Финансовое обеспечение правоохранительных органов как условие национальной безопасности

Обновлено: 17.05.2024

Необходимость осуществления расходов на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства предопределяется одной из важнейших задач государства по созданию и укреплению системы национальной безопасности, гарантирующей сохранение России в качестве суверенного государства и её территориальной целостности, неприкосновенности исторических, культурных и духовных ценностей.

В этой системе ключевое место занимает национальная оборона, поддержание которой должно обеспечиваться на базе соответствия военной политики государства, военной доктрины, долгосрочных планов строительства Вооруженных Сил финансово-экономическим и материальным возможностям страны.

В настоящее время положение дел в военной области характеризуется снижением реальных военных угроз России.

Вместе с тем сохраняются региональные вооруженные конфликты и локальные войны, прежде всего вблизи от российских границ, международный терроризм, распространение ядерного и других видов оружия массового поражения, стремление ряда государств и политических сил опираться на военную силу в утверждении своей роли на мировой арене, а также разрешать споры с использованием средств вооруженной борьбы. Изменяется геополитическая ситуация в связи с формированием новых и расширением существующих военно-политических союзов.

Однако в последние годы в военной сфере нарастали кризисные явления. Реальное состояние экономики России исчерпало возможности дальнейшего сохранения уровня и организации войск, воинских формирований и военных органов, остававшихся практически в неизменном состоянии со времен бывшего СССР.

Запаздывание в реформировании армии и других воинских формирований замораживало их громоздкую структуру, которая не отвечала как реальным экономическим возможностям страны, так и изменившейся военно-стратегической ситуации. Это предопределило объективную необходимость в проведении военной реформы в Российской Федерации.

Целью военной реформы в России стало создание принципиально новой системы взаимодействия военной сферы с экономикой, политикой и обществом в целом, обеспечивающей приведение в соответствие процесса военного строительства с реальной социально-экономической и военно-политической обстановкой.

В процессе планирования расходов на национальную оборону учитываются первоочередные мероприятия военной реформы: сокращение численности Вооруженных Сил, совершенствование их структуры, оптимизация структуры расходов путем совершенствования оснащения войск военной техникой и вооружением, переход к комплектованию Вооруженных Сил на контрактной основе, создание гарантированной системы материального и социального обеспечения военнослужащих и лиц, увольняемых с военной службы.

Соответствие долгосрочных военных программ строительства Вооруженных Сил и других воинских формирований и органов, в которых в соответствии с законодательством предусмотрена военная служба, и финансово-экономических возможностей страны обеспечивается установлением доли расходов на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства в ВВП.

В России этот показатель в финансовом планировании используется с 1998 г. На 1998 г. он был установлен в размере 5,1%, в том числе на национальную оборону — 3,5%.

Установление жесткого уровня расходов на национальную оборону направлено на решение задачи перехода к планированию расходов не на основе заявленных потребностей, а исходя из возможностей бюджета.

С 1998 г. была изменена организация процесса разработки проекта федерального бюджета: получателям средств федерального бюджета были направлены данные о предельных объемах бюджетного финансирования по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Таким образом, вместо процедуры составления и представления бюджетной заявки на финансирование из федерального бюджета вводится механизм распределения предельных объемов бюджетного финансирования по показателям функциональной и экономической классификации расходов.

Военный бюджет — часть федерального бюджета. Поэтому включение непосредственных военных расходов в единую систему государственных расходов предполагает соблюдение общих требований по рациональному и экономному определению потребностей.

Военный бюджет представляет собой группировку расходов, связанных с обеспечением обороны государства, по наиболее существенным признакам, принятую как военным ведомством, так и государственными плановыми и финансовыми органами, а также отвечающую определенным международным требованиям.

Планирование расходов на национальную оборону и правоохранительную деятельность является неотъемлемой частью планирования расходов федерального бюджета на предстоящий финансовый год, а также формируемого прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и разрабатываемых проектировок основных расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу в два последующих финансовых года.

Рассмотрение ассигнований, направляемых на национальную оборону и правоохранительную деятельность, проходит в четырех чтениях и утверждается Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в составе федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.

Отличие системы бюджетного процесса в военной области на современном этапе от существовавшей ранее заключается в доступности для анализа и обсуждения порядка составления, утверждения и исполнения военного бюджета.

При формировании и исполнении военного бюджета учитываются следующие обстоятельства, определяющие специфику бюджетного процесса:

• определенная, предусмотренная законодательством Российской Федерации закрытость сведений, содержащих государственную тайну;

• крайне широкий номенклатурный перечень потребляемых и используемых материальных ресурсов, включая высокую степень дифференциации вооружения и военной техники;

• особенности формирования договорных (контрактных) цен на поставляемую продукцию военного назначения;

• специфика установленного в войсках учета производимых расходов материальных ресурсов и денежных средств, характеризующаяся отсутствием стоимостного учета и установленного для бюджетных организаций бухгалтерского учета и отчетности.

Расходы федерального бюджета на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства по разделам и подразделам функциональной и ведомственной классификации, по целевым статьям и видам расходов, по прямым получателям средств из федерального бюджета группируются по следующим направлениям:

I. Содержание Вооруженных Сил Российской Федерации

1. Денежное довольствие военнослужащих, в том числе продовольственное обеспечение, оплата вещевого имущества, транспортные расходы и др.

2. Ремонт и изготовление вооружения и военной техники, а также имущества на предприятиях Министерства обороны Российской Федерации

3. Закупки вооружения, военной техники и имущества

4. Государственные инвестиции

6. Участие в миротворческой деятельности

7. Пенсии военнослужащим

8. Мобилизационная подготовка и подготовка резервов, учебно- сборовые мероприятия с гражданами Российской Федерации

9. Военное сотрудничество в рамках СНГ

11. Ведомственные расходы в области образования

12. Ведомственные расходы на здравоохранение

13. Расходы на проведение военной реформы, в том числе:

выплата единовременных денежных пособий военнослужащим

при увольнении в запас;

выплата компенсаций за вещевое имущество;

оплата транспортных услуг;

обеспечение жильем военнослужащих, увольняемых с военной

обеспечение жильем на территории Российской Федерации лиц,

уволенных и увольняемых с военной службы на космодроме

14. Учебные расходы военно-учебных заведений

15. Российская оборонная спортивно-техническая организация

II. Военная программа Министерства Российской Федерации по атомной энергии.

III. Поддержание мобилизационных мощностей. Обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки.

IV. Участие в обеспечении коллективной безопасности государств-членов СНГ.

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

1. Органы внутренних дел

2. Внутренние войска

3. Уголовно-исполнительная система

4. Органы налоговой полиции

5. Органы государственной безопасности

6. Органы пограничной службы

7. Таможенные органы

8. Органы прокуратуры

9. Государственная противопожарная служба

Планирование расходов федерального бюджета на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства осуществляется в соответствии с ведомственной классификацией расходов, отражающей распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов — по целевым статьям и видам расходов.

Первыми получателями средств из федерального бюджета, образующими первый уровень указанной классификации, являются Министерство обороны России и другие министерства и ведомства, в составе которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

Классификация целевых статей расходов образует второй уровень указанной классификации и отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по отдельным разделам и подразделам функциональной классификации расходов.

• Содержание Вооруженных Сил Российской Федерации;

• Разработка, закупка, эксплуатация и ремонт вооружения, военной техники, средств связи и имущества в рамках оборонного заказа;

• Строительство в интересах национальной обороны;

• Содержание военных (специальных) образовательных учреждений.

При планировании в отдельный разряд выделяются защищенные статьи расходов, подлежащие приоритетному финансированию в процессе исполнения бюджета. К ним относятся:

• расходы на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы рабочим и служащим;

• отчисления в фонды социального и обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд РФ и Государственный фонд занятости населения РФ;

• расходы на медицинское обслуживание;

В основном защищенные расходы включаются в расходы на обеспечение личного состава и денежное содержание аппарата.

Планирование расходов по текущему содержанию структур, имеющих воинские формирования, основано на следующих основных принципах:

1) защищенные статьи расходов определяются методом прямого счета исходя из планируемой численности личного состава и отчетных данных за предыдущий год по нормам выплат денежного довольствия и заработной платы, продовольственных расходов, компенсаций и других социальных выплат.

При этом в расчетах на выплату денежного довольствия военнослужащим и приравненным к ним лицам учитываются действующие должностные оклады и оклады по воинским званиям;

2) единовременные вознаграждения по итогам года и другие установленные выплаты — в установленных размерах;

3) расчеты по денежному довольствию определяются по категориям военнослужащих: офицеры (на уровне майора), лица высшего и старшего начальствующего состава, прапорщики, лица младшего и рядового начальствующего состава, сверхсрочнослужащие, солдаты и матросы (проходящие службу по контракту и призыву), курсанты и слушатели военных учебных заведений;

4) расходы на продовольственное обеспечение в составе расходов на обеспечение личного состава определяются единым методом счета по всем министерствам и ведомствам, в составе которых проходят службу военнослужащие и приравненные к ним лица, на базе установленного размера продовольственного пайка в день.

При распределении бюджетных средств между незащищенными статьями расходов бюджета особое внимание уделяется определению расходов, связанных с оснащением войск и воинских формирований. При этом учитывается: необходимость увеличения размеров средств, направляемых на закупки вооружения, военной техники и средств связи, с соответствующим сокращением общих расходов на выплату денежного довольствия и заработной платы за счет организационно-штатных и технических мероприятий по изменению существующей структуры, боевого состава и численности личного состава войск и воинских формирований.

Исходными данными для финансового планирования являются планы боевой подготовки и оперативной деятельности, капитального строительства, материально-технического, хозяйственного и бытового обеспечения, штатная структура и численность личного состава, нормы материального (вещевого, продовольственного) и денежного довольствия военнослужащих, цены на предметы военных поставок и дополнительные указания Президента РФ, Правительства РФ, а также Министерства финансов РФ.

Расходы на закупки вооружения и военной техники призваны обеспечить оснащенность Вооруженных Сил современными эффективными видами и образцами вооружений и техники, позволяющими решать боевые задачи в условиях ограниченности людских ресурсов и сложности комплектования частей и подразделений личным составом.

Начиная с 1998 г.

на закупки вооружения и военной техники и на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы ассигнования выделяются из расчета твердо зафиксированного уровня от общей суммы военных расходов. Такое решение позволяет поддерживать научно-технический потенциал, обеспечивающий обороноспособность страны, на необходимом уровне и оснащать войска новыми образцами вооружения и военной техники и в конечном счете создавать мобильные высокооснащенные Вооруженные Силы.

В Вооруженных Силах Российской Федерации остро назрела необходимость проведения военной реформы. Однако создание эффективного военного организма, соответствующего реалиям настоящего времени, невозможно без решения финансово-экономических проблем, что и нашло свое отражение среди других задач в концепции военного строительства.

Цель военной реформы на первом этапе ее осуществления — приведение всей военной организации страны в соответствие с экономическими возможностями страны, потенциальными угрозами и вызовами ее безопасности. Эта задача решаема прежде всего за счет корректировки и разграничения задач различных военных организаций, устранения диспропорций, унификации, а где это целесообразно, и создания единых систем и служб управления и обеспечения войсками.

Коренные изменения в ходе проведения военной реформы затрагивают организацию и деятельность всех войск, военных формирований и органов, образованных в составе всех государственных структур.

В этих условиях особое значение приобретает планирование расходов, связанных с деятельностью каждой силовой структуры, направленное на реформирование военной организации.

С 1998 г. в составе расходов прямых получателей бюджетных средств выделяются отдельной строкой расходы на социальное обеспечение военнослужащих, в которых предусмотрены выплаты выходного пособия при увольнении в соответствии с установленными размерами исходя из выслуги лет, выплаты компенсаций и расходы на приобретение жилья.

Целевое финансирование расходов на улучшение жилищных условий военнослужащих в составе расходов на обеспечение военной реформы является попыткой решения жилищной проблемы вышеуказанных категорий людей посредством предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья в собственность.

Потребности в бюджетных ассигнованиях на выплату пенсий военнослужащим и приравненным к ним лицам определяются исходя из прогноза численности этой категории пенсионеров.

Планируемые мероприятия по сокращению численного и боевого состава Вооруженных Сил Российской Федерации, безусловно, уменьшат потребность в денежных средствах на содержание армии и флота. Однако такое уменьшение будет реальным лишь в ближайшей перспективе. Это обусловлено следующими объективными причинами:

1) намеченное сокращение численного состава, с одной стороны, позволит снизить затраты на содержание личного состава, с другой стороны, возрастут расходы, связанные с обеспечением военнослужащих при увольнении — единовременные выплаты, оплата проезда увольняемых из Вооруженных Сил к избранному месту жительства, строительство жилья для этой категории военнослужащих, выплата пенсии большему числу пенсионеров и др.;

2) сокращение закупок вооружений и военной техники, ликвидация отдельных их видов вызовут рост объемов затрат на ремонт и эксплуатацию имеющихся в целях поддержания боеготовности войск и сил флота, создание и развитие соответствующей технологической и производственной базы.

Проекты смет расходов соответствующих ведомств на планируемый год, с приложением необходимых расчетов и обоснований, к установленному сроку направляются в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономики Российской Федерации, где они рассматриваются с точки зрения законности, правильности и соответствия установленным нормам, а также соответствия экономическим и финансовым возможностям государства.

Министерство экономики согласует его с возможностями и планами материального производства и формируемым им государственным оборонным заказом по всей номенклатуре вооружения, военной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества.

Министерство финансов исходит из планируемых им доходов и расходов бюджета, определяя суммы ассигнований Министерству обороны по позициям его сметы. Причем эти два министерства работают параллельно и координируют свои решения. В отдельных случаях на этапе проработки проекта военного бюджета между Министерством обороны. Министерством финансов и Министерством экономики возникают определенные разногласия по некоторым показателям, включаемым в военный бюджет. Такие проблемы разрешаются Правительством Российской Федерации.

Проект бюджета, согласованный со всеми заинтересованными сторонами, представляется в составе проекта федерального бюджета на рассмотрение и утверждение в законодательном порядке в Федеральное Собрание Российской Федерации. В аналогичном порядке формируются и составляются сметы расходов на правоохранительную деятельность.

По результатам исполнения федерального бюджета за отчетные периоды ведомствами представляются в Министерство финансов РФ отчеты, которые анализируются и проверяются с точки зрения целевого использования, целесообразности и обоснованности расходования финансовых ресурсов. По отчетам составляется заключение.

Контроль за правильным расходованием средств осуществляют специальные финансовые службы, которые имеются в воинских частях и соединениях, учебных заведениях, военных округах и т. д. Помимо них проверку проводят Счетная палата РФ и Главное контрольное управление Президента РФ.

В целях совершенствования управления средствами федерального бюджета, укрепления контроля за их использованием и финансовой дисциплины Правительство РФ постановило осуществить переход к финансированию федеральных органов исполнительной власти, включая и все силовые организации, через органы Федерального казначейства Министерства финансов РФ. В аналогичном порядке формируются и исполняются сметы расходов на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства.


— Подготовка юристов по программе бакалавриата в НГУЭУ ведется достаточно давно — с 2011 года. В этом году у нас достаточно масштабный выпуск — более 650 человек. Это в три раза больше, чем в прошлом году. Дело в том, что наш факультет принял перешедших в нархоз для итоговой аттестации студентов Новосибирского гуманитарного института и Томского экономико-юридического института, после того как эти вузы были лишены государственной аккредитации.

— Каковы сильные стороны юридического бакалавриата в НГУЭУ?

— Мы постоянно работаем над повышением качества и усилением прикладной направленности образования. В ходе реструктуризации университета одобрена концепция развития бакалавриата, в рамках которой каждая кафедра юридического факультета определила свой профиль обучения выпускников. На сегодняшний день можно сказать, что наша подготовка полностью закрывает все возможные сферы деятельности юриста.

— Какие это сферы?

— Во-первых, мы выпускаем кадры для юридических подразделений корпораций, других организаций и государственных органов. Второе направление — подготовка юристов, которые бы умели и были готовы самостоятельно вести юридическую деятельность. Прежде всего, это адвокаты, а также другие юристы, оказывающие правовую помощь гражданам — как индивидуально, так и в составе профильных фирм. Третье направление — уголовно-правовая защита интересов личности, общества и государства, прежде всего, в сфере экономики. Здесь речь идет о тех выпускниках, которые хотят посвятить себя борьбе с преступностью и идут работать в правоохранительные органы. И, наконец, четвертое направление — подготовка юристов, которые будут работать в аппаратах судов, прокуратуры, законодательных органов. То есть там, где максимально широкий круг решаемых вопросов, а значит требуется разносторонняя общеюридическая подготовка.

— Наш бакалавриат уже подтвердил свою эффективность, и практически все выпускники, которые этого хотят, трудоустраиваются по выбранному направлению. К примеру, сегодня в университет обратился председатель одного из районных судов, который готов взять на работу наших выпускников. Другое дело, что некоторые ребята сразу хотят устроиться на какие-то более высокие позиции. Однако, как и в других сферах, здесь сначала необходимо пройти определенные ступени. В частности, чтобы занять самую престижную в юридической сфере должность судьи, придется начинать с работы секретаря судебного заседания. И наши выпускники здесь, безусловно, востребованы.

— В каком объеме будущие юристы приобретают практические навыки?

— Наш факультет и кафедры тесно взаимодействуют с потенциальными работодателями, меняются в соответствие с реалиями времени. И сегодня можно говорить о том, что содержание обучения соответствует как ожиданиям студентов, так и требованиям рынка труда и общества в целом.
Мы используем все преимущества современного университета, расположенного в центре столицы Сибири. В городе очень много организаций, с которыми мы сотрудничаем: используя их опыт и потребности, мы разрабатываем задания для студентов, ребята проходят там практику.
Это аппараты судов, государственных органов, юридические фирмы, адвокаты, юридические департаменты различных организаций. Вообще, Новосибирск — это город, который предоставляет неограниченные возможности для разнообразной юридической практики и трудоустройства.

— В этом году НГУЭУ открыл набор сразу на две новые специальности, закрепленные за юридическим факультетом. Чем обусловлено их появление?

— Сначала я хотел бы поговорить о месте специалитета в современной системе образования. Его роль сегодня не такая, как несколько десятилетий назад, хотя до сих пор некоторые выбирают специалитет именно из-за положительных воспоминаний о советском опыте. Здесь есть доля истины, однако его популярность сегодня связана не только с традициями прошлого. Дело в том, что в сфере государственной службы наблюдается тенденция привлекать к работе, прежде всего, выпускников специалитета и магистратуры. Условия труда в государственных органах сегодня вполне привлекательны, и у работодателей там есть возможность выбирать. НГУЭУ отражает эту тенденцию и предоставляет абитуриентам возможность как получить качественное образование бакалавра, так и окончить специалитет.
При этом сегодня специалитет (не только наш, но и в целом) по своему содержанию связан, прежде всего, с получением компетенций, востребованных в сферах обеспечения безопасности в широком смысле этого слова. Я бы даже сказал, что существование в нашей современной образовательной системе наряду с бакалавриатом и магистратурой еще и специалитета, вероятно, является отражением той значимости, которая сегодня придается нашим государством вопросам безопасности.

— Сначала давайте поговорим о юридических специальностях. В чем их отличия от юридического направления бакалавриата?

— В большем объеме компетенций, которые дает специалитет. О чем идет речь? Хорошо известно, что нередко при приеме на работу руководители отдают предпочтение кандидатам, имеющим опыт службы в правоохранительных органах, Вооруженных силах. Причем, работодателей интересует как набор дополнительных знаний в этих сферах, так и особый образ мышления и поведения человека, которые необходимы для успешного решения соответствующих задач. И мы планируем в процессе обучения воспроизвести ту модель, которая присутствует в работе такого рода. Речь идет о том, что студенты будут изучать не только базовые дисциплины, которые нужны юристу, но и дополнительные предметы, отражающие особенности деятельности правоохранительных органов и работы по обеспечению национальной безопасности. Причем, как с точки зрения знаний, так и с точки зрения умений и навыков.
Так, например, студенты будут получать специальную и тактическую подготовку, овладевать навыками стрельбы и рукопашного боя. Кроме того, предусмотрена углубленная подготовка по криминалистике — науке о том, как выявлять и расследовать преступления.
Причем эти знания востребованы не только в соответствующей сфере, ведь преступление — это такой же факт реальной жизни, как и многие другие, который оставляет следы. И расследование связано с необходимостью найти их, каким-то образом зафиксировать, а затем на основе этого сделать выводы. Но ведь такие навыки нужны практически во всех сферах, где требуется разобраться в ситуации. Иными словами, криминалистика — это наука, развивающая компетенции, которые пригодятся во всех сферах жизни.

— Речь идет о подготовке будущих сотрудников органов внутренних дел?

— Не только. К примеру, совершенно понятно, что если адвокат должен оказать гражданину помощь в его взаимоотношениях с правоохранительными органами, ему необходимо представлять, как они работают. Это касается и корпоративных юристов, которые нередко решают вопросы, связанные с претензиями к организациям со стороны государственных органов. Очевидно, что юрист лучше справится с задачей, если он имеет представление о работе правоохранительной системы.
Иными словами, выпускник специалитета будет более подготовлен к службе в правоохранительных органах и к решению других юридических задач.

— То есть, выпускники специалитета смогут решать правовые задачи в разных сферах?

— В этом году помимо очной и заочной формы обучения была открыта новая — очно-заочная. В чем, на ваш взгляд, ее преимущества?

— Она дает больше возможностей для общения с преподавателями, расширения своих знаний, чем заочная. Студенты будут заниматься в аудиториях университета по вечерам несколько раз в неделю — это удобно для тех, кто уже работает, но хочет получить высшее образование для карьерного роста или смены профессии. А если работа студента связана с содержанием изучаемых дисциплин, он сможет проверять какие-то моменты на практике.

Постоянный режим работы :
понедельник - четверг с 9:00 до 18:00,
пятница – с 9:00 до 17:00.

Режим работы в летний период
(с 14 июня прием документов от поступающих):
понедельник - пятница с 9:00 до 18:00,
суббота с 10:00 до 15:00.

Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (собственные доходы учреждения) за 9 мес 2016 г.
Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания) за 9 мес 2016 г.
Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (субсидии на иные цели) за 9 мес 2016 г.
Сводная ведомость результатов проведения специальной оценке условий труда в 2016г.
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя и членов его семьи за 2016 год

Читайте также: