Гражданин как член государственной организации общества

Обновлено: 04.07.2024

В широком смысле: все социальные структуры и отношения, которые непосредственно не регулируются государством
В узком смысле: общество на определенном этапе своего исторического развития, когда оно выступает социально-экономической основой демократического правового государства.

Гражданское общество выступает в качестве необходимой демократической прослойки между человеком и государством, не позволяющей последнему узурпировать власть, превращаться из слуги народа в его хозяина и господина.

Современное гражданское общество представляет собой общество, состоящее из общественно-политических институтов, независимых от государства, отражающих самые разнообразные социальные интересы в производственной, политической, духовной сферах, личной и семейной жизни.

Цель (назначение) гражданского общества состоит в достижении оптимального и гармонического сочетания частных и общественных интересов.

О трудностях становления гражданского общества свидетельствует история разработки его концепции в западной общественно-политической мысли.

Гражданское общество сложилось на определённом этапе исторического развития прежде всего западной цивилизации. Процесс формирования гражданского общества являлся не только экономической, социальной, политической, но также социокультурной и духовной трансформацией.

↑ Структура гражданского общества

  • политические партии и лоббистские организации (комитеты, комиссии, советы), создаваемые при органах власти
  • общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные)
  • союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды, кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества
  • научные и культурные организации, спортивные общества
  • муниципальные коммуны и другие органы самоуправления по месту жительства и работы (ассоциации избирателей, политические клубы)
  • независимые СМИ
  • церковь
  • семья

3) Особое пространство свободного проявления людей, которое защищено от вмешательства государства и других сил.
Эта сеть групп и объединений граждан ежедневно функционирует в целях создания условий для самореализации индивидов и групп, выражения и удовлетворения их повседневных потребностей, одновременно сдерживая стремление государства к концентрации политического господства.

↑ Функции гражданского общества:

  • Независимо от государства располагает средствами и санкциями, с помощью которых можно заставить человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечивающие социализацию и воспитание граждан.
  • Защищает граждан и из объединения, интересы и потребности от незаконного вмешательства в их жизнь государства и его органов, защищает права и свободы личности, определяет границы политики.
  • Способствует формированию органов государства, демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы общества.
  • Сдерживает политическую власть от абсолютного господства;
  • Поддерживает стабильность общественных отношений;
  • Утверждает принципы правового государства.

↑ Признаки, условия существования гражданского общества

  • Частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция.
  • Большой удельный вес в обществе среднего класса.
  • Индивидуальная свобода и самостоятельность личности
  • Народный суверенитет, верховенство и полновластие народа
  • Юридическое равенство граждан, обеспечение прав и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм.
  • Справедливость законов и неукоснительность их исполнения
  • Осведомленность граждан о деятельности государства и общества
  • Свобода формирования общественного мнения
  • Обеспечение прав человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода слова и совести.

↑ Правовое государство, его принципы и функции.

Правовое государство — государство, ограниченное в своих действиях правом, подчинённое воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности

Правовое государство — демократическое государство, в котором соблюдается принцип верховенства права, права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью.

  • обеспечивает права и свободы граждан, необходимые для функционирования гражданского общества.
  • предусматривает взаимную ответственность гражданина и государства в рамках действующего законодательства и неуклонное исполнение и соблюдение всеми гражданами, должностными лицами, органами государства и организации законов государства.
  • основано на верховенстве закона, политическом, идеологическом, экономическом плюрализме, которые закрепляются и гарантируются нормативными правовыми актами.

Пути формирования правового государства

  • Превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества, для чего необходимо изменение соотношения закона с подзаконными актами в пользу первого
  • Достижение такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее его нарушения, что предполагает высокий уровень правовой культуры населения
  • Превращение правоохранительных органов в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопорядка
  • Децентрализация управления, разграничение функций центральных структур власти и органов местного самоуправления, расширение компетенций последних

↑ Взаимодействие гражданского общества и правового государства.

Как гражданское общество взаимодействует с государством?

Механизм взаимодействия гражданского общества и правового государства включает три основных элемента: осуществление принципа разделения властей, создание системы взаимодействия через партии, выборы, представительные органы власти и создание различного рода консультационных комитетов и комиссий при государственных структурах, в которых участвуют представители различных социальных групп. Также государство создает законодательство, охраняющее права и свободы людей, осуществляет правосудие. Гражданское общество, в свою очередь, оказывает влияние на государственную власть посредством СМИ, созданием политических партий, осуществляющих борьбу за власть и представляющих интересы общества, граждане участвуют в выборах органов государственной власти, формируют местное самоуправление и т. д.

Система гражданского общества
Основы гражданского общества
Институты гражданского общества
Признаки гражданского общества
Функции гражданского общества

Взаимодействие гражданского общества и государства – нередко зона острого напряжения. Конфликт обычно связан с резонансным событием в чувствительной для людей сфере (социальные обязательства государства, экология, культура, градостроительство, политические права), когда баланс интересов между обществом и властью нарушается. Такие конфликты неизбежны и сами по себе являются важным каналом обратной связи. Но для того, чтобы конфликт послужил отправной точкой для перемен к лучшему и не переходил в неконтролируемую стадию, обществу и власти нужна работающая система диалоговых площадок для обсуждения вопросов по существу.

Сегодня очевидно растет запрос на отстаивание своих интересов, за несколько лет появились и окрепли новые гражданские сообщества с активной жизненной позицией. Большинству общественных организаций требуется в той или иной форме взаимодействовать с органами государственной власти.


Часто у активных граждан нет опыта прямого и конструктивного диалога с властями. В этих условиях общественные палаты и советы получают шанс для более интенсивного развития – как дискуссионные площадки, на которых обсуждаются и согласовываются позиции сторон по спорным вопросам. В идеале, такие институты-посредники должны становиться постоянно действующим интерактивным каналом передачи в высшие органы власти информации о том, что действительно волнует граждан на местах. Таким путем они могут обеспечить постоянное и деятельное участие граждан в обсуждении решений, способствовать созданию механизмов соуправления.

Важной формой взаимодействия граждан и государства являются обращения граждан. В 2018 году (на 21.11.2018) в Общественную палату Российской Федерации поступило 29 411 обращений граждан. Основная их часть касается социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, работы судебной и правоохранительной системы. В числе главных проблем: утилизация мусора, доступность и качество работы учреждений медико-социальной экспертизы, защита прав избирателей. Обращения поступают как через сайт Палаты, так и через горячие линии, работающие по наиболее острым вопросам.


Источник: Общественная палата Российской Федерации


Источник: Общественная палата Российской Федерации

Номинации и победители:


-->

В регионах ведущей площадкой общественно-государственного диалога становятся общественные палаты.

Общественные палаты существуют в первую очередь для того, чтобы обеспечивать взаимодействие отдельных граждан и их объединений с органами власти. Сегодня эти институты также участвуют в экспертизе законопроектов, осуществляют общественный контроль, участвуют в формировании региональных общественных советов. В некоторых субъектах Федерации общественные палаты наделены правом законодательной инициативы.




Источник: Общественная палата Российской Федерации43 Описание опроса см по ссылке 42.


Источник: Общественная палата Российской Федерации44 Описание опроса см по ссылке 42.

Авторитет общественной палаты строится благодаря конкретным реализованным проектам, освещению деятельности палаты в СМИ, четкой позиции по резонансным вопросам местной повестки, а главное, благодаря тем, кто входит в состав палаты, кто из лидеров общественного мнения там. Во многих палатах заседают люди, пришедшие, скорее, за статусом и не имеющие отношения к третьему сектору (в основном предприниматели, директора крупных предприятий, бывшие госслужащие). При этом активные общественники оказываются просто вне поля зрения региональной общественной палаты, реализуют свои проекты без всякого участия палаты. Почти в каждом регионе есть хотя бы несколько человек, чья деятельность хорошо заметна.

Кроме того, активность палаты напрямую зависит от финансирования. Даже для организации заседаний, тем более мероприятий общественного контроля – не говоря о более масштабных проектах – нужна определенная материальная база. Если говорить об общественной экспертизе – нужно привлекать квалифицированных экспертов. Речь идет о небольших средствах, необходимых для рабочего процесса. Но до настоящего времени правовая норма о бюджетном финансировании общественных палат субъектов Российской Федерации отсутствует. Ее закрепление будет способствовать независимости и продуктивности работы общественных палат.


Нельзя не заметить, что часто отсутствует взаимодействие региональных и муниципальных общественных палат. Показательно, что на сайтах региональных палат нередко нет сведений о палатах в муниципальных образованиях.

Говорить о том, что в нашей стране сложилась действенная система общественного контроля, пока нельзя. Тем не менее в некоторых областях есть значимые примеры общественного контроля, которые позволяют изменить ситуацию к лучшему.

По призыву Общественной палаты Российской Федерации и общественных палат регионов в наблюдении за выборами приняли участие 1866 федеральных, региональных и муниципальных общественных организаций из всех регионов России и около 150 тыс. наблюдателей.

Наблюдатели от системы общественных палат были представлены почти на каждом избирательном участке. Это обеспечило прозрачность состоявшихся выборов, случаев фальсификаций и нарушений было наперечет.

Несущей конструкцией новой системы общественного наблюдения на выборах стали общественные палаты, проект во многом изменил их вес в регионах. По сути, за несколько месяцев был создан новый значимый общественный институт, инициированный гражданским обществом и подкрепленный новой законодательной базой. Стало очевидно, что общественные палаты в регионах обладают серьезным потенциалом.


В 2018 г. настоящим прорывом в развитии общественного контроля и системы общественных палат в регионах стало создание масштабной системы наблюдения на выборах.


Интересные практики в области общественного контроля появляются в некоторых регионах при участии региональных общественных палат.

Интересная инициатива реализуется в Челябинской области, где функционирует своеобразный центр общественного контроля — межкомиссионная рабочая группа, которая занимается только вопросами общественного контроля. К проведению общественных проверок привлекаются добровольцы, которые проходят соответствующее обучение и получают статус общественного инспектора.

Одним из направлений общественного контроля выступает общественная экспертиза проектов нормативных правовых актов. Оценка законодательных инициатив — одна из важнейших задач институтов гражданского общества, которая позволяет улучшить качество принимаемых законов не только с юридической точки зрения, но исходя из их соответствия ожиданиям и потребностям общества. Для этой работы нужны определенные ресурсы, в первую очередь экспертные. Поэтому общественная экспертиза проводится в первую очередь на площадке Общественной палаты Российской Федерации, а также ряда региональных палат. В 2018 году Общественная палата Российской Федерации провела 30 общественных экспертиз, из них 26 в формате нулевого чтения. Были поддержаны два законопроекта, поддержаны с учетом замечаний 15 законопроектов и не поддержаны два законопроекта (на 20.11.18). С июня 2017 по май 2018 года по итогам мероприятий Общественной палаты Российской Федерации в органы власти направлено четыре резолюции и 66 рекомендаций.


Общественные советы призваны не только обсуждать инициативы министерств, но и побуждать их заниматься существенными проблемами.

Важным институтом общественного контроля выступают общественные советы при федеральных органах исполнительной власти. Состав советов формируется Общественной палатой Российской Федерации на конкурсной основе, право выдвижения кандидатур в члены общественных советов получили профильные некоммерческие организации.

За первый год работы Общественной палаты VI состава проведено 20 конкурсов в составы общественных советов по новому стандарту. В среднем конкурс составил пять человек на место, самый высокий – 21 человек на место – в Общественный совет при Федеральной антимонопольной службе. В результате пять общественных советов сформированы полностью, пять находятся на заключительной стадии формирования, десять проходят стадию анализа и проверки анкет кандидатов57 По состоянию на 1 ноября 2018 года. .


Во многих субъектах Российской Федерации создана система общественных советов при региональных органах исполнительной власти.

В ближайшее время необходимо выработать более четкие критерии отбора нормативных правовых актов и проектов для общественного контроля, а также критерии разделения экспертной работы и оценки общественной значимости. В повестку работы советов автоматически, по регламенту, включается большое количество вопросов, не представляющих интереса для организаций гражданского общества, либо тех, по которым у представителей гражданского общества не может быть профессиональной позиции. При этом часто не остается времени для углубленного рассмотрения вопросов, принципиально важных для гражданского общества, в том числе вызывающих острые социальные конфликты — так, за все время на совете Минприроды ни разу не был рассмотрен вопрос об утилизации твердых бытовых отходов. В то же время необходима и определенная формализация деятельности советов: результаты обсуждений должны принимать понятную форму конкретных предложений и инициатив, адресованных руководству ведомства, с возможностю дальнейшего мониторинга их реализации. В ходе обсуждений в Общественной палате Российской Федерации высказывалось в том числе предложение, что многие недостатки в деятельности общественных советов могли бы быть устранены признанием общественных советов при органах государственной власти рабочими органами Общественной палаты, обязанными регулярно, с установленной периодичностью собираться и отчитываться о проделанной работе.


Источник: Общественная палата Российской Федерации59 Описание опроса см по ссылке 42.

Необходимо обеспечить взаимодействие между общественными палатами и общественными советами при органах власти на региональном уровне. На федеральном уровне оно существует благодаря тому, что Общественная палата Российской Федерации участвует в формировании общественных советов. Однако на уровне субъектов Федерации вместо конструктивной и слаженной работы активистов подчас можно наблюдать противостояние общественных палат и общественных советов – последние часто встают на защиту органов власти, при которых сформированы. Кроме того, непонятен статус иных общественных структур при региональных органах власти: советов по взаимодействию с субъектами предпринимательской деятельности, экспертных советов и др. Пора более четко определить место этих органов в системе общественного контроля. Важное направление общественного контроля – контроль за содержанием лиц в местах лишения свободы.


Источник: Общественная палата Российской Федерации


В частности, одним из наиболее острых является вопрос ресоциализации осужденных. Единая законодательная база в этой сфере отсутствует. На площадке Общественной палаты Российской Федерации обсуждаются предложения о создании координационного совета, деятельность которого была бы направлена на реабилитацию и адаптацию осужденных. В таком случае региональные ОНК могут расширить свои полномочия и включиться в работу по ресоциализации лиц, освобожденных из заключения, как это и предусмотрено в Федеральном законе № 76-ФЗ62.




Одним из важнейших условий повышения эффективности мероприятий общественного контроля является установление понятных правил их проведения — разработка методики реализации каждой из предусмотренных законом форм общественного контроля, утверждение типовых форм итоговых документов, составляемых по результатам проведенных мероприятий, при этом без излишней формализации этой работы.

Одним из важнейших условий повышения эффективности мероприятий общественного контроля является установление понятных правил их проведения — разработка методики реализации каждой из предусмотренных законом форм общественного контроля, утверждение типовых форм итоговых документов, составляемых по результатам проведенных мероприятий, при этом без излишней формализации этой работы.

Острой проблемой остается отсутствие возможностей для привлечения к работе высококлассных специалистов, от которых во многом зависит результативность контроля. Дело в незакрепленном статусе общественных инспекторов и экспертов, не в разовом их привлечении для оценки ситуации в той или иной социально значимой сфере, а в постоянном сотрудничестве, сопряженном с выполнением большого объема работ. В области охраны окружающей среды под давлением общественности статус субъектов контроля был закреплен юридически, установлен порядок осуществления общественного экологического контроля и взаимодействия общественных инспекторов с общественными советами органов государственного лесного и экологического надзора. Такого рода правовые основы необходимо создать также для тех, кто участвует в охране общественного порядка, в добровольной пожарной охране.

Особенно острым остается вопрос наделения общественных контролеров полномочиями, в соответствии с которыми они смогут проводить инспекции мест массового пребывания людей, будь то частные, муниципальные или государственные объекты.

Остается открытым вопрос о расширении сферы общественного контроля. В частности, гражданские активисты неоднократно выступали за законодательное закрепление возможности осуществления общественного контроля не только за деятельностью органов власти и иных органов и организаций, наделенных отдельными публичными полномочиями, но и за хозяйствующими субъектами: предприятиями коммунальный сферы, крупнейшими банками, железнодорожными и авиаперевозчиками и др. Однако представители МВД, Генеральной прокуратуры и Следственного комитета, принимавшие участие в обсуждении этого вопроса в Общественной палате Российской Федерации, выступают категорически против, утверждая, что в этом случае произойдет пересечение полномочий органов, в компетенцию которых входит осуществление государственного и муниципального контроля, с субъектами общественного контроля.


В 2019 г. Общественная палата планирует запустить горячую линию общественного контроля по качеству связи и интернета в регионах.

Для того, чтобы понять суть правового государства, недостаточно ограничиться набором внешних характеристик и определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства заключается именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение прав и свобод личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие его блеска.

5.2. Гражданское общество и правовое государство

Развитое демократическое правовое государство является социальной ценностью всего человечества, условием развития свободной личности, гарантом сохранения стабильного мира и благополучия. Практически правовое государство на Западе сформировалось в достаточно завершенном виде к середине XX в. в основном в развитых индустриальных странах.

Для полного формирования правового государства, помимо провозглашения конституционного принципа, прежде всего нужен определенный уровень материальной обеспеченности людей, развитая экономика, определенный культурный уровень населения. Отсталая страна не в состоянии сформировать правовое государство. В условиях отсутствия демократии правовое государство немыслимо. Правовое государство нельзя установить одним каким-либо актом. Для его становления необходимо создать гражданское общество с достаточно высоким уровнем политической и правовой культуры населения и государственного аппарата, с развитой демократией. Полное оформление правового государства происходит после периода постиндустриального общества.

Основой правового государства служит развитое гражданское общество, где действует принцип свободы экономической деятельности, основанной на верховенстве правовых законов. Гражданское общество и государство - не равнозначные понятия. С гражданским обществом нельзя смешивать политическое общество (государство и другие институты), ибо основной фигурой и содержанием гражданского общества являются приобретающие всеобщее социальное значение человек как личность и его частные интересы и потребности, свободная реализация которых возможна лишь вне политического контроля. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, культурные объединения, научные ассоциации, профсоюзы и др.

Гражданское общество - это автономная и непосредственно не зависящая от государства сфера общественных отношений, т. е. система экономических, духовных, культурных, нравственных, правовых, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в различные организации и союзы для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Государство - лишь форма гражданского общества. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых институтов, организаций и союзов, действующих в рамках права, которые служат барьером для монополизации государственной власти.

Гражданское общество - это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Становлению и развитию гражданского общества способствуют три фактора: правовой характер государства, культурное состояние общества и превращение подданных государства в свободных граждан. Основным препятствием к развитию гражданского общества является доминирование государства над обществом. Верховенство государства по отношению к личности ведет к подчинению и разрушению гражданского общества.

Гражданское общество - это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении результатами своего труда. В социальном плане принадлежность индивида, к определенной социальной общности (семья, класс, нация) не является абсолютной. Он может существовать самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, т. е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и т. д.) может ограничивать своеволие государственных или иных структур в отношении себя.

Гражданское общество - это правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние граждан.

Вся идея правового государства сводилась к идее верховенства закона. Но это упрощенное представление. Сам закон - это форма выражения права. Немало было и есть законов, которые санкционируют произвол и беззаконие. Говорить о правовом государстве как верховенстве закона недостаточно. Речь идет именно о верховенстве правового закона, закона, основанного на правовых принципах.

Правовое государство предполагает ограничение власти правом. Но взаимодействие между правом и государством в реальной жизни может быть и другим, где существует произвол и беззаконие. Концепция правового государства непременно предполагает теоретическое и практическое признание приоритета права над государством, политикой, насилием, отвергает этатистские представления и режимы, исходящие из трактовки права, отождествляемого с законом, - из трактовки права как орудия государства, средства управления, формы политики. Тем более идея правового государства отвергает и идеологизированное представление о государстве как механизме господства одних над другими, как диктатуре одного класса над другим. Государство в собственном смысле слова по своей глубинной природе и социальному предназначению - это политическая сила (организация), предназначенная для охраны права и действующая сама в границах права. Именно связанность правом и отличает действительное государство (государство в собственном смысле) от иных политических организаций, от иных форм внеправового господства и властвования. Конечно, внешними признаками государства может обладать и такая политическая власть, которая на деле творит произвол, не связана правом и не защищает правопорядок - таков любой тоталитарный политический режим, который, строго говоря, не может и считаться государством: например, фашизм, большевизм.

Коль скоро концепция правового государства исходит из признания примата права, то оказываются совершенно неприемлемыми и трактовки права как норм, установленных государством, т. е. якобы им порожденных и от него зависимых. Юридическое право как нечто признанное государством, закрепленное законом, есть лишь некая внешняя (пусть и необходимая) форма правовой системы страны, порожденной обществом на данной ступени его развития, в том числе и прежде всего существующей экономической системой: отношения собственности и есть правовое выражение производственных отношений. Однако чисто "экономический" подход к праву представляет собой вульгарный материализм и лишь одностороннее выведение права из отношений собственности, в которых налицо самостоятельные, равные, свободные субъекты, прежде всего люди. И тут мы подходим к действительной основе основ права - к человеку. Социальное свойство, качество (одно из качеств) человека - право. Право есть сфера свободы личности, то, без чего человек не может быть личностью, не может самоопределиться и раскрыть свое творческое, деятельное начало. Но право не есть безграничная свобода, равнозначная вседозволенности и произволу. Право - мера (масштаб) социальной свободы, масштаб относительно справедливый и равный (формально). Право характеризует триединство: свобода, справедливость, равенство возможностей. Граница прав и свобод человека - право и свобода другого человека, других людей, тем самым права человека предполагают и его обязанности перед другими людьми (связь прав и обязанностей - правоотношение: генетическая клетка всей правовой действительности).

Права граждан России. Обязанности граждан

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии (7 класс)

Россия — огромная страна, которую невозможно сравнить с небольшим Афинским государством, существовавшим в Древней Греции.

В наше время гражданин — это человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства, подчиняется его законам и имеет определённые права и обязанности.

В Конституции (Основном законе) Российской Федерации записано, что её граждане имеют право участвовать в управлении делами государства.

Граждане России избирают своих представителей (депутатов) в Государственную Думу и доверяют им решение главных дел. Они избирают также Президента Российской Федерации. Каждый гражданин имеет право не только избирать, но и выставлять свою кандидатуру на выборах.

Самые важные вопросы государства решаются путём голосования всех граждан России. Такое голосование называется референдумом (всенародным опросом). Выборы — это избрание лиц, а референдум — решение вопросов.

Граждане России имеют равный доступ к государственным должностям. Они имеют право участвовать в работе судов. Любой гражданин имеет право обратиться с заявлениями, предложениями и жалобами в государственные органы. Граждане РФ имеют много других прав, речь о которых пойдет дальше. Одним из этих прав пользуются все ученики. Это право на образование.

Все граждане России имеют равные права и равные обязанности.

Человек становится гражданином своей страны с рождения. Но самостоятельное осуществление своих прав и обязанностей граждане имеют право лишь с 18 летнего возраста. Это не значит, что до 18 лет у гражданина нет ни прав, ни обязанностей. Разве дети не обязаны, например, беречь природу или выполнять правила, установленные для детей и подростков? Вместе с тем они имеют право на защиту своих прав и законных интересов, которую осуществляют их родители или лица, их заменяющие.

Гражданственность

Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.

Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно. Прежде всего гражданственность означает осознание своей причастности к Родине, ее народу, ее истокам и корням. Гражданственность — это:

  • Сочетание патриотизма, моральной цельности и правовой культуры человека.
  • Осознание человеком своих обязанностей по отношению к родной стране.
  • Безусловное чувство собственного достоинства, ведущее человека к совершенству.
  • Умение не забывать об общественном благе в процессе достижения блага личного.
  • Патриотизм, отрицающий экстремизм и национальное самосознание, отрицающее национальную рознь.

Преимущества гражданственности:

  • Гордость за свою страну, ее историю и культуру.
  • Уверенность в выборе правильных целей и правовых методов их достижения.
  • Сопричастность к судьбе не только своей семьи, но и страны.
  • Свободу, если понимать её, как осознанную необходимость.
  • Уважение к законам и государственным институтам.
  • Силы для проявления человеческого достоинства в любых ситуациях.

Проявления гражданственности в повседневной жизни

  • Конституция. В конституции каждой страны записаны основные права и свободы, которые гарантируются гражданам, а так же основные обязанности граждан перед государством.
  • Законодательство. Гражданские права и гражданственность – в числе основных правовых понятий, исходя из которых и создаются законы.
  • Литература. Стихотворные произведения и проза многих классиков русской литературы проникнуты гражданственностью – любовью к стране и состраданием к ее гражданам. Олицетворением гражданственности считается поэт Николай Некрасов.
  • Семейное воспитание. Именно родители своим примером и своей жизненной позицией воспитывают в детях гражданственность, начинающуюся с любви к семье и с интереса к людям и своей стране.
  • Воинская служба. Защита своей страны – одна из основных обязанностей человека и гражданина; отправляясь на военную службу человек воспитывает в себе гражданственность.
  • Общество. Отсутствие национальной, расовой и религиозной дискриминации в обществе – признак гражданственности его членов.

Патриотизм и гражданственность (8 класс)

К высшим моральным ценностям относятся гражданственность и патриотизм. Звание гражданина вовсе нельзя свести к одной лишь возможности обладать правами, закреплёнными в нашей Конституции. Быть гражданином — это значит быть человеком ответственным, обременённым благородными обязанностями, которые тоже закреплены в нашей Конституции. Если человек честно выполняет гражданские обязанности, живёт интересами России, предан ей, чувствует её радости и боли и при этом прилагает усилия, чтобы преодолеть невзгоды, выпавшие на долю её народа, мы говорим, что он проявляет свою гражданственность. Значит, гражданственность означает не только политическое и правовое положение человека, но ещё и его моральное поведение по отношению к своей стране. Высшим проявлением гражданственности является патриотизм — высокое, сокровенное чувство любви и преданности Отечеству. Патриотизм — это любовь. А любовь — чувство возвышенное и глубоко личное.

Юные граждане России: какие права человек получает от рождения

Права, которые человек получает от рождения, называются естественными. Естественные права свойственны любому человеку. Никакие обстоятельства не могут повлиять на то, чтобы они были отняты. Главные из них — это право на жизнь, право на достоинство личности, право на свободу, право на личную неприкосновенность и др.

Жизнь человека является высшей ценностью. Государство через свою судебную систему и правоохранительные органы защищает права человека.

Право на образование — одно из главных прав — представляет собой целый набор прав на:

  • получение бесплатного среднего образования;
  • выбор образовательного учреждения и обучение в соответствии с установленными стандартами;
  • обучение в условиях, гарантирующих безопасность;
  • равные права с другими при поступлении в образовательные учреждения следующего уровня;
  • участие в управлении школой;
  • получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
  • обеспечение учебной литературой из фондов школьных библиотек;
  • уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения (учителей, директора);
  • получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей.

По закону школьник имеет право выбирать учебное заведение, кружки и секции по своему усмотрению.

Учителя не имеют права вмешиваться в личную жизнь учеников, так как у каждого гражданина России (и школьники не исключение) есть право на неприкосновенность личной жизни. Но при этом не стоит забывать о конституционной обязанности учиться.

Пределы неприкосновенности личной жизни подразумевают: личные и семейные тайны, тайну переписки и телефонных переговоров, семейные отношения, дружеские связи, симпатии и антипатии, привязанности, увлечения. В данные сферы жизни ученика учитель не имеет права вторгаться, но при этом имеет право и даже обязан поделиться своими наблюдениями и сомнениями с родителями. Ведь в школе за жизнь, здоровье и воспитание ученика ответственность лежит на учителе.

Читайте также: