Укажите года когда производится видовая кодификация законодательства о социальном обеспечении

Обновлено: 28.06.2024

Сборник тестовых вопросов по Праву социального обеспечения

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Социальное обеспечение как отрасль права – это:

+ комплекс норм права, предметом регулирования которых служит распределение определенной доли валового внутреннего продукта, состоящее в предоставлении гражданам социальных услуг и льгот, а также осуществление, восстановление и защита социальных прав граждан;

- совокупность средств и методов предоставления государством социальных льгот, выплат, медицинской помощи и лекарственных препаратов;

- порядок осуществления государственного страхования граждан в случае изменения их имущественного положения в целях минимизации последствий такого изменения.

2. К средствам негосударственного социального обеспечения относят:

+ средства юридических лиц и граждан;

- внебюджетный государственный социальный фонд.

3. К какому виду социального обеспечения относится предоставление гражданам социального обслуживания на дому?

+ к услугам и льготам;

- к денежной выплате;

- к натуральной помощи.

4. Основным методом права социального обеспечения является:

5. В чем состоит экономическая функция права социального обеспечения?

+ Если у граждан падает заработок или наступает иной страховой случай, то их доход выравнивается посредством предоставления материальных благ со стороны государства;

- В возможности осуществления государством намеченной социальной политики, то есть создания таких условий, при которых гражданин может жить достойно и свободно развиваться;

- В оказании влияния государства на продолжительность жизни населения, увеличение рождаемости и уменьшения показателей смертности.

6. В чьем ведении находится социальное обеспечение населения?

+ В совместном ведении РФ и регионов;

- В исключительном ведении РФ;

- В ведении субъектов РФ.

7. Что не относится к видам социального обеспечения в рамках обязательного соцстрахования в связи с материнством?

+ Пособие по безработице;

- Пособие по беременности и родам;

- Ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

8. Что понимается под социальным страховым риском?

+ Предполагаемое событие, в связи с наступлением которого реализуется право на социальное страхование;

- Обязательный регулярный платеж на социальное страхование;

- Произошедшее событие, после наступления которого обеспечиваются выплаты по обязательному социальному страхованию.

9. Какой из указанных принципов права социального обеспечения является внутриотраслевым?

+ Принцип помощи подросткам, у которых сложилась трудная жизненная ситуация;

- Принцип запрета на принудительный труд;

- Равенство всех перед судом.

тест 10. Определенные виды социального обеспечения являются … права социального обеспечения.

11. Что включает в себя юридический факт, который приводит к возникновению, изменению или прекращению отношения в сфере социального обеспечения?

+ Оба ответа верные;

- Волеизъявление гражданина на получение определенного вида соцобеспечения;

- Объективные обстоятельства, которые являются основанием реализации гражданином субъективного права на соцобеспечение.

12. Законодательные нормы иностранных государств в сфере социального обеспечения изучаются в … части курса права социального обеспечения.

13. Системное формирование способностей в быту, а также профессиональной, общественной и других сферах деятельности, которые ранее отсутствовали у инвалида – это:

- социальная защита инвалидов.

14. Что не входит в страховой стаж?

+ Время, в течение которого один из родителей ухаживал за каждым ребенком до достижения им возраста 5 лет;

- Период прохождения службы в учреждениях уголовно-исполнительной системы;

- Период, в течение которого гражданин получал пособие по безработице.

15. С каким видом стажа законодательство связывает право на получение досрочной пенсии?

16. Что представляет собой государственная пенсия?

+ Это вид денежного довольствия, которое гражданин каждый месяц получает от государства после того, как наступил юридический факт, который повлек право на его получение;

- Это часть пенсионной системы, в которой помимо государственной пенсии и обязательного страхования гражданин получает дополнительную пенсию за счет добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц;

- Это единовременное пособие гражданам, выплачиваемое учреждением Пенсионного фонда РФ по достижении ими пенсионного возраста.

17. Бюджетные пенсии классифицируются на пенсии:

+ по инвалидности, за выслугу лет, по старости, социальные, по случаю потери кормильца;

- по старости, по случаю потери кормильца, по инвалидности;

- минимальные, средние и высокие.

18. Какой из указанных подходов к понятию инвалидности определяет невозможность обеспечить себе полноценную жизнь в виду того, что у человека отсутствует способность к труду?

- Ни один из перечисленных.

19. Может ли иждивенец получать пенсию по потере кормильца, если не проживал с ним до его смерти?

- Нет, такого права он не имеет.

тест-20. Если заявление на назначение трудовой пенсии направляется в ПФР по почте, то днем обращения считается:

+ дата, которая стоит на почтовом штемпеле;

- дата, указанная в самом заявлении.

21. Если за ребенком до момента достижения им 1,5 лет ухаживают сразу оба родителя, то соответствующее ежемесячное пособие:

+ имеет право получать только один из них;

- имеют право получить оба родителя;

- выплачивается одному из родителей в полуторном размере.

22. Каковы условия признания гражданина безработным?

+ Оба варианта верные;

- Он должен быть трудоспособен, но не иметь работы и заработка;

- Он должен состоять на учете в центре занятости и быть готовым приступить к работе.

23. Кто может быть признан безработным?

+ Лицо, которое состоит на учете в центре занятости, но отказалось от предложенной работы единожды;

- Лицо, которому назначена пенсия по старости.

24. Что не входит в перечень безвозмездных услуг на погребение?

- Перевозка тела на кладбище для захоронения;

- Оформление необходимого пакета документов.

25. Что из указанного относится к компенсационным выплатам?

+ Выплата по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;

- Единовременная выплата беременной женщине, если она встала на учет в женскую консультацию на ранних сроках;

- Выплата на погребение усопшего родственника.

26. Что понимается под гуманностью социального обслуживания?

+ Сотрудники социальных учреждений, которые оказывают помощь нуждающимся, должны уважать последних;

- Услуги социальной направленности по общему правилу должны оказываться только с добровольного согласия граждан;

- Социальное обслуживание должно быть адресовано только тем лицам, которые реально нуждаются в помощи.

27. Что можно отнести к социальным услугам по организации быта?

+ Помощь в написании писем;

- Компенсация расходов, произведенных в связи с лечением;

28. Замещение социальной помощью дохода от труда– это … функция права социального обеспечения:

29. К какому уровню структуры ПФР относится Ревизионная комиссия?

+ К Центральному аппарату;

- К региональным отделениям;

- К самостоятельным отделам ПФР в городах и районах.

тест_30. Комплекс приемов, которыми госорганы пользуются в процессе регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения – это:

+ Метод права социального обеспечения;

- Объект права социального обеспечения;

- Функция права социального обеспечения.

31. К основным социально-демографическим категориям населения не относятся:

32. Минимальная частота определения потребительской корзины составляет:

+ один раз в пять лет;

- один раз в три года.

33. Какой отрезок времени принимается за период оказания социальных услуг?

+ 1 календарный год;

34. К какому виду правоотношений относится пособие по безработице?

35. Что из перечисленного не является признаком социально-обеспечительных отношений?

+ Предоставление соцпомощи только в денежном выражении;

- Эти отношения реализуются по специально установленным в законе процессуальным правилам.

- Процедурные правоотношения в области социального обеспечения граждан предшествуют материальным.

36. Минимальные стандарты соцобеспечения устанавливаются на:

37. Право гражданина получать одну из нескольких возможный пенсий, закрепленное законодательно – это пример:

38. По общему правилу пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности выплачивается:

+ одновременно с пособием по беременности и родам;

- сразу после постановки на учет в женскую консультацию;

- после рождения ребенка.

39. Кто из указанных лиц имеет право получать трудовую пенсию по старости?

вопрос теста Пенсия по старости

тест*40. Какая из указанных организаций НЕ занимается выдачей пенсий в РФ?


В статье подробно анализируется проблема кодификации нормативных правовых актов касающихся социального обеспечения. Так же выражаются взгляды ученых, предлагаются пути решения.

Ключевые слова: право социального обеспечения, кодификация, кодекс, виды систематизации.

В связи с реализацией принципов правового государства, масштабно расширяется российское законодательство. Законодатель стремится как можно чаще обновлять нормативную базу, обнародовать большое количество актов. Вследствие этого мы можем наблюдать огромное количество ошибок и коллизий в праве. Ярким примером может послужить право социального обеспечения. Российское законодательство в сфере социальной защиты населения представляет собой объемную нормативную базу, которая охватывает массивы норм, направленных на регулирование мер по охране труда и здоровья людей, установление государственных пенсии, гарантирование минимума оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, пособий и различных гарантий социальной защиты.

Нормативного материала много, он грамотно написан, охватывает все аспекты общественной жизни. Помимо сочетания различных систем, особенностью социального обеспечения России является порядок, регулируемый огромным массивом правовых актов, среди которых большое количество не только законов, но и подзаконных нормативных актов [1]. Более того, их количество продолжает увеличиваться, последним актом, вступившим в законную силу можно назвать Приказ Минтруда России от 27.01.2016 N 24н "О внесении изменений в Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014?. N 885н" [2].

Сложность заключается в том, что в виду объема информации, отрасль становится бессистемной и очень сложной в применении, изучении и понимании. Вследствие этого простой человек, без специальных навыков подготовки, не сможет разобраться, требуется специалист. Решение данной проблемы позволит устранить ошибки, пробелы и коллизии в праве, что позволит сделать процесс применения норм более эффективным и удобным.

Наличие этих насущных проблем, делает актуальным вопрос проведения соответствующей реформы. Выход состоит в систематизации всех норм, затрагивающих социальное обеспечение [3]. Существуют виды и способы систематизации российского законодательства, выведенные учеными. Первый вид — инкорпорация — это объединение действующих актов в единый сборник без изменения их. Объединение происходит по хронологическому, тематическому, основанию, по органу, издавшему акты. Но, при таком способе идет только внешняя обработка законодательного акта.

Для того чтобы акт действовал продолжительное количество времени, следует выбирать боле е тщательную классификацию данных. Второй вид — консолидация — это способ систематизации, состоящий из объединения разных, но тематически единых законодательных актов в один акт. Третий вид — кодификация это способ систематизации, при котором имеет место как внутренняя, так и внешняя переработка действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта [4]. К кодификационным актам относят уставы, положения, своды законов, кодексы, основы законодательства и прочее. В процессе кодификации отбрасывается часть устаревшего нормативно-правового материала, внутренне увязываются и рубрицируются части нормативно-правовых актов, формируется структура кодифицированного акта со своим специфическим содержанием. Для права социального обеспечения, на мой взгляд, это самый рациональный способ.

Филлипова М.В., считает, что более правильным было бы характеризовать источники права социального обеспечения как рамочные законы, так как они закрепляют лишь основы правового регулирования, тогда как кодифицированный акт предполагает всестороннее и полное регулирование, очевидно, что разработка единого акта пока остается лишь перспективной задачей. Для перевода ее в практическую плоскость требуется: разработать единую концепцию регулирования социально-обеспечительных отношений; завершить реформирование основных сфер социального обеспечения; устранить внутренние противоречия действующего законодательства.

Анализируя страны с той же правовой системой, что и Россия, можно сказать, что наша страна отстает в этом вопросе. Примером может послужить Германия, где главным источником социального права является Социальный кодекс. В нем содержатся основные определения и положения, которые применяются для всех областей социального обеспечения, что позволяет избегать несоответствий. Кодекс ФРГ наиболее близок к российскому праву и может служить прообразом создания собственного единого источника.

Не смотря на то, что в Российской Федерации нет единого систематизированного акта, в отдельных субъектах страны, местные органы законодательной власти выделили источник социального права. Например, социальный кодекс Белгородской области. Он состоит из 90 статей и 26 глав, всецело охватывающих все вопросы социального обеспечения данного субъекта федерации, учитывая региональные особенности. Кодекс белгородской области может служить образцом для создания единого источника, необходимость принятия которого сегодня не вызывает сомнений.

Представляется, что на данном этапе развития необходимо кодифицировать право социального обеспечения. Вне зависимости от того, какой путь кодификации в итоге выберет законодатель, и выберет ли вообще, предложенные в данной работе подходы, могут быть полезны при осуществлении кодификации, так и в любом совершенствовании законодательства.

Основные термины (генерируются автоматически): социального обеспечения, право социального обеспечения, права социального обеспечения, Российской Федерации, способ систематизации, социальной защиты, социального права, большое количество актов, действующего законодательства, нормативную базу, социального обеспечения России, сумм пенсии, кодификации систематизации Российского, систематизации российского законодательства, сфер социального обеспечения, областей социального обеспечения, единого источника, вопросы социального обеспечения, источники права социального, источник социального права.

В Российской Федерации существует и собственный опыт кодификации права социального обеспечения. В нескольких субъектах России существуют свои Социальные кодексы, регулирующие правоотношения по социальному обеспечению на региональном уровне.

В Городе Федерального Значения Санкт-Петербурге более пяти лет назад был принят Социальный Кодекс, с тех пор несколько раз изменённый. Как известно, столица задаёт тенденции во многих сферах жизни, и в праве в том числе. Конечно, Санкт-Петербург не столица Российской Федерации, однако долгое время ею была и продолжает оставаться второй столицей и крупнейшим городом в России после Москвы. Также не стоит забывать, что в Санкт-Петербурге существует своя правовая научная школа, имеющая долгую историю и сравнимая с московской правовой школой. Социальный Кодекс Санкт-Петербурга распространяется гипотетически на более чем пять миллионов жителей данного субъекта, что равняется населению примерно десятка субъектов федерации. Однако данный кодекс не отличается стабильностью – он изменяется каждый месяц. Данная нестабильность не должна быть допущена применительно к Социальному Кодексу Российской Федерации. Необходимо проанализировать структуру данной кодификации.

I раздел является общей частью и регулирует основные положения социального обеспечения, в частности круг лиц, участвующих в правоотношениях по социальному обеспечению. В данном разделе описываются полномочия органов государственной власти, систему законодательства о социальном обеспечении, его финансирование и основные понятия, используемые в Кодексе.

II раздел регулирует социальную поддержку граждан, в частности детей-сирот, многодетных семей, участников Великой Отечественной Войны, инвалидов и иных лиц, нуждающихся в предоставлении мер социальной защиты.

III раздел данного кодекса регулирует отношения по предоставлению мер социальной защиты лицам с указанным перечнем заболеваний. Также данный раздел регулирует правоотношения, связанные с предоставлением транспортных услуг инвалидам и участникам Великой Отечественной Войны. Этот раздел включает в себя нормы социальной поддержки военных, лиц с ограниченными возможностями здоровья, спортсменов, пожарных, участников долевого строительства, потребителей коммунальных услуг.

Раздел III. 1 включает в себя нормы экстренной социальной помощи.

IV раздел является заключительной частью.

Среди особенностей данного нормативно-правового акта следует отметить следующие:

I. Его недопустимую нестабильность. Нет смысла в кодексе, подвергающимся изменениям каждый месяц. Читая кодекс, мы видим, что около половины текста кодекса отменено;

II. Данная кодификация не опирается ни на российский, ни на зарубежный опыт систематизации права социального обеспечения, что видно из его системы, в которой нет логики. Нужно учитывать, что такая бессистемность недопустима для Социального Кодекса Российской Федерации;

III. Данный кодекс регулирует по большей части отношения в сфере социального обеспечения лиц, для которых это самое обеспечение является фактически единственным средством существования. Социальный Кодекс пренебрегает лицами, которым социальная поддержка также нужна, нагло исключая из своей системы статьи, регулировавшие данные правоотношения. При всём уважении к участникам ВОВ и инвалидам, здоровая молодёжь может также нуждаться в мерах социальной поддержки, без которой уровень жизни скатывается до недопустимого в современном обществе;

Следующая кодификация, которую необходимо рассмотреть – это Социальный Кодекс Волгоградской области, принятый 24 декабря 2015 года, что весьма недавно, однако кодекс уже претерпел три изменения. Население Волгоградской области в два раза меньше, чем в Санкт-Петербурге. Изучим же систему Социального Кодекса Волгоградской Области, которая в отличии от Социального Кодекса Санкт-Петербурга не имеет деления на разделы.

Первая глава включает общие положения.

Вторая глава регулирует отношения по социальной поддержке лиц, имеющих детей.

Глава третья регулирует социальное обеспечение, предоставляемое военным, включая ветеранов.

Четвёртая глава регулирует правоотношения с участием отдельных категорий граждан, работающих в сельских местностях.

Пятая глава регулирует социальное обеспечение, предоставляемое исчерпывающему перечню (numerus clausus) лиц:

1. Жертвам политических репрессий;

2. Детям Сталинграда;

4. Студентам из многодетных семей;

Шестая глава включает нормы, предоставляющие меры социальной поддержки по льготному проезду.

Седьмая глава устанавливает социальное обеспечение малоимущим гражданам.

Восьмая глава устанавливает дополнительные меры социальной помощи.

Девятая глава включает в себя заключительные и переходные положения.

Говоря о логике системы российской кодификации права социального обеспечения, следует отметить, что она отсутствует. Кодификаторы не учитывают ни зарубежного опыта, ни отечественного опыта кодификации данной отрасли.

Очевидно, первой кодификацией права социального обеспечения явился Социальный Кодекс Белгородской Области, в которой живёт полтора миллиона, принятый 9 декабря 2004 года областной думой.

Первый раздел Кодекса регулирует общие положения, грамотно разделяя субъектов социального обеспечения, формы предоставления мер социальной поддержки и прочие чётко очерченные категории права социального обеспечения;

Второй раздел регулирует правоотношения отдельных категорий граждан, грамотно разделяя главы, посвящённые им по формам предоставления мер социальной поддержки.

Среди особенностей Социального Кодекса Белгородской области следует выделить:

I. Социальный Кодекс Белгородской области в среднем меняется каждые три месяца, что более стабильно, чем Социальный Кодекс Санкт-Петербурга;

II. Весьма грамотное деление кодекса на главы по получателям социального обеспечения и деление внутри главы по формам мер социальной поддержки с выделением общей части в виде раздела, и без выделения заключительных положений, что не столь страшно для субъекта федерации.

Также в Российской Федерации существует Социальный Кодекс Ярославской Области.

Система Социального Кодекса Ярославской Области такова, что кодекс делится по субъектам – гражданам, получающим социальное обеспечение, мерам социальной поддержки, мерам социальной помощи.

Наиболее верным представляется построение Социального Кодекса Российской Федерации по структуре Социального Кодекса Белгородской области с выделением заключительных положений.

Социальный Кодекс Российской Федерации должен иметь следующую структуру:

1. Общая часть. В общую часть должны быть включены следующие положения:

I. Статьи, определяющие субъектный состав получателей социального обеспечения;

II. Перечисление органов государственной власти и органов местного самоуправления, обязанных предоставлять меры социальной поддержки населения;

III. Общие начала законодательства Российской Федерации о предоставлении мер социальной защиты населению;

IV. Отношения, которые регулируются данным кодексом;

V. Обязательно должно быть описано действие кодекса во времени;

VI. Действия органов государственной власти и муниципального управления с документами, необходимыми для получения социального обеспечения отдельными категориями граждан;

VII. Показатели нуждаемости граждан в социальном обеспечении;

VIII. Участие юридических лиц в отношениях по социальному обеспечению;

IX. Также должны быть описаны формы предоставления мер социальной защиты с их дальнейшим постатейным описанием;

2. Второй раздел должен включать в себя следующие главы, описывающие меры социальной защиты отдельным категориям граждан с постатейным описанием форм предоставления мер социальной защиты:

-Первая глава данного раздела может включать в себя социальную защиту ветеранов Великой Отечественной Войны;

-Следующая глава должна описывать социальную защиту ветеранов труда;

-Третья глава включала бы в себя статьи, предоставляющие социальную защиту ветеранам военной службы;

-В четвёртую главу необходимо включить статьи, предоставляющие социальную защиту труженикам тыла;

-Пятая глава должна включать в себя статьи, предоставляющие социальную защиту лиц, подверженных политическим репрессиям;

-Шестая глава должна включать статьи, предоставляющие социальную защиту лицам, имеющим детей;

-Восьмая глава должна включать статьи, предоставляющие социальную защиту студентам Высших Учебных Заведений и Средних Специальных Учебных Заведений;

-Девятая глава должна включать статьи, предоставляющие социальную защиту школьникам;

-Десятая глава должна включать статьи, предоставляющие социальную защиту детей-сирот;

-Одиннадцатая глава должна включать статьи, предоставляющие социальную защиту малоимущих граждан;

-Двенадцатая глава должна включать статьи, предоставляющие социальную защиту в сфере здравоохранения всем гражданам, нуждающимся в этом;

-Тринадцатая глава должна включать статьи, предоставляющие социальную защиту, связанную с предоставлением жилищно-коммунальных услуг. В данной главе также не должно быть привязки к одному конкретному субъекту, так как все граждане нуждаются в получении жилищно-коммунальных услуг. Данная глава тесно связана с жилищным правом, в чей предмет входят правоотношения по договору социального найма жилья, одной из особенностей которого является то, что «граждане, признанные малоимущими и занимающие жилые помещения по договорам социального

-Четырнадцатая глава должна включать статьи, предоставляющие социальную защиту гражданам, работающим в сельской местности;

-Пятнадцатая глава должна включать статьи, предоставляющие социальную защиту многодетных семей;

-Шестнадцатая глава должна включать статьи, предоставляющие социальную защиту женщинам, имеющим детей в возрасте до достижения ими полутора лет;

-Семнадцатая глава должна включать статьи, предоставляющие социальную защиту, предоставляемую инвалидам;

-Девятнадцатая глава должна включать в себя статьи, предоставляющие социальную защиту детям-войны;

-Двадцатая глава должна включать в себя статьи, предоставляющие социальную защиту пожилым гражданам. Не стоит стесняться указывать возраст выхода на пенсию в Социальном Кодексе. Указание на отдельные нормативно-правовые акты и подзаконные акты просто не имеет смысла.

3. Заключительные положения.

Вряд ли стоит включать в Кодекс отдельную главу, посвящённую предоставлению социальной защиты гражданам в сфере капитального ремонта, так как это мы с успехом можем отнести к главе, посвящённой социальной защите в сфере жилищно-коммунальных услуг.

Социальная политика государства такова, что вдовы лиц, погибших вследствие исполнения ими служебных обязанностей, также получают социальную защиту, однако возможно стоит пересмотреть данную политику из-за её возможной безнравственности, что запрещается Конституцией.

Возможно, также следует пересмотреть политику денежного поощрения женщин за рождение ими большого количества детей.

Хотелось бы заметить, что не стоит понимать отрасль права, и, в частности право социального обеспечения, как обособленную отрасль, не использующую достижения иных отраслей права. Так, договор социального найма жилья мы с успехом помещаем в наш Социальный Кодекс, однако данный договор является также институтом аренды, предметом жилищного права, а также договорного права, которое является подотраслью обширного гражданского права. Предоставление отпусков по беременности и родам, дополнительные перерывы и выходные дни женщинам, имеющим детей, мы относим как к праву социального обеспечения, так и к трудовому праву. Устройство детей-сирот в семьи, усыновление, опека и попечительство – это бесспорно институт семейного права. Санкции, применяемые к органам государственной власти и муниципального самоуправления, ответственным за предоставление мер социального обеспечения, являются бесспорно институтами уголовного права. Регулирование порядка выявления безнадзорных и беспризорных детей, их дальнейшее определение в соответствующие учреждение мы относим к административному праву.

Мы с успехом и без труда сможем отнести ту или иную отрасль к частному или же публичному праву по критериям централизации и децентрализации, однако важно осознавать то, что некоторые категории права, имеют общеправовое значение и могут относится к нескольким отраслям и подотраслям сразу, как это происходит с вышеупомянутым договором социального найма жилья, являющимся институтом как права социального обеспечения, так и жилищного права, помимо этого включаясь в договорное право и гражданское право.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучая различные аспекты систематизации законодательства о социальном обеспечении, в частности, кодификацию, я пришёл к следующим основным выводам:

1. Из всех видов систематизации законодательства о социальном обеспечении безусловно более всего подходит кодификация как наиболее рациональный и объективный вид;

2. В Российской Федерации существует свой опыт кодификации законодательства о социальном обеспечении на региональном уровне, причём наиболее успешной кодификацией является, на мой взгляд, Социальный Кодекс Белгородской области;

3. Зарубежный опыт систематизации, в частности, кодификации законодательства о социальном обеспечении, не всегда является положительным;

Можно выявить следующие проблемы в законодательстве о социальном обеспечении:

1. Его обширность – объём нормативно-правовых актов, подзаконных актов, не позволяет обычным гражданам, а иногда и юристам, досконально, понятно для себя изучить право социального обеспечения в полной мере или, по меньшей мере, в том объёме, который необходим им и их клиентам;

2. Его нестабильность – многие нормативно-правовые акты слишком часто изменяются, отменяются частично или полностью;

3. Некоторые нормы одного закона могут дублировать нормы другого закона, что увеличивает как объём законодательства, так и затрагивает его стабильность;

4. Отсутствие единой социальной политики. Так, существуют акты президента, устанавливающие одну социальную политику, скорее декларативную и затрагивающую все категории социальных прав поверхностно. Помимо этого, в нескольких субъектах федерации существуют свои Социальные Кодексы, вводящие собственную социальную политику на территории региона. Также существует отдельная политика отдельных министерств.

Мне представляется правильным учитывать следующее при кодификации права социального обеспечения:

1. Крайне необходимо учитывать в первую очередь зарубежный опыт кодификации права социального обеспечения Германии. Я ни в коем случае не подвергаю нерациональной и необъективной критике французское социальное право, однако Российская Федерация исторически принадлежит к романо-германской правовой системе, её германской ветви, поэтому немецкое право нам более близко и понятно;

2. Не стоит пренебрежительно относится к собственному опыту кодификации права социального обеспечения. Наиболее правильным представляется взять систему Социального Кодекса Белгородской Области из-за её чёткости;

3. К сожалению, часто недооценивают значение правовой и социальной политики. Так, при работе над кодификацией необходимо пересмотреть социальную политику государства. Так, возможно уменьшить или увеличить перечень субъектов права социального обеспечения, пересмотреть пенсионный возраст, трудовой стаж, словом, все категории права социального обеспечения. Необходимо отвечать на вопрос как действует та или иная правовая норма на конкретных граждан, насколько она важна, что в ней правильного, а что неправильного.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


В статье подробно анализируется проблема кодификации нормативных правовых актов касающихся социального обеспечения. Так же выражаются взгляды ученых, предлагаются пути решения.

Ключевые слова: право социального обеспечения, кодификация, кодекс, виды систематизации.

В связи с реализацией принципов правового государства, масштабно расширяется российское законодательство. Законодатель стремится как можно чаще обновлять нормативную базу, обнародовать большое количество актов. Вследствие этого мы можем наблюдать огромное количество ошибок и коллизий в праве. Ярким примером может послужить право социального обеспечения. Российское законодательство в сфере социальной защиты населения представляет собой объемную нормативную базу, которая охватывает массивы норм, направленных на регулирование мер по охране труда и здоровья людей, установление государственных пенсии, гарантирование минимума оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, пособий и различных гарантий социальной защиты.

Нормативного материала много, он грамотно написан, охватывает все аспекты общественной жизни. Помимо сочетания различных систем, особенностью социального обеспечения России является порядок, регулируемый огромным массивом правовых актов, среди которых большое количество не только законов, но и подзаконных нормативных актов [1]. Более того, их количество продолжает увеличиваться, последним актом, вступившим в законную силу можно назвать Приказ Минтруда России от 27.01.2016 N 24н "О внесении изменений в Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014?. N 885н" [2].

Сложность заключается в том, что в виду объема информации, отрасль становится бессистемной и очень сложной в применении, изучении и понимании. Вследствие этого простой человек, без специальных навыков подготовки, не сможет разобраться, требуется специалист. Решение данной проблемы позволит устранить ошибки, пробелы и коллизии в праве, что позволит сделать процесс применения норм более эффективным и удобным.

Наличие этих насущных проблем, делает актуальным вопрос проведения соответствующей реформы. Выход состоит в систематизации всех норм, затрагивающих социальное обеспечение [3]. Существуют виды и способы систематизации российского законодательства, выведенные учеными. Первый вид — инкорпорация — это объединение действующих актов в единый сборник без изменения их. Объединение происходит по хронологическому, тематическому, основанию, по органу, издавшему акты. Но, при таком способе идет только внешняя обработка законодательного акта.

Для того чтобы акт действовал продолжительное количество времени, следует выбирать боле е тщательную классификацию данных. Второй вид — консолидация — это способ систематизации, состоящий из объединения разных, но тематически единых законодательных актов в один акт. Третий вид — кодификация это способ систематизации, при котором имеет место как внутренняя, так и внешняя переработка действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта [4]. К кодификационным актам относят уставы, положения, своды законов, кодексы, основы законодательства и прочее. В процессе кодификации отбрасывается часть устаревшего нормативно-правового материала, внутренне увязываются и рубрицируются части нормативно-правовых актов, формируется структура кодифицированного акта со своим специфическим содержанием. Для права социального обеспечения, на мой взгляд, это самый рациональный способ.

Филлипова М.В., считает, что более правильным было бы характеризовать источники права социального обеспечения как рамочные законы, так как они закрепляют лишь основы правового регулирования, тогда как кодифицированный акт предполагает всестороннее и полное регулирование, очевидно, что разработка единого акта пока остается лишь перспективной задачей. Для перевода ее в практическую плоскость требуется: разработать единую концепцию регулирования социально-обеспечительных отношений; завершить реформирование основных сфер социального обеспечения; устранить внутренние противоречия действующего законодательства.

Анализируя страны с той же правовой системой, что и Россия, можно сказать, что наша страна отстает в этом вопросе. Примером может послужить Германия, где главным источником социального права является Социальный кодекс. В нем содержатся основные определения и положения, которые применяются для всех областей социального обеспечения, что позволяет избегать несоответствий. Кодекс ФРГ наиболее близок к российскому праву и может служить прообразом создания собственного единого источника.

Не смотря на то, что в Российской Федерации нет единого систематизированного акта, в отдельных субъектах страны, местные органы законодательной власти выделили источник социального права. Например, социальный кодекс Белгородской области. Он состоит из 90 статей и 26 глав, всецело охватывающих все вопросы социального обеспечения данного субъекта федерации, учитывая региональные особенности. Кодекс белгородской области может служить образцом для создания единого источника, необходимость принятия которого сегодня не вызывает сомнений.

Представляется, что на данном этапе развития необходимо кодифицировать право социального обеспечения. Вне зависимости от того, какой путь кодификации в итоге выберет законодатель, и выберет ли вообще, предложенные в данной работе подходы, могут быть полезны при осуществлении кодификации, так и в любом совершенствовании законодательства.

Основные термины (генерируются автоматически): социального обеспечения, право социального обеспечения, права социального обеспечения, Российской Федерации, способ систематизации, социальной защиты, социального права, большое количество актов, действующего законодательства, нормативную базу, социального обеспечения России, сумм пенсии, кодификации систематизации Российского, систематизации российского законодательства, сфер социального обеспечения, областей социального обеспечения, единого источника, вопросы социального обеспечения, источники права социального, источник социального права.

Читайте также: