Государственная служба как вид профессиональной деятельности и как социально правовой институт

Обновлено: 19.05.2024

Государственная служба – это социальный институт, реализуемый в форме государственной деятельности, призванной обеспечивать функционирование системы государственного управления, ориентированной на обеспечение прав, свобод и потребностей населения государства.

Сущность государственной службы

Государственная служба является профессиональной деятельностью российских граждан, направленной на обеспечение реализации полномочий:

  • Российской Федерации;
  • органов государственного управления федерального уровня;
  • регионов;
  • органов государственного управления регионального уровня;
  • должностных лиц, предусмотренных Российской Конституцией;
  • должностных лиц, предусмотренных нормативными актами регионов.

Структурно система государственной службы включает в себя такие элементы как:

  • государственная гражданская служба;
  • военная служба;
  • государственная служба других видов.

Государственную гражданскую службу можно охарактеризовать следующим образом:

  • во-первых, она представляет собой особую разновидность управленческой государственной деятельности;
  • во-вторых, является формой участия населения в реализации целей и функций государственного управления;
  • в-третьих, она представляет собой форму реализации и взаимосвязей государство, общество, граждан и законом;
  • в-четвертых, она представляет собой систему органов государственного управления, наделенных определенными полномочиями по решению задач государственного управления и функциями государственной власти;
  • в-пятых, она выражается в единстве правовых институтов, призванных регулировать осуществление государственного управления и власти, и социального института в лице сообществ, профессиональных корпораций, иных лиц, осуществляющих практическую реализацию государственной функции сообразно своему статусу;
  • в-шестых, она является механизмом формирования и реализации, а также совершенствования государственных институтов.

Готовые работы на аналогичную тему

Государственная служба отвечает следующим сущностным признакам:

  • во-первых, является государственной деятельностью, что выражается в содержании государственной службы, определяемой назначением и сущностью государства;
  • во-вторых, является профессиональной служебной деятельностью, то есть требует соответствия специальным квалификационным требованиям и обеспечивает решение определенных задач государственного управления;
  • в-третьих, обеспечивает исполнение полномочий органов государственного управления посредством осуществления интеллектуального, организационного, аналитического, информационного, прогностического, контрольного и профессионального обеспечения реализации полномочий органов государственной власти и их должностных лиц;
  • в-четвертых, выступает в качестве публичной службы, наделенной официальным, открытым характером, обеспечивающим интересы государства и общества в совокупности;
  • в-пятых, реализуется только государственными органами и должностными лицами, замещающими должности государственной службы;
  • в-шестых, обеспечивает государственных служащих денежным содержанием за счет средств государственного бюджета.

Принципиальные основы государственной службы

Совокупность принципов государственной службы закреплена законодательством России. К числу принципов государственной службы относятся:

  • принцип федерализма, выражающийся в единстве системы государственной службы и соблюдении установленного Конституцией разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти федерального и регионального уровня;
  • принцип законности, выражающийся в осуществлении государственной службы в соответствии с требованиями и правилами;
  • принцип приоритетности свобод и прав человека и гражданина, выражающийся в признании прав и свобод человека высшей ценностью государства на уровне Конституции. Все государственные служащие призваны обеспечивать соблюдение, признание и защиту свобод и прав человека и гражданина;
  • принцип равенства доступа граждан, владеющих российским государственным языком, к несению государственной службы и равенства условий прохождения этой службы вне зависимости от таких характеристик, как раса, национальность, пол, должностное и имущественное положение и так далее;
  • принцип единства организационных и правовых основ государственной службы, выражающийся в реализации единого подхода к построению государственной службы;
  • принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы;
  • принцип открытости, выражающийся в информировании населения о действиях органов государственной власти и их должностных лиц;
  • принцип компетентности и профессионализма государственных служащих, подразумевающий их соответствие замещаемой должности государственной службы, квалификационным требованиям;
  • принцип защиты государственных служащих от вмешательства неправомерного характера в осуществлении ими их профессиональной служебной деятельности.

Функции государственная служба

Всю совокупность функций, реализуемых с государственной службой, можно разделить на два вида:

Профессия государственного служащего - институт государственной службы: сущность, социально-правовые основы, принципы - законодательство о государственной службе Российской Федерации.

В любом государственно организованном обществе невозможно обойтись без государственного управления, а значит и без государственных служащих. Их услуги необходимы любой стране независимо от государственного устройства, формы правления, политической системы или правящего режима. Именно государственные служащие выполняют практические задачи, которые все цивилизованные общества мира возлагают на свои государства.

Государство как политически организованная сила, способная проводить в жизнь властные предписания, оказывает управляющие воздействия на весь ход и направленность общественных преобразований. Проводником государственного управления является государственная служба. Она выступает основным средством практической реализации задач и функций государства, обеспечивая функционирование его структур, создающих условия для нормальной жизнедеятельности общества и человека.

Новое государственное строительство осуществляется в условиях, когда идет интенсивный пересмотр многих из существовавших ранее представлений об организующем и регулирующем воздействии государства, о его функциях, системе государственной власти, отношениях собственности. Осмысливать их приходится с учетом кардинальных общественно-политических преобразований, реформирования социально-экономической структуры общества, жизненного уклада. Изменяясь, российское общество строит новое государство, которому нужны квалифицированные специалисты, способные •эффективно реализовывать функции государства, а точнее - государственного управления, согласно новым потребностям общественного развития. Государственным служащим принадлежит важнейшая роль в укреплении российской государственности, модернизации и стабилизации общества на основах демократии и права. Государственная служба Российской Федерации, формируемая как социальный институт, призвана опираться на принципы взаимодействия государства и общества, соблюдения гражданских свобод и прав человека, определяющие суть государственного управления в его современном понимании.

Вопрос о государственной службе как профессиональной деятельности по обеспечению полномочий органов государственной власти приобрел свою значимость в связи с конституционным провозглашением целей строительства демократического, правового, социально ориентированного государства. Демократический социально-правовой характер государственной службы проявляется в том, что она вступает в контакт с гражданским обществом и представляет государство в его действиях по защите общественных интересов в целом и человека — как отдельной личности.[2]

Профессия государственного служащего есть род трудовой общественно необходимой деятельности людей, владеющих специальными теоретическими знаниями, навыками и умениями, приобретенными в результате образовательной подготовки, опыта работы в системе государственного управления. Владея специальной образовательной подготовкой, государственный служащий профессионально занят государственным управлением. Он нанят обществом на государственную службу для выполнения управленческих задач, а потому в профессиональном плане он представляет собой социального менеджера (от англ. manager < manage управлять) - управленца, т.е. специалиста в области управления, в том числе и в государственной сфере, в отличие от инженера (от фр. ingenieur) - специалиста с высшим образованием в какой-либо области техники. По букве и духу действующего законодательства государственные служащие Российской Федерации представляют собой профессиональный слой людей, занятых управленческим трудом в различных областях государственно-властной деятельности.

Власть госслужащих, принадлежащая им по праву государственного управления, имеет триединое значение: во-первых, - способность, возможность и право оказывать воздействие на поведение и деятельность людей с помощью различных средств (закона, авторитета, воли, принуждения); во-вторых, - система соответствующих институтов и органов, принимающих властные решения; в-третьих, - лица, облеченные соответствующими властными полномочиями.

Особый характер профессиональной деятельности государственных служащих обусловливается спецификой выполняемых задач по реализации функций государства, их общественно-полезной масштабностью. Выделение государственно-служебной деятельности как профессии среди других видов социального управления (структурами бизнеса, политическими организациями, профсоюзами и т.д.) позволяет определить присущие ей характеристики:

сфера профессиональной деятельности - органы государственной власти;

род занятий - государственная служба;

предмет труда — информация, которая также и средство воздействия на управляемых (обслуживаемых) наряду с принуждением, побуждением, поощрением и т.д.;

продукты труда - управленческие решения и их последствия. Работа госслужащих имеет свои профессиональные особенности: - участие во властных и управленческих структурах, а значит возможность влияния на принятие и реализацию решений, исходящих от государства;

знание законодательства и следование нормам права; - требования государственной дисциплины, регламентированность аппаратной работы;

умение находить оригинальные решения для конкретной ситуации; - высокий уровень ответственности за принимаемые решения и совершаемые действия;

подверженность морально-психологическим нагрузкам, связанным с условиями службы;

публично-правовой характер отношений с гражданами и организациями, с которыми они вступают во взаимодействие в процессе выполнения функций государственного управления.

Государственная служба обеспечивает реализацию полномочий государственных органов и должностных лиц, наделенных государственной властью. Как постоянно действующий институт, не зависящий от срока полномочий избираемых органов власти, она объективно сориентирована на сохранение преемственности осуществления управленческих функций, которые производны от политической власти. В этом смысле соотношение таких понятий, как власть, политика, право, государственное управление, которые являются основными категориями профессиональной деятельности государственных служащих, в решающей мере определяет характер их взаимодействия с участниками социального процесса.[3]

Государственные служащие выступают субъектами государственного управления, находясь во взаимосвязи с его объектами — общественными, государственными, муниципальными, частными институтами, организациями, гражданами, иностранцами и лицами без гражданства. Что же касается сферы государственного управления как профессии государственных служащих, то представления о ней и критерии профессионального отбора выстраиваются в зависимости от идеалов и норм научной рациональности, а также под влиянием общественно-государственных ценностей, доминирующих политических ориентиров и личностных предпочтений. В этом смысле значительная часть требований к профессиональной деятельности государственных служащих формируется исходя из установок политической культуры, управленческих способностей и нравственно-волевых предпочтений. Современный корпус госслужащих должен соответствовать высоким требованиям, которые предъявляются сегодня к их профессионализму и компетентности, знаниям и опыту, личностным моральным, деловым, психологическим и физическим качествам, способности прогрессивно мыслить и умело выполнять стоящие перед ними задачи, достигая служебно-целевой результативности.

Человек, избравший своим профессиональным делом государственную службу, должен обладать не только профессиональными (приобретенными) качествами, но и моральными и деловыми достоинствами, воспитанными в нем. Можно сказать, что госслужащий - это особый тип личности, как, например, тип личности ученого, политика, художника, предпринимателя, врача, преподавателя, военного. Среди качеств человека, которые могут определять его склонность к госслужбе, можно назвать черты лидерства, коммуникабельность, умение работать в команде, способность брать ответственность на себя, дисциплинированность, самоорганизованность, умение руководить и подчиняться, быстро и пунктуально выполнять необходимые действия, внимательность и тактичность в общении с окружающими, настроенность на доброжелательное отношение к людям, чувство оптимизма, уверенности в своих силах и желание сочетать личные интересы с общественными, чувство долга.

Для современных российских политических условий характерно выдвижение системы новых требований к профессионализму госслужащих, вытекающих из новых политических и экономических реалий, что впрямую связано с изменением функций государства и государственного управления. Эти изменения предопределены прежде всего коренной перестройкой отношений собственности и власти, состоявшимся переходом к новой общественной системе, основы конституционного строя и государственного устройства которой установлены Конституцией Российской Федерации 1993 г.

В настоящее время, когда идет становление новой российской государственности, процесс реформирования государственной службы еще не завершен. Продолжается поиск оптимального соотношения политико-правовых, деловых, нравственных, этических начал в профессии госслужащего. Но очевидно, что в результате должна сложиться такая модель системы государственной службы, которая будет отвечать нормативно-ценностным установкам и в то же время будет соотноситься с реалиями жизни, опираться на методы научного анализа. При этом крайне важно, чтобы весь процесс моделирования государственной службы был подчинен установке на создание условий, когда престижно и выгодно служить государству честно, добросовестно, на благо общества и в интересах человека. От того, кем принимаются управленческие решения, а значит, каким образом они проводятся на практике и воплощаются в жизнь, зависит состояние государства и его граждан, общества в целом и каждого человека. Как институциональное понятие государственная служба отличается многогранным и сложным содержанием, выражает важное и противоречивое общественное явление. Характеристики государственной службы как одного из социальных институтов, обладающих специфическим содержанием, определяются глубинными свойствами конкретного общества, его политическим развитием, традициями, государственным устройством. Институционализация государственной службы в концентрированной форме отражает существующие в данном обществе экономические, политические, духовные отношения и способ организации социального управления.

Сложность и многозадачность государственной службы, а также ее важность в структуре государственного управления обуславливают рассмотрение государственной службы не только как деятельности, но гораздо шире - как комплексного социально-правового института.

Основная цель института государственной службы – обеспечение интересов государства и общества, главные функции – административная и сервисная, не имеющие политического характера.

Государственная служба как система институтов включает следующие институты:

1. государственных социальных услуг;

Важнейшими, как указывалось выше, являются социальный и правовой институты государственной службы.

Под социальным институтом можно понимать исторически сформированную на основе традиций и правовых норм устойчивую форму организации совместной деятельности людей, направленную на удовлетворение их социальных потребностей; результат естественного отбора и приспособления форм социальной жизни и отношений.

Государственная служба как социальный институт выступает инструментом реализации целей, задач и функций государства, занимается не только собственно управлением. Она вырабатывает определенные гарантии жизнедеятельности граждан, этические ценности и нормы, которые определенным образом влияют на общество в целом, обеспечивает удовлетворение наиболее общих, основных потребностей граждан, качественный уровень жизни, производя при этом социальные стандарты, т.е. предоставляет государственные социальные услуги.

Кроме того, как социальный институт, государственная служба вырабатывает систему ролей и статусов, большинство из которых закреплено и носит устойчивый политико-административный характер.

1. исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе государству;

2. особый вид социальной практики, нацеленный на реализацию функций государства, на обеспечение прав и свобод граждан, на создание благоприятных условий жизни;

3. особый социальный слой людей – государственных служащих, с присущими им интересами, потребностями;

4. инструмент формирования социального статуса чиновника;

5. носитель культуры и традиций общества, определенной морали.

Государственная служба как социальный институт имеет ряд особенностей:

· социальную ориентацию (ее приоритетом является реализация социальных функций государства, направленных на производство социальных услуг для населения)

· социальная природа (представляет собой особую социальную группу государственных служащих, имеющих свои потребности и интересы)

· служба чиновников социуму (обществу, чьи права и свободы являются главной социально-политической ценностью и за счет налоговых отчислений которого чиновники содержаться).

Как социально-правовой институт государственная служба выступает тогда, когда она обеспечивает правовое пространство жизни и деятельности граждан, их права и свободы. Такая структура придает государственной службе устойчивость, стабильность при всевозможных внешних и внутренних изменениях.

Государственная служба как правовой институт – это совокупность юридических норм, регулирующих становление, организацию и функционирование государственных структур и государственных служащих, их деятельность по реализации законов, а также личный правовой статус государственных служащих.

В сфере государственной службы ключевым понятием является законность, т.е. строгая подчиненность государственных служащих специальному законодательству и регламентация всей их деятельности. Связь права, государства и государственной службы можно выразить следующим соотношением: право (закон) исполняет государствообразующую, политика - государствореформирующую, а госслужба - государствоисполняющую роль.
Государственная служба отражает проявления множества управленческих отношений и связей, которые нужно урегулировать при помощи норм государственно-служебного характера. Эти отношения регулируются в правовой форме, так как управленческая деятельность государства выражается именно в правовой форме.




Государственная служба как правовой институт имеет три взаимодействующих подсистемы:

- Публичное право как совокупность норм, гарантирующих общее, естественное право народа, граждан нации на профессиональное участие в ведении государственных дел. Реализуется в международных нормативных актах, закрепляется конституционным правом.

- Корпоративное (административно-служебное) право как совокупность норм, регулирующих установленный законом социальный институт профессионального сообщества государственных служащих; правила и процедуры поступления на службу, осуществления службы, продвижения по службе, прекращения службы. Оно реализуется нормами конституционного права и тематических законов о госслужбе.

- Субъективное право гражданина на равнодоступность при поступлении на государственную службу, исполнение замещаемой административной должности. Это право регламентируется главным образом нормами конституционного права.

Существенно, что государственная служба как корпоративное право, иначе как социально-правовой институт, а также субъективное право граждан подчиняется государственному посредством административного права. Административно-правовые методы отличаются определенной спецификой и направлены, прежде всего, на главных субъектов административного права - государственных служащих. Специфика заключается в том, что государственные служащие сами используют и устанавливают методы и формы административно-правового режима.

От административного права идут закономерные функциональные и структурные связи к соответствующему вида юридического процесса - административного процесса, важнейшими участниками которого также являются государственные служащие: они разрабатывают и издают нормативно-правовые акты управления, применяются меры административного принуждения, выполняя контрольно-надзорные функции.

Особенности государственной службы как правового института:

1. Правовым приоритетом государственной службы является реализация конституции и законодательства, обеспечение законности в стране.

2. Государственная служба осуществляется исключительно на основе специального законодательства, а также на основе механизма правового регулирования как совокупности юридических норм, правил и процедур, регулирующих отношения, связанные с организацией государственной службы.

3. Государственные служащие имеют особый правовой статус.

4. Правовые норма, регулирующие государственную службу, нацеливают чиновника на исполнение совей главной задачи – реализацию прав человека.

5. Лицо, находящееся на государственной службе, подпадает под специальный правовой режим. Государственный служащий чаще всего имеет определенные правовые ограничения в сравнении с обычным гражданином, за что государство предоставляет ему повышенные государственные гарантии.

Люди, работающие в рамках публичной службы должны находиться в особых правовых и морально-этических отношениях с государством как их работодателем. Кроме принципа лояльности и верности государственного служащего государству, для него важны верность долгу и осознание ответственности перед людьми, служить которым он призван. Современный чиновник должен ощущать себя частью органов государственного управления и видеть в служении гражданам свое предназначение.

Государственно-служебные правоотношения имеют следующие характерные черты:

1) отношения являются государственно-правовыми, то есть они в большей степени регулируются нормами государственного и административного права;

2) государственно-служебные правоотношения - это особые (статусные) правовые отношения, которые определяют статус государственных служащих;

3) государственно-служебные правоотношения - это отношения доверия, службы и преданности государственного служащего, что принципиально обусловливает права и обязанности государственных служащих;

4) служебные правоотношения - это властные государственно-правовые отношения, что означает верховенство государственного суверенитета и независимости, суверенность властных действий государственных служащих, возможность принять организационно-распорядительные и административные меры, осуществлять административно-юрисдикционных действий как в самом органе государственной власти, так и относительно внешних субъектов права.

Государственная служба – это социальный институт, реализуемый в форме государственной деятельности, призванной обеспечивать функционирование системы государственного управления, ориентированной на обеспечение прав, свобод и потребностей населения государства.

Сущность государственной службы

Государственная служба является профессиональной деятельностью российских граждан, направленной на обеспечение реализации полномочий:

  • Российской Федерации;
  • органов государственного управления федерального уровня;
  • регионов;
  • органов государственного управления регионального уровня;
  • должностных лиц, предусмотренных Российской Конституцией;
  • должностных лиц, предусмотренных нормативными актами регионов.

Структурно система государственной службы включает в себя такие элементы как:

  • государственная гражданская служба;
  • военная служба;
  • государственная служба других видов.

Государственную гражданскую службу можно охарактеризовать следующим образом:

  • во-первых, она представляет собой особую разновидность управленческой государственной деятельности;
  • во-вторых, является формой участия населения в реализации целей и функций государственного управления;
  • в-третьих, она представляет собой форму реализации и взаимосвязей государство, общество, граждан и законом;
  • в-четвертых, она представляет собой систему органов государственного управления, наделенных определенными полномочиями по решению задач государственного управления и функциями государственной власти;
  • в-пятых, она выражается в единстве правовых институтов, призванных регулировать осуществление государственного управления и власти, и социального института в лице сообществ, профессиональных корпораций, иных лиц, осуществляющих практическую реализацию государственной функции сообразно своему статусу;
  • в-шестых, она является механизмом формирования и реализации, а также совершенствования государственных институтов.

Готовые работы на аналогичную тему

Государственная служба отвечает следующим сущностным признакам:

  • во-первых, является государственной деятельностью, что выражается в содержании государственной службы, определяемой назначением и сущностью государства;
  • во-вторых, является профессиональной служебной деятельностью, то есть требует соответствия специальным квалификационным требованиям и обеспечивает решение определенных задач государственного управления;
  • в-третьих, обеспечивает исполнение полномочий органов государственного управления посредством осуществления интеллектуального, организационного, аналитического, информационного, прогностического, контрольного и профессионального обеспечения реализации полномочий органов государственной власти и их должностных лиц;
  • в-четвертых, выступает в качестве публичной службы, наделенной официальным, открытым характером, обеспечивающим интересы государства и общества в совокупности;
  • в-пятых, реализуется только государственными органами и должностными лицами, замещающими должности государственной службы;
  • в-шестых, обеспечивает государственных служащих денежным содержанием за счет средств государственного бюджета.

Принципиальные основы государственной службы

Совокупность принципов государственной службы закреплена законодательством России. К числу принципов государственной службы относятся:

  • принцип федерализма, выражающийся в единстве системы государственной службы и соблюдении установленного Конституцией разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти федерального и регионального уровня;
  • принцип законности, выражающийся в осуществлении государственной службы в соответствии с требованиями и правилами;
  • принцип приоритетности свобод и прав человека и гражданина, выражающийся в признании прав и свобод человека высшей ценностью государства на уровне Конституции. Все государственные служащие призваны обеспечивать соблюдение, признание и защиту свобод и прав человека и гражданина;
  • принцип равенства доступа граждан, владеющих российским государственным языком, к несению государственной службы и равенства условий прохождения этой службы вне зависимости от таких характеристик, как раса, национальность, пол, должностное и имущественное положение и так далее;
  • принцип единства организационных и правовых основ государственной службы, выражающийся в реализации единого подхода к построению государственной службы;
  • принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы;
  • принцип открытости, выражающийся в информировании населения о действиях органов государственной власти и их должностных лиц;
  • принцип компетентности и профессионализма государственных служащих, подразумевающий их соответствие замещаемой должности государственной службы, квалификационным требованиям;
  • принцип защиты государственных служащих от вмешательства неправомерного характера в осуществлении ими их профессиональной служебной деятельности.

Функции государственная служба

Всю совокупность функций, реализуемых с государственной службой, можно разделить на два вида:

Читайте также: