Государство возникло как объединение людей на добровольной основе в результате соглашения между

Обновлено: 02.05.2024

Государство - это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.

Естественное состояние человека – жизнь человека до образования государства в соответствии с законами природы.

Производственные отношения - особый вид общественных отношений, возникающих между людьми в процессе создания материальных благ.

Общественно-экономическая формация - определенный исторический тип общества, особый социальный организм, который живет и развивается по законам господствующих в обществе производственных отношений.

Государственный суверенитет - это свойство государственной власти, которая может принимать политические решения без давления каких-либо социальных групп.

Сущность государства - то, что является главным, к чему оно стремится.

Функции государства - основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Ключевые слова: государство; род; деспотия; общественно-экономическая формация; публичная власть; суверенитет.

Основная литература по теме урока:

На уроке мы узнаем, что такое государство, основные признаки государства.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний ЕГЭ, касающихся вопросов государства, функций и признаков.

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока

1. Публичная власть – власть, распространенная на все население страны, для осуществления которой существует особый чиновничий аппарат, органы принуждения.

2. Территория – это участок суши и вод, а также воздушное пространство над ними, имеющие четко обозначенные границы, в пределах которых распространяется действие государственной власти или суверенитет государства.

3. Население – это совокупность людей, проживающих на определённой территории и связанных между собой и с государством правовой и территориальной принадлежностью.

4. Суверенитет – верховенство, единство и независимость власти как внутри государства, так и за её пределами.

Верховенство проявляется в том, что только органы данного государства принимают окончательные решения по всем вопросам, имеющим общий характер.

Единство власти проявляется в том, что все органы государства в своей совокупности образуют государственный аппарат, базирующийся на единых принципах, осуществляющий единые функции и действующий в едином направлении.

Независимость означает, что никто, никакой иной орган не может оказывать влияние на принимаемые органами власти данного государства решения.

В юридической литературе выделяются такие виды суверенитета, как народный, национальный и государственный.

Народный суверенитет – это неотчуждаемое право народа самостоятельно определять свою историческую судьбу, быть единственным носителем и выразителем верховной власти.

Национальный суверенитет – верховное право нации на самоопределение, т.е. право определять форму национально-государственной организации либо в рамках всего государства, либо в пределах субъекта федерации, либо в пределах автономных образований.

Государственный суверенитет – это неотчуждаемое право государства самостоятельно решать вопросы внутренней и внешней политики, соблюдая общепризнанные принципы и нормы международного права.

5. Налоги, сборы, займы.

Налоги – общеобязательные платежи, взимаемые государством в целях аккумулирования средств для последующего финансового обеспечения выполнения государством своих основных функций.

Государственные займы – это собираемые на добровольной основе финансовые средства, получаемые путем продажи государственных облигаций и других ценных бумаг

6. Наряду с перечисленными признаками отдельные ученые выделяют еще нормотворчество. Это признак состоит в том, что государство устанавливает общеобязательные правила поведения.

7. Выделяется также такой признак, как государственная символика – герб, гимн, флаг.

Рассматривая различные исторические факты о зарождении государства, ученые различных эпох пытались формулировать свои теории.

1. Теологическая теория. Основные положения этой теории содержаться в религиозных источниках – Библии, Коране, Ведах. Данная теория обосновывала подчиненное положение светской власти духовной, государство должно было отстаивать интересы Церкви.

3. Ирригационная теория. Наиболее ярким представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является современный немецкий ученый Э. Виттфогель. Он связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяет, учитывает, подчиняет.

4. Договорная теория. Данная теория получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII - XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др. По их мнению, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в "естественном", первобытном состоянии. Государство - это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно - ответственность за их невыполнение.

5. Теория насилия была обоснована в XIX в. в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др. Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах - насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

6. Классовая теория. Разработку этой теории связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Смысл любого государства сводится к тому, чтобы осуществлять власть в обществе. Власть - это реальная возможность проводить в жизнь свою волю, подчинять своей воле волю других субъектов. Коротко говоря, сущность государства - это есть организация власти в обществе. Однако охарактеризовать сущность государства только через категорию власти будет недостаточным. Эта власть дополняется другими важнейшими характеристиками: с уверенностью, которая определяет качественную специфику государственной власти, и политическим режимом, который отражает средства и методы осуществления этой власти. Только совокупность этих характеристик позволяет полностью раскрыть сущность государства.

Сущность государства конкретизируется в его функциях.

Функции государства – основные направления его деятельности по решению стоящих перед ним задач, без которых государство не может обойтись.

Каждая функция представляет устойчивую деятельность государства в той или иной сфере — экономической, политической, социальной или духовной.

Виды функций государства

Функции государства можно классифицировать по различным основаниям.

Внутренние функции нацелены на решение задач общества.

В зависимости от сферы реализации внутренние функции делятся на:

экономическую (выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме),

Социальную (призвана обеспечить свободное развитие личности и социальную защищенность всех членов общества),

Политическую (состоит в поддержании государством политической стабильности и безопасности; обеспечении участия населения в политической жизни общества посредством организации выборов, референдумов, плебисцитов; регулировании деятельности партий, общественных объединений; охране правопорядка, прав, свобод и законных интересов граждан),

культурно-воспитательную (государство гарантирует свободу творческой, научной, деятельности членов общества, поощряет развитие искусства, сохраняет культурные ценности и обеспечивает к ним доступ),

экологическую (как предупредительные меры по ограждению окружающей среды от отрицательного влияния деятельности людей, так и меры юридической ответственности за нарушение требований охраны природы).

Внешние функции связаны с деятельностью государства на международной арене. К ним относятся: сотрудничество, оборона, поддержание мирового порядка, решение глобальных проблем.

Если в качестве критерия разграничения функций использовать характер действий государства, то можно выделить регулятивную и охранительную функцию. Регулятивная функция состоит в наделении соответствующих участников общественных отношений правами, свободами, обязанностями, предоставлении им льгот за социально желательные действия. Охранительная функция связана с защитой прав и свобод личности, общества и государства.

На сегодняшний день существует несколько теорий происхождения государства.

Теория происхождения государства Основная идея
патриархальная государство подобно семье, поэтому государственная власть есть продолжение власти отца
теологическая любая власть и любое государство имеют божественное происхождение
договорная государство возникло как объединение людей на добровольной основе в результате соглашения между правителем и подданными
теория завоевания государство возникает как результат завоевания одной части общества другой
классовая государство образуется как результат социального неравенства для того, чтобы обеспечить политическое господство одного класса над другими

Государство– форма организации политической власти, осуществляющей управление обществом и обладающей суверенитетом.

Суверенитет самостоятельность, независимость.

Признаки государства:

1. Единство территории.

2. Публичная власть (власть, распространенная на все население страны).

а) внутренний – верховенство государственной власти внутри страны,

б) внешний – независимость государства на международной арене.

4. Законодательная деятельность.

5. Налоговые сборы.

6. Государственная символика – герб, гимн, флаг.

Можно ли сказать, что Z это государство? Докажи.

3. Функции государства:

Осуществляя свое социальное назначение, государство выполняет определенные внутренние и внешние функции.

К основным внутренним функциям современных государств относят: поддержание и охрану общественного порядка, выработку стратегических целей развития общества, учет и согласование интересов различных социальных групп, поддержку незащищенных слоев населения, регулирование экономических процессов, установление правовых норм и контроль за их выполнением, создание условий для удовлетворения материальных и духовных запросов людей, поддержку и развитие таких социально значимых сфер, как образование, наука, здравоохранение и др.

Внешние функции государства включают развитие взаимовыгодного сотрудничества в различных сферах с другими странами, а также обеспечение обороноспособности страны.

Формы правления:

Монархия

Республика

Монархия –форма правления, при которой верховная государственная власть передаётся по наследству.

Виды монархий:

Абсолютная монархия – форма правления, при которой вся государственная власть принадлежит монарху и не ограничена каким-либо представительным органом (Саудовская Аравия, Бруней).

Ограниченная монархия – форма правления, при которой власть монарха ограничена властью какого-либо представительного органа.

К ограниченным монархиям относятся дуалистическая и конституционная монархии.

Дуалистическая монархия характеризуется тем, что верховная государственная власть разделена между парламентом и монархом, которому принадлежит исполнительная власть. Монарх имеет право налагать вето на закон, принятый парламентом, распускать парламент по своему усмотрению, издавать акты по юридической силе равные законам парламента (Марокко, Непал).

Конституционная монархия характеризуется тем, что власть монарха на основе конституции ограничивается законодательной властью парламента (Великобритания, Испания, Швеция, Япония).

Республика – это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Виды республик:

Президентская республика характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Президент формирует правительство. И парламент, и президент избираются непосредственно населением. Наличие у президента права вето на законы, принимаемые парламентом (США, ПМР).

Парламентарная республика характеризуется тем, что президент является главой государства с представительскими функциями и формальными полномочиями. Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром. Премьер-министр назначается президентом из числа правящей партии, имеющей большинство голосов в парламенте. Парламент избирает президента, формирует правительство и осуществляет контроль за его деятельностью (Германия, Молдова).

Смешанная республика характеризуется сочетанием различных элементов. В ней как институты государственной власти одновременно присутствуют и президент с реальными полномочиями, и правительство, и парламент. Властные функции в различных пропорциях разделены между ними (Российская Федерация).

Формы государственно-территориального устройства:

1) унитарное государство – государство, административные части которого (края, провинции) не обладают суверенитетом (ПМР).

2) федеративное государство –государство, административные части которого обладают суверенитетом в той или иной мере (РФ).

3) конфедерация –союз суверенных государств, заключённый для достижения общих целей (Европейский союз).

Политические режимы:

Тоталитарный

Авторитарный

Демократический

Подробно политические режимы будут рассмотрены на следующем уроке при изучении §3.

5. Гражданство –устойчивая политико-правовая связь человека с государством, предполагающая определённые права, обязанности и ответственность.

Права и обязанности гражданина закреплены в основном законе страны – конституции.

Апатрид– человек без гражданства.

Бипатрид – человек с двойным гражданством.

Домашнее задание: читать §2 и конспект в тетради, выучить термины и их определение.

Тест для самоконтроля:

1) абсолютная монархия
2) ограниченная монархия
3) парламентская республика
4) президентская республика

2. Устойчивая политико-правовая связь человека с государством:

1) партийность
2) национальность
3) гражданство
4) суверенитет

3. Верно ли, что:

а) одной из причин возникновения государства является возникновение неравенства;
б) го­сударство вырабатывает и контролирует выполнение мо­ральных правил?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

4. Верно ли, что:

а) административные части федерации не обладают суверенитетом;
б) в федерации, наряду с об­щими законами, действуют и местные?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

5. Что является признаком государства?

1) единство территории
2) налоговые сборы
3) искусство
4) религиозные верования
5) нравственность
6) законодательная деятельность

Политический режим– совокупность средств и методов осуществления политической власти.

Политические режимы разделяют на демократические и антидемократические (тоталитаризм и авторитаризм).

1. Признаки тоталитарного режима:

1. Полный контроль государства над всеми сферами жизни общества.

2. Политическое господство группы лиц, возглавляемых лидером, культ личности вождя.

3. Законодательная, исполнительная, судебная системы контролируются из одного центра.

4. Отсутствие разделения властей.

5. Политические права и свободы граждан отсутствуют.

6. Законы защищают лишь интересы государства.

7. Право на существование имеет лишь одна политическая партия (правящая), любая политическая оппозиция отсутствует.

8. Жёсткая цензура СМИ, отсутствие плюрализма мнений.

9. Разветвлённая карательная система, наличие репрессивного аппарата.

10. Существует лишь официальная монопольная идеология.

11. Церковь под жестким контролем государства.

12. Отсутствие гражданского общества.

2. Признаки авторитарного режима:

1. Отчуждение народа от власти. Монополия власти одной группы или партии.

2. Велика роль традиций.

3. Полномочия парламента, если он есть, ограничены.

4. Политические права и свободы граждан ограничены.

5. Закон защищает, прежде всего, государство.

6. Возможно существование нескольких партий, но они не играют решающей роли. Деятельность оппозиции ограничена.

7. Существует цензура СМИ. Слабая политическая информированность народа.

8. Полиция, армия, спецслужбы не только обеспечивают правопорядок, но и выполняют функцию карательных органов.

9. Существует официальная идеология, другие течения могут существовать в случае лояльности к политическому режиму.

10. Церковь под контролем государства.

11. Гражданское общество может существовать и не зависеть от государства, но оказывать серьёзное воздействие на государство не может.

12. Высокая степень централизации в управлении жизнью общества.

3. Признаки демократического режима:

1. Народ – источник власти.

2. Разделение власти на законодательную, исполнительную, судебную.

3. Правовое государство.

4. Соблюдение и защита основных прав и свобод граждан.

5. Органы государственной власти формируются вследствие демократических выборов.

6. Политический плюрализм.

7. Конкурентная многопартийная система.

8. Существование легальной оппозиции.

9. Средства массовой информации свободны от цензуры.

10. Деятельность армии, полиции, спецслужб регулируется и ограничивается законом. Поддержание правопорядка является функцией полиции и суда.

11. Отсутствие какой-либо официальной идеологии.

12. Отделение церкви от государства.

13. Наличие гражданского общества.

Таким образом, демократия – это единственный режим, который обеспечивает не только влияние государства на общество, но и воздействие народа на власть.

Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как.

Согласно договорной теории государство возникло в результате заключения общественного договора. Люди договорились между собой объединиться в государственный союз, создать власть и подчиняться ей. Необходимость объединения людей диктовалась появлением общественного неравенства, породившего несправедливость и конфликты, а также целями выживания в условиях природной стихии и окружения враждебными племенами.

Представители договорной теории возникновения государства считали, что договор об образовании государства заключался между каждым членом общества и государством. По договору люди передают часть своих прав государству, которое обязуется охранять их собственность и безопасность. Таким образом, не божественная Воля, а сами люди, их сознательная деятельность стали причиной образования государства.

Сторонники этой теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние общества. Оно по-разному трактовалось различными учеными. Так, Гоббс считал, что это было состояние "войны всех против всех". Руссо, напротив, исходил из того, что люди в этом состоянии обладали естественными, прирожденными правами и свободами, что это был "золотой век" человечества. Но после появления частной собственности возникло социальное неравенство. По Руссо, суверенитет в государстве принадлежит народу в целом, а правители выступают лишь уполномоченными народа и обязаны отчитываться перед ним. Правители могут быть сменены по воле народа, в том числе и путем восстания. В России представителем договорной теории был революционный демократ А.Н. Радищев (1749 – 1802), который утверждал, что государственная власть принадлежит народу, передана им монарху и должна находиться под контролем народа. Люди же, входя в государство, лишь ограничивают, а вовсе не теряют свою естественную свободу. Отсюда он и выводил право народа на восстание и революционное ниспровержение монарха, если тот допускает злоупотребление властью и произвол.

Общественный договор, создающий государство, понимался как согласие между изолированными до того индивидами на объединение, на образование государства, превращая неорганизованное множество людей в единый народ. Но это не договор-сделка с будущим носителем власти, а договор, имеющий конститутивный (устанавливающий) характер, создающий гражданское общество и государственное образование – политическую организацию – государство.

В договорной теории в связи в этим различали первичный договор объединения и вторичный договор подчинения, договор народа с князем или иными государственными органами.

Следует подчеркнуть, что при этом общественный договор мыслился не как исторический факт подписания всеми какого-либо конкретного документа, который лег в основу появления государства, а как состояние общества, когда люди добровольно объединились в его государственно-организованную форму, как принцип, обосновывающий правомерность государственной власти.

Договорная теория использовалась в разных целях. Руссо, Радищев обосновывали начала народовластия, народного суверенитета, поскольку первично власть принадлежала объединившемуся в государство народу и могла им быть отобрана от недобросовестного, некомпетентного правителя, у которого таким образом, была лишь производная от народа власть. Гоббс, наоборот, доказывал, что коль скоро власть добровольно передана правителю, например, князю, то он – князь – отныне обладает неограниченными полномочиями. Локк обосновывал конституционную монархию, т.к. общественный договор, по его мнению, представлял собой определенный компромисс между народом и правителем, определенное ограничение свободы и народа, и монарха.

Сторонники договорной теории разработали и естественно-правовую концепцию прав и свобод человека и гражданина, которая будет подробно рассмотрена в следующей главе.

Как следует оценивать всю сумму теоретических представлений о договорной природе государства исходя из современных научных знаний?

Безусловно, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, т.к. порывала с религиозными представлениями о происхождении государства и государственной власти. Она уловила и некоторые реалии в возникновении отдельных государственных образований. Например, переход от первобытного общества, где власть принадлежала всем общинникам, их собранию, избранному ими совету, военачальнику, вождю – к государству, где власть принадлежала уже государственным органам, царю, особому слою людей, выделившемуся для управления народом.

Отражала эта теория и договорную практику многих феодальных городов, заключавших договор с князем о его материальном обеспечении в обмен на управление городом, на защиту города.

Имела эта теория и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного монарха, вплоть до революционного восстания.

В то же время договорная теория грешит крупными недостатками, в том числе вневременным, абстрактным представлением о первобытном обществе, его состоянии. По мнению Гоббса, это первобытное состояние представляло собой войну всех против всех, а, по мнению Локка, Руссо – золотой век всеобщего мира и благоденствия, свободы и равенства. Ныне наука располагает данными об ограниченности и схематичности, умозрительности, как тех, так и других представлений.

В договорной теории основная фигура – это абстрактный, изолированный человек, который вступает в соглашение и образует государство. Но такого изолированного человека как субъекта исторического процесса создания государства никогда не существовало. Человек выступал в различных социальных объединениях: общинах, кланах, больших семьях, классах, в обществе, которые и были реальными субъектами этого процесса.

Однако позитивное содержание договорной теории происхождения государства было столь значительным, как подчеркивалось выше, что оно и сейчас используется во многих демократических, либеральных движениях, хотя, разумеется, и в новых, современных формах.

Теория насилия по вопросу о происхождении государства.

Эта теория, собственно, состоит из двух теорий.

А. Теория внешнего насилия.

Её авторами считаются Каутский, Гумплович (австр. XIX в.).

Каутский и его сторонники указывают, что в своём развитии государство проходит следующие фазы:

1) покорение одного народа другим;

2) возникновение каст (классов);

3) постепенное смягчение их неравенства;

4) замена военного господства господством права;

5) возникновение государства, где все люди имеют права и обязанности;

6) соединение людей в однородный народ;

7) рождении и развитие чувства патриотизма и образование нации.

Оценка теории. Теория внешнего насилия основана на многих исторических фактах. Правда и то, что завоевание одного народа другим всегда отражалось на всех сторонах жизни, вновь возникающего общества. Комплектование государственного аппарата практически всего производилось из завоевателей.

Во-первых, она далеко не универсальна. Так государства в Египте и Китае появились помимо военного вмешательства естественным путём. Во-вторых, в тех регионах, где факты завоевания имели место, они всё же имели вторичный характер по отношению к процессу создания государства (завоевание римлян германцами, нашествие Золотой Орды на Древнерусское государство).

Остаётся открытым вопрос и о природе закабаления: захватнические ли войны ведут к закабалению или уже сложившиеся экономические условия и социальные расслоения (признак перехода к государству) людей порождают войны.

Интересен и другой момент. Если предположить, что государство возникло в результате подавления сопротивления, то приходится предполагать, что оно существовало вечно и возникло одновременно с человеческим сознанием.

Таким образом, фактор завоевания в образовании государств не имеет первопричинного характера.

Читайте также: