Кто должен создавать механизмы защиты прав граждан оон семья государство сам человек

Обновлено: 03.07.2024

Осуществляя деятельность в защиту прав человека, мы используем совершенно разные механизмы и процедуры, как на национальном уровне, так и на международном. Неправительственные организации, деятельность которых направлена на достижение системных изменений в стране, активно используют механизмы защиты прав человека в системе Организации Объединенных Наций. Использование этих механизмов являются одним из способов влияния на политику государства в области прав человека, дает неправительственным организациям уникальную возможность довести свою озабоченность положением с правами человека в стране до сведения международных правовых органов.

Защита прав человека в системе ООН может быть подразделена на две основные части: а) механизмы, которые действуют в рамках уставных органов ООН; и, б) договорные (конвенционные) механизмы защиты прав человека.

Особенностью уставных органов по правам человека является то, что эти механизмы сформированы и созданы на основе Устава ООН и распространяются на все страны-члены ООН. Для того, чтобы механизм заработал для страны, нет требования ратификации международного документа, что дает широкие возможности для гражданского общества по использованию этих механизмов.

Договорные (конвенционные) механизмы защиты прав человека имеют более жесткие требования, государство должно принять на себя обязательства по их выполнению через ратификацию договора или конвенции. При работе с конвенционными механизмами, необходимо убедиться, что ваша страна является страной-участницей данного документа.

Настоящая публикация предназначена для тех, кто впервые сталкивается с системой защиты прав человека ООН и пытается сориентироваться во всех документах, механизмах и процедурах. В ней приводиться краткий обзор всех основных механизмов в системе ООН, кратко описываются возможности для неправительственных организаций, а также предоставляется список рекомендуемых для чтения материалов.

Мы также рекомендуем вам ознакомиться со следующими публикациями, в которых более подробно описаны все перечисленные ниже механизмы защиты прав человека:

Как работать по программе ООН в области прав человека (справочник для гражданского общества).

Руководство для гражданского общества по использованию механизмов договорных органов Организации Объединенных Наций

Среди Уставных органов по правам человека особое место занимает Совет по правам человека, вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН, учрежденный в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи 60/251, он заменяет и принимает на себя большинство мандатов, механизмов, функций и полномочий, которые ранее были возложены на Комиссию по правам человека. В состав Совета входят 47 государств – членов ООН.

Совет рассматривает ситуации, связанные с нарушением прав человека, включая грубые и систематические нарушения, и дает по ним свои рекомендации. Он должен также содействовать эффективной координации и интеграции деятельности, касающейся прав человека, в рамках системы Организации Объединенных Наций.

Универсальный периодический обзор (УПО)

УПО – это механизм Совета по правам человека, созданный 5 марта 2006 года в соответствие с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 60/251, в рамках которого проводятся регулярные обзоры (каждые четыре года) выполнения государствами-членами ООН обязательств в области прав человека. Благодаря УПО происходит обмен примерами наилучшей практики в области прав человека по всему миру. При проведении обзора анализируется информация от соответствующего государства (национальный доклад); от структур ООН и информация, предоставленная другими заинтересованными сторонами, в том числе неправительственными организациями и национальными правозащитными учреждениями.

После проведения обзора разрабатывается итоговый документ (рекомендации) при участии рассматриваемого государства и содействии УВКПЧ ООН. Он включает в себя вопросы, заключения и рекомендации, сделанные государствами во время обзора, а также ответы рассматриваемого государства. Особенностью механизма является то, что государство имеет возможность принять или отказаться от принятия той или иной рекомендации. Это дает основание полагать, что если государства согласились принять рекомендации, то соответственно они будут прилагать все усилия для их реализации. В тоже время, государства-участницы Совета по правам человека могут вернуться к непринятым рекомендациям и поднять отдельные вопросы прав человека в ходе следующего цикла обзора.

Каковы возможности для НПО :

В процессе подготовки национального доклада и выполнения рекомендаций УПО, государство должно проводить консультации с гражданским обществом. НПО могут активно вовлекаться в процесс обсуждения национального доклада, а также в процессы разработки национальных планов действий по реализации рекомендаций.

  • НПО самостоятельно или совместно с другими институтами гражданского общества могут предоставить свой доклад (5 страниц для тематического доклада и 10 страниц для коалиционного доклада). Доклад должен содержать информацию о соблюдении отдельных прав человека, а также комплекс рекомендаций для государства.
  • Для продвижения своих рекомендаций НПО могут проводить брифинги для дипломатических представительств стран-участниц Совета по правам человека в своей стране и в Женеве.
  • После принятия рекомендаций, важно проводить мониторинги процесса реализации рекомендаций УПО в целом или по отдельным правам человека.

Где найти необходимую дополнительную информацию:

Процедура подачи жалобы[1] Совета по правам человека

В соответствие с Резолюцией 5/1, был учрежден новый порядок предоставления жалоб с целью рассмотрения грубых и достоверно подтвержденных нарушений всех прав человека и всех основных свобод, совершаемые в любой части мира и при любых обстоятельствах. Данная процедура является усовершенствованной процедурой 1503 Комиссии по правам человека. Новая процедура сохраняет свой конфиденциальный характер с целью более тесного сотрудничества с государством.

  1. a) Прекратить рассмотрение ситуации, если основания для ее дальнейшего рассмотрения или действий отсутствуют;
  2. b) Продолжать держать ситуацию в поле зрения и запросить соответствующее государство предоставить дополнительную информацию в разумные сроки;
  3. c) Продолжать держать ситуацию в поле зрения и назначить независимого и высококвалифицированного эксперта для наблюдения за ситуацией и представления доклада Совету;
  4. d) Прекратить рассмотрение вопроса в соответствии с конфиденциальной процедурой рассмотрения жалоб, с тем чтобы приступить к открытому рассмотрению этого вопроса;
  5. e) Рекомендовать УВКПЧ оказать соответствующей стране техническое содействие, помощь в укреплении ее потенциала или консультативные услуги.

Каковы возможности для НПО :

Где найти необходимую дополнительную информацию:

Мандаты по странам изучают, проводят мониторинг, консультирование и представляют открытой для публики информацию о положении в области прав человека в конкретных странах или на конкретных территориях, а тематические мандаты – случаями нарушений прав человека во всем мире. Специальные процедуры могут предпринимать различные действия, включая ответы на жалобы отдельных лиц, проведение исследований, предоставление консультаций по вопросам технического сотрудничества на национальном уровне, а также участие в общей поощрительной деятельности.

Специальные процедуры означают либо отдельное лицо (именуемое “Специальный докладчик”, “Специальный представитель Генерального секретаря”, “Представитель Генерального секретаря” или “независимый эксперт”), или рабочую группу, состоящую обычно из пяти членов (по одному от каждого региона), которые назначаются Советом по правам человека и действуют в личном качестве.

В рамках своей деятельности большинство специальных процедур осуществляют следующую деятельность:

Визиты в страны: Мандатарии специальных процедур совершают поездки в различные страны с целью оценки ситуации в области прав человека на национальном уровне. Мандатарии обычно направляют письмо правительству с просьбой о посещении страны, и, если правительство соглашается, оформляется приглашение на посещение страны. Некоторые страны выдают постоянные приглашения, что означает, готовность всегда принимать любого мандатария специальных процедур. Из стран Центральной Азии на начало 2015 года только Казахстан (с 2009 г.) выдало постоянное приглашение всем специальным процедурам.

В ходе таких посещений, эксперты оценивают общую ситуацию с правами человека в данной стране, а также конкретную институциональную, правовую, судебную, административную ситуацию в этом государстве в рамках своих мандатов. Во время своего визита они встречаются с местными властями, включая сотрудников судебных органов и парламентариев, с членами национальных правозащитных институтов, представителями неправительственных организаций, организаций гражданского общества и жертвами нарушений прав человека, агентствами ООН и другими межправительственными организациями в этих странах, а также со СМИ в рамках пресс-конференции по завершении миссии. На основании собранной информации мандатарии специальных процедур представляют доклад Совету по правам человека, в который включаются рекомендации государству.

Каковы возможности для НПО :

Где найти необходимую дополнительную информацию:

Одним из достижений ООН явилось создание всеобъемлющей нормативной базы в области прав человека. Впервые был сформирован всеобщий свод законов, касающихся защиты прав человека, к которому могли бы присоединиться все государства. В настоящее время в ООН действует более 100 отдельных конвенций, в числе которых наибольшее значение приписывается тем, которые создали органы, контролирующие исполнение государствами-участниками положений данных конвенций:

  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП) и Факультативный протокол к нему;
  • Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП) и два ФП к нему;
  • Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (КПП) и ФП к ней;
  • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (КЛРД);
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) и ФП к ней;
  • Конвенция о правах ребенка (КПР), и Первый Факультативный Протокол к КПР, касающейся участия детей в вооруженных конфликтах и Второй Факультативный протокол к КПР, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии;
  • Международная конвенция о праве всех трудящихся мигрантов и членов их семей;
  • Конвенция о правах лиц с инвалидностью и ФП к ней;
  • Конвенция о защите всех лиц от насильственных исчезновений.

Международные договоры о правах человека создают для государств-участников юридические обязательства поощрять и защищать права человека на национальном уровне. В соответствии с каждым договором создается международный комитет (Комитеты по правам человека) независимых экспертов для наблюдения за осуществлением его положений с использованием различных методов.

Каждый комитет состоит из независимых экспертов (от 10 до 23 человек), обладающих признанной компетентностью в области прав человека, которые назначаются или избираются государствами-участниками на четырехлетний срок с правом переизбрания.

Обязательство государств представлять доклады

Каждое государство-участник, обычно в течение одного или двух лет после вступления в силу договора в отношении этого государства, должно представить первоначальный доклад. Затем оно должно периодически представлять доклады в соответствии с положениями договора о дальнейших мерах по выполнению договора.

В докладах должны быть перечислены юридические, административные и судебные меры, принятые соответствующим государством для введения в действие положений договора, а также должны указываться любые факторы или трудности, которые встретились при обеспечении соблюдения прав. Чтобы добиться надлежащего составления докладов, позволяющего комитетам выполнять свою работу, каждый договорный орган подготовил руководящие принципы в отношении формы и содержания докладов государств.

Итогом рассмотрения доклада является принятие “заключительных рекомендаций”, цель которых состоит в предоставлении соответствующему государству практических рекомендаций и поощрении его к принятию дальнейших мер по осуществлению прав, содержащихся в договоре. В своих заключительных замечаниях договорные органы признают позитивные шаги, предпринятые государствами, и выявляют те области, в которых следует принять дополнительные меры для полного приведения в действие договорных положений.

Государствам предлагается публиковать заключительные рекомендации в своей стране в целях информирования общественности о путях более эффективного осуществления договоров о правах человека.

После получения заключительных рекомендаций Комитетов, государства должны принимать меры по их реализации. Для этого рекомендуется принятие планов действий, в котором определены действия и сроки, необходимые для реализации рекомендаций, ответственные государственные органы, а также план мониторинга выполнения рекомендаций. В помощь государствам-участникам, Управлением Верховного Комиссара ООН по правам человека по просьбе Председателей договорных органов ООН был разработан доклад о показателях контроля над соблюдением международных договоров по правам человека[3], который включает в себя информацию об индикаторах, концептуальных и методологических рамках, а также конкретные примеры планов.

Каковы возможности для НПО :

Предоставление альтернативной отчетности. Параллельно с представлением национального доклада, гражданское общество может подготовить свой отчет (альтернативный) о соблюдении государством международного договора. Комитеты по правам человека при выполнении своих контрольных функций по принятию и рассмотрению отчетов государств-участников, приветствуют направление письменной информации международными, региональными, национальными и местными организациями. Подобные отчеты позволяют всесторонне рассмотреть существующее положение вещей и задать правительству важные уточняющие вопросы.

Брифинг с членами Комитета. Те НПО, которые представили письменную информацию (альтернативный отчет) в соответствующий Комитет, могут встретиться с членами Комитета на официальном закрытом заседании. Эти встречи проводятся до начала диалога с делегацией государства-участника для всех представителей НПО по странам, доклады которых будут заслушаны на этой сессии.

Возможности для продвижения прав человека на национальном уровне. Подготовка и представления национальных докладов в договорные органы ООН дает хорошие возможности для продвижения системных изменений представителям гражданского общества. При этом процессы продвижения могут происходить на всех стадиях подготовки и предоставления докладов, а также после получения заключительных рекомендаций Комитетов ООН.

Мониторинг за выполнением рекомендаций Комитетов ООН. Неправительственные организации могут осуществлять деятельность по продвижению принятия плана действий по реализации рекомендаций Комитета на правительственном уровне, а также осуществления систематического мониторинга выполнения заключительных рекомендаций. При разработке планов мониторингов выполнения заключительных рекомендаций (или международных обязательств), рекомендуется выходить за пределы заключительных замечаний одного лишь Комитета, а рассматривать этот вопрос через призму полученных рекомендаций различных органов ООН, такие как УПО, специальные процедуры и договорные органы. Систематизация рекомендаций и контроль над их выполнением дают возможности НПО или коалиций НПО лоббировать системные изменения в области прав человека, готовить аналитические документы одновременно для различных органов ООН, что повышает эффективность их деятельности.

Расследования

Три договорных органа – Комитет против пыток, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин и Комитет по насильственным исчезновениям – могут по своей собственной инициативе начать расследование в случае получения надежной информации с обоснованными утверждениями о серьезных, тяжких или систематических нарушениях конвенций каким-либо государством-участником. Расследования могут проводиться только в отношении государств-участников, признавших компетенцию соответствующего комитета на проведение расследований. Данная процедура может быть инициирована, если Комитет получает достоверную информацию о систематическом нарушении закрепленных в Конвенции прав каким-либо государством-участником. Комитет может инициировать посещение страны для проведения конфиденциального расследования и срочного представления ему соответствующего доклада. Процедура является конфиденциальной, и на протяжении всей работы должны приниматься меры по установлению сотрудничества с государством-участником.

Замечания общего порядка

Каждый из договорных органов публикует свое толкование положений договоров о правах человека, за осуществлением которых он наблюдает, в форме замечаний общего порядка. Замечания общего порядка договорных органов охватывают широкий спектр вопросов – от всестороннего толкования основных положений договоров (отдельных прав человека), до общих указаний относительно информации, которая должна быть представлена в докладах государств.

Где найти необходимую дополнительную информацию:

[1] См. Резолюция 5/1. Институциональное строительство Совета по правам человека Организации Объединенных Наций.

[3] International Human Rights Instruments. Report on indicators for monitoring compliance with International Human Rights Instruments. HRI/MC/2006/7, 11 May 2006.


Международная защита прав человека является одной из наиважнейших отраслей международного публичного права. В рамках данной отрасли постоянно происходит разработка и принятие международных соглашений в сфере защиты прав человека, обозначенных в признанных международным сообществом документах. Несмотря на то, что процесс формирования материально-правовых международных норм, затрагивающих содержание прав и свобод человека, а также их гарантий, стоит считать завершенным, на современном этапе своего развития универсальная правозащитная система требует повышения эффективности деятельности ее механизмов, функционирующих на основе уже сформированной международно-правовой базы. В зависимости от оснований создания, международные органы, осуществляющие защиту прав человека, делятся на:

  1. Органы, созданные международными организациями. Спецификой деятельности такого рода органов является то, что их решения имеют, как правило, рекомендательный характер и обеспечиваются лишь авторитетом самих организаций. Такими организациями, в частности, являются Совет ООН по правам человека, управление Верховного комиссариата ООН по делам беженцев, Международная организация труда и так далее.
  2. Конвенциональные органы, созданные на основе международных договоров. Таковыми являются: Комитет по правам человека ООН (действует на основе Пакта о гражданских и политических правах 1966 года), Европейский суд по правам человека (осуществляет свою деятельность на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года), Комитет по правам ребенка (основанный соответственно на основе Конвенции о правах ребенка 1989 года). (ссылка)

В свою очередь, конвенционные органы в зависимости от характера своей деятельности и юридической природы решений подразделяются на судебные и несудебные (квазисудебные). В первом случае речь идет о Европейском суде по правам человека, Межамериканском суде по правам человека и других судебных органах регионального значения (как можно заметить, на универсальном уровне судебного органа по защите прав человека не предусмотрено).Во втором случае под конвенциональными судебными органами подразумеваются конвенционные несудебные органы, функционирующие в системе ООН. Большинством авторов механизм международной защиты прав человека рассматривается как система международных (межгосударственных) органов и организаций, действующих с целью обеспечения международных стандартов прав и свобод человека либо их восстановления в случае нарушения. Например, Б. Петранов к международным механизмам защиты прав человека относит

  1. Международные органы, действующие в рамках соглашений по правам человека. Вышеуказанные учреждения состоят из независимых экспертов либо представителей национальных правительств и принимают рекомендации общего характера.
  2. Международные внесудебные органы, осуществляющие контроль за соблюдением соглашений по правам человека. В данные органы включаются экспертов, являющихся специалистами в области международного публичного права. Подобными органами принимаются конкретные рекомендации, обязательность исполнения которых базируется на моральном авторитете международного органа.
  3. Международные юрисдикционные органы несудебного или судебного характера по защите прав человека, выносящие обязательные для исполнения решения.

А) создан путем принятия и ратификации подписания того или иного международного договора

Б) действует в системе Организаций Объединенных Наций на универсальном уровне

В) применяется специфическая внесудебная процедура рассмотрения жалоб относительно нарушений прав человека

Г) факультативный характер решений комитетов в делах о нарушениях прав человека.

Процедурный аспект конвенционного механизма международной защиты прав человека в системе ООН предусматривает наличие определенного алгоритма действий, который должен осуществить заявитель, желающий, чтобы его жалобы была рассмотрена и удовлетворена. Так, жалоба, на основе одного из указанных договоров, может быть подана только против государства, и удовлетворять таким главным условиям, как:

− во-первых, государство должно являться участником соответствующего договора

− во-вторых, государством-участником должна быть признана компетенция того или иного органа принимать и рассматривать жалобы. Любой гражданин может подать в комитет жалобу против государства в соответствии с установленным порядком. Данный порядок содержит преимущественно одинаковые для подачи в любой из комитетов ООН жалобы о нарушении конвенционного права. Универсальность такого порядка можно проиллюстрировать на примере порядка обращения с жалобами в комитет по правам человека, что определяется Факультативным протоколом к Пакту о гражданских и политических правах от 1966 года. Так, протоколом предусмотрены такие условия обращения в Комитет как:

1) обращаться в Комитет могут только лица, являющиеся гражданами государств, ратифицировавших Пакт о гражданских и политических правах от 1966 года и факультативный протокол к нему

2) нарушения должно касаться гражданских и политических прав, защищаемых данным Пактом.

3) жалоба может быть принята Комитетом к рассмотрению лишь при условии, что исчерпаны все способы защитить нарушенное право на национальном уровне.

4) обращение не может быть принято к рассмотрению, если оно подано анонимно либо является проявлением злоупотребления правом на обращение.

В завершение хотелось бы отметить, что Российская Федерация является участников всех международных соглашений в сфере защиты прав человека. Это означает, что решения конвенциональных органов должны исполняться нашей страной, однако их реализация находится исключительно во внутриполитической компетенции по причине отсутствия юридических механизмов их применения в национальном праве. Однако отсутствие в международном праве норм, которые бы четко и исчерпывающе указывали на требования, предъявляемых для исполнения решений комитетов, не являются основанием для игнорирования данных решений согласно принципу pacta sunt servant и такая ситуация составляет сегодня актуальную проблему для отечественной науки международного права.

Основные термины (генерируются автоматически): орган, система ООН, комитет, международная защита, государство, жалоба, конвенционный механизм, Европейский суд, международный договор, международный орган.


Оглавление

  • 1. Развитие гуманитарного права
  • 2. Международное гуманитарное право как отрасль современного международного публичного права
  • 3. Нормы и функции международного гуманитарного права
  • 4. Источники международного гуманитарного права
  • 5. Субъекты международного гуманитарного права
  • 6. Принципы международного гуманитарного права
  • 7. Права человека и Устав ООН
  • 8. Защита прав человека Верховным комиссаром ООН по правам человека
  • 9. Защита прав человека Верховным комиссаром ООН по делам беженцев
  • 10. Международный суд ООН: состав, компетенция, принятие решений

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Международное гуманитарное право. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

7. Права человека и Устав ООН

ООН — одна из важнейших международных организаций, основной целью которой является защита прав человека и гражданина как на международном, так и на национальном уровнях. Основным документом, определяющим деятельность ООН, является его Устав, принятый 26 июня 1945 г.

Устав закрепляет, что основными целями Организации являются:

1) поддержание международного мира и безопасности и принятие эффективных мер для предотвращения, устранения угрозы миру и подавления актов агрессии в соответствии с принципами справедливости и международного права;

2) развитие дружественных отношений между нациями на основе принципа равноправия и самоопределения народов, принятие других мер для укрепления всеобщего мира;

3) осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

В Уставе записано, что все члены ООН:

1) обладают суверенным правом;

2) выполняют принятые на себя обязательства;

3) разрешают свои международные споры мирными средствами, не подвергая угрозе международный мир и безопасность;

4) воздерживаются от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства.

Государства, не являющиеся членами ООН, должны действовать на основе этих же принципов.

Основным правом человека является право на мирное существование. В ст. 33 Устава ООН закреплено право на мирное разрешение споров: они должны осуществляться путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам, соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору.

Международный суд — главный судебный орган ООН. Он действует на основе статуса постоянной палаты международного правосудия и образует неотъемлемую часть настоящего Устава.

Каждый член Организации обязуется выполнить решение Международного суда по тому делу, в котором он является стороной. В случае, если стороной в деле не выполнены обязательства, возложенные на нее решением Суда, другая сторона имеет право обратиться в Совет Безопасности, который может дать рекомендации или принять меры для приведения решения в исполнение.

Основы прав человека — уважение жизни и достоинства каждого отдельного человека. Они неотъемлемы, т. к. присущи каждому человеку независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иных обстоятельств.

На основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой в 1950 г., гарантируются права человека на:

1) жизнь, свободу и неприкосновенность личности;

2) справедливое судебное разбирательство по гражданским и уголовным делам;

3) участие и выдвижение своей кандидатуры на выборах; свободу мысли, совести и религии;

4) свободу выражения мнения;

5) имущество и свободу распоряжаться собственностью;

6) свободу собраний и объединений.

Согласно Конвенции запрещаются:

1) пытки и бесчеловечное и унизительное обращение;

2) смертная казнь;

3) рабство и подневольный труд;

4) дискриминация в реализации гарантированных Конвенцией прав;

5) выдворение из страны собственных граждан или отказ им во въезде в страну;

6) коллективное выдворение иностранцев.

Отдельные граждане и государства могут обращаться в Европейский суд по правам человека.


Международная защита прав человека осуществляется специальными структурами: Комитетом по правам человека ООН, Европейским Судом при Совете Европы.

В качестве основных источников международного права, которые регламентируют защиту интересов человека, выступает Европейская Конвекция о защите основных свобод и прав человека, Хартия о правах человека, Заключительный акт по сотрудничеству и безопасности в Европе.

международная защита прав человека

Актуальность защиты прав

Международная защита прав и свобод человека связана с английским философом Томасом Гоббсом. Он был убежден в том, что человечество в первобытном естественном состоянии находилось в состоянии войны всех против всех. Только после возникновения государства появился шанс на нормальную жизнь, защиту прав простыми гражданами.

Англичанин считал, что в отношениях между разными государствами война неизбежна, так как над государствами нет контролирующих и сдерживающих структур.

Международная система защиты прав человека стала особенно актуальна в XX веке, за который прошло две жестоких мировых войны, участие в которых приняли многие мировые державы. Именно в этот период и наблюдалось самое преступное и бесчеловечное обращение с мирным населением, военнопленными.

международная защита прав и свобод человека

Образование Лиги Наций

После Первой мировой войны, в 1920 году, зародились основы международной защиты прав человека. Созданная Лига Наций стала первой организацией международного уровня, которая своей целью поставила сохранение мира и повышение качества жизни на нашей планете. Несогласованность действий стран, которые стали ее участниками, не позволила Лиге Наций разработать полноценную систему коллективной безопасности. Данная организация прекратила существования в 1946 году, вместо нее появилась новая межгосударственная структура – ООН.

Деятельность ООН

Ее основной задачей стала разработка мероприятий, направленных на защиту интересов граждан во всем мире. ООН появилась как ответ на преступления против людей, которые были совершены гитлеровской Германией, а также ее союзниками в период Второй мировой войны. При ООН сформировали Хартию о правах человека, часто именуемую Международным биллем о правах человека.

международная европейская защита прав человека

Документы Хартии

В качестве нормативной базы выступают:

  • Всеобщая Декларация прав человека;
  • несколько пактов об экономических, политических, социальных правах граждан.

В качестве дополнения были подготовлены еще десятки деклараций и договоров, по которым осуществляется международная защита прав человека в мирный период. Документы связаны с геноцидом, расовой дискриминацией, правами инвалидов, статусом беженцев.

После принятия первого документа, указанного в списке, начался период, в котором международно-правовая защита прав и свобод человека перестала быть внутренним делом отдельного государства.

защита прав

Значимость

Всеобщая декларация закрепила базовые права всех обитателей нашей планеты независимо от этнической принадлежности, расы, языка, конфессии, пола.

В ней заложена международная защита прав человека:

  • на полноценную жизнь;
  • личную свободу;
  • полную неприкосновенность;
  • всеобщее равенство.

В ней говорится о недопустимости рабства, пыток, унижения достоинства человека. Где бы ни находился гражданин, ему должна быть доступна международная защита прав и свобод человека.

Часть положений Конституции нашей страны практически полностью дублирует материал Всеобщей Декларации прав человека.

международные организации

Договор международного уровня

Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах регламентирует формирование свободной от нужды и страха личности человека. Достигнуть этого можно только при условиях, что у каждого появится возможность пользоваться правами на труд, отдых, справедливое вознаграждение, достойный жизненный уровень, социальное обеспечение, свободу от голода.

Международная защита прав человека в условиях данного пакта предполагает и предоставление возможности гражданам на активное участие в культурной жизни.

Кроме выше перечисленных прав, в международном пакте также упоминаются прочие возможности:

  • запрет лишение свободы гражданина при невыполнении им договорных обязательств;
  • равенство перед законом и судом;
  • право на неприкосновенность семейной и личной жизни;
  • возможность защиты семьи, прав ребенка;
  • право на выражение позиции в политической жизни конкретного государства;
  • равные возможности для всех этнических меньшинств.

Первый протокол

Этот документ дает гражданам тех стран, которые подписали это соглашение, защищать свои политические и гражданские права. Именно на основе этого документа осуществляется международная европейская защита прав человека.

Наша страна приняла обязательства по рассматриваемому соглашению в 1991 году. Отметим, что решения Комитета не считаются обязательными, в его полномочия входит рекомендация государству по восстановлению нарушенных прав. Данный Комитет также имеет право на привлечение к подобной деятельности мирового общественного мнения.

защита прав граждан в мире

Второй факультативный протокол

Является дополнением к пакту о политических и гражданских правах, предполагал отмену смертной казни. Международная защита прав человека и гражданина в рамках европейского сообщества осуществляется и Советом Европы, а также специальным документом, который регламентирует правозащитные действия – Еврейской Конвекцией о защите прав и свобод человека. Документ был принят в 1950 году.

Европейская конвенция

Международно-правовая защита прав человека в рамках данного документа связана с предоставлением:

  • права на жизнь;
  • запретом бесчеловечного обращения и пыток;
  • право на свободу, личную неприкосновенность;
  • запрет рабства;
  • право на вынесение наказания в рамках законодательства;
  • запрет дискриминации;
  • право на уважение семейной и личной жизни;
  • независимость совести, религии:
  • возможность выражения собственной позиции;
  • право на использование эффективных средств защиты.

К данной Конвенции приложено сразу несколько дополнительных протоколов. Один из них ориентирован на защиту собственности, свободы выборов.

Этот документ запрещает лишение свободы при наличии у гражданина долговых обязательств. Шестым протоколом отменяется смертная казнь.

Наша страна присоединилась к Конвенции только в 1998 году. Теперь каждый россиянин, который считает, что его незаслуженно наказали, может использовать международные механизмы защиты прав человека.

международные организации для защиты прав

Специфика Европейского Суда по правам человека

Данный орган принимает от граждан жалобы в следующих ситуациях:

  • к рассмотрению принимаются нарушения прав человека, произошедшие после подписания Россией соответствующих договоров;
  • жалоба принимается в том случае, когда от периода нарушения и вынесения решения суда не прошло 6 месяцев;
  • суть обращения должна быть изложена четко, подтверждена доказательствами;
  • запрещено одновременно подавать жалобу в Комитет по правам человека ООН и в Европейский Суд.

Если решение принимается в пользу пострадавшего, в таком случае Европейским Судом этому лицу присуждается компенсация за нарушенные права.

Решения данного суда являются окончательными, они не подлежат обжалованию, являются обязательными для стран-участников, включая и Россию.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе занимается защитой прав граждан. Она была создана в 1975 году. Именно тогда был подписан Акт совещания по сотрудничеству и безопасности в Европе. Кроме признания суверенного равенства всех стран, нерушимости государственных границ, неприменения силы, в Акте провозглашается необходимость защиты свобод и прав граждан, в том числе свободы совести, мысли, убеждений, религии.

Правозащитников подвергли ссылкам, арестам, репрессиям, но именно их деятельность привела к тому, что власти изменили свою позицию в отношении защиты прав человека.

Международный уголовный суд

Он функционирует с 2002 года в Гааге. В компетенцию данного органа входят:

  • преступления, которые относятся к геноциду – намеренное истребление целой национальной, этнической, религиозной, расовой группы либо ее части;
  • действия против человечества – систематического либо масштабного преследования, которые направлены против мирных граждан;
  • военные преступления – нарушение обычаев и законов ведения военных действий.

Создание уголовного суда дало возможность осуждать высших должностных лиц, глав государств, членов правительств, привлечь которых в рамках внутреннего законодательства невозможно.

В качестве предшественников Международного уголовного суда можно рассматривать трибуналы по Руанде и по бывшей Югославии, процесс в Токио, Нюрнбергский трибунал относительно военных преступлений и преступлений против человечества.

На подобных процессах преступники государственного уровня несли заслуженную кару, но и к ним все же применялись нормы гуманитарного международного права.

Механизмы привлечения к ответственности военных преступников, используемые в современном мире, направлены на вынесение справедливого наказания для всех граждан, независимо от занимаемой им государственной должности.

Значимость международных документов

Права человека считаются глобальной проблемой современности и приоритетным направлением сотрудничества разных государств.

После окончания Второй мировой войны страны поняли, что при нарушении прав мирных граждан, нарушении их чести и достоинства, мир может оказаться в очередном кровавом конфликте. Страны–победительницы совместно с другими государствами организовали ООН.

Передовая мировая общественность стремилась определить тот минимум свобод и прав, который может обеспечить любому человеку в любом государстве безопасное существование.

В качестве средства для утверждения свобод и прав выступила разработка и принятие конкретных международно-правовых документов, исполнение которых является обязательным для всех стран, добровольно признавших их моральную, политическую, юридическую силу.

Впервые в истории существования человеческой цивилизации были созданы и рекомендованы для применения во всех государствах основные свободы и права человека. Они рассматриваются в всем цивилизованном мире в качестве стандартов, эталонов для создани собственных национальных документов, к примеру, разделов конституций о правах граждан.

Правом человека называют узаконенную, обеспечиваемую государством, возможность что-либо делать.

Свобода личности предполагает отсутствие стеснений, ограничений в поведении, деятельности.

Создатели Декларации, которая провозгласила общечеловеческий минимум свобод и прав, опирались на свое понимание уровня развития цивилизации. Отметим, что декларация не считается юридическим обязательным документов, она несет рекомендательный характер для государств и народов мира.

Несмотря на это у данного документа большое практическое значение. На основе Декларации были разработаны и приняты юридически обязательные договора международного характера, касающиеся прав гражданина.

Заключение

Специфика международных договоров, касающихся основных прав и свобод человека, состоит в их активном и плодотворном действии с использованием национального внутреннего права. Их важно воплощать в конкретных нормативно-правовых актах страны: законах, кодексах, указах.

Международная защита прав человека в мирное время - это совокупность правовых норм, которые определяют и закрепляют в договорном режиме нормы о правах и свободах человека. Также предполагается продумывание международных механизмов контроля за их соблюдением, защиты нарушения свобод и прав отдельного гражданина.

В нашей стране уделяется значительное внимание соблюдению прав и свобод человека, закрепленных в Конституции РФ. В случае нарушения россияне имеют право на защиту своих интересов в международных судах.

Читайте также: