Фотография как объект авторского права рб

Обновлено: 28.06.2024

Любые ли фотографии являются объектами авторского права? Что такое творческая деятельность фотографа?

‌‌ Ответ:

Как прямо следует из п. 1 ст. 1259 ГК РФ, фотографические произведения являются объектами авторских прав независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. То есть, с точки зрения закона, высокохудожественное фото в горах (куда нужно добраться, а затем ещё вернуться живым) на ультрадорогую аппаратуру с многочасовой пост-обработкой и селфи-фото на фронтальную камеру мобильного телефона, сделанное в туалете, охраняются одинаково.

Законом предусмотрено два критерия для признания какого-либо результата объектом авторского права:

  • объективная форма (в том числе и нематериальная);
  • наличие творческого вклада (результат должен быть создан творческим трудом).

С объективной формой в случае с фотографиями вопросов не возникает, поскольку всегда имеется либо цифровой файл, либо негатив, либо иной носитель, на котором запечатлён результат фотосъёмки.

А вот творческий вклад и его наличие - уже более неоднозначный вопрос.

В п. 28 действовавшего ранее Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 года "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (Постановление 5/29) было указано:

пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом.

То есть, наличие творческого труда презюмируется: пока не доказано иное, творческий труд при создании фото предполагается. Однако, разъяснений о том, что же расценивать в качестве творческого труда фотографа для того, чтобы в случае спора как-то обосновать наличие или же отсутствие такого, катастрофически не хватало.

Ситуацию исправило, в частности, Постановление Суда по интеллектуальным правам по делу А24-1669/2013, в котором указано, что под творческой деятельностью фотографа следует понимать следующие его действия по созданию результата интеллектуальной деятельности:

  • выбор экспозиции,
  • размещение объекта фотоснимка в пространстве,
  • выбор собственной позиции для совершения фотосъемки,
  • установка света и/или адаптация своего местонахождения и места нахождения объекта фотосъёмки под имеющееся освещение,
  • подбор световых фильтров для объектива,
  • выстановка выдержки затвора,
  • настройка диафрагмы,
  • настройка резкости кадра,
  • проявление фотоплёнки (для плёночных фотоаппаратов),
  • обработка полученного изображения при помощи специальных компьютерных программ (для цифровых фотоаппаратов).

Таким образом, совершение фотографом каких-либо из этих действий (разумеется, чем больше - тем лучше) свидетельствует о том, что фотография была создана творческим трудом, а следовательно, является объектом авторского права.

Впоследствии Постановление 5/29 было отменено, но процитированный выше тезис о презумпции творческого труда без изменений перекочевал в п. 80 Постановления Пленума ВС РФ №10 от 23.04.2019 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Дополнительно в новом Постановлении №10 было указано:

Творческий характер создания произведения не зависит от того, создано произведение автором собственноручно или с использованием технических средств. Вместе с тем результаты, созданные с помощью технических средств в отсутствие творческого характера деятельности человека (например, фото- и видеосъемка работающей в автоматическом режиме камерой видеонаблюдения, применяемой для фиксации административных правонарушений), объектами авторского права не являются.

То есть, определяющим (квалифицирующим) признаком остаётся творческий труд: наличие цели создания произведения и действия по достижению этой цели. Именно поэтому видеозапись с камеры видеонаблюдения, статично фиксирующей происходящее, как отмечается судом, не является объектом авторского права, потому что при её установке преследовались иные цели, не направленные на создание произведения.

Немаловажно учесть и то, что автор-фотограф - это всегда физическое лицо, человек, что следует из п. 1 ст. 1228 ГК РФ. Юридические лица или, например, животные не могут быть авторами.

Кстати, после известного дела с "обезьяньим селфи" Бюро авторского права США дополнило справочник по регистрации (Compendium of U.S. Copyright Office Practices) явным указанием в секции 313.2, что Бюро не будет регистрировать произведения, созданные природой, животными или растениями . И в качестве первого же примера приводится "фотография, сделанная обезьяной".

Соответственно, возвращаясь к фотографиям, логично прийти к следующим выводам:

Авторское право — это такой огромный пласт гражданского права, который включает себя интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств, назначения и выражения произведения, а именно: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения; сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи и скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры и градостроительства, садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие картины, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения, а также программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

Сегодня мы будем говорить только об изображениях. А точнее о том, как защитить свое авторское право на фотографию. В следующих статьях рассмотрим вопрос, о том как использовать чужие изображения, не нарушая при этом авторских прав, а также постараемся подробно раскрыть все сферы авторского права, наиболее интересные для тех, чье дело так или иначе связано с интернет ресурсам.

Сегодня мы будем говорить только об изображениях. А точнее о том, как защитить свое авторское право на фотографию. В следующих статьях рассмотрим вопрос, о том как использовать чужие изображения, не нарушая при этом авторских прав, а также постараемся подробно раскрыть все сферы авторского права, наиболее интересные для тех, чье дело так или иначе связано с интернет- ресурсами.

Итак, на сегодняшний день, каждый второй фотограф сталкивается с ситуацией, когда фотографии его авторства используются без разрешения и без указания его имени. Но далеко не каждый в состоянии отстоять свои права .

Что же нужно знать об авторском праве на фотографии?

Во-первых, то, что авторским правом защищены абсолютно любые фотографии, сделанные вами, творческая составляющая ,которая делает произведение объектом защиты, презюмируется. В судебной практике считается, что все фотографии создаются творческим путём.

Автору произведения (в данном случае -изображения) принадлежат следующие права: исключительное право на произведение; право авторства; право автора на имя; право на неприкосновенность произведения; право на обнародование произведения; другие права (право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Авторское право на фотографию возникает в момент ее создания, т. е. в момент получения кадра. Совершенно никакого значения не имеет факт обнородования (публикации) фотографии , также как и не нужна специальная регистрация указанного права.

Все права на фотографию делятся на имущественные, неимущественные и другие права.

К имущественным правам относятся:

  • исключительное право на фотографию — им можно распорядится (продать, подарить, передать по наследству). Оно действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Когда срок действия исключительного права истекает, фотография становится общественным достоянием и ее может использовать кто угодно. Исключительное право заключается в том, что фотографию можно использовать в любой форме и любым способом, не противоречащим закону, а также разрешать или запрещать другим лицам использовать фотографию. Под использованием понимается запись на электронный носитель, изготовление копий, продажа, публичный показ , распространение, переработка.
  • право на обнородование фотографии;

К неимущественным правам относятся:

  • Право авторства и право автора на имя. Эти права бессрочны, сохраняются после смерти автора и отказ от них ничтожен, т. е. не имеет юридической силы.
  • Право на неприкосновенность произведения и защита фотографий от искажений. Оно также бессрочно, неотчуждаемо и непередаваемо. Это значит, если фотография была изменена без согласия автора, то он имеет право требовать защиты чести, достоинства и деловой репутации в судебном порядке.
  • Право на отзыв -автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков.
  • Право следования означает, что в случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует магазин, салон, галерея или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентов от цены перепродажи .
  • Право доступа — это право автора произведения требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения.
  • Право на вознаграждение за использование служебного произведения означает, что автор имеет право на вознаграждение, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу.

С теорией разобрались. Теперь можно перейти непосредственно к защите авторских прав.

Для того, чтобы авторские права не нарушались существует ряд рекомендаций предупредительного характера. Если не лениться их выполнять, то можно в значительной степени защитить результаты своего труда.

  • Храните у себя оригиналы изображений. RAW как раз является способом подтверждением того, что автор фото именно вы! И лучше не передавать третьим лицам исходники в этом формате, за исключением коммерческой съемке, где был заключен договор о передаче исключительных прав заказчику.
  • Не размещайте в сети Интернет фотографии в большом разрешении, как правило достаточно разрешения 1000 px по длинной стороне.
  • Размещайте на фотографиях копирайт или в настройках сайта включайте защиту изображений.
  • Рабочие файлы PSD, TIF также могут подтвердить авторское право на результат работы.
  • Еще есть хороший способ: при публикации фото в интернете кадрируйте снимок (если это возможно), наличие у вас полного (не измененного) кадра также является подтверждением ваших прав.
  • В настройках камеры в EXIF будет верным указать себя в качестве автора (имя, фамилия или адрес сайта)
  • Backstage с фотосъемки нужен не только для того, чтобы ваши подписчики в социальных сетях видели вас в работе, но и для доказательства съемки в определенном месте определенных сюжетов.
  • Не выбрасывайте платежные документы, подтверждающие факты оплаты камеры, принадлежащей вам. Это может понадобиться в суде.

Если права все же были нарушены?

Первое , что нужно сделать, зафиксировать факт правонарушения.

Если это газета, журнал, книга — сохраните ее у себя. Если вы нашли публикацию в сети интернет , сделайте скриншот страницы, заверьте ее у нотариуса. Если это наружная реклама: сфотографируйте или снимите на видео не только сам стенд/билбор, витрину , но и окружающее пространство, чтобы можно было правильно идентифицировать место размещения. Зафиксируйте письменно место, конкретный адрес, рекламную компанию, занимающуюся размещением конкретной рекламы и т. п.

Второе. Необходимо установить правонарушителя : физическое ( ФИО, в случае необходимости, место жительства , по возможости; контакты) или юриическое лицо (наименование, юр. адрес, контакты, ФИО директора).

Если все же дело доходит до судебного разбирательства?

В последнее время суды все чаще становятся на защиту прав авторов. При условии доказанности факта принадлежности авторского права.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2006 N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах", при разрешении вопроса о том, какой стороне надлежит доказывать обстоятельства, имеющие значение для дела о защите авторского права или смежных прав, суду необходимо учитывать, что ответчик обязан доказать выполнение им требований законодательства об авторском праве и смежных правах при использовании произведений и (или) объектов смежных прав. В противном случае физическое или юридическое лицо признается нарушителем авторского права и (или) смежных прав, и для него наступает гражданско-правовая ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Истец должен подтвердить факт принадлежности ему авторского права и (или) смежных прав или права на их защиту, а также факт использования данных прав ответчиком.

Таким образом, на истце лежит обязанность доказать факты принадлежности ему авторских прав и использования данных прав ответчиком, на ответчике - выполнение им требований действующего законодательства при использовании соответствующих произведений.

К слову, размер компенсаций за нарушение авторских прав, присуждаемых судом, в последнее время особенно радует.

Если интересно, вы можете ознакомиться с некоторыми судебными решениями по данному вопросу по этой ссылке

В следующих статьях мы расскажем о том, как законно использовать фотографии, сделанные третьими лицами, не нарушая при этом авторских прав. А если у вас есть вопросы , вы можете разместить их в комментариях к этой статье.

Вне зависимости от того, с помощью какой техники и в каких условиях было сделано фотографическое произведение или произведение, полученное аналогичными фотографии способами, по законодательству Российской Федерации оно является объектом авторского права (ст. 1259 4 части Гражданского кодекса РФ). Качество произведения и факт его обнародования тут тоже не играют роли. В этой же статье указано, что правовой охране подлежит не только произведение целиком, но и все его части.

Интересно, что произведения, которые законодатель относит к этой категории объектов интеллектуальной собственности (ОИС), не всегда считались произведениями искусства - и, следовательно, не охранялись авторским правом. Даже те работы, в которых наличие элементов творчества не вызывало сомнений, рассматривались как технический труд. Впервые в круг охраняемых произведений они были включены в 1928 году, но только при условии соблюдения ряда формальностей.

Сегодня авторские права на фотографии признаются в нашей стране той же степени, что и на любые другие объекты литературы и искусства, и не имеют никаких особенностей с точки зрения их охраны.

Какие фотографии охраняются авторским правом

На этот вопрос можно ответить одним словом - любые. Это не зависит ни от качества работы, ни от ее формы, ни от того, где она размещена:

  • в печатной книге или статье;
  • на стоке;
  • информационном или коммерческом электронном ресурсе.

Самое распространенное заблуждение - о том, что авторские права на фотографии в интернете не действуют. Это не так. У каждого произведения есть автор. И только автор может разрешать или запрещать использовать свое творчество. Даже если он не указал своего имени на снимке. Фотография, как объект авторского права, охраняется с момента ее создания и вне зависимости от того, были ли эти права тем или иным образом обозначены автором при публикации снимка.

Когда чужие снимки использовать нельзя

Третий случай, когда передача исключительных авторских прав на фотографии по закону не требует получения разрешения автора, это создание пародий и карикатур. Пародии и карикатуры - это переработанные произведения; в общем случае для переработки оригинала необходимо разрешение его автора. Но в случае пародий закон делает исключение.

Когда можно использовать фотографии, не нарушая авторских прав

Автор может распоряжаться своими снимками любым способом, в том числе размещать их на специализированных электронных ресурсах с лицензией, предусматривающей передачу прав на использование этих снимков третьим лицам на определенных условиях. Такие фото можно использовать, не запрашивая каждый раз разрешение непосредственно у автора или правообладателя. Но при этом обязательно иметь в виду, что по лицензии может передаваться разный объем прав. Это могут быть права на использование фотографий:

  • в коммерческих целях или только редакционных;
  • для переработки;
  • с требованием обязательно указывать автора произведения;
  • разрешением использовать полученное на основе данной фотографии произведение в коммерческих целях.

Вы можете свободно брать снимки, распространяемые по лицензии, но с обязательным соблюдением тех условий, которые подразумевает тот или иной вид лицензии.

Некоторые крупные фотобанки, кстати, разрешают многие снимки брать для редакционного использования бесплатно - только не скачивая их, а вставляя напрямую на сайт или в блог с помощью функции embed.

Свободно можно использовать и те работы, которые уже перешли в общественное достояние. Речь идет о фото, с момента смерти авторов которых прошло уже более 70 лет. Естественно, поскольку самой технике чуть менее 100 лет, таких снимков очень мало.

Как защитить свои фотографии

Чтобы предотвратить саму возможность того, что кто-то воспользуется вашей работой без разрешения, можно размещать водяные знаки, как это делают крупные фотобанки. Но это, во-первых, искажает внешний вид произведения, а это не всегда допустимо, а, во-вторых, не помешает использовать какую-то его часть или даже целиком - часто водяные знаки можно убрать с помощью фоторедакторов.

Чтобы зафиксировать авторское право фотографа и обеспечить себя доказательствами своего авторства, применяется депонирование. Депонирование подтверждает факт того, что фото принадлежало вам на конкретную дату, то есть устанавливает приоритет авторства. При депонировании автор или правообладатель получает свидетельство, которое впоследствии можно предъявить в суде или приложить к досудебной претензии.

Еще один способ защиты, менее удобный, но тоже рабочий, это нотариальное удостоверение владения документом. В этом случае снимки надо будет распечатать и с распечатками обратиться к нотариусу, который заверит их штампом и подписью. Опять же, позволяет зафиксировать приоритет авторства.

В качестве доказательств в судебных спорах признаются также оригиналы снимков с метаданными (EXIF) или, если итоговое изображение было получено с применением обработки или коллажирования, рабочие файлы со слоями в форматах Adobe Illustrator и Adobe Photoshop.


Российское законодательство об авторском праве защищает все фотографии вне зависимости от уровня их художественного и технического исполнения, а также вне зависимости от того профессионалом или любителем сделана фотография.

Однако, бывают случаи, когда некоторые фотографии могут не являться объектом авторского права. Тогда у фотографа вовсе отсутствуют права требовать от предполагаемого нарушителя какой-либо компенсации.

Данный вывод также подтверждают данные истцом объяснения, что при осуществлении фотосъемки им использовался автоматический режим фотокамеры, который заключается в том, что фотоаппарат осуществляет непрерывное создание снимков во время того, как фотограф удерживает нажатой кнопку затвора фотоаппарата.

Суд считает, что использование в представленном выпуске телепрограммы в форме цитирования спорных фотоснимков осуществлено в пределах, установленных ст. 1274 ГК РФ. Так, спорные фотоснимки были представлены не полностью: в кадрах сюжета используются лишь некоторые части фотоснимков. При этом в сюжете представлены и другие фотоснимки, а также видеозаписи. Поскольку демонстрация фрагментов спорных фотоснимков занимает не значительную часть сюжета, суд полагает, что их использование оправдано информационной целью передачи.

На этом суде ответчикам в лице телекомпаний удалось доказать отсутствие творческой составляющей в фотографиях. Однако, данное решение суда представляется спорным, поскольку, выводы о том, является ли данная фотография творческой или нет больше относится к компетенции людей искусства. Соответственно, выводы суда должны строиться на компетентном заключении специалистов-искусствоведов, разбирающихся в фотографии.

Однако, сам истец в суде пояснил, что снимал в автоматическом режиме. То есть по-простому говоря особо не задумываясь над установками для съемки (подбором ISO, выдержки, диафрагмы, постановкой кадра и т.п.). Поэтому суд сделал вывод, что в большей мере это была работа техники (фотоаппарата), а не интеллектуальная работа фотографа.

Также суд принял во внимание цель использования фотографии – информационная. Это тоже является важным. Потому что это один из тех случаев, когда фотографию можно использовать без разрешения автора.

В законе есть общий тезис, что фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии являются объектами авторского права (п. 1 ст. 1259 ГК РФ).

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме в форме изображения (п. 3 ст. 1259 ГК РФ).

Теперь разберемся кто является автором фотографического произведения.

Автором произведения искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано (ст. 1257 ГК РФ).

Из всего вышесказанного можно сделать ряд важных выводов.

1. Фотография должна быть объективно выражена в материальной форме.

Это может быть негатив, позитив, слайды, файл с изображением на электронном носителе,

распечатанный на бумаге фотоснимок и т.п.

2. Фотография должна быть создана именно творческим трудом человека.

Творчество (словарь Ожегова) — создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.

Творчество (словарь Ефремовой) — деятельность человека, направленная на создание духовных и материальных ценностей.

Творчество (wikipedia) – это процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата.

Творчество (wikipedia) — это:

• деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;

• создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;

• процесс создания субъективных ценностей.

Исходя из этих определений можно выделить следующие признаки фотографии, которая создана творческим трудом:

Например, фотография Эйфелевой башни с подобного как и у всех других ракурса. Такая фотография явно не оригинальна. Но не смотря на это является объектом авторского права.

Под творческой деятельностью фотографа следует понимать следующие его действия по созданию результата интеллектуальной деятельности:

Читайте также: