Фкз и фз как источники конституционного права

Обновлено: 01.06.2024

В первые годы после принятия КРФ 1993 года принцип верховенства федерального закона как источника конституционного права России неоднократно нарушался. В настоящее время продолжается процесс становления конституционного законодательства. Вместе с тем остается ряд нерешенных вопросов, связанных с проблемой определения критериев общественных отношений, которые могут быть урегулированы на уровне федерального закона, с надлежащим раскрытием положений КРФ посредством федеральных законов, обеспечением принципа верховенства федерального закона и установлением соответствующего места федерального закона в системе источников конституционного права России.

В правовой системе РФ выделяются следующие виды законов:

Конституция как Основной закон,

закон о поправках в Конституцию РФ,

федеральный конституционный закон,

федеральный закон,

закон субъекта РФ.

Также среди действующих федеральных законов как источников конституционного права России предлагается выделить следующие виды:

основы законодательства,

общие принципы регулирования,

основные гарантии, которые по своей сути являются кодифицированными законами,

федеральные законы тематической направленности (некодифицированные),

еще отдельный вид федерального закона - это федеральный закон о ратификации международного договора Российской Федерации, который может быть условно отнесен к источникам конституционного права, так как он представляет собой по сути форму выражения согласия Российской Федерации на обязательное исполнение ею международного договора

Признаки федерального закона как источника конституционного права:

особый порядок принятия (парламентом Российской Федерации или на референдуме);

принятие как по предметам ведения Российской Федерации, так и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;

особый предмет правового регулирования.

Общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования федерального закона как источника конституционного права России обусловлены предметом конституционного права и составляют две группы:

общественные отношения, регулирующие только сферу конституционного права (отношения, связанные с обеспечением основных прав и свобод человека и гражданина, с организацией системы органов государственной власти и местного самоуправления, с проведением выборов и референдумов, а также отношения, направленные на регулирование территориального устройства государства);

2) общественные отношения, составляющие сферу регулирования конституционного права и других отраслей права. В связи с чем выделяются федеральные законы как источники конституционного права России, которые содержат преимущественно нормы конституционного права, а также федеральные законы, которые содержат нормы как конституционного права, так и других отраслей права.

Федеральные конституционные законы в отличие от федеральных законов могут быть приняты только по определенным наиболее важным вопросам, которые указаны в КРФ. Некоторые ученые полагают, что по иным наиболее важным конституционным вопросам, не указанным в тексте КРФ как вопросы регулирования ФКЗ, Федеральное Собрание Российской Федерации должно принимать федеральные законы. Однако другие полагают, что перечень федеральных конституционных законов, содержащийся в статьях Конституции, не является исчерпывающим, ибо немалая часть конституционных отношений, требующих более высокого уровня правового регулирования, чем обычными федеральными законами, остается за пределами вошедших в этот перечень федеральных конституционных законов. Кроме того, в будущем может возникнуть проблема актуализации Конституции. Ее стабильности в этом случае будет способствовать именно использование института федеральных конституционных законов.

Федеральные конституционные законы продолжают и развивают Конституцию, персонифицируют субъектов властвования, учреждают государственные органы и определяют их компетенцию и порядок деятельности, определяют пределы государственной власти и гарантии единства и целостности государства, стабильности ее субъектного состава.

Федеральные конституционные законы характеризуются следующим рядом признаков, отличающим их от обычных федеральных законов:

Обладают более высокой юридической силой по сравнению с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами.

Принимаются только по вопросам, прямо указанным Конституцией РФ.

Принимаются в более сложном порядке, нежели обычные федеральные законы;

Президент РФ не имеет в отношении федеральных конституционных законов права вето, а лишь промульгирует и публикует их.

Виды ФЗ как источников конституционного права могут быть выделены, исходя из присущих им признаков.

Определяются следующие основания классификации федеральных законов:

по способу принятия (парламентом Российской Федерации, на общефедеральном референдуме);

в зависимости от того, по каким предметам ведения они приняты (принятые в сфере ведения Российской Федерации, в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов);

исходя из характера общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования федеральных законов (регулирующие только сферу конституционного права, регулирующие сферу как конституционного права, так и других отраслей права);

по количеству содержания норм конституционного права (содержащие по преимуществу нормы конституционного права, содержащие нормы как конституционного права, так и иных отраслей права).

К федеральным законам как источникам конституционного права России могут быть применены и другие классификации, характерные для любых иных законов (например, по сроку действия во времени, в зависимости от круга лиц, в зависимости от целевого назначения и другие); (по формально-содержательному критерию), которая учитывает принцип федерализма, позволяет избежать коллизионности законодательных положений, выдержать строгую иерархию актов в системе законодательства, учитывая предмет и объем правового регулирования.

Использование кодексов в качестве разновидности федеральных законов как источников конституционно права является нетипичным в РФ в отличие от ряда зарубежных государств и пока что отсутствует.

Особое значение федерального закона как источника конституционного права России заключается в его непосредственной направленности на реализацию положений КРФ. Принятие федерального закона может быть обусловлено указанием на это в тексте КРФ Федерации или необходимостью конкретизации положений КРФ.

Федеральные законы как источники конституционного права России выступают также правовым средством развития положений КРФ, отражая в своем содержании определенный смысл конституционных положений, учитывая, в том числе, политическую ситуацию в стране. Таким образом, не внося поправок в КРФ, посредством изменения содержания федеральных законов, может меняться и характер отношений, входящих в предмет конституционного права России.

Подчеркивается, что в случае возникновения коллизий приоритет перед положениями федеральных законов будет иметь надлежащим образом ратифицированный и опубликованный международный договор Российской Федерации. Для предотвращения противоречий между ратифицированными международными договорами Российской Федерации и федеральными законами целесообразно публиковать текст международного договора Российской Федерации одновременно с публикацией федерального закона о его ратификации.

Федеральные законы как источники конституционного права России, принятые в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, являются приоритетной формой правового регулирования разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерацией и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, обладающие юридической силой федерального закона, являются исключением из общего правила правового регулирования разграничения полномочий по предметам совместного ведения.

Одной из проблем является регулирование на уровне указов Президента и постановлений Правительства общественных отношений, которые, исходя из их особой значимости, должны быть закреплены на уровне федерального закона как источника конституционного права. Особое внимание обращается на то, что основной формой правового регулирования общественных отношений, связанных с реализацией конституционных прав и свобод человека и гражданина, должны быть федеральные законы, а не указы Президента или постановления Правительства, как это иногда происходит на практике. Такой вывод следует исходя из смысла положений Конституции Российской Федерации, а также из особой значимости указанных отношений.

ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОСИИ, СВЯЗАННЫЕ С ФЗ:

Отмечается, что важной проблемой является своевременное принятие постановлений Правительства, направленных на обеспечение исполнения федеральных законов. Кроме того, следует исключить случаи передачи Правительством своих полномочий на уровень федеральных органов исполнительной власти, если их осуществление в соответствии с федеральным законом возложено непосредственно на само Правительство Российской Федерации

Необходимо, чтобы в законах субъектов Российской Федерации не уменьшался объем гарантий прав и свобод, закрепляемых на уровне федеральных законов, что не всегда соблюдается на практике.

В современных условиях наблюдается определенная тенденция регулирования федеральными законами как источниками конституционного права России некоторых вопросов, относящихся к ведению субъектов Российской Федерации. При этом зачастую у субъектов Российской Федерации не остается простора для своего собственного правового регулирования. Использование основ законодательства по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в качестве разновидности федерального закона как источника конституционного права России будет способствовать более эффективному правовому регулированию в сфере совместного ведения.

Читайте также: