Формирование совета безопасности рф осуществляет кто

Обновлено: 30.06.2024

1. Совет Безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.

2. Совет Безопасности формируется и возглавляется Президентом Российской Федерации.

3. Положение о Совете Безопасности Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.

4. В целях реализации задач и функций Совета Безопасности Президентом Российской Федерации могут создаваться рабочие органы Совета Безопасности и аппарат Совета Безопасности.

Статья 14. Основные задачи и функции Совета Безопасности

1. Основными задачами Совета Безопасности являются:

1) обеспечение условий для осуществления Президентом Российской Федерации полномочий в области обеспечения безопасности;

2) формирование государственной политики в области обеспечения безопасности и контроль за ее реализацией;

3) прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;

4) подготовка предложений Президенту Российской Федерации:

а) о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий;

б) о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

в) о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения;

5) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации принятых Президентом Российской Федерации решений в области обеспечения безопасности;

6) оценка эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

2. Основными функциями Совета Безопасности являются:

1) рассмотрение вопросов обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, иных вопросов, связанных с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также вопросов международного сотрудничества в области обеспечения безопасности;

2) анализ информации о реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности, о социально-политической и об экономической ситуации в стране, о соблюдении прав и свобод человека и гражданина;

3) разработка и уточнение стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, а также критериев и показателей обеспечения национальной безопасности;

4) осуществление стратегического планирования в области обеспечения безопасности;

5) рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности;

6) подготовка проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности и осуществления контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

7) организация работы по подготовке федеральных программ в области обеспечения безопасности и осуществление контроля за их реализацией;

8) организация научных исследований по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности.

3. Президент Российской Федерации может возложить на Совет Безопасности иные задачи и функции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 15. Состав Совета Безопасности

1. В состав Совета Безопасности входят Председатель Совета Безопасности Российской Федерации, которым по должности является Президент Российской Федерации; Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации (далее - Секретарь Совета Безопасности); постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности.

2. Постоянные члены Совета Безопасности входят в состав Совета Безопасности по должности в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Секретарь Совета Безопасности входит в число постоянных членов Совета Безопасности.

3. Члены Совета Безопасности назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, им определяемом.

4. Члены Совета Безопасности принимают участие в заседаниях Совета Безопасности с правом совещательного голоса.

5. Секретарем Совета Безопасности, постоянными членами Совета Безопасности и членами Совета Безопасности могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Статья 16. Секретарь Совета Безопасности

1. Секретарь Совета Безопасности является должностным лицом, обеспечивающим реализацию возложенных на Совет Безопасности задач и функций.

2. Секретарь Совета Безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации, которому подчиняется непосредственно.

3. Полномочия Секретаря Совета Безопасности определяются Президентом Российской Федерации.

4. Секретарь Совета Безопасности обязан сообщать в порядке, предусмотренном указами Президента Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Статья 17. Организация деятельности Совета Безопасности

1. Деятельность Совета Безопасности осуществляется в форме заседаний и совещаний.

2. Порядок организации и проведения заседаний и совещаний Совета Безопасности определяется Президентом Российской Федерации.

Статья 18. Решения Совета Безопасности

1. Решения Совета Безопасности принимаются на его заседаниях и совещаниях постоянными членами Совета Безопасности в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Постоянные члены Совета Безопасности обладают равными правами при принятии решений.

2. Решения Совета Безопасности вступают в силу после их утверждения Президентом Российской Федерации.

3. Вступившие в силу решения Совета Безопасности обязательны для исполнения государственными органами и должностными лицами.

4. В целях реализации решений Совета Безопасности Президентом Российской Федерации могут издаваться указы и распоряжения.

Совещание с членами Совета безопасности РФ, 25 ноября 2019 года Алексей Никольский/пресс-служба президента РФ/ТАСС

ТАСС-ДОСЬЕ. 15 января 2020 года президент РФ Владимир Путин сообщил о намерении ввести новую должность заместителя председателя Совета безопасности и назначить на этот пост и.о. председателя правительства Дмитрия Медведева. ТАСС подготовил материал об истории, современных полномочиях и структуре Совбеза РФ.

Создание Совбеза, история в начале 1990-х годов

Законодательная подготовка к созданию Совета безопасности в России началась вместе с учреждением поста президента РСФСР в 1991 году. Принятый 24 апреля 1991 года закон "О Президенте РСФСР" предусматривал, что глава республики возглавляет Совет безопасности, "структура, полномочия и порядок формирования которого определяются законом РСФСР". Конституционный статус новый государственный орган получил 24 мая 1991 года, когда положение о Совбезе было включено в Конституцию РСФСР.

5 марта 1992 года Верховный совет РФ принял закон "О безопасности", которым были определены функции и полномочия Совета безопасности РФ и порядок его формирования. 3 апреля того же года указом президента РФ Бориса Ельцина секретарем Совбеза был назначен Юрий Скоков, а 22 мая он был утвержден в этой должности Верховным советом РФ.

В полном составе Совет безопасности РФ был сформирован 3 июня 1992 года, согласно указу главы государства. Право решающего голоса в СБ РФ получили пять человек: президент РФ (он же - председатель Совбеза), вице-президент РФ, первый заместитель председателя Верховного совета, председатель Совета министров и секретарь Совбеза. При этом четыре постоянных члена входили в состав Совета по должности, а секретарь назначался главой государства (затем его кандидатуру утверждал Верховный совет) и подчинялся непосредственно президенту. Также распоряжением Бориса Ельцина от 3 июня 1992 года была утверждена структура аппарата СБ РФ, который вошел в состав администрации президента.

7 июля 1992 года глава государства подписал указ "О порядке реализации решений Совета безопасности Российской Федерации". Этот документ по сути предоставлял секретарю СБ РФ Юрию Скокову право координировать работу органов исполнительной власти в процессе реализации решений Совета и превращал Совбез в контрольный институт государственной власти. Согласно указу, руководители федеральных и местных органов власти были обязаны "принимать исчерпывающие меры по выполнению решений Совета безопасности РФ в части их касающейся, оформляя соответствующие распорядительные документы в двухдневный срок после получения решений СБ РФ". В период своей работы в Совете Юрий Скоков решал проблемы урегулирования взаимоотношений РФ с государствами СНГ в сфере внутренних дел, разведки, деятельности спецслужб. Кроме того, он занимался организацией перевозки в Россию ядерных объектов и материалов, которые оставались на территории бывших союзных республик.

В марте 1993 года Юрий Скоков отказался подписать проект указа президента РФ Бориса Ельцина о введении "особого порядка управления страной", который фактически приостанавливал действие конституции и ограничивал полномочия парламента. Вскоре после этого Скоков был снят с должности секретаря Совбеза.

Совет безопасности РФ в 1993-1999 годах

До сентября 1993 года Совет безопасности РФ оставался коллегиальным органом, в состав которого по должности входили представители исполнительной и законодательной власти. После упразднения Конституции РСФCР 1978 года и ликвидации Верховного совета указом Бориса Ельцина от 21 сентября 1993 года формирование персонального состава Совбеза стало исключительной прерогативой президента РФ. Такое положение дел было официально закреплено указом главы государства от 24 декабря 1993 года. В составе Совета безопасности остались три постоянных члена: президент Борис Ельцин, председатель правительства Виктор Черномырдин и новый секретарь Совета Олег Лобов. Под руководством последнего к 1994 году в структуре Совбеза было завершено формирование межведомственных комиссий, задача которых заключалась в разработке решений по отдельным направлениям деятельности.

Летом 1994 года решением Ельцина в состав Совета были включены главы обеих палат российского парламента, 10 января 1995 года они получили статус постоянных членов СБ.

В 1990-х годах в Совете безопасности РФ принимались основные решения по вопросам борьбы с чеченским сепаратизмом. 30 ноября 1994 года Совбез постановил ввести российские войска на территорию Чечни. 31 августа 1996 года секретарь Совета безопасности Александр Лебедь и президент самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия Аслан Масхадов подписали Хасавюртовские соглашения, которыми завершилась Первая чеченская война 1994-1996 годов. С 1995 по 1998 годы секретарь Совета одновременно занимал пост полномочного представителя президента РФ в Чеченской Республике. После Олега Лобова эту должность последовательно занимали Александр Лебедь и Иван Рыбкин.

2 октября 1996 года секретарь Совета безопасности был лишен права назначать работников аппарата Совбеза. Эти полномочия перешли руководителю администрации президента РФ.

В 1998 году прошла реорганизация Совета безопасности. Указом главы государства от 6 марта 1998 года в его состав были включены Совет обороны, действовавший при президенте РФ с 25 июля 1996 года, и Главная военная инспекция при президенте. На Совбез были возложены задачи по подготовке решений главы государства в области военного строительства, координации и контроля деятельности Вооруженных сил и др.

Совет безопасности в 2000-е годы

С начала 2000-х годов Совет безопасности РФ работал над подготовкой для главы государства целого ряда стратегических документов. В 2000-2003 годах президентом РФ Владимиром Путиным были утверждены Концепция внешней политики РФ, Доктрина информационной безопасности РФ, Морская доктрина РФ на период до 2020 года, Экологическая доктрина РФ, Основы государственной политики в области развития науки и технологий и др.

Статус, основные задачи

Совет безопасности РФ - конституционный совещательный орган при президенте России. Его основная задача заключается в формировании и координации государственной политики в области национальной безопасности, подготовке соответствующих решений для главы государства. Правовую основу деятельности Совета безопасности составляют Конституция РФ, федеральный закон от 28 декабря 2010 года "О безопасности", а также положение о Совете безопасности, утвержденное указом президента РФ Владимира Путина от 6 мая 2011 года.

В компетенцию Совета безопасности РФ входит:

- формирование основных направлений государственной политики в области национальной безопасности, а также государственной внешней и военной политики, координация деятельности госорганов РФ в этих сферах;

- подготовка проектов законов и федеральных целевых программ в области безопасности;

- прогнозирование и анализ угроз национальной безопасности России, в том числе в области социально-экономической политики, выработка мер по их нейтрализации;

- стратегическое планирование в сфере безопасности, разработка концептуальных и доктринальных документов, в том числе Стратегии национальной безопасности РФ;

- организация научных исследований по вопросам своей компетенции и др.

Совет готовит предложения главе государства:

- по проблемам организации обороны, развития Вооруженных сил, оборонного производства, военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами;

- о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

- о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения;

- о координации и оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности и др.

Руководство и структура

Согласно п. "ж" ст. 83 Конституции РФ, президент "формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации". В состав Совбеза входят председатель, секретарь, постоянные члены (11 человек) и члены совета (18). Решения о назначении должностных лиц в СБ РФ принимает президент России по представлению секретаря Совбеза.

При голосовании в СБ РФ постоянные члены имеют равные права, члены Совета безопасности в принятии решений не участвуют, так как обладают лишь правом совещательного голоса. Решения Совбеза принимаются на заседании постоянными членами простым большинством голосов и вступают в силу после утверждения председателем.

Заседания СБ РФ как правило проводятся раз в три месяца. В целях обсуждения вопросов текущей политики, председатель Совбеза проводит оперативные совещания с его постоянными членами, как правило, один раз в неделю.

Помимо главы государства, постоянными членами Совета безопасности РФ являются директор ФСБ Александр Бортников, руководитель Администрации президента РФ Антон Вайно, председатель Госдумы Вячеслав Володин, спецпредставитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов, и.о. главы МВД Владимир Колокольцев, и.о. главы МИД Сергей Лавров, председатель Совета федерации Валентина Матвиенко, и.о. председателя правительства Дмитрий Медведев, директор СВР Сергей Нарышкин, секретарь Совбеза Николай Патрушев, и.о. министра обороны РФ Сергей Шойгу.

Аппарат

Аппарат Совета безопасности РФ является самостоятельным подразделением администрации президента РФ и имеет статус ее управления. Действует на основании положения, утвержденного указом президента РФ от 6 мая 2011 года. Аппарат обеспечивает деятельность Совета безопасности РФ, его межведомственных комиссий и Научного совета в информационно-аналитической и организационно-технической сферах. В его функции также входит подготовка предложений, проектов документов для заседаний СБ РФ.

Межведомственные комиссии, Научный совет

Основным рабочим органом в структуре Совбеза являются межведомственные комиссии, задача которых состоит в разработке решений по отдельным направлениям деятельности Совета. В зависимости от возлагаемых задач они могут создаваться по функциональному или региональному признаку, на постоянной или временной основе. На данный момент, согласно официальному сайту СБ РФ, действует семь комиссий:

- по проблемам Содружества Независимых Государств;

- по военной безопасности;

- по общественной безопасности;

- по безопасности в экономической и социальной сфере;

- по информационной безопасности;

- по экологической безопасности;

- по проблемам стратегического планирования.

В целях научно-экспертного обеспечения деятельности Совета безопасности РФ при ведомстве образован Научный совет. В его состав входят представители Российской академии наук, руководители научных организаций и образовательных учреждений высшего профессионального образования, а также отдельные специалисты.

Аппарат Совета Безопасности является самостоятельным подразделением Администрации Президента и имеет статус Управления Президента. В соответствии с основными задачами и направлениями деятельности Совет Безопасности образует межведомственные комиссии – основные рабочие органы Совета. В зависимости от возлагаемых на них задач они могут создаваться по функциональному или региональному признаку, на постоянной или временной основе. В целях научного обеспечения деятельности Совета Безопасности при нём образован научный совет. В его состав включаются представители Российской академии наук, отраслевых академий наук, руководители научных организаций и образовательных учреждений высшего профессионального образования, а также отдельные специалисты.

В соответствии с планами, утверждаемыми Председателем, на регулярной основе проводятся заседания Совета Безопасности. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания. Повестку дня и порядок рассмотрения вопросов на заседаниях определяет Председатель Совета по представлению Секретаря Совета. Заседания ведёт Председатель. Секретарь проводит рабочие совещания с членами Совета Безопасности.

Задачи Совета Безопасности

Роль Совета Безопасности РФ в системе принятия решений в области национальной безопасности является ведущей. Совет Безопасности РФ осуществляет подготовку решений Президента РФ по наиболее актуальным вопросам обеспечения защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Задачами Совета Безопасности являются:

· обеспечение условий для осуществления Президентом Российской Федерации полномочий в области обеспечения национальной безопасности;

· формирование государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и контроль за ее реализацией;

· прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз национальной безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;

· подготовка Президенту Российской Федерации предложений:

- о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий;

- о применении специальных экономических мер в целях обеспечения национальной безопасности;

- о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения, а также о введении и об отмене военного положения;

- о реформировании существующих или об образовании новых государственных органов и организаций, осуществляющих функции в области обеспечения национальной безопасности;

- об утверждении и уточнении стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов в области обеспечения национальной безопасности и обороны;

· формирование основных направлений государственной внешней и военной политики;

· координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации принятых Президентом Российской Федерации решений в области обеспечения национальной безопасности;

· оценка эффективности, разработка критериев и показателей деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения национальной безопасности.

Заключение

Подводя итоги можно сделать следующие выводы:

· Совет безопасности Российской Федерации рассматривает вопросы внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка и ответствен перед Верховным Советом РФ за состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.




· Совет Безопасности в соответствии с Конституцией РФ формирует и возглавляет Президент РФ.

В состав Совета Безопасности входят:

· Председатель Совета Безопасности, которым по должности является Президент РФ;

· Секретарь Совета Безопасности;

· постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности, включаемые в состав Совета Безопасности и исключаемые из него Президентом РФ по представлению Секретаря Совета Безопасности.

Предлагается введение новой должности в структуре Совета безопасности — заместителя Председателя Совета Безопасности. Согласно внесенному документу, он будет назначаться на должность и освобождаться от нее Президентом России. Его полномочия также определит глава государства. Кроме того, как указано в законопроекте, заместитель Председателя СБ будет входить в число постоянных членов Совета Безопасности.

Совет безопасности РФ — это совещательный орган при президенте России . Его решения формализуются указами главы державы.

Безопасность государства – весьма широкое понятие, которое включает в себя военную составляющую, защиту от терроризма, безопасность в сфере экономики и энергетики, противодействие информационным вызовам и многие другие аспекты.

В нашей стране мониторингом подобных вопросов занимается Совет безопасности РФ – орган, который возглавляет глава державы.

Совбез РФ был основан в начале 90-х годов, в период жесткого противостояния президента и парламента. С тех пор его структура и функции неоднократно менялись. Сегодня СБ РФ – это место принятия решений по ключевым вопросам, которые касаются безопасности страны.

Совбез РФ : общая информация

Совет безопасности Российской Федерации – совещательный орган при главе государства. Здесь формируется государственная политика в сфере нацбезопасности и отсюда осуществляется контроль за ее выполнением.

Эмблема Совета безопасности России .

Председателем органа является президент страны, в настоящий момент этот пост занимает Владимир Путин . В начале 2020 года в структуре СБ России появился новый пост – заместитель председателя. Его занял бывший премьер-министр Дмитрий Медведев .

Задачи и полномочия

СБ РФ готовит решения, которые затем формализуются указами и распоряжениями главы державы. Для любого чиновника или органа власти они для исполнения обязательны.

В компетенцию данного органа входят такие функции:

  • В Совбезе формируются основные направления нацполитики в сфере безопасности, он координирует деятельность других госорганов в данной сфере.
  • В СБ РФ происходит подготовка законопроектов и программ.
  • Орган занимается прогнозированием возможных угроз нацбезопасности страны, анализирует их и предлагает меры по их устранению.
  • Совбез проводит стратегическое планирование, разрабатывает документы и доктрины.
  • Орган курирует исследования в области своей компетенции.

Кроме того, в полномочия Совбеза входит подготовка предложений главе державы о предупреждении чрезвычайных ситуаций.

По инициативе этого органа на отдельных территориях вводится и отменяется режим чрезвычайной ситуации или положения. Они формализуются президентскими указами. Также СБ РФ готовит решение об объявлении военного положения.

Секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев .

Российский Совбез занимается очень широким спектром вопросов:

  • состояние вооруженных сил и военно-промышленного комплекса;
  • угрозы государственной безопасности в сфере экономики и социальной политики;
  • защита целостности страны, ее конституционного строя;
  • информационная безопасность;
  • борьба с терроризмом;
  • сотрудничество с другими странами и международными организациями в сфере безопасности.

Также в задачи СБ РФ входит оценка эффективности работы органов власти. Если нужно, Совбез делает предложения об их реформировании или создании новых структур.

Состав органа

Порядок формирования Совбеза РФ определяется статьей 83 Конституции и федеральными законами. Руководит данным органом председатель, эту должность занимает глава государства.

Кроме него, в состав Совбеза входит заместитель, секретарь, постоянные и временные члены. Последние назначаются в Совет не по должности, а персонально. Количество непостоянных членов СБ РФ менялось на протяжении всего времени существования органа.

Стать членом Совбеза может любой гражданин России , не имеющий вида на жительство в другой стране или иностранного гражданства.

При голосовании постоянные члены СБ РФ имеют одинаковые права. Для принятия решения необходимо простое большинство голосов, после чего их утверждает председатель. Непостоянные члены органа обладают лишь правом совещательного голоса.

Основной формой работы органа являются заседания. Кроме них, есть еще рабочие и оперативные совещания. Официальные заседания обычно проходят один раз в квартал, для обсуждения текущей ситуации члены Совбеза собираются каждую неделю.

Повестку и порядок рассмотрения вопросов готовит секретарь Совбеза, утверждает их председатель. Он ведет заседания органа.

Деятельность СБ РФ обеспечивает аппарат органа. Он имеет статус одного из департаментов президентской Администрации. Работой данной структуры руководит секретарь, находящийся в непосредственном подчинении председателя Совбеза.

Одна из главных обязанностей аппарата Совета – создание специальных межведомственных комиссий, которые являются основными рабочими единицами СБ РФ . Они образуются по региональному и отраслевому принципу, на временной и постоянной основе. Именно в комиссиях происходит подготовка рекомендаций и предложений, которые затем рассматриваются на заседаниях Совбеза.

На постоянной основе в составе аппарата СБ РФ работает несколько комиссий, которые занимаются вопросами безопасности в следующий направлениях:

  • социально-экономической;
  • военной;
  • экологии и природопользования;
  • информационной.

Кроме того, существует особая комиссия, которая занимается стратегическим планированием, и еще одна работает по проблемам постсоветского пространства.

Экспертное сопровождение работы СБ РФ осуществляет Научный совет. Данную структуру возглавляет секретарь Совбеза. Он утверждает количество секций в совете, назначает их руководителей. В него входят лучшие представители отечественной науки: академики, руководители институтов и отдельные специалисты.

История

Российский Совбез был создан по образу американского Совета, который появился в 1947 году, при президенте Гарри Трумэне . Таким образом в США пытались повысить эффективность внешнеполитической деятельности страны.

Говорят, что в начале 90-х годов президент Ельцин и его окружение не могли определиться, чем будет заниматься российский Совбез : только вопросами безопасности или буквально всем на свете. Судя по развитию истории, верх взяли сторонники второй модели. Очень быстро СБ РФ превратился в аналог советского Политбюро, куда вошло практически все руководство страны.

Начало 90-х годов

Подготовка к созданию российского Совбеза началась еще до распада Советского Союза – в апреле 1991 года. В законе о полномочиях президента РСФСР указывалось, что он руководит Совбезом, функции которого планировали выписать позже.

Положение о новой структуре вошли в новый Основной закон РСФСР , таким образом Совбез получил конституционный статус.

Формирование органа ускорилось после обретения Россией независимости. Уже в марте 1992 года парламент проголосовал за закон, в котором были выписаны структура Совбеза. Указом президента первым секретарем органа назначили Юрия Скокова , парламент поддержал эту кандидатуру.

Полностью состав СБ РФ был утвержден президентским указом 3 июля 1992 года. В новом органе голоса получили президент, который занимал должность председателя, секретарь, вице-президент, заместитель спикера, глава Совета министров.

По новому закону кандидатуру секретаря предлагал глава державы. Также указ от 3 июля утверждал структуру аппарата Совбеза – он получил статус департамента президентской администрации.

Через несколько дней после формирования органа Борис Ельцин подписал указ, в котором регламентировался порядок исполнения решений Совбеза. Согласно этому документу, секретарь СБ РФ получал право координировать работу государственных органов в пределах своей компетенции. В этот период секретарь Совбеза много занимался делами СНГ , координировал действия специальных служб. Именно он организовывал вывоз ядерного оружия с территорий советских республик.

Генерал Лебедь занимал должность секретаря Совета безопасности России .

В это время Совбез был коллегиальным органом, в котором находились представители, как исполнительной, так и законодательной власти. В конфликте между президентом и парламентом секретарь СБ РФ занял нейтральную позицию, за что вскоре и поплатился. Он был уволен со своей должности.

СБ РФ в 1993-1999 годах

Теперь в его составе было всего лишь три постоянных члена: президент, секретарь и глава правительства. На пост секретаря был назначен Олег Лобов .

К 1994 году завершилось формирование комиссий органа. Каждая из них занялась своим направлением работы. По сути, в этот период Совбез превратился в совещательный орган, в состав которого вошли кадры полностью лояльные президенту. Летом 1994 года в него были включены спикеры обеих палат нового парламента.

Одной из главных тем, по которой работал Совет в середине 90-х годов, была ситуация на Северном Кавказе. В 1994 году именно на заседании СБ РФ было принято решение о вводе войск в Чечню – так началась первая чеченская война. Здесь ее и закончили – в 1996 году секретарь Совбеза Лебедь подписал исторические Хасавюртовские соглашения.

Это время считается периодом наибольшего усиления СБ РФ . Но после ухода Лебедя должность секретаря Совета превратилась в место почетной отставки. Пост популярного генерала занял спикер Думы Иван Рыбкин . Некоторое время его заместителем был печально известный олигарх Борис Березовский .

В 1996 году секретарь утратил право назначать сотрудников аппарата органа, оно перешло к руководителю Администрации главы державы.

В 1998 году Совбез был реорганизован. В его состав вошел Совет обороны, который действовал при главе государства с 1996 года. Совет получил новые функции: контроль за армией, подготовка решений и планирование в военной сфере.

В конце 90-х годов Владимир Путин занимал должность секретаря Совбеза РФ .

В конце 90-х годов на пост секретаря Совбеза был поставлен Владимир Путин , который одновременно возглавлял ФСБ РФ . Это назначение было одним из этапов продвижения Путина на вершину власти. Его в то время уже рассматривали, как главного преемника Ельцина .

Путинская эпоха

При Владимире Путине Совбез превратился в главный совещательный орган по стратегическим вопросам, а также в информационно центр, регулярно снабжающий главу державы различными меморандумами. Главную роль в работе органа стали играть выходцы из специальных служб.

За последние двадцать лет на Совбезе принимались важнейшие для страны решения: о начале второй чеченской кампании, вводе войск на территорию Грузии в 2008 году, отправке контингента в Сирию . Говорят, что наиболее значимое решение в новейшей истории страны о присоединении Крыма не выносилось на заседание Совбеза. Где и с кем обсуждал его Владимир Путин остается только догадываться.

В последние два десятилетия среди приоритетов Совета находились вопросы по противодействию терроризму. В этом ключе на заседания выносились вопросы по ситуации в Сирии , Ливии , Йемене , Ираке , Пакистане и Афганистане . Совбез неоднократно рассматривал вопросы замороженных конфликтов на постсоветском пространстве.

В СБ РФ занимались выработкой мер безопасности при проведении Олимпийских игр в Сочи . Не единожды Совбез собирался для определения основных направлений развития вооруженных сил России .

Еще одним важным направлением деятельности Совета является обеспечение экономической безопасности государства. Настоящим прорывом в этом направлении стало принятие Стратегии экономической безопасности страны до 2030 года.

В этом документе перечислены основные вызовы, которые могут встать перед государством уже в нынешнем десятилетии. Также в нем предложены возможные способы решения этих проблем.

Еще одним вопросом, который в последние годы неоднократно поднимался на заседаниях Совета, является обеспечение безопасности российской части Арктики. Этот богатый ресурсами регион уже сегодня становится столкновения интересов крупнейших мировых держав.

В январе 2020 года с структуре СБ РФ появилась новая должность — заместитель председателя. Ее занял Дмитрий Медведев .

Речь идет не только об огромных запасах углеводородов на шельфах арктических морей, но и на логистической привлекательности Северного морского пути.

Еще в 2008 году СБ РФ сформулировал основы национальной политики в Арктике. В этом документе были указаны главные задачи нашей страны в регионе. А в августе 2020 года появилась комиссия, которой поручили заниматься обеспечением национальных интересов в Арктике.

За последние годы СБ РФ из центра политических интриг и противостояния превратился в мощный аналитический центр, способный решать задачи стратегической важности. Нынешний потенциал Совбеза РФ позволяет ему не только ставить общенациональные цели, но и указывать путь их достижения.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Читайте также: