Глобализация как закономерный процесс социология

Обновлено: 30.06.2024

Конец XX века и начало XXI века в социологии как науке – и шире - в социологическом анализе исторической жизни - предстает в довольно запутанном и даже парадоксальном виде. Эта парадоксальность и запутанность обсуждения проблем рубежа XX - XXI веков проистекает из внутренней противоречивости двух базовых интерпретаций тезиса глобализма, который выдвинут в качестве главного тезиса для описания фундаментальных процессов современности. Тезис глобализма существует в двух вариантах: в теориях современности как позднего модерна, развиваемых (в смысле Т. Куна) социологией, с одной стороны, и в теориях постмодерна - с другой. Для теорий позднего модерна глобализм - это повсеместная реализация социальных принципов, заложенных в обществах модерна, в культуре эпохи Просвещения; это процесс унификации территорий и взаимодействий. Благодаря этому современность предстает как зрелый модерн, не лишенный, однако, фрагментирующих его тенденций. Для постмодернистских теорий современность - это конец модерна, конец эпистемологии и социального порядка модерна, это оформление сетевых коммуникативных систем, на основе которых оформляются глобальные системы взаимодействия. И именно они становятся предметом социологического анализа.

Теории глобализации социологии - это теории, которые во всех своих вариантах и при всех различиях внутри себя, рассматривают современность как этап общей эпохи модерна. И это не удивительно. Становление обществ модерна и процесс глобализации изначально были связаны друг с другом. Начиная с эпохи Великих географических открытий, колонизация и включение заокеанских территорий в орбиту европейских экономик и политической системы отношений стали фундаментальным условием становления самих этих экономик и национальных государств. Начало XX века было сопряжено с новым этапом в развитии процесса глобализации – с империализмом. Империализм означал уже не просто использование колоний в интересах становящихся обществ модерна, он означал экспорт организационных, экономических и политических принципов в колонии, он означал территориальное, людское, ресурсное расширение метрополий, востребованное принципами организованного капитализма.

Современный этап процесса глобализации самым теснейшим образом связан с микроэлектронной революцией, внедрением компьютерных систем производства, новых систем транспорта и связи, а также с обусловленным этими факторами изменением отношения к пространству и объективному протеканию социального времени. Глобализация означает сжатие как пространства, так и времени.

Глобализация означает усиление связанности, уплотнение территорий, ослабление границ, исторически сложившихся между различными территориями. Усиление связанности, взаимозависимости, уплотнение взаимодействия осуществляется на всех социальных уровнях и в различных сферах - экономике, политике, культуре, науке, образовании.

Глобализация осуществляется как процесс универсализации, гомогенизации и унификации социальных, политических и экономических институтов и процессов. Создаются формально схожие системы государственного управления, политических партий; системы права; финансового контроля и управления; социального и пенсионного обеспечения; аналогичные системы здравоохранения, образования, поддержки науки и культуры, спорта и т. д. Возникают общие формы социального протеста, социальных чувств и представлений. Типизируются социальные позиции, рабочие места и функции, системы социальной стратификации и потребления, оформляются транснациональные элиты.




Глобализация сопряжена с оформлением наднационально-государственных, в полном смысле слова глобальных, социальных институтов, обладающих авторитетом и даже определенной властью, таких как, например, ООН, ВТО, МОТ, ВОЗ,спортивные организации и союзы, различного рода региональные экономические, политические, культурные союзы и организации. Речь идет не просто о соглашениях, основу которых составляют интересы или взаимное признание принципов, норм и систем международного права. Речь идет о институтах и организациях, обладающих своим регламентом, штатом международных чиновников и полномочиями, включающими возможность принуждения и наказания участников в случае нарушения ими соглашений и обязательств.

Оформление наднациональных организаций бросает вызов национальным государствам, ставит вопрос о полноте их полномочий и прерогативах. Но не только наднациональные организации оказывают давление и сужают сферу полномочий национального государства. Не менее значимой оказывается вторая сторона общего процесса глобализации. Речь идет о процессе регионализации и мультикультурализации, который сложившуюся систему национальных государств .

Секуляризированная культура модерна, демократическая система ценностей, политическая толерантность, с одной стороны, и возможность физического перемещения для громадного количества людей, связи территорий в on-line режиме, предоставляемые современными техническими средствами, с другой стороны, создают совершенно новую картину культурно- территориального деления. Опираясь на прокламируемые модерном ценности толерантности и созданные им технические возможности, различные культурные, религиозные, этнические группы и меньшинства требуют пересмотра сложившегося глобального национально-государственного порядка и заявляют о своем непосредственном участии в глобальных процессах, институтах и организациях. Фактически эти требования направлены на национально-государственных образований, на политического пространства.

Процесс мультикультурализации оказывается опасным для национального государства и еще в двух моментах. Опираясь на права человека, прежде всего, на право свободы передвижения, различные национальные группы требуют установления прозрачных границ и права присутствовать и жить в рамках любых национально-государственных образований. Кроме того, мультикультурализм и как принцип, и как практика чреват своими последствиями для универсального и гомогенного социально-культурного пространства национального государства.

Иммигрантские религиозные и этнические меньшинства, сохраняя групповую организацию, сохраняют и соответствующую религиозную и этническую идентичность, что не позволяет им до конца проходить процессы ассимиляции. Более того, как свидетельствует социологическая теория, иммигрантские меньшинства осуществляют активное сопротивление процессу ассимиляции и в большом обществе. Их взаимодействие с большим обществом носит сложный характер. Иммигрантские группы, взаимодействуя с большим обществом, принимают его , но оказываются не склонными к его адекватному, соответствующему установленным нормам и правилам, прочтению. Они интерпретируют это по-своему. Культурно-нормативной системе большого общества они противопоставляют свою нормативно-культурную систему и свои способы прочтения культурных норм и кодов и заставляют каждое нормативно-культурное послание большого общества циркулировать в их собственной системе норм и кодов. В результате универсальное культурно-нормативное пространство национально-государственной территории разрывается, в нем образуются инокультурные лакуны, разрывается единая система смысловых коммуникаций. Все это напрямую в политический процесс, порождая новые противоречия и конфликты, ставя под вопрос единство национально-государственного образования.

Если же, пытаясь подвести некоторый итог, перечислить основные качества современных обществ, опираясь на рассмотренные теории и процессы, то перечень будет выглядеть следующим образом.

1) Современное общество - это общество, экономическая, хозяйственная подсистема которого описывается современными теориями информационного общества.

2) Его социальная подсистема наиболее адекватно отражена теориями массового общества.

3) Соответствующая культурная подсистема может описываться классическими теориями массового общества и современными теориями постмодерна.

4) Что касается политической подсистемы, сферы государства, - то речь здесь идет о национальном государстве, являющемся с точки зрения своих внутренних функций социальным

5) Процесс глобализации, который является главным фундаментальным процессом, характеризующим современность, означает повсеместное распространение этих характеристик на все современные общества, что, однако, не означает, что развертывание глобализации носит бесконфликтный характер.

Сами теории (тут их ооооочень много) :)

Тот факт, что развертывание дискурса мировой системы, интернационализации, глобальности, глобализации происходило вслед за сдвигом начала – середины XX в., указывает на то, что именно этот сдвиг превратил в восприятии исследователей предшествующие сдвигу и последовавшие за ним события в фазы единого исторического процесса перехода от старой социальной организации – локальной к новой – глобальной. Например, Р. Робертсон и М. Уотерс полагают, что глобализация – длительный исторический процесс, и начало глобализации или формирование ее предпосылок относят к рубежу XV и XVI вв. Интенсивность тенденций после контингентного сдвига вызвала внимание к ним и побудила исследователей тщательно реконструировать (а на самом деле сконструировать по аналогии) их в прошлом, обнаружить фазы и предпосылки глобализации, соединяя в логическую последовательность разнородные события и тенденции прошлого, разделенные десятилетиями и даже столетиями и зачастую малозначимые для жизни современников.

В силу своей интенсивности и развертывания как на макросоциальном, так и на микросоциальном уровнях, глобализация явно контрастирует с предшествующими процессами. Поэтому создаваемые теоретиками глобализации модели непригодны для анализа тенденций отдаленного прошлого. Определение этих тенденций как глобализационных антиисторично, поскольку приписывает им то, чего в них явно не было – интенсивность и всеохватность, а заодно делает бессодержательным само понятие глобализации.

Первые детально разработанные теоретические модели глобализации были созданы на рубеже 1980-х – 1990-х гг. и на концептуальной границе между конкурирующими формами дискурса: дискурсом мировой системы и собственно дискурсом глобализации. Концептуализация общественных изменений на основе понятия мировой системы как системы экономических и политических отношений между национальными государствами к моменту появления дискурса глобализации имела уже богатую традицию. Характерным примером этой традиции являются работы И. Уоллерстайна.

И. Уоллерстайн проводит различие между традиционным типом интеграции локальных обществ – империями и современным, возникшим в XV – XVI вв. типом – капиталистической мир-экономикой. В рамках мир-экономики выделяются группы обществ, образующих центр, периферию и полупериферию системы. Группируются они не по географической близости, а по характеру связей. Внутри центра капиталистической мир-экономики устанавливаются отношения кооперации и конкуренции. Между центром и периферией – отношения эксплуатации и зависимости. Полупериферия, как явствует из названия, находится с центром и периферией в отношениях смешанного типа.

В теории Уоллерстайна тенденции сдвига к транснациональной экономике и транснациональной политике трактуются на основе дихотомического различения совокупности автономных единиц и системы связей между единицами. Общественные изменения рассматриваются преимущественно как процессы на супранациональном уровне (возникновение сети интернациональных связей), на уровне национальном изменения не носят радикального характера (постоянство национально-государственной определенности социальной организации единиц в системе), на субнациональном уровне (процессы внутри единиц) процессы вообще не рассматриваются как системные изменения.

Таким образом, глобальная система Склэра возникает как структура, параллельная и аналогичная мир-системе Уоллерстайна. Несмотря на то, что Склэр пишет о трех институциональных уровнях транснациональных практик, фактически в его модели, как и в модели Уоллерстайна, рассматриваются лишь два уровня – экономика и политика. Место заявленного третьего уровня – культуры занимает консьюмеризм, трактуемый как идеологизированная экономическая практика или коммерциализированная идеологическая практика.

Включение сознания и деятельности индивидов в предмет теории глобализации привело Робертсона к переосмыслению соотношения глобальности и локальности. В глобализации Робертсоном выявляются две направленности: глобальная институционализация жизненного мира и локализация глобальности.

Подход Робертсона к рассмотрению глобализации был воспринят в 1990-х гг. многими исследователями. Например, собственные модели глобальной социальности разработали такие теоретики, как У. Бек и Г. Терборн, известные своими исследованиями модернизации.

Таким образом, культура – это наиболее глобализованная сфера, поскольку в ней социальные отношения максимально символизированы и, следовательно, могут осуществляться без привязки к конкретной территории. Помимо этого, глобализация культуры посредством потоков симулякров передается в сферы экономики и политики, вызывая там интенсификацию глобализации.

Последовательно развивая идею детерриториализации социальных отношений, Уотерс приходит к различению глобализации и постглобализации. По мере утраты пространственной референции социальных отношений открывается перспектива пост-глобализации, под которой Уотерс понимает освобождение социальных отношений от телесной референции, что возможно, например, в киберпространстве, то есть при коммуникации посредством компьютерных сетей.

Если проанализировать не только то, как концепция конституирует ожидаемые изменения, но и то, как неожиданные изменения конституируют концепцию, то можно прийти к выводу, что помимо выявленной Бартельсоном перспективы тривиализации концепции глобализации, существует реальная перспектива кризиса концепции глобализации в силу возникновения принципиально новых тенденций общественных изменений.

Сейчас в конце XX – начале XXI в. концепция глобализации на вершине популярности. Но первые симптомы кризиса глобализационной парадигмы изменений уже налицо. Адекватно моделируя тенденции экономической интеграции, формирования транснациональной бюрократии, роста мультикультурных сообществ, теории глобализации не описывают и не объясняют адекватно новые тенденции, возникшие ближе к концу XX века: экспансию симуляций – образов, замещающих реальные вещи / действия в экономике, политике, культуре, а также компьютерную революцию и формирование так называемой киберкультуры. Чем дальше исторически отстоят анализируемые события от периода сдвига начала – середины XX в., тем острее проблема адекватности глобализационной парадигмы.

Виртуализация в этих теориях в общем понимается как любое замещение реальности ее симуляцией/образом – не обязательно с помощью компьютерной техники, но обязательно с применением логики виртуальной реальности. Эту логику можно наблюдать и там, где компьютеры непосредственно не используются. Например, виртуальной экономикой можно назвать и ту, в которой хозяйственные операции ведутся преимущественно через Internet, и ту, в которой спекуляции на фондовой бирже преобладают над материальным производством. Виртуальной политикой можно назвать борьбу за власть и посредством агитации с помощью web-страниц или пресс-конференций в Internet, и посредством рекламных акций в телестудии или на концертной площадке.

Определение социальных феноменов с помощью понятия виртуальность уместно тогда, когда конкуренция образов замещает конкуренцию институционально определенных действий – экономических, политических или иных. Социальное содержание виртуализации – симуляция институционального строя общества первична по отношению к содержанию техническому. Общее представление о феномене замещения реальности образами позволяет разрабатывать собственно социологический подход: не компьютеризация жизни виртуализирует общество, а виртуализация общества компьютеризирует жизнь. Распространение технологий виртуальной реальности вызывается стремлением компенсировать с помощью компьютерных симуляций дефицит социальной реальности.

На основе анализа концептуальной эволюции теорий глобализации можно утверждать, что в теоретической социологии наблюдается действие императива виртуализации. Любая теоретическая модель общественных изменений, чтобы быть адекватной современным тенденциям, должна строиться с использованием понятия виртуальности или его аналогов, акцентирующих симуляционность, нематериальность, символический, игровой характер социальных процессов.

[1] Слово landscape в английском языке означает ландшафт, пространство, но может звучать и как словосочетание land-scape, что означает ускользание пространства или бегство от пространства. На этих сложных коннотациях и построена терминология теории Аппадураи.

7.2. Мировая система и процессы глобализации.

В современную эпоху значительно возрастает общепланетарное единство человечества, которое представляет собой единую мировую систему, все части которой находятся в теснейшей взаимосвязи и взаимозависимости. Глобализация мира – объективный процесс, обусловленный растущей интернационализацией всех сторон жизни стран и народов. Она проявляется не только и не столько в обострении глобальных проблем современности (7.4), сколько в том, что достигнут такой уровень интегрированности мирового сообщества, при котором успешное развитие каждой страны, каждого народа все больше зависит от состояния и изменения мира в целом. И наоборот, успех в решении проблем всего человечества оказывается в зависимости от активности и согласованности действий отдельных стран, народов мира.

В настоящее время еще не проявились в полной мере все аспекты глобализации, не стали очевидными все последствия этого сложного процесса. Здесь можно говорить лишь об определенных тенденциях.

1. Формирование единого информационного пространства на основе новейших компьютерных технологий – важный фактор трансформации обществ, изменения структур повседневности. Так, объединение пользователей в сети Интернет привело к образованию качественно нового социального пространства, где возможна коммуникация и интеракция партнеров, находящихся за тысячи километров друг от друга, в разных социальных средах и системах.

Значительные изменения происходят и на планетарном уровне. Мировое сообщество все больше превращается в глобальную коммуникационную систему. Тем самым создаются принципиально новые предпосылки для универсализации и глобализации отношений между странами, народами, людьми. Благодаря средствам массовой информации, развитию глобальных коммуникационных сетей ни одно национальное государство не остается изолированным от других, а оказывается включенным в мировую систему.

2. Важнейшая тенденция глобализации – усиление экономической интеграции, развитие новых форм транснационального бизнеса, контролирующего мировые финансовые и информационные потоки.

Современные транснациональные корпорации (ТНК) – их еще принято называть глобальными корпорациями, – в отличие от прежних ТНК производственного типа действуют преимущественно на информационных и финансовых рынках. Происходит планетарное объединение этих рынков, формируется единое мировое финансово-информационное пространство. Соответственно возрастает роль ТНК и тесно с ними связанных наднациональных экономических структур и организаций, таких как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация и др.

В настоящее время 80 % новейших технологий создаются ТНК, доходы которых в ряде случаев превышают валовой национальный доход отдельных, довольно крупных стран. Достаточно сказать, что в списке 100 крупнейших экономик мира 51 позицию занимают ТНК. Причем сфера деятельности значительной части из них связана с разработкой гипертехнологий (или метатехнологий), к которым можно отнести сетевые компьютеры, новейшие компьютерные прграммы, организационныетехнологии, технологии формирования общественного мнения и массового сознания и др. Именно разработчики и владельцы подобных технологий контролируют сегодня финансовые рынки и определяют облик мировой экономики.

3. Процессы экономической глобализации сопровождаются политической глобализацией, сущность которой составляет формирование транснациональной элиты. Новое качество межэлитного взаимодействия проявляется сегодня в том, что на смену относительно устойчивым альянсам в рамках национальных границ и военно-политических союзов приходит гибкая система временных элитных альянсов. Проведение многочисленных саммитов и встреч на правительственном уровне, организация форумов региональных ассоциаций и объединений – все это стимулирует образование взаимозависимых элитарных групп, слабо подотчетных национальным электоратам.

4. Глобальные процессы охватывают также сферу культуры. Благодаря развитию средств массовой информации и коммуникации формируется единое мировое социокультурное пространство. Доминирующей тенденцией становятся сближение культур, универсализация образа и стиля жизни, распространение западных культурных образцов и моделей поведения.

Многие социологи, философы, политики отмечают противоречивый характер процессов глобализации. С одной стороны, открываются новые возможности для экономического и научно-технического прогресса, развития высоких технологий и новых средств коммуникации, повышения интеллектуального потенциала личности, углубления международного сотрудничества, расширения мировых связей и отношений; с другой – увеличивается разрыв между богатыми и бедными странами, возрастает угроза суверенитету отдельных государств, подрываются национальные валюты и экономики, обостряются экономические проблемы, создаются условия для манипулирования массовым сознанием с помощью новейших информационных технологий.

Читайте также: