Государство осуществляет экономическую политику в каких типах экономических систем

Обновлено: 30.06.2024

Экономическая политика — это проводимая государством ключевая линия экономических мер для достижения определенных целей и решения социально-экономических проблем. Это переход из одного экономического состояния в другое, происходящий по разработанной правительством программе.

Ее объектом и областью исследований выступает экономическая система в рамках территориальной границы.

Цели:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • поддержание экономического роста;
  • обеспечение занятости;
  • стабилизация уровня цен;
  • борьба с инфляцией;
  • обеспечение свободного рынка;
  • справедливое распределение доходов;
  • предоставление социальных гарантий;
  • сбалансированный внешнеторговый баланс.

Функции государства в сфере экономики:

  • стабилизация экономики;
  • защита собственности;
  • регулирование денежного обращения;
  • перераспределение доходов;
  • внешнеэкономические отношения;
  • производство общественных благ;
  • компенсация внешних эффектов.

Субъекты:

  • государство;
  • негосударственные союзы и объединения.

Государство представляет собой главный субъект экономической политики. Законодательные органы оформляют экономические направления в виде указов и законов, затем их реализует исполнительная власть в лице правительства.

Негосударственные союзы могут осуществлять отдельные управленческие задачи. Пример: региональные управления по страхованию в Германии.

Как результат глобализации среди субъектов возникают также институты надгосударственного характера, функционирующие на основе международных соглашений (Европейский союз).

Экономическая политика включает в себя тактику и стратегию.

Тактика — совокупность приемов и способов ведения экономической деятельности для реализации задач стратегии.

Стратегия — система решений и направлений деятельности, осуществление которых путем расходования ресурсов способствует достижению конкретных целей.

Экономическая политика напрямую зависит от проводимой правительством внутренней и внешней политики, идеологии и военной тактики. Она отражает политические предпочтения правительства и одновременно создает финансовые предпосылки для осуществления национальной политики внутри страны.

Существует несколько классификаций экономической политики.

По направлению деятельности:

  • структурная;
  • институциональная;
  • инвестиционная;
  • денежно-кредитная;
  • социально-экономическая;
  • внешнеэкономическая;
  • налоговая;
  • научно-техническая;
  • бюджетно-финансовая.

По сферам действия:

  • аграрная;
  • промышленная;
  • региональная;
  • энергетическая.

По времени существования:

Особенности сочетания видов экономической политики

Остановимся на некоторых направлениях более подробно.

Фискальная объединяет бюджетную, налоговую и политику расходов и доходов. Включает в себя меры государства по управлению финансовыми ресурсами и их использование в социально-экономических целях. Действует в отношении мобилизации и привлечения денежных средств, их распределения.

Ее основная задача заключается в поиске источников и методов формирования государственных денежных фондов для реализации публичных целей. Путем такой политики государство регулирует экономические процессы, поддерживает устойчивость финансовой системы, денежное обращение, финансирует государственный сектор.

Ее основные инструменты:

  • налоги;
  • гос.расходы;
  • трансферты.

Монетарная или денежно-кредитная политика

Регулирует денежную массу и обращение денег в стране путем непосредственного воздействия или через мероприятия центрального банка.

Ее цель — стабилизация экономической системы, повышение эффективности работы хозяйственной подсистемы, борьба с кризисами, обеспечение занятости населения и темпов роста.

Основные задачи:

  • поддержание стабильного уровня цен;
  • регулирование покупательной способности населения;
  • поддержание курса национальной валюты на внешнем и международном рынках;
  • обеспечение устойчивого денежного обращения;
  • регулирование массы денег в обороте.

Ее средства:

  • денежная масса и доступность денег;
  • учетная ставка ЦБ;
  • ставка рефинансирования;
  • политика ЦБ (операции с ценными бумагами на открытом рынке и резервирование).

Структурно-инвестиционная

Влияет на отраслевую и региональную структуру производства, оказывает воздействие на пропорции и соотношения между производством разных групп отраслевого продукта.

Ее проявлением служат научно-техническая политика, использование инноваций, а также промышленная, аграрная поддержка отраслей. Цель: использовать все достижения науки и техники для максимального удовлетворения потребностей населения, внедрение прогрессивных методов в производство, обеспечение экономической независимости.

Социальная

Направлена на социальную защиту и поддержку населения, поддержание достойного уровня жизни, защиту окружающей среды.

Включает:

  • регулирование доходов и оплаты труда;
  • обеспечение занятости;
  • демографическая политика;
  • миграционный курс.

Региональная

Направлена на рациональное размещение производственных возможностей и сбалансированное развитие разных регионов внутри страны.

Включает отношения между федерацией и субъектами, помощь ослабленным регионам.

Институциональная

Ориентирована на ликвидацию устаревших финансовых институтов и внедрение новых.

Внешнеэкономическая

Охватывает отношения с другими странами, внешнюю торговлю, культурное взаимодействие, привлечение иностранного капитала, внешние займы.

Включает в себя следующие методы проведения:

  • таможенные тарифы;
  • пошлины;
  • экспортно-импортные ограничения;
  • курс валюты;
  • валютный контроль.

Инструменты института

Экономическая политика использует инструменты в виде формальной документации в письменном виде, содержащие обязательства, при помощи которых правительство добивается выполнения намеченных задач.

Экономическая политика — это проводимая государством ключевая линия экономических мер для достижения определенных целей и решения социально-экономических проблем. Это переход из одного экономического состояния в другое, происходящий по разработанной правительством программе.

Ее объектом и областью исследований выступает экономическая система в рамках территориальной границы.

Цели:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • поддержание экономического роста;
  • обеспечение занятости;
  • стабилизация уровня цен;
  • борьба с инфляцией;
  • обеспечение свободного рынка;
  • справедливое распределение доходов;
  • предоставление социальных гарантий;
  • сбалансированный внешнеторговый баланс.

Функции государства в сфере экономики:

  • стабилизация экономики;
  • защита собственности;
  • регулирование денежного обращения;
  • перераспределение доходов;
  • внешнеэкономические отношения;
  • производство общественных благ;
  • компенсация внешних эффектов.

Субъекты:

  • государство;
  • негосударственные союзы и объединения.

Государство представляет собой главный субъект экономической политики. Законодательные органы оформляют экономические направления в виде указов и законов, затем их реализует исполнительная власть в лице правительства.

Негосударственные союзы могут осуществлять отдельные управленческие задачи. Пример: региональные управления по страхованию в Германии.

Как результат глобализации среди субъектов возникают также институты надгосударственного характера, функционирующие на основе международных соглашений (Европейский союз).

Экономическая политика включает в себя тактику и стратегию.

Тактика — совокупность приемов и способов ведения экономической деятельности для реализации задач стратегии.

Стратегия — система решений и направлений деятельности, осуществление которых путем расходования ресурсов способствует достижению конкретных целей.

Экономическая политика напрямую зависит от проводимой правительством внутренней и внешней политики, идеологии и военной тактики. Она отражает политические предпочтения правительства и одновременно создает финансовые предпосылки для осуществления национальной политики внутри страны.

Существует несколько классификаций экономической политики.

По направлению деятельности:

  • структурная;
  • институциональная;
  • инвестиционная;
  • денежно-кредитная;
  • социально-экономическая;
  • внешнеэкономическая;
  • налоговая;
  • научно-техническая;
  • бюджетно-финансовая.

По сферам действия:

  • аграрная;
  • промышленная;
  • региональная;
  • энергетическая.

По времени существования:

Особенности сочетания видов экономической политики

Остановимся на некоторых направлениях более подробно.

Фискальная объединяет бюджетную, налоговую и политику расходов и доходов. Включает в себя меры государства по управлению финансовыми ресурсами и их использование в социально-экономических целях. Действует в отношении мобилизации и привлечения денежных средств, их распределения.

Ее основная задача заключается в поиске источников и методов формирования государственных денежных фондов для реализации публичных целей. Путем такой политики государство регулирует экономические процессы, поддерживает устойчивость финансовой системы, денежное обращение, финансирует государственный сектор.

Ее основные инструменты:

  • налоги;
  • гос.расходы;
  • трансферты.

Монетарная или денежно-кредитная политика

Регулирует денежную массу и обращение денег в стране путем непосредственного воздействия или через мероприятия центрального банка.

Ее цель — стабилизация экономической системы, повышение эффективности работы хозяйственной подсистемы, борьба с кризисами, обеспечение занятости населения и темпов роста.

Основные задачи:

  • поддержание стабильного уровня цен;
  • регулирование покупательной способности населения;
  • поддержание курса национальной валюты на внешнем и международном рынках;
  • обеспечение устойчивого денежного обращения;
  • регулирование массы денег в обороте.

Ее средства:

  • денежная масса и доступность денег;
  • учетная ставка ЦБ;
  • ставка рефинансирования;
  • политика ЦБ (операции с ценными бумагами на открытом рынке и резервирование).

Структурно-инвестиционная

Влияет на отраслевую и региональную структуру производства, оказывает воздействие на пропорции и соотношения между производством разных групп отраслевого продукта.

Ее проявлением служат научно-техническая политика, использование инноваций, а также промышленная, аграрная поддержка отраслей. Цель: использовать все достижения науки и техники для максимального удовлетворения потребностей населения, внедрение прогрессивных методов в производство, обеспечение экономической независимости.

Социальная

Направлена на социальную защиту и поддержку населения, поддержание достойного уровня жизни, защиту окружающей среды.

Включает:

  • регулирование доходов и оплаты труда;
  • обеспечение занятости;
  • демографическая политика;
  • миграционный курс.

Региональная

Направлена на рациональное размещение производственных возможностей и сбалансированное развитие разных регионов внутри страны.

Включает отношения между федерацией и субъектами, помощь ослабленным регионам.

Институциональная

Ориентирована на ликвидацию устаревших финансовых институтов и внедрение новых.

Внешнеэкономическая

Охватывает отношения с другими странами, внешнюю торговлю, культурное взаимодействие, привлечение иностранного капитала, внешние займы.

Включает в себя следующие методы проведения:

  • таможенные тарифы;
  • пошлины;
  • экспортно-импортные ограничения;
  • курс валюты;
  • валютный контроль.

Инструменты института

Экономическая политика использует инструменты в виде формальной документации в письменном виде, содержащие обязательства, при помощи которых правительство добивается выполнения намеченных задач.

На протяжении всей человеческой истории люди искали наиболее эффективный способ осуществления хозяйственной деятельности. С развитием общественных отношений и технологий экономические системы усложнялись, постепенно от традиционной экономики человечество перешло к рыночной, командной и смешанной.

Экономическая система – это форма организации хозяйственной жизни общества. В зависимости от того, как организован труд людей и какие формы собственности преобладают, выделяют четыре экономических системы:

  1. Традиционная;
  2. Рыночная;
  3. Командная;
  4. Смешанная.


Типы экономических систем

Традиционная экономика – наиболее древняя из всех. При такой форме хозяйствования землей и капиталом люди владеют сообща, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с традициями.

Обычаи и опыт предков в целом играют очень большую роль в традиционной экономике. Например, племя, которое выращивает ячмень, делает это не потому, что ячмень — лучший из возможных злаков, а потому, что именно его выращивали предки. Вопросы о том, насколько выгодно выращивание ячменя, пока не стоят перед людьми. Разумеется, традиции со временем меняются, но происходит это крайне медленно.

Собственность в традиционной экономике чаще всего коллективная, то есть не каждый человек, в все племя совместно владеют пашней, охотничьими угодьями, пастбищами и водными ресурсами. Однако со временем люди поняли, что ресурсы используются более эффективно, если принадлежат кому-то одному (или малой группе, семье). Так сформировалась частная собственность – один из важнейших институтов современности.

Примерно в то же время, когда появилась частная собственность, происходило становление специализации труда. В традиционной экономике каждая семья полностью обеспечивала себя всем необходимым для жизни (едой, посудой одеждой), но со временем появились ремесленники, которые занимались лишь одним видом работы и обменивали результаты своих трудов. Так, человек, который лучше всех в общине лепил горшки, за свои изделия получал одежду и продукты, а владелец наиболее плодородного участка земли менял пшеницу на ткани и посуду. Так появился простой обмен – бартер, который впоследствии трансформировался в торговлю.

Со временем элементы традиционной экономики отступили на задний план в большинстве стран мира, их место заняла рыночная система. Для ее существования необходимы три условия:

1) Частная собственность – это признание обществом права отдельной личности владеть, пользоваться и распоряжаться частью ограниченных ресурсов. Изначально частную собственность необходимо было защищать с оружием в руках, но с усложнением государственного строя защиту права частной собственности стал обеспечивать закон.

2) Экономическая свобода предполагает, что каждый собственник вправе решать, как ему распоряжаться своим имуществом, использовать его наиболее эффективно. При этом благосостояние владельца ресурсов (будь то земля, капитал или собственный труд) зависит от того, насколько выгодно он сумел использовать/продать то, что имеет.

3) Конкуренция – это экономическое соперничество за право получить большую долю какого-либо ограниченного ресурса. Подробнее о конкуренции и рынке будет сказано в следующих статьях, а сейчас обозначим, что конкуренция побуждает производителей искать наиболее эффективные способы производства, и в этом ее главное преимущество.

Однако у конкуренции есть и недостатки: например, она порождает высокую разницу в доходах, и именно неравенство побудило людей создать новую, более справедливую экономическую систему.

Командная экономика предлагает способ организации экономики, при котором капитал и земля находятся в государственной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется центральными органами управления.

Самый яркий пример – командная экономика Советского Союза, в которой на вопросы что и как производить, кому и по какой цене продавать, сколько платить рабочим и как использовать доходы предприятий, отвечало государство (в системе рыночной экономики на все эти вопросы отвечает предприниматель/частный собственник, владелец экономических ресурсов).

Практика показала, что многие общенациональные и региональные проблемы наиболее продуктивно может решить именно государство. Например, оно эффективнее, чем рыночная система, справится с содержанием армии, борьбой с эпидемиями, способно смягчить экономическое неравенство, которое неизбежно порождается конкуренцией. При этом государство не в состоянии обеспечить всех тех преимуществ, которые дает конкуренция.

Сама по себе идея планирования в экономике может быть полезной, но в чистом виде ее осуществить невозможно, именно поэтому большая часть современных экономических систем – смешанные, то есть в разной степени имеют черты и рыночной, и командной экономики.

Читайте также: