Фсс если не успели возместить расходы в 2020 году

Обновлено: 02.07.2024

Эксперты SRG-ECO подробно рассказали о процедуре возмещения средств, затраченных на мероприятия по охране труда, из Фонда социального страхования в 2021 году и представили алгоритм действий, а также дали рекомендации, как ее провести без сложностей.

Содержание:

  • Основная информация об услуге
  • Изменения в 2021 году
  • Алгоритм: как вернуть средства из ФСС?
  • На какую сумму выплат можно рассчитывать?
  • Перечень мероприятий, за счет которых можно получить выплаты ФСС
  • Разработка плана финансового обеспечения
  • Этапы подачи заявления в ФСС
  • Как подать готовый пакет документов?
  • Причины отказа в выплатах
  • Рекомендация экспертов SRG-ECO

Основная информация об услуге

Возмещение затрат на мероприятия по охране труда – предупредительная мера по снижению травматизма и стимулированию работодателей на соблюдение требований безопасности на предприятиях.

Не все знают, что можно вернуть часть затраченных средств на охрану труда. Если вы решили воспользоваться данным видом государственной поддержки, то рекомендуем не откладывать подготовку к процедуре:

  • установлены строгие требования к оформлению и содержанию;
  • средства у фонда социального страхования (ФСС) не безграничны;
  • времени осталось совсем мало: в этом году срок подачи заявления – до 1 октября (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.07.2021 № 467н).

Мы подготовили для вас обзор нововведений и инструкцию, как получить возмещения без исправления ошибок и других трудностей. В конце статьи вы найдете важную рекомендацию, которая поможет во многом сохранить ваши время и нервы.

Изменения в 2021 году

В 2021 году Правительство постановлением от 30.12.2020 № 2375 установило особенности возмещения расходов:

  • в этом году нельзя вернуть средства, затраченные на меры по предотвращению распространения COVID-19;
  • теперь расходы на охрану труда нельзя зачесть в счет уплаты взносов на страхование от несчастных случаев, они возмещаются за счет средств ФСС. То есть работодатель самостоятельно оплачивает мероприятия по охране труда и далее частично финансирует их из средств ФСС.

Что необходимо сделать, чтобы вернуть средства из ФСС?

Важно: необходимо ежеквартально отчитываться в ФСС.

Получите видеозапись вебинара

Возмещение средств на охрану труда из ФСС в 2021 году

На какую сумму выплат можно рассчитывать?

В первую очередь необходимо узнать, какую сумму возможно вернуть. Это необходимо сделать в начале года, обратившись в бухгалтерию и сделав официальный запрос в ФСС.

Согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.07.2021 № 467н, компенсация расходов на охрану труда может составлять до 20% за счет страховых взносов.

Однако сумму возмещений можно увеличить до 30%, если компания направит дополнительные средства на санаторно-курортное лечение работников предпенсионного возраста – не ранее, чем за пять лет до достижения ими возраста выхода на пенсию по старости (п. 2 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.07.2021 № 467н).

Вы можете самостоятельно рассчитать максимальную сумму возмещений, для этого воспользуйтесь формулой:

Формула расчета предельной суммы выплат из ФСС

Если организация, с численностью штата до 100 человек, в течение двух и более предыдущих лет не финансировала профилактику травматизма, то необходимо дополнительно соблюдать два условия:

  1. сумму возврата страховых взносов нужно рассчитывать с учетом страховых взносов не за прошлый год, а за предыдущие три года;
  2. максимальная сумма возврата страховых взносов должна быть не больше общей суммы страховых взносов организации за текущий год.

Перечень мероприятий, за счет которых можно получить выплаты ФСС

Далее необходимо составить план финансового обеспечения, предварительно подобрав мероприятия по охране труда. Перечень мер обширен, он включает в себя практически все разделы охраны труда.

Важно: для получения выплат, договор с профильной организацией (например, которая будет проводить специальную оценку условий труда (СОУТ)) должен быть заключен в том же году, на который запланировано и возмещение средств – год в год.

В перечень мероприятий входят (п. 3 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.07.2021 № 467н):

  • Спецоценка условий труда (СОУТ);
  • Периодические медосмотры (не периодические и не предрейсовые!);
  • Приобретение работникам СИЗ:

только занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

  • Приобретение смывающих и обезвреживающих средств, алкотестеров или алкометров, тахографов, аптечек первой помощи, оборудования для обеспечения безопасности работников или контроля за безопасным ведением работ;
  • Обучение по охране труда работников, в том числе дистанционного, через учебный центр:

за счет ФСС можно обучить руководителей организаций малого предпринимательства; работников организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалистов по охране труда; руководителей (в том числе руководителей структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений; руководителейи специалистов служб охраны труда; членов комитетов (комиссий); уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

  • Приведение уровней воздействия вредных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с требованиями охраны труда, например, снижение электромагнитного излучения, запыленности, загазованности и т. п.;
  • Санаторно-курортное лечение работников, которые работают с вредными или опасными факторами, а также сотрудников предпенсионного возраста;
  • Лечебно-профилактическое питание, если оно положено по результатам СОУТ;
  • Средства мониторинга состояния работников;
  • Антиковидные мероприятия.

Какие документы нужно прикреплять к заявлению?

Пакет документов будет зависеть от того, какие мероприятия входят в план финансового обеспечения. Ниже предоставлен список мероприятий по охране труда с необходимым комплектом документов, который нужно предоставить.

СОУТ– копию локального нормативного акта о создании комиссии по проведению СОУТ;
– копию гражданско-правового договора с организацией, проводящей СОУТ, с указанием количества рабочих мест, в отношении которых проводится СОУТ, и стоимости проведения СОУТ на указанном количестве рабочих мест
Мероприятия по приведению уровней воздействия вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с требованиями охраны труда-копию отчета о проведении специальной оценки условий труда, подтверждающего превышение предельно допустимых уровней воздействия вредных и опасных производственных факторов на соответствующих рабочих местах (если срок действия результатов АРМ не истек, то представляются копии отчета о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда);
-копию отчета о проведении специальной оценки условий труда на соответствующих рабочих местах после реализации соответствующих мероприятий, свидетельствующего о снижении класса (подкласса) условий труда на соответствующих рабочих местах;
-копии документов, подтверждающих приобретение организацией соответствующего оборудования и проведение работ по приведению уровней воздействия вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Разработка плана финансового обеспечения

  • Составьте план по форме, приведенной в Приложении к Правилам финансового обеспечения предупредительных мер (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.07.2021 № 467н)
  • В документе укажите мероприятия на текущий год.
  • Учтите, что некоторые из мероприятий можно включить в план только после выполнения, например выдачу работникам лечебно-профилактического питания (ЛПП).
  • Далее план финансового обеспечения подпишите у главного бухгалтера и у генерального директора предприятия.

Важно: заместители подписывать данный документ не могут.

  • Затем отнесите два экземпляра плана в отделение ФСС. После проверки плана на вашем экземпляре работники ФСС поставят отметку о принятии.
  • Получите у специалиста отделения ФСС заверенную выписку из приказа о финансовом обеспечении мер для вашего предприятия.

Этапы подачи заявления в ФСС

Чтобы заполнить заявление, воспользуйтесь формой, которая приведена в Приложении № 1 к Административному регламенту, утвержденному Приказом ФСС РФ от 07.05.2019 № 237.

В заявлении нужно указать, в частности:

  • наименование, ИНН вашей организации и ее регистрационный номер в ФСС РФ;
  • наименование территориального органа ФСС РФ;
  • способ вручения вам решения органа ФСС РФ о финансовом
    обеспечении предупредительных мер или об отказе.

Срок подачи документов для финансирования предупредительных мер – до 1 октября.

Важно: средства фонда ограничены, поэтому лучше не откладывать предоставление документов на последние дни, если фонд досрочно распределит все деньги между другими заявителями, в финансировании вам откажут (п. 4, пп. “в” п. 10 Правил)

Как подать готовый пакет документов?

Подать готовый пакет документов можно следующими способами (п. 4 Правил, п. п. 1, 2 Положения об особенностях возмещения расходов на предупредительные меры в 2021 г., п. п. 15, 17 Административного регламента, утвержденного Приказом ФСС РФ от 07.05.2019 № 237):

Копии документов на бумаге не забудьте заверить печатью при ее наличии (п. 6 Правил, п. п. 1, Положения)

Причины отказа в предоставлении выплат

ФСС может отказать в выплатах по ряду причин, а именно:

  • у компании есть задолженность по уплате страховых взносов, пени, штрафы;
  • документы содержат недостоверную информацию;
  • предприятие предоставило неполный пакет документов;
  • средства на возмещение взносов полностью распределены.

Рекомендации экспертов

Очень рекомендуем заранее, до начала проведения процедуры, связаться со специалистом ФСС, к которому прикреплена организация:

  • выясните в бухгалтерии, к какому отделению отнесена компания;
  • позвоните, чтобы узнать, к какому специалисту (инспектору) прикреплено предприятия.

Перечень адресов, контакты и графики работы можно узнать на официальном сайте ФСС, официальных сайтах территориальных органов фонда, в федеральном реестре и на Едином портале.

Что необходимо узнать?

  • сообщите специалисту о намерениях подать заявление на возмещение страховых взносов;
  • узнайте у специалиста сумму взносов по данным ФСС, чтобы сравнить с информацией от бухгалтерии;
  • спросите, нет ли задолженности, непогашенных недоимок, пеней и штрафов по взносам на травматизм;

Важно: если задолженность будет зафиксирована на момент подачи заявления, расходы не возместят. Риск есть даже, если задолженность составляет несколько копеек или рублей).

  • уточните, как заверять документы (в разных регионах – разные требования!);
  • узнайте e-mail специалиста, чтобы в перспективе можно было напрямую ему направлять документы на проверку.

Почему это важно?

Специалист отделения ФСС окажет содействие в составлении заявления, подскажет, какой пакет документов подготовить и в решении других вопросов: количество принятых заявлений – один из показателей эффективности работы инспекторов!

Такой метод взаимодействия поможет вам избежать ошибок, правильно сформировать полный пакет документов и сэкономить время.

Чтобы не получить отказ от фонда, необходимо заранее начать подготовку к процедуре, а также воспользоваться экспертными советами, которые мы подготовили в данной статье.


Для возмещения расходов из ФСС в 2021 году работодателю приходится представить в фонд определенный комплект документов. Что входит в этот комплект и как набор передаваемых документов различается в зависимости от вида пособия? Какие расходы возмещает ФСС, а какие уже нет в связи с переходом на прямые выплаты. Почему фонд отказывается признавать отдельные выплаты работодателей пособиями? Ответы вы найдете в статье.

Обращение в ФСС за возмещением

  • пособие на погребение
  • оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом

Остальные пособия выплачивает ФСС напрямую застрахованному лицу. В 2021 году можно также получить возмещение расходов, произведенных в 2020 году.

Необходимые документы

На рисунке ниже приведен перечень документов, которые должен подготовить и представить в фонд работодатель:

Возмещение расходов из ФСС в 2019 году

К числу дополнительных относятся документы, подтверждающие правильность расчета пособий и обоснованность их выплаты в зависимости от вида пособия: листки нетрудоспособности, свидетельства о рождении детей, справки о постановке на учет беременных в медучреждениях, справки, расчеты и др. Представляются в ФСС заверенные копии документов или их оригиналы (по запросу при проведении проверки специалистами фонда).

Наборы документов по отдельным случаям возмещения

Для каждого вида пособия, по которому работодатель планирует получить возмещение в ФСС, дополнительно к заявлению, справке-расчету и расшифровке расходов следует подготовить и представить в ФСС специальный набор документов. Рассмотрим их.

Возмещение по больничным листам

Периоды нетрудоспособности оплачиваются совместно ФСС и компанией. На работодателе лежит обязанность по оплате первых трех дней болезни, оплата остальных дней — обязанность фонда. Возмещение расходов ФСС производит работодателю за период с четвертого дня болезни сотрудника после получения и проверки следующих дополнительных документов:

Возмещение расходов из ФСС в 2019 году

Так выглядит набор дополнительных документов для возмещения больничного в ФСС и в 2021 году.

Напоминаем, в 2021 году можно возместить расходы, понесенные ДО 01.01.2021 года.

Возмещение пособия по БиР (беременности и родам)

Набор дополнительных документов для возмещения пособия по беременности и родам включает:

Возмещение расходов из ФСС в 2019 году

Возмещение детских пособий

Для возмещения пособия по уходу за ребенком до 1,5 года в фонд необходимо представить следующий набор документов:

  • документ о рождении/усыновлении ребенка;
  • документы о рождении/усыновлении предыдущих детей;
  • справка с места работы второго родителя о том, что данное пособие им получено не было;
  • документ, подтверждающий статус одинокого родителя;
  • заявление сотрудника в адрес работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребенком (его обычно пишут мамы, но имеют на это право и другие члены семьи);
  • приказ о предоставлении сотруднику отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 года.

При необходимости инспекторы могут запросить и другие документы, которые работодателю надо будет представить.

Возмещение пособия на погребение

Пилотный проект не коснулся данного пособия, поэтому оно и в 2021 году выплачивается работодателем. Пособие на погребение выплачивается родственникам умершего (погибшего) работника. Набор дополнительных документов для возмещения из ФСС в 2021 году такого пособия включает:

  • справку о смерти из ЗАГСа;
  • копию свидетельства о смерти;
  • заявление о назначении пособия.

Данное пособие будет выплачивать на основании полученной справки о смерти работодатель. С заявлением и копией справки последнему необходимо обратиться в Фонд соцстраха, который в течение двух дней с момента принятия решения о выплате пособия перечислит денежные средства на расчетный счет работодателя.

Возмещение расходов работодателя на оплату четырех выходных дополнительных дней по уходу за детьми-инвалидами

Это пособие также прошло мимо пилотного проекта, его выплачивает работодатель. Правила предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами утверждены постановлением Правительства РФ от 13.10.2014 № 1048.

В число дополнительных документов, представляемых в ФСС, входят:

Возмещение расходов из ФСС в 2019 году

Сроки возврата денег из ФСС

Как только работодатель подготовит необходимые документы и представит их в фонд, начинается отсчет срока, в течение которого ФСС должен возместить пособие. Закон отводит на эту процедуру 10 календарных дней (ч. 3 ст. 4.6 закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Но, как правило, после получения документов от страхователя инспекторы фонды проводят камеральную проверку, которая должна выявить, имеет ли право организация (или ИП) на возмещение расходов по страховым случаям.

Если ФСС решит провести проверку, то принятие решения о выделении средств работодателю будет отложено до ее окончания. Срок сдвигается:

  • на 3 месяца при камеральной проверке;
  • 2 месяца при выездной проверке.

Такие сроки установлены п. 2 ст. 26.15, п. 9 ст. 26.16 закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ, ч. 1 ст. 4.7 закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ.

Как ФСС снижает суммы к зачету и возмещению

Рассчитывать на возмещение из ФСС пособий работодатель может не всегда. Фонд нередко не признает пособиями выплаченные суммы. Большинство судебных разбирательств касаются спорных (по мнению фонда) детских пособий. Расскажем о них на примерах из судебной практики.

Пример 1

Компания выплачивала пособие по уходу за ребенком бабушкам, которые трудились на условиях неполного рабочего дня. При этом бабушки проживали отдельно от детей, а мамы не работали и фактически именно они ухаживали за своими детьми.

ФСС не признал выплаченные суммы пособиями, а суд его поддержал (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26.08.2019 № Ф10-2645/2019 по делу № А54-5101/2018).

Пример 2

Работодатель выплачивал пособие по уходу отцу ребенка. Сотрудник работал в режиме неполного рабочего времени. При этом мать ребенка в этот период нигде не работала.

ФСС и судьи пришли к выводу, что сокращение времени на 1 час не позволяло отцу ребенка полноценно осуществлять уход. В итоге выплаченные суммы не являются пособиями, а признаются дополнительным вознаграждением за счет работодателя (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 06.06.2019 по делу № А76-29523/2018).

Пример 3

Предметом спора между ФСС и работодателем стало пособие по уходу за ребенком, которое выплачивалось матери, работающей на условиях сокращенного рабочего дня. Однако на этот раз суд поддержал работодателя (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.07.2019 № Ф09-3862/19 по делу № А76-39929/2018).

Аргументами для судей послужили следующие обстоятельства: получателем пособия была мать-одиночка, и доказательств того, что за ребенком присматривал кто-то другой (кроме нее самой) представлено не было. Фактически отработанное время в период получения пособия составило 69%, утрата заработка — 14%.

Пример 4

Сотрудницу, получающую пособие по уходу за ребенком и работающую в условиях укороченного рабочего дня, отправили в командировку на 4 дня. ФСС посчитал, что в период командировки женщина не могла осуществлять уход за ребенком, то есть утратила право на пособие.

Однако судьи всех инстанций, включая ВС РФ, с таким подходом не согласились. По их мнению, в таких обстоятельствах (при кратковременной служебной поездке) нельзя считать, что родительский уход прекращен. Об отсутствии ухода можно говорить, когда командировка длится более месяца (определение ВС РФ от 02.08.2019 № 309-ЭС19-12197).

Из приведенных примеров можно сделать вывод, что выплата пособия по уходу за ребенком в условиях, когда его получатель трудится на условиях неполного рабочего времени, практически всегда вызывает претензии контролеров из ФСС. В суде от части претензий работодателям удается отбиться благодаря тому, что обстоятельства каждого случая рассматриваются отдельно с учетом всех нюансов.

Чтобы в 2021 году получить возмещение из ФСС расходов, понесенных в 2020 году, работодателю необходимо представить в фонд письменное заявление, справку-расчет, расшифровку расходов и дополнительные документы в зависимости от вида пособия или выплаты. Срок возмещения по закону составляет 10 календарных дней, но может продлеваться, если специалисты фонда примут решение о проведении проверки.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

ФСС будет возмещать расходы на снижение травматизма и профзаболеваний по новым правилам

Новые Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний утверждены приказом Минтруда от 14.07.21 № 467н (далее — Правила № 467н). Документ начнет действовать 19 сентября. С этой же даты утратит силу приказ Минтруда от 10.12.12 № 580н, которым утверждены действующие правила.

Пройти обучение и получить удостоверение специалиста по охране труда Подать заявку

  • покупку средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок, респираторов, многоразовых тканых масок), а также щитков лицевых, бахил, перчаток, противочумных костюмов 1 типа, одноразовых халатов;
  • приобретение дезинфицирующих салфеток, антисептиков для обработки рук работников и дозирующих устройств для обработки рук указанными антисептиками;
  • приобретение устройств (оборудования), в том числе рециркуляторов воздуха, дезинфицирующих средств вирулицидного действия для комплексной обработки транспортных средств, транспортной упаковки материалов, оборудования, продуктов, служебных помещений, контактных поверхностей;
  • приобретение устройств для бесконтактного контроля температуры тела работника, термометров;
  • проведение лабораторного обследования работников на COVID-19 (подп. 3.1 Правил № 467н).

Подтвердите основной вид деятельности через интернет Подтвердить бесплатно

Какую сумму можно потратить на предупредительные меры

Как и раньше, на предупредительные меры можно потратить не более 20% от суммы взносов в ФСС за предыдущий календарный год за минусом произведенных в том же периоде расходов:

  • на выплату пособий по травматизму;
  • на оплату отпусков работников (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно.

При этом появилось важное уточнение. Оно касается страхователей, у которых численность работников не превышает 100 человек, и которые в течение двух предыдущих лет не проводили мероприятий по снижению травматизма и профзаболеваний. Сейчас объем средств на финансовое обеспечение таких страхователей не может превышать сумму взносов в ФСС, подлежащих перечислению в текущем финансовом году.

По новым правилам, объем средств не может превышать сумму взносов, начисленных за текущий год за вычетом произведенных в этом же периоде:

  • расходов на выплату пособий по травматизму;
  • расходов на оплату отпусков работников (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно (п. 2 Правил № 467н).

Срок и способ подачи заявления о финансовом обеспечении

Чтобы получить разрешение на финансирование предупредительных мер, страхователь должен подать заявление и подтверждающие документы в территориальный орган ФСС по месту регистрации. Согласно пункту 4 Правил № 467н, это нужно сделать до 1 августа текущего года.
Но в 2021 году срок подачи заявления продлен до 1 октября (п. 3 комментируемого приказа).

Заявление с прилагаемыми к нему документами (копиями) страхователь или его представитель может подать на бумажном носителе или в электронном виде. Полный список документов, необходимых для обоснования финансового обеспечения каждого предупредительного мероприятия, приведен в пунктах 5 — 6.1 Правил № 467н.

Отчет об использовании средств ФСС

Также уточнено, что после того, как страхователь получил разрешение на финансирование предупредительных мер и реализовал мероприятия в соответствии с согласованным планом, нужно обратиться в территориальное подразделение ФСС с заявлением о возмещении расходов. Срок — не позднее 15 декабря текущего года. В свою очередь фонд в течение 5 дней примет решение о возмещении средств и перечислит деньги на счет, указанный в заявлении (п. 17 Правил № 467н).

Расходы на охрану труда за счет страховых взносов

Думаю ни для кого не секрет, что охрану труда в России полностью соблюдают порядка 10 – 15 % предприятий, остальные делают это частично, либо даже не знаю что это такое и для чего необходима.

Такое отношение всегда приводит к происшествиям на производстве, причин много, и это может быть неисправное оборудование или инструмент, незнание правил охраны труда, неиспользование СИЗ и так далее.

Из-за чего это происходит? Чаще всего из-за отсутствия средств либо недостаточного финансирования.

Но государством предусмотрены предупредительные меры по снижению травматизма и стимулированию работодателей на соблюдение требований безопасности на производстве – это возмещение затрат на мероприятия по охране труда из ФСС.

Об этом речь и пойдет в данной статье, читайте, комментируйте и рассказывайте свои примеры из практики, это будет полезно для всех читателей. Давайте делиться опытом!

Возмещение затрат на охрану труда

Не все знают о том, что можно пользоваться таким видом государственной поддержки, как возмещение затрат на мероприятия по охране труда из ФСС, но любому работодателю хотелось бы вернуть потраченные деньги и пустить их в бизнес.

И если вы решили в текущем году воспользоваться такой программой, то не рекомендую затягивать и откладывать в “долгий ящик”, потому как выделяемые средства ФСС на финансирование не безграничны и требования к оформлению и содержанию документов высокие.

Но готовится нужно заблаговременно, потому как процедура подготовки трудоемкая, и чтобы вам не отказали из-за неправильно подготовленных документов, можно использовать пошаговый алгоритм без лишней “воды”.

Определение суммы страховых взносов

Для начала нужно понять, сколько же должно вернуться денег в казну предприятия, потому как многие “не заморачиваются” из-за суммы в 10000 рублей.

Но есть предприятия, которым можно пополнить бюджет на 200000 – 500000 рублей, тут стоит потратить рабочее время.

Вы можете самостоятельно посчитать, какая сумма будет на возмещение затрат на мероприятия по охране труда из ФСС, используя формулу:

Компенсация расходов на охрану труда за счет страховых взносов

Формула для расчета суммы на возмещение затрат мероприятий по охране труда из ФСС

Согласно Приказа Минтруд соцзащиты РФ № 467н компенсация расходов на охрану труда может составлять до 20% за счет страховых взносов, за предыдущий календарный год, если у вас были несчастные случаи или профзаболевания необходимо вычесть расходы на больничные листы этих работников и на оплату санаторно-курортных отпусков застрахованных лиц (лечение и проезд).

Возмещение затрат на охрану труда может быть увеличено до 30% (п. 2 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.07.2021 № 467н), если пред пенсионные работники были направлены на санаторно-курортное лечение, это те которым осталось 5 лет до страховой пенсии по старости.

Вот, например, один случай из практики, на малом предприятии были направлены пред пенсионные работники на санаторно-курортное лечение в санаторий. Так мало того, что специалист по охране труда сделала запрос в ФСС, чтоб уточнить какую сумму можно вернуть на мероприятия по охране труда, нашла санаторий, подготовила все необходимые документы для заключения договора, направила предпенсионных работников в отпуск отдыхать и подала документов в ФСС на возврат суммы. Одни только плюсы от данного мероприятия:

  • бесплатный отпуск предпенсионным работникам в санатории;
  • компенсация расходов на охрану труда 30% за счет страховых взносов, а сейчас получение данной суммы на счет работодателя;
  • приятный бонус для специалиста по охране труда от работодателя – это дополнительная денежная премия.

Если организация с численность по штату до 100 человек ранее не получала финансовое обеспечение предупредительных мер на охрану труда, или 2 года подряд ими не пользовалась, то может рассчитывать на сумму за три предыдущих года, но не более суммы страховых взносов, которые подлежат перечислению в ФСС за текущий год.

Но не все так прекрасно и просто, как, казалось бы, на первый взгляд, есть причины, когда организации могут отказать в возмещении затрат на мероприятия по охране труда.

Почему так происходит? Просто не разобравшись во всех деталях, собрали документы и подали заявление в ФСС, потратили много времени, а из результатов только опыт, а компенсация расходов на охрану труда за счет страховых взносов не светит.

проведу оценку профессиональных рисков за вас

Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. "Бюро Екатерины Воронцовой" – профессиональное решение ваших задач по охране труда. Качественно и в срок!

Причины отказа на возмещение затрат на охрану труда

Существует ряд причин, по которым организации может быть отказано проводить возмещение затрат на мероприятия по охране труда из ФСС:

Расходы на охрану труда за счет страховых взносов

Причины отказа на проведение возмещения затрат на мероприятия по охране труда из ФСС

Как видите, причиной отказа может стать не полностью подготовленный пакет документов и это еще одна причина начать подготовительную работу заранее, чтобы в случае отказа, было время внести исправления и повторно заявить о своем желании на возмещение затрат на мероприятия по охране труда из ФСС.

Документы на возмещение затрат на мероприятия по охране труда из ФСС

Для того чтобы начать сбор документов, нужно уточнить в бухгалтерии не было ли причин для будущего отказа, и сумму, которую можно возместить из ФСС.

Из личного опыта могу сказать, что узнать сумму, которую можно возместить из ФСС и потрать ее – это лучше написать письмо на имя руководителя ФСС. Образец письма можете посмотреть здесь.

Потратить деньги организация сможет только на мероприятия по охране труда. И то, какой смысл вкладывается в данному случае в слово “потратить”.

Ранее организация не получала реальных денег. ФСС засчитывало расходы на охрану труда за счет страховых взносов.

С 2021 года, согласно Постановления РФ № 2375, организация, не позднее 15 декабря текущего года в ФСС подает заявление о возмещении расходов на оплату предупредительных мер с документами, подтверждающих данные расходы.

После чего ФСС в течении 5 рабочих дней со дня приема документов принимает решение о возмещении средств из фонда ФСС и производит перечисление средств на расчетный счет организации, указанный в заявлении.

Для того чтобы расходы были засчитаны, нужно запланировать мероприятия за счет, которых будет производиться возмещение затрат на охрану труда.

За счет чего возможно возмещение затрат на охрану труда

Данная программа нацелена на снижение травматизма в организациях, улучшению условий труда работников, именно поэтому перечень мероприятий обширен.

Он включает в себя практически все разделы охраны труда (п. 3 правил к Приказу № 467н):

Компенсация расходов на охрану труда за счет страховых взносов

Перечень мероприятий, подлежащих возмещению за счет ФСС

Расходы на охрану труда за счет страховых взносов

Перечень мероприятий, подлежащих возмещению за счет ФСС

Согласно данного пункта можно:

  • приобрести одноразовые средства защиты (маски, респираторы, халаты и тд);
  • приобрести дезинфицирующие средства (салфетки, антисептики и тд) и дозирующие устройства;
  • приобрести оборудование (рециркуляторы воздуха и дезинфицирующие средств вирулицидного действия для комплексной обработки);
  • приобрести устройство для бесконтактного контроля температуры тела работников (электронные термометры);
  • провести лабораторные исследования работников на COVID-19 (метод ПЦР и /или анализ на антитела к COVID-19).

Если наладить контакт, то специалисты ФСС идут навстречу и консультируют по все вопросам, предоставляют необходимые образцы документов и по договоренности, проверяют на наличие ошибок.

Такой подход поможет вам с первого раза правильно скомпоновать полный пакет документов, сэкономить время и избежать лишних поездок в ФСС.

План мероприятий по охране труда

Важный документ, предоставляемый на возмещение затрат на мероприятия по охране труда из ФСС, план мероприятий по улучшению условий и охраны труда, который составляется не только для того, чтобы упорядочить работу, но и для участия в данной программе.

О том, как его подготовить, оформить и что включить, можете в подробной статье на данную тему.

Подбирайте мероприятия, которые помогут вам получить максимальный размер возмещения и будут реально выполнены, потому как потом придется отчитываться в ФСС об их выполнении.

Составление плана финансового обеспечения

Следующий важный документ, который придется подготовить – это план финансового обеспечения (Приложение к Приказу № 467н).

В план включаете все планируемые затраты по охране труда, например, расходы на проведение специальной оценки условий труда, с разбивкой сумм на ее проведение, срок исполнения, количество рабочих мест и обоснование (нормативный документ).

Эти затраты, конечно же, берутся не из головы, а из предварительно заключенного договора на проведение СОУТ, или по запланированному выполнению (п.6 а правил к Приказу № 467н).

В любом случае прежде чем включать любое из мероприятий по охране труда в план финансового обеспечения, необходимо детально ознакомиться с перечнем необходимых документов, предоставляемых в ФСС.

Для большего понимая масштабов, поясню, что это за документы. Например, по результатам проведения периодического медосмотра необходимо предоставить:

  • копию списка работников, подлежащих прохождению обязательных периодический медосмотр в текущем году;
  • копию договора с мед. организацией на проведение медосмотров;
  • расчет стоимости услуг по проведению мед.осмотров;
  • копию лицензии мед.организации, учредительные документы (Устав, доверенности и так далее).

Вот еще один пример – для приобретения медицинских аптечек необходимо предоставить перечень приобретаемых медицинских изделий (приказ от 15.12.2020 № 1331н) с указанием их количества и стоимости, а также с указанием санитарных постов, подлежащих комплектации аптечками.

Предоставляя копии документов, не забывайте их заверять (п. 6 правил к Приказу № 467н), а план финансового обеспечения подписать у руководителя организации и главного бухгалтера.

Заявление на возмещение затрат

Чтобы получить возмещение мероприятий по охране труда, нужно предоставить в ФСС заявление либо на бумажном носителе, либо в электронном виде в срок до 01 октября текущего года с полным пакетом документов.

Заполните его и в двух экземплярах, вместе с остальным пакетом документов направите в ФСС.

Решение ФСС

После предоставления пакета документов на возмещение затрат на охрану труда согласование проходит в течение 10 – 15 рабочих дней (в зависимости от запланированной суммы).

То есть теперь становится понятно, почему готовить документы нужно заранее, три недели – это большой срок.

Далее принятое решение ФСС в течение 3-х рабочих дней оформляет приказом и может вручаться лично, направлять по почте или электронно через портал Госуслуги. Все зависит от того, какой способ укажете в заявлении.

Можно не позднее 1 октября текущего года дополнительно подать заявление и необходимые копии документов, если первоначально было подано заявление на сумму меньше расчетного объема средств и получен приказ о финансовом обеспечении (п.13 правил к Приказу № 467н).

Включая в план будущие расходы, можно не полностью ими воспользоваться, в этом случае ФСС необходимо проинформировать до 20 ноября текущего года (п.14 правил к Приказу № 467н).

Если ФСС одобряет финансовое обеспечение за счет страховых взносов, то нужно будет потом за эти средства отчитываться ежеквартально (п.16 правил к Приказу № 467н).

Для того чтобы оформить отчет воспользуйтесь рекомендуемой формой по ссылке.

Вместе с отчетом подаются документы, подтверждающие реализацию заявленных мероприятий. К примеру, если это периодические осмотры, то заключительный акт, счет на оплату, платежное поручение, акт выполненных работ.

Если сумма будет разница в 1 рубль, то ваши усилия могут быть напрасны и нужно четко контролировать этот немаловажный нюанс.

Основные выводы

Возмещение затрат на мероприятия по охране труда из ФСС процесс хоть и очень трудоемкий, который требует особого контроля со стороны специалиста по охране труда и сбора огромного пакета документов, но и очень полезный для экономии бюджета компании.

Вам потребуется собрать довольно объемный пакет документов и предоставить в ФСС:

  1. Заявление о финансовом обеспечении.
  2. План по улучшению условий труда.
  3. План по финансовому обеспечению.

Казалось, бы не так и много, но по факту совсем другая картина. И если вы хотите поднять собственный авторитет в глазах руководства и знаете, что финансовое обеспечение будет приличное, стоит посвятить этому время. Эта процедура добавит плюсик в вашу карму и покажет, что на охрану труда можно не только тратить, но и экономить.

Ну, а если вам понравилась статья, буду признательна, если вы поделитесь ей в социальных сетях, это будет мотивировать меня готовить еще больше новых полезных и интересных заметок.

Желаю вам безопасной и эффективной работы!

Если у вас есть что добавить и или есть примеры из практики, пишите комментарии, будет обсуждать, это важно для других читателей.

разработаю документы за вас

Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. "Бюро Екатерины Воронцовой" – весь спектр услуг по охране труда. Качественно и в срок!

Читайте также: