Граждане как субъекты политических отношений в россии

Обновлено: 02.07.2024

Субъекты политических отношений являются участниками указанных отношений. Выше мы уже отметили, что основным участником политических отношений, а также звеном политической системы выступает государство.

Среди субъектов политических отношений, кроме того, необходимо выделить:

• некоторые неполитические общественные организации (культурные, спортивные и пр.);

Основная задача политических партий и движений — овладение и осуществление государственной власти. Кроме того, субъектами политической системы являются неполитические организации, оказывающие влияние на политические процессы (профсоюзы, творческие союзы, культурные и спортивные организации и пр.). Особое место в политической системе занимают средства массовой информации, религиозные организации, которые напрямую не участвуют в политической борьбе, но формируют общественное мнение и проводят соответствующую идеологию. Органы местного самоуправления, являясь элементом гражданского общества, также участвуют в формировании политических интересов.

Особое место в политической системе занимает личность. Некоторые ученые именно личность рассматривают как центральный элемент политической системы, тогда как государство для них является основным элементом (М.Н. Марченко).

В свою очередь, деятельность политических партий регулируется Федеральным законом от 11 июля 2001 г.

В ст. 3 указанного Закона содержится следующее легальное определение политической партии.

Политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления.

Запрещается создание и деятельность партий, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных и военизированных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

В мировой практике выработались следующие признаки политической партии:

• выражение определенной идеологии;

• относительно высокая степень организации;

• осуществление завоевания власти;

• стремление обеспечить поддержку избирателей.

Политические партии выполняют следующие функции:

• борьба за власть;

• разработка и реализация политического курса;

• набор участников политического процесса из общества;

Государство осуществляет контроль за деятельностью политических партий путем регулирования их статуса, регистрации; определения рамок их участия в избирательном процессе, приостановления деятельности или ликвидации на основании требований закона; проверки финансовой деятельности. Тем самым государство занимается внешним регулированием деятельности, тогда как внутреннее регулирование деятельности партий происходит на основании соответствующих учредительных документов.

Политические партии, в свою очередь, воздействуют на политику государственной власти путем:

• воздействия на формирование выборных органов власти;

• участия в избирательных кампаниях;

• влияния на формирование политического курса через предвыборные дискуссии;

• обнародования и обсуждения программы партии;

• подготовки на государственные посты своих лидеров,

• формирования общественного мнения и давления на него;

• влияния на правотворческий и правоприменительный процесс.

Политические движения — это менее формализованные общественные образования: фронты, союзы, соборы и пр.

В отличие от партии, в большинстве случаев здесь отсутствует жесткая централизованная организация, нет фиксированного членства, есть только общая система политических целей. Политические движения могут не иметь формальных региональных отделений, от их имени выступают руководящие органы.

Группы давления (лобби) — группы и организации, представляющие в государственных, правительственных органах интересы определенных групп (промышленных, финансовых, религиозных и т.д.).

Лоббистские группы возникают в результате появляющегося и нарастающего господства в деятельности некоторых организаций частных интересов, которые постепенно приходят в противоречие с интересами социальной целостности.

Что касается неполитических общественных организаций (культурных, спортивных и пр.), то они лишь косвенно могут участвовать в политическом процессе, продвигая своих представителей во властные структуры. В научной литературе вопрос об участии неполитических организаций в политическом процессе считается дискуссионным. Это объясняется тем, что полноправным субъектом политических отношений может быть только та организация, которая выдвигает какие-либо политические цели и задачи.


Оглавление

  • 1. Понятие и предмет конституционного права
  • 2. Источники конституционного права
  • 3. Конституция РФ как источник конституционного права
  • 4. Соотношение конституционного и других отраслей права
  • 5. Принципы конституционного права
  • 6. Субъекты конституционного права
  • 7. Нормы конституционного права
  • 8. Конституционные правоотношения
  • 9. История конституционного права
  • 10. Принцип разделения властей
  • 11. Принцип народовластия
  • 12. Содержание и правовое закрепление российского федерализма
  • 13. Принцип приоритета прав и свобод человека

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конституционное право. Ответы на экзаменационные билеты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

6. Субъекты конституционного права

Субъект права — это лицо или группа лиц, способные вступать в общественные отношения определенного вида, наделенные совокупностью прав и обязанностей.

Субъектами конституционного права являются физические лица и организации. Физические лица — это граждане, иностранцы, лица без гражданства, находящиеся на территории РФ.

К организациям относятся государство, государственные органы, общественные образования, хозяйственные объединения (юридические лица).

Перечень субъектов конституционного права весьма широк, поскольку конституционное право охватывает очень большую группу отношений, где задействованы самые различные субъекты. Это отношения по формированию органов государственной власти, защите основных прав и свобод человека и гражданина, разграничению полномочий РФ и субъектов РФ и многие другие.

Классифицировать субъекты конституционного права можно по следующим основаниям:

1) государственные и негосударственные образования;

2) индивидуальные и коллективные субъекты.

К государственным (публичным) субъектам относятся Российская Федерация — ее субъекты, органы государственной власти РФ.

К негосударственным субъектам относятся общественные объединения, политические партии, религиозные группы и т. д.

К субъектам конституционного права относятся:

1) Российская Федерация (Россия) — суверенное государство, проводящее в пределах своей территории, а также в отношении своих граждан определенную политику. Россия обладает собственной правовой системой, определенной компетенцией в отношении населения РФ, субъектов РФ, монополией на издание законов и т. д.;

2) субъекты РФ, которые являются относительно автономными государственно-территорриальными или территориальными образованиями;

3) Президент РФ является главой государства и обладает широкими управленческими функциями. Глава государства выступает как официальный представитель народа, это определяет его место в системе государственной власти;

4) Правительство РФ осуществляет в РФ исполнительную власть и состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров;

5) Государственная Дума Федерального Собрания РФ состоит из 450 депутатов, избирается сроком на четыре года и является законодательным органом РФ;

6) Совет Федерации состоит из представителей субъектов Российской Федерации, избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей;

7) депутаты Государственной Думы РФ;

8) члены Совета Федерации РФ;

9) суды в РФ представлены судами самого различного уровня и наделены различной компетенцией, общим является то, что их функцией является отправление правосудия;

10) органы местного самоуправления и муниципальные образования в РФ самостоятельны в осуществлении своих функций;

11) народ РФ является носителем государственного суверенитета РФ, единственным источником власти, осуществляет свою власть непосредственно или через государственные органы;

12) общественные объединения являются негосударственными образованиями, в РФ гарантируется свобода объединений. Общественные объединения неподотчетны государственным органам и независимы от государства;

13) граждане РФ являются полноценными участниками конституционных правоотношений, приоритет прав и свобод граждан гарантирован Конституцией РФ;

14) лица без гражданства по общему правилу в правах лица без гражданства, лица с двойным гражданством и иностранцы приравниваются в своих правах к гражданам (национальный режим), за исключением политических прав;

15) лица с двойным гражданством;

16) беженцы пользуются наряду с вынужденными переселенцами защитой РФ;

17) вынужденные переселенцы;

18) иностранцы;

19) лица, которым предоставлено политическое убежище, пользуются особой защитой РФ.

Население большинства прогрессивных стран имеет возможность влиять на принятие законов и выбор представителей органов власти. Способы участия граждан в политической жизни государства закреплены в Конституции РФ. От принятых решений зависит благополучие людей. По этой причине всякий человек должен не только знать свои права, но и активно их реализовывать.

Участие граждан в политической жизни

Характерные черты деятельности

Участие граждан в политической жизни страны — это осознанное влияние конкретного человека на принятие и реализацию важных общественных решений или формирование органов государственной власти. Такая деятельность всегда осуществляется на добровольной основе и является главным признаком демократической системы. Степень вовлечённости населения в политическую жизнь страны зависит от множества факторов, среди которых:

Вовлечённость населения в политическую жизнь страны

  • установленный политический режим;
  • наличие соответствующих традиций;
  • уровень развития общества;
  • текущая политическая обстановка в стране;
  • личные качества гражданина (темперамент, социальное положение, религия, возраст).

По степени политической вовлечённости всех граждан условно делят на активных, пассивных и отчуждённых. Кроме этого, в обществознании есть такое понятие, как абсентеизм. Это абсолютное уклонение индивида от участия в политической жизни страны. С точки зрения демократии это явление принято считать отрицательным.

Пассивное отношение граждан к выборам и обсуждению законопроектов тормозит развитие политической системы, лишая её гибкости.

Основные формы участия

В обществознании выделяют два вида воздействия населения на жизнь государства. Первый тип опосредованного влияния осуществляется через выбранных представителей. Второй тип называется непосредственным и включает в себя основные формы политического участия граждан. Какова бы ни была степень вовлечённости населения в общественную жизнь в государстве, эти способы участия обязаны использовать все демократические страны.

Выборы и референдумы

Выборы — самая массовая форма участия в политической жизни. Так называют процесс избрания депутатов, президента или иных должностных лиц на ограниченный период. Выборы обеспечивают сменяемость и обновление власти. В период предвыборной кампании кандидаты демонстрируют свои политические программы. Любой человек может изучить основные положения и осуществить выбор в соответствии с собственными интересами. Участие в выборах производится на основании принципов избирательного права:

Выборы — самая массовая форма участия в политической жизни

  1. Голосование осуществляется тайно.
  2. Право на голос имеют все лица, достигшие 18 лет.
  3. В рамках одного мероприятия гражданин может отдать только 1 голос.
  4. Осуществлять голосование можно только лично.

Принципы избирательного права не распространяются на недееспособных лиц и граждан, находящихся в тюремном заключении на основании приговора суда. Мероприятие может проводиться на федеральном, региональном или местном уровне.

Референдум — всенародное голосование, организованное для обсуждения проектов закона или других важных вопросов. К примеру, такое мероприятие проводилось в 1993 г. для принятия российской Конституции и в 2014 г. для присоединения Крыма.

Как и выборы, референдум проводится посредством тайного голосования. Но принятое решение имеет наивысшую юридическую силу, то есть не подлежит обжалованию. На референдуме нельзя обсуждать вопросы:

  • изменения статуса субъекта РФ;
  • досрочного прекращения полномочий президента, парламента;
  • продления сроков полномочий главы государства и правительства;
  • переноса сроков выборов;
  • принятия ЧС.

Отменить референдум можно только в случае объявления военного положения или ЧС. Голосовать по одному и тому же вопросу чаще одного раза в 2 года запрещается. При этом срок отсчитывается с момента опубликования решения, принятого на предыдущем референдуме.

Жалобы и публичные выступления

Гражданин участвует в политике, когда подаёт официальные обращения в органы власти в виде жалобы, заявления или предложения. Несмотря на отсутствие строгих правил оформления документов, сроки рассмотрения обращений и предоставления ответа регламентированы законом. За нарушение предусмотренных правил должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности. Обращения граждан отличаются по цели и содержанию:

Подача заявления

  1. Жалоба — требование о восстановлении нарушенного гражданского права и привлечения к ответственности должностного лица.
  2. Заявление — просьба о реализации какого-либо права в установленном законом порядке.
  3. Предложение — инициатива, в которой гражданин может кратко высказать идеи по совершенствованию деятельности органов власти или перечислить способы решения наиболее важных общественных проблем.

Ещё одно право граждан, закреплённое в 31-й статье Конституции, заключается в возможности принимать участие в публичных мероприятиях. К ним относятся митинги, шествия, демонстрации, пикеты, забастовки. Публичные собрания проводятся для привлечения внимания к злободневным темам.

В России принята уведомительная схема проведения публичных мероприятий. Это значит, что организаторы собраний обязаны предупредить местные органы власти о предстоящем митинге, шествии, демонстрации. Граждане могут собираться только в мирных целях и без оружия. Правопорядок обеспечивается полицией. В случае нарушения предусмотренного плана или массовых беспорядков правоохранители могут применять специальные средства защиты.

Государственная служба и политическая карьера

Государственная служба

Люди, занимающие должности в органах власти, имеют больше возможностей влиять на политическую деятельность в стране, поэтому все граждане в РФ имеют равный доступ к государственной службе. Чтобы стать должностным лицом, необходимо иметь соответствующие профессиональные навыки. Кроме того, кандидат должен пройти установленный законом порядок назначения на должность.

Отправление правосудия можно осуществлять в качестве присяжного заседателя. Граждане имеют право сами участвовать в общественных объединениях (союзах, ассоциациях и политических партиях). В этом случае появляется возможность создания собственной программы развития государства. Основные формы участия личности в политической жизни представлены в таблице.

Опосредованная форма (представительная) Непосредственная форма (прямая)
Официальные обращения граждан в виде жалоб, заявлений и предложений. Действие должностных лиц и политических лидеров Участие в выборах, референдуме, публичных мероприятиях. Организация ассоциаций, объединений, партий и участие в их деятельности

Для выражения мнения по поводу общественных вопросов человеку нужно владеть всей информацией, поэтому политика должна быть гласной. Это означает, что политические партии должны проводить презентацию своих проектов в СМИ, а органы государственной власти обязаны составлять доклады об осуществлённой деятельности. Ключевую роль в развитии демократических институтов играет свобода слова, мысли и массовой информации, запрет цензуры.

Материал может быть использован учениками старших классов для составления эссе и реферата, а также учителями для оформления конспекта и технологической карты урока.

Субъекты политических отношений являются участниками указанных отношений. Выше мы уже отметили, что основным участником политических отношений, а также звеном политической системы выступает государство.

Среди субъектов политических отношений, кроме того, необходимо выделить:

• некоторые неполитические общественные организации (культурные, спортивные и пр.);

Основная задача политических партий и движений — овладение и осуществление государственной власти. Кроме того, субъектами политической системы являются неполитические организации, оказывающие влияние на политические процессы (профсоюзы, творческие союзы, культурные и спортивные организации и пр.). Особое место в политической системе занимают средства массовой информации, религиозные организации, которые напрямую не участвуют в политической борьбе, но формируют общественное мнение и проводят соответствующую идеологию. Органы местного самоуправления, являясь элементом гражданского общества, также участвуют в формировании политических интересов.

Особое место в политической системе занимает личность. Некоторые ученые именно личность рассматривают как центральный элемент политической системы, тогда как государство для них является основным элементом (М.Н. Марченко).

В свою очередь, деятельность политических партий регулируется Федеральным законом от 11 июля 2001 г.

В ст. 3 указанного Закона содержится следующее легальное определение политической партии.

Политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления.

Запрещается создание и деятельность партий, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных и военизированных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

В мировой практике выработались следующие признаки политической партии:

• выражение определенной идеологии;

• относительно высокая степень организации;

• осуществление завоевания власти;

• стремление обеспечить поддержку избирателей.

Политические партии выполняют следующие функции:

• борьба за власть;

• разработка и реализация политического курса;

• набор участников политического процесса из общества;

Государство осуществляет контроль за деятельностью политических партий путем регулирования их статуса, регистрации; определения рамок их участия в избирательном процессе, приостановления деятельности или ликвидации на основании требований закона; проверки финансовой деятельности. Тем самым государство занимается внешним регулированием деятельности, тогда как внутреннее регулирование деятельности партий происходит на основании соответствующих учредительных документов.

Политические партии, в свою очередь, воздействуют на политику государственной власти путем:

• воздействия на формирование выборных органов власти;

• участия в избирательных кампаниях;

• влияния на формирование политического курса через предвыборные дискуссии;

• обнародования и обсуждения программы партии;

• подготовки на государственные посты своих лидеров,

• формирования общественного мнения и давления на него;

• влияния на правотворческий и правоприменительный процесс.

Политические движения — это менее формализованные общественные образования: фронты, союзы, соборы и пр.

В отличие от партии, в большинстве случаев здесь отсутствует жесткая централизованная организация, нет фиксированного членства, есть только общая система политических целей. Политические движения могут не иметь формальных региональных отделений, от их имени выступают руководящие органы.

Группы давления (лобби) — группы и организации, представляющие в государственных, правительственных органах интересы определенных групп (промышленных, финансовых, религиозных и т.д.).

Лоббистские группы возникают в результате появляющегося и нарастающего господства в деятельности некоторых организаций частных интересов, которые постепенно приходят в противоречие с интересами социальной целостности.

Что касается неполитических общественных организаций (культурных, спортивных и пр.), то они лишь косвенно могут участвовать в политическом процессе, продвигая своих представителей во властные структуры. В научной литературе вопрос об участии неполитических организаций в политическом процессе считается дискуссионным. Это объясняется тем, что полноправным субъектом политических отношений может быть только та организация, которая выдвигает какие-либо политические цели и задачи.

Автор статьи рассматривает вопросы возможного участия граждан в процессе управления делами государства, прямых выборов чиновников разного уровня гражданами, взаимодействия государства и гражданина, участия гражданина в политике, понятие гражданского общества, как целостного механизма состоящего из индивидов, занятых трудом и находящихся в уравновешенном положении свободы по отношению друг к другу. Главным регулятором и активным участником взаимодействия в общественной жизни выступает государство, представляющее интересы граждан. Гражданин – это индивид, обладающий системой прав, обязанностей и ответственности во взаимодействии с государством. Гражданин, обладающий конституционными правами, может и должен принимать непосредственное участие в вопросах, касающихся определения собственной судьбы.


1. Давтян, Д.В., Гражданский контроль в практике местного самоуправления. Экспертная оценка. // Государственная власть и местное самоуправление. – 2014. – № 7. – С. 23–27.

4. Окатов, А.В. Проблема единства общества сквозь призму социологической концепции Л. Гумпловича // Гражданское общество в России и за рубежом. – № 1. – С. 13–16.

6. Широбоков, С.А. Правовая мотивация взаимодействия граждан и государства в Российской Федерации // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – № 1. 2012. – С 53–58.

Государство, от имени которого принимаются властные решения, касающиеся всех членов общества и обязательные для выполнения каждым, представляет интересы граждан. Однако граждане не должны занимать позицию стороннего наблюдателя в этом процессе.

С одной стороны, гражданин - это статус, определяющий принадлежность личности к государству, а также их взаимодействие. С другой стороны, гражданин - это индивид, обладающий системой прав, обязанностей и ответственности во взаимодействии с государством. Отсюда следует, что гражданин, обладающий конституционными правами, может и должен отстаивать их, особенно в случае нарушения, а также принимать непосредственное участие в вопросах, касающихся определения собственной судьбы.

В Российской Федерации конституционно устанавливаются право участия в управлении делами государства непосредственно или через своих представителей, право избирать и быть избранным, равный доступ к государственной службе и т.д. Мы сделаем акцент именно на возможности индивида самостоятельно определять пути приложения своих способностей и на реализации их в процессе управления делами государства, а также достижении им своих интересов.

К сожалению, в Российской Федерации практически отсутствует целевая реальная государственная правовая политика, ориентированная на заинтересованность в вовлечении граждан в процесс управления делами государства. [1] К механизмам, направленным на приобщение людей к процессу управления, можно отнести:

  • привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики;
  • выдвижение и поддержку гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений;
  • осуществления общественного контроля за деятельностьюорганов государственной власти;
  • проведение общественной экспертизы проектов федеральных законов ипроектов законов субъектов Российской Федерации;
  • оказание информационной, методической ииной поддержки;
  • привлечение граждан, общественных объединений ипредставителей средств массовой информации кобсуждению различных вопросов ивыработки поданным вопросам рекомендаций.

Несмотря на внушительный перечень возможных инициатив и способов участия граждан в политической деятельности, большинство из них не действуют на практике.

С развитием демократических тенденций в обществе проблема участия гражданина выходит в политике на первый план. Каждый индивид является потенциальным политическим субъектом, но не все становятся таковым в действительности.

Чтобы стать субъектом политики, человек должен приобрести политические знания и опыт, выработать собственную позицию и определить свое деятельное отношение к миру политики. В то же время, принципиально важны юридические основы и гарантии свободной политической деятельности.

Общность политически заинтересованных и принимающих активное участие в политическом процессе индивидов представляет собой настоящее гражданское общество.

Разумеется, речь не идет о том, чтобы свести значительно обогатившееся и расширившееся содержание гражданского общества только к гегелевской модели. Появились новые права и свободы, открытость, право на информацию, т.е. на доступ к ней и её распространение, и т.п. Необходимо отметить также и новые обязанности, например, по отношению к интеллектуальной собственности. Однако гегелевская модель как одна из первых, тщательно разработанных, также должна быть сохранена в современной концепции гражданского общества, по крайне мере в своей правовой форме - правосудие, право собственности, четкие функции полиции, свобода личности и ее разумная правовая регламентация [2] .

Американский просветитель Т. Пейн дал следующее определение: гражданское общество - это благо, а государство - неизбежное зло. Чем совершеннее гражданское общество, тем более оно саморегулируется и тем менее нуждается в регулировании со стороны государства, оно должно лишь обеспечивать взаимодействие различных частей общества. По мнению Пейна, объединение интересов позволяет достичь гармонии и порядка в обществе.

Например, прямые выборы высших должностных лиц субъектов Российской Федерации являлись непосредственным участием граждан в управлении делами государства. Однако их отмена способствовала деполитизации населения, устранению влияния граждан на политическую ситуацию в субъектах и, как следствие, к их полной отчуждённости от политики.

Назначение и отрешение от должности чиновников разного уровня гражданами могло бы стать решением проблемы эффективности обратной связи. Таким образом, отстранение должностного лица в связи с выражением недоверия населением можно назвать способом влияния на власть граждан.

Как бы то ни было, отмена первого и невозможность в связи с этим второго заставляет искать другую возможную альтернативу участия граждан в управлении делами государства. Например, это может быть совместная работа с некоммерческими общественными организациями по созданию программ и улучшению существующих проектов, направленных на решение социально важных вопросов.

[1] Широбоков С.А. Правовая мотивация взаимодействия граждан и государства в Российской Федерации // Вестник Пермского университета. Юридические науки. № 1. 2012. С 55.

[2] Венгеров А.Б. Теория государства и права. 3-е изд. М. : Юриспруденция, 2000.

[3] Окатов А. В. Проблема единства общества сквозь призму социологической концепции Л. Гумпловича. // Гражданское общество в России и за рубежом. № 1. С. 13 - 16.

[5] Давтян Д. В., Гражданский контроль в практике местного самоуправления. Экспертная оценка. // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 7. С. 23-27.

Читайте также: