Государственный контроль как способ обеспечения законности в государственном управлении киберленинка

Обновлено: 16.05.2024

Понятие и организация контроля в государственном управлении, его виды, требования и методы осуществления.

Нестеров А.К. Контроль в государственном управлении // Энциклопедия Нестеровых

Методы контроля и исполнения в государственном управлении в современных условиях наполняются новым содержанием, все больше приобретая не столько императивный, сколько координационный характер. Новый взгляд на государственное управление вызывает к жизни необходимость поиска новых подходов к теоретико-правовому обеспечению методов контроля и исполнения в государственном управлении субъекта РФ.

Понятие и организация контроля в государственном управлении

Специфика управления и контроля в сфере государственной службы определяется целями, методикой анализа результативности, контрольной деятельностью, распределением ответственности и созданием условий, способствующих выполнению поставленных задач.

Контроль – это аналитическая функция управления, которая представляет собой осуществляемый субъектом управления комплекс мер наблюдения за подготовкой, принятием и ходом реализации управленческих решений, а также проверки фактического состояния государственной организации. Посредством контроля в сфере государственного управления достигается надежная обратная связь, которая позволяет выявлять результаты воздействия управляющего объекта на управляемый, допущенные отклонения от управленческих решений, а также принципов организации и регулирования. Выявляя отклонения и их причины, контроль позволяет определить пути достижения целей и исправления допущенных просчетов или нарушений в работе контролируемой организации.

Развитие науки и практики управления способствовало формированию в государственном управлении гибкой и надежной системы контроля, которая пронизывает все уровни власти.

Контроль в государственном управлении

Контроль в государственном управлении обеспечивает слаженную работу аппарата, повышение результативности и поиск оптимального развития как структуры, так и процесса с учетом динамики изменения экономических, политических и социальных условий в обществе.

Без постоянно действующего и эффективного контроля, продуманной системы организации проверок самый хороший закон, нормативный акт главы государства, другие государственные решения могут оказаться лишь благим пожеланием. На стадии реализации любого управленческого решения по-прежнему главным, решающим звеном остается все охватывающий и всеобъемлющий, конкретный и результативный контроль, где воедино слиты разные его формы: и проверка на месте, и широкая гласность ее итогов, и вдумчивый анализ представленных справок и информации, и строгий спрос с должностных лиц.

Контроль в государственном управлении означает проверку соблюдения законов, нормативных правовых актов, исполнения принятых решений, установления отклонений от целей и задач государственного управления и корректировку деятельности объекта управления.

Система контроля, являясь подсистемой государственного управления, во многом способствует устойчивости системы и ее развитию. Посредством контроля достигается надежная обратная связь, которая позволяет выявлять результаты воздействия управляющего объекта на управляемый, допущенные отклонения от управленческих решений, а также принципов организации и регулирования. Выявляя отклонения и их причины, контроль позволяет определить пути достижения целей и исправления допущенных просчетов или нарушений в работе объекта управления.

Место контроля в системе государственного управления

Специфика управления в сфере государственной службы заключается в целях, методике анализа результативности, контроле, распределению ответственности и созданию условий, способствующих выполнению поставленных задач. Функции управления в государственной службе основаны на их внутренней специфике и их реализация отличается от традиционных промышленных и коммерческих организаций.

  1. Планирование и прогноз. В рамках государственного и муниципального управления данные функции основаны на имеющихся целях, которые определены вышестоящими государственными органами. Фактические цели определяются населением страны, которое, совершая демократический выбор, через своих представителей определяет развитие всех сфер, касающихся граждан государства, начиная от социально-экономических направлений, заканчивая международными отношениями.
  2. Организация управления. Следует учитывать, что государственная служба, как базовый инструмент управления развитием государства, отличается более строгой и глубокой иерархией, каждому уровню из которой присущи конкретные управленческие процедуры. В связи с этим государственной службе присуща распределенная структура обязанностей, а организация управления не имеет мажоритарной исполнительной ветви. В результате, вне зависимости от степени либеральности или консервативности проводимой политики государственная служба имеет особый административно-бюрократический стиль управления, который аналогичен управлению в крупных промышленных компаниях.
  3. Мотивация. Факторы мотивации сотрудников преимущественно сосредоточены в сфере нематериального стимулирования, в меньшей степени включая инструменты денежного вознаграждения за работу.
  4. Контроль. Контролирующая функция и оценка результативности в государственной службе основываются на осуществлении вышестоящими структурными единицами и одновременно людьми как непосредственно, так и на основе данных из средств массовой информации, а также с помощью общественных организаций. В результате, функция контроля в государственной службе имеет более объемлющую природу, нежели в традиционных промышленных и коммерческих организациях.

Оценка результативности и контроль в государственном управлении имеют более объемлющую природу, нежели в традиционных промышленных и коммерческих организациях.

Следует отметить, что специфические черты контроля исполнения управленческих решений в государственном управлении, сосредоточены в рамках устанавливаемых требований и принципов, которые относятся непосредственно к реализации контроля в органах государственного и муниципального управления. В связи с этим можно говорить о преобладании в данной сфере четких инструкций, основанных на фундаментальных принципах, чем использовании дифференцированных подходов к отдельным аспектам, по отношению к которым реализуется контрольная функция.

В целом контроль в государственном управлении основывается на общих и частных принципах реализации контрольной функции исполнения распоряжений государственных и муниципальных органов, из которых следует конкретное, объективное и четкое требование, которым следует руководствоваться при осуществлении контроля в рамках государственной службы.

К общим принципам контроля в органах государственного и муниципального управления относится:

  • массовость контроля;
  • всесторонность контроля;
  • реальность контроля;
  • объективность контроля;
  • результативность контроля;
  • гласность контроля.

Рассматривая данные принципы, можно судить о том, что общие принципы контроля отражают социально-политические аспекты его непосредственного осуществления.

К частным методам контроля в органах государственного и муниципального управления относятся:

  • анализ документов, характеризующих объект контроля: планы работы, отчеты об исполнении этих планов, принятые решения т.п.;
  • непосредственное изучение объекта контроля на месте, посредством бесед с должностными лицами и служащими;
  • заслушивание отчетов должностных лиц на заседаниях коллегии органа управления;
  • периодическая аттестация служащих на соответствие занимаемым должностям.

Виды контроля в государственном управлении

С точки зрения времени осуществления в государственном управлении выделяется предварительный, текущий и заключительный контроль.

Виды контроля в государственном управлении

Предварительный, текущий и заключительный контроль в государственном управлении

Виды контроля в государственном управлении

Предварительный контроль осуществляется в период подготовки постановлений и распоряжений, а также в рамках применения методов контроля к утвержденным документам при их непосредственной постановке на контроль. В результате предварительного контроля в государственном управлении достигается актуальный характер всех реализуемых решений, которые неукоснительно реализуются уже непосредственно на стадии их первичной проработки и подготовки к конечной реализации.

Предварительный контроль может быть использован для оценки человеческих, материальных и финансовых ресурсов. В соответствии с его задачами предварительный контроль в государственном управлении призван дать ответ на следующие вопросы:

1. Достаточно ли знаний и навыков у сотрудников подразделений, которые будут исполнять распоряжение?

2. Достаточно ли материальных и финансовых ресурсов для выполнения распоряжения?

Предварительный контроль осуществляется всеми структурными подразделениями государственных органов, которые имеют отношение к реализации этих распорядительных документов на практике. В качестве промежуточного этапа проводится оценка информации об исполнении аналогичных и подобных управленческих решений в прошлых периодах, анализируются отклонения и предлагаются пути их нивелирования или предотвращения.

Текущий контроль в государственном управлении осуществляется в процессе реализации принятых управленческих решений. Текущий контроль направлен на предотвращение отклонений от намеченных задач по исполнению документа.

Текущий контроль чаще всего направлен на оценку степени выполнения сотрудниками органов государственного управления утвержденных документов. Прерогатива осуществления текущего контроля в связи с этим принадлежит начальнику этих сотрудников и контролирующим органам. За счет этого обеспечивается обратная связь субъекта государственного управления с объектом управления.

Заключительный контроль в государственном управлении направлен на анализ реализации планов и организационных мероприятий, оценку соответствия полученных результатов поставленным задачам. Учитываются изменения законов, социальных ценностей и другие переменные величины.

Фактически, заключительный контроль позволяет оценить степень выполнения поставленных целей. Программы, выглядевшие привлекательно на бумаге и успешно использовавшиеся в другом месте и в другое время, могут и не оправдать всех надежд, возлагающихся на нее руководством.

Контроль как главная функция государственного управления

Контроль как главная функция государственного управления

Контроль должен иметь стратегический характер, учитывать цели и задачи государственного органа, в интересах которого он осуществляется. Контроль в государственном управлении должен обеспечить действенность и результативность принимаемых государственным органом решений, объективной реализации намеченных планов и ориентации на практические результаты. Органы государственного управления должны фиксировать недочеты в решениях, ошибки в их реализации и негативные последствия от этого. При этом выявленные отклонения благодаря контролю должны быть исправлены до наступления того момента, когда они принесут существенный вред достижению целей, поставленных государственным органом. В тот момент, когда система государственного управления обеспечивает достижение поставленных целей и решение соответствующих им проективных задач, она приходит в состояние, когда можно приступать к формированию новых целей для дальнейшего развития. Это состояние соответствует эффективности существующей в государственном органе системы контроля.

Если рассматривать государственное управление, в основном, как попытку обеспечить функционирование страны в качестве открытой системы с эффективной обратной связью, т.е. как системы, обеспечивающей выходные характеристики на заданном уровне, несмотря на воздействие внешних и внутренних отклоняющих факторов, то понятно, что хорошее управление выходит далеко за рамки простого стремления обеспечить устойчивость системы и соответствующим образом реагировать на возникающие проблемы.

Следует отметить, что одной из объективных причин необходимости осуществления контроля в государственном управлении является фактор неопределенности, который связан с людьми, исполняющими распорядительные документы. Органы государственного управления обязаны иметь систему гибкого реагирования на текущие условия, их изменения и совершенствовать, адаптировать к ним деятельность управления. Благодаря активному процессу управления, эффективная работа в долгосрочном плане соответствует текущему уровню реализации управленческих решений в государственном и муниципальном управлении в зависимости от его уровня и общегосударственной иерархии.

Таким образом, можно сделать вывод, что контроль – одна из главных функций государственного управления. Характер исполнения решений зависит от того, как государственные структуры оперируют исполнением решений на основе данных систем контроля, сопровождающих данный процесс. В соответствии с этим, система контроля исполнения решений представляется неотъемлемой частью любой государственной структуры.

Требования к контролю в государственном управлении и методы его осуществления

К контролю исполнения предъявляется ряд требований, которые вытекают из общих и частных принципов контроля, игнорирование которых приводит к неэффективности контроля за исполнением решений. От этого также зависит учет государственными органами изменений в экономической, социальной, политической сфере, а также изменений иного характера, которые неизбежно сопутствуют реализации и исполнении любых решений.

В соответствии с этим можно объективно утверждать, что контроль представляет собой действенный механизм, который направлен на создание базовых условий для обеспечения законности и дисциплины государственного управления. В этой же связи должны приниматься адекватные и обоснованные решения для устранения противоречий, возникающих между разными органами государственного управления, что ведет к нарушениям дисциплины. При учете изменяющихся условий реализации поставленных задач контроль позволяет обеспечить соблюдение законности мер, реализуемых органами государственного управления. На основе контроля предпринимается поиск новых приемов реализации управленческих задач, которые стоят перед органами государственного управления. Кроме того, система контроля исполнения решений представляет собой и фактор стимулирования эффективной деятельности, так как систематический анализ информации о реализации поставленных задач является условием осуществления самоконтроля за работой, роста коллективной ответственности за исполнение решений и заинтересованность в успешном решении поставленных перед государственным органом задач.

Верхние звенья управления частично передают функции контроля: рутинный текущий контроль делегируется на низшие уровни управления, вспомогательные, в том числе аналитические функции, передаются на субконтрактной основе профессиональным контролерам, ключевые параметры переходят под контроль исполнителей, а стратегические аспекты контроля сохраняются за верхними звеньями.

Меняется содержание контроля и методы его осуществления. Так, в частности, от измерения затрат центр тяжести переносится на измерение результатов. Традиционные подходы в государственном управлении постоянно концентрируют внимание на том, сколько затрачено государственных средств, при этом измерение реального результата остается в тени. Новые подходы к системе государственного управления основное внимание переносят на контроль и мониторинг результатов, которые получены в процессе тех или иных действий государственной службы.

Развиваются новые информационные системы, позволяющие в определенных аспектах автоматизировать процесс государственного управления и контроля. Одновременно с развитием мощных информационных систем, использующих современные возможности вычислительной техники и телекоммуникационные технологии, меняется содержание информационных потоков, участвующих в процедуре контроля. В связи со смещением текущего контроля сверху вниз потоки информации становятся более прямыми и не затрагивают высших эшелонов управления. В то же время общей тенденцией контроля в органах государственного управления во всех передовых организациях становится уменьшение числа контролируемых показателей с одновременным увеличением числа измерений и повышением эффективности каждой процедуры контроля.

Контроль в государственном управлении в современной России испытывает немалые трудности. Проблемы контрольной деятельности в нашей стране многолики. Большинство из них, так или иначе, связано с явно недостаточно высоким статусом, а часто и негативным имиджем контроля в восприятии самых разных слоев населения, включая собственников предприятий, государственных и муниципальных чиновников и, что особенно тревожно, конкретных исполнителей.

В многочисленных вариантах реформ и программ развития экономики всех уровнях государственного управления, как правило, отсутствуют подпрограммы совершенствования контроля, механизм контроля за реализацией предлагаемых мер, а следовательно, нет важного инструмента гарантирования осуществления и действенности реформ.

Совершенствование практики контроля государственного управления должно основываться на триедином подходе, одновременной работе по трем направлениям:

  • развитию теории контроля;
  • обучению кадров государственного управления владению научными основами контроля;
  • рационализации всей системы контроля.

Синтезом работы по этим трем направлениям будет результат, заключающийся в переходе от формального к реальному контролю.

Суть совершенствования контрольной деятельности государственных, общественных и хозяйственных органов должна заключаться, прежде всего, в том, чтобы они брали на себя такой объем контрольной деятельности, который они в состоянии реально выполнить. Там, где органы государственного управления взяли на себя невыполнимый объем контроля, чреватый к тому же снижением его качества, он перестает быть эффективным.

Вывод

Контроль, как одна из главных функций государственного управления, создает основные условия для обеспечения его законности и дисциплины. При этом характер исполнения решений в рамках государственного управления зависит от того, как государственные структуры используют системы контроля, сопровождающие процесс государственного управления. В то же время следует отметить, необходимость контрольной деятельности за соблюдением дисциплины всеми участниками государственного управления в силу необходимости обеспечения законности государственного управления.

Законность в системе государственного управления – это основополагающий принцип государственного управления, выражающийся в точном и единообразном понимании и исполнении основного закона страны, законодательных и других нормативных актов органами государственной власти и государственными служащими, а также населением.

Сущность принципа законности в системе государственного управления

Статьей 15 российской Конституции закреплен принцип законности, в соответствии с которым органы государственного управления, органы муниципального управления, должностные лица государственного и муниципального управления, население и гражданские объединения обязаны соблюдать требования Конституции и законодательства.

Для обеспечения законности в системе государственного управления применяют следующие способы:

  • во-первых, контроль;
  • во-вторых, надзор;
  • в-третьих, обжалование решений и действий органов государственного управления и должностных лиц государственного управления.

Контроль как способ обеспечения законности в системе государственного управления

Контроль является одним из основных способов обеспечения реализации принципа законности в системе государственного управления. Сущность контроля заключается в использовании определенных способов и приемов уполномоченными общественными и государственными органами, а также должностными лицами для выяснения наличия в деятельности органов государственной власти и должностных лиц государственного управления фактов нарушения целесообразности и законности. Выявление указанных нарушений ведет к применению контрольными органами мер, направленных на их устранение, восстановление нарушенных прав, привлечение виновных к ответственности.

Контроль реализации принципа законности в системе государственного управления делится на следующие виды:

Готовые работы на аналогичную тему

  • во-первых, общий контроль, охватывающий всю деятельности проверяемых органов государственного управления и должностных лиц государственного управления;
  • во-вторых, специальный контроль, подразумевающий проведение проверочных мероприятий в разрезе отдельных направлений или вопросов.

В основе контроля законности государственного управления находятся такие принципы как принцип независимости, принцип экономичности, принцип гласности, принцип объективности, принцип сохранения государственной и другой охраняемой законом тайны, принцип экономичности.

Контроль законности государственного управления является очень сложным и многогранным способом обеспечения законности. Его назначение состоит в проверке соблюдения требований законодательства органами государственной власти и должностными лицами государственного управления.

Выделяют следующие разновидности контроля соблюдения законности государственного управления:

  • во-первых, президентский контроль, которое осуществляет глава российского государства. Президентские полномочия в сфере контроля законности государственного управления гарантируются Конституцией и федеральным законодательством. Контрольные полномочия Президента распространяются на процесс формирования российского Правительства, создание федеральных органов государственной власти, органов обеспечения безопасности, президентской администрации, командования Вооруженных сил Российской Федерации;
  • во-вторых, контроль, реализуемый органами государственного управления представительного характера. Субъектами данного контроля выступает российский Парламент, в составе Совета Федерации и Государственной Думы. Контрольные полномочия подразумевают решение вопросов относительно доверия правительству, согласования Председателя Правительства, объявления амнистии, обвинения Президента в случае его отрешении от должности, утверждения ряда президентских указов и так далее;
  • в-третьих, контроль, реализуемый органами государственного управления исполнительного характера. Субъектами данного вида контроля выступает российское Правительство, федеральные и региональные органы государственного управления исполнительного характера. Эти органы обеспечивают контроль соблюдения требований Конституции и иных нормативно-правовых актов;
  • в-четвертых, судебный контроль. Субъектами судебного контроля являются Конституционный суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, военные и арбитражные суды;
  • в-пятых, общественный контроль. Реализация данного вида контроля осуществляется Общественной палаты Российской Федерации, общественными объединениями граждан.

Надзор как способ обеспечения законности в системе государственного управления

Надзор за соблюдением законности в системе государственного управления подразумевает осуществление постоянного, систематического наблюдения специализированными органами государственного управления за деятельностью других органов государственной власти, государственных служащих и населения для выявления случаев нарушения законности. Отличие надзора от контроля состоит в отсутствии отношений подчиненности надзорных орденов и поднадзорных объектов. Помимо этого, основное назначение надзорных органов состоит в выявлении случаев нарушения законности, но не целесообразности.

Надзор за соблюдением законности в системе государственного управления бывает двух видов:

  • во-первых, прокурорский надзор;
  • во-вторых, административный надзор.

Обжалование действий или решений органов государственной власти как способ обеспечения законности государственного управления

Все граждане России, а также коллективы граждан наделены правом личного, индивидуального и коллективного обращения в органы государственной власти с целью обжалования их решений и действий для обеспечения законности государственного управления.

Так же каждый гражданин имеет право на обращение в суд с жалобой на неправомерность действий и решений органов государственной власти, органов муниципального управления, учреждений, предприятий, объединений, а также должностных лиц и государственных служащих, нарушающих его свободы и права.

Контроль – система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения его отклонения от заданных параметров.

Контроль в области государственного управления – необходимое условие обеспечения законности, дисциплины, правопорядка, соблюдения прав и законных интересов граждан в процессе повседневной деятельности органов исполнительной власти.

Основные цели контроля в области государственного управления: соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами действующего законодательства; поддержание стабильности государственного устройства; повышение эффективности государственного управления; целесообразное и экономичное расходование средств государственного бюджета.

В основе контроля лежат принципы законности, объективности, гласности, независимости, оперативности, результативности, систематичности.

В зависимости от субъектов, правомочных осуществлять контроль за законностью в государственном управлении, выделяют: контроль Президента Республики Беларусь, представительных, исполнительных и судебных органов власти.

ВИДЫ КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. СООТНОШЕНИЕ КОНТРОЛЯ И АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА.

Президент Республики Беларусь осуществляет контроль в процессе формирования и деятельности органов государственного управления, а именно, за численностью, структурой аппарата управления, организационно-правовыми формами, методами и стилем его работы, законностью осуществления данной деятельности. Непосредственно или через создаваемые Президентом структуры он осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству. Президент также осуществляет контроль за обеспечением и охраной прав граждан и общественных организаций в области государственного управления.

Основным органом, наделенным контрольными полномочиями и образованным Президентом, является Комитет государственного контроля, осуществляющий контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением законов, актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

Контроль органов представительной власти осуществляется на республиканском и местном уровнях. Контроль Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь осуществляется за деятельностью Правительства Республики Беларусь при разработке и исполнении республиканского бюджета; рассмотрении проектов законов о принципах осуществления отношений собственности; об основах социальной защиты населения; об охране окружающей среды и др. Советы депутатов на определенной административно-территориальной единице также осуществляют свои контрольные полномочия за деятельностью соответствующего исполкома.

Контроль органов исполнительной властиподразделяется на три вида: общий, внутриведомственный и надведомственный.

Осуществление общего контроля связано с деятельностью органов общей компетенции: Совета Министров и исполкомов. Правительство координирует, объединяет, направляет и контролирует работу министерств, государственных комитетов, комитетов при Совете Министров, исполкомов; на своих заседаниях заслушивает отчеты руководителей республиканских органов государственного управления о состоянии дел в той или иной отрасли либо сфере. Исполнительные комитеты осуществляют, в свою очередь, контроль за деятельностью подчиненных им отраслевых управлений и нижестоящих исполкомов.

Внутриведомственный контроль осуществляется органами отраслевой компетенции (их руководителями) внутри системы подчиненных им нижестоящих органов, а также предприятий, учреждений и организаций. Данный вид контроля может сопровождаться административно-организационными мерами: от реорганизации данного органа управления или предприятия до применения дисциплинарных взысканий. Внутриведомственный контроль позволяет субъектам контрольных полномочий активно вмешиваться в деятельность подконтрольного объекта и устранять недостатки.

Надведомственный контроль достаточно часто именуется как внешний контроль, осуществляется за выполнением неподчиненными органами определенных функций. Органы, осуществляющие надведомственный контроль наделены полномочиями по производству проверок и обследований предприятий и организаций по вопросам, относящимся к их компетенции. По результатам проверок контрольные органы вправе давать указания подконтрольным объектам об устранении выявленных нарушений. Субъектами надведомственного контроля в основном являются органы межотраслевой компетенции, например Министерство финансов.

В государственном управлении контрольными полномочиями обладают также судебные органы.

Контрольные полномочия Конституционного Суда Республики Беларусь проявляются в процессе разрешения дел о соответствии Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь законов, декретов, указов Президента, актов органов государственного управления.

Суды общей юрисдикции при рассмотрении административных, гражданских, уголовных дел могут выявить нарушения действующего законодательства в государственном управлении, в таких случаях они выносят частные определения, которые являются формой правового реагирования судов на вскрытые в процессе рассмотрения конкретных дел нарушения законности в работе того или иного управления и соответствующих должностных лиц. Частное определение суда выносится в орган (должностному лицу), допустивший нарушения законности, либо вышестоящий орган (должностному лицу). Частное определение обязательно для исполнения. Получив его копию, руководитель соответствующей организации должен не позднее чем в месячный срок сообщить суду о принятых мерах по восстановлению законности.

Хозяйственные суды также осуществляют контрольные функции в процессе рассмотрения дел по экономическим спорам, возникающим из административных отношений, имеются ввиду дела о признании недействительными ненормативных актов государственных и иных органов, не соответствующих законодательству Республики Беларусь и затрагивающих права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; обжаловании отказа юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в государственной регистрации либо уклонении от их регистрации в установленный срок и др.

Надзор является одним из способов обеспечения законности в сфере государственного управления, он заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальными государственными органами за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью предупреждения и выявления нарушений законности.

В зависимости от субъектов, правомочных осуществлять надзорные функции, выделяют два вида надзора: прокурорский и административный.

В административном праве изучается общий надзор прокуратуры, предметом которого является точное и единообразное исполнение законов, декретов, указов и иных нормативных актов республиканскими, местными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, местными Советами депутатов и иными органами местного самоуправления, воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной безопасности, внутренних дел и милиции, субъектами хозяйствования независимо от принадлежности и форм собственности, учреждениями и организациями, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями, должностными лицами и гражданами.

При осуществлении общего надзора прокурор вправе:

1) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций (независимо от форм собственности, подведомственности и вида пропускного режима), иметь доступ к их документам, проверять исполнение законов;

3) вызывать должностных лиц, граждан и требовать от них объяснений по поводу нарушений закона; в случаях, предусмотренных законом, истребовать от должностных лиц, граждан декларации об источниках доходов;

4) проверять законность административного задержания граждан и применения к ним мер воздействия за административные правонарушения; освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию несудебными органами.

Выделяют следующие формы прокурорского реагирования при установлении нарушений законности: протест, представление, постановление, предписание, официальное предупреждение.

Административный надзор – это систематическое наблюдение, контроль за точным и неуклонным соблюдением должностными лицами и гражданами правил, регулирующих общественный порядок и безопасность, в целях предупреждения и пресечения нарушения этих правил, выявления нарушителей и привлечения их к ответственности или принятия к ним мер общественного воздействия.

Административный надзор является одним из способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, специальным видом правоохранительной деятельности. Он осуществляется в отношении органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций и граждан. Данный вид надзора предназначен для наблюдения за исполнением действующих в государственно-управленческой сфере правовых актов. Особенности административного надзора заключаются в следующем: 1) он распространяется на поднадзорные объекты независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, т.е. административный надзор носит надведомственный характер; 2) при определенных обстоятельствах субъекты надзорной деятельности вправе применять к объектам надзора меры административного принуждения.

К субъектам административного надзора следует отнести государственные инспекции и приравненные к ним органы. Таких субъектов достаточно много и они разнообразны по своему статусу, порядку образования, масштабу деятельности. Субъекты надзора, осуществляющие свою деятельность на всю территорию Республики Беларусь в отношении поднадзорных объектов, функционируют во многих республиканских органах государственного управления как на правах юридических лиц (Департамент государственного строительного надзора Министерства архитектуры и строительства, Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты), так и в качестве внутренних структурных подразделений (Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов, иные контрольно-ревизионные службы республиканских органов государственного управления). Некоторые государственные инспекции имеют свою систему органов от республиканского до районного уровня (Государственная автомобильная инспекция).

Субъекты административного надзора вправе беспрепятственно входить на территорию, в помещения поднадзорных объектов; требовать предоставления необходимых документов; осуществлять технические проверки, получать объяснения, требовать устранения выявленных нарушений; приостанавливать деятельность предприятий, эксплуатацию механизмов, транспортных средств и др.

Правоохранительные органы являются специальными субъектами административного надзора, обладающие широкими полномочиями по применению мер административного принуждения.

Основные отличия административного контроля от надзора:

1) субъекты административного контроля проверяют как законность, так и целесообразность деятельности подконтрольных объектов, а субъекты административного надзора – только законность;

2) по итогам контрольной деятельности контрольный орган вправе ходатайствовать перед уполномоченными органами о привлечении виновных лиц к ответственности, а надзорный орган сам обладает полномочиями привлекать виновных лиц к административной ответственности.

Контроль — основной способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, один из наиболее важных элементов государственного управления. Без организации и осуществления контроля невозможна надлежащая работа государственного аппарата, других подконтрольных государству структур. Контроль также выступает одним из основных дисциплинирующих факторов поведения граждан.

В государственном управлении контроль распространяется на все сферы: народное хозяйство, социально-культурную, административно-политическую деятельность и межотраслевое государственное управление. Сама контрольная деятельность осуществляется путем проверок, плановых и внеплановых ревизий, обследований, истребования отчетов, проведения рейдов, смотров и др

Главными направлениями осуществления контроля в сфере управления являются: 1) соблюдение плановой, финансовой, ценообразующей, договорной, технологической, исполнительской, трудовой и других видов государственной дисциплины; 2) использование государственных ресурсов; 3) соблюдение требований природоохранного законодательства; 4) подбор и расстановка кадров в государственном секторе; 5) выполнение социальных программ и др.

Контрольная деятельность включает к себя ряд последовательных действий, которые можно разделить на три стадии: подготовительную, центральную (или аналитическую) и итоговую. В свою очередь они сами наполняются конкретными стадиями — действиями.

На подготовительной стадии: 1) избирается объект контроля; 2) определяется предмет контроля (устанавливается, что надлежит проверить); 3) определяются способы осуществления контроля; 4) подбираются (назначаются) лица, которые будут осуществлять контроль; 5) составляются планы его проведения.

На центральной (аналитической) стадии осуществляются сбор и обработка информации. Собранная информация (часто полученная от различных источников) анализируется, сравнивается с реальным состоянием дел на проверяемом объекте, поскольку сведения, предоставленные руководством такого объекта и полученные из других источников, часто не совпадают.

К итоговой стадии относятся такие действия, как: 1) принятие решений по результатам контроля; 2) доведение их до адресата (а в необходимых случаях и до сведения общественности, правоохранительных органов, других лиц, которые заинтересованы в результатах контроля; 3) предоставление помощи подконтрольной структуре в наведении порядка на объекте; 4) контроль за выполнением решений, принятых по итогам контроля.

Надзор, как способ обеспечения законности в государственном управлении

Административный надзор как способ обеспечения законности и дисциплины представляет собой особый вид государственной деятельности и специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, направленный на строгое и точное исполнение органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами общеобязательных правил, имеющих особо важное значение для общества и государства.

Организационно-административный надзор представляет процесс осуществляемых этапов или стадий: предварительный – анализ информации о поднадзорном объекте, разработка и доведение до объекта надзора соответствующих норм, правил его функционирования; текущий – включающий систематическое и непосредственное наблюдение, инспектирование, проверки, в ходе которых выявляются нарушения, применяются меры пресечения, восстанавливается нарушенный порядок, решается вопрос о необходимости привлечения виновных к ответственности; заключительный – состоящий в анализе общего положения объекта надзора, выявления тенденций, разработке предложений.

В частности, он связан с оформлением и выдачей гражданам и юридическим лицам различных разрешений, лицензий, необходимых документов (например, пропуска в пограничную зону), позволяющим им реализовать свои субъективные права в той или иной сфере государственного управления.

административный надзор как самостоятельный вид контрольно-надзорной деятельности по обеспечению законности и дисциплины в процессе реализации исполнительной власти обладает следующими признаками:

-отсутствие организационной подчиненности субъектов надзора и поднадзорных объектов;

-возможность оценки деятельности поднадзорных объектов только с точки зрения законности и по достаточно узкому кругу специальных вопросов;

-невозможность вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность объекта надзора;

-наличие специального объекта надзорной деятельности – норм, правил, стандартов, содержащихся в нормативных актах, и их исполнение физическими и юридическими лицами;

-возможность самостоятельного применения мер административного принуждения в случаях обнаружения правонарушений или возникновения угроз безопасности различным объектам;

-строгое ограничение данных мер принуждения правовыми рамками; наличием юрисдикционных полномочий.

Административный надзор – это особый вид государственной управленческой деятельности, осуществляемой специальными органами исполнительной власти в отношении организационно неподчиненных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими норм, правил, стандартов, требований с использованием комплекса мер административного принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления предписанного порядка и привлечения виновных к административной ответственности.

К федеральным органам исполнительной власти, основной деятельностью которых является административный надзор, относятся: Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, различные инспекции в федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти (ветеринарного, рыбного, пожарного, геодезического и др.), а также территориальные органы надзора (например, энергетического).

Читайте также: