Фз об охране окружающей среды как источник экологического права

Обновлено: 02.07.2024

1. Понятие и классификация источников экологического права

Источники - объективные носители норм.

Источники экологического права - нормативные правовые акты, содержащие нормы по регулированию общественных экологических правоотношений.

Особенности источников экологического права:

1) два уровня установления правовых норм (то есть акты Российской Федерации и акты ее субъектов), так как большинство правоотношений, являющихся предметом экологического права, отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; кроме того, ряд вопросов (озеленение, твердые бытовые отходы) отнесены к вопросам местного значения и могут регулироваться муниципальными правовыми актами;

2) нормы экологического права содержатся не только в специальном законодательстве, но и в актах других отраслей законодательства;

3) значительный объем подзаконных актов, что связано как с объективными факторами (специфика разнообразных объектов, по поводу которых возникают отношения, урегулированным эколого-правовыми нормами), так и с субъективными факторами (несовершенство нормативной базы, неоптимальная структура органов экологического управления, коррупциогенность норм и т.д.).

Классификации источников экологического права

Рассмотрим различные классификации источников экологического права.

  1. По юридической силе:
    1. Законы
    2. подзаконные акты
    1. Общие
    2. Специальные
    1. Материальные
    2. Процессуальные
    1. Кодифицированные
    2. Некодифицированные

    2. Конституционные основы правового регулирования экологических правоотношений

    Конституция РФ играет ключевую роль во всех отраслях права. В Конституции закрепляются (признаются) права и свободы человека и гражданина, гарантии их соблюдения и защиты, зало­жены основы правовой системы, основы организации и пределы государственной власти.

    Можно выделить две группы конституционных норм:

    • ст. 1 - РФ есть демократическое федеративное правовое государство; демократичность Российского государства должна проявляться, в том числе, в демократических процедурах участия населения, общественных объединений в процессе принятия экологически значимых решений;
    • ст. 2 - человек, его права и свободы являются высшей ценностью, что реализуется, в частности, в принципе приоритета экологических прав человека
    • ст. 7 - РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; к таким условиям, несомненно, следует отнести и благоприятную окружающую среду;
    • ст. 10 - разделение властей

    2) специальные экологические:

    • установление прав и обязанностей:
      • ст. 42 - три основных экологических права человека: каждый имеет право на благоприятную окружающую среду; достоверную информацию о ее состоянии; и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением;
      • ст. 58 - обязанность каждого сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.
      • ст. 9 - земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов. Определено место и роль природных ресурсов, закреплена экологическая роль государства. Ст. 9 также устанавливает многообразие форм собственности на природные ресурсы.
      • ст. 36 прямо закрепляет право частной собственности на землю.

      3. Общая характеристика ФЗ "Об охране окружающей среды". Иные федеральные законы - источники экологического права.

      Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Сменил Закон РСФСР от 19.12.1991.

      Структура Федерального закона включает:

      • глава I. Общие положения;

      • глава П. Основы управления в области охраны окружающей среды;

      • глава III. Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружаю­щей среды;

      • глава IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;

      • глава V. Нормирование в области охраны окружающей среды;

      • глава VI. Оценка воздействия на окружающую среду и эко­логическая экспертиза;

      • глава VII. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

      • глава VIII. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычай­ных ситуаций;

      • глава IX. Природные объекты, находящиеся под особой охраной;

      • глава X. Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);

      • глава XI. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);

      • глава XII. Научные исследования в области охраны окру­жающей среды;

      • глава XIII. Основы формирования экологической культуры;

      • глава XIV. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в об­ласти охраны окружающей среды;

      • глава XV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды;

      • глава XVI. Заключительные положения.

      В контексте концепции устойчивого развития важное значе­ние имеет регулирование нормирования допустимого изъятия компонентов природной среды (ст. 26 Закона). Особенно важно то, что Закон предусмотрел требование о нормировании допусти­мого изъятия ресурсов недр. В отличие от земель, лесов, вод, объ­ектов животного мира, в отношении недр в действующем законо­дательстве требования о нормировании не установлены.

      Законом определен юридический критерий уровня проектиро­вания предприятий и иных объектов. Таким критерием является внедрение наилучших существующих технологий.

      Повышению эффективности природоохранной деятельности может способствовать запрет на совмещение функций государст­венного контроля в области охраны окружающей среды и функ­ций хозяйственного использования природных ресурсов (ст. 65).

      Закон об охране окружающей среды как головной акт в теоре­тическом плане с учетом специфики и сложности объекта регули­рования занимает специфическое место в системе экологического законодательства и права.

      Устанавливаемые Законом общие правовые механизмы управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием включают:

      • экологическое нормирование и стандартизацию,
      • оценку воздействия планируе­мой деятельности на окружающую среду,
      • экологическую экспер­тизу,
      • экологическую сертификацию, экологический аудит,
      • лицензирование,
      • меры экономичес­кого стимулирования, планирование, финансирование, страхова­ние,
      • мониторинг,
      • экологический контроль

      и некоторые другие. Данные механизмы применимы как к охране природы в целом, так и к охране отдельных природных ресурсов (объектов).

      4. Иные федеральные законы источники экологического права:

      Федеральные законы, регулирующие общие институты экологического права (общая часть)

      Федеральные законы, регулирующие отношения в сфере экологической безопасности

      • Федеральный закон от 21.07.1997 №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"

      Федеральные законы, регулирующие отношения по поводу охраны отдельных природных объектов

      Природоресурсное законодательство

      (Федеральные законы, регулирующие отношения по поводу использования и охраны различных видов природных ресурсов)

      Значительный удельный вес в системе экологического законо­дательства занимает природоресурсное законодательство. В от­личие от законодательства об окружающей среде в собственном смысле, природоресурсное законодательство более развито, по­скольку, как подчеркивалось ранее, экологическое законодатель­ство в России развивалось применительно к использованию и охране отдельных природных ресурсов.

      Природоресурсное законодательство это — совокупность зако­нов, регулирующих отношения по использованию и охране от­дельных природных ресурсов. Оно включает:

      12.1. Понятие и метод экологического права. Объекты экологического права

      Главное назначение экологического права – обеспечить конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (гл. 2. ст. 42 Конституции РФ).

      Экологическое право – система правых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, рационального использования и оздоровления окружающей природной среды, а также предупреждения вредных последствий хозяйственной деятельности. Экологическое право как развивающаяся отрасль права включает в себя:

      • природно-ресурсное право, которое регламентирует отношения по рациональному использованию природных объектов, ресурсов, комплексов в целях удовлетворения потребностей народного хозяйства и различных природопользователей;
      • природоохранительное право, регулирующее отношения по сохранению, воспроизводству и улучшению (оздоровлению) окружающей человека природной среды, включая защиту ее от вредных последствий хозяйственной деятельности человека.

      Объектами экологического права являются:

      • естественно-экологические системы;
      • земля, ее недра;
      • животный и растительный мир;
      • генетический фонд;
      • озоновый слой атмосферы;
      • воды;
      • микроорганизмы;
      • заповедники, заказники;
      • находящиеся под угрозой исчезновения виды растений, животных и места их обитания.

      Предмет экологического права составляют общественные отношения в области взаимодействия человека и природы. Различают две группы таких отношений: отраслевые и комплексные. Экологическое право предусматривает правовые способы борьбы с вредными воздействиями на окружающую среду- проведение экологической экспертизы, установление экологических требований к размещению и эксплуатации хозяйственных объектов. Оценка воздействия на окружающую среду и т. д.

      Особое значение имеют методы правового регулирования как способы воздействия на участников общественных отношений со стороны государства. В данной отрасли права применяется своеобразное сочетание императивного и экономического, гражданско-правового методов регулирования.

      Отраслевые экологические отношения предусматривают регулирование использования и охраны земель, лесов, атмосферного воздуха; водоемов, животного мира, недр, а также хранения, обработки и утилизации радиоактивных веществ и других опасных отходов. Комплексные экологические отношения касаются прав природопользования и охраны природных ресурсов в целом – т. е. и заповедников, лечебно-оздоровительных, санитарных, рекреационных и иных зон. Взаимодействие этих видов отношений и обеспечивает возможность охраны окружающей природной среды, бережного отношения к природным богатствам посредством соблюдения требований экологического права. Согласно ст. 58 Конституции РФ, каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Субъектами экологического права являются физические и юридические лица, Правительство РФ, специально уполномоченные и иные государственные органы, субъекты РФ и Российская Федерация в целом.

      Совокупность различных мер и методов, способов защиты и использования объектов экологического права является формой правовой охраны природной среды обитания. По характеру осуществления формы правовой охраны можно разделить:

      • на формы охраны природы среды государством
      • формы охраны негосударственными объединениями

      Например, законодательством предусмотрена система государственных органов управления в сфере охраны окружающей среды:

      1) органы общей компетенции;

      2) специально уполномоченные органы: федеральные органы комплексного управления; функциональные органы; координационные органы.

      12.2. Развитие экологического законодательства. Источники экологического права

      Историю развития в России экологического права можно разделить на три периода: до 1917 г.; в советский период; на современном этапе.

      На сегодняшнем этапе экологическое право развивается с учетом определенных факторов, в том числе: наличие определенных пробелов, несовершенства экологического законодательства, введение различных форм собственности на природные ресурсы. Развитие рыночных отношений в России оказывает существенное влияние на развитие современного экологического права и экологических отношений. В настоящий момент государством разработана экологическая доктрина (с основными направлениями и приоритетными), и можно выделить основные направления развития экологического законодательства:

      • обозначение объектов правового регулирования экологических отношений;
      • выделение принципов экологического законодательства;
      • ориентирование экологических правоотношений на предотвращение причинения вреда окружающей среде;
      • создание единого понятийного аппарата экологического права;
      • разработка круга субъектов экологических правоотношений;
      • уточнение и закрепление процедурных механизмов экологического права.

      Под источниками экологического права понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Источники экологического права имеют ряд особенностей, предопределенных комплексным характером самой отрасли в системе российского права.

      Выделяют следующие виды источников экологического права:

      Основой экологического базиса являются конституционные акты

      Конституция РФ и Конституции республик РФ. Например, ст. 2, 9, 36, 42, 72, 114 Конституции РФ

      Экологические и экологизированные международные нормативно-правовые акты 1

      Ст. 15 Конституции РФ как составная часть Российской правовой системы;

      общепризнанные принципы и нормы международного права

      Законы: федеральные и субъектов РФ

      Специальный (полностью экологизированный)

      федеральные законы (природоохранительные и поресурсные);

      законы субъектов РФ;

      другие нормативные акты (Основы законодательства, кодексы и т. д.)

      Обычно частично или полностью экологизированные подзаконные акты

      Указы и распоряжения Президента РФ;

      Постановления и распоряжения Правительства РФ;

      нормативно-правовые акты субъектов РФ;

      Региональные нормативные акты и решения органов местного самоуправления, их администраций (ст. 132 Конституции РФ)

      и иные ведомственные нормативные акты, например приказы, инструкции, издаваемые федеральными министерствами для осуществления функции регулирования, использования и охраны отдельных природных ресурсов.

      12.3. Система экологического права и классификация экологических правовых норм

      Система экологического права включает в себя юридические нормы, представленные в виде главных частей, основных разделов, институтов и входящих в них норм. Как и в других отраслях права, в экологическом праве выделяют общую и особенную части. Кроме того, ряд норм составляет специальную часть экологического права.

      Общая часть предусматривает: предмет и систему экологического права; источники и принципы экологического права; экологические правоотношения; права собственности и природопользования; экологическую экспертизу; экологический контроль; управление экологией; ответственность за экологические правонарушения 2 .

      Особенную часть составляет ряд эколого-правовых режимов использования природных объектов и защиты экологической системы, а также эколого-правовой режим и охрана экологических систем, находящихся в сфере производственной деятельности и антропогенного воздействия. В этот перечень входят следующие эколого-правовые режимы: недро-, водо- и лесопользования; пользования животным миром; использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере несельскохозяйственного производства; использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере сельскохозяйственного производства; экологических систем, в которых находятся населенные пункты.

      Нормы Особенной части предусматривают эколого-правовую защиту атмосферного воздуха, природных объектов и комплексов, эколого-правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и экологическое обеспечение Вооруженных сил РФ. Специальная часть экологического права регулирует следующий спектр вопросов: международно-правовая охрана окружающей среды; загрязнение Мирового океана; экология и космос. Правила, регулирующие деятельность человека в области охраны и использования окружающей природной среды – нормы экологического права. Различают нормы: отраслевые – по охране и использованию природных объектов, таких как земля, недра, вода, леса и т. д.; комплексные – по охране и использованию природных комплексов, природной среды в целом; экологизированные, которые содержатся в других отраслях права (административном, уголовном, хозяйственном и т. д.) и требуют соблюдения правил охраны окружающей природной среды.

      Разрешительные и обязывающие нормы определяют порядок деятельности природопользователей. В первом случае по решению специально управомоченного органа хозяйствующий субъект получает право выполнять определенные действия, посредством которых осуществляется воздействие на природную среду. Во втором случае природопользователь как участник экологического правоотношения вынужден выполнять соответствующие требования. Восстановительные, или компенсационные, нормы права предусматривают адресованное правонарушителю требование о восстановлении нарушенного состояния природной среды и компенсации не только расходов на возмещение ущерба, но и затрат на проведение природоохранных мероприятий.

      Управомочивающие нормы устанавливают компетенцию представительных, исполнительных и специальных органов государства (Правительства РФ, республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, местных органов самоуправления, специально уполномоченных органов) в области охраны окружающей природной среды.

      Ознакомление с данными статьями КоАП РФ необходимо для выполнения практических заданий по теме.

      Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 42, статья 58 Конституции Российской Федерации).

      Согласно статье 1 Федерального закона № 7-ФЗ окружающая среда — это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

      Статьей 2 Федерального закона № 7-ФЗ закреплено, что законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

      В соответствии со статей 6 Федерального закона № 7-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

      - участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;

      - участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации;

      - принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;

      - право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды;

      - участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации, являющихся частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

      - осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;

      - утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный экологический надзор (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъекта Российской Федерации);

      - установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;

      - право организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории субъекта Российской Федерации;

      - обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;

      - предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

      - ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

      - ведение Красной книги субъекта Российской Федерации;

      - право образования особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;

      - участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;

      - право организации проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществления экологической паспортизации территории.

      К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ, в том числе, относится решение вопросов:

      - организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, обращения с твердыми коммунальными отходами;

      - осуществления регионального государственного экологического надзора (в части регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения; регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха; регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов; регионального государственного надзора в области обращения с отходами) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности.

      Во исполнение норм федерального законодательства, установленных вышеназванными нормативными правовыми актами, на республиканском уровне сформирована правовая база в сфере экологии и состояния окружающей среды.

      По данным федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на момент проведения мониторинга, в Республике Алтай действует 92 нормативных правовых акта, в целом или в части отдельных норм, регулирующих вопросы в рассматриваемой сфере правоотношений.

      В число упомянутых выше нормативных правовых актов входят: Конституция Республики Алтай, 11 законов Республики Алтай, 4 указа Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай, 37 постановлений Правительства Республики Алтай, 39 приказов исполнительных органов государственной власти Республики Алтай.

      В соответствии со статьей 60 Конституции Республики Алтай каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, обеспечивать экологическую безопасность. Республика Алтай устанавливает перечень особо охраняемых территорий и объектов природы, виды растений и животных, занесенных в Красную книгу республики.

      Во исполнение норм федерального законодательства и республиканского законодательства, Правительством Республики Алтай в сфере природоохранного законодательства принят ряд постановлений.

      При проведении регионального государственного экологического надзора осуществляется проверка соблюдения экологических требований, установленных законодательством Российской Федерации в области:

      а) охраны атмосферного воздуха;

      б) обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов, биологических отходов, отходов лечебно-профилактических учреждений);

      в) использования и охраны водных объектов;

      г) геологического изучения, рационального использования и охраны участков недр местного значения;

      д) охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения (пункт 2 Порядка).

      В силу пункта 3 Порядка региональный государственный экологический надзор организуется и осуществляется Министерством природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай.

      Так, Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай является исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, осуществляющим функции по реализации государственной политики по отдельным переданным полномочиям Российской Федерации в области экологической экспертизы, а также полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сферах регулирования отношений, связанных с охраной окружающей среды, особо охраняемых природных территорий, в сфере обеспечения на территории Республики Алтай реализации мероприятий в области охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами, нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, по оказанию государственных услуг в соответствии с настоящим Положением.

      Мероприятия Государственной программы реализуются в рамках следующих подпрограмм: обеспечение экологической безопасности; развитие лесного хозяйства; развитие водохозяйственного комплекса; повышение эффективности управления и распоряжения земельными ресурсами и государственным имуществом Республики Алтай.

      В результате реализации Государственной программы планируется достичь снижения объема выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от всех источников с 29,9 тыс. тонн в 2018 г. до 29,4 тыс. тонн в 2023 г. Доля лесопокрытой площади от общей территории в 2023 г. сохранится на уровне 2018 г. и составит 44,3%. Общий предотвращенный ущерб от негативного воздействия вод за период реализации программы составит 5415,32 млн. руб.

      Так, целью рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности Республики Алтай является обеспечение потребностей населения в природных ресурсах, сохранение экологического баланса и благоприятной окружающей среды.

      Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

      улучшение качества окружающей среды;

      организация рационального природопользования лесными ресурсами;

      организация рационального природопользования водными ресурсами и защита населения от их негативного воздействия.

      Согласно пунктам 1 и 2 данного Положения Красная книга является официальным документом, содержащим свод сведений о состоянии, распространении, мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) объектов животного и растительного мира, постоянно или временно обитающих (произрастающих) в естественных условиях на территории (в акватории) Республики Алтай и перечень (список) объектов животного и растительного мира, взятых под особую охрану.

      Кроме того, Правительством Республики Алтай принят ряд постановлений:

      - о природных парках:

      - об памятниках природы:

      - о биологических заказниках:

      Помимо этого, на республиканском уровне органами исполнительной власти Республики Алтай издан ряд приказов, которыми регулируются общественные правоотношения в сфере экологии и состояния окружающей среды.

      Так, на территории Республики Алтай экологическое образование осуществляется через: обязательное преподавание экологических знаний в учреждениях, дополнительную экологическую подготовку; эколого-просветительскую деятельность общественных организаций, средств массовой информации и дополнительных образовательных учреждений для детей; организацию и проведение научно-практических конференций, семинаров и симпозиумов по проблемам экологического образования; социальную рекламу и наглядную агитацию; распространение экологических знаний библиотеками, музеями.

      Экологическое просвещение населения может осуществляться в следующих формах: распространение информации о состоянии окружающей среды, региональных экологических проблемах и путях их решения; распространение экологических знаний библиотеками, музеями и другими учреждениями культуры; распространение и пропаганда экологических знаний, информации; эколого-просветительская деятельность общественных объединений; организация и проведение научно-практических конференций, семинаров, лекториев и симпозиумов по проблемам экологии; выпуск экологической литературы для населения.

      Кроме того, Министерством природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай принят обширный ряд приказов об утверждении Положения и границ отдельных памятников природы республиканского значения.

      Все перечисленные в обзоре нормативные правовые акты Республики Алтай прошли правовую и антикоррупционную экспертизу, по результатам которой, коррупциогенные факторы и несоответствие федеральному законодательству не выявлены.

      Нормативные правовые акты Республики Алтай в сфере экологии и состояния окружающей среды, являются необходимыми и достаточными для урегулирования данных правоотношений.

      На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что на территории Республики Алтай полномочия в сфере экологии и состояния окружающей среды урегулированы достаточно полно.

      Экологическое законодательство РФ составляют:

      Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, являющуюся основой жизни на Земле.

      Особенностью правового регулирования экологических отношений является преобладание административно-правового метода воздействия. Характерным моментом его является не юридическое равенство сторон (присущее гражданско-правовому методу), а отношение власти и подчинения. Властными полномочиями при этом обладают природоохранные органы, осуществляющие эту деятельность в соответствии с законодательством и стоящие на страже интересов общества и граждан.

      В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный, общественный надзор и контроль в области охраны окружающей среды. Государственный надзор осуществляют специальные государственные органы и инспекции, которые в своей деятельности не зависят от администрации контролирующих предприятий. Это Прокуратура РФ, Федеральная служба лесного хозяйства РФ, Госкомитет РФ по земельной политике, Министерство природных ресурсов России, Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, Росгидромет, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госкомсанэпиднадзор России), Министерство РФ по атомной энергии и др.

      Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в лице государственных инспекторов в области охраны окружающей среды.

      За неисполнение экологического (природоохранного) законодательства виновные несут ответственность, которая зависит от вида экологических правонарушений.


      Экологическое правонарушение — это противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. Признаками экологического правонарушения являются действие или бездействие лица, противоречащее экологическому законодательству, противоправное действие.

      Виновные в экологических правонарушениях граждане несут дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность. Различные виды ответственности за экологические правонарушения приведены в таблице. Предприятия, организации и учреждения за совершенные экологические правонарушения несут административную и гражданско-правовую ответственность.

      Экологическим преступлением признается совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

      • нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ;
      • нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами;
      • нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами;
      • нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений;
      • загрязнение вод;
      • загрязнение атмосферы;
      • загрязнение морской среды;
      • нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ;
      • порча земли;
      • нарушение правил охраны и использования недр;
      • незаконная добыча водных животных и растений;
      • нарушение правил охраны рыбных запасов;
      • незаконная охота;
      • уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу;
      • незаконная порубка деревьев и кустарников;
      • уничтожение или повреждение лесов;
      • нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов;
      • экоцид.

      Экоцид сравнительно новое понятие, оно впервые введено в УК РФ как новый вид преступных деяний. Экоцид — массовое уничтожение растительного, животного мира (в том числе людей), отравление атмосферы или водных ресурсов, а также другие действия, которые могут привести к экологической катастрофе. Совершение экоцида наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.

      За совершение экологических преступлений предусмотрены различные виды уголовной ответственности: лишение свободы, исправительно-трудовые работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности, штрафы.

      Экологическая безопасность – состояние защищенности биосферы и человеческого общества, а на государственном уровне – государства, от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду.

      В понятие экологической безопасности входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения – ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций.

      Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях.

      Глобальный уровень управления экологической безопасностью предполагает прогнозирование и отслеживание процессов в состоянии биосферы в целом и составляющих ее сфер. (например, на территории биосферных заповедников). Управление глобальной экологической безопасностью является прерогативой межгосударственных отношений на уровне ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и др. международных организаций.

      Региональный уровень включает крупные географические или экономические зоны, а иногда территории нескольких государств. Контроль и управление осуществляется на уровне правительства государства и на уровне межгосударственных связей (Объединенной Европы, СНГ, Союз африканских государств и т.д.).

      На этом уровне система управления экологической безопасностью включает:

      • экологизацию экономики;
      • создание и внедрение новых экологически безопасных технологий;
      • выдерживание темпов экономического развития, не препятствующих восстановлению качества ОС и способствующих рациональному использованию природных ресурсов.

      Локальный уровень включает города, районы, предприятия металлургии, химической, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей промышленности и оборонного комплекса, а также контроль выбросов, стоков и др. Управление экологической безопасностью осуществляется на уровне администраций отдельных городов, районов, предприятий с привлечением соответствующих служб, ответственных за санитарное состояние и природоохранную деятельность.

      Экологический мониторинг

      С целью измерения, оценки и прогноза антропогенных изменений абиотической составляющей биосферы (в первую очередь загрязнений) и ответной реакции биоты на эти изменения, а также последующих изменений в экосистемах в результате антропогенных воздействий была создана информационная система экологического мониторинга.

      Мониторинг включает в себя следующие основные практические направления:

      • наблюдение за состоянием окружающей среды и факторами, воздействующими на нее;
      • оценку фактического состояния окружающей среды и, уровня ее загрязнения;
      • прогноз состояния окружающей среды в результате возможных загрязнений и оценку этого состояния.

      По объектам наблюдения различают: атмосферный, воздушный, водный, почвенный, климатический мониторинг, мониторинг растительности, животного мира, здоровья населения и т.д.


      По масштабам воздействия мониторинг бывает пространственным и временным.

      По характеру обобщения информации различают следующие системы мониторинга:

      • глобальный — слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли, включая все ее экологические компоненты, и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях;
      • базовый (фоновый) — слежение за общебиосферными, в основном природными, явлениями без наложения на них региональных антропогенных влияний;
      • национальный — мониторинг в масштабах страны;
      • региональный — слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерной для всей биосферы;
      • локальный — мониторинг воздействия конкретного антропогенного источника;
      • импактный —мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо опасных зонах и местах.

      Классификация систем мониторинга может основываться на методах наблюдения (мониторинг по физико-химическим, биологическим показателям, дистанционный мониторинг).

      Химический мониторинг —это система наблюдений за химическим составом (природного и антропогенного происхождения), атмосферы, осадков, поверхностных и подземных вод, вод океанов и морей, почв, донных отложений, растительности, животных и контроль за динамикой распространения химических загрязняющих веществ.

      Физический мониторинг— система наблюдений за влиянием физических процессов и явлений на окружающую среду (наводнения, вулканизм, землетрясения, цунами, засухи, эрозия почв и т.д.).

      Биологический мониторинг —мониторинг, осуществляемый с помощью биоиндикаторов (т. е. таких организмов, по наличию, состоянию и поведению которых судят об изменениях в среде). В биологическом мониторинге могут быть использованы не только биологические, но и любые другие методы, например, химический анализ содержания загрязняющих веществ в живых организмах.

      Экобиохимический мониторинг —мониторинг, базирующийся на оценке двух составляющих окружающей среды (химической и биологической).

      Дистанционный мониторинг —в основном, авиационный, космический мониторинг с применением летательных аппаратов, оснащенных радиометрической аппаратурой, способной осуществлять активное зондирование изучаемых объектов и регистрацию опытных данных.

      Экологический менеджмент и экологический аудит на предприятии.

      Экологический менеджмент– это система управления природопользованием и охраной окружающей среды, основанная на комплексном учете экологических факторов, с целью сочетания рационального, ресурсосберегающего природопользования и устойчивого экономического развития.

      Экологическим менеджментом называется безопасное управление природными процессами, которое определяется как биологическими особенностями объекта управления, так и социально-экономическими возможностями управляющего.

      Предметом ЭМ является процесс управления современным производством, которое обеспечивает сочетание эффективного производства с охраной ОС и рациональным использованием природных ресурсов.

      Экологический менеджмент на предприятии– это система управленческих рычагов, обеспечивающая эффект в области допустимых темпов экономического развития в рамках допустимого давления на ОС.

      Экологический аудит включает в себя проверку следующих видов деятельности:

      • выполнение экологических нормативов в соответствии с законодательством и внутрифирменными требованиями;
      • определение уровня экологичности компании;
      • функционирование систем экоуправления;
      • получение экологического сертификата;
      • выполнение финансовых обязательств и выплата долгов;
      • составление экологической декларации и отчетов компании об экологической деятельности.

      Экологический аудит представляет собой комплексный, документированный верификационный процесс объективного выявления и оценки сведений для определения соответствия критериям проверки конкретных экологических мероприятий, видов деятельности, условий, управленческих систем или информации о них и информирования потребителя о полученных в ходе указанного процесса результатах.

      Экозащитная техника и технологии

      Экозащитная техника и технологии направлены на максимальное снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду путем сокращения количества отходов, комплексной переработки природных ресурсов и использования методов биотехнологии.

      Биотехнологиипредставляют собой совокупность методов и приемов получения полезных для человека продуктов, явлений и эффектов с помощью микроорганизмов. Общим подходом для них являются искусственное создание условий для биогеохимических процессов на Земле в виде характерных биореакторов, реализующихся с большими скоростями, оставаясь совместимыми по своим продуктам с окружающей природной средой.

      Биотехнология переработки твердых отходов позволяет утилизировать биогаз, снизить энергетический дефицит и в значительной степени уменьшить количество соединений, способствующих парниковому эффекту. Общим подходом к биотехнологии утилизации отходов с энергетическими целями является их анаэробная деструкция (т.е. разложение без доступа воздуха). При проведении такого процесса образуется биогаз, состоящий из 65% метана, 30% углекислого газа, остальное – водород, сероводород и аммиак. Средняя теплота сгорания биогаза 22-24 МДж/м. Возможными путями его утилизации являются: использование в котельных для обогрева, получение электроэнергии посредством газогенераторных установок; сжижение и использование в качестве автомобильного топлива или бытового балонного газа.

      Биотехнологии защиты атмосферы создаются с целью удаления из воздуха дурно пахнущих загрязняющих веществ (меркаптаны, масляная кислота, тиофенол и др.). Очистка атмосферного воздуха осуществляется путем его пропускания через сухие или мокрые биореакторы, содержащие сорбирующий материал.

      Очень важным направлением является создание биотехнологий, позволяющих рекультивировать почвы на территориях, загрязненных тяжелыми металлами, нефтью и нефтепродуктами.

      Биологическая очистка природных и сточных вод в настоящее время является достаточно изученным и широко применяемым методом, значение и роль которого со временем будет только возрастать в связи с требованиями экологичности и экономичности современных видов производств.

      Экологическая экспертиза.

      Содержанием экологической экспертизы является выявление комплекса факторов, негативно воздействующих на окружающую среду и здоровье человека, и сопоставление на этой основе альтернатив с целью выбора оптимального варианта проекта.

      Главная цель экологической экспертизы — предупреждение негативных последствий хозяйственной деятельности, проверка соответствия намечаемой деятельности требованиям экологической безопасности общества и рационального использования природных ресурсов.

      Собственно экспертная — оценочно-аналитическая — работа состоит из ряда стадий, включающих два основных элемента: проектный и послепроектный анализ объекта. Эти элементы представляют собой два типа экологической экспертизы, различающихся по объекту анализа: проектную и послепроектную экспертизу.

      Проектная экспертиза — это экспертиза проекта сооружения, нормативно-технических документов на новую технику, технологию, материалы, а также проектов административных актов и законов.

      Послепроектная экспертиза (экологический аудит) — это экспертиза действующего оборудования, предприятия и сооружения, а также применяемого законодательства. Главным итогом проектной экспертизы является экспертное заключение, без которого не выдается разрешение на строительство проектируемого объекта (производства).

      В экспертном заключении отражено следующее:

      • исходные данные, характеризующие состояние окружающей среды до начала реализации проекта, технические особенности проекта;
      • перечень воздействий проектируемого объекта на окружающую среду, в том числе первичных, вторичных и долговременных эффектов, необратимых и неизбежных последствий; при этом воздействия характеризуются количественными и качественными показателями;
      • данные о воздействии различных вариантов проектируемого сооружения на исходное состояние окружающей среды;
      • компенсационные меры, включая технические и/или финансовые, предусматривающие уменьшение негативных экологических воздействий.

      Главной задачей послепроектной экспертизы является оценка воздействия работающих предприятий и сооружений на окружающую среду и определение степени риска для здоровья людей и качества окружающей среды (оценка последствий функционирования объекта). Тем самым осуществляется проверка соответствия параметров и характеристик работы объектов: 1) требованиям природоохранного законодательства, стандартам качества окружающей среды и 2) положениям и выводам заключения проектной экологической экспертизы.

      Инициатором экологической экспертизы могут быть как государство, ведомство, так и общественность и общественные организации.

      Международно-правовая охрана природной среды на планете Земля является одной из функций международного сообщества и представляет собой форму межгосударственного, общегуманистического официального сотрудничества человечества в рамках международного экологического права.

      Межгосударственное сотрудничество в сфере экологической безопасности осуществляется в рамках деятельности ряда международных организаций. В зависимости от характера и направлений деятельности, целей и задач их можно дифференцировать по нескольким группам:

      Читайте также: