Государство и административно территориальные единицы как субъекты гражданского права рб

Обновлено: 27.06.2024

Участниками общественных отношений, регулируемых гражданским правом, наряду с физическими и юридическими лицами выступает государство, то есть Республика Беларусь и административно-территориальные единицы.

Это особые субъекты права, поскольку от их имени приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права, обязанности и несут ответственность соответственно государственные органы и органы местного управления и самоуправления, обладающие властными полномочиями, создающие правовые нормы, регулирующие различные сферы общественных отношений, в том числе отношения гражданского оборота и участников гражданских правоотношений.

Сущность правоспособности Республики Беларусь и административно-территориальных единиц определяется тем, что они участвуют в гражданском обороте в публичных интересах, интересах народа и сами определяют содержание и объем принадлежащей им правоспособности.

| 8.2. Участие Республики Беларусь

и административно-территориальных единиц в гражданских правоотношениях

Республика Беларусь и административно-территориальные единицы наряду с физическими и юридическими лицами являются участниками гражданских правоотношений.

От имени Республики Беларусь и административно-территориальных единиц выступают государственные органы, действующие в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, либо специально уполномоченные лица (Положение о представителях государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 мая 2008 г. № 694).

  • правоотношений собственности;
  • обязательственных правоотношений (осуществляют кредитование и финансирование, эмиссию государственных ценных бумаг, заключают сделки по распоряжению объектами государственной собственности);
  • наследственного права;

Республика Беларусь и административно-территориальные единицы несут самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом (за исключением того имущества, которое может находиться только в государственной собственности).

Административно-территориальные единицы не отвечают по обязательствам Республики Беларусь, а Республика Беларусь не отвечает по обязательствам административно-территориальных единиц, за исключением случаев, когда Республика Беларусь или административно-территориальные единицы приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам в отношении друг друга.

По общему правилу Республика Беларусь и административно-территориальные единицы не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц. Однако возлагается субсидиарная ответственность:

  • по обязательствам республиканского унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенного предприятия), при недостаточности его имущества (ст. 115 ГК);

  • по обязательствам государственных учреждений при недостатке находящихся в их распоряжении денежных средств (ст. 120 ГК);
  • по обязательствам республиканского или коммунального унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в случаях экономической несостоятельности (банкротства), если экономическая несостоятельность (банкротство) этих предприятий вызвана исполнением обязательных для этих юридических лиц указаний учредителей или собственников (ст. 52 ГК).

Признание государства субъектом ответственности предусмотрено ст. 15 ГК. Согласно данной статье убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, органов местного управления и самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления, подлежат возмещению Республикой Беларусь или соответствующей административно-территориальной единицей в порядке, предусмотренном законодательством, за счет казны Республики Беларусь или казны административно-территориальной единицы (см.

Вред, причиненный гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, предусмотренными ст. 939 ГК, возмещается независимо от вины должностных лиц в полном объеме за счет казны Республики Беларусь или казны административно-территориальной единицы (вина судьи за вред, причиненный при осуществлении правосудия, должна быть установлена приговором суда, вступившим в силу).

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Гражданская правоспособность Республики Беларусь и административно-территориальных единиц. Формы участия Республики Беларусь и административно- территориальных единиц в гражданских правоотношениях.

Гражданская правоспособность Республики Беларусь и административно-территориальных единиц

Государство участвует в гражданском обороте как совокупность субъектов разных уровней – это Республика Беларусь и административно-территориальные единицы. Они независимы друг от друга и выступают как самостоятельные участники гражданско-правовых отношений, несущие самостоятельную ответственность по своим обязательствам.

Гражданские правоотношения с участием Республики Беларусь и административно-территориальных единиц характеризуются тесным сочетанием частноправовых и публично-правовых начал. Данные субъекты являются представителями публичной власти, они обладают властными полномочиями, имеют право издавать нормативные правовые акты, применять меры государственного принуждения к нарушителям. Однако вступают они с другими субъектами гражданского права в частноправовые гражданские правоотношения. Поэтому государство является особым субъектам, имеет особый правовой режим участия в гражданских правоотношениях.

Пункт 1 ст.124 Гражданского кодекса признает Республику Беларусь и административно-территориальные единицы в качестве самостоятельных субъектов гражданского права, однако свои отношения с другими субъектами они должны строить на принципах равенства.

Правосубъектность государства не тождественна правосубъектности физических и юридических лиц. Так, ряд прав принадлежит только государству, например, выпуск государственных ценных бумаг. Особенностью правосубъектности государства является то, что приобретение им гражданских прав и исполнение гражданских обязанностей осуществляется в целях наиболее эффективного отправления публичных интересов.

Государство приобретает и осуществляет гражданские права, создает и исполняет обязанности через государственные органы.

По общему правилу, установленному п.2 ст.124 Гражданского кодекса, при участии Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в гражданских правоотношениях, на них распространяется правовой режим участия в таких отношениях юридических лиц, если иное не вытекает из законодательства или особенностей данных субъектов. Однако данное правило не является основанием для признания Республики Беларусь и административно-территориальных единиц юридическими лицами. Это самостоятельные субъекты гражданского права.

Формы участия Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в гражданских правоотношениях

От имени Республики Беларусь и административно- территориальных единиц по специальному поручению, и в случаях, порядке, предусмотренном законодательством могут выступать иные государственные органы, юридические лица и граждане, согласно п.3 ст.125 Гражданского кодекса. В подобных ситуациях выступление от имени государства должно предписываться соответствующим нормативным правовым актом.

2. Опосредованное участие государства во внутреннем гражданском обороте, осуществляется через создание государством юридических лиц в соответствующих организационно-правовых формах, предусмотренных Гражданским кодексом. Например, государственные унитарные предприятия, также учреждения, финансируемые государством.

4. Участие государства в наследственных правоотношениях. Так, Республика Беларусь и административно-территориальные единицы, как и другие субъекты гражданского права, могут быть наследниками по завещанию, согласно п.1 ст.1041 Гражданского кодекса. Наследство может быть признано выморочным и перейти в коммунальную собственность.

5. Участие государства в обязательственных правоотношениях. Оно, к примеру, может быть стороной в сделке, когда она совершается уполномоченным органом либо может выпускать ценные бумаги.

6. Участие государства в отношениях интеллектуальной собственности.

7. Государство может выступать и как субъект гражданско-правовой ответственности. Республика Беларусь и административно-территориальные единицы, согласно п.1 ст.126 Гражданского кодекса, самостоятельно отвечают по своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имуществом.

По общему правилу административно-территориальные единицы не отвечают по обязательствам друг друга и Республики Беларусь. В свою очередь Республика Беларусь не отвечает по обязательствам единиц. Кроме того, административно-территориальные единицы и Республика Беларусь не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами (например, на них может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам созданных ими учреждений (п.2 ст.120 Гражданского кодекса), казенных предприятий (п.5 ст.115 Гражданского кодекса)).

Ответственность государства прямо предусмотрена нормами. Так, ст.15 Гражданского кодекса содержит общие положения о возмещении убытков Республикой Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицей, причиненных государственными органами и органами местного управления и самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления.

Вопросы для самоконтроля:

В чем особенность государства как субъекта гражданских отношений?

Охарактеризуйте гражданскую правосубъектность Республики Беларусь и административно-территориальных единиц.

Перечислите формы участия государства в гражданских отношениях.

Содержание

Понятие, содержание и особенности гражданской правосубъектности государства.

Республика Беларусь как субъект права республиканской собст­венности. Органы, выступающие от имени Республики Беларусь при осуществлении ими правомочий собственника. Республика Беларусь как участник гражданско-правовых отношений во внутреннем обороте. Участие государства в качестве субъекта гражданско-правовых отно­шений во внешнеэкономических связях. Ответственность Республики Беларусь по своим гражданско-правовым обязательствам.

Административно-территориальные единицы как субъекты права коммунальной собственности. Участие административно-территориальных единиц в гражданско-правовых отношениях. Ответ­ственность административно-территориальных единиц по своим обя­зательствам.

Тема 7. Объекты гражданских правоотношений

Понятие и юридическая классификация объектов гражданских правоотношений.

Вещи как объекты гражданских прав. Их классификация. Вещи движимые и недвижимые. Оборотоспособность вещей. Вещи потреб­ляемые и непотребляемые, индивидуально-определенные родовые, делимые и неделимые, одушевленные и неодушевленные. Главная вещь и принадлежность. Плоды, продукция, доходы. Деньги.

Ценные бумаги. Виды ценных бумаг. Акции, облигации, векселя, сберегательные сертификаты, иные именные и ордерные ценные бумаги.

Понятие имущества. Имущественный комплекс (предприятие).

Имущественные права, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. Информация (служебная и коммер­ческая тайна). Работы и услуги. Нематериальные блага.

Тема 8. Личные неимущественные права и их защита

Понятие личных неимущественных благ (прав). Личные неиму­щественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Неотчуждаемые права и свободы человека.

Личные неимущественные блага (права), принадлежащие граж­данину от рождения или в силу акта законодательства.

Виды личных, неимущественных благ (прав) по их целевой на­правленности.

Неимущественные права юридических лиц.

Защита нематериальных благ (прав).

Право на защиту чести, достоинства и деловой репутации. Поня­тие чести, достоинства и деловой репутации. Сведения, порочащие их. Понятие распространения порочащих сведений.

Истцы и ответчики по спорам о защите чести, достоинства и де­ловой репутации. Способы восстановления чести, достоинства и де­ловой репутации. Возмещение морального вреда.

Защита иных личных неимущественных благ: жизни и здоровья, частной жизни, личной и семейной тайны, свободного передвижения, права на имя и т.д.

Тема 9. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений.

Понятие оснований возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений. Юридические факты, их классификация. События. Действия. Правоустанавливающие (правообразующие) правоизменяющие и правопрекращающие юридические факты.

Юридические составы и их виды.

Тема 10. Сделки.

Понятие сделки. Мотив, воля, волеизъявление в сделке. Значе­ние сделок в условиях рыночной экономики.

Виды сделок. Односторонние, двусторонние и многосторонние сделки (договоры), возмездные и безвозмездные, реальные и консенсуальные, срочные и бессрочные, фидуциарные.

Условия действительности сделок. Дееспособность участников сделки. Соблюдение формы сделки. Соответствие содержания сделки требованиям законодательства. Выражение подлинной формы сторон в сделке.

Недействительность сделки. Виды недействительных сделок. Ничтожные и оспоримые сделки. Сделки противозаконные по содер­жанию. Сделки, совершенные с нарушением установленной формы. Сделки, совершенные с нарушением условий о дееспособности их участников. Сделки, недействительные вследствие пороков воли уча­стников. Мнимые и притворные сделки.

Последствия признания сделок недействительными. Недействи­тельность части сделки.

Тема 11. Представительство. Доверенность.

Понятие и область применения представительства. Виды пред­ставительства. Полномочие. Коммерческое представительство.

Доверенность. Форма и срок действия доверенности. Передове­рие. Прекращение доверенности.

Последствия совершения юридических действий лицом, не уполномоченным или с превышением полномочия (представительство без полномочия).

Тема 12. Сроки в гражданском праве. Исковая давность.

Понятие и значение сроков в гражданском праве. Виды сроков. Сроки осуществления гражданских прав. Пресекательные сроки. Га­рантийные сроки. Претензионные сроки. Сроки исполнения гражданско-правовых обязательств. Сроки общие и частные.

Исчисление сроков. Начало течения и окончания срока. Порядок совершения действий в последний день срока.

Сроки защиты гражданских прав. Понятие, значение и виды сро­ков исковой давности. Начало течения сроков исковой давности. При­остановление и перерыв течения сроков исковой давности. Последст­вия истечения срока исковой давности.

Требования, на которые не распространяется действие исковой давности.

Тема 13. Осуществление и защита гражданских прав.

Понятие осуществления субъективного гражданского права и ис­полнения субъективной гражданской обязанности. Принципы и гаран­тии осуществления прав и исполнения обязанностей в гражданском праве. Способы осуществления гражданских прав и, исполнения обя­занностей.

Пределы осуществления гражданских прав. Злоупотребление правом и его последствия.

Понятие, содержание и способы защиты субъективного граждан­ского права. Органы государства, осуществляющие защиту граждан­ских прав.

Самозащита субъективных гражданских прав, ее содержание. Необходимая оборона как способ защиты гражданских прав. Крайняя необходимость в системе способов защиты гражданских прав.

Меры оперативного воздействия на нарушителя гражданских прав, их основные особенности и виды.

Меры государственного принуждения, применяемые для защиты гражданских прав. Понятие и виды мер правоохранительного характе­ра, применяемых к нарушителям гражданских прав органами государ­ства. Государственно-принудительные меры превентивного (преду­предительного) характера.

Тема 14. Общие положения о вещном праве

Понятие вещного права. Его признаки.

Виды вещных прав. Место вещного права в системе законода­тельства и курса гражданского права.

Тема 15. Право собственности. Общие положения

Собственность и право собственности. Понятие права собствен­ности. Право собственности в объективном смысле. Право собствен­ности как субъективное право.

Формы и субъекты права собственности. Содержание права собственности. Право владения, право пользования, право распоряже­ния. Другие правомочия "собственника. Обременения собственника.

Способы приобретения права собственности.

Момент возникновения права собственности у приобретателя имущества по договору. Риск случайной гибели или случайной порчи отчуждаемых вещей.

При выполнении определенного рода функций, РБ может выступать и в качестве субъекта гражданских правоотношений.

Осуществление государством прав и обязанностей одновременно подчеркивает наличие у него гражданской правосубъектности. Однако правоспособность государства отличается своей спецификой. Это связано с тем, что РБ сама определяет границы возможного установления прав и обязанностей. РБ, как субъект гражданских прав выступает редко (особенно в обязательственных правоотношениях), поскольку она передает принадлежащее ей на праве собственности имущество в хозяйственное ведение или оперативное управление различным государственным органам, которые в пределах, установленных законодательством, осуществляют свои права владения, пользования и распоряжения государственным имуществом. В собственности РБ находятся:

-имущество органов власти и управления РБ;

-имущество, приобретенное за счет бюджета РБ;

- имущество, безвозмездно переданное в собственность государства другими субъектами права собственности.

Государство создает соответствующие организации и закрепляет за ними государственную собственность, которая используется ими в интересах государства и в своих личных. РБ устанавливает правовой режим пользования имуществом и создает соответствующие регулирующие и контролирующие органы.

Она создает свою финансово кредитную и денежную систему, организует собственную налоговую службу. РБ, выступая в качестве субъекта права в гражданском обороте, действует как равноправный участник. При этом, участвуя в гражданских правоотношениях, она не обладает какими-либо преимуществами по сравнению с другими участниками. Будучи равноправной стороной гражданского оборота, государство само довольно редко участвует в гражданских правоотношениях.

Для этой цели государство образует соответствующие органы и через их посредство реализует свои права и обязанности. Некоторые из них, выделены правами юридического лица, и, следовательно, способны выступать в гражданском обороте не только от имени государства, но и от своего имени. Есть организации, которые не являются юридическими лицами, но наделяются государством правами выступать в гражданском обороте от имени РБ и защищать ее граждан, экономические интересы страны (посольства, торговые представительства).

Если сделка заключается государством в лице его представительных органов, государство несет такую же ответственность перед стороной, заключившей договор, как и все другие субъекты гражданского права.

Особые случаи возникновения права собственности у государства:

1. изъятие государством имущества у собственника при обращении на это имущество взыскания по обязательствам собственника.

2. конфискация – безвозмездное изъятие имущества.

3. реквизиция – возмездное изъятие имущества в случае стихийных бедствий, аварий, эпидемий и т.д.

4. вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, находящиеся в обнаруженном кладе.

5. бесхозяйно содержимые культурные ценности, перешедшие к государству путем выкупа. Государство принимает участие в обязательственных правоотношениях.

Сюда относятся имущественно-правовые отношения по государственному кредиту, займам, субсидиям, а также обязательства по возмещению вреда. Гос-во выступает стороной в гражданских правоотношениях и во вне страны. Как субъект правоотношения РБ участвует в гражданском обороте непосредственно через посольства, представительства, торговые предприятия или советников по экономическим вопросам. РБ несет полную ответственность за совершаемые от ее имени действия государственных организаций. Объектом взысканий по обязательствам РБ служат средства республиканской казны. Особые случаи возникновения собственности у административно-территориальных единиц:

* по истечении 3 лет со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять коммунальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права коммунальной собственности на эту вещь.

* если нашедший вещь откажется от приобретения найденной вещи в собственность, она поступает в коммунальную собственность.

* в случае отказа лица от приобретения в собственность содержащихся у него безнадзорных животных, они поступают в коммунальную собственность.




* если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо никто из наследников не имеет право наследовать, либо все они отказались от наследства, такое наследство переходит в собственность административно-территориальных единиц.

Гражданская правоспособность Республики Беларусь и административно-территориальных единиц

Государство участвует в гражданском обороте как совокупность субъектов разных уровней – это Республика Беларусь и административно-территориальные единицы. Они независимы друг от друга и выступают как самостоятельные участники гражданско-правовых отношений, несущие самостоятельную ответственность по своим обязательствам.

Гражданские правоотношения с участием Республики Беларусь и административно-территориальных единиц характеризуются тесным сочетанием частноправовых и публично-правовых начал. Данные субъекты являются представителями публичной власти, они обладают властными полномочиями, имеют право издавать нормативные правовые акты, применять меры государственного принуждения к нарушителям. Однако вступают они с другими субъектами гражданского права в частноправовые гражданские правоотношения. Поэтому государство является особым субъектам, имеет особый правовой режим участия в гражданских правоотношениях.

Пункт 1 ст.124 Гражданского кодекса признает Республику Беларусь и административно-территориальные единицы в качестве самостоятельных субъектов гражданского права, однако свои отношения с другими субъектами они должны строить на принципах равенства.

Правосубъектность государства не тождественна правосубъектности физических и юридических лиц. Так, ряд прав принадлежит только государству, например, выпуск государственных ценных бумаг. Особенностью правосубъектности государства является то, что приобретение им гражданских прав и исполнение гражданских обязанностей осуществляется в целях наиболее эффективного отправления публичных интересов.

Государство приобретает и осуществляет гражданские права, создает и исполняет обязанности через государственные органы.

По общему правилу, установленному п.2 ст.124 Гражданского кодекса, при участии Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в гражданских правоотношениях, на них распространяется правовой режим участия в таких отношениях юридических лиц, если иное не вытекает из законодательства или особенностей данных субъектов. Однако данное правило не является основанием для признания Республики Беларусь и административно-территориальных единиц юридическими лицами. Это самостоятельные субъекты гражданского права.

Формы участия Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в гражданских правоотношениях

От имени Республики Беларусь и административно- территориальных единиц по специальному поручению, и в случаях, порядке, предусмотренном законодательством могут выступать иные государственные органы, юридические лица и граждане, согласно п.3 ст.125 Гражданского кодекса. В подобных ситуациях выступление от имени государства должно предписываться соответствующим нормативным правовым актом.

2. Опосредованное участие государства во внутреннем гражданском обороте, осуществляется через создание государством юридических лиц в соответствующих организационно-правовых формах, предусмотренных Гражданским кодексом. Например, государственные унитарные предприятия, также учреждения, финансируемые государством.

4. Участие государства в наследственных правоотношениях. Так, Республика Беларусь и административно-территориальные единицы, как и другие субъекты гражданского права, могут быть наследниками по завещанию, согласно п.1 ст.1041 Гражданского кодекса. Наследство может быть признано выморочным и перейти в коммунальную собственность.

5. Участие государства в обязательственных правоотношениях. Оно, к примеру, может быть стороной в сделке, когда она совершается уполномоченным органом либо может выпускать ценные бумаги.

6. Участие государства в отношениях интеллектуальной собственности.

7. Государство может выступать и как субъект гражданско-правовой ответственности. Республика Беларусь и административно-территориальные единицы, согласно п.1 ст.126 Гражданского кодекса, самостоятельно отвечают по своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имуществом.

По общему правилу административно-территориальные единицы не отвечают по обязательствам друг друга и Республики Беларусь. В свою очередь Республика Беларусь не отвечает по обязательствам единиц. Кроме того, административно-территориальные единицы и Республика Беларусь не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами (например, на них может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам созданных ими учреждений (п.2 ст.120 Гражданского кодекса), казенных предприятий (п.5 ст.115 Гражданского кодекса)).

Ответственность государства прямо предусмотрена нормами. Так, ст.15 Гражданского кодекса содержит общие положения о возмещении убытков Республикой Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицей, причиненных государственными органами и органами местного управления и самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления.

Основы государственного устройства Беларуси закреплены в Конституции Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года.

Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство.

Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.

Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

Демократические основы белорусской государственности гарантируют разнообразие политических институтов, идеологий и взглядов.

В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

Беларусь - президентская республика.

Глава государства - Президент Республики Беларусь.

Взаимодействие властей

Основным принципом реализации государственной власти в Республике Беларусь является принцип разделения на законодательную, исполнительную и судебную власть. Суть этого принципа в том, чтобы власть не была сосредоточена в руках какого-то одного государственного органа, а была разделена между органами трех ветвей власти. Указанные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Ключевая роль в государственном механизме отводится Главе государства. Не входя ни в одну из ветвей власти, Президент Республики Беларусь наделяется необходимыми конституционными полномочиями, позволяющими ему обеспечивать взаимодействие органов государственной власти между собой и точное осуществление ими своих функций. Такая модель придает устойчивость и стабильность государственному механизму, препятствует возникновению противостояния между ветвями власти.

Взаимодействуя с законодательной властью, Президент имеет право законодательной инициативы, уполномочен на подписание или отклонение законов. Президент имеет право принимать специальные акты, имеющие силу закона, - декреты. Декреты, указы и распоряжения Президента обязательны на всей территории Беларуси.

Президент оказывает влияние на формирование и деятельность исполнительной власти. С согласия Палаты представителей он назначает на должность Премьер-министра. Президент определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь и отменять акты Правительства. Принимаемые Президентом решения обязательны для исполнения Правительством.

Президент участвует в формировании судебной ветви власти, назначая с согласия Совета Республики судей Верховного Суда. Президент назначает 6 судей Конституционного Суда, а также иных судей.

Наделение Главы государства соответствующими полномочиями одновременно означает и возложение на него обязанности, которая не может быть возложена ни на один другой орган, - выступать гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.

Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности.

Материалы Портала могут использоваться в средствах массовой информации, распространяться в сети Интернет без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации. Единственным условием является ссылка на первоисточник. Никакого предварительного согласия на использование материалов Портала со стороны пресс-службы Президента Республики Беларусь не требуется.

Отсутствует соединение.
Проверьте, пожалуйста, соединение. Если соединение к сети отсутствует, вы все равно можете перейти на страницы: Главная, Президент, Государство и Президент молодежи.

К сожалению, ваш браузер не поддерживается.
Если информация отображена некорректно, попробуйте скачать новую версию или запустите другой браузер.

Читайте также: