Герменевтика как современное течение в философско правовой мысли

Обновлено: 25.06.2024

История герменевтики

Выделяют три вида и этапа развития герменевтики

1. Перевод (англ. - interpreter) и понимание текстов, написанных в ином историческом контексте.
Толкование воли богов и Библии. Античность – толкование текстов оракулов и мифов.
Средние века – Экзегетика, комментирование и толкование текстов . Возрождение –Толкование античных текстов
Реформация - Богословская, теологическая герменевтика.
2. Реконструкция — воспроизведение смысла исторического источника и воссоздание исторической ситуации.
Новое время.
Просвещение. Филологическая и философская герменевтика. Ф. Шлейермахер, А. Бёк. В. Дильтей.
3. Диалог культур - диалоговый подход в гуманитарном познании, диалог как порождение новых смыслов.
Философия XX в. Философская герменевтика. Мартин Хайдеггер, Ханс-Георг Гадамер, Поль Рикёр, Эмилио Бетти, Густав Шпет.

В период Реформации (16 в.), благодаря работам ее основателей М. Лютера (1483— 1546) , Ж. Кальвина (1509— 1564), Ф. Меланхтона (1497 — 1560), У. Цвингли (1484— 1531), Мартинас Иллирик Флациуса (1520 — 1575), зарождается наука о интерпретации, впервые создаются особые методы толкования библейских текстов. Известные протестантские богословы выступали против догматической традиции трактовки Библии католической церковью и предлагали свои теологические и гуманистические интерпретации Писания.
Основы юридической герменевтики заложил голландский юрист Гуго Гроций (1583 — 1645), который провел различение грамматической, логический, исторической, технической и рекомендательной интерпретации правовых текстов.

2. Филологическая и психологическая герменевтика. Кроме того, с появлением немецкого романтизма герменевтика становится философской, происходит универсализация герменевтической проблематики и на первый план выходит не только корректное истолкование определенного текста, но и возможность коммуникации и истолкования вообще.

Один из ведущих представителей философской герменевтики Поль Рикёр (1913— 2005), поставил в её центр интерпретацию внеязыковых феноменов, а главной задачей определил раскрытие структур, обладающих избыточностью смысла. Такими структурами являются символы, в которых один смысловой план указывает на другой, скрытый, не полностью тождественный тому, что выражено в языке. Свою концепцию герменевтики, П. Рикер построил на основе феноменологии, отмежевав ее от структурализма, психоанализа и аналитической философии. Он стремился построить универсальную герменевтику, на основе синтеза достижений различных частных типов интерпретации, - воссоединение утраченного единства человеческого языка.

В качестве самостоятельных направлений герменевтики выделяют структурную, межкультурную и аналитическую герменевтику. Структурная герменевтика, родоначальником которой считают Клода Леви-Стросса (1908—2009), направлена на восстановление лежащей в основе произведения глубинных структур текста и их влияния на содержание.

Ганс Кёхлер (род. 18 октября 1948) один из основателей межкультурной герменевтики, цель которой разработать основы для взаимодействия между цивилизациями и диалога культур.
Аналитическая герменевтика которая ориентирована не только на понимание другого "Я", но и на понимание общественного поведения. Роберта Брэндома (род. 13 марта 1950) подходит к герменевтике с прагматических позиций, рассматривая практическое понимание как усвоение и закрепление жизненных навыков и действий. При этом адекватное понимание возможно лишь в социальном контексте коммуникации.

Философской герменевтике Хайдеггера, Гадамера противостоит традиция теоретической герменевтики как учения о правилах и процедурах интерпретации, разрабатывавшаяся Эмилио Бетти (1890-1968) и его сторонниками Эриком Дональдом Хиршем (род. 1928), Т. Томасом Зеебомом (Thomas Seebohm) (1934 – 2014). Э.Бетти, опираясь в большей мере на идеи Ф. Шлейермахера и В. Дильтея, разработал и представил в своем труде "Общая теория интерпретации" (1955) систему правил и процедур истолкования текста, направленных на реконструкцию смысла, вложенных в них автором.


Основные положения и понятия герменевтики

3. Виды герменевтики. Герменевтика предстает как:

- искусство выявления смыслов и значений знаков, теория и общие правила толкования текстов (традиционная);
- философское учение об онтологии понимания и эпистемологии интерпретации (философская).

10. Интерпретация (лат. interpretatio – толкование) как способ осуществления и средство достижения понимания, которое представляет собой усвоение смысла текста. Она предстает как процесс рас¬крытия смыслов, заключенных в тексте как предмете исследования.
1. Интерпретация есть реконструкция авторских смыслов, их обнаружение в исследуемом объекте.
2. Интерпретация есть конструирование собственного смысла в результате развертывания имманентной логики текста, который рассматрива¬ется как относительно самостоятельная по отношению к его творцу данность.

12. Методы интерпретации
1. Восстановление содержания текста с учетом культурно-исторических условий его создания, воссоздании объективного, первоначального смысла текста, имманентного ему с момента его создания.
2. Интерпретация, нацеленная на выявление авторских интенций, т. е. того, что автор в тексте и посредством него намеревался сказать.
3. Психологическая реконструкция может быть нацелена на восполнение того, о чем текст умалчивает, на раскрытии скрытых конфликтов и глубинных мотивов персонажей.
4. Аппликация нацелена на выявление актуальности текста, раскрытие его потенциальных возможностей и его пригодности для решения какой-либо конкретной насущной проблемы.

14. Механизмы и приемы понимания
Основной процедурой психологической интерпретации является "вживание" (Einleben) толкователя в душевный мир автора. “Вживание” и “эмпатия” (вчувствование) в принципе возможны потому, что и исследователь текста, и его автор суть индивидуальные выражения одной и той же сверхиндивидуальной жизни ("духа"). (Ф. Шлейермахер).

15. Активное творческое понимание - основано на активной позиции по отношению к высказыванию и направлено на осмысление языковой формы в конкретном социально-историческом контексте и на понимании ее новизны. Активное понимание реализуется в принципе реконструкции воспринимаемой речи.
Три составляющих части понимания: реконструирование, творчество, индивидуальность.
Реконструирование - включает в себя историческое и пророческое, объективное и субъективное реконструирование данной речи. Активное понимание основывается на концепции языка В. Гумбольдта. Язык здесь понимается как творческая деятельность, непрерывный процесс созидания, осуществляемый индивидуальными речевыми актами. Законы языкового творчества виделись как индивидуально-психологические, т.к. источником языка выступает индивидуальная психика человека. Понять языковое явление означает увидеть в нем индивидуально-творческий акт. Значит, интерес герменевтики смещался в сторону исследования процесса творчества. Активное понимание требует реконструирования именно творческого процесса создания высказываний. Любой акт понимания есть перевернутый акт речи, благодаря которому осознается, какая именно речь лежит в ее основе.

16. Герменевтика как интерпретация внеязыковых феноменов. Задача герменевтики состоит в раскрытии структур значения, обладающих избыточностью, какими являются символы, установление обратной связи между сферой языка и конституцией живого опыта, нахождение в символе несводимого к языку остатка.
Выделяются три основных типа символов: а) космические (иерофанические), составляющие предмет феноменологии религии; б) символы сновидения (онирические), составляющие предмет психоанализа; в) поэтические, составляющие предмет литературной критики (П. Рикер).

18. Познающий субъект является одновременно объектом познания. Это объединение субъекта и объекта приводит к особой методологии: исследователь может и должен обращаться к собственному опыту, интерпретируя жизнь тех, кого изучает.
Понимание как слияние границ человека и вещи. Понимание достигается в обеспечении слияния горизонтов текста и человека, человека и вещи. Понимание исторично, преходяще, временно, а это означает изменчивость самих горизонтов понимания. Каждое новое поколение интерпретирует по-своему.

19. Нерациональные факторы понимания - неявно присутствуют в мысленном содержании знаково-символических систем.
Неосознаваемые моменты являются включенными в логические механизмы мыслительной деятельности людей. Эти механизмы обусловлены биологическими, психологическими и социальными причинами, заложены в генетическом наследственном аппарате человека.
Приобретенные стереотипы мыслительной, творческой, познавательной и любой другой деятельности, функционирующие на уровне бессознательного.

Представители герменевтики

Мыслители, предшественники герменевтики

Платон (427 до н. э.— 347 до н. э.), Аристотель (384 год до н. э— 322 год до н. э.), Филон (ок. 25 до н. э - 50 н. э.), Ориген (ок. 185—254), Иоанн Златоуст ( 350–407). Аврелий Августин (354—430).

Мартин Лютер (1483— 1546) , Жан Кальвин (1509— 1564), Филипп Меланхтон (1497 — 1560), Ульрих Цвингли (1484— 1531), Мартинас Иллирик Флациус (1520 — 1575), Й.Даннхаузер (1603-1666), Иоганн Якоб Рамбах (1693 -1735), Иоганн Август Эрнести (1707—1781).

Филологи и философы

Йохан Мартин Хладениус (1710- 1759), Георг Фридрих Майер (1718 – 1777), Фридрих Август Вольф (1759 — 1824), Фридрих Аст (1778 – 1841), Фридрих Шлегель (1772 — 1829).

Философы, которые разрабатывали проблемы герменевтики

Эдмунд Гуссерль (1859–1938), Карл Ясперс (1883–1969), Габриэль Марсель (1889–1973), Морис Мерло-Понти (1903–1961), Жан Поль Сартр (1905–1980), Клод Леви-Стросс (1908—2009), Эмерих Корет (1919-2006), Рола́н Барт (1915—198), Жан Франсуа Лиотар (1924 — 1998), Жак Деррида (1930—2004), Умберто Эко (1932—2016), Юрген Хабермас (род. 18 июня 1929).

Представители философской герменевтики

Читайте также: