палат,
постоянных комитетов и совместных комиссий Палат.
Очередные сессии проводятся раз в год, начиная с первого рабочего дня
сентября и по последний рабочий день июня. Сессия Парламента открывается и
закрывается на совместных заседаниях Сената и Мажилиса. Сессия Парламента
открывается Президентом Республики, а в случае его отсутствия -
Председателем Мажилиса.

Заместитель Председателя Мажилиса Парламента

Рабочие органы Мажилиса Парламента

В соответствии с пунктом 1 статьей 60 Конституции РК Мажилис образует
из числа депутатов Палаты постоянные комитеты.
Комитеты палаты являются рабочими органами Мажилиса и создаются для
ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки
вопросов, дачи заключений по вопросам, внесенным на рассмотрение Палатой
Парламента.
Постоянные комитеты самостоятельно определяют внутреннюю форму своей
деятельности.
Избрание председателей постоянных комитетов Мажилиса осуществляется
после определения перечня и количественного состава постоянных комитетов.
Число постоянных комитетов в Палате не должно превышать семи. После
избрания председателей постоянных комитетов Палата избирает членов
постоянных комитетов.
При формировании количественного состава учитывается желание депутатов
работать в том или ином постоянном комитете. При превышении количественного
лимита или недостаточности членов в других постоянных комитетах депутаты
могут перейти в другие постоянные комитеты, или это осуществляется
постановлением Мажилиса по предложению Председателя Мажилиса Парламента.
Количество членов постоянного комитета определяется Мажилисом
Парламента, но не может быть менее 7 депутатов.
Председатель постоянного комитета Мажилиса Парламента избирается на
пленарном заседании Палаты из числа депутатов Мажилиса открытым
голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Палаты.
Кандидатуры на должность председателя постоянного комитета выдвигаются
депутатами Палаты.
Об избрании председателя постоянного комитета Мажилисом Парламента
принимается постановление.
По предложению двух третей от общего числа членов комитета председатель
постоянного комитета может быть отозван от должности, если за это
проголосовало большинство от общего числа депутатов Палаты.
Председатель комитета вправе подать в отставку, которая считается
принятой, если за это проголосовало большинство от общего числа депутатов
Палаты.
В данный момент в Мажилисе Парламента РК осуществляют свои функции
следующие постоянные комитеты: Комитет по аграрным вопросам, Комитет по
международным делам, обороне и безопасности, Комитет по законодательству и
судебно-правовой реформе, Комитет по социально-культурному развитию,
Комитет по вопросам экологии и природопользованию, Комитет по финансам и
бюджету, Комитет по экономической реформе и региональному развитию
В соответствии со статьей 11 Конституционного закона РК “О Парламенте
РК и статусе его депутатов”, Сенат образует свои рабочие органы -
постоянные комитеты из числа депутатов Палаты. Их число не должно превышать
семи. Постоянные комитеты Сената образуются для ведения законопроектной
работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к
ведению Палаты. При образовании постоянных комитетов Сенат определяет их
перечень и количественный состав, а затем избирает председателей комитетов
и их членов открытым голосованием большинством голосов от общего числа
депутатов Сената.
При формировании количественного состава учитывается желание депутатов
работать в том или ином комитете. При превышении количественного лимита или
недостаточности членов в других комитетах, депутаты по желанию могут
перейти в другие комитеты или это делается постановлением Сената по
предложению Председателя Сената.
Численный состав каждого комитета определяется Сенатом, но не может
быть менее шести депутатов.
Председатель Сената Парламента и его заместитель не могут входить в
состав постоянных комитетов Палаты.
Депутат Сената может быть членом только одного комитета Палаты.
На первом заседании Сената после переизбрания половины депутатов Сената
Палата рассматривает вопрос о перечне, количественном составе постоянных
комитетов и избрании председателей комитетов.
В случае необходимости Сенат вправе образовывать новые комитеты,
упразднять ранее созданные или проводить . продолжение

Читайте также: