Где мораль утверждается на теологии а право на божьих

Обновлено: 04.07.2024

Для Германии философское кредо Фейербаха оказалось не совсем традиционным: он резко и решительно отверг идеализм своих великих предшественников (Фихте, Шеллинга, Гегеля) и объявил себя материалистом и атеистом. На общем философском фоне практически безраздельного господства идеализма и более чем уважительного отношения к религиозным традициям столь крутой поворот не мог не привлечь внимания. Фейербах оказался смелым и очень своевременным философом. Целью реферата является изучение основных положений Л. Фейербаха.

Содержание

Введение ………………………………………………………………… 3
1. Критика религии и объективного идеализма ………..…………….. 4
2. Антропологический материализм Фейербаха. Диалектика Я и Ты ………………………………………………………………………………. … 7
3. Этические и социально-политические воззрения Фейербаха …………………………………………………………………….……………. 10
Заключение ………………………………..…………………………… 12
Список литературы …………………………………………………… 13

Вложенные файлы: 1 файл

Философия Л. Фейербаха.doc

Содержание

1. Критика религии и объективного идеализма ………..…………….. 4

2. Антропологический материализм Фейербаха. Диалектика Я и Ты ……………………………………………………………………………… . … 7

3. Этические и социально-политические воззрения Фейербаха …………………………………………………………………….……… ……. 10

Введение

Для Германии философское кредо Фейербаха оказалось не совсем традиционным: он резко и решительно отверг идеализм своих великих предшественников (Фихте, Шеллинга, Гегеля) и объявил себя материалистом и атеистом. На общем философском фоне практически безраздельного господства идеализма и более чем уважительного отношения к религиозным традициям столь крутой поворот не мог не привлечь внимания. Фейербах оказался смелым и очень своевременным философом. После тяжеловесных, громоздких, усложненных донельзя, а то и просто невнятных фихтеанских и гегелевских конструкций, мысли Фейербаха были просты и наглядны, они представлялись возвращением к здравому смыслу, спуском с заоблачных высот туманных абстракций на живую и грешную землю.

Буквально в течение нескольких лет с момента выхода его основных работ - “К критике философии Гегеля” (1839) и “Сущность христианства” (1841) - Фейербах сделался необыкновенно популярен чуть ли не во всей образованной Европе (в том числе и в России).

Целью реферата является изучение основных положений Л. Фейербаха.

Реферат состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Критика религии и объективного идеализма

Истинная философия, по словам Фейербаха, нуждается в союзе с естествознанием.

Этот союз превращает философию из безжизненной схемы в подлинно научную антропологическую философию.

2. Антропологический материализм Фейербаха. Диалектика Я и Ты

Антропологическая философия во многом была родственна предыдущим, особенно материалистическим, концепциям: Фейербах признавал материю как основание всего существующего, рассматривал пространство и время как атрибуты материи, указывал на бесконечности и вечность материи и т. п.

Вместе с тем его взглядам на мир и познание был присущ недостаток: он оставался приверженцем антидиалектики. Л. Фейербах, критикуя философию Гегеля и его немецких приверженцев, не оценил их диалектику и отбросил ее как очередное спекулятивное построение.

В своем отношении к религиозному мировоззрению Фейербах оказался непоследовательным: критикуя религию, он в то же время призывал создать новый вид религии. Он развенчал представление о Боге, но его антропологический материализм подвел к признанию того, что сам человек есть Бог; человек человеку Бог.

Л. Фейербах считал, что любовь между мужчиной и женщиной ведет к нравственному самоусовершенствованию, в конечном счете — к справедливости в обществе

По Фейербаху, мы должны на место любви к Богу поставить любовь к человеку как единственную, истинную религию, на место веры в Бога — веру человека в самого себя.

Любовь человека к человеку — важнейший фактор бесконфликтного развития общества.

Таков один из выводов, вытекающих из антропологической философии Людвига Фейербаха.

Человек не может быть счастлив в одиночку, следовательно, любовь к ближним - предпосылка социальной гармонии, цель человеческого существования. Однако подобная философская конструкция сильно упрощает действительность, абстрагируется от прозы жизни, где наряду с любовью часто встречается недоброжелательство, зависть, злоба, вражда.

3. Этические и социально-политические воззрения Фейербаха

Социологические и этические воззрения Фейербаха — наименее разработанная и оригинальная часть его учения. Как и все домарксовские материалисты, Фейербах не смог материалистически понять социальную жизнь, общественное сознание, а, следовательно, и нравственность. Правда, он выступает против религиозно-идеалистического истолкования общественной жизни. Но это не приводит его к материалистическому пониманию истории, поскольку на место представления о мистических движущих силах истории он ставит человеческие чувства и страсти, т. е. нечто хотя и вполне реальное, но не материальное. Религиозно-идеалистическому истолкованию всемирной истории Фейербах противопоставляет натуралистическую концепцию, исходный пункт которой составляет антропологическая характеристика человеческой чувственности как главной и определяющей силы поведения каждого индивида и общества в целом.

Не возвращаемся ли мы во времена негодяев, великих творцов суеверия и фанатизма, которые впервые воспользовались ножом с алтаря для того, чтобы принести в жертву отказавшихся стать их приверженцами?

Вольтер

Прогресс в религии означает, что с течением времени религия все больше и больше становится на сторону жертв против угнетателей.

Фримен Дайсон

Священнослужители быстро заметили, что, служа богам, они служат самим себе и могут беспрепятственно использовать в собственных интересах дары, обеты и жертвы, приносимые существам, которым они совершенно не нужны.

Поль Анри Гольбах

Папы натворили слишком много глупостей, чтобы можно было верить в их непогрешимость.

Наполеон

Утверждают, что Бог написал книгу под названием "Библия", и общепризнано, что эту книгу довольно трудно понять. Пока все экземпляры этой книги оставались у церкви, а людям не позволялось читать ее, в этом мире было сравнительно мало ереси; но когда книгу напечатали и стали читать, у людей появились разные точки зрения относительно ее смысла, совершенно искренние. Некоторые оказались достаточно независимыми и смелыми, чтобы поведать миру свои подлинные мысли, и для истребления этих людей церковь использовала всю свою власть. Протестанты и католики соревновались друг с другом в деле порабощения человеческого разума. В течение столетий они были соперниками в позорном старании избавить землю от честных людей.

Роберт Грин Ингерсолл

Каждая церковь – камень на могиле Богочеловека: ей вовсе не нужно, чтобы Он опять воскрес.

Фридрих Ницше

Удивительно ли, что в этом мире есть атеисты, если церковь ведет себя так мерзко?

Вольтер

Священнослужители имеются даже у самых темных и невежественных язычников в этом мире, а обычай облекать религию тайной, чтобы обеспечить почтение народа к духовенству, встречается не только у римских католиков, но, вероятно, по всему миру, даже среди самых диких и неразумных варваров.

Даниель Дефо

Не будь я атеистом, я верил бы в Бога, который оценивает людей по тому, как они живут, а не по тому, что они говорят. Я думаю, что такой Бог предпочел бы честного и искреннего атеиста выступающему на телевидении проповеднику, у которого каждое слово Бог, Бог, Бог, а каждый поступок – грязь, грязь, грязь.

Айзек Азимов

Дабы утвердить свои права, дарованные небесами, лучше уничтожить все остальное, чем уступить, – вот дух Церкви.

Никола Буало

Мне не известно ни одно преступление, которое не оправдывала бы церковь, в той или иной форме. Церковь не первооткрыватель; она принимает новую истину самой последней и только после того, как отрицать ее становится бесполезным.

Роберт Грин Ингерсолл

Ничто так не отдаляет и не отвращает людей от церкви, как разлад в ней.

Фрэнсис Бэкон

В церкви, рассматриваемой как общественный организм, чудеса неизбежно вырождаются в веру.

Симона Вейль

Мораль у всех людей повсюду одна и та же, – следовательно, она ниспослана Богом; религиозные конфессии различны, – следовательно, они сотворены людьми.

Вольтер

Позаботьтесь о Людях, а Всемогущий Бог позаботится о Себе Сам.

Курт Воннегут

Религиозная секта – это религиозная конфессия без политической власти.

Томас Кеннерли Вулф

В смысле распределения ресурсов времени религия не очень эффективна. В воскресенье утром я мог бы сделать значительно больше.

Билл Гейтс

Ваша церковь – шлюха: она продается богатым.

Жан Поль Сартр

Желудок… хорош у церкви божьей;

Немало стран уж слопала она

И несвареньем всё же не больна.

Одна лишь церковь может, без сомненья,

Переварить неправые именья.

Иоганн Вольфганг Гёте

Если присмотреться к происхождению этой великой духовной власти, то легко можно понять, что папство есть не что иное, как призрак умершей Римской империи, усевшийся на ее могиле, увенчав себя короной…

Томас Гоббс

Духовенство было бы весьма недовольно, если бы его духовный труд оплачивался только духовно.

Поль Анри Гольбах

Язычник может быть крещен,

Еретика исправит лишь железо.

Николай Гумилев

Если хотите разувериться в Боге, подружитесь с каким-нибудь священником.

Георгий Гурджиев

Наша религия должна проявляться не в наших словах, а в наших жизнях. Именно по этому критерию мир должен судить обо мне. Но такой критерий не устраивает духовенство. Они требуют однозначного и высказанного публично согласия со всеми их предвзятыми нелепостями. По-моему, не будь в этом мире священников, в нем никогда не было бы и безбожников.

Томас Джефферсон

Нет ереси или философии, которая вызывала бы у церкви такое отвращение, как человек.

Джеймс Джойс

Каждая церковь делает вид, что получила откровение от Бога и что это откровение должно быть дано людям через именно эту церковь; что церковь действует через своих служителей и что обычные люди должны довольствоваться откровением – не от Бога – от этой церкви. Если бы люди подчинились такому нелепому притязанию, то, конечно, на свете осталась бы только одна эта церковь, и она никогда бы не развивалась. Она бы стала реакционной, ибо, чтобы забывать, вовсе не требуется думать или исследовать. Без ереси не было бы никакого прогресса.

Роберт Грин Ингерсолл

Католическая церковь не может быть союзом вольнодумцев.

Иоанн Павел II

У меня столько же права на власть, как и у Папы Римского. Просто людей, которые верят в это мое право, значительно меньше.

Джордж Карлин

Почему от священнослужителя требуют благочестия, когда врачу не вменяется в обязанность, леча других, самому быть здоровым?

Василий Ключевский

Читайте также: