Гулиев в адвокатура как правовой институт российской демократии

Обновлено: 02.07.2024

Статья 3 Закона об адвокатуре закрепляет следующее соотношение адвокатуры и государства:

- адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов;

- органы государственной власти в целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам бесплатно, при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.

Под гражданским обществом[6] принято понимать сферу саморегулирования и самоуправления граждан и их добровольных объединений, независимую от прямого вмешательства государства. Именно независимость от государства вкупе с осуществлением публичной функции урегулирования общественных отношений составляют основные признаки гражданского общества. Таким образом, определяя адвокатуру как институт гражданского общества, законодатель устанавливает, что она отделена и независима от государства, но в то же время выполняет публично-правовые функции.

Независимость от государства означает прежде всего не включенность адвокатуры в систему государственных органов. Вопросы организации ее деятельности, приобретения и прекращения статуса адвоката, привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности она решает самостоятельно через систему органов корпоративного самоуправления. Кроме того, Закон об адвокатуре предусматривает ряд гарантий независимости адвокатуры, среди которых запрет вмешательства в ее деятельность со стороны каких-либо государственных органов или должностных лиц, особый порядок привлечения адвоката к уголовной ответственности, невозможность привлечения адвоката к ответственности за выраженное им при осуществлении своей профессиональной деятельности мнение, институт адвокатской тайны, функционирование адвокатуры на основе принципов законности и самоуправления и др. (ст. 3,18 Закона об адвокатуре).

[1] Законодательно это понятие не закреплено.

Вопрос 1. Российская адвокатура по судебным уставам 1864 г.

Вопрос 1. Российская адвокатура по судебным уставам 1864 г. После отмены крепостного права Александр II принял решение «водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и

Вопрос 3. История становления адвокатуры с 1864 г. до 1917 г. Контрреформы. Попытки уничтожения независимости российской адвокатуры.

Вопрос 3. История становления адвокатуры с 1864 г. до 1917 г. Контрреформы. Попытки уничтожения независимости российской адвокатуры. Основной функцией адвокатуры в пореформенный период стало правозаступничество. С 1890 г. развивается коллективная форма адвокатуры в виде

Вопрос 4. Упразднение традиционной российской адвокатуры Декретом о суде N 1 от 22 ноября 1917 г. Создание советской адвокатуры. Положение об адвокатуре от 26 мая 1922 г.

Вопрос 4. Упразднение традиционной российской адвокатуры Декретом о суде N 1 от 22 ноября 1917 г. Создание советской адвокатуры. Положение об адвокатуре от 26 мая 1922 г. Смена политической власти в России привела к изменению направления развития адвокатуры. Марксистская теория

Статья 3. Адвокатура и государство

Статья 3. Адвокатура и государство 1. Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.2. Адвокатура действует на основе принципов

1.1.6. Нотариальные органы, адвокатура

1.1.6. Нотариальные органы, адвокатура Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ и иными нормативными правовыми актами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных

§ 5. Органи юстиції та адвокатура

§ 5. Органи юстиції та адвокатура Специфіка взаємовідносин органів юстиції та адвокатури визначається тим, що остання є громадською організацією, яка діє на засадах самоврядування, самостійно розв’язуючи всі свої внутрішні питання. Тому основною рисою цих

§ 5.3. Формирование гражданского общества в России

§ 5.3. Формирование гражданского общества в России В течение последнего десятилетия России удалось существенно продвинуться по пути строительства гражданского общества. За сравнительно короткий по историческим меркам промежуток времени в стране возникли и достаточно

78. Адвокатура

78. Адвокатура Адвокатом является лицо, получившее в установленном порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым советником по правовым вопросам, он не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за

120. Адвокатура

120. Адвокатура Адвокатура — профессиональная, самоуправляемая организация, созданная для оказания юридической помощи гражданам и организациям. Она не является правоохранительным органом, однако ее деятельность имеет большое значение для защиты нарушенных прав и

53. Адвокатура

ЛЕКЦИЯ № 1. Адвокатура: понятие, роль в обществе, основные принципы

ЛЕКЦИЯ № 1. Адвокатура: понятие, роль в обществе, основные принципы 1. Адвокатура и ее назначение в обществеСогласно ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государство гарантирует защиту прав человека и гражданина в Российской Федерации. В другой конституционной норме (ст. 46)

1. Адвокатура и ее назначение в обществе

1. Адвокатура и ее назначение в обществе Традиционно было принято считать, что роль адвокатуры в нашей стране сводилась лишь к обеспечению подозреваемому, обвиняемому или подсудимому права на защиту в суде, оказанию консультационной помощи и представительству в

Значение образования в сфере АРС для эффективного развития в России институтов саморегулирования гражданского общества и повышения правовой культуры делового сообщества

Значение образования в сфере АРС для эффективного развития в России институтов саморегулирования гражданского общества и повышения правовой культуры делового сообщества А. С. КОМАРОВ, заведующий кафедрой частного права Всероссийской академии внешней торговли,

31. АДВОКАТУРА

31. АДВОКАТУРА Основной задачей адвокатуры является оказание юридической помощи гражданам и организациям. Адвокатура содействует охране прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению законности, воспитанию граждан в

Целью данной курсовой работы является изучение правовых принципов деятельности адвокатуры, их взаимосвязь, характеристика каждого из принципов.
Для достижения поставленных целей решались следующие задачи:
- исследование сущности правового принципа и адвокатуры;
- проведение анализа правовых принципов деятельности адвокатуры;
- изучение вопросов деятельности адвокатуры;

Работа состоит из 1 файл

принципы адвокатской деятельности.doc

Положение об одинаковых правовых гарантиях деятельности и принципа независимости адвокатов следует из смысла Документа Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (Москва, 1991 г.), в котором признана необходимость государственного, а значит, и законодательного закрепления гарантий независимости судей и юристов-практиков, в том числе адвокатов. Обязанность государства обеспечить защиту прав и свобод граждан следует из положений статей 2, 17, 18 и 45 Конституции Российской Федерации и реализуется в том числе принятием соответствующего законодательства о гарантиях независимости защитника-адвоката.

В значительной степени независимость адвоката позволяет последнему активно защищать права человека и основные свободы, гарантированные Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, реализуя конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи (статья 48), добиваться защиты прав и свобод своих подзащитных в судебных и иных учреждениях. При этом используется принцип гуманизма.

Статьей 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации в ее правовую систему включены общепризнанные принципы, нормы международного права, международные договоры Российской Федерации и установлен их приоритет над федеральными законами.

Именно дополнение федеральных законов общепризнанными принципами и нормами международного права о гарантиях адвокатской независимости позволяло в 1997 году властям утверждать, что в Российской Федерации обеспечивается конституционный принцип равноправия (статья 19) граждан перед законом, равноправия сторон в судопроизводстве (статья 123 часть 3) и конституционные права на юридическую помощь (статья 48), право на судебную защиту (статья 46) и защиту государством (статья 45), гарантированные правосудием (статья 18), и что российские власти соблюдают свои международные обязательства о гарантиях безопасности и иммунитета адвокатов в связи с их профессиональной деятельностью по защите прав человека и гражданина.

Согласно части второй статьи 1, Уголовный кодекс РФ основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права. Этими же нормами в России должен обеспечиваться уголовно-правовой принцип равноправия граждан перед законом, предусмотренный статьей 4 УК России.

Указанный принцип включает в себя не только формальное провозглашение равных прав, но и установление возможности в равной степени гражданам реализовать провозглашенные законом права. Одним из важнейших институтов защиты прав граждан является институт адвокатуры - самоуправляемое профессиональное объединение независимых защитников. Непременным условием деятельности адвокатов является их процессуальная, организационная и материальная независимость от органов власти, которым часто приходится оппонировать адвокату, защищающему права и интересы доверителей. Современная юридическая практика доказывает необходимость деятельности независимого юриста-практика, в том числе и адвоката, свободного от давления, шантажа, угроз и преследований в связи со своей профессиональной правозащитной деятельностью. Для реализации этих принципов деятельности адвокатов российские власти обязались соблюдать положения Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (Копенгаген, 29 июня 1990 г.), отмечая, что только использование возможностей защиты, осуществляемой независимыми адвокатами, позволяет стороне реализовать возможности законной защиты своих прав, интересов и свобод. С этой целью пунктом 5.13 закреплено обязательство властей гарантировать независимость адвоката, в частности в том, что касается условий их приема на работу и практики.

Из содержания указанных выше международных актов и статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации следует обязанность российских властей обеспечить безопасные условия работы не только представителей обвинения (прокурора, следователя), но и адвоката - в связи с выполнением последним своих профессиональных обязанностей защитника в уголовном судопроизводстве.

Для того, чтобы адвокат мог осуществлять свои функции и был полезным в судебном споре, ему, как "свободному институту" защиты прав человека, всей своею мощью государство обязано обеспечить гарантии независимости, включая гарантии личной безопасности, а так же соблюдать принципы деятельности адвокатуры.

Как рабочему нельзя - опасно - использовать в работе неподготовленный, непроверенный инструмент, так и гражданину нельзя - опасно - пользоваться помощью адвоката незащищенного, зависимого от третьих лиц (а может быть, и от ответчика в лице государства). Это опасно, вредно для свидетеля, подозреваемого, обвиняемого и для самого адвоката, а также в целом для правосудия.

Подводя итог проделанной работы необходимо отметить, что правовые принципы, лежащие в основе деятельности адвокатуры в Российской Федерации, как института адвокатуры, достаточно хорошо описана в специальной литературе. Необходимо отдать должное усилиям адвокатских образований всех уровней в вопросах продвижения предложений по совершенствованию этой деятельности.

Подводя общий итог, отметим, что адвокатура является тем правовым институтом, который призван на профессиональной основе обеспечивать защиту прав свобод и интересов физических и юридических лиц, посредством соблюдения и исполнения правовых принципов адвокатскими работниками.

Проводя анализ и исследование принципов деятельности адвокатуры РФ, с законодательством международных стран, можно отметить, что Российское законодательство соответствует нормам международного права, и в какой то части, даже совпадает с нормами международного законодательства.

Деятельность российской адвокатуры с первых шагов ее становления была подчинена гуманистической задаче - оказания правовой помощи населению, обеспечения защиты обвиняемого и представительство интересов других участников процесса. Фундаментальными основами ее деятельности были самоуправление, независимость от государственных органов, соблюдение нравственных требований профессии, законность, и другие принципы.

Реализация этих положений на разных этапах развития адвокатуры зависела в значительной мере от ее организационных основ формирования и устройства адвокатских коллективов, характера правовой и политической системы государства. Четко прослеживается закономерность: степень независимости и суверенности адвокатуры определяется зрелостью демократических институтов государства. В свою очередь правовой статус адвокатуры всегда являлся определенным показателем защищенности личности и одним из индикаторов, свидетельствующих об успехах в продвижении к правовому государству и развитому гражданскому обществу.

Определение адвокатуры как института гражданского общества, профессионального сообщества адвокатов, ставящего целью защиту прав, свобод и интересов личности, общества и государства, признание публичного характера деятельности адвоката, регламентация условий и порядка приобретения и лишения статуса адвоката, регулирование форм организации адвокатской деятельности, основанное на принципах независимости, самоуправления, корпоративности и равноправия адвокатов, - таковы в самом общем виде положения вновь принятого законодательства об адвокатуре, принятого в соответствии с Конституцией 1993 года и ратифицированными международными актами.

Список используемых материалов и литературы

1. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета, №237, 25.12.93;

3. Кодекс профессиональной этики адвоката (принят Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003) (ред. от 08.04.2005) // Российская газета, N 222, 05.10.2005;

5Роль адвокатуры в становлении гражданского общества в России: Монография. - М., 2002. - С. 39-40;

6. Панько Н. Деятельность адвоката-защитника по обеспечению состязательности. С. 89;

11. Адвокатура России: Учебное пособие. - М.: Институт международного права 2000;

12. Правоохранительные органы Российской Федерации / Под ред. В.П. Божьева. М., 1997;

13. Роль и задачи российской адвокатуры: Сб. статей, адвокатуры / Под ред. А.Я. Сухарева. - М., 1972;

14. Бернам У., Решетникова И.В., Пришляков А.Д. Судебная адвокатура. – СПб., 1996;

15. В Закон об адвокатуре необходимы продуманные поправки // Адвокат. – 2004. – № 7;

16. Адвокатура, гражданское общество, государство // Адвокат. – 2004. – № 12.

17. Грудцына Л.Ю. Российской адвокатуре 140 лет: историческая ретроспектива // Адвокат. – 2004. – № 10, 11.

18. Гулиев В. Адвокатура как правовой институт российской демократии // Российский адвокат. – 1995. – № 1.

19. О некоторых нормах законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре // Адвокат. – 2004. – № 11.

21. Резник Г.М. Неопределенностью закона кто-то обязательно воспользуется, чтобы извратить его действительный смысл // Адвокат. – 2004. – № 11.

22. Хаски Ю., "Российская адвокатура и советское государство", М., 1993;

23. И. Ю. Сухарев. Адвокатура России: что и кто мешает ее развитию и эффективной деятельности. Журнал "Юрист", 1995, № 2 (4);

24. Клигман А.В. Актуальные проблемы российской адвокатуры // Проблемы профессиональной правозащиты в России: Материалы научно-практической конференции. - М., 1996;

25. Этина Т.С. Правовое регулирование организации и деятельности российской адвокатуры // Актуальные проблемы правоведения .- Кемерово, 1995.

[1] Степанов А. Каким быть закону об адвокатуре России // Российская Юстиция. 2004. № 3. С.11.

[3] Трошина С. М. Правовой статус адвоката //Трудовое право. -2004. - № 7. - С. 32.


Анализируя различные виды профессиональных правонарушений, автор обосновывает такой их состав, как узурпация власти в органах адвокатского самоуправления. Автор на конкретных примерах демонстрирует опасность узурпации власти для самого существования адвокатской корпорации России.

Адвокатура как профессиональное сообщество адвокатов обладает своей организационной структурой. Эта организационная структура, реализуя делегированные ей функции, обеспечивает реализацию адвокатской деятельности на территории Российской Федерации. На порядок и те цели, для достижения которых этот порядок организован, и могут покушаться некоторые адвокаты. Эта их деятельность может быть весьма разрушительной и может привести к ослаблению и даже к ликвидации российской адвокатуры.

Выделение профессиональных правонарушений, направленных против власти органов адвокатского самоуправления, произошло благодаря рецепции составов преступлений, закрепленных в разделе X Уголовного кодекса РФ, а именно – преступления против государственной власти. Однако, в отличие от российского уголовного законодательства, в котором содержатся запреты посягательств на государственную власть извне, т. е. со стороны части населения или отстраненных от власти элит, профессиональные правонарушения, направленные против интересов адвокатской корпорации, есть покушение на корпорацию изнутри, а именно со стороны самой управляющей адвокатской элиты.

Субъектный состав профессионального правонарушения против порядка управления органами адвокатского самоуправления охватывает всех лиц, обладающих статусом адвоката. Однако исполнителем этого профессионального правонарушения может выступать лишь адвокат, обладающий властными полномочиями в органах адвокатского самоуправления. Другие адвокаты будут являться пособниками. Так как адвокатская корпорация обладает двухуровневой системой управления – Федеральная палата адвокатов и адвокатские палаты субъектов Российской Федерации, можно выделить два вида субъектов: федеральные и региональные субъекты. К федеральным субъектам относятся: президент и вице-президенты Федеральной палаты РФ, члены Совета Федеральной палаты адвокатов и иные адвокаты, занимающие должности в структуре Федеральной палаты. К региональным субъектам можно отнести президента и вице-президентов адвокатской палаты субъекта РФ, членов Совета адвокатской палаты, адвокатов, членов квалификационной комиссии, членов ревизионной комиссии и иных адвокатов, занимающих должности в структуре адвокатской палаты субъектов РФ.

Основным объектом рассматриваемого профессионального правонарушения выступает порядок управления органами адвокатского самоуправления, обеспечивающий их функционирование в целях оказания квалифицированной юридической помощи адвокатов. В этом объекте можно выделить отдельные подобъекты, которые являются основанием выделения отдельных составов правонарушений против порядка управления органов адвокатского самоуправления.

Основываясь на выделении отдельных подобъектов, определим следующие виды профессиональных правонарушений, направленные против власти органов адвокатского самоуправления: узурпация и злоупотребление властью.

Узурпация лицом власти в органах адвокатского самоуправления (далее – узурпация власти). Власть, находящаяся в руках выборных органов, является неотъемлемым атрибутом управления адвокатской корпорацией. Присущее большинству индивидов качество использовать власть для злоупотреблений предопределяет желание властных лиц эту власть за собой закрепить и удержать всеми возможными средствами. Под узурпацией власти в органах адвокатского самоуправления понимаются незаконные действия лица, направленные для предотвращения лишения его должности в органах адвокатского самоуправления. Двухэтапный процесс узурпации власти переопределяет и два вида противоправного деяния: захват и удержание власти.

Практика показала, что с принятием подобных поправок шаги, направленные на консервацию адвокатских элит в регионах, только начались. В связи с тем, что адвокатское сообщество, в целом, вяло среагировало на начавшийся процесс узурпации власти, он пошел все убыстряющимися темпами. Закон об адвокатуре содержит в себе защитный механизм, препятствующий захвату власти в адвокатском сообществе одними и теми же лицами. Так, срок полномочий президента адвокатской палаты не может быть более восьми лет. 30 сентября 2010 г. Совет Адвокатской палаты Приморского края избрал Бориса Петровича Минцева президентом палаты на третий срок. В этот же день Совет Адвокатской палаты Челябинской области избрал на третий срок Александра Григорьевича Шакурова.

Сразу же возник вопрос, как это событие согласуется с законом, который ограничивает пребывание президента адвокатской палаты на своей должности двумя сроками? На наш запрос администратор официального сайта Адвокатской палаты Приморского края пояснил следующее: Обращаем Ваше внимание, что действие пп. 1 (в редакции Федерального закона от 20.12.2004 г. № 163-ФЗ) в части ограничения сроков пребывания президентов адвокатских палат и Федеральной палаты адвокатов в должности не распространяется на отношения, возникшие до вступления в силу Федерального закона от 20.12.2004 г. № 163-ФЗ (ст. 3 Федерального закона от 20.12.2004 г. № 163-ФЗ).

В случае с исчислением сроков президентов адвокатских палат все даже проще. Не был принят новый закон, просто в него было внесено ограничение о количестве сроков пребывания на должности. Поправку о том, что ограничение сроков пребывания президентов адвокатских палат в должности не распространяется на отношения, возникшие до вступления в силу Федерального закона, необходимо понимать так, что, если президент переизберется сразу же после принятия поправок (для этого необходимо всего лишь собрать совет адвокатской палаты), то этот его срок будет считаться первым. На момент вступления поправок в силу, президенты Адвокатской палаты и Приморского края, и Челябинской области (впрочем, как и все президенты адвокатских палат России) не прекратили свои полномочия, а досидели свой срок уже под ограничением. Значит, этот срок считается первым по смыслу ч. 3 ст. 31 Закона об адвокатуре. Представим фантастическую ситуацию, когда в 2011 г., в результате новых поправок в Закон об адвокатуре, срок полномочий президентов ограничится уже одним сроком. Следовательно, в 2014 г. президентов Адвокатской палаты Приморского края и Челябинской области опять переизберут, так как, по их логике, этот срок будет для них первым.

Отличие ситуации с Борисом Николаевичем от ситуации с президентами адвокатских палат заключается в том, что первый президент России сам публично отказался от юридически нелепого обоснования продления своей власти. Он не мог, будучи личностью, со стойким демократическим сознанием, своим поведением предать свои идеалы. Что же подтолкнуло на этот шаг президентов адвокатских палат? Может быть, какие-то выдающиеся моральные и административные способности президентов с истекшими сроками? Но среди 1200 адвокатов Приморья и 1066 адвокатов Челябинской области можно было найти достойных кандидатов на смену. В конце концов, в России уже давно изобретен институт правопреемника. Приведенные факты свидетельствуют о том, что по уровню демократичности адвокатская корпорация опустилась даже ниже российского государства.
Для предотвращения захвата власти во втором властном органе – Совете адвокатской палаты – Закон об адвокатуре устанавливает ротацию (обновление) совета один раз в два года на одну треть. Но в практике работы Советов установилось правило, что две трети состава Совета не изменяются (постоянные члены), а одна треть временная (одноразовая) и подлежит замене каждые два года.

Создание условий, способствующих несменяемости руководства органов адвокатского самоуправления, наказывается лишением права занимать должности в органах адвокатского самоуправления сроком до восьми лет.

Одновременное занятие должностей в руководстве органов адвокатского самоуправления супругами или близкими родственниками наказывается лишением права занимать должности в органах адвокатского самоуправления сроком до четырех лет.

Введение цензуры или ограничение иными способами свободы выражения адвокатом своего мнения по поводу функционирования адвокатского сообщества наказывается лишением права занимать должности в органах адвокатского самоуправления сроком до восьми лет.

Привлечение адвоката к профессиональной ответственности из-за несогласия с решениями органов адвокатского самоуправления наказывается лишением права занимать должности в органах адвокатского самоуправления сроком до четырех лет.

При всем изложенном, сама по себе узурпация власти не является чрезмерно социально опасной. Однако она влечет за собой весьма негативные последствия, к которым можно отнести: попадание адвокатских элит под контроль правоохранительных органов, финансовые злоупотребления, неисполнение адвокатскими палатами своих функций и т.п.

Мельниченко Р.Г. Узурпация власти, как самостоятельное профессиональное правонарушение адвоката. // Вестник Волгоградской академии государственной службы. № 1/6. 2011. С. 5-10.

опрошенных адвокатов столкнулись с применением к ним физического насилия сотрудниками правоохранительных органов

В рамках доклада эксперты предприняли попытку обобщить информацию о нарушениях профессиональных прав российских адвокатов, содержащуюся в материалах международных организаций, российских и зарубежных некоммерческих организаций, практике Европейского Суда по правам человека и Конституционного Суда России. В рамках исследования в апреле 2020 года мы провели опрос среди российских адвокатов, чтобы узнать о распространённости нарушений и эффективности существующих средств правовой защиты профессиональных прав адвокатов.

Все выявленные нарушения были разбиты на четыре категории:

Адвокатам необходимо иметь возможность встречаться с клиентами наедине, то есть в условиях, которые позволяют обеспечить конфиденциальность переговоров. Это указывается в Своде принципов защиты всех лиц, которые были задержаны или заключены в какой бы то ни было форме. Генеральная Ассамблея ООН утвердила этот Свод Резолюцией в декабре 1988 года. Основополагающим является право адвоката на доступ к клиенту: оно составляет оборотную сторону равного по важности права обвиняемого на адвокатскую защиту на всех стадиях уголовного процесса. Чаще всего подозреваемый подвергается запугиванию непосредственно после ареста, поэтому именно тогда адвокаты должны выполнить свою задачу по защите клиента: потребовать предоставления всех гарантий защиты прав человека задержанному с момента лишения его свободы.

Международные стандарты говорят о том, что государства должны гарантировать юристам защиту при исполнении последними своих профессиональных обязанностей. Например, власть должна обеспечивать адвокатам защиту при угрозе их безопасности, заботиться о наличии доступа к необходимой для работы информации, поддерживать свободу выражения мнения профессиональных защитников. Рекомендация Комитета министров Совета Европы закрепляет ряд иммунитетов адвокатов. Среди них – защита от преследования за осуществление профессиональной деятельности и обеспечение конфиденциальности общения с клиентами.

Согласно международным принципам поведения юристов, взаимоотношения адвоката и суда регулируются этическими требованиями. Среди них – честность, чистота и беспристрастность. Взаимными обязательствами связаны и судьи: они должны соответствовать высоким стандартам поведения, потому что это напрямую влияет на укрепление общественного доверия к судебным органам. Несмотря на это, в своей работе адвокаты сталкиваются с нарушением профессиональных прав судом.

Международные и российские неправительственные организации отмечают, что суды часто игнорируют заключения независимых экспертиз. Как правило, суды в России отдают предпочтение выводам экспертизы, которая проводилась по инициативе обвинения. Это усугубляет и без того неравное положение сторон в процессе. Беспокойство вызывает, что адвокаты зачастую становятся жертвами преследования со стороны властей. Российские правозащитные организации выделяют проблемы с физическим насилием над адвокатами в отдельную категорию – в некоторых случаях оно применяется после спорного решения об удалении защитника из зала суда.

Одно из главных условий существования юридической профессии как независимого института – независимость организаций, которые объединяют её представителей. Именно такие организации составляют кодексы профессионального поведения. Это даёт представителям адвокатского сообщества возможность устанавливать и отстаивать собственные стандарты или дисциплинарные процедуры. Из-за обособленности и самостоятельности адвокатуры любые государственные реформы в этой сфере должны обсуждаться и быть прозрачными и для профессиональных адвокатов, и для граждан.

Российские неправительственные организации указывали, что процедура дисциплинарного производства в стране в целом демократична: у привлекаемого к ответственности юриста есть широкие права, список поводов для начала производства – короткий и исчерпывающий, а на заседаниях сохраняется презумпция добросовестности и невиновности адвоката. Из недостатков эксперты выделили то, что обжаловать решение Совета адвокатской палаты можно только по процедурным основаниям. Скептично в неправительственных организациях смотрят и на управление руководством палаты процедурой дисциплинарного производства. Это приводит к сосредоточению большого количества полномочий в одних руках.

Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Несмотря на это задачи, возложенные на нее, имеют государственное значение и отражают публичный интерес общества.

Представительство интересов граждан в конституционном, уголовном, административном и гражданском судопроизводстве направлено не только на удовлетворение интереса одного частного лица, но и на обеспечение принципа состязательности судебного процесса, достижение истины, охрану прав граждан и тем самым на создание демократического правового государства, провозглашенного Конституцией Российской Федерации, что не может не быть принципиально важным не только для отдельных лиц, но и для общества в целом. В отличие от общественных объединений, созданных на основании Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях", адвокатура выполняет государственно-значимую функцию в сфере отправления правосудия, относящуюся к защите интересов не самих членов объединения, а неограниченного круга физических и юридических лиц, нуждающихся в помощи, оказываемой адвокатами.

Следовательно, адвокатуре как особому инструменту гражданского общества присущ публично-правовой статус. Ведь адвокатура представляет интересы не своих членов, а неограниченного числа лиц, обратившихся за юридической помощью. Адвокат - это лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Согласно ст. 9, 11 и 26 Закона об адвокатуре для получения статуса адвоката необходим стаж работы по юридической специальности не менее двух лет, либо стажировка в адвокатском образовании от одного года до двух лет, а также сдача квалификационного экзамена.

При этом адвокаты, в отличие от юрисконсультов, находясь организационно в адвокатских кабинетах, коллегиях, бюро и консультациях, без отношений соподчиненности с заказчиком и не будучи связанными со спецификой деятельности организации-работодателя, всегда имели и имеют более широкую область деятельности и возможность комплексного и нетрадиционного подхода к разрешению сложных проблем. Кроме того, адвокат, в силу принадлежности к адвокатскому сословию, имеет ряд законодательно закрепленных преимуществ перед остальными юристами. Например, адвокаты допускаются в качестве защитника в уголовном судопроизводстве. По определению или постановлению суда в качестве защитника наряду с адвокатами могут быть допущены один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый.

Под адвокатами принято понимать особых субъектов гражданского общества, оказывающих квалифицированную юридическую помощь гражданам и организациям, представляющих их интересы в государственных органах и общественных организациях. В сложившейся ситуации авторитет института адвокатуры как одного из элементов судебной системы (причем направленного на обеспечение прав и свобод человека и гражданина) стал неизбежно повышаться.

В развитие конституционной нормы в Законе об адвокатуре дано четкое определение основного направления адвокатской деятельности - оказание квалифицированной юридической помощи. Принятие Закона об адвокатуре юридически оформило принадлежность адвокатуры к институтам гражданского общества и возложение на нее отдельных публично-правовых функций.

Адвокатские полномочия в сфере оказания юридической помощи и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина в России, предусмотренные ч. 2 ст. 2 Закона об адвокатуре, можно классифицировать на три группы:

1. Консультативно-претензионная деятельность: дача консультаций и справок по правовым вопросам в устной и письменной форме; составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

2. Представительская деятельность в суде (представительство интересов доверителя в судебных органах): в конституционном судопроизводстве; в гражданском и административном судопроизводстве; в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях; в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;

3. Представительская деятельность в иных государственных и негосударственных органах: в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях; в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами РФ; в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания; в налоговых правоотношениях. При этом адвокат вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.

В Чеченской Республике надзор за деятельностью адвокатуры осуществляет Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чеченской Республике, располагающееся по адресу: г. Грозный, пр. А.А. Кадырова, д.3/25.

Читайте также: