Где предусмотрена ее правовая регламентация

Обновлено: 02.07.2024

Как указывалось выше, основная функция права – регулятивная. В силу своих особенностей, свойств, функций оно наиболее эффективный, причем специфический регулятор. Поэтому и правовое регулирование принципиально отличается от иных видов социального регулирования (морального, религиозного) и требует специального теоретического исследования.

Правовое регулирование - целенаправленное, результативное воздействие права на общественные отношения с помощью системы правовых средств.

Каковы же особенности правового регулирования?

1. Правовое регулирование – это одно из средств воздействия на общественные отношения.

2. Оно осуществляется на основе норм права.

3. Это целенаправленное регулирование. Законодатель, издавая нормы права, преследует определенные социальные цели, которые и реализуются в процессе правового регулирования.

5. Правовое регулирование (в отличие от иных видов социального регулирования) осуществляется под постоянным воздействием государства. Оно участвует на всех стадиях правового регулирования: издает нормы права, в необходимых случаях дает их толкование, обеспечивает и контролирует их реализацию, реагирует на различные варианты поведения в сфере правового регулирования и т.д.

Таким образом, правовое регулирование можно понимать как процесс перевода формальных нормативных предписаний в поведение людей.

Правовое регулирование следует отличать от другого сходного явления – правового воздействия. Это не только нормативное, но и психологическое, информационное, эмоциональное воздействие на человека. Воздействуя на сознание человека, правовые предписания побуждают его к действию, вызывают эмоциональное отношение к нормам права, формируя будущие варианты поведения. В результате человек может активно реализовать нормы права, действовать вопреки правовым предписаниям, нарушать их, а может их вообще игнорировать. В этом случае регулирование вообще не осуществляется.

2. Предмет правового регулирования

Существенное значение для понимания правового регулирования имеет предмет регулирования, то есть то, на что направлено правовое регулирование, что регулируется правом.

В самом широком смысле предметом правового регулирования выступают общественные отношения. То есть оно не регулирует, не способно упорядочивать физические, химические, биологические и иные процессы, которые протекают по своим собственным объективным законам, не зависят от воли и сознания людей. Однако общественные отношения проявляются через поведение, действия, деятельность людей. Поэтому непосредственным предметом правового регулирования является именно поведение многочисленных субъектов права.

Вместе с тем право не всесильно. Оно не может регулировать все без исключения отношения, как и все варианты поведения.

Предмет правового регулирования составляют лишь наиболее важные с точки зрения государства и подконтрольные ему, многократно повторяющиеся волевые действия людей.

Следовательно, право регулирует лишь только поведение, выражающееся в действии (или бездействии). Правовому регулированию не могут подвергнуться мысли, чувства, не выраженные во вне, в действиях. С помощью права нельзя заставить (или запретить) любить, ненавидеть, исповедовать конкретную религию, воспринять определенную идеологию и т.д.

При этом предмет регулирования составляет не всякое поведения, не всякие действия, а лишь важные, общественно значимые, способные породить общественно значимые последствия. Следовательно, правовыми нормами не регламентируется цвет одежды, обуви, волос и т.д. Уточним, что социальная значимость поведения определяется не самим субъектом, а государством. Например, государство может определить цвет школьной формы.

Право регулирует не все отношения, а лишь подконтрольные государству, то есть те случаи, когда государство может проконтролировать выполняемость своих предписаний.

Право регулирует не однократные, единичные варианты поведения, а варианты неоднократно повторяющиеся, ставшие нормой, правилом для широкого круга лиц. Вспомним, что право – одинаковый масштаб поведения для различного круга неравных людей.




Наконец, предмет правового регулирования составляют лишь волевые варианты поведения. То есть это поведение, которое зависит от воли самого человека - субъекта права. Поведение, определяемое биологическими, физиологическими, возрастными факторами, не может быть подвергнуто правовой регламентации. Например, посредством правовых предписаний нельзя регулировать сроки беременности, время рождения и пол ребенка, ибо они предопределены биологическими факторами.

Все остальные отношения, варианты поведения, не входящие в предмет правового регулирования, правом регулироваться не могут.

3. Методы, способы и типы правового регулирования

Метод правового регулирования показывает, каким образом государство регламентирует различные виды общественных отношений. В науке различаются два метода правового регулирования: императивный и диспозитивный. Императивный метод предполагает жесткое государственное регулирование, осуществляемое путем прямых предписаний, не допускающих изменений, учета индивидуальных особенностей и т.д.

Диспозитивный же метод основывается на том, что в процессе регулирования учитываются конкретные особенности, которые можно учесть и осуществить дополнительное индивидуальное регулирование путем заключения договора.

Чем же определяется конкретный метод?

Прежде всего, он зависит от политического режима государства. Так, в условиях тоталитарного режима, государство в правовых нормах достаточно подробно императивно регламентирует большинство общественных отношений. В условиях же демократии дается свобода действий, в том числе и в правовой сфере. Участники отношений сами выбирают вариант поведения, сами определяют способ действия.

Однако при этом не все зависит от государства. Большое значение для используемого государством метода играет характер общественных отношений. Так, в процессе регулирования имущественных отношений (и близких к ним частноправовых отношений) может использоваться как императивный, так и диспозитивный метод. Регулирование же административных, уголовных отношений (они называются публичными), связанное с государственно- властной деятельностью, диспозитивное регулирование недопустимо. Здесь используется императивный метод. Государство властно определяет компетенцию государственных органов, точно указывает меры государственного принуждения к нарушителям и т.д.

Указанные способы объективно предопределены характером поведения субъектов. Если поведение в сфере правового регулирования имеет необходимый характер (оборона страны, уплата налогов) законодатель использует способ обязывания. Варианты вредного, опасного для общества поведения законодательно запрещаются. Допустимое же поведение закрепляется с помощью дозволений, прав.

Характер использования того или иного типа так же зависит от политического режима государства. В условиях тоталитарного режима государство использует преимущественно разрешительный тип, в условиях демократии – общедозволительный. При этом при регламентации деятельности государственно-властных структур используется разрешительный тип, когда их деятельность ограничена лишь пределами компетенции. Тем самым исключается беспредел, беззаконие в их деятельности. Отношения же, связанные с распоряжением, пользованием, владением собственностью предполагают общедозволительный режим.

4. Виды и стадии правового регулирования

Правовое регулирование (как и любое социальное регулирование) может быть двух видов. Социальной и юридической практике известны два вида социального регулирования : индивидуальное и нормативное. Право выступает вовне как система норм. Следовательно, основным видом правового регулирования выступают нормы – правила поведения общего характера. Однако норма права – это одинаковый масштаб к неодинаковым людям, субъектам. Поэтому специфика права такова, что правовое регулирование не может осуществляться лишь нормативно, посредством норм. Оно неизбежно требует конкретизации, индивидуализации.

Таким образом, наряду с нормативным регулятором индивидуальные правовые предписания (решение суда по конкретному делу, исполнительные акты административных органов, приказ работодателя) несут индивидуально-регулятивную функцию: конкретизируют содержание прав и обязанностей, определяют вид и меру юридической ответственности и т.д. Это сказывается и на структуре (механизме) государства, где наряду с правотворческими (принимающими нормы права) имеются и правоприменительные органы (принимающие индивидуальные правовые предписания). Кроме того, индивидуальный характер имеют и договоры между индивидами и организациями.

Указанные особенности предопределили наличие стадий в процессе Стадии правового регулирования.

Правовое регулирование – постоянный и непрерывный процесс, в котором участвуют различные субъекты права, используются различные правовые средства, различные варианты поведения (правомерные и неправомерные), возникают противоречия и споры, нередко применяются меры государственного принуждения.

Однако при всем многообразии отношений во всех случаях правовое регулирование осуществляется через ряд стадий:

1. Стадия общей, нормативной регламентации.

2. Стадия индивидуальной регламентации (конкретизации).

3. Стадия реализации.

Поскольку речь идет о позитивном регулировании, оно начинается с издания норм права в процессе правотворчества. В случае если норма права - одинаковый масштаб, но к неодинаковым людям, эта норма требует конкретизации. Это осуществляется на второй стадии – стадии правоотношения, когда у конкретных субъектов образуются субъективные (уже не общие) права и обязанности. И лишь после этого субъекты реализуют их на практике. В необходимых случаях к правовому регулированию повторно подключается государство (его органы), которое в процессе правоприменения обеспечивает нормальную эффективную реализацию правовых предписаний.

Указанные стадии осуществляются с помощью системы правовых средств, обеспечивающих правовое регулирование, то есть воздействие права на общественные отношения. Взятые вместе и объединенные в определенной последовательности, эти элементы создают специфический механизм правового регулирования.

5. Механизм правового регулирования

Итак, механизм правового регулирования - это система правовых средств, благодаря которым обеспечивается правовое регулирование, то есть воздействие права на общественные отношения.

Обратим внимание, что речь идет не о совокупности средств, а именно о их системе (отсюда и образованный с их помощью механизм). С другой стороны – речь идет о системе именно правовых средств, то есть специфических юридических феноменов (сюда не включаются субъекты, участники отношений, органы и т.д.).

Рассмотрим эти элементы:

В итоге в рамках правоотношения субъекты, участники правоотношений получают субъективные права и юридические обязанности.

На третьей стадии средством реализации этих субъективных прав и обязанностей выступают специфические правовые акты - акты их реализации.

Кроме того, в необходимых случаях государство вновь вмешивается в действие механизма правового регулирования. В процессе правоприменения оно помогает осуществлению регулирования путем издания правоприменительных актов, являющихся важным (отнюдь не вспомогательным) элементом механизма правового регулирования.

Характеристика механизма правового регулирования будет не полной, если помимо указанных правовых средств, его составляющих, не указать средства обеспечения его эффективности. Сюда относятся такие правовые явления, как правосознание и законность.

Участники правового регулирования должны знать, понимать содержание правовых актов. Эти знания характеризуются правосознанием субъектов. С другой стороны, юридическим фактором, обеспечивающим функционирование всего механизма, на всех его стадиях, выступает режим законности.

Рассмотрим действие механизма правового регулирования на примере.

Ст. 43 Конституции гласит, что в Российской Федерации каждый имеет право на образование. Кроме того, в каждом учебном заведении имеются Устав и правила приема, содержащие нормы, регламентирующие порядок приема и обучения.

Непосредственно реализовать это право человек может не абстрактно, а лишь поступив в соответствующее учебное заведение. Для этого он предъявляет в приемную комиссию учебного заведения соответствующие документы об образовании, сдает вступительные экзамены (это и будут юридические факты). На основании их ректор института издает приказ о зачислении в учебное заведение (правоприменительный акт). На основе юридических фактов и приказа возникает образовательное правоотношение, сторонами которого является гражданин (студент) и учебное заведение.

Гражданин теперь имеет не просто право на образование, а право на обучение в конкретном институте, на конкретном факультете, в конкретной академической группе. Администрация института обязана обеспечить его методическими материалами, преподавателями, предоставить учебные аудитории и т.д. В итоге, реализуя эти права и обязанности, студент реализует свое конституционное (общее для всех) право на образование. Если же он нарушает свои субъективные юридические обязанности (прогуливает занятия, не готовится к ним), ректор института объявляет ему письменно выговор в приказе (правоприменительный акт). Если он оказывает на студента влияние, тот исправляется и реализует свое право и обязанности.

Естественно, для того, чтобы реализовать свои права и обязанности, создать нужный юридический факт, гражданин должен знать соответствующие правовые нормы, регламентирующие этот процесс. В этом и заключается суть правосознания. Кроме того, весь процесс правового регулирования осуществляется в рамках законодательства и не должен нарушаться. В этом заключается суть законности.

Таким образом, во взаимодействии указанных средств и осуществляется процесс правового регулирования.

В рамках теории права как раз и изучаются последовательно все указанные элементы, средства (нормы, формы, правоотношения, акты применения и т.д.).То есть теорию права можно определить и как теорию правового регулирования.

Правово́е регули́рование — процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание.

Особенность правового регулирования как отдельного вида социального регулирования заключается в том, что воздействие на поведение людей и общественные отношения осуществляется исключительно при помощи специальных правовых средств и методов. Отсюда использование любых других средств правового характера, специально для этого не предназначенных, правовым регулированием не считаются, они относятся к более широкому понятию — правовое воздействие. Поэтому какое-либо воздействие на поведение людей через средства массовой информации, путём пропаганды или агитации, в том числе нравственного или правового воспитания и обучения не являются правовым регулированием, ввиду того, что не представляют из себя специально направленную юридическую деятельность по упорядочиванию общественных отношений [1] .

Правовое регулирование следует отличать от правового воздействия. Под ним понимается весь процесс влияния права на социальную жизнь общества. Предмет правового воздействия намного шире предмета правового регулирования, который содержательно входит в него. Помимо собственно правового регулирования правовым воздействием также охватываются экономические, политические и социальные отношения, которые правовом напрямую не регулируются, но на которые оно так или иначе оказывает влияние (информационно-правовое и воспитательно-правовое воздействие).

Содержание

Предмет и пределы регулирования

Предмет правового регулирования — это совокупность общественных отношений, на которые направлено воздействие правовых средств и методов.



Предмет существует как у каждого отдельно взятого правого средства (норма права, институт права, отрасль права, правоприменительный акт), так и в целом предмет представляет собой совокупность всех общественных отношений, на которые целенаправленно воздействует право. Посредством права невозможно урегулировать абсолютно все общественные отношения, поэтому должна быть достаточно точно определена сфера их регулирования. В сферу правового регулирования должны входить все те отношения, которые уже урегулированы правом — они составляют собственно предмет, а также те, которые только нуждаются в таком регулировании.

Нельзя допускать, чтобы сфера правового регулирования была слишком сужена либо чересчур расширена. В случаях, когда роль права при регулировании общественных отношений занижена или незначительна, может возникнуть ситуация хаоса и произвола в обществе, грозящее серьёзным нарушением правопорядка. И наоборот, в случаях, когда при помощи права пытаются урегулировать практически все общественные отношения, которые даже не нуждаются в этом, возникает ситуация тотального контроля государства за всей социальной жизнью общества и, как следствие, произвола уже со стороны самого государства [2] .

В сферу правого регулирования принято включать три группы общественных отношений [2] :

  • отношения людей по обмену материальными либо нематериальными ценностями (экономические отношения);
  • отношения по властному управлению (политические отношения);
  • отношения по обеспечению правопорядка (обеспечивают функционирование первых двух групп).

Также в теории выделяются пределы правового регулирования, которые являются условными границами вмешательства в общественные отношения при помощи правовых средств. За их рамками общественные отношения не подлежат и не нуждаются в правовом регулировании.

Пределы правового регулирования подразделяются на:

  • Объективные — зависят от природных, технических, социальных и иных факторов, которые делают невозможным воздействия права на те либо иные общественные отношения (отсутствие технической возможности, финансово-материальных средств и др.);
  • Субъективные — всегда зависят от воли законодателя, не желающего по тем или иным причинам регулировать определённые общественные отношения.

Характеристика

Способы

Способы правового регулирования представляют из себя основные пути регулирующего воздействия права на общественные отношения, характеризующиеся следующими предписаниями, зафиксированными в норме права:

  • Дозволение — предоставление управомоченному лицу возможности совершать определённые действия, при этом такое лицо по своему усмотрению может уклониться от их совершения или не воспользоваться ими вообще (например, собственник вещи вправе владеть, пользоваться и распоряжаться ею; граждане вправе избирать и быть избранными в органы власти).
  • Позитивное обязывание — обязанность какого-либо лица совершить определённое действие, при этом он не имеет возможности уклониться от такого совершения или проигнорировать его (например, обязательства по уплате налогов, по исполнению договора; воинский долг).
  • Запрет (негативное обязывание) — обязанность какого-либо лица воздержаться от совершения определённых действий под угрозой, в случае неисполнения такого требования, применения различного рода санкций (например, при совершении преступлений или административных правонарушений).

Методы

Методы образуют совокупность способов, приёмов и средств, используемые в процессе правового регулирования, и свойственные какому-либо институту, отрасли права или иному элементу системы права.

  • Императивный (субординации) — воздействие на общественные отношения, когда субъекту предписывается строго заданный вариант поведения и он не имеет возможности уклониться от его осуществления под угрозой применения мер принуждения. Присуще отраслям публичного права, где имеют место отношения власти и подчинения.
  • Диспозитивный (координации) — при регулировании отношений между субъектами предусматриваются лишь общие рамки возможного поведения, при этом внутри них субъекты вправе самостоятельно предусмотреть иной вариант поведения по своему усмотрению, в том случае, если таким правом они не воспользовались, их отношения будут регулироваться согласно общим предписаниям. Классический метод всех отраслей частного права, основанных на равенстве сторон.
  • Поощрительный — субъекту предписывается определённый вариант поведения, при этом за качественно совершённое исполнение предполагается мера дополнительного благоприятного воздействия (поощрение).
  • Рекомендательный — субъекту определяется возможный вариант поведения, но он не обязан его придерживаться и может свободно уклониться от исполнения.



Типы сочетают в себе способы правового регулирования в зависимости от их целевой направленности и свойственны определённой совокупности отраслей права.

Классификация

В зависимости от средств правового регулирования:

  • Нормативное — регулирование осуществляется посредством норм позитивного права и распространяется на неограниченный круг лиц. Является первичным, который определяет общие правила для всех общественных отношений определённого вида, а не для единичного случая.
  • Индивидуальное (казуальное) — регулирование осуществляется с помощью индивидуальных правовых средств (правомерные односторонние действия, договоры, правоприменительные акты: административные и судебные решения). Распространяется на индивидуально-определённый (поименованный) круг лиц, вытекает из нормативного регулирования и конкретизирует его.
    • Координационное (саморегулирование) — регулирование осуществляется непосредственно участниками общественных отношений без участия в них государства (заключение договоров, осуществление правомерных действий).
    • Субординационное — регулирование конкретных общественных отношений, в которых участвует государство в лице своих компетентных органов (принятие административных и судебных решений).

    В зависимости от субъекта, осуществляющего правовое регулирование:

    • Государственное — осуществляется государственными органами и их должностными лицами с применением исключительно правовых норм.
    • Негосударственное — осуществляется общественными организациями, коллективами или индивидуальными участниками общественных отношений с применением как норм права, так и индивидуальных правовых средств.

    В зависимости от степени централизации:

    • Централизованное — единообразное регулирование общественных отношений на всей территории страны.
    • Децентрализованное — регулирование осуществляется из различных центров и уровней в пределах страны (например в федеративном государстве).

    В зависимости от сферы действия права:

    • Общее — распространяется абсолютно на всех субъектов.
    • Ведомственное — распространено только кв какой-либо сфере государственного управления.
    • Местное — распространено на уровне административно-территориальных или муниципальных образований.
    • Локальное — распространено внутри корпоративных сообществ и организаций.

    Стадии и механизм регулирования

    Стадии

    правотворчество
    (создание нормы права)
    юридический
    факт
    возникновение правоотношения реализация права
    применение права
    (факультативная стадия)


    Первая стадия (правотворчество) — создаётся норма права, имеющая общее воздействие на общественные отношения, путём обозначения ориентиров о возможности наступления либо позитивных, либо негативных последствий, которое оказывает влияние на волю и сознание людей. Правовыми средствами являются норма права и источники права.

    Вторая стадия (юридический факт + правоотношение) — происходит индивидуализация и конкретизация нормативных предписаний после наступления юридических фактов, то есть воплощение нормы права применительно к конкретному общественному отношению, где она начинает работать. На этой стадии правовыми средствами являются субъективные права и юридические обязанности.

    Третья стадия (реализация права) — правовые предписания воплощаются в жизнь и имеют конкретный правовой результат, в том числе посредством правообеспечительной и правоохранительной функций. Правовыми средствами здесь являются акты использования права, исполнения обязанности или соблюдения запрета.

    Четвёртая стадия (правоприменение) — деятельность компетентных органов, связанная с индивидуализацией предписаний нормы права и оформленная в виде акта применения права. Является факультативной стадией, субъекты прибегают к ней только в случае возникновения такой необходимости, когда реализация правовых предписаний невозможна без вмешательства со стороны компетентных органов (в основном сфере регулятивных и охранительных отношений: регистрация брака, принятие судебного решения). Правовым средством здесь является правоприменительный акт.

    Механизм

    Механизмом правового регулирования является совокупность специальных юридических средств, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений. Правовые средства выступают в качестве инструментов, используемых в процессе правового регулирования.

    Основные правовые средства (являются основными на конкретной стадии правового регулирования):

      ; и юридические обязанности;
    • акты реализации права; .

    Вспомогательные правовые средства (состоят в неразрывной связи с основными):

    См. также

    Примечания

    Литература

    • Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. — М .: ИНФРА М-Норма, 1997. — 570 с. — ISBN 5-86225-404-4
    • Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. — М .: Юрайт-М, 2002. — 432 с. — ISBN 5-7975-0616-5

    Ссылки

    • Теория государства и права
    • Социальная философия

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Полезное

    Смотреть что такое "Правовое регулирование" в других словарях:

    ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ — форма регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права. Предполагаетосознание субъектами своих прав и обязанностей, в которых… … Финансовый словарь

    Правовое регулирование — (англ law/juridi cal/legal regulation/rules) гос ное регулирование общественных отношений путем установления норм права, направляющих поведение субъектное права на реализацию целей, выдвигаемых субъектом правотворчества в данный исторический… … Энциклопедия права

    ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ — процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права). Основывается на предмете и методе П.р. Предметом является определенная форма общественных отношений, которая закрепляется соответствующей группой… … Юридический словарь

    ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ — ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, процесс воздействия государства (см. ГОСУДАРСТВО) на общественные отношения с помощью юридических норм. Предметом правового регулирования является форма общественных отношений, которая закрепляется группой юридических норм … Энциклопедический словарь

    ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ — процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права). Предметом П.р. является определенная форма общественных отношений, которая закрепляется соответствующей группой юридических норм. Так, например,… … Юридическая энциклопедия

    правовое регулирование — процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права). Основывается на предмете и методе П.р. Предметом является определенная форма общественных отношений, которая закрепляется соответствующей группой… … Большой юридический словарь

    Правовое регулирование — осуществляемая всей системой юридических средств, форм и методов, правовая регламентация (организация, упорядочение) общественных отношений. В правовом регулировании выделяются следующие компоненты: а) предмет регулирования, т.е. то, на что… … Теория государства и права в схемах и определениях

    ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ — процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права). Предметом П.р. является определенная форма общественных отношений, которая закрепляется соответствующей группой юридических норм. Так, например,… … Энциклопедический словарь экономики и права

    ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ — процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права). Он основывается на предмете и методе П.р. Предмет П.р. составляет определенная форма общественных отношений. которая закрепляется соответствующей… … Энциклопедия юриста

    Читайте также: