Гражданское право как фактор формирования психологии гражданского общества

Обновлено: 02.07.2024

Психологические аспекты присущи и содержанию, и принципам гражданского права — принципам обеспечения равных правовых возможностей граждан, состязательности и др., и гражданско-правовому нормотворчеству: правовые нормы реализуются лишь при их соответствии общественным потребностям и поведенческим возможностям субъектов правового регулирования.

Ряд гражданско-правовых норм имеет нравственно-психологическое содержание (оспаривание сделок, совершенных под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя стороны с другой стороной, совершение сделки на крайне невыгодных условиях под влиянием стечения тяжелых обстоятельств). Только с учетом психологических обстоятельств может быть решен вопрос о том, допущена ли лицом простая или грубая неосторожность.

Свои психологические аспекты имеет проблема вины и ответственности в гражданском праве, проблема соответствия наказания содеянному. Тонкого психологического анализа требует невиновное противоправное поведение, значение которого не осознавалось субъектом, а последствия не предвиделись и не могли быть предвидены.

Способность быть сознательным участником гражданских правоотношений в ряде случаев становится предметом судебно-психологической экспертизы. При этом юрист должен иметь первичную ориентировку в аномальных психических состояниях личности, суметь оценить заключение эксперта.

В гражданском процессе правовая регуляция неизбежно взаимодействует с регуляцией поведенческой активности его участников. В спорных ситуациях люди могут взаимодействовать различными способами, проявлять разные стили поведения. Субъект гражданского спора свободен в выборе своего процессуального статуса, а в ходе судебного разбирательства процессуальный статус субъекта спора может измениться, он может отказаться от судебной защиты, ликвидировать или урегулировать спор (отказаться от иска, пойти на мировое соглашение).

Свободой поведения сторон обусловлен и распорядительный акт (отказ от иска, признание иска, мировое соглашение).

Субъект доказывания может быть активным и пассивным, причем пассивность может нанести ущерб его законным интересам. Задача суда — активизировать поведение субъекта доказывания, взаимодействовать с ним как с источником доказательств.

Глава V. Механизмы регуляции информационного стресса

Глава V. Механизмы регуляции информационного стресса Несмотря на многочисленность теоретических и экспериментальных исследований по проблеме стресса механизмы регуляции его возникновения, развития и проявления изучены недостаточно полно. Более того, как считает Г. Н.

Глава 4 Проектирование и организация работы центров психологической регуляции состояний

Глава 4 Проектирование и организация работы центров психологической регуляции состояний С тех пор, как в нашей стране началась работа по созданию специализированных центров, предназначенных для отдыха и восстановления работоспособности персонала в производственных

Голоса гражданского общества

Голоса гражданского общества Гражданское общество стало особым культурным голосом города. Гражданское общество присутствует в виде многочисленной армии некоммерческих организаций, уделяющих особое внимание заботе и совместному труду в городе. Это голоса сердца

Глава 3 Азбука гражданского воспитания

Глава 3 Азбука гражданского воспитания 1. Не только восприимчивость и увлеченность характеризуют детствоЕсть и другое – беспомощность, капризность, своеволие, недомыслие, хвастливость и то, что принято называть инфантилизмом. И если подросток задерживается в своем

Глава 8 ВЛИЯНИЕ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ: ПРАВОСУДИЕ ПО…

Глава 8 ВЛИЯНИЕ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ: ПРАВОСУДИЕ ПО… • Состязательный подход: можно ли найти справедливость, соревнуясь в умении убеждать?• В полицейском участке: сбор фактов• В зале суда: битва за умы• В совещательной комнате присяжных• Слушается дело: психология

Глава 8 Психология социального взаимодействия личности (социальная психология)

Глава 8 Психология социального взаимодействия личности (социальная психология) § 1. Основные категории социальной психологии Человек — существо социальное. Разделение общей и социальной психологии условно. Социальная психология изучает психологию человека в условиях

§ 1. Психологические аспекты гражданско-правового регулирования

§ 1. Психологические аспекты гражданско-правового регулирования Психологические аспекты присущи и содержанию, и принципам гражданского права — принципам обеспечения равных правовых возможностей граждан, состязательности и др., и гражданско-правовому нормотворчеству:

§ 2. Психологические аспекты организации гражданского процесса и психология его участников

§ 2. Психологические аспекты организации гражданского процесса и психология его участников Гражданское судопроизводство осуществляется на принципах процессуального равноправия сторон, состязательности, диспозитивности, непосредственности, устности и непрерывности.

КОЕ-ЧТО О СТИЛИСТИКЕ ГРАЖДАНСКОГО БРАКА

КОЕ-ЧТО О СТИЛИСТИКЕ ГРАЖДАНСКОГО БРАКА Какова же была предоставленная гражданам альтернатива венчанию?Думается, чиновники ни сегодня, ни тогда не способны были ни на что другое, кроме бюрократизации процесса, сведения его к подражанию церковному и к минимуму духовной

Глава 3. Механизмы регуляции психологического стресса

Глава 3. Механизмы регуляции психологического стресса Несмотря на многочисленность теоретических и экспериментальных исследований по проблеме стресса механизмы регуляции его возникновения, развития и проявления изучены недостаточно полно. Более того, как считает


Постсоциалистические преобразования в стране открыли путь к формированию гражданского общества.

Современное гражданское общество - это правовое, либерально-демократическое, плюралистическое, открытое общество, основным субъектом которого является свободный индивид, реализующий свои интересы в рамках единого для всех закона и общего правопорядка. Человек как член гражданского общества является полноправным и вместе с тем ответственным (соблюдающим свои обязанности и уважающим права других) участником различных общественных отношений – экономических, духовных, информационных и т.д. Основы такого общества, необходимые его структурные компоненты нашли свое закрепление в Конституции 1993 г.

Определяющее значение для всего процесса формирования в стране гражданского общества имеют конституционные положения о правах и свободах человека и гражданина, о прирожденном и неотчуждаемом характере основных прав и свобод человека. Без такого гуманитарного компонента – свободных, полноправных индивидов – невозможно само возникновение гражданского общества. Конечно, практическое осуществление прав и свобод людей зависит от многих субъективных и объективных факторов и во многом определяется уровнем их правосознания.

Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву. Правосознание является областью человеческого сознания. Оно может принадлежать индивидам, социальным группам и обществу. Содержание правосознания составляют правовые знания, эмоции, установки, ценности, ценностные ориентации. Правовые знания – это информация о различных сторонах правовой системы общества.

Правовые эмоции – это чувственное отношение к праву в форме позитивных и негативных переживаний. Правовая установка – это предрасположенность личности (группы, общества) определенным (негативным или позитивным) образом воспринимать и оценивать правовые явления и готовность в соответствии с этим действовать. Правовая установка может нацеливать как на правомерное, так и на противоправное поведение. Правовые ценности – это представления людей о равенстве, свободе, справедливости, законности, правопорядке и других социально – позитивных правовых явлениях. Правовые знания, установки и ценности организуются в систему ценностных ориентаций. Они становятся основой человеческой жизни.

Ценностные ориентации – это система установок личности, определяющих ее жизненную программу. По мере развития и обогащения ценностно – ориентационная область сознания личности приобретает все большую самостоятельность, постоянство, и независимость от внешних воздействий.

Гражданское общество жизнеспособно тогда, когда его члены имеют высокий уровень социального и интеллектуального развития, правосознания, и как результат, реализуют свои частные интересы в рамках общего для всех правопорядка. Поэтому работа по формированию правового сознания граждан является залогом становления и развития гражданского общества.

Работа по формированию правового сознания граждан является достаточно сложной, но перспективы для полного формирования правосознания в российском обществе в настоящее время есть. Основными методами, применение которых целесообразно для формирования правового сознания, как на общественном, так и групповом и индивидуальном уровнях являются воспитательные (информационные), предупредительные и принудительные.

Воспитательные (информационные) методы, являющиеся базой воспитательного воздействия, основаны на сознательном восприятии членами общества правовых знаний, установок и представлений. Использование их целесообразно в ходе организации работы по формированию положительного правосознания. Предупредительные методы направлены на выявление и устранение негативных факторов социальной среды, которые выступают в качестве причин и условий трансформации правосознания. Эти методы целесообразно использовать по формированию общественного и группового правосознания. Они могут применяться и на индивидуальном уровне для формирования индивидуального правосознания путем раскрытия ее причин и условий. Их использование должно сопровождаться системой экономических, политических, правовых, организационных и иных мероприятий, проводимых государством и обществом в целях повышения правосознания.

Особое место среди других путей формирования правового сознания занимают методы принуждения, которые связаны с применением к правонарушителям мер уголовно-правового, административно-правового и иного характера. Использование их возможно лишь по отношению к лицам с перерожденным правосознанием, искаженные правовые взгляды и представления которых проявляются в совершении преступлений и иных правонарушений.

Методы принуждения, связанные с применением наказания или иного взыскания, играют роль, как общего, так и специального формирования трансформации правосознания. Применяемые с соблюдением принципов законности, неотвратимости и справедливости, они способствуют закреплению в общественном, групповом и индивидуальном сознании требований правовых норм, т.е. они выступают в качестве рычагов повышения правосознания. А через правосознание индивидов они воздействуют и на их поведение. Причем, такое возможно лишь в случаях, когда поведение индивида подконтрольно сознанию и воле. В противном случае наказание либо иное взыскание являются бессмысленными и безнравственными.

Важнейшим способом, направленным на выработку позитивного правового сознания, выступает социально – нормативное воспитание. Оно представляет комплексный процесс, включающий в себя в качестве важнейших элементов прежде всего правовое, а также неразрывно связанные с ним моральное, трудовое, физическое, эстетическое и другие формы воспитания. Сущность данного воспитательного комплекса заключается в том, что постепенно, по мере получения индивидом определенных знаний о жизни в обществе элементы воспитательного процесса усложняются.

Социально – нормативное воспитание начинается с рождения субъекта, с освоения элементарных норм, среди которых сугубо правовых мало. Например, в раннем возрасте разъясняется, что нельзя без разрешения брать чужие вещи, нельзя обижать маленьких детей, нельзя издеваться над животными. Постепенно количество нормативно – правовой информации становится больше. По мере социализации поведенческие акты субъекта, соответствуя или не соответствуя действующим правовым моделям, начинают воплощать трансформированные им образцы нравственного (или соответственно безнравственного), экологического эстетического и т.д. плана. Следует отметить, что если малолетние дети улавливают образцы поведения только поверхностно и это является основным способом получения ими информации о существующих способах общения, то по мере взросления начинается его правовое воспитание в прямом смысле этого слова. В этот период особенно возрастает роль воспитателей индивида, на которых должна ложиться ответственность в т.ч. и юридическая, если она предусмотрена законом.

Следует учитывать, что социально – нормативное воспитание не может сводиться к массированному внедрению социальных норм в сознание субъекта. Нужно последовательно воспитывать личность, готовую к добровольному соблюдению общественных требований. Важной чертой такого воспитания является не просто усвоение воспитуемым позитивной информации, а наполнение ее мощным зарядом добра, который может преодолеть возможное зло. Это необходимо учитывать всегда, когда осуществляется правовое воспитание населения. Осуществляя правовое воспитание, необходимо помнить, что одной из его целей является нейтрализация либо смягчение противоправного воздействия на сознание подопечных лиц. Особенно это является актуальным в настоящее время, когда отрицательные эмоции и ситуации лавиной обрушиваются на граждан, особенно молодых. Общество должно помочь молодому человеку, пришедшему в него, не оказаться подвергнутым санкциям, не остаться в изоляции и подготовить гражданина к адекватному восприятию требований и программных установок к своему поведению.

Важной составляющей правового воспитания является наращивание правовой информированности субъектов, что способствует получению ими достаточного количества правовых знаний и представлений, которые помогают формированию позитивного правосознания и позволяют им правильно ориентироваться в общественной жизни. Правовые нормы должны быть доведены до субъектов воспитания, это, прежде всего, нормы, регулирующие отношения гражданина и государства по поводу прав, свобод и обязанностей личности. Знание гражданином своих прав и обязанностей по отношению к государству, равно как и знание ответственности государства по отношению к своим гражданам – важнейшая предпосылка формирования у него позитивного правового сознания.

Содержимое разработки

Формирование правового сознания граждан как фактор становления и развития гражданского общества

МБОУ ДОД ЦИР ЮВЕНТА

Елена Николаевна Клишина,

педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

Постсоциалистические преобразования в стране открыли путь к формированию гражданского общества. Современное гражданское общество - это правовое, либерально-демократическое, плюралистическое, открытое общество, основным субъектом которого является свободный индивид, реализующий свои интересы в рамках единого для всех закона и общего правопорядка. Человек как член гражданского общества является полноправным и вместе с тем ответственным (соблюдающим свои обязанности и уважающим права других) участником различных общественных отношений – экономических, духовных, информационных и т.д. Основы такого общества, необходимые его структурные компоненты нашли свое закрепление в Конституции 1993 г.

Определяющее значение для всего процесса формирования в стране гражданского общества имеют конституционные положения о правах и свободах человека и гражданина, о прирожденном и неотчуждаемом характере основных прав и свобод человека. Без такого гуманитарного компонента – свободных, полноправных индивидов – невозможно само возникновение гражданского общества. Конечно, практическое осуществление прав и свобод людей зависит от многих субъективных и объективных факторов и во многом определяется уровнем их правосознания.

Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву. Правосознание является областью человеческого сознания. Оно может принадлежать индивидам, социальным группам и обществу. Содержание правосознания составляют правовые знания, эмоции, установки, ценности, ценностные ориентации. Правовые знания – это информация о различных сторонах правовой системы общества. Правовые эмоции – это чувственное отношение к праву в форме позитивных и негативных переживаний. Правовая установка – это предрасположенность личности (группы, общества) определенным (негативным или позитивным) образом воспринимать и оценивать правовые явления и готовность в соответствии с этим действовать. Правовая установка может нацеливать как на правомерное, так и на противоправное поведение. Правовые ценности – это представления людей о равенстве, свободе, справедливости, законности, правопорядке и других социально – позитивных правовых явлениях. Правовые знания, установки и ценности организуются в систему ценностных ориентаций. Они становятся основой человеческой жизни. Ценностные ориентации – это система установок личности, определяющих ее жизненную программу. По мере развития и обогащения ценностно – ориентационная область сознания личности приобретает все большую самостоятельность, постоянство, и независимость от внешних воздействий. Гражданское общество жизнеспособно тогда, когда его члены имеют высокий уровень социального и интеллектуального развития, правосознания, и как результат, реализуют свои частные интересы в рамках общего для всех правопорядка. Поэтому работа по формированию правового сознания граждан является залогом становления и развития гражданского общества.

Работа по формированию правового сознания граждан является достаточно сложной, но перспективы для полного формирования правосознания в российском обществе в настоящее время есть. Основными методами, применение которых целесообразно для формирования правового сознания, как на общественном, так и групповом и индивидуальном уровнях являются воспитательные (информационные), предупредительные и принудительные. Воспитательные (информационные) методы, являющиеся базой воспитательного воздействия, основаны на сознательном восприятии членами общества правовых знаний, установок и представлений. Использование их целесообразно в ходе организации работы по формированию положительного правосознания. Предупредительные методы направлены на выявление и устранение негативных факторов социальной среды, которые выступают в качестве причин и условий трансформации правосознания. Эти методы целесообразно использовать по формированию общественного и группового правосознания. Они могут применяться и на индивидуальном уровне для формирования индивидуального правосознания путем раскрытия ее причин и условий. Их использование должно сопровождаться системой экономических, политических, правовых, организационных и иных мероприятий, проводимых государством и обществом в целях повышения правосознания.

Особое место среди других путей формирования правового сознания занимают методы принуждения, которые связаны с применением к правонарушителям мер уголовно-правового, административно-правового и иного характера. Использование их возможно лишь по отношению к лицам с перерожденным правосознанием, искаженные правовые взгляды и представления которых проявляются в совершении преступлений и иных правонарушений. Методы принуждения, связанные с применением наказания или иного взыскания, играют роль, как общего, так и специального формирования трансформации правосознания. Применяемые с соблюдением принципов законности, неотвратимости и справедливости, они способствуют закреплению в общественном, групповом и индивидуальном сознании требований правовых норм, т.е. они выступают в качестве рычагов повышения правосознания. А через правосознание индивидов они воздействуют и на их поведение. Причем, такое возможно лишь в случаях, когда поведение индивида подконтрольно сознанию и воле. В противном случае наказание либо иное взыскание являются бессмысленными и безнравственными.

Важнейшим способом, направленным на выработку позитивного правового сознания, выступает социально – нормативное воспитание. Оно представляет комплексный процесс, включающий в себя в качестве важнейших элементов прежде всего правовое, а также неразрывно связанные с ним моральное, трудовое, физическое, эстетическое и другие формы воспитания. Сущность данного воспитательного комплекса заключается в том, что постепенно, по мере получения индивидом определенных знаний о жизни в обществе элементы воспитательного процесса усложняются.

Следует учитывать, что социально – нормативное воспитание не может сводиться к массированному внедрению социальных норм в сознание субъекта. Нужно последовательно воспитывать личность, готовую к добровольному соблюдению общественных требований. Важной чертой такого воспитания является не просто усвоение воспитуемым позитивной информации, а наполнение ее мощным зарядом добра, который может преодолеть возможное зло. Это необходимо учитывать всегда, когда осуществляется правовое воспитание населения. Осуществляя правовое воспитание, необходимо помнить, что одной из его целей является нейтрализация либо смягчение противоправного воздействия на сознание подопечных лиц. Особенно это является актуальным в настоящее время, когда отрицательные эмоции и ситуации лавиной обрушиваются на граждан, особенно молодых. Общество должно помочь молодому человеку, пришедшему в него, не оказаться подвергнутым санкциям, не остаться в изоляции и подготовить гражданина к адекватному восприятию требований и программных установок к своему поведению.

Важной составляющей правового воспитания является наращивание правовой информированности субъектов, что способствует получению ими достаточного количества правовых знаний и представлений, которые помогают формированию позитивного правосознания и позволяют им правильно ориентироваться в общественной жизни. Правовые нормы должны быть доведены до субъектов воспитания, это, прежде всего, нормы, регулирующие отношения гражданина и государства по поводу прав, свобод и обязанностей личности. Знание гражданином своих прав и обязанностей по отношению к государству, равно как и знание ответственности государства по отношению к своим гражданам – важнейшая предпосылка формирования у него позитивного правового сознания.

Контрольная работа - Психологические основы гражданско-правового регулирования

Будякова Т.П. Юридико-пихологические аспекты правового института компенсации морального вреда

  • формат pdf
  • размер 422.39 КБ
  • добавлен 16 июня 2010 г.

Учебное пособие к курсу "Юридическая психология". Елец, 2005 г., - 43 стр. Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина. Серия: "Малоисследованные разделы психологии. Рецензенты: Н. Г. Салмина - доктор психологических наук, профессор (г. Москва), В. Л. Горичева - ст. преподаватель, кандидат юридических наук (г. Елец). Учебное пособие посвящено малоразработанным проблемам юридической психологии. В частности рассматриваются юридико-психолог.

Еникеев М.И. Общая и юридическая психология

  • формат chm
  • размер 3.71 МБ
  • добавлен 24 марта 2011 г.

Контрольная работа - Особенности возникновения внутриличностных конфликтов в деятельности следователя

  • формат rtf
  • размер 134.34 КБ
  • добавлен 21 июня 2011 г.

Введение. Внутриличностный конфликт и его особенности. Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов. и формы их проявления. Способы разрешения внутриличностных конфликтов. Заключение. Список использованной литературы.

Контрольная работа - Психологические особенности личности женщины-преступницы

  • формат docx
  • размер 43.04 КБ
  • добавлен 29 сентября 2011 г.

Полоцкий государственный университет. Новополоцк. 2010. - 19 с Психологические особенности личности женщины – преступницы. Вклад ученых Республики Беларусь в развитие и становление юридической психологии. Задание.

Контрольная работа - Психология гражданско-правового регулирования и гражданского судопроизводства

  • формат doc
  • размер 32.82 КБ
  • добавлен 01 января 2011 г.

Гражданское право как фактор формирования психологии гражданского общества. Психологические аспекты гражданско-правового регулирования. Психология гражданского судопроизводства. Психология участников гражданского процесса. Психология межличностного взаимодействия и судебной речи в гражданском процессе. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве. Задачи.rn

Контрольная работа - Психология организованной преступности

  • формат doc
  • размер 92 КБ
  • добавлен 06 марта 2011 г.

Введение Понятие, содержание, социально-психологические аспекты строения организованной преступности. Психологические особенности расследования организованной преступной деятельности. Заключение Библиографический список. ВИПЭ, юриспруденция, 2011 год, 17 страниц.

Лекции - Юридическая психология: конспект лекций (в вопросах и ответах)

  • формат doc
  • размер 368 КБ
  • добавлен 03 марта 2011 г.

Со словарём терминов общей и юридической психологии. Предмет юридической психологии. Методы юридической психологии. Система (структура) юридической психологии. Социально-регулятивная сущность права. Социально-психологические аспекты эффективного правотворчества. Правосознание, его уровни. Системный подход к анализу поведенческих явлений. Биосоциальные факторы в детерминации преступного поведения. Понятие личности преступника. Поведенческая схема.

Лекция-урок - Основы психологии общения сотрудников ОВД с гражданами

  • формат doc
  • размер 259.5 КБ
  • добавлен 21 августа 2010 г.

Рассматриваются: Психологические основы профессионального общения сотрудников ОВД. Условия эффективного общения. Психологические барьеры в общении сотрудника ОВД. Средства общения: речевые и неречевые. Конфликты в деятельности сотрудника ОВД и способы выхода из них. В приложении: Признаки искренности, лживости, доверия, недоверия, уверенности, беспокойства, симпатии, антипатии. Приемы выявления лжи и неискренности в поведении человека и т. д.

Реферат - Особенности эмоциональных процессов человека

  • формат doc
  • размер 88 КБ
  • добавлен 24 февраля 2011 г.

Физиологические основы эмоций и чувств, Свойства и виды эмоций и чувств. международный юридический институт(Смоленск), юриспруденция, гражданско-правовая специализация. 15 страницrn

Шпоры по юридической психологии

  • формат doc
  • размер 331 КБ
  • добавлен 24 января 2010 г.

Шпоры делала сама. Вопросы, которые есть в шпаргалках: 1. Предмет и объект юридической психологии. 2. Задачи юридической психологии. 3. Роль знаний по психологии в профессиональной деятельности юриста. 4. Методологические, естественно-научные и правовые основы юридической психологии. 5. Психологические методы изучения личности и групп в юридической деятельности. 6. Методы психологического воздействия на личность и группы в юридической практике.


Рассматривается роль гражданского права России в формировании гражданского общества. Автором обосновывается необходимость социализации частной собственности, признания в гражданском законодательстве общенародной собственности, а также внедрения в гражданское право принципа солидарности.

Е.В. Богданов,

Рассматривается роль гражданского права России в формировании гражданского общества. Автором обосновывается необходимость социализации частной собственности, признания в гражданском законодательстве общенародной собственности, а также внедрения в гражданское право принципа солидарности.

Ключевые слова: гражданское право, гражданское общество, социализация частной собственности, общенародная собственность, принцип солидарности, принцип справедливости, принцип добросовестности.

Идея гражданского общества уже много лет привлекает внимание исследователей. Однако многое остается неясным, непонятным, противоречивым — словом, более-менее полного представления о гражданском обществе наукой не выработано. Это, прежде всего, связано с тем, что с развитием общества меняются представления людей о гражданском обществе. В частности, О.Э. Лейст полагает, что развитие идеи гражданского общества прошло в три этапа: с XVI по XVII век, с начала XVIII по конец XIX века и с начала XX века по настоящее время. При этом содержание понятия гражданского общества на каждом этапе подвергалось существенным изменениям [17, с. 381—383]. Менялись представления о социально-политико-экономическом идеале общества, а вместе с этим менялись представления о содержании понятия и характеристиках гражданского общества. Сказать, что это погоня за идеологическим призраком, думается, нельзя. Скорее всего, это вечная попытка человечества достижения идеала, и само движение к достижению этого идеала обеспечивает эволюционное развитие общества. Потому, несмотря на неполноту имеющихся знаний о гражданском обществе, практически ни в одной стране не ставится под сомнение необходимость формирования гражданского общества как одного из факторов, свидетельствующих о прогрессивном развитии страны и в глобальном плане — всего человечества.

Нами, разумеется, не ставится цель рассмотрения всего комплекса проблем гражданского общества. Вопрос будет поставлен более узко: насколько гражданское право России ориентировано на формирование в стране гражданского общества?

Поскольку же социализация гражданского общества является одной из наиболее современных его характеристик, необходимо, прежде всего, рассмотреть вопрос, насколько социализированным является гражданское право России и, соответственно, в какой мере данная отрасль права способствует формированию гражданского общества.

Скорее всего, В.В. Ильин не вполне точен. Он преувеличивает, излишне обостряет, чрезмерно акцентирует и т.д. Его же словами, если уж критиковать, то разнести даже не в пыль, а на атомы. Однако, несмотря ни на что, Россия развивается, укрепляется, с оптимизмом смотрит в будущее. И решение сложной для России проблемы формирования гражданского общества не только ускорит ее развитие, но будет иметь определяющее значение для жизни всей страны, всего населения, поскольку предполагает иной, нежели в настоящее время, формат общения не только власти с обществом, но и членов общества как между собой, так и с государством.

Однако идея Л. Дюги получила не только европейское, но и мировое признание. В той или иной интерпретации о социальном характере собственности говорится в ст. 6 Конституции Китайской Народной Республики 1982 года [15, с. 228], в ст. 23 Конституции Республики Корея от 1947 года [15, с. 987], в ст. 29 Конституции Японии 1947 года [15, с. 1026], в ст. 103 Политической конституции Республики Никарагуа 1987 года [16, с. 601], в ст. 103 Конституции Республики Эль-Сальвадор 1983 года [16, с. 755], в ст. 39 Конституции Республики Индия от 26 ноября 1949 года [14, с. 192]. Положения о социальной функции собственности содержатся в целом ряде конституций других государств.

Очевидно, что в силу указанных выше международных документов, согласно ч. 1 ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, а в ч. 2 этой же нормы говорится, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Однако указание на иные формы собственности не исключает, а, напротив, предполагает существование, в том числе и общенародной собственности. Между тем, что более чем удивительно, в проекте изменений гражданского законодательства возможность существования иных форм собственности исключена, следовательно, тем самым исключается не только общенародная собственность как категория права, но и возможность рассуждать о данном праве как о проблемном вопросе гражданского права. Логика оппонентов будет простая: нет указаний в Гражданском кодексе Российской Федерации 1994 года (далее — ГК РФ) на иные формы собственности, следовательно, нет и вопроса для обсуждения.

Следует еще раз отметить, что в указанных выше нормах международных документов и в Конституции РФ фигурирует именно народ, а не какой-либо субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Поэтому народы России необходимо признать собственниками своего имущества; должна быть признана как общенародная собственность, так и собственность народов, населяющих Россию. В этом случае народы России не будут чувствовать себя обойденными или обделенными, и на основе общенародной собственности будет более успешно формироваться гражданское общество России.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Россия является социальным государством.

Принцип солидарности необходим для консолидации общества, преодоления его дезинтеграции, атомизации его членов. В силу этого данный принцип имеет особое значение для формирования гражданского общества. Только принцип солидарности отражает интересы общества и личности как единой социосистемы, и потому поощряются отношения между членами общества на основе солидарности, а не индивидуализма, когда во имя своей прибыли, своих интересов игнорируются интересы общества. При индивидуализме, эгоизме в обществе действуют центробежные силы, которыми оно раздирается на отдельные (атомарные) единицы. В таком обществе мораль становится также атомарной (индивидуальной) и, в конце концов, утрачивает какое-либо общественное значение, общество деморализуется. Без моральной основы теряется значение права и возникает реальная угроза хаоса, в котором уже нет морали [11].

При солидарности интересов действуют центростремительные силы, сплачивающие общество, интегрирующие интересы как членов общества, так и всего общества в целом. В этом случае гражданское право как основной регулятор имущественных, личных неимущественных и корпоративных отношений становится правовым средством формирования гражданского общества в России.

Однако принцип солидарности не упомянут в ст. 1 ГК РФ, чем не только ослабляется его значение, оспаривается даже его существование. В целях построения гражданского общества требуется внедрить принцип солидарности в гражданское право России, а для этого необходимо, прежде всего, указать его в ст. 1 ГК РФ.

1. Аристотель. Политика. — М., 1987.

2. Богданов Е.В. Проблемы нестабильности гражданско-правового договора // Журнал Российского права. 2011. № 3.

3. Богданов Е.В. Эволюция гражданского права России в свете нового гражданского законодательства // Цивилист. 2013. № 3.

4. Богданов Д.Е. Справедливость как основное начало гражданско-правовой ответственности в российском и зарубежном праве: Моногр. — М., 2013.

5. Богданова Е.Е. Добросовестность и право на защиту в договорных отношениях. —М., 2010.

6. Богданова Е.Е. Принцип добросовестности и эволюция защиты гражданских прав в договорных отношениях: Моногр. — М., 2014.

7. Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия. Защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. — М., 2005.

8. Верхан П.Х. Предприниматель. Его экономические функции и общественно-политическая ответственность / пер. с нем. — Минск, 1992.

9. Гражданское право и его роль в формировании гражданского общества: Сб. ст. междунар. конф. / отв. ред. А.Е. Шерстобитов. — М., 2013.

10. Дюги Л. Общие преобразования гражданского права со времени Кодекса Наполеона / под ред. и с предисл. А.Г. Гойхбарга; пер. М.М. Сиверса. — М., 1919.

11. Зорькин В. В хаосе нет морали // Российская газета. 2012. 11 дек. № 285.

12. Ильин В.В. Философия: Учеб. для вузов. — М., 1999.

13. Конституции зарубежных государств: Учеб. пособие / сост., пер., авт. вступ. В.В. Маклаков. 4-е изд., перераб. и доп. — М., 2003.

14. Конституции государств Азии: В 3 т. / отв. ред. Т.Я. Хабриева. — М., 2010. Т. 2.

15. Конституции государств Азии: В 3 т. / под ред. Т.Я. Хабриевой. — М., 2010. Т. 3.

16. Конституции государств Америки: В 3 т. / под ред. Т.Я Хабриевой. — М., 2006. Т. 1.

17. Лейст О.Э. Гражданское общество, государство и право // Теория государства и права / под ред. М.Н. Марченко. — М., 2004.

18. Мальцев Г.В. Социальные основания права. — М., 2007.

19. Маркс К., Энгельс Ф. Нищета философии. 2-изд. — М., 2010.

20. Маркс К. Энгельс Ф. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений / под ред. В.К. Брушлинского. 2-изд. — М., 2010.

21. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. — М., 1998.

22. Штобер Р. Хозяйственно-административное право. Основы и проблемы. Мировая экономика и внутренний рынок / пер. с нем. — М., 2008.

23. Щенникова Л.В. Гражданское общество и общие положения о сделках в гражданском праве России // Гражданское законодательство Российской Федерации как правовая среда гражданского общества: Мат. междунар. науч.-практ. конф. — Краснодар, 2005. Т. 2.

24. Эрхард Л. Благосостояние для всех. — М., 1999.

Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":

Читайте также: