Философско правовая концепция христианского персонализма разработана кем

Обновлено: 18.05.2024

Историческое развитие начал свободы и права в человеческих отношениях представляет собой прогресс равенства людей в качестве формально (юридически) свободных личностей. Через механизм права – формального (правового) равенства – первоначально несвободная масса людей постепенно преобразуется в свободных индивидов.

Можно сказать, что степень и характер развитости прав человека определяются уровнем развития права в соответствующем обществе.

Древнегреческие воззрения о правах человека сформировались в общем русле мифологических представлений о том, что полис (город-государство) и его законы имеют божественное происхождение и опираются на божественную справедливость. Право вообще и права отдельных людей – членов полиса восходят, согласно подобным представлениям, не к силе, а к божественному порядку справедливости.[1]

Естественно-правовые идеи древнегреческих мыслителей о свободе и равенстве всех людей получили дальнейшее развитие в Древнем Риме.

Так, положения греческих стоиков о мировом естественном законе были использованы римскими стоиками. Из их естественно-правовых позиций следует, что рабство не имеет оправдания, поскольку оно противоречит общему закону и мировому согражданству людей.

Существенный вклад в развитие юридических представлений о правах человека внесли римские юристы. Большое значение имели разработанные ими положения о субъекте права, о правовых статусах людей, о свободе людей по естественному праву, о делении права на частное и публичное, о справедливом и несправедливом праве и т.д.

Опираясь на источники действующего права, римские юристы в своей трактовке прав индивидов использовали сложившиеся правовые нормы в духе их соответствия требованиям справедливости и в случае коллизий изменяли старую норму с учетом новых представлений о справедливости и справедливом праве. Такая деятельность римских юристов обеспечивала взаимосвязь различных источников права и содействовала сочетанию стабильности и гибкости в развитии и обновлении юридической конструкции прав индивида как основного субъекта права.

Таким образом, римская юриспруденция, распространяя на государство (как объект своего изучения наряду с позитивным правом) единое понятие права, трактовала взаимосвязи государства и личности как правоотношения.

Античные идеи свободы и равенства людей были восприняты и развиты светскими и религиозными мыслителями средневековья.

Новое звучание и смысл античные идеи естественно-правового равенства и свободы всех людей получили в христианстве.

Возникшая в древности идея всеобщего равенства людей не прекратила своего существования в средние века, она продолжала развиваться с различных позиций, в разных формах и направлениях, в творчестве светских и религиозных авторов.

Средневековые идеи получили дальнейшее развитие в трудах мыслителей Нового времени. Юридическое мировоззрение нового восходящего строя утверждало новые представления о свободе человека посредством господства режима права и в частных, и в публично-политических отношениях.

Новая рационалистическая теория прав человека была разработана в трудах Г. Гроция, Б. Спинозы, Д. Локка, Ш. Монтескье, Т. Джефферсона, И. Канта и других мыслителей. Своей критикой феодального строя и обоснованием новых концепций о правах и свободах личности, о необходимости господства права в отношениях между индивидом и государством эта теория внесла большой вклад в формирование нового юридического мировоззрения, в идеологическую подготовку буржуазных революций и юридическое закрепление их результатов.[5]

Последовательная либеральная доктрина неотчуждаемых естественных прав и свобод человека на основе идей господства права, правовой организации государственной жизни, разделения властей и верховенства закона была разработана Д. Локком.

Общественный договор – это, по Локку, постоянно действующий фактор политической жизни, договорные отношения народа с политической властью – непрерывный процесс, протекающий в соответствии с принципом согласия индивидов и народа в целом с действием властей.

Права и свободы человека и гражданина, провозглашенные во французской Декларации 1789 г., приобрели общемировое звучание и стали императивами обновления и гуманизации общественных и государственных порядков.

Эта декларация, испытавшая влияние предшествующего опыта в области прав и свобод человека (в частности, англосаксонских традиций в составлении и принятии Биллей о правах 1689 г.,

Большое непосредственное воздействие идеи Декларации прав человека и гражданина 1789 г. оказали на взгляды передовых мыслителей тех стран (Германии, России, других стран Восточной Европы), которым еще предстояли прогрессивные буржуазные преобразования.

Под заметным влиянием передовой европейской политико-правовой мысли и революционных преобразований в 18 веке в США и во Франции естественно-правовые идеи о равенстве всех людей, о неотчуждаемых правах и свободах человека постепенно получили распространение в царской России.

Одним из первых защитников таких идей в России был А.Н. Радищев. Эти идеи он использовал для критики российского самодержавия и крепостничества. С естественно-правовых позиций он развивал представления о свободе и равенстве всех людей в естественном состоянии, о договорном происхождении государства, о неотчуждаемых правах человека на свою жизнь, собственность, равный суд, свободу мысли и слова, о суверенитете народа и его праве свергнуть несправедливый строй.[10]

Из вышесказанного в данной главе следуют следующие выводы, права человека формировались из многократно воспроизводимых актов деятельности людей, повторяющихся связей и устойчивых форм отношений. В процессе человеческой деятельности, включающей множество индивидов со своими потребностями, целями, неизбежно столкновение и противоборство их интересов. Каждый человек имеет притязания на определенный объем благ и условий жизни (материальных и духовных), получению которых должны содействовать общество и государство.

Объем этих благ и условий исторически всегда определялся положением индивида в классовой структуре общества, в системе материального производства. Эти блага условно могут быть названы правами человека. Такая условность определяется резкой поляризацией общества на различных этапах его развития (рабовладение, феодализм), своеобразием цивилизаций (европейская, азиатская и д.р.), которые не давали возможности правам человека обрести признак универсальности на основе принципов свободы и формального равенства, получить современное звучание.

Само зарождение идеи прав и свобод человека в 6-5 веках до н. э. в древних полисах (Афинах, Риме), появление принципа гражданства были крупным шагом на пути движения к прогрессу и свободе. Неравномерность распределения прав человека между различными классовыми и сословными структурами, а то и полное их лишение (если говорить о рабах) было неизбежным для тех этапов общественного развития. Каждая новая его ступень добавляла другие качества правам человека, распространяла их на более широкий круг субъектов. И происходило это в борьбе классов и сословий за свои права, за свободу, ее расширение и обогащение.

Процесс исторического творчества человека в значительной мере зависит от объема его прав и свобод, определяющего его социальные возможности и блага, обеспечивающие характер жизнедеятельности, систему связей, взаимодействий, отношений людей в обществе. Поэтому проблема прав человека всегда была предметом острых классовых битв, которые велись за обладанием правами, за расширение прав, фиксировавших статус человека в обществе. И каждая ступень развития общества была шагом на пути обретения и расширения свободы. История показывает, что необходимы постоянные усилия для поддержания и защиты прав и свобод человека. Каждое поколение отвечает за вечный вызов истории, связанный с отстаиванием такой великой ценности, как свобода и права человека.

15. Кто из русских мыслителей заложил основы правовой доктрины консерватизма?

А) Н.М. Карамзин

Г) Б.А. Кистяковский

16. Основная идея этой работы в том, что на человеке лежит ответственность за торжество благого начала в мире, люди должны понять задачи, стоящие перед ними, и выбрать пути их решения. Главная из этих задач – борьба со злом в себе и в мире. Принятие каждым человеком решения участвовать в этой борьбе является основным условием стабильности политического порядка. Назовите это произведение и автора.

17. Философско-правовая мысль XX столетия характеризуется:

А) единством господствующего направления;

Б) плюрализмом взглядом и тенденций

В) конфликтом научных школ

18. Соотнесите правовые теории с их создателями.

А) теория приказов -2

В) аналитическое правоведение -3

1. Г. Кельзен; 2. Дж. Остин; 3. Г. Харт

19. Ведущей для философии права XX столетия является концепция….:

А) справедливости

Г) гражданского общества

А) правовая реальность

В) соотношение закона и права

21. Данный раздел Философии права постигает теорию и методологию познания правовой реальности, связанную с разграничением права на естественное, позитивное, формированием юридического и легистского правопонимания. Назовите этот раздел.

А) правовая онтология;

Б) правовая гносеология;

В) правовая аксиология;

Г) правовая антропология.

22. Какой из научных методов исследования рассматривает правовую реальность с позиции жизненного мира, учитывая внутреннее состояние, чувства человека?

А) метафизический метод;

Б) деятельностный метод;

В) феноменологический метод;

Г) диалектический метод.

23. В учении какого мыслителя центр естественного права заключается в утверждении возможности нравственной оценки права, кроме того, особенность его концепции естественного права состоит в том, что он выводит естественное право не из природных качеств человека, а из его сущностного признака – практического разума. Назовите имя этого мыслителя.

Б) И. Кант;

Г) П. Новгородцев.

24. Кто их мыслителей предложил формулу для решения конфликта между положительным правом и справедливостью?

А) Г. Радбрух;

А) Г. Радбрух;

26. Для отечественной философии права характерна……

А) концепция предпочтения государственного права над субъективными правами индивидов;

В) прагматичная концепция суверенитета государственного права.

27. Какой вид общества представляет собой систему внегосударственных общественных отношений и институтов, которая формируется на основе реализации принципов индивидуальной свободы, правового равенства граждан, их самодеятельности и самоорганизации?

А) демократическое общество;

Б) либеральное общество;

В) гражданское общество.

28. Из перечисленных государств выберите те, которые можно отнести к сложным унитарным государствам (3 варианта):

А) Великобритания;

Б) Дания;

Д) Китай.

29. Какая из концепций власти делает акцент на мотивах человеческого поведения в борьбе за нее. Стремление к власти в рамках этой концепции рассматривается как доминирующая черта психики, определяющая политическую активность человека?

Б) бихевиористская;

30. В современной науке права и свободы человека делят на три группы. Уберите лишнюю группу.

В) коллективные права, называемые солидарными;

Г) субъективно-индивидуальные права и свободы.

31. Декларация независимости США была принята в ………

А) 1776 году;

32. Что является предметом философии права по мнению Трубецкого?:

А) вопрос о происхождении государства;

Б) вопрос о происхождении права;

В) вопрос о сущности права.

33. Как называл свою философско-правовую позицию Б.Н. Чичерин?

Б) универсализмом;

34. Кто из русских мыслителей разработал философско-правовую концепцию христианского персонализма?

А) Новгородцев Н.И.;

В) Бердяев Н.Л.

35. Политическое учение, родиной которого стала Россия:

Г) Анархизм.

36. По Гоббсу, государство – это “великий Левиафан”, началом рождения которого можно считать момент, когда …

А) великий вождь в племени захватывает власть в племени и силой покоряет остальных

Читайте также: