Гражданин рылеев о чем

Обновлено: 16.05.2024

Биография автора

Дума входит в своеобразный философско-патриотический цикл поэм, к которым также относятся:

Относительно оценки творчества Рылеева существует много различных комментариев. Например, Пушкин писал, что в его произведениях нет ничего государственного и русского, не считая имен.

Кондратий Рылеев являлся русским поэтом и публичным деятелем, который родился 18 сентября 1795 года. Проживал он в селе Батово, которое находится в Санкт-Петербургской губернии. В 1801 Кондратий поступил на обучение в первый Петербургский кадетский корпус.

В 1813 г. он принял участие в зарубежных походах российской армии, которые закончились в 1814 г.

Но, как не прискорбно, жизнь автора трагически закончилась 13 июля 1826 года. Он умер в возрасте 30 лет. Рылеев являлся одним из управляющих декабристского восстания и пребывал в числе пятерых офицеров, которые были приговорены к казни на эшафоте.

Это интересно: биография Лермонтова, кратко о главном в его жизни.

Творческий процесс

В творчестве автора были такие знаменательные даты:

Кем? Какой это был голос? Почему он был услышан?

Краткие биографические сведения о писателе. История создания стихотворения.

Какова тематика произведения?

— Это агитационное стихотворение. Именно его распространили декабристы в своих кругах.

— О чём это стихотворение?

— О долге перед Отечеством, о гражданской оппозиции, о чести.

— Каким мы представляем автора стихотворения?

— Это человек, убеждённый в правоте своего дела.

— Как автор передаёт своё возмущение, недовольство?

— О чём говорит последняя строфа?

— К чему зовёт Рылеев? О чём он говорит? О чём страстно спорит?

— О самовластье. О веке. О борьбе за свободу человека.

— Какие слова обращают на себя внимание?

В чём сила подобных эпитетов?

— В их яркости, неповторимости. Это эпитеты-определения, они подчёркивают наиболее существенные признаки описываемого Рылеевым времени.

— Какова роль повторов?

— Они усиливают художественную выразительность. Используются также как доказательство в споре, как аргумент.

— Какое слово в стихотворении, по-вашему, несёт на себе особую смысловую нагрузку?

— Что мы чувствуем?

— А в чём заключён позор подражания?

— Есть ли конфликт, противоборство, столкновение в произведении?

— Каков же образ Гражданина?

— Против кого выступает Рылеев?

— Что же, по-вашему, препятствует общественной активности дворянской молодёжи?

— Это равнодушие, эгоизм, праздность. Разве может быть молодой человек таким? Вот это и возмущает автора, Гражданина!

— Какую цель преследует поэт?

Какой человек мог написать это стихотворение?

Мы граждане. Гражданственность заключается в заботе о судьбах Отечества, в патриотизме, в служении идеалам. Гражданские чувства — чувства гуманизма, интернационализма. Гражданские чувства порождают духовные потребности, подталкивают к деятельности, определяют поведение человека.

Краткое содержание думы

В 1822 году Кондратий Федорович представляет свету думу, которая посвящена атаману Ермаку. Ее отчасти положили на музыку, и она превратилась в песню.

Данная дума основана на настоящих исторических событиях. Основной герой — это известный персонаж истории — казачий атаман, которого зовут Ермак Тимофеевич. Он прославился тем, что сыграл главную роль в присоединении Сибири к Российскому государству. Присоединение произошло при правлении Иоанна Грозного во второй половине XVI столетия.

Ермак с собственным войском постоянно вел войну с ханом Кучумом, который не желал покоряться российскому царю и выплачивать дань Москве. Он желал сам верховодить Западной Сибирью и поэтому никому не покорялся, а позже и вовсе сделал переворот и казнил своих мусульманских братьев, которые дали согласие принять русское подданство и заплатить мзду победителям.

Далее в думе рассказывается, как в очередном сражении Ермака с Кучумом полегло большое количество народа. Затем Кучум бежал в степи, а Ермак с оставшимися после битвы воинами, которых было всего 50 человек, одолевая путь по Иртышу, остановился на ночлег в устье реки под названием Вагай.

Ночью сибирский хан внезапно совершил нападение на дремлющих казаков и многих убил. Убереглось только пару человек.

Казачий атаман, отягощенный двумя кольчугами, где одна из них была подарена ему царем, и орудием, которое он носил, бросился в речку. Таким образом он хотел добраться до стругов, однако утонул. Но, согласно татарским преданиям, Ермака убил богатырь Кутугай, ранив его в горло своим копьем.

Тело атамана было вытянуто на сушу рыбаком татарского происхождения. Со всей окрестности съехалось большое количество мурз, чтобы посмотреть на тело Ермака. Среди присутствующих был даже Кучум. На протяжении нескольких дней татары расстреливали из лука мертвое тело мужественного российского воина и весело пировали, хотя позже его останки выкинули. По версии свидетелей они пролежали целый месяц на свежем воздухе и не портились. После этого татары, сняв с тела все одежки и снаряжения, чтобы разделить их между собой, похоронили казачьего атамана в знатном месте, которое находилось за мусульманским кладбищем. А точнее, в деревне Баишево.

Литературный анализ

Кондратий Федорович, воодушевленный подвигами российских воинов, принял решение посвятить им собственные мысли. Так и возникла дума, рассказывающая про смерть атамана. Автор отлично исследовал старинные предания о русском воине и узнал, что в день погибели героя была мощная гроза со штормом, и Ермак умер в волнах буйной реки.

Поэт начинает свое произведение с описания той ужасной ночи, когда сама природа устрашает: шумит дождь, ревет буря, постоянно гремит гром, молнии летают в ночном сумраке, и ветры неистовствуют.

В думе описывается, как на береге речки сидит задумчивый Ермак, который, как будто предчувствуя собственную скорую смерть, раздумывает о жизни, о приятелях и про то, достойно ли они прожили свою жизнь, так как почти все казаки были в прошлом отчаянными правонарушителями и головорезами, перешедшими на службу к русскому царю. Главный герой абсолютно не осуждает их, а даже наоборот — восторгается их мужеством и доблестью. Он высказывает мнение, что все имеющиеся злодеяния в своей жизни они смыли кровью противников и даже сейчас не щадят собственной жизни за царя и святую Русь.

В думе неустрашимому и мужественному атаману противопоставлен вождь вражеского лагеря Кучум — опасный и бесчестный человек, который, боясь напрямую вступить в поединок с дружиной Ермака, подкрался тайно к ним со своим войском и всех их погубил: воины пали, не успев даже обнажить мечи.

Смерть воина

Для автора стиха чрезвычайно важна проблема собственной свободы. Служить царю и служить России — для него это разные вещи. Он восторгается отважным героизмом атамана, а также его службой во благо России, однако он против того, что Ермак принял дорогой презент от правителя, который и повлек за собой его смерть.

Бой с казаками

Покорение Сибири

Когда, наконец, Ермак засыпает в ненастную ночь вместе со своей дружиной, хан Кучум готовится напасть на казаков. Их челны бьются о берега Иртыша, а в это время воины хана аккуратно пробираются к лагерю казаков. Татары готовы вступить в бой.

Для казаков Ермака все произошло настолько внезапно, что никто из них даже не успел обнажить меч. Практически все были убиты моментально, сраженные внезапностью этой атаки. Для них был только один путь к спасению – отступить в сторону бушующего Иртыша.

В попытке добраться до спасительного челнока погибает сам Ермак. Он сумел добежать до реки, но доплыть до лодки не смог из-за тяжелых доспехов, подаренных ему русским царем Иваном Грозным. Они лишили его последних сил бороться со стихией.

Данный конспект ориентирован на программу Т.Ф.Курдюмовой, В.Я.Коровиной, В.П.Полухиной и др., на учебник В.Г.Маранцмана. Урок может быть проведен в 9 классе в рамках программы или как урок внеклассного чтения. Используется учебное пособие Соколова Я.В. “Граждановедение”.

Оформление урока: портрет К.Ф.Рылеева, иллюстрация с картины художника Делакруа.

“Свобода”, музыкальный этюд Шопена, на доске записаны тема урока и эпиграф, демонстрационные материалы.

Предварительная подготовка к уроку: учащиеся получают задания на карточках, готовят к выразительному чтению предложенные произведения, работают со словарями и справочной литературой.

  • Сформировать у учащихся представление о социально-нравственных категориях “гржданственность” и “патриотизм” как ведущих идеях творчества Кондратия Рылеева.
  • Систематизировать предложенную и самостоятельно подобранную информацию, видоизменять её, исходя из целей коммуникативного взаимодействия.

Урок-размышление на тему: “Я не ПОЭТ, а ГРАЖДАНИН.”

О так! Нет выше ничего
Предназначения поэта:
Святая правда-долг его,
Предмет-полезным быть для света.

1.Организационный момент. Учащиеся разделены на микрогруппы (по 3-4 чел.). Каждая группа получает задание на карточке.

2.Слово учителя.

Граждане Российской Федерации! Могу ли я сегодня на уроке ко всем обратиться с этим обращением? Какие значения слова “гражданин” Вам известны? Вы, наверно, слышали о герое, принявшем смерть за Отечество, говорят: он был воин и гражданин. Но о Пушкине тоже говорят: поэт и гражданин. О композиторе Глинке: музыкант и гражданин.

Означает ли это, что гражданин-только выдающаяся личность, или солдат, павший на полях сражений за Отечество,или талантливый художник, или певец? Так кто такой гражданин? Над этими и другими вопросами я приглашаю Вас поразмышлять.

3. Словарь урока. О гражданине.

Определяйте значения слов, и вы избавите свет от половины заблуждений.

  • Какие значения слова “гражданин” вам известны?
  • Что означает “быть достойным сыном Отечества”?
  • В чем отличие Гражданина ( с большой буквы ) и гражданина по рождению?

Задание группе лингвистов: поработайте с разными словарями русского языка и подготовьте справку о значении слова “гражданин”

Информация для учителя. В словаре В.И.Даля слово “гражданин” обозначает:

- человек как городской житель;

- человек как член общины;

- каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство.

В “Словаре русского языка” С.И.Ожегова значения дополняются следующими:

-лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенного совокупностью политических и иных прав;

-взрослый человек, мужчина, а также форма обращения;

В “Словаре современного русского литературного языка” есть значения:

-гражданин-человек,служащий родине, народу, заботящийся об общественном благе;

В “Этимологическом словаре” Н.М.Шанского можно найти информацию об истории слова: заимствовано из стар.-слав. языка, где “гражданинъ” словообразовательная калька из греческого, буквально – “житель города”. Современное значение от Радищева.

Задание группе литературоведов.Вспомните ранее изученные произведения М.Ломоносова, Г.Державина, А.Радищева и ответьте на вопрос, каковы литературные традиции становления и развития темы патриотизма в русской литературе XVIII века?

Информация для учителя. Одним из первых, кто пропагандировал гражданственность поэзии, её воспитательную функцию и определил роль поэта как гражданина, был Антиох Кантемир : “Всё, что я пишу, - пишу по должности гражданина”, “…не писать мне нельзя: не могу стерпети”.

В лиетературе XVIII века в творчестве Державина и Ломоносова разрабатывалась тема патриотизма, прославления могущества русского государства. Но неразвитость общественной жизни обусловила ограниченность значения слова “патриот”. Александр Радищев вносит понимание влияния общественной среды на характер, признание активного начала человеческой личности. Он же вносит элемент гражданственности.

В книге “Путешествие из Петербурга в Москву” в главе “Спасская полесть” Прямовзора говорит : “Ты познаёшь верных своих подданных, которые вдали от тебя не тебя любят, но любят отечество; которые готовы всегда на твоё поражение, если оно отмстит порабощением человека. Но не возмутят они гражданского покоя безвременно и без пользы”.

Вразумляющая интонация Фонвизина, беспошадная аналитическая проза Радищева, смелая поэзия Державина столь разные, столь одинаковые в одном – самое главное в их творчестве забота о судьбе страны поставлена превыше всего.

Вывод: в формулировке темы нашего урока слово “гражданин” противопоставлено слову “поэт”. Будучи декабристом, Рылеев ставит целью своего творчества – воздействие с помощью поэзии на молодое поколение, воспитание юношества в духе патриотизма и гражданства. Логическое ударение падает на слово гражданин, подчёркивая особую значимость понятия. Употреблякется слово в значении “гражданин-человек, служащий родине, народу, заботящийся об общественном благе” (высок).

4. Подготовка к восприятию нового материала.

“На грани двух столетий

На переломе двух эпох…” рождалось новое время.

Начало XIX века. Время рождало новые идеи, создавало новое эстетические идеалы. Мы говорим 14 декабря 1825 года, время декабристов, но вкладываем в эти слова наше книжное понимание. Воздух времени, его краски, черты – всё это почти потеряно для нас. В качестве свидетельств об этом времени остались искусство, история, воспоминания современников. Свобода, неукротимость, вечное несогласие с окружающей действительностью – вот признаки новой эпохи. Они нашли своё воплощение в музыке Шопена.

(Звучит фрагмент “Революционного этюда” Шопена).

Это произведение и будет музыкальным эпиграфом к нашему уроку.

Бурный порыв, трагическое отчаяние, решимость и обречённость, энергия и одиночество запечатлены на картине французского художника Делакруа “Свобода”. Пусть эта иллюстрация будет зрительным эпиграфом урока.

Одними из первых на призывы времени откликнулись декабристы. “Я помню, как ударял, словно колокол… серьёзный стих Рылеева и звал на бой и на гибель, как зовут на пир”, - отзывался А. Герцен о стихах Кондратия Рылеева. Именно декабристы-поэты формировали новый эстетический идеал гражданина, продолжая литературные традиции предшественников.

Мы обратимся к поэзии К. Рылеева, постараемся, проанализировав его произведения, раскрыть ценральный образ – героя–борца, патриота и гражданина. Этот образ и определён в художественной формуле Рылеева о предназначении поэта, этой строкой мы обозначили тему нашего разговора: “Я не Поэт, а Гражданин”.

5. Аналитическое чтение стихотворений.

Задание. Используя тексты предложенных произведений К.Рылеева, определите и укажите стержневые качества героя-борца и сопоставьте с фактами жизни поэта. Соответствует ли декабристский идеал гражданина Вашим представлениям о гражданине сегодняшних дней? Результаты работы оформите в виде таблицы.

Группа аналитиков,историков, литературоведов .

Карточка № 1.

Прочитайте стихотворение “Гражданин”. Вопросы: почему своё время поэт называет “роковым”? В чём видит поэт долг гражданина? Охарактеризуйте образы “переродившихся славян”, образ гражданина и др. Что общего между автором и его героем?

Информация для учителя. 27 ноября 1825 года на квартире Рылеева проходят постоянные совещания. Рылеев критично оценивает ситуацию, находит её безрадостной. Он проявляет находчивость, настойчивость, намечает практические меры. Его пламенные речи увлекают одних, подбадривают растерявшихся, обливают презрением испугавшихся. Незадолго до восстания поэт пишет знаменитое стихотворение “Я ль буду в роковое время…” В нём наиболее ярко пропагандируется образ героя-борца. Этот человек самоотверженно борется за свободу, является образцом гражданской доблести, имеет целеустремлённый героический характер. Этому образу противопоставлены образы “переродившихся славян”. Это те, кто отступил и от политической борьбы, проводит жизнь свою в сладострастиях, забыл гражданский долг, утратил мужество, общественно пассивен.

Стихотворение обращено не к узкому кругу лиц, а ко всему поколению. Отсюда и агитационный строй, декламационная интонация. Это речь оратора, трибуна, проповедуещего свои политические убеждения. Слова избираются не в соответствии с их предметной точностью, а для того, чтобы они служили средством гражданской оценки.

Вывод: слова для таблицы – борец за свободу, оратор, целеустремлённый, имеет героический характер.

Прочитайте стихотворение “Стансы” (“Не сбылись, мой друг, пророчества…”), главу “Исповедь Наливайки” из поэмы “Наливайко”.

Вопросы: какие черты героя-борца раскрыты в этих произведения? Как соотносятся они с чертами характера поэта?

Информация для учителя. В ночь с 13 на 14 декабря заговорщики собрались на квартире Рылеева, здесь окончательно был выработан план действий. Офицеры должны были рассыпаться по казармам и вести поднятые воиска на Сенатскую площадь. “Как прекрасен был в тот вечер Рылеев, - вспоминал Бестужев. – Речь его текла ,как огненная лава. Я любовался им, сидя в стороне. Разошлись под утро. Молодой поэт Одоевский с восхищением воскликнул: “Умрём, ах, как славно мы умрём!” Только Рылеев был серьёзен. Он сдержанно сказал одному из друзей: “Да, мало видов на успех, но всё-таки надо начать: начало и пример принесут плоды.” Осознавая неудачу восстания , декабристы не испугались, а пошли на жертву ради потомков, с мыслью о новых поколениях. Не желание пострадать, не эффектная поза, а осознание жертвенности, исключительная честность, мужество и отвага – вот что руководило декабристами.

Отрывок из поэмы:

Известно мне: погибель ждёт
Того, кто первый восстаёт
На угнетателей народа, -
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?
Погибну я за край родной, -
Я это чувствую, я знаю…
И радостно, отец святой,
Свой жребий я благословляю!

Вывод: отсутствие тщеславия, желания славы чужды герою стихотворения и Рылееву. В элегии “Стансы” слышатся горькие жалобы героя на “горький жребий одиночества”, потому что люди разочаровали поэта:

Все они с душой бесчувственной,
Лишь для выгоды своей
Сохраняют жар искусственный
К благу общему людей.

Слова для таблицы: одиночество, отсутствие тщеславия и желания славы, жертвенность, честность.

Задание. В стихотворениях “К.N.N.” (Ты посетить, мой друг, желала…), “Вере Николаевне Столыпиной”, в поэме “Наливайко” в главе “Ты друг давно мне, Лобода”, проследите, каковы переоценки представлений о дружбе, о семье, о любви в творчестве Рылеева.

Информация для учителя. Декабристское понимание гражданской доблести, “любви к общественному благу” было связанно с требованием подчинить все чувства, всю жизнь единой цели. В стихотворениях происходит переоценка традиционных представлений. В “Элегии” (1824) мы читаем:

Исполнились мои желания,
Сбылись давнишние мечты,
Мои жестокие страдания,
Мои любовь узнала ты…

Но герой-борец должен подчинить страсть, сомнения, колебания, слабости души великой идее.

Мне не любовь твоя нужна,
Занятья ждут меня иные…
Отрадна мне одна война,
Одни тревоги боевые.
Любовь ни как не идёт на ум:
Увы! Моя отчизна страждет, -
Душа в волнении тяжких дум
Теперь одной свободы жаждет.

В поэме, обращаясь к Лободе, словами Наливайки, Рылеев определяет своё понимание долга семьянина и гражданина:

Но ты отец, но ты супруг,
А уж давно пора, мой друг,
Быть не мужьями, а мужами…
Нет не одна к жене любовь
Мой ум быть осторожней учит…

“Священный долг матери” герой видит в том, что она должна:

Прекрасных чад образовать…
Пусть их сограждане увидят
Готовых пасть за край родной,
Пускай они возненавидят
Неправду пламенной душой.

Вывод: эти строки придают интимной лирике гражданский характер, превращая в страстный призыв.

Слова для таблицы: отказ от семьи, от любви, уметь подчинить индивидуальное общей идее.

6. Подведём итоги.

Щекотливое это дело – пытаться оспорить показания современников, даже если они получены из вторых рук. “Рылеев пришёл вовремя, - сказал литературовед Ю.Верховский и продолжил, - Рылеев-средоточие гражданской поэзии, как она могла наиболее цельно выразиться в условиях времени, среды, её идеологии и художественного вкуса”. Итак, давайте представим в таблице результаты наших исследований.

    • борец за свободу
    • целеустремлённость характера
    • оратор
    • гражданин-поэт
    • отсутствие тщеславия
    • жертвенность
    • честность
    • одиночество
    • отказ от любви
    • подчинение индивидуального общей идее
    • забота об общественном благе.

    Задание: заполните 2 графу таблицы, впишите те чувства человека, которые на ваш взгляд, в большей мере являются гражданскими. Сравните наблюдения и напишите небольшое эссе “Что требуется для того, чтобы быть полезным обществу и государству?” (Эта тема сочинения была предложена А.Ульянову).

    7. Перспектива развития темы. Для продолжения разговора приглашаю тех, кто увлечён литературой, кому тема нашего разговора интересна. Предлагаю обдумать следующие положения:

    – Гоголь является образцом писателя-гражданина своей страны.

    – Поэтом можешь ты не быть,
    Но гражданином быть обязан.

    Н.Некрасов “Поэт и гражданин” (1856)

    – В дни революции быть Человеком, а не гражданином…

    – Поэт в России – больше, чем поэт,
    В ней суждено поэтами рождаться.
    Лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
    Кому уюта нет, покоя нет.

    Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

    Любовь Богданова

    Разработала: Минко Татьяна Викторовна

    учитель русского языка и литературы

    Урок литературы, 9 класс, продолжительность урока – 45 минут

    1. Обучить анализу поэтического текста.

    2.Развивать устную и письменную речь учащихся; уметь аргументировано доказывать свою мысль.

    3. Воспитать активную гражданскую позицию, чувство любви к Родине.

    Тип урока: интегрированный

    Оборудование: портрет К.Ф. Рылеева, хрестоматия по литературе. 5-9 класс, К.Ф. Рылеев. "Думы". М.1975 г., Словарь русского языка. М.1985 г.

    I. Вступительное слово учителя.

    Поэтом можешь ты не быть,

    Но гражданином быть обязан…

    II.Словарная работа.

    (Гражданин-1. Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными законами этого государства, и исполняющее все установленные законами обязанности.

    2. Взрослый человек, мужчина, а также форма обращения к нему.

    3. Человек, подчиняющий свои личные интересы общественным, служащий родине, народу.

    4. Житель города, горожанин.)

    Задание по группам.

    Слово учителя.

    2. В чем сходство и различие стихотворений?

    4. В чем видел Рылеев предназначенье поэта? Аргументируйте свой ответ, используя текст.

    Твои дела тебя изобличат народу;

    Познает он – что ты стеснил его свободу…

    Тогда вострепещи, о временщик надменный;

    Народ тиранствами ужасен разъяренный.

    Рекомендации. Исходя из разбора стихотворения, предлагается ответить на следующие вопросы.

    1.По какому принципу К.Ф.Рылеев выстраивает композицию своего стихотворения?

    2. На какие части вы разделили бы стихотворение? Почему?

    3. Какие темы в них затрагиваются? Прочитайте строки из стихотворения, подтверждающие ваш ответ.

    4. Какая проблема ставится в стихотворении и как она решается? Аргументируйте свой ответ, используя текст.

    Рекомендации. Продолжая анализировать лирику Рылеева настало время перейти к лиро – эпическому жанру дум, от выражения гражданской позиции –к истории патриота, которого Рылеев считал образцом гражданственного самопожертвования. Это слово – самопожертвование – является эмоциональной доминантой нашего урока. Обратите внимание на вопросы, которые помогут вам проанализировать произведение и подвести итоги урока.

    Объясните, почему именно эти строки вам понравились?

    Каким настроением проникнута дума?

    Каков авторский замысел этого произведения?

    Комментарии учителя. В центре поэзии Рылеева – внутренний мир человека, с большой нравственной стойкостью противостоящего социальному злу, готового пожертвовать собой ради славы и свободы Отечества. Для него жизнь была борьбой, а поэзия - призывом к борьбе.

    Рекомендации. Продолжая разговор о гражданской позиции, о самопожертвовании, нельзя обойти вниманием стихотворение Семена Липкина (поэта, переводчика, фронтовика), которое посвящается подвигу нашего земляка Эрдни Деликова. В этом произведении традиции поэзии Рылеева получили новое звучание. Обратите внимание на вопросы, которые помогут вам проанализировать стихотворение и подвести итоги урока.

    Эрдни, ушел в армию в декабре 41 – го. В бой с врагом он вступил сержантом в июле 1942 года на Дону в составе 273 – го полка 110-й Отдельной Калмыцкой Кавалерийской дивизии. В ожесточённых боях, прикрывавших отход этих частей, исключительное мужество и самоотверженность проявил расчёт противотанковых ружей, которым командовал Эрдни. Шесть дней он насмерть стоял со своими бойцами на донском рубеже. Раненный, потеряв ногу, от разрыва бомбы он продолжал бой до конца…

    Сегодня на его родине в Калмыкии в Сарпинском районе открыт музей боевой славы имени Эрдни Деликова, родной поселок назван его именем – поселок имени Деликова, улицы в Элисте – столице Калмыкии – и во многих селах названы в честь героя Великой Отечественной войны.

    1.О чем это стихотворение? Что вы знаете о подвиге Деликова?

    2.Какое настроение оно вызывает? Объясните почему.

    4.Как вы думаете, в чем их различие? Почему?

    Жизни свои острию копья предадим,

    Страсти свои державе родной посвятим.

    Груди свои обнажим и вырвем сердца,

    И за народ отдадим свою кровь до конца.

    VII. Итоги урока.

    Заключительное слово учителя. Подводя итоги урока, нам нужно обратить внимание на следующие вопросы, которые помогут обобщить изученное и высказать свое мнение по теме сегодняшнего урока.

    1.Какова тема урока?

    2.Случаен ли выбор эпиграфа урока и как он связан с темой урока?

    5.Чему вы научились на уроке, что нового узнали?

    VIII. Домашнее задание. Написать сочинение (тему выбирает учащийся):

    3. Выучите наизусть одно из понравившихся стихотворений.

    Приложение 1

    К ВРЕМЕНЩИКУ

    Надменный временщик, и подлый и коварный,

    Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,

    Неистовый тиран родной страны своей,

    Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!

    Ты на меня взирать с презрением дерзаешь

    И в грозном взоре мне свой ярый гнев являешь!

    Твоим вниманием не дорожу, подлец;

    Из уст твоих хула – достойных хвал венец!

    Смеюсь мне сделанным тобой уничиженьем!

    Могу ль унизиться твоим пренебреженьем,

    Коль сам с презрением я на тебя гляжу

    И горд, что чувств твоих в себе не нахожу?

    Что сей кимвальный звук твоей мгновенной славы?

    Что власть ужасная и сан твой величавый?

    Ах! лучше скрыть себя в безвестности простой,

    Чем с низкими страстьми и подлою душой

    Себя, для строгого своих сограждан взора,

    На суд их выставлять, как будто для позора!

    Когда во мне, когда нет доблестей прямых,

    Что пользы в сане мне и в почестях моих?

    Не сан, не род – одни достоинства почтенны;

    Сеян! и самые цари без них – презренны,

    И в Цицероне мной не консул – сам он чтим

    За то, что им спасен от Катилины Рим…

    О, как на лире я потщусь того прославить,

    Отечество мое кто от тебя избавит!

    Под лицемерием ты мыслишь, может быть,

    От взора общего причины зла укрыть…

    Не зная о своем ужасном положеньи,

    Ты заблуждаешься в несчастном ослепленьи,

    Как ни притворствуешь и как ты ни хитришь,

    Но свойства злобные души не утаишь.

    Твои дела тебя изобличат народу;

    Познает он – что ты стеснил его свободу,

    Налогом тягостным довел до нищеты,

    Селения лишил их прежней красоты…

    Тогда вострепещи, о временщик надменный!

    Народ тиранствами ужасен разъяренный!

    Но если злобный рок, злодея полюбя,

    От справедливой мзды и сохрранит тебя,

    Все трепещи тиран! За зло и вероломство

    Тебе свой приговор произнесет потомство!

    М. В. Милонов

    Сатира Персиева

    Царя коварный льстец, вельможа напыщенный,

    В сердечной глубине таящий злобы яд,

    Не доблестьми души, пронырством вознесенный,

    Ты мещещь на меня с презрением твой взгляд!

    Почту ль внимание твое ко мне хвалою?

    Унижуся ли тем, что унижен тобою?

    Одно достоинство и счастье для меня,

    Что чувствами души с тобой не равен я!

    Что твой мутный блеск? что сан твой горделивый?

    Стыд смертным – и укор судьбе несправедливой!

    Стать лучше на ряду последних плебеян,

    Чем выситься на смех, позор своих граждан;

    Пусть скроюсь, пусть на век бегу от их собора,

    Чем выставлю свой стыд для строгого их взора;

    Когда величием прямым не одарен,

    Что пользы, что судьбой я буду вознесен?

    Бесценен лавр простой, венчая лик героя;

    Священен лишь на царе владычества венец;

    Но коль, на поприще устроенном для боя,

    Неравный силами, уродливый боец,

    Где славу зреть стеклись бесчисленны народы,

    Явит убожество, посмешище природы,

    И, с низкой дерзостью, героев станет в ряд,-

    Ужель не облечен он наглым ослепленьем

    И мене на него уставлен взор с презреньем?

    Там все его шаги о нем заговорят.

    Бесславный тем подлей, чем больше ищет славы!

    Что в том, что ты в честях, в кругу льстецов лукавых,

    Вельможи на себя приемлешь гордый вид,

    Когда он их самих украдкою смешит?

    Рубеллий! Титла лишь с достоинством почтенны,

    Не блеском собственным, сияя им одним,

    Заставят ли меня дела твои презренны

    Неправо освящать хвалением моим?

    Лесть сыщешь, но хвалы не купишь справедливой!

    Минутою одной приятен лести глас;

    Но нужны доблести для жизни нам счастливой,

    Они нас усладят, они возвысят нас!

    Гордися, окружен ласкателей собором,

    Но знай, что предо мной, пред мудрых строгим взором

    Равно презренен и лесть внимающий и льстец.

    Наемная хвала – бесславия венец!

    Кто чтить достоинства и чувства в нас не знает,

    В неистовстве своем теснит и гонит их,

    Поверь мне, лишь себя жестоко осрамляет;

    Унизим ли мы то, что выше нас самих?

    Когда презрение к тебе питать я смею,

    Я силен – и ни в чем еще не оскудею;

    В изгнаньи от тебя пусть целый век гублю,

    Но честию твоих сокровищ не куплю!

    Мне ль думать, мне ль скрывать обща посмеянья

    Убожество души богатством одеянья?

    Мне ль ползать пред тобой в толпе твоих льстецов?

    Пусть Альбий, Арзелай – но Персий не таков!

    Ты думаешь сокрыть дела свои от мира

    В мрак гроба? Но и там потомство нас найдет;

    Пусть целый мир рабом к стопам твоим падет,

    Рубеллий! Трепещи: есть Персий и сатира!

    Приложение 2

    Я ль буду в роковое время

    Позорить гражданина сан

    И подражать тебе, изнеженное племя

    Нет, неспособен я в объятьях сладострастья,

    В постыдной праздности влачить свой век младой

    И изнывать кипящею душой

    Под тяжким игом самовластья.

    Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,

    Постигнуть не хотят предназначенье века

    И не готовятся для будущей борьбы

    За угнетенную свободу человека.

    Пусть с хладною душой бросают хладный взор

    На бедствия своей отчизны

    И не читают в них грядущий свой позор

    И справедливые потомков укоризны.

    Они раскаются, когда народ, восстав,

    Застанет их в объятьях праздной неги

    И, в бурном мятеже ища свободных прав,

    В них не найдет ни Брута, ни Риеги.

    Приложение 3

    Семен Липкин

    . Он отомстил. За кровь, за отчий дом.

    Поведай же, великий Дон, о том,

    Как Деликов добился гордой славы,

    Как он громил врага у переправы.

    Он, в чакане таясь, в земле сырой,

    Сжигал бронемашины с немчурой.

    Вдруг бомба загудела в исступленье,

    И, кровью истекая, крикнул он:

    – Умрем, но защитим родимый Дон!

    Лети, мой стих, в его родной улус.

    Скажи друзьям и землякам: клянусь,

    Вы в армию послали исполина!

    Нельзя железный дух его сломать.

    Вовек, вовек благословенна мать,

    Родившая на свет такого сына!

    Мне скажут: Деликов – я вспоминаю вдруг

    Лица мальчишеского нежный круг,

    Мальчишеские губы озорные.

    Мне скажут: Деликов – блеснут тотчас

    И диск ружья, и острый узкий глаз,

    И пронесутся пули разрывные.

    . Наступят вновь сияющие дни,

    Но ясным светом не затмят они

    Тот грозный день, твой подвиг незабвенный,

    Ты стал героям древности сродни,

    Недаром имя ты носил: Эрдни,

    (Об авторе: Липкин Семен Израилевич, поэт, переводчик.

    Родился 6 сентября (19 н.с.) 1911 года в Одессе в семье кустаря-закройщика.

    Детские и юношеские годы прошли в родном городе, где окончил школу. В 1929, переехав в Москву, публикует свои стихи в газетах и журналах. С 1931 его произведения перестают печатать. Ранние стихотворения, по его позднейшему признанию, "лишенные самостоятельности", "написанны под влиянием жадно прочитанных Лескова, Мельникова-Печерского, Хомякова, Ивана и Константина Аксаковых, Н.Я.Данилевского". Изучив персидский язык, с 1934 занимается литературными переводами с восточных языков. В 1937 окончил московский инженерно-экономический институт, но продолжал профессионально заниматься переводческой деятельностью. Пишет стихи, но опубликует их значительно позже. Липкин известен как переводчик лучших образцов национальной литературы: он перевел калмыцкий эпос "Джангар" (1940), киргизский эпос "Манас" (1941), кабардинский эпос "Нарты" (1951), поэмы А.Навои "Лейла и Меджнун" (1943) и "Семь планет" (1948), поэму Фирдоуси "Шахнаме" (1955), произведения М.Турсун-заде, Айбека и др. Липкину принадлежат книга военных очерков "Сталинградский корабль" (1943), повести для детей по мотивам народных сказаний - "Приключение богатыря Шовшура" (1947), "Царевна из города Тьмы" (1961). Опубликовав несколько стихотворений в "Метрополе", подвергся резкой критике официальных властей. В знак протеста вышел из Союза писателей, после чего был наложен запрет на публикацию не только его стихотворений, но и переводов. В 1981 в журнале "Время и мы" (США) были опубликованы стихи Липкина, вошедшие потом в сборник "Воля", изданный в США с предисловием И.Бродского. В 1983 был написан первый роман - "Декада". В 1984 вышел сборник статей - "Кочевой огонь", в 1986 - "Картины и голоса". В 1986 С. Липкин был восстановлен в Союзе писателей. В 1989 опубликовал сборник стихов разных лет "Лира"; в 1990 - сборник "Письмена", включивший стихи и поэмы, а также книгу "Жизнь и судьба Василия Гроссмана"; в 1991 - "Угль, пылающий огнем" (зарисовки и соображения о Мандельштаме и Шенгели); в 1995 - "Вторая дорога" (зарисовки и соображения о советской литературе и литературной жизни в СССР); в том же году в Париже вышла книга стихов и переводов 1990-93 - "Перед заходом солнца".)

    25 июля 1826 года казнен Кондратий Рылеев, поэт-декабрист. Один из пяти повешенных декабристов, поэт Кондратий Рылеев, более всех известен и, тем не менее, загадочен. Причина в мифотворчестве, которая, словно озоновый слой Землю, окружает этого деятеля. Озон истончается, и солнечные лучи губительно действуют на все живое. Миф испаряется, и героический облик революционера сдувается, как воздушный шарик.

    Мельница мифов: Темная сторона Рылеева

    Разглядывая эту непривлекательную "резинку на веревочке", читатель-Пятачок, наверное, скорбно произнесет: "Мой любимый герой!". Однако, увы, ничего не поделаешь — нам, как и Аристотелю, всегда дороже истина, пусть даже она и разрушает романтический облик и открывает скрытую им малопривлекательную личину.

    Рылеевы — оплот режима и оппозиционеры

    Сын небогатого дворянина Федора Андреевича Рылеева, он родился 18 сентября 1795 года. Род Рылеевых внесен в шестую (столбовые дворяне) и вторую (военное дворянство) части родословных книг Тульской и Казанской губерний. Рылеевы отличались на военной службе еще при Екатерине II. Майор, а затем подполковник Санкт-Петербургского карабинерного полка Иван Карпович Рылеев, которого ценил великий полководец Александр Суворов, много раз отличался в сражениях с польской Барской конфедерацией, участвовал в разгроме восстания Емельяна Пугачева. Именно он нанес поражение башкирскому отряду пугачевского сподвижника Салавата Юлаева.

    Пока одни из клана Рылеевых "душили" свободолюбивые чаяния, другие, напротив, расшатывали основы трона. Обер-полицмейстер Никита Иванович Рылеев разрешил к печати "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищева, которого императрица Екатерина охарактеризовала весьма выразительно — "бунтовщик, хуже Пугачева". На самом деле не шибко умного Никиту Ивановича императрица ценила за преданность и готовность искоренять любую крамолу, но… бес попутал.

    Отец Кондратия Рылеева не бил его мать

    Первый миф, собственно говоря, касается отца будущего декабриста — Федора Андреевича Рылеева. Большинство исследователей биографии Рылеева твердят про его тяжелое детство, отца-садиста, битую им мать, которую лютый тиран запирал в погребе. Властолюбивый отец будто бы жестоко обращался не только со своими крестьянами, но и с домашними.

    Удивительно, но все биографы при этом указывают, что родители Рылеева не жили вместе: отец Федор Андреевич Рылеев уехал в Киев, а мать, Анастасия Матвеевна, урожденная Эссен, до своей смерти прожила в собственном имении Батово под Петербургом. Судя по сохранившимся документам, Федор Андреевич был не изувером, а добродушным гулякой и мотом, который "не сохранил супружеской верности", "имел целый гарем".

     Никита Иванович Рылеев 0

    На стороне у него родилась дочь Анна, которую Анастасия Матвеевна "приняла на воспитание и любила как свое собственное дитя". Скорее всего, был у Федора Рылеева и побочный сын — Петр Малютин, сделавший блестящую военную карьеру. Служивший в гатчинском войске наследника престола, после воцарения Павла, он вместе со своим батальоном перевелся в лейб-гвардии Измайловский полк.

    Анастасия Готовцева и Оксана Киянская в последней биографии Рылеева пишут о его сводном брате:

    "Малютин был благодарным и верным человеком, и об этом знали все окружавшие его люди. Недаром в марте 1801 года, когда гвардейские заговорщики решили убить императора Павла, одной из первоочередных их задач была нейтрализация командира измайловцев. Ибо никто из них не сомневался, что генерал императора не предаст и на сторону заговорщиков не встанет. По одной из версий, накануне цареубийства Малютин был арестован, по другой — его просто напоили".

    Мать Кондратия Рылеева сблизилась с генералом Малютиным настолько, что их отношения вышли далеко за рамки светских приличий. Малютин подарил матери Рылеева имение Батово в обход ее мужа.

    Где родился Кондратий Рылеев?

    Тут, кстати, мимоходом затронем еще один миф — о месте рождения Кондратия Федоровича Рылеева. Обычно местом его появления на свет указывают деревню Батово Софийского (впоследствии переименованного в Царкосельский) уезда Санкт-Петербургской губернии.

    • Во-первых, знавшие Рылеева современники говорили, что он "новгородский уроженец".
    • Во-вторых, имение Батово было подарено его матери в январе 1800 года, спустя пять лет после рождения сына.

    Рылеев-старший хотя и не лупцевал сынка розгами, как говорится, не вспрыскивал березовой кашей, но и деньгами не помогал. Зато Петр Малютин был щедр

    Когда Кондратий задумал жениться, то благословение он испрашивал у матери и брата.

    "Судя по письмам и мемуарам, Рылеев относился к брату потребительски", — утверждают авторы его биографии.

    Кондратий Федорович просил умирающего Петра Федоровича о переводе его на службу "адъютантом при генерале Беннигсене", добавляя при этом, что "надобно поспешить, ибо теперь время дорого".

    Дореволюционные литераторы отмечали

    • готовность Рылеева "пасть в борьбе за свободу родины",
    • его "общий рыцарский характер" "как деятеля и человека",

    советские исследователи более ценили

    • "гражданский, революционный пафос" поэзии Рылеева.

    Шестидесятники любили Рылеева как революционера

    Шестидесятники вообще идеализировали всю плеяду декабристов, а поэта Рылеева особенно "опекали" либеральные деятели искусства, тем более и власть в этом им не мешала. Панегирик революционным деятелям прекрасно озвучен актером Вячеславом Тихоновым в фильме "Доживем до понедельника". Его герой — учитель истории — с пафосом рассказывает школьникам о лейтенанте Шмидте, о котором в учебнике написано "всего несколько строк". Будь он учителем литературы, то мог бы с тем же успехом расхваливать и Рылеева.

    Кондратий Рылеев не знал проблем с цензурой

    Советские учителя, видимо, не знали, что до своего ареста Рылеев практически не знал проблем с цензурой, а "в стол" писал крайне мало. Вот свидетельство А. Готовцевой и О. Киянской:

    "Конечно, как "поэт-гражданин" Кондратий Рылеев едва ли был радикальнее Александра Пушкина, автора "Вольности" и "Кинжала".

    Он вполне соотносим, например, с

    • Петром Вяземским
    • или тем же Вильгельмом Кюхельбекером.

    Однако вольнолюбивые стихи этих поэтов, за редким исключением, не были напечатаны и распространялись в списках. С другой стороны, гражданская тема в отечественной поэзии 1820-х годов вообще становится "общим местом", занимает лидирующее положение на страницах журналов. Удивляло современников не само присутствие этой темы в творчестве Рылеева, а степень ее радикализма именно в подцензурных текстах".

    "Непостижимо, каким образом в то самое время, как строжайшая цензура внимательно привязывалась к словам, ничего не значащим, как то: ангельская красота, рок и пр., пропускались статьи, подобные 'Волынскому', 'Исповеди Наливайки'", — удивлялся на следствии друг Рылеева Владимир Штейнгель.

    Другой подследственный, Дмитрий Завалишин,

    "недоумевал, каким образом они выходили в свет, и охотно поверил силе тайного общества, обширности связей и участию важных особ".

    Современные исследователи А. Готовцева и О. Киянская пишут, что формировать идеологию решительной борьбы с самодержавием Рылееву

    "всячески помогали не только цензоры, но и лица, приближенные к высшей власти, — к примеру жена Александра I Елизавета Алексеевна".

    Кондратий Рылеев получал от императрицы ценные подарки

    Три года подряд, вплоть до восстания на Сенатской площади, "после выхода в свет каждого из трех выпусков знаменитого альманаха "Полярная звезда" Рылеев (как и его друг Александр Бестужев, осужденный впоследствии на вечную каторгу) получал от императрицы "благоволения" и ценные подарки, причем официальной причиной награждения являлось не только удачное составление альманаха, но и "полезные труды" его составителей на поприще отечественной словесности. Впрочем, некоторые власть предержащие не дружат с головой во все времена. Так пару лет назад государственную (!) премию в области современного искусства "Инновация" вручили арт-группе "Война" за акцию "Х… в плену у ФСБ".

    Рылеев и Бестужев были основателями русской коммерческой журналистики

    Еще один штрих, малоизвестная подробность про кумиров, о которой было не принято упоминать в кругу бессребреников-шестидесятников. Рылеев и Бестужев первыми начали выплачивать авторские гонорары авторам, писавшим в "Полярную звезду", и тем самым стали отцами-основателями русской коммерческой журналистики. На революцию и на бизнес-проекты требуются финансы. У жившего на жалованье штабс-капитана Бестужева таких капиталов не было. "Финансировал" (и весьма успешно) "Полярную звезду" Рылеев, ставший правителем дел Российско-американской компании.

    Как Рылеев обобрал жену своего брата

    Кондратий Рылеев

    Однако финансы на альманах Рылеев брал не из своих собственных средств предпринимателя, а запустил руку в карман своего "благодетеля" (как он обращался к брату при его жизни), обобрав его вдову Екатерину Малютину. Подробности этой некрасивой истории можно прочесть в новой биографии "Рылеев", написанной А. Готовцевой и О. Киянской. Нам же остается констатировать: если бы Кондратия Рылеева не повесили за политику, его вполне могли посадить за экономику.

    Из жены Рылеева не получилось бы настоящей "декабристки"

    Из жены Рылеева Натальи Михайловны не получилось бы "декабристки", но не потому, что ее супруга повесили, а не сослали "во глубину Сибирских руд". Помимо того, что обеспеченный человек оставил жене одни лишь долги, он при жизни не отличался верностью. Тут виноваты не только гены вертопраха-отца.

    Провинциальная барышня, каковой была и осталась Рылеева,

    "не была ни женой-единомышленницей, подобно Екатерине Трубецкой, ни женой-другом, подобно Александре Муравьевой, ни даже женой несчастной, романтической, покинутой ради 'дела', подобно Марии Волконской".

    Наталья Рылеева была настолько блеклой личностью, что не оставила следа в мемуарах современников. Собственно говоря, это личное дело Рылеева, но миф о женах декабристов…

    Из-за чего Рылеев дрался на дуэли

    Многие поколения помнили завет: "Будь Поэт и гражданин". Филологи комментировали эти слова из письма Рылеева Пушкину как "неприязнь" Кондратия Федоровича к аристократии. В повседневной жизни "поэт и гражданин" следовал другим заповедям. В конце февраля 1824 года Рылеев дрался на дуэли с 19-летним прапорщиком лейб-гвардии Финляндского полка Константином Шаховским. Большинство современников думали, что поэт вступился за честь сестры, но секундант и ближайший друг Рылеева Александр Бестужев утверждал, что того больше всего возмутил не сам факт любовной связи прапорщика с сестрой, а то, что Шаховской "осмелился надписывать к ней письма на имя Рылеевой".

    Следовательно, его волновала не репутация сестры в свете, а обращение к ней как к представительнице рода Рылеевых. В результате дуэли Рылеев получил ранение в ногу, а его мать "схватила горячку" и спустя несколько месяцев умерла. Кондратий Федорович упрекал себя за дуэль, которая послужила причиной ее преждевременной кончины. Отчасти смерть матери спровоцировала вступление Рылеева в заговор.

    "В исторической науке давно устоялось мнение, что именно Рылеев был главным организатором восстания на Сенатской площади", — пишут авторы биографии Рылеева.

    Восстание декабристов провалилось из-за неприязни Рылеева и Трубецкого

    Об этом свидетельствуют показания арестованных заговорщиков, заключения судей и историков, признание самого Рылеева, наконец. Правда, он же утверждал, что вину с ним должен был разделить князь Трубецкой. Многие помнят, что избранный диктатором князь так и не явился на Сенатскую площадь в день мятежа.

    Возможно, взаимное недоверие Рылеева и Трубецкого пагубно сказалось на итоге восстания. Каждый из них хотел переиграть другого и оба крепко перемудрили. Что же, амбиции и непомерное честолюбие революционных вождей часто превращает их в безрогий скот, которому "бог рог не дает"…

    Читайте также: