Граждане миряне кто так усердно молился что

Обновлено: 30.06.2024

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Мирянин. Батюшка, скажите, а как мне, мирянину, подражать монашескому житию, а? В миру – и подражать. Ведь сказано же, что свет мирянам – иноки…
Старец. Ну да, да, это точно – свет.
Мирянин. Так вот и я об этом. Свет-то он свет, а как на практике всё это воплощать?
Старец. Да очень просто. Знаешь, как монахи живут?
Мирянин. Знаю.
Старец. Вот и живи так же, только в миру. Монастырь в миру – слыхал такое понятие?
Мирянин. Да, где-то слыхал.
Старец. Молись побольше, постись построже, спи поменьше. По ночам молишься?
Мирянин. Что?
Старец. По ночам, спрашиваю, молишься? Или только вечером, перед сном?
Мирянин. Вечером, да.
Старец. Этого мало. Монахи ведь еще ночью встают на молитву. Вот и ты вставай.
Мирянин. А как?
Старец. Ну, ложишься, допустим, в девять вечера; завел себе будильник на час или там полпервого ночи, встал, помолился часик-другой и – снова спать.
Мирянин. А если утром на работу? Я же не высплюсь.
Старец. Святой Иоанн Кронштадтский, знаешь, что говорит? Полчаса усердной молитвы дают три часа здорового крепкого сна. А ты не полчаса, а час помолись усердно, и будет у тебя целых шесть часов хорошего сна.
Мирянин. Шесть? Маловато что-то.
Старец. Спать больше шести часов – это уже, знаешь, натуральное свинство. Святой Серафим Саровский установил для дивеевских сестер шесть часов сна, снисходя к их женской немощи. Поэтому тебе, мужику, вообще-то, стоило бы и поменьше ихнего спать: часов пять, а еще лучше – четыре.
Мирянин. Да, но… я ж свой организм знаю. Я если мало посплю, потом на работе начинаю вырубаться. А я ведь крановщиком работаю в порту. Опасная профессия. Чуть не то движение – и зашибить кого-нибудь можно.
Старец. С Божьей помощью всё хорошо будет. А Божья-то помощь как раз через ночную молитву к тебе и придет.
Мирянин. Так ведь недосыпать же буду…
Старец. Настоящий молитвенник всегда недосыпает, всегда не может выспаться. Это крест, и надо его нести. Если хочешь в миру подражать житию иноческому, то потрудись. А что делать?
Мирянин. Да, а вот… тут еще одно обстоятельство. Я, допустим, заведу будильник на час ночи, он прозвенит – и жену мою разбудит. А ей ведь тоже утром на работу.
Старец. Она у тебя верующая?
Мирянин. Ну, да.
Старец. Вот и прекрасно. Пусть тоже с тобой на молитву встает.
Мирянин. А если она не захочет?
Старец. Ну, что ж делать. Тогда пусть не встает.
Мирянин. Да, но ведь она просыпаться будет от будильника. Она так и выспаться не сможет никогда.
Старец. Ох, людие, человецы! Всё бы вам спать да спать. Значит, ложись отдельно от жены. Где-нибудь в другой комнате или на кухне. Есть возможность?
Мирянин. Ну-у-у, в принципе, да.
Старец. Вот и отлично. Тогда твой будильник ей мешать не будет.
Мирянин. Так это ведь жене не понравится – что мы отдельно спим…
Старец. Ну, а что ты хотел? Монастырь в миру. Имеющие жен должны быть, как не имеющие. А ты что думаешь, можно подражать в миру монашескому житию и одновременно плоть свою тешить? Нет, ты определись: или ты с миром и похотями его или ты с Богом. У тебя два варианта: либо ты приводишь супругу свою к духовной жизни, так что она с тобой вместе встает на молитву, либо ты отдельно от нее спишь с будильником и подвизаешься без помех. Объясни ей, всё растолкуй, чтоб понимала… Ты же глава семьи, должен заботиться о спасении супруги.
Мирянин. А как-нибудь без этого можно монашескому житию подражать?
Старец. Смешной ты! Ну, какое ж это подражание-то выйдет, если ты жить будешь по-мирски, без малейшего подвига, а? Монашество – это ж подвижничество, аскеза, а у вас в миру – свинство одно: спите, жрёте, похоти удовлетворяете, молиться не хотите.

Ответ менее строгий, суровый и подвижнический, чем можно услышать от некоторых современных старцев. Иеросхимонах Сампсон (Сиверс), например, был в этом отношении значительно строже Лествичника, который никаких ночных молитв и недосыпаний мирянам не предписал (а о. Сампсон как раз на этом настаивал). Да и о. Валентин Свенцицкий, хоть и не монах, но в своих наставлениях о создании монастыря в миру тоже оказался строже Лествичника.

Ни слова о каких-то особенных постах, продолжительных молитвах, ночных бдениях или других аскетических подвигах (спание на голом полу, например, а то и на земле – так. наз. долулегание, ношение власяницы или вериг), – ничего такого не предписывает Лествичник мирянам, желающим подражать монашескому житию. И об абсолютном послушании духовному отцу (как это рекомендует мирянам о. Свенцицкий) он тоже ничего не говорит.

Мне кажется, все другие советы на ту же тему следует сравнивать, как с эталоном, с этим правилом преп. Иоанна Лествичника – что легче, что тяжелее? – и, если какой-то современный совет окажется тяжеловеснее, то – сбрасывать с него лишнюю тяжесть, как ненужный балласт.

И еще стоит использовать это правило для ориентации в море аскетической литературы. Что следует мирянину усваивать из писаний того же преп. Иоанна Лествичника и других столпов православной аскетики? На что обращать внимание, а что пропускать? Вот как раз об этом правило и говорит: не укорять, не возноситься, не иметь ненависти, быть милосердными. На то, что наставляет к этому, и следует мирянам обращать внимание при чтении аскетических сочинений; а прочее – отодвигать на задний план.

356365.jpg

Координатор Собора Анатолий Артюх во вступительном слове констатировал что, прогнувшись под власть ВОЗ и его агентуры, руководство РПЦ оказалось в очень тяжелом состоянии, которое продолжает усугубляться по мере дальнейшей сдачи позиций и интересов верующих некоторыми представителями священноначалия: «Идет наипошлейшая гонка двух известных митрополитов за кресло патриарха. Если победит один из них – автор одной хорошей книги – у нас на входе в храмы будут стоять со шприцами. Он же сказал: от болезни спасет только вакцинация, о Боге – ни слова. А если победит второй, у нас будут католики и в алтаре стоять. С учетом того, что патриарх Кирилл не раз говорил об опасности цифрового концлагеря, он сумел перенести Архиерейский Собор… я уверен – на этом Соборе его могли снять с патриаршества и назначить кого-то из этих двух персонажей. А это сделает ситуацию намного хуже, чем сейчас.

Хотелось бы спросить – а где в этой трансгуманистической концепции все, что нам дорого? Где наша Церковь, наша вера, наши традиции, наша культура… Ничего этого нет – это в глазах глобалистов не является никакой ценностью.

И еще важный момент: традиционные государства с их даже ограниченным суверенитетом мешают реализации этих планов, и их просто сносят вместе с национальными элитами, что мы сейчас и наблюдаем. Мы видим, что на QR-кодировании и фашистских метках глобальные дирижеры нового дивного мира (государства антихриста) не собираются останавливаться. Они продолжают усиливать прессинг. Сейчас принимаются законопроекты о расширении полномочий МВД, которые позволят сотрудникам полиции врываться в наши квартиры. Есть попытки превратить РПН в отдельную ветвь власти с диктаторскими полномочиями, готовится легализация всеобщей, в т.ч. детской уколизации опасными экспериментальными ГМ препаратами и т.п.. Что же нам делать? Первое – не входить в эту систему , всеми правдами и не правдами отказываться от QR-кодов, переходить в расчетах исключительно на наличные деньги. Второе – нам надо помогать друг другу, работодатели могут помогать работникам, работники – друг другу. Одна из главных целей наших врагов – поссорить нас, ввергнуть страну в гражданскую войну. Мы не должны вестись на их провокации. Ну и, конечно, делать все что в наших силах чтобы не допустить слива страны и разжигания гражданской войны преступниками и дегенератами в органах власти и СМИ. Например, сейчас, когда в Думу внесен диверсионный антиконституционный законопроект о легализации QR меток, нужно сделать все чтобы сорвать его принятие. Звонить, писать, выходить на пикеты, обращать в свою веру местных депутатов и общественные палаты и т.п. Ведь бесы их агентура, которые внедряют все это безумие, тоже веруют и трепещут. Господь мог бы помиловать даже Содом и Гоморру если бы там набралось хотя бы 10 праведников. Неужели же мы не наберем необходимых процентов нормальных людей, которые откажутся входить в эту систему чтобы тем самым заблокировать ее работу?

Бурные продолжительные овации зала собрало появление и выступление на соборе д.м.н. Александр Редько, ставшего в последнее время мишенью для всех антинациональных сил, поставивших задачу заклеймить народ QR-кодами:

«Вас пугают власти, пугает Роспотребнадзор. Пугают по-всякому, вызывая напряжение, панику… не только у православных, но у всех граждан нашей страны. Сопротивляясь этим надуманным страхам, мы говорим и о других страхах. О тех, которые приходят к нам с Запада, из ВОЗ… и все это вызывает напряжение. Вольно или невольно – мы со всех сторон говорим о плохом и не говорим о хорошем. Не говорим о путях спасения – а что же нам делать? Вот, если не вакцинироваться, так что… умирать? И начинаешь в сотый раз объяснять самые простые вещи, о которых все тут уже знают.

Поговорю о том, как нам надо защищаться сейчас. Есть такая вещь, как дробная иммунизация – она происходит, когда мы активно общаемся – разговариваем, обнимаемся. Природное не может быть хуже искусственного, это в полной мере касается нашего иммунитета. Давайте вернемся к нашим медицинским традициям. Если восстановим их, спасемся. Если нет – окончательно превратимся в придаток тех людей, которые будут нас подкалывать какой-нибудь гадостью почти каждый день. Ведь вирусов у нас – сотни тысяч.

Еще один известный врач – д.м.н. Владислав Шафалинов сообщил о доказанных рисках вакцинации от ковида:

«У доктора Супотницкого в монографии, посвященной коронавирусу, есть важный момент: доказано, что S-белок ковида (который начинают производить клетки после вакцинации) влияет на сперматогенез у мальчиков. И это ключевой момент – здесь на самом деле можно ставить точку. Может, это не приведет к полному бесплодию, но есть доказательства воздействия на фертильную функцию. Проверить это можно только одним способом – привить ребенка, а через 15 лет посмотреть – кто родился у привитых, кто – у непривитых. Если есть родители, которые готовы провести такое исследование, тогда можно это сделать.

Естественно, я против куаризации, совершенно точно, что это не имеет отношения к эпидемиологии. Что касается безопасности ковид-вакцин – конечно, сейчас они сократят сроки клинических испытаний, оперативно все одобрят, но это вовсе не будет свидетельствовать об ее безопасности. Уже были не раз такие истории в медицине, когда препарат одобрялся, а через несколько лет возникали уродства у детей. Мне сейчас звонят многие знакомые и говорят, что вакцинированные болеют и умирают точно также – нет никакой разницы.

«Настоящая цель проходящей кампании – лишить человека идентичности. Потом можно делать с ним все, что угодно. А начало утраты идентичности – это страх. Человек начинает расчеловечиваться с самого верха, со своего духа. При этом он еще психически здоров, все осознает, но ничего не может с собой поделать. Так вот, самообладание – это присущее личности свойство из области свободы воли, из области духа. Испугай человека – и дальше ты можешь делать с ним все, что хочешь – вплоть до редактирования его генома. В нашем обществе текущая ситуация выявила серьезную степень нашего безбожия.

А я вот сейчас наблюдаю, что ситуация меняется. Конечно, идет жестокая, страшная война. Как мы победили фашистов? Вначале тоже было очень страшно. Но мы воспряли духом, перестали бояться. Кто нас избавил от страха? Заградотряды или другие приказы командования? Нет, народ избавил от страха Бог. Мы испили чашу страданий, и Он нас помиловал. Сейчас мы переживаем тоже самое. Меру знает только Бог, и он избавит нас от страха, если мы о нем вспомним. Он напоминает нам о себе в каждом эпизоде нашей жизни. И сейчас я вижу эту положительную динамику. У меня в 2020 г. обращаемость увеличилась в 6 раз. Это в основном невротики, люди испуганные, которые развили свой страх до депрессий, панических атак и более серьезных расстройств. А от страха нет лекарства в виде таблетки, лекарство только одно – Господь Бог.

По итогам собрания Артюх зачитал объемную резолюцию, которая еще будет корректироваться и дополняться, мы же пока приведем основные ее положения:

Резолюция итогового Собора православных мирян, Москва, 21 ноября 2021 г.

Никто из официальных лиц так и не назвал страну-агрессора и официально не объявил ковид-19 биологическим оружием, не было введено чрезвычайное положение. За два года так называемых мер по борьбе с вирусом мы пришли к выводу, что война идет против народа России. Мы несем потери при том, что мы никому войну не объявляли, но с нами реально ведутся военные действия на поражение.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЙНЫ: Паника, инфо-террор – это привело к росту напряженности, агрессивности, разобщенности и сегрегации. Как следствие – повышение случаев суицида, психических расстройств, что прямо отразилось на физическом здоровье. Маски не защищают, перчатки кроме экземы ничего не дали. Системные фрустрация, депривация, изоляция – приемы подавления общества до состояния полной покорности самым безумным решениям властей.

Отдельные иерархи РПЦ в этой ситуации заняли позицию отдела по религии Роспотребнадзора и ВОЗ, грубо нарушая каноны, выгоняя людей из храма на Пасху при полном заполнении метро и супермаркетов, объявив святые иконы и святой Крест заразными, способными причинить вред. На самом деле это одна из форм ереси иконоборчества, которое может привести к расколу, как это у нас уже было в 16 веке.

По поводу кощунственной и постыдно стерилизации лжиц при принятии Святых Даров мы заявляем, что не считаем, нашего Господа и Его пречистое Тело и Кровь – дезинфекторами, как нагло заявляют некоторые ковид-обновленцы в рясах. Вирусы, бактерии остаются везде – и на лжице и на потире – Господь их не уничтожает, как уничтожает клопов дихлофос. Но Благодать Господа делает все твари неопасными, неядовитыми, незаразными, несмертельными, пока они находятся в ореоле Бога, в котором нет ни смерти, ни болезни. Поэтому невозможно заразиться при Причастии!

Если мирянин или священник другого мнения, то мирянин не должен подходить к Чаше, а священник причащать. ПРИЧАСТИЕ БУДЕТ В ОСУЖДЕНИЕ! В связи с этим требуем признать кощунственные практики в храмах позорной ошибкой и отменить их указом Патриарха.

Официально испытание вакцин закончится только через год, но людей под страхом увольнения с работы и другими ограничениями пытаются заставить уколоться. Сами того не замечая, мы оказались в стране, которая когда-то победила фашизм, а сегодня принуждает к участию в медицинском эксперименте, запрещённом на Нюрнбергском процессе.

Мы воочию наблюдаем, как страна скатывается к классическим приемам нацистской Германии, кода людям выдавали паспорта здоровья и разделяли на полноценных и нет. Сегодня нас разделили на масочников и безмасочников, уколотых и не уколотых с QR-кодами и нет. Сегрегация – это предтеча гражданской войны. Сегрегация сегодня в России настолько системна, что создается впечатление, что наша власть стремиться ввергнуть страну в войну, чтобы навязать новый порядок.

Мы наблюдаем нарастающую кампанию травли и стигматизации тех людей, наших коллег, которые говорят правду с целью предотвращения раскола и гражданской войны.

Как православные верующие, мы понимаем, что вступили в самые предпоследние времена, написанные в Откровении Иоанна Богослова Апокалипсисе, в котором предначертание печати стало реальной угрозой для всех верующих людей.

Мы не дерзаем остановить тайну беззакония своими немощными руками, но и молчать о творящихся перед Богом и людьми беззакониях мы не имеем права, дабы как можно большее число людей пришло ко Христу и в последние времена они сделали правильный выбор – ведь на кону стоит учесть нашей бессмертной души.

Требуем отменить масочный режим, изоляцию, удаленку, обязательную вакцинацию, принятие QR-кодов и оставить право каждого здорового человека принимать решение о том, как и от чего он будет лечиться.

От родительского сообщества России требуем признать преступлением все попытки принудительной вакцинации людей, особенно детей и стариков.


Вспомним историю русской Церкви

1. Домонгольский период.
Еще до Крещения Руси св. князем Владимиром в 988 году, русские князья принимали христианство.

Есть сведения, что первое Крещение Руси было совершено при сподвижниках Рюрика, Киевских князьях Аскольд и Дир после чуда - жители Царьграда во главе с патриархом обратились с молитвой к Богу и, по совершении всенощного богослужения во Влахернском храме, вышли с крестным ходом на берег Босфора и погрузили ризу Богоматери в волны залива. Море, дотоле спокойное, вдруг взволновалось и разбило суда руссов. Много их погибло; те, которые возвратились домой, были под особенным впечатлением поразившего их гнева Божия. Это произошло в 866 году.
Позднее в честь этого события установлен праздник ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕСТНО'Й РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ

Христианами были и родственники св. князя Владимира, например, его бабушка святая княгиня Ольга. Она крестилась в городе Констонтинополь в 957 году.

Обращению князя Владимира к вере способствовал целый ряд обстоятельств: пример великой княгини Ольги; слова греческого проповедника, показавшего ему картину Страшного Суда; рассказ послов Владимира о красоте богослужения

Крещению князя Владимира предшествовал захват им греческого города Херсон и чудесное исцеление от болезни глаз

Сыновья св. князя Владимира и его дружина крестились в источнике, который потом был назван Крещатик. Киевляне крестились в реке Днепр.

Идол Перун, по приказу Владимира, был привязан к конскому хвосту, провезен по всему городу и сброшен в Днепр.

Не везде христианская вера была принята без сопротивления язычества. Некоторые проповедники христианства гибли от рук язычников, например в Ростове в XI в. погиб святой епископ Леонтий, в курской земле в XII в. был убит святой Кукша, насельник Киево-Печерского монастыря

Первые десятилетия после Крещения Руси дали нашему отечеству и первых святых – страстотерпцев Борис и Глеб, сыновей князя Владимира Они не были мучениками в прямом смысле слова, погибли от рук родного брата-христианина, видевшего в них соперников-претендентов на киевский престол. Но Церковь почитает их как святых, потому что Благоверные князья-страстотерпцы, отдавшие жизнь ради предотвращения на Руси междоусобий, они — особые покровители, защитники Русской земли.

После смерти Ярослава Мудрого (1051) на Руси начинается период феодальной раздробленности: вместо единого государства - Киевской Руси появляется ряд княжеств, которые соперничают и враждуют между собой.

Сын великого князя Киевского Юрия Долгорукого святой князь Андрей Боголюбский в 1155 году оставляет Киев и уезжает в Северо-Восточные земли, окрестности старинных городов Ростова и Суздаля.

Князь Андрей направляется в небольшой город Владимир на Клязьме, основанный его дедом, Владимиром Мономахом. Он берет с собой икону Матери Божией. Недалеко от Владимира кони стали, а князю было явление “…Во время усердной молитвы ему явилась Сама Царица Небесная и повелела чудотворную икону поставить во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Ее Рождества…. “

В память об этом князь велел написать икону Божьей матери, которая теперь называется Боголюбскою иконой Божьей Матери. На этом месте в 1159 году было основало селение Боглюбово, а недалеко от него князем построен знаменитый памятник древнерусской архитектуры – храм Рождества Богородицы на р. Яузе
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы, которому посвящен этот храм, введен в Русской Церкви тем же святым князем. А икона, которую он вез из Киева во Владимир, теперь известна во всем мире как Владимирская икона Божьей Матери
Деяния этого князя положили начало процессу перемещению центра русских земель из Киева сначала во Владимир, а затем – в Москву.

При внуке св. Александра Невского Иване Калите (1325-1340) начинается возвышение Москвы. Идет процесс собирания русских земель вокруг Москвы, завершившийся впоследствии созданием единого Московского Царства. Глава Русской Церкви святой митрополит Петр (†1326) переезжает из Владимира в Москву и завещает похоронить себя в ней, тем самым как бы благословляя возвышение новой столицы. При нем начинается строительство Успенского собора в Московском Кремле, ставшего на многие века главным храмом Руси.

В период татаро-монгольского ига Руси был дарован и великий преподобный, Сергий Радонежский основатель Троице - Сергиевой Лавры. Его называют игуменом всей Руси, его пример способствовал возрождению монашеского подвига на Руси, угасшего в этот период. Его последователи являются основателями около 90 монастырей, среди учеников преподобного около 100 иноков причислено к лику святых.
В детстве отрок Варфоломей чудесным образом обучился грамоте: “Однажды Варфоломей был послан отцом на поиски заблудившихся лошадей. На опушке леса под дубом отрок увидел молящегося старца-монаха. Варфоломей подошел и стал ждать, когда старец кончит молитву. Когда монах, закончив молиться, подозвал мальчика и спросил, что он хочет спросить, Варфоломей рассказал о своей беде с учением и попросил помолиться. Старец благословил его и дал кусочек просфоры, а затем сказал, что отныне Варфоломей будет разуметь книжную грамоту”. (поэтому его считают покровителем учащихся).
Велика роль преподобного и в деле освобождения Руси от власти татаро-монголов. Внук Ивана Калиты, св. князь Димитрий перед Куликовой битвой приезжал к преподобному. Святой игумен дал князю двух иноков - схимонахов Андрея Ослябю и Александра Пересвета, а во время битвы преподобный Сергий стоял на молитве и духом видел сражение, бывшее на далеком расстоянии. Он поминал павших по именам, а потом рассказал братии о победе русских. В память воинов, погибших в этом сражении, св. князем Димитрием была установлена Дмитровская родительская суббота.

Святые мощи преподобного были обретены нетленными через 30 лет после кончины. Его ученик, преподобный Никоном построил Троицкий собор, в котором были положены мощи.
Для этого собора другой ученик преподобного Никона, преподобный Андрей Рублев написал знаменитую на весь мир икону “Троица”

Среди самых известных обителей, основанных учениками преподобного Кирилла, можно назвать Кирилло-Белозерский монастырь. Из него вышел преп. Савватий, который вместе с преподобными Германом стал основателем Соловецкого монастыря.

С Владимирской иконой Матери Божией связано окончательное освобождение Руси от татаро-монгольского ига после стояния на реке Угре в 1480 году при великом князе Московском Иване III.

3. Московское царство при Иване Грозном. Смутное время. (XVI- начало XVII вв.)

При Иване IV (Грозном) (1533-1584) Великое княжество Московское становится царством, а Иван IV – первым русским царем (1547 г.).

В начале его царствования было завоевано татарское Казанское ханство (остаток Золотой Орды). Казань пала в праздник Покрова Матери Божией, 1 окт. 1552 г., и в честь этой победы на Красной Площади в Москве был построен знаменитый Покровский собор (известный также как собор Василия Блаженного). После взятия Казани началось обращение татар к христианской вере.

В том огне остались без крова многие семьи, но – делать нечего, никто сгоревшего не вернет, а строить надо скоро – к зиме успеть. Спешил с постройкой в числе прочих погорельцев и стрелец Даниил Онучин. У Даниила была дочка Матрона. Ей родительские скорби были меньше понятны – для детей и пожар – вполне забавно – столько всего остается после – где стеклышко красивое, где камешек невиданный. Только к вечеру, когда спать ложиться, вспоминается, что после пожара все не так, непривычно.

Вторая половина царствования Ивана Грозного (с 1565 г.) осталась в истории России как страшный период опричнины. От обвинений в измене и крамоле пострадали тысячи людей, шли казни в Москве, были разгромлены многие города Руси – Клин, Тверь, Торжок, шесть недель длился погром древнего Новгорода.
Против опричного террора выступал московский митрополит Филлип. По приказу царя этот митрополит был лишен кафедры, сослан в Тверской Отроч Успенский монастырь и убит 23 декабря 1569 Малютой Скуратовым (кем?)

В 1581 году в припадке гнева Иван Грозный убил своего старшего сына, и после смерти царя престол перешел к его второму сыну Феодору Иоанновичу (1584-1598). При нем в Русской Церкви произошло очень важное событие – в 1589 году было учреждение патриаршества в России Первым Патриархом стал св. митрополит Иов.

После смерти бездетного Феодора Иоанновича династия Рюриковичей прервалась (третий сын Ивана Грозного, св. царевич Димитрий был убит в Угличе в 1591 году) и на престол взошел Борис Годунов, муж дочери любимого опричника Ивана Грозного Малюты Скуратова, брат жены царя Феодора Ирины.

Правление Бориса Годунова стало началом Смутного времени, когда Русь около 10 лет была разоряема и внутренними и внешними врагами, когда над нашим отечеством стояла угроза потери не только государственной независимости, но и Православия. Поляками была захвачена даже столица Руси - Москва.

Благословение на сбор русского ополчения против поляков дал Патриарх Гермоген, который томился в Чудовом монастыре за то, что он крепко стоил за веру православную и призывал к этому народ, прекрасно понимая, что самозванец и поляки хотят не только русский престол получить, но и Православие в России заменить католичеством… Но до освобождения Москвы святой Гермоген не дожил: он был уморен голодом в феврале (месяце)1612 года.

Москва была освобождена от поляков 22 октября 1612 года народным ополчением, которое возглавляли князь Пожарский и Кузьма Минин.
Освобождение Москвы предсказал преподобный Сергий, явившийся Козьме Минину (кому?) накануне битвы

В войске князя Пожарского была чудотворная икона Казанской Божьей матери, для нее на Красной площади впоследствии был построен Казанский собор.
День освобождения Москвы от поляков в 1612 году несколько лет назад стал в России государственным праздником и празднуется 4 ноября по новому стилю.

При сыне Алексея Михайловича Петре I наше отечество стало называться Российской империей, а царь – императором.
Правление Петра I ознаменовано для Русской Церкви значительным ослаблением ее роли в государстве, государство стремилось подчинить себе Церковь, чтобы власть императора была абсолютной.
Место Патриарха заняла Духовная коллегия, деятельность которой контролировал чиновник - обер-прокурор
Это произошло в… году.
Начался почти 200-летний период в истории Русской Церкви, который носит название синодальный, потому что вместо Патриарха Церковью управлял Святейший Синод.

В начале XIX века в России просиял великий старец Серафим Саровский. После нескольких лет пребывания в монастыре он удалился в лесную келью, где в уединении предавался молитве и боролся с духами зла. Самым известным его подвигов является молитва в течение тысячи дней и тысячи ночей, которые он провел, стоя на коленях на большом камне.
Попечением этого преподобного возник Серафимо-Дивеевский женский монастырь.

Одним из самых известных монастырей XIX века в России был монастырь Оптина пустынь около города Козельска.
В этом монастыре был возрожден древний подвиг духовного окормления − старчество
Монахи, принявшие этот подвиг, назывались старцами
Самыми известными старцами этого монастыря являются преподобные…Амвросий Оптинский, Иосиф (1837—1911), Анатолий (1824—1897), Варсонофий (почил в 1912 г.), Анатолий (почил в 1922 г.), Нектарий (1856/57—1928).

Сенодальный период продолжался в России от Петра I и до 1917 года, когда на Поместном Соборе было восстановлено патриаршество и первым Патриархом избран московский митрополит Тихон (имя). Подвиг этого служения Патриарху Тихону пришлось нести в условиях страшных гонений, воздвигнутых на Церковь большевиками (кем).
После того как в России было уничтожена монархия и к власти пришли большевики, только Патриарх Тихон мог своим авторитетом вдохновить народ на сопротивление злу и твердое стояние в вере. Масштаб этих гонений не сопоставим даже с террором времен царя Ивана Грозного.
Среди первых жертв гонений: император Николай II, его супруга Александра Федоровна и их пятеро детей — Татьяна, Ольга, Мария, Анастасия, Алексей., прославленные Церковью в лике страстотерпцев за то, что они приняли муку со смирением, по-христиански, без противления. Они могли бы воспользоваться теми предложениями о бегстве за границу, которые были сделаны им заблаговременно. Но сознательно не захотели этого.
После известия об этом расстреле Патриарх Тихон открыто выступил с обличением, не считая возможным молчать о насилии.
Пострадало бесчисленное количество священнослужителей и мирян: одних убили, других отправляли в концентрационные лагеря. Среди множества созданных новой властью концентрационных лагерей выделяется бывший Соловецкий монастырь, на территории которого был создан Соловецкий лагерь особого назначения, сокращенно называвшийся СЛОН.
Новая власть старались не только физически уничтожить Церковь, но и ослабить ее авторитет. При поддержке власти возникает раскольническое движение - обновленцы, с помощью которого большевики пытались разделить Русскую Церковь. Но Патриарх Тихон смог сохранить церковное единство. Позднее Церковь прославила его в лике исповедников за то, что укреплял верующих и своим бесстрашием оставил пример верного исповедания Христа.
В 2000 году Русская Православная Церковь прославила всех пострадавших в ХХ веке за веру как Собор новомучеников и исповедников российских.


Казанская икона Божьей Матери: история, чудеса, молитвы

Казанская икона Божьей Матери: история, чудеса, молитвы

Казанская икона Божьей Матери – почитаемая православными христианами чудотворная икона Богородицы. Обо всех подробностях её появления читайте в статье. Казанская икона Божьей Матери: история 21 июля – день Казанской иконы Божией Матери 1579 год. Белое .

Священномученик митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин

Будущий священномученик епископ Гдовский Вениамин вступил во временное управление Петербургской епархией 6 марта 1917 г., когда после бурных событий Февральской революции митрополит Питирим (Окнов) был уволен на покой Святейшим Синодом по требованию Временного правительства. 24 мая 1917 свободным голосованием клира и мирян Владыка Вениамин был избран архиепископом Петроградским. 13 августа Святейший Синод возвел архиепископа Вениамина в сан митрополита, что было утверждено Временным правительством 14 августа 1917 г. Подвижническое служение архиерея и его мученическая смерть оставили глубокий след в церковной жизни северной столицы.

Высокопреосвященный митрополит Вениамин, в миру Василий Павлович Казанский, родился 17 апреля 1873 г. в Нименском погосте Андреевской волости Каргопольского уезда Олонецкой губернии в семье местного священника. Отец будущего Владыки прослужил в Нименской церкви 40 лет – до самой кончины, 15 лет был благочинным в Каргопольском уезде. В 1887 г. Василий Казанский поступил в Олонецкую Духовную семинарию и после ее успешного окончания в 1893 г. стал студентом Санкт-Петербургской Духовной Академии. Здесь он начал активно участвовать в деятельности Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. В числе других учеников Академии Василий отправлялся на рабочие окраины столицы, разъясняя их обитателям высокий смысл православной веры, отвращая их от пороков и заблуждений, стараясь пробудить стремления к светлым евангельским идеалам. Юный студент вел религиозно-нравственные беседы и чтения преимущественно за Невской заставой: на фабриках братьев Варгуниных и барона Штиглица, Обуховском сталелитейном и Чугунном заводах, в ночлежных домах, узнавая жизнь и нужды простого народа. Также и в главном храме общества – Троицкой церкви на Стремянной улице Василий Казанский только с 1 апреля 1896 по 1 января 1897 гг. провел 23 вечерние беседы и сказал 30 поучений за литургией.[1]

В двадцать два года, на III курсе, 14 октября 1895 г. юноша принял монашеский постриг с именем Вениамин в честь св. мученика диакона Вениамина (V век; память 13/26 октября). Совершил постриг ректор Академии епископ Нарвский Иоанн (Кратиров). 21 ноября того же года монах Вениамин был рукоположен во иеродиакона, а 19 мая 1896 г. – во иеромонаха. Теперь он стал совершать богослужения среди полюбивших его рабочих Невской заставы. Священнослужитель по призванию, молодой иеромонах был готов, как утверждали однокурсники вообще не покидать церковь.

12 октября 1905 г. молодой архимандрит был назначен ректором Санкт-Петербургской Духовной семинарии. С тех пор он уже не покидал в своем служении град святого Апостола Петра. За свою подвижническую деятельность 6 мая 1907 г. о. Вениамин был награжден орденом св. Владимира IV степени. В период его ректорства столичная семинария праздновала свое столетие (25-26 сентября 1909 г.). 30 декабря 1909 г. архимандрит был назначен епископом Гдовским, четвертым викарием Петербургской епархии. Наречение состоялось 23 января 1910 г. в зале заседаний Свят. Синода, а хиротония – на следующий день в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Совершили ее митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский), Московский и Коломенский свмч. Владимир (Богоявленский), Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий), архиепископы Ярославский и Ростовский св. Тихон (Беллавин), Литовский и Виленский Никандр (Молчанов), Варшавский и Привислинский Николай (Зиоров), Псковский и Порховский Арсений (Стадницкий), епископы Нарвский Никандр (Феноменов), Чистопольский Алексий (Молчанов) и бывший Сухумский Кирион (Садзагелов). В сане епископа Вениамина отличали особое усердие к богослужению и тесное общение с паствой. Он старался, как можно чаще проповедовать на фабричных окраинах столицы, первым из архиереев стал совершать в городе ранние обедни с общенародным пением, на которых во множестве собирался трудовой народ.[3]

Владыка активно способствовал воцерковлению детей и учащейся молодежи. Как председатель Епархиального училищного совета и Епархиального братства Пресвятой Богородицы он заведовал делами всех церковных школ епархии, положил начало служению в столичных храмах литургий специально для школьников того или иного прихода, сам причащал детей и говорил понятные им поучения. Епископ Вениамин также очень любил крестные ходы. Так, он часто возглавлял многотысячные ходы трезвенников в Александро-Невскую Лавру и Троице-Сергиеву пустынь. 22 ноября 1911 г. Владыка стал третьим, с 30 мая 1913 г. – вторым, а с 20 марта 1914 г. – первым викарием Санкт-Петербургских митрополитов. 6 мая 1911 г. он был награжден орденом св. Владимира III степени, а 6 мая 1914 г. – орденом св. Анны I степени.

Как уже отмечалось, 6 марта 1917 г. епископ Вениамин вступил во временное управление столичной епархией, а 24 мая был избран архиепископом Петроградским и Ладожским. Это был один из первых в истории Русской Православной Церкви случаев выборов главы епархии демократическим путем. Сначала свободным голосованием члены клира и миряне избирали выборщиков, которые затем и голосовали за выдвинутых кандидатов.[4]

По свидетельству близко знавшего его новомученика протоиерея Михаила Чельцова,

Действительно, Владыка никогда не занимался политической деятельностью. Уже в первом своем заявлении после выборов он сказал:

Через день после возведения Вениамина в сан митрополита в Москве произошло торжественное открытие первого после многовекового перерыва Всероссийского Поместного Собора, первая сессия которого продолжалась до 9 декабря 1917 г. 5 ноября в храме Христа Спасителя по жребию из трех кандидатов, выбранных Собором, был избран Патриархом митрополит Московский Тихон (Беллавин). Владыка Вениамин был послан от Собора в Троице-Сергиеву Лавру для приглашения избранного Патриарха на торжество интронизации 21 ноября 1917 г. При выборах Высшего Церковного Управления митр. Вениамин вошел в состав Священного Синода, сначала с 7 декабря 1917 г. в качестве заместителя его члена, а с 25 сентября 1918 г. – члена Синода. Следует упомянуть, что с 27 октября по 3 ноября 1917 г. Владыка находился в Кремле во время обстрела его большевистской артиллерией. В занимаемую им келью попал снаряд, и митрополит лишь чудом избежал гибели. Через несколько дней он был избран председателем Комиссии Поместного Собора по фотографированию и описанию повреждений Кремля.

Во второй половине января 1918 г. Владыка с жертвенной решимостью встал на защиту Александро-Невской Лавры, помещения, инвентарь и ценности которой пытался реквизировать возглавляемый А.М. Коллонтай Наркомат государственного призрения. Решительная позиция митрополита, возглавившего общегородской крестный ход в защиту Лавры, во многом способствовала тому, что обитель удалось отстоять, и Московская Патриархия одержала свою пожалуй единственную заметную победу над Совнаркомом. 26 января 1918 г. Владыка Вениамин (по определению Поместного Собора от 25 января) был назначен настоятелем Александро-Невской Лавры с присвоением ему древнего и почетного титула ее священноархимандрита. Об этом Собор просила специально приехавшая в Москву делегация представителей петроградского духовенства и мирян.

Также 26 января Советом Петроградской Духовной Академии митрополит был избран ее почетным членом. Ввиду тяжелого положения Петрограда Владыка отложил свою поездку на заседание Поместного Собора и распорядился, чтобы духовенство не эвакуировалось, а оставалось в своих приходах. Из-за начала наступления немецких войск после срыва мирных переговоров с советской делегацией в Бресте над Петроградом нависла угроза захвата, но митр. Вениамин решил остаться с паствой. Патриарх и Синод одобрили этот шаг и, согласно сохранившимся архивным документам, в марте даже приняли решение, что Петроградский митрополит в случае захвата столицы возглавит церковное управление на оккупированной германскими войсками территории.

По истечении первого года пребывания на Петроградской кафедре митрополит Вениамин обратился к пастве с примечательным посланием:

И в дальнейшем Владыка продолжал свое неуклонное жертвенное стояние за веру.

В тот же день Владыка направил еще одно, уже личное, послание Зиновьеву, в котором призывал не проводить намеченного вскрытия и изъятия из Троицкого собора Лары мощей святого князя Александра Невского. Послания оказали свое воздействие, митрополиту постепенно удалось несколько нормализовать отношения с городскими властями, строго придерживаясь нейтралитета в будущей гражданской войне.

За пять лет управления в условиях все усиливающихся стеснений Владыка Вениамин сумел организовать жизнь Петроградской епархии на началах, разработанных Поместным Собором 1917-1918 гг., превратить приходы в живые христианские общины, привлечь к церковному служению множество новых людей, в том числе известных представителей интеллигенции. Благодаря умелой дипломатической политике митрополита многие антирелигиозные постановления того времени в Петрограде полностью или частично не проводились в жизнь. 27 апреля 1921 г. президиум губисполкома, рассмотрев обращение Владыки, разрешил проведение 8 мая крестного хода из всех церквей в Александро-Невскую Лавру. А осенью митрополит согласился перенести подобное традиционное шествие в Лавру с 12 на 19 сентября в связи с похоронами погибших финских коммунистов. Это был последний в истории епархии советского времени грандиозный общегородской крестный ход.[18]

Помимо Петроградской митрополиту Вениамину временно пришлось управлять и некоторыми соседними епархиями, в том числе родной Олонецкой. После увольнения 18 июня 1919 г. епископа Олонецкого и Петрозаводского Иоанникия (Дьячкова) на покой митрополит управлял епархией до назначения в конце 1919 г. нового епископа Олонецкого и Петрозаводского Евгения (Мерцалова). 7 мая 1920 г. еп. Евгений скончался, и Владыке Вениамину довелось еще несколько месяцев возглавлять эту епархию. Весной-осенью 1919 г. митрополит временно управлял и той частью Псковской епархии, которая не была занята белогвардейскими войсками.

В ответ Владыка написал 12 марта достаточно острое заявление в губисполком. В нем выражалось сомнение в том, что все пожертвованные святыни будут употреблены исключительно на помощь голодающим, говорилось о крайности этой меры и обязательности благословения Патриарха на нее, о необходимости относительной самостоятельности Церкви в данном вопросе. Завершалось послание предупреждением:

Для подрыва авторитета Церкви в городе на Неве было решено использовать и такой, казавшийся беспроигрышным властям метод, как вскрытие мощей св. Александра Невского, действительное состояние которых было хорошо известно петроградскому руководству. На заседании президиума исполкома Петросовета 8 мая 1922 г. было принято решение произвести вскрытие мощей во время изъятия серебряной раки Александра Невского. Организация вскрытия, намеченного на 12 часов 12 мая поручалась председателю губернской комиссии по изъятию церковных ценностей, в помощь которому от губисполкома назначались ответственные исполнители.[37] В обстановке разворачивающегося террора митрополит уже не смог воспрепятствовать этому.

18 мая указанная группа священников была еще раз пропущена к Первосвятителю и передала ему прошение о разрешении на открытие и функционирование Патриаршей канцелярии. В своей резолюции Патриарх разрешил создание канцелярии во главе с еп. Клинским Иннокентием, а до его прибытия – во главе с еп. Верненским Леонидом, которым поручил принять, а затем передать митр. Агафангелу синодские и патриаршие дела. Фактически функционирование канцелярии было разрешено лишь до приезда Ярославского митрополита, но обновленцы превратили указанный документ в акт передачи им церковной власти от законного источника. Эту версию неоднократно разоблачал сам Патриарх Тихон. 19 мая Первосвятителя вывезли из Троицкого подворья и заключили в Донской монастырь под домашний арест. В тот же день состоялся переезд в подворье, и началось функционирование обновленческого ВЦУ.

28 мая в торжественной обстановке в день Св. Духа в Николо-Богоявленском соборе, за Божественной литургией, которую митрополит Вениамин совершал в сослужении с викариями Алексием Ямбургским и Венедиктом Кронштадтским при участии многочисленного духовенства, Владыка сказал слово и зачитал послание к петроградской православной пастве:

На заседании бюро губкома РКП(б) от 30 мая было решено:

Сразу же после ареста митрополита Вениамина петроградское духовенство попыталось спасти своего Владыку. 6 июня в губисполком было направлено коллективное ходатайство об его освобождении:

Защищали подсудимых 16 адвокатов, но положение их было уже сильно стесненным. Так, главу защитников В.М. Бобрищева-Пушкина трибунал угрожал самого посадить. Довольно активно действовал адвокат митрополита Я.С. Гурович, присланный из Швейцарии от Красного Креста и написавший позднее интересные воспоминания о процессе. Суд уже приобретал характер произвола. Были выслушаны только свидетели обвинения, правда, некоторые из них не оправдали ожиданий. Так, например, профессора Н. Егорова трибунал постановил самого заключить под стражу за высказывания в пользу митрополита. Введенский выступить на суде не смог, так как был ранен в голову камнем, брошенным верующей женщиной.[54]

После этого смертный приговор Владыке был предрешен.

В своей защитной речи Гурович отмечал:

Особенно сильно прозвучало заключительное выступление защитника:

В своем последнем слове все основные обвиняемые заявили, что перед рабоче-крестьянской властью они ни в чем не повинны. Митрополит же начал выступление словами:

Это было почти все, что митрополит Вениамин сказал о себе в последнем слове. Остальное время своей речи он посвятил исключительно защите других подсудимых. Одно из утверждений представлялось ему не доказанным, и митрополит заметил:

За несколько дней до расстрела митрополит послал из тюрьмы одному из петроградских благочинных письмо, которое можно рассматривать как завещание святого последующим церковным деятелям:

Петербуржцы никогда не забывали своего Владыку. Еще в советское время они установили деревянный крест с его именем на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры и приносили туда цветы, в день смерти ставили свечи в храме за упокой его души. В начале 1990-х гг. вместо первоначального креста был установлен памятник-кенотаф, увенчанный терновым венцом. А 4 апреля 1992 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил Петроградского митрополита Вениамина, а также расстрелянных с ним новомучеников к лику святых. Первый храм во имя святителя Вениамина был освещен в сентябре 1992 г. в исправительной колонии № 5 в пос. Металлострой под Санкт-Петербургом.

Примечания

[1] Бовкало А., Галкин А. Священномученик митрополит Вениамин // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1993. Вып. 11. Ч. 2. С. 66.

[2] Коняев Н. Священномученик Вениамин митрополит Петроградский (документальное повествование). СПб., 1997. С. 19-20.

[3] Бовкало А., Галкин А. Указ. соч. С. 68.

[4] Российский государственный исторический архив (РГИА), ф. 815, оп. 11-1917, д. 88, л. 2-4.

[5] Бовкало А., Галкин А. Указ. соч. С. 69-70.

[7] Коняев Н. Указ. соч. С. 20.

[8] Церковные ведомости (Прибавления). 1918. № 1. С. 24.

[9] Там же. № 5. С. 204.

[10] Мещерский Н.А. На старости я сызнова живу: прошедшее проходит предо мною…Л., 1982. Рукопись. С. 73; Бовкало А., Галкин А. Указ. соч. С. 70-71.

[12] Петроградский церковный вестник. 1918. 6 сентября.

[13] Платонов Н.В. Православная Церковь в 1917-1935 гг. // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. Т. 5. Л., 1961. С. 228; Плаксин Р.Ю. Крах церковной контрреволюции 1917-1923 гг. М., 1968. С. 71.

[14] Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб), ф. 1000, оп. 79, д. 24, л. 16-17.

[15] Подробнее см.: Два эпизода борьбы с церковью в Петрограде / Публ. М.В. Шкаровского // Звенья. Исторический альманах. Вып. 2. М.-СПб., 1992. С. 560-563.

[16] Красиков П. Религиозная хитрость (письмо в редакцию) // Революция и церковь. 1919. № 1. С. 23-25.

[17] ЦГА СПб, ф. 1000, оп. 79, д. 24, л. 14-15.

[18] Там же, оп. 5, д. 115, л. 232-233, ф. 33, оп. 1, д.65, л. 13-14.

[19] Санкт-Петербургский мартиролог. СПб., 2002. С. 6.

[20] Новые документы В.И. Ленина (1920-1922 гг.) // Известия ЦК КПСС. 1990. № 4. С. 191, 193.

[21] Архив Президента Российской Федерации, ф. 3, оп. 60, д. 63, л. 29.

[22] Красная газета. 1922. 23 февраля.

[23] Коняев Н. Указ. соч. С. 19.

[24] Польский М. Новые мученики российские. Т. 1. Джорданвилл, 1949. С. 27.

[25] РГИА, ф. 831,оп. 1, д. 299, л. 1-2.

[26] ЦГА СПб, ф. 1000,оп. 6, д. 266, л. 51.

[28] РГИА, ф. 831, оп. 1, д. 299, л. 3-6.

[29] ЦГА СПб, ф. 1000, оп. 81, д. 6, л. 1.

[31] Архив Президента Российской Федерации, ф. 3, оп. 60, д. 63, л. 11.

[32] Новые документы В.И. Ленина. С. 195.

[33] Красная газета. 1922. 25 марта.

[34] Там же, 14 апреля.

[36] Петроградская правда. 1922. 22 апреля.

[37] Два эпизода борьбы с церковью в Петрограде. С. 568.

[38] Коняев Н. Указ. соч. С. 126.

[39] ЦГА СПб, ф. 1000, оп. 6, д. 60, л. 167; Красная газета. 1922. 13 мая; Петроградская правда. 1922. 14 мая.

[40] Петроградская правда. 1922.13 мая.

[41] Архив Президента Российской Федерации, ф. 3, оп. 60, д. 63, л. 76-77.

[42] Русская Православная Церковь. 988 – 1988. Вып. 2. Очерки истории 1917-1988 гг. М., 1988. С. 24.

[43] Валентинов А.А. Указ. соч. С. 210.

[44] Петроградская правда. 1922. 30 мая.

[45] Там же; Красная газета. 1922. 31 мая.

[46] Валентинов А.А. Указ. соч. С. 211-212.

[47] ЦГА СПб, ф. 1000, оп. 6, д. 108, л. 68.

[48] Степанова И. Житие Петроградского митрополита // Вечерний Ленинград. 1990. 11 августа.

[49] Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви 1917-1945. Париж, 1977. С. 295.

[50] Красная газета. 1922. 9 июня.

[51] ЦГА СПб, ф. 1000, оп. 6, д. 41, л. 135-135об.

Читайте также: