Гражданство как институт конституционного права республики казахстан урок 1

Обновлено: 17.05.2024

Гражданство является одним из важнейших конституционно-правовых институтов. Гражданство – это особое правовое отношение между лицом и государством, которое включает в свое содержание как государственно-правовые отношения в широком смысле, так и конституционно-правовые отношения в частности.

Можно выделить следующие конституционные принципы гражданства (ст. ст. 10, 11 и другие положения Конституции):

- принцип единого и равного гражданства независимо от оснований его приобретения;

- принцип нелишения гражданства ни при каких условиях;

- принцип нелишения права изменения своего гражданства;

- принцип не изгнания граждан за пределы Казахстана;

- принцип непризнания двойного гражданства;

- принцип не выдачи граждан иностранному государству;

- принцип гарантированности защиты и покровительства своих граждан за пределами Республики;

-обладание гражданством порождает не только права, но и обязанности.

Однако следует указать на то, что конституционный постулат о равенстве гражданства независимо от оснований его приобретения не является абсолютным и имеет одно исключение. А именно в вопросах выбора Президента Республики Казахстан. Это несмотря на то, что пункт 3 статьи 39 Конституции устанавливает, что права и свободы, предусмотренные статьей 10 Конституции, ни в каких случаях не подлежат ограничению. В частности, пункт 2 статьи 41 Конституции Республики устанавливает, что Президентом Республики может быть избран гражданин Республики по рождению. Иначе говоря, не все граждане Республики Казахстан обладают правом избираться и быть избранными Президентом Республики, а только те, которые являются гражданами Республики Казахстан по рождению. Тем самым, граждане Республики Казахстан не по рождению, например, натурализованные граждане Республики ограничены в таком праве, как право избираться и быть избранными Президентом Республики Казахстан. Поэтому конституционные положения пункта 2 статьи 41 по вопросу о том, что Президентом Республики может быть избран гражданин Республики по рождению и пункта 1 статьи 10 Конституции, в котором устанавливается равенство гражданства Республики Казахстан независимо от оснований его приобретения, входят в противоречия друг с другом. Наверняка при выдвижении кандидатов в Президенты Республики положения пункта 2 статьи 41 Конституции по вопросам основания приобретения гражданства кандидатом в Президенты будут иметь юридический приоритет перед нормой пункта 1 статьи 10 Конституции. Значит, основание приобретения гражданства Республики Казахстан имеет значение в вопросах требований, предъявляемых к кандидату на должность Президента Республики Казахстан.

Принцип не изгнания граждан за пределы Казахстана (п.2 ст.10) также имеет важнейшее значение и вытекает из конституционного утверждения Республики Казахстан демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы (п.1 ст.1). Данный конституционный принцип означает, что к гражданам Республики не может применяться экспатриация. Экспатриация – это высылка лица за пределы страны гражданства, происхождения или постоянного проживания. Экспатриация возможна также после процедуры лишения лица гражданства. Экспатриация, как и лишение гражданства, поражает многие права и свободы человека. Поэтому законодательство Республики Казахстан содержит конституционный запрет изгнания граждан Республики за пределы Казахстана. Насильственное выдворение лиц за пределы Республики допускается в отношении иностранных граждан за нарушение ими правил пребывания на территории Республики Казахстан и за иные нарушения, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

Принцип непризнания двойного гражданства (п.3 ст.10). Двойное гражданство или множественное гражданство – это принадлежность лица одновременно к гражданству двух (бипатризм) и (или) более государств, подтверждающаяся соответствующими документами. Состояние многогражданства может возникнуть: по рождению, когда у граждан рождается ребенок на территории другого государства и ребенок автоматически приобретает гражданство этого государства, а по закону прежнего государства родившийся ребенок приобретает гражданство своих родителей; в результате приёма лица в гражданство другого государства, если оно одновременно не утрачивает прежнее гражданство; восстановления в гражданстве лица, ранее утратившего его по различным причинам с сохранением (признанием) за ним приобретённого иностранного гражданства; официального разрешения государства приобрести гражданину гражданство иного государства при сохранении прежнего гражданства и по другим причинам.

В отличие от Конституции Республики Казахстан 1995 года, которая не признает за гражданами Республики гражданства другого государства, Конституция Российской Федерации 1993 года в части 1 статьи 62 устанавливает, что гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Часть 2 этой же статьи определяет, что наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым, Российская Федерация на основе бланкетной нормы своей Конституции допускает институт двойного гражданства 81 . Здесь, по-видимому, в основном сыграл свою роль как политико-исторический, так и национально-этнический фактор, связанный с политикой государства по обеспечению защиты и покровительства граждан Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации.

Принцип не выдачи граждан иностранному государству (п.1 ст.11) не имеет абсолютного характера, несмотря на то, что данная конституционная норма в соответствии с пунктом 3 статьи 39 Конституции по вопросам прав и свобод ни в каких случаях не подлежит ограничению. Об этом косвенно свидетельствует пункт 1 статьи 11 Конституции Казахстана, который гласит, что гражданин Республики Казахстан не может быть выдан иностранному государству, если иное не установлено международными договорами Республики. Если выдача граждан Республики Казахстан иностранному государству будет установлена международным договором, ратифицированным Республикой, то Казахстан должен выдать своего гражданина иностранному государству, например, для его привлечения к юридической ответственности и (или) отбывания наказания на территории иностранного государства (экстрадиция).

Принцип гарантированности защиты и покровительства своих граждан за пределами Республики имеет актуальное значение, когда каждый, в том числе и граждане Республики в соответствии с пунктом 2 статьи 21 Конституции Республики обладают правом выезжать за пределы Республики. Граждане Республики Казахстан по разным причинам выезжают за пределы Казахстана: командировка, учеба, частные приглашения, туристические поездки и др. Из средств массовой информации хорошо известно, что если гражданин того или иного государства (России, США, Израиля, Болгарии и др.) попадает в беду (задержан по подозрению в совершении правонарушения, привлечен к юридической ответственности и т.п.), то государство предпринимает меры, вплоть до применения вооруженной силы, для защиты прав и свобод своих граждан, находящихся на территории других государств. Республика Казахстан на примере других государств также должна более эффективно гарантировать защиту и покровительство своим гражданам за ее пределами с соблюдением требований, установленных в статье 8 и в других положениях Конституции Республики.

Кроме того, Конституция Республики в пункте 3 статьи 12 устанавливает, что гражданин Республики в силу самого своего гражданства имеет права и несет обязанности. Как было рассмотрено в предыдущей теме, в полном объеме всем комплексом прав и свобод на территории Республики Казахстан обладает только гражданин Республики. В то же время обладание гражданством порождает не только права, но и обязанности, в том числе и те обязанности, которые не распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства, например, обязанность по несению воинской службы.

Цель: уяснить предмет и метод конституционного права, а также источники конституционного права Республики Казахстан.

1 Понятие и предмет конституционного права.

2 Конституционно-правовые нормы и институты.

3 Конституционно-правовые отношения, их субъекты.

4 Источники и система конституционного права Республики Казахстан.

Термин “конституционное право” рассматривается в трёх аспектах (значениях):

  1. как отрасль позитивного права;
  2. как правовая наука;
  3. как учебная юридическая дисциплина.

Конституционное право является ведущей отраслью в системе действующего права Республики Казахстан. Данное обстоятельство обусловлено тем, что предметом конституционного права как отрасли права являются общественные отношения, имеющиеся во всех сферах развития общества: политической, экономической, социальной, духовной и т.д. Правовое положение человека в обществе и государстве, само устройство общества и государства – форма правления, территориальное устройство, порядок образования, компетенция, взаимоотношения между собой центральных и местных органов власти – всё это составляет предмет регулирования конституционного права.

Методом конституционного права является совокупность приёмов, способов, средств воздействия норм конституционного права на общественные отношения. В конституционном праве выделяют следующие методы правового регулирования: дозволение, обязывание, запрет и признание (некоторые авторы).

Конституционно-правовые нормы – установленное или санкционированное государством совокупность общеобязательных правил поведения, регулирующие общественные отношения в политической, экономической, социальной, духовно-культурной сфере жизнедеятельности общества и государства. По структуре конституционно-правовые нормы обычно содержат гипотезу и диспозицию, и лишь в редких случаях – санкцию.

Институтом конституционного права является совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих определённый блок, вид общественных отношений в рамках данной отрасли, например, институт гражданства, институт избирательного права, институт президентуры, институт конституционного контроля, институт местного самоуправления и т.д.

Конституционно-правовые отношения – это специфические общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной власти и отношений личности с государством, содержанием которых является юридические взаимосвязи различных субъектов по реализации прав и выполнению обязанностей, предусмотренных конкретными конституционно-правовыми нормами.

Субъектами конституционно- правовых отношений являются народ, государство в целом, органы государства: Президент, Парламент, Правительство, Конституционный Совет, Верховный суд и местные суды, министерства, местные представительные и исполнительные органы, политические партии, профсоюзы, граждане, иностранцы, лица без гражданства, оралманы, репатрианты и т.д.

Источниками конституционного права РК являются:

  • Конституция РК;
  • законы РК, вносящие изменения и дополнения в Конституцию РК;
  • ратифицированные РК международные договоры, в которых содержатся нормы конституционного права;
  • акты общего права СНГ;
  • конституционные законы РК и указы Президента РК, имеющие силу конституционных законов;
  • обычные (текущие) законы и указы Президента РК, имеющие силу законов, в которых содержатся нормы конституционного права;
  • иные акты Президента РК, в которых содержатся нормы конституционного права;
  • регламенты Парламента РК и его Палат;
  • акты Правительства РК и иных центральных исполнительных органов, в которых содержатся нормы конституционного права;
  • акты (решения) Центральной избирательной комиссии;
  • акты местных представительных (маслихатов) и исполнительных органов (акиматов), в которых содержатся нормы конституционного права;
  • нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного суда РК (в случае, если нормативные постановления последнего содержат нормы конституционного права).

Особое место среди источников конституционного права РК занимает Декларация КазССР “О государственном суверенитете Казахской ССР ” и Конституционный закон РК “О государственной независимости Республики Казахстан”.

Система конституционного права РК – это внутреннее строение конституционного права, состоящее из взаимосвязанных элементов. В систему конституционного права входят следующие элементы:

  • принципы конституционного права;
  • конституционно-правовые нормы;
  • конституционно-правовые институты.
  1. Какая сфера общественных отношений регулируется конституционным правом?
  2. В чем проявляется отличие конституционного права от иных отраслей права?
  3. Что является предметом регулирования конституционного права РК?
  4. В чем отличие конституционно-правовых норм от норм других отраслей права?
  5. По каким основаниям классифицируются конституционно-правовые нормы?
  6. Что из себя представляют конституционно-правовые отношения?
  7. В чем специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений?
  8. Назовите субъектов конституционно-правовых отношений.
  9. Назовите источники конституционного права РК.
  10. Что является основным источником конституционного права РК?
  11. Каково соотношение понятий “действующее право РК” и “источники права РК”?
  12. Следует ли понимать под “действующим правом” то же самое, что и “источники права”, если да, то почему?

1 Сапаргалиев Г. Конституционное право Республики Казахстан: Академический курс. – Алматы: Жеті жарғы, 2002.

2 Конституционное право Республики Казахстан: Учебник /Сост. д.ю.н., проф. А.Т. Ащеулов. – Алматы: КазГЮА, 2001.

3 Баишев Ж. Конституционное право Республики Казахстан: Учебно-методическое пособие – Алматы: Жеті жарғы, 2001.

4 Баймаханов М.Т., Аюпова З.К., Ибраева А.С. и др. Становление правового государства и конституционные процесс в Республике Казахстан. -Алматы, 2000.

5 Черняков А.А. Конституционное право РК: проблемы теории и практики.- Алматы, 1997.

6 Конституция Республики Казахстан 1995 года (с изм. и доп. от 21 мая 2007 г.)

Тема 2 Конституция Республики Казахстан – Основной закон государства и общества

Цель: уяснить основные черты и особенности Конституции РК 1995 г.

1 Понятие и сущность Конституции Республики Казахстан.

  1. Форма и структура Конституции Республики Казахстан.
  2. Порядок принятия и изменения Конституции Республики Казахстан.

Термин “конституция” употреблялся ещё античными мыслителями. Само слово “конституция” происходит от латинского слова “constitutio” и означает “устанавливаю”, “учреждаю”. Так назывался один из видов декретов римских императоров. В эпоху феодализма применялась и формулировка “lex fundamentalis” - основной закон. Однако ни в античном мире, ни в средние века современного понятия конституции не было, не существовало тогда и основных законов, которые служили бы юридической базой текущей правотворческой деятельности.

Если определять конституцию самым общим образом, то можно сказать, что это система правовых норм, имеющих, как правило, высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством, - с другой, а также основы организации самого государства.

Выделяют два основных подхода к сущности конституции: классовый (марксистско-ленинский) и общесоциальный. В рамках классового подхода конституция определяется как Основной закон государства, выражающий волю экономически господствующего класса.

Сущностной основой Конституции РК являются присущие казахстанскому обществу социально-экономические ценности и интересы, имеющие общее значение для всех социальных групп и слоёв.

Основные черты Конституции РК и её юридические свойства:

1.Конституция носит учредительный характер, например, она учреждает (создает) органы государства и институты, определяет основы их взаимоотношений между собой, закрепляет основные права и свободы человека и гражданина.

2. Конституция является Основным Законом общества. Она занимает высшую ступень в иерархии законов (верховенство норм Конституции), выступает в качестве цементирующего материала ядра правовой системы, вносит порядок в регулирование общественных отношений, облегчает их участникам пользование источниками права.

3. Конституция обладает высшей юридической силой и прямым действием на всей территории страны.

4. Требования Конституции носят общеобязательный характер для всех должностных лиц, органов государства и каждого человека.

5. Конституция регулирует наиболее важные основополагающие общественные отношения, в том числе и в конкретных отраслях права.

6. Конституция сама является неотъемлемой и существенной составной частью права.

7. Конституция отражает реальное соотношение политических сил общества в конкретный исторический период.

8. Конституция обладает качеством акта непосредственного действия.

9. Конституция предусматривает особую охрану своих норм и положений.

10. Конституцию отличает особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения поправок.

11. В Конституции как в микромодели конкретного общества отражаются наиболее существенные черты и характеристики государства.

Форма Конституции РК представляет собой особый способ организации заключённого в ней правового материала в единый кодифицированный нормативный правовой акт, в котором отражены объективные взаимосвязи принципов, институтов и норм. Форма Конституции даёт представление о том, каковы внутренняя организация содержания и внешнее выражение составных частей, выражающих это содержание, - преамбулы, разделов и статей Конституции.

Форма Конституции РК 1995 г. включает преамбулу, 9 разделов, 98 статей. В ней отражены три конституционных блока основополагающих проблем: 1) основы конституционного строя республики; 2) основы правового статуса личности; 3) система органов государственной власти и основы местного самоуправления.

Более 200-летняя история конституционализма выработала несколько способов принятия Конституции:

- принятие учредительным собранием;

- принятие парламентами, иногда провозгласившими себя для этой цели учредительными собраниями;

- принятие путём референдума.

Конституция Республики Казахстан 1995 года была принята на республиканском референдуме 30 августа, а вступила в силу 5 сентября 1995 года.

Порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию РК установлен в пункте 3 статьи 62 и в пункте 1 статьи 91 Конституции РК 1995 г.

Установленные Конституцией унитарность и территориальная целостность государства, форма правления Республики не могут быть изменены (пункт 2 статьи 91).

  1. Что собой представляет Конституция РК?
  2. Почему Конституция РК является основным источником не только конституционного права, но и всех других отраслей национальной системы права?
  3. В чем сущность Конституции РК?
  4. Каковы юридические свойства Конституции РК?
  5. Назовите основные черты и принципы Конституции РК.
  6. Каков порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию РК?
  7. Каков механизм защиты Конституции РК?
  8. Какие государственные органы задействованы в охране и защите Конституции РК?

1 Сапаргалиев Г. Конституционное право Республики Казахстан: Академический курс. – Алматы: Жеті жарғы, 2002.

2 Конституционное право Республики Казахстан: Учебник /Сост. д.ю.н., проф. А.Т. Ащеулов. – Алматы: КазГЮА, 2001.

Каким способом можно получить Гражданство Казахстана. Нужны не только документы для получения гражданства, но также соблюдение всех требований к их оформлению.

гражданство Казахстана

Казахстан достаточно юная республика и на ее территории проживает большое количество россиян. Деление, произошедшее после распада СССР, теперь обязывает постоянных жителей этой республики оформлять гражданство Казахстана. Преимущественно территорию занимают казахи, но есть приличная часть иммигрантов и представителей других наций, которые желают узаконить свой статус постоянного резидента. Стать казахстанским подданным получится только поле прохождения всех этапов. Нужны не только документы для получения гражданства Казахстана, но также соблюдение всех требований к их оформлению.

Вопрос двойного гражданства

Еще в 2010 году Парламент Казахстана хотел предоставить право иметь два гражданства тем жителям страны, которые территориально находятся рядом с РФ, но этот вопрос так и остался открытым. При подаче документации на гражданство Казахстана в 2019 году придется писать отказ от резидентства в других государствах. Статус двойного резидента могут получить только следующие категории граждан:

  1. Люди с тяжелыми болезнями, которые по состоянию здоровья перемещаются из страны в страну.
  2. Граждане с особыми заслугами перед республикой.
  3. Лица, восстановившие себе гражданство, то есть репатрианты.

На двойное гражданство могут претендовать и дети лиц из перечисленных категорий. Закон Казахстана о нелегальном присвоении себе второго резидентства очень суров. При выявлении таких случаев, человек может лишиться ГК навсегда и будет выслан из страны.

Кто может претендовать?

В конце 1991 года казахстанским Правительством был принят закон о гражданстве Республики Казахстан, который освещает все варианты получения статуса резидента на законных основаниях:

  1. По праву рождения происходит автоматическое присвоение подданства, если родители не желают сделать своего ребенка гражданином другого государства.
  2. Натурализация.
  3. Если человек заключает брак с представителем Казахстана.
  4. По праву ПМЖ. Эта категория относится к тем, кто постоянно проживает в республике с конца 1991 года.
  5. Если иностранец живет на территории республики более пяти лет.
  6. Для граждан бывших республик предусмотрены лояльные условия, при наличии документа, подтверждающего родственные связи на этой земле.
  7. Если иммигрант имеет вид на жительство или получил резидентство за особые заслуги.
  8. Детям, которые появились на свет за пределами Казахстана, автоматически присваивается статус подданного этого государства, если хотя бы один из родителей является его гражданином.

До восемнадцати лет вопросы подданства решают за детей их родители или законные представители, но в свое совершеннолетие они имеют право опротестовать их решение. Оформление гражданства процесс долгий, но есть те категории лиц, которым положено послабление. Они могут пройти эту процедуру по упрощенной схеме. К ним относятся:

  • репатрианты;
  • соотечественники;
  • жертвы политических репрессий и их родственники;
  • этнические казахи и иностранцы, которые получали образование на казахстанской земле и решили остаться там на ПМЖ.

На заметку! По последним пунктам рассмотрение заявок происходит в ускоренном режиме. Если процесс по стандартной схеме осуществляется за год, то люди из особой категории получают резидентский статус за три месяца.

Способы получения гражданства

Вкратце были рассмотрены варианты, как получить гражданство в Казахстане, но стоит рассказать подробнее о каждой процедуре. По всем основаниям предусмотрен индивидуальный процесс оформления. Эта республика предъявляет ряд требований к тем, кто хочет получить гражданство Казахстана. Без соответствия всем им, в прошении будет отказано. Рассмотрим каждый способ, позволяющий стать официальным гражданином этой республики.

Проживание в Казахстане до 1992 года

Люди, живущие там долгие годы, негласно имеют резидентство, но чтобы гражданство для этих граждан стало официальным, требуется оформление. После подачи документов и прохождения всех этапов, они получат свидетельство. Имеется существенный нюанс в этом вопросе: если человек отказался от подданства до 1995 года, то вновь стать резидентом этой страны не получится.

Приобретение гражданства

Порядок получения гражданства РФ мало чем отличается от процедуры на казахстанской земле. Если иностранец желает приобрести этот статус, то нужно действовать по стандартной схеме. При этом стоит учесть несколько моментов:

На заметку! Последние два варианта практически гарантируют получение подданства. Отказы в этом случае крайне редки, но встречаются из-за отрицательной репутации гражданина.

Казахстанское гражданство для детей

Детское гражданство в Казахстане присваивается по факту рождения или путем натурализации. Если хотя бы один из родителей является резидентом этой республики, то подачу документов можно осуществить сразу в общей заявке. Дети после 14 лет могут сами выбрать себе гражданство, даже если до сих пор находятся на попечении у законных представителей.

Гражданство по натурализации

Статус носителя русского языка не помешает получить резидентство в Казахстане. Власти этой страны не требуют сдачу тестирования и базовых знаний казахского языка. Чтобы пройти натурализацию достаточно проживать на казахстанской земле, получить заранее вид на жительство или попасть туда по учебной или рабочей визе. Документы подаются только в том случае, если срок проживания больше пяти лет.

По работе

Многие иностранцы становятся постоянными жителями этой республики из-за рабочих моментов. Чтобы перебраться в Казахстан из-за профессиональной деятельности, требуется не только оформление рабочей визы, но также пригласительный от работодателя. Для россиян система более проста. При пересечении границы им достаточно заполнить карточку иммигранта и поставить отметки о своем работодателе. В этом случае длительность его нахождение в этой стране равна сроку трудового договора. Трудовое соглашение с фирмой как раз и является пропуском через границу.

По учебе

Если для осуществления трудовой деятельности есть послабления, то для учащихся они пока не введены. Даже российским студентам придется оформлять ученическую визу. Этот процесс не занимает много времени, но подачу документов нужно провести за 2-3 недели до начала учебного года. Проанализируем перечень необходимой документации:

  1. Паспорт той страны, откуда приезжает студент и его копия.
  2. Заграничное удостоверение личности.
  3. Заявление-анкета на русском языке.
  4. Фото 35х45 мм.
  5. Пригласительный из учебного заведения.
  6. Выписка с банковского счета, подтверждающая платежеспособность или спонсорское письмо.
  7. Разрешение от родителей, которое подтверждает, что они согласны на обучение ребенка в другой стране. Предоставляется в том случае, если студент несовершеннолетний.

Оформление проходит в казахстанском Консульстве. Требуется также оплата сервисного сбора в размере 60 евро за однократный визовый документ и 200 евро за многократный. Квитанцию нужно приложить ко всем бумагам. Средний срок рассмотрения заявки не более недели.

Хотите гарантированно получить ВНЖ, ПМЖ, гражданство в другой стране? Смотрите рейтинг надёжных миграционных компаний!

Вид на жительство

Подобное свидетельство позволяет жить, работать, заключить брачный договор, организовывать свой бизнес и учиться на территории Казахстана без ограничений по срокам. Это процедура считается важным пунктом, который еще на шаг приблизит иностранца к получению статуса резидента. Самое главное условие для получения вида на жительство – это стабильное материальное положение. Рассмотрим список необходимых документов:

  1. Анкета-заявление.
  2. Заполнение специального бланка на ВНЖ.
  3. Наличие действующего паспорта РФ.
  4. Личная биография.
  5. Документ на жилье, которое приобретено в Казахстане. Также выписка о том, что недвижимость приобретена за легальные средства.
  6. Справка о том, что человек никогда не был судим.
  7. Свидетельство о браке, о рождении детей и военный билет (при наличии).
  8. Справка об отсутствии серьезных заболеваний и психических отклонений. Медицинский документ подтверждает, что человек не опасен для окружающих.
  9. Выписка с банковского счета, подтверждающая платежеспособность.

Важно! Со всей документации нужно снять копии и заверить их нотариально.

С чего начать и куда податься?

Получение гражданства в Казахстане стоит начать со сбора всей документации. Решение выносится специальной комиссией. Для этого человек должен передать документы в Консульство или отдел МВД, прикрепленный к Миграционной службе. Участие в изучении данных по потенциальному резиденту принимает МИД и МВД. Именно эти организации выносят окончательное решение. Для того, чтобы получить гражданство гражданину в Казахстане, который живет на ПМЖ уже несколько лет, действует упрощенная форма и заявка рассматривается в разы быстрее.

Перечень документов

Сотрудники ведомства, которое будет принимать заявку, не только предоставят необходимые бланки, но также помогут их заполнить при затруднении. Рассмотрим перечень бумаг:

  1. Анкета.
  2. Биография.
  3. Четыре фото 35 x 45 мм.
  4. Справка о том, что судимости нет и выписка с банковского счета, подтверждающая платежеспособность. Если собственных средств у человека нет, то он может подготовить спонсорское письмо, от человека, который его обеспечивает.
  5. Оригиналы и копии всех паспортов, имеющихся в наличии.
  6. Справка о том, что у человека нет статуса резидента в другой стране или заявление, что он готов от него отказаться.
  7. Заявление с обещанием соблюдать Законодательство и Конституцию РК.
  8. Оплаченная квитанция госпошлины.
  9. Свидетельство о браке, о рождении детей (при наличии).
  10. Ходатайство.

Средний срок рассмотрения заявки от полугода и выше. Размер госпошлин составляет около 60 евро. В Консульство отправляются документы только в том случае, если человек находится за пределами ГК. Бланки заполняются либо на казахском, либо на русском языке, по желанию. Если человек не знает этих языков, то ему потребуется помощник в заполнении. Любая бумага перед подачей должна быть заверена нотариально.

Важно! Подавая документы на гражданство, необязательно иметь ВНЖ, но оно будет серьезным преимуществом. Никто не запрещает соискателям дополнительно подавать прошение о двойном резидентстве, но в 90% случаев, в этой просьбе будет отказано.

Итог рассмотрения ходатайства

Особенно тщательно проверяющими органами изучается ходатайство. Оно будет на рассмотрении сразу у нескольких структурах. Если властью будет вынесено положительное решение, то об этом будущего гражданина Казахстана оповестят по телефону или в письменной форме. Поле этого человека вызовут на последнее собеседование и после того, как он произнесет Клятву верности и пообещает соблюдать Законодательство и Конституцию страны, составят справку. Документ, подтверждающий, что теперь он имеет статус резидента этого государства, выдадут не сразу. Примерный срок: от 7 до 10 дней.

На каких основаниях отказывают, в получении гражданства РК?

Нередки случаи, когда человек получает категоричный отказ. В связи с тем, что процедура оформления требует много времени и затрат, стоит рассмотреть перечень причин из-за которых даже не стоит подавать заявку на гражданство:

  1. Преступник. Находится в федеральном розыске.
  2. Есть подозрение в том, что он состоит в террористической организации.
  3. Является участником организации, которая ведет пропаганду против РК.
  4. Занимается запрещенной деятельностью.
  5. Разжигает национальную вражду на территории страны.
  6. Имеет гражданство другого государства и утаил данный факт.
  7. Имеет непогашенные судимости.
  8. Предоставил в заявлениях заведомо ложные сведения.
  9. Нарушал законодательство во время прибивания в РК.
  10. Приносит ущерб общественной безопасности.

Власти Казахстана достаточно лояльно относятся к мигрантам и тем лицам, которые желают получить статус резидента на их земле, но требуют соблюдать условия получения гражданства и предоставлять исчерпывающую информацию о себе. Прежде чем подавать документацию, убедитесь, что пакет собран в полном объеме и у проверяющих органов не будет причин для отказа.

1. Конституционного права ведущая отрасль права РК

1. Конституционное право - ведущая
отрасль права Республики Казахстан.
2. Конституция РК - основной закон
государства.
3. Конституционные основы положения
человека и гражданина в РК.
4. Основы конституционного строя РК.

2. Конституция Республики Казахстан 1995г.

3. Функции Конституции (направление воздействия на развитие общественных отношений).

1) Учредительная (народ осуществляет государственную власть через политические и
государственно-правовые институты) ; установление нормативных принципов для
всех отраслей права.
2) Политическая (Конституция выражает волю и интересы граждан, закрепляет
основы общественного устройства, устанавливает систему органов
государственной власти, определяет характер взаимоотношений между личностью
и государством).
3) Идеологическая (Конституция отражает и закрепляет политическое и правовое
сознание народа; защищает определенную систему ценностей в области
национальной, религиозной и семейной жизни).
4) Юридическая (закрепление основных устоев общества и государства; определяет
принципы развития экономической, политической и духовной жизни; обеспечивает
юридическую охрану прав и свобод человека и гражданина).
5) Управленческая (определяет систему, организацию и деятельность
государственных органов).

4. Историческое развитие Конституций в РК обусловлено и соответствует основным этапам развития общества и государства.

I. Конституция Киргизской Советской
Социалистической Республики от 18 февраля 1926
года.
II. Конституция Казахской Советской
Социалистической Республики была принята на Х
Всесоюзном съезде Советов 26 марта 1937 года.
III. Конституция Казахской Советской
Социалистической Республики была принята 20
апреля 1978 года на внеочередной сессии Верховного
Совета Казахской ССР IХ созыва.
IV. Конституция РК 1993 года.
V. Конституция 1995 года.

5. Конституционные права и свободы гражданина Республики Казахстан

право на жизнь (п.1 ст.15);
право на личную свободу (п.1ст.16);
право на неприкосновенность достоинства человека (ст.17 п.1);
право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную
тайну, защиту своей чести и достоинства (ст.18 п.1);
право определять и указывать или не указывать свою
национальность, партийную и религиозную принадлежности
(ст.19);
свобода слова и творчества (ст.20 п.1);
право на свободу передвижения по территории республики и
выбора места жительства (ст.21);
свобода совести (ст.22);
право на свободу объединений (ст.23);
право на свободу мирно и без оружия собираться, проводить
собрания, митинги, шествия, пикетирования и демонстрации
(ст.32);
право участвовать в управлении делами государства (ст.33);

6. Конституционные права и свободы гражданина Республики Казахстан

право быть собственником (ст.26);
право на свободу труда (ст.24);
право на отдых (ст.24 п.4);
право на охрану здоровья (ст.29);
право на благоприятную для жизни и здоровья окружающую
среду (ст.31);
право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца, ст.28);
право родителей на заботу о детях и их воспитание (ст.27);
право на жилище (ст.25);
право на образование (ст.30);
свобода творчества (ст.20 п.1) .

7. Конституционные обязанности граждан:

– обязанность соблюдать Конституцию и
законодательство Казахстана, уважать права,
свободы, честь и достоинство других лиц (ст.34);
– обязанность уплаты законно установленных
налогов, сборов и иных обязательных платежей
(ст.35);
– обязанность защиты Республики Казахстан
(ст.36);
– обязанность заботиться о сохранении
исторического и культурного наследия, беречь
памятники истории и культуры (ст.37);
– обязанность сохранять природу и бережно
относиться к природным богатствам (ст.38) .

8. Гражданство - это устойчивая политико-правовая связь лица с государством, выражающая совокупность их взаимных прав и

9. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ВЫСШИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Государственные органы - государственные
учреждения, уполномоченные на
выполнение функций государственного
управления и контроля, создаваемые в
установленном законодательством порядке.

10. Президент

11. Конституционные функции Президента сформулированы в ст.40 Конституции РК:

- определение основных направлений внутренней и
внешней политики государства и представление
Казахстана внутри страны и в международных
отношениях;
- Президент - символ и гарант единства народа и
государственной власти, незыблемости Конституции,
прав и свобод человека и гражданина;
- обеспечение согласованного функционирования всех
ветвей государственной власти и ответственности
органов власти перед народом. Развитие и
конкретизация этих функций содержатся в
Конституции и иных законодательных актах.

12. Правительство

Правительство образуется Президентом
РК в составе Премьер-министра, его
заместителей, министров иных
должностных лиц. Премьер-министр
назначается Президентом с согласия
обеих Палат Парламента. В 10-дневный
срок после своего назначения Премьерминистр вносит Президенту
предложение о составе и структуре
Правительства.

13. Полномочия Правительства

разработка основных направлений социальноэкономической политики государства, его
обороноспособности, безопасности, обеспечения
общественного порядка и организация их осуществления;
- разработка проекта республиканского бюджета и отчета о
его исполнении;
- внесение в Мажилис проектов законов и обеспечение их
исполнения;
- организация управления государственной собственностью;
- разработка мер по проведению внешней политики
республики и иные функции.
Премьер-министр издает распоряжения, являющиеся
индивидуальными актами и не содержащими нормы права.
Постановления Правительства и распоряжения Премьер-министра
имеют обязательную силу на всей территории республики.

14. Парламент – высший представительный орган

Парламент состоит из двух палат - Сената и
Мажилиса, возглавляемых председателями,
избираемыми Сенатом и Мажилисом из
числа их депутатов.
Мажилис состоит из 107 депутатов, 98 из них
избираются по одномандатным территориальным
округам сроком на 5 лет, а 9 депутатов Мажилиса
избираются Ассамблеей народа Казахстана .
Депутатом Мажилиса может быть гражданин,
достигший 25 лет.

15. Сенат Парламента

Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека
от каждой области, города республиканского значения и
столицы на совместном заседании депутатов всех
представительных органов соответствующей
области. 15 назначаются Президентом Республики с
учетом необходимости обеспечения представительства в
Сенате национально-культурных и иных значимых
интересов общества . Срок полномочий депутатов
Сената 6 лет, половина переизбирается каждые три года.
Депутатом Сената может быть гражданин РК,
состоящий в гражданстве не менее 5 лет, достигший 30
лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж
работы не менее 5 лет, постоянно проживающий на
территории соответствующей области, города
республиканского значения либо столицы не менее 3
лет.

16. Стадии законодательного процесса :

1) внесение проекта закона (законодательная
инициатива реализуется в Мажилисе);
2) рассмотрение законопроекта в Мажилисе;
3) рассмотрение одобренного большинством
голосов от общего числа депутатов Мажилиса
законопроекта в Сенате, при этом принятый
большинством голосов от общего числа
депутатов Сената законопроект становится
законом;
4) подписание закона Президентом;
5) официальное опубликование закона.

17. Суд

1. Правосудие в Республике Казахстан осуществляется
только судом.
2. Судебная власть осуществляется посредством
гражданского, уголовного и иных установленных законом
форм судопроизводства. В случаях, предусмотренных
законом , уголовное судопроизводство осуществляется с
участием присяжных заседателей.
3. Судами Республики являются Верховный Суд Республики,
местные и другие суды Республики, учреждаемые законом.
4. Судебная система Республики устанавливается
Конституцией Республики и конституционным законом .
Учреждение специальных и чрезвычайных судов под какимлибо названием не допускается.
Назначение судебной власти - защита прав, свобод и
законных интересов граждан и организаций, обеспечение
исполнения Конституции, законов, иных нормативных
правовых актов, международных договоров Республики.

18. Принципы правосудия

1) лицо считается невиновным в совершении преступления,
2)
3)
4)
5)
пока его виновность не будет признана вступившим в
законную силу приговором суда;
никто не может быть подвергнут повторно уголовной или
административной ответственности за одно и то же
правонарушение;
никому не может быть без его согласия изменена
подсудность, предусмотренная для него законом;
в суде каждый имеет право быть выслушанным;
законы, устанавливающие или усиливающие
ответственность, возлагающие новые обязанности на
граждан или ухудшающие их положение, обратной силы
не имеют. Если после совершения правонарушения
ответственность за него законом отменена или смягчена,
применяется новый закон;

19. Принципы правосудия

обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;
никто не обязан давать показания против самого себя,
супруга (супруги) и близких родственников, круг
которых определяется законом . Священнослужители не
обязаны свидетельствовать против доверившихся им на
исповеди;
8) любые сомнения в виновности лица толкуются в пользу
обвиняемого;
9) не имеют юридической силы доказательства,
полученные незаконным способом. Никто не может
быть осужден лишь на основе его собственного
признания;
10) применение уголовного закона по аналогии не
допускается.
6)
7)

Читайте также: