Философская концепция утверждающая разум и знание как главный источник права

Обновлено: 25.06.2024

Переход к новым общественным отношениям, которые регулировались уже не традициями и властью царей, возводимой непосредственно к богам или божественным предкам, а законами и решениями народных собраний, заставил рассмотреть разумные основы этих отношений. Прежние формы власти были для людей святы, поскольку основывались на религиозном чувстве, выражавшем себя в мифах. Новые же лишались такого преимущества и потому должны были найти себе оправдание в принципах, даваемых разумом и нравственным сознанием.

Раскрыть общие принципы права, основанные на разуме, стало главным призванием и делом философов. В первую очередь философы должны были для этого понять, как, исходя из единого бытия, его внутренней целостной сущности, раскрывается сущность отдельных многообразных вещей и явлений.

Речь чаще всего шла о справедливости, которой должны соответствовать законы полиса. При этом, однако, справедливость понималась как всеобщий, божественный порядок. Так, Пифагорсчитал справедливость одной из вариаций первоосновы мира, которую он трактовал как число.

Один из величайших философов древности Гераклит видел в справедливом законе, соответствующем божественному разуму – Логосу, высшую добродетель и доблесть гражданина.

Собственно философское выяснение оснований нравственности и права было выдвинуто в Греции впервые в первой половине V в. до н.э. софистами, которые исходили из принципа относительности человеческого познания и недоступности истины. Всякое знание, по их убеждению, является лишь мнением.

Просветительское значение выступления софистов состояло в заметной рационализации взглядов на природу, общество, государство, политику, право, нравственность, формы и нормы человеческого общения, местои роль человека в мире. Именно у софистов впервые становится возможным достаточно четко различить нравственные категории (справедливость) и категории правовые (законы полиса, законы природы). Таким образом, вопрос об их отношении становится вполне определенной, требующей своего разрешения проблемой.

Сократ (469–399 гг. до н.э.). Требуя рационального переосмысления нравственных и правовых традиций, он одновременно выступал за их почитание. Сократ показал, что мышление человека и всеобщий божественный разум, имеют одну и ту же сущность. Поэтому человек должен постичь самого себя.Подчиняться установленным законам, считал Сократ, долг каждого человека. По учению Сократа, законы определяют отношение человека как к людям, так и к богам. В подчинении законам заключается справедливость. Знающий смысл и необходимость законов обязательно будет им следовать. Справедливость, являющаяся одной из добродетелей, отождествляется со знанием. Подчинение законам, согласно Сократу, дает возможность людям пользоваться общим доверием и избегать наказаний. Кроме писаных законов, Сократ полагает существование законов, господствующих повсюду и установленных властью бессмертных богов, как, например, закон о подчинении богам. И писаные, и неписаные законы имеют общий источник – справедливость. Соответствие справедливости -– критерий законности.Значение Сократа в истории философии права определяется тем, что он первый рассматривает в единстве проблему человека и проблему всеобщих объективных начал права.

Идея государства, не является результатом отвлечения человеком важнейших черт реально существующих государств. Наоборот: реальные государства существуют только потому, что через них выражает себя всеобщая объективная идея государства, которая сама вечна и неизменна. Именно эту идею государства хотел выразить Платон в своих диалогах, посвященных политической и правовой проблематике.

Под правом Аквинский понимает уравнение действий и одновременно действие божественной справедливости в обществе. Право у него подразделяется на три уровня:

2) право народов, понимаемое как естественное право в его аристотелевской трактовке;

3) человеческое право как писаное, позитивное право светского государства.

Каждому уровню соответствуют свои законы. Божественное право претворяется в Вечном законе, т.е. нормах Бога, право народов — в законах естественных (стремление к самосохранению, продолжению рода, уважение достоинства), соответствующих природе человека, человеческое право — в светских законах, силой и страхом принуждающих людей не делать зла.Система законов Фомы Аквинского предусматривает строгое соблюдение принципов иерархии (подчиненности) и непротиворечия низших законов высшим.Фома Аквинский разработал христианско-теологический вариант юридического правопонимания. Его философско-правовые взгляды получили дальнейшее развитие в томистских и неотомистских концепциях естественного права.

Таким образом, можно отменить, что главная особенность философских учений христианского Средневековья состоит в их теоцентрическом характере. Принцип теоцентризма, последовательно проводимый и Августином, и Фомой Аквинским, утверждал Бога как центр мироздания и главного хранителя мирового и социального порядка. Бог выступал как законодательное первоначало, из которого исходят все религиозные, моральные и правовые нормы. Благодаря божественному покровительству социальная жизнь людей не превращалась в хаос, а сам человек успешно боролся с дьявольскими искушениями, толкавшими его к порокам и преступлениям.

- Кант
3. Густав Гуго дал название такой философской дисциплине, как философия.

4. Соответствие между разделами философии права и их содержанием.

1: онтология права

2: гносеология права

3: аксиология права

4: праксиология права

А: учение об основных принципах существования правовой действительности

Б: учение о принципах и условиях реализации принципов права на практике

В: учение о смысле права как ценности

Г: учение о природе, методах, логике познания и толкования правовой действительности
5. Философское учение об основных принципах существования правовой действительности называется правовая .

6. Философское учение о природе, логике познания и толкования правовой действительности называется правовая .

7. Философское учение о смысле права как ценности называется правовая .

8. Философское учение о принципах и условиях реализации права на практике называется правовая .

9. Главный мыслительный принцип философского осмысления права называется философско-правовая .

10. Функцией философии права не является -.

11. Соответствие между дискурсами права и их содержанием

1: социология права

2 психология права

3: философия права

4: политология права

5: антропология права

А: изучает правовое бытие человека на всех стадиях его развития - от архаических до современных

Б: изучает соотношение власти и права, как фактора политической жизни

В: изучает предельные, внеюридические основания права: познавательные, ценностные, социальные и антропологические

Г: изучает связь между психикой человека и феноменом права

Д: изучает право как социальный феномен, социальные условия его генезиса, развития и действия
12. . - наука о праве как социальном феномене, о социальных условиях его генезиса, развития и действия

13. . - изучает связь между психикой человека и феноменом права

14. . - изучает предельные, внеюридические основания права: познавательные, ценностные, социальные и антропологические

15. . - изучает соотношение власти и права, как фактора политической жизни

16. . - изучает правовое бытие человека на всех стадиях его развития - от архаических до современных

Раздел 2: История развития философско-правовой мысли
17. Хронологическая последовательность основных этапов развития античной мысли:

1. Натурфилософский - №__

3. Классический - №__

18. Богиня справедливости в античной мифологии называлась - …

- Артемида
19. Богиня благозакония в античной мифологии называлась - …

- Артемида
20. Основой морального и законопослушного поведения Сократ считал…

- умеренность
21. Концепцию идеального государства разрабатывал…

- Парменид
22. Понятия уравнивающей и распределяющей справедливости разрабатывал…

24. Юридические законы должны способствовать достижению эвдаймонии, считал…

25. Согласно Аристотелю юридические законы должны способствовать достижению …

- апатии
26. Понятие эвдаймония означает.

- спокойствие
27. Справедливый правопорядок связан со структурой души - считал…

28. Юриспруденция как самостоятельная наука возникла в …

- Средневековой Европе
29. Римские юристы впервые разделили право на публичное и .

31. Римские юристы - …

- Юлиан
32. Идейное течение под названием томизм относится к периоду…

- нового времени
33. Понятие, не относящееся к концепции Фомы Аквинского - …

34. Юридическая школа глоссаторов относится к периоду…

35. Имена средневековых философов в порядке их рождения:

1. Августин Блаженный - №__

2. Ф.Аквинский - №__

- Бэкон
37. Макиавелли исходит из предпосылки, согласно которой человек по природе …

- гедонист
38. Макиавелли трактовал политику и право как отделенные от .

39. Название политической установки, связанное с именем Макиавелли - .

40. Политика, основанная на культе силы и пренебрежении моралью, называется …

- конформизм
41. Макиавелли исходит из предпосылки, согласно в основе права и государства лежит . интерес

43. Гроций делил право на волеустановленное и .

46. Верховной властью, по мнению Гоббса должен обладать - …

49. Правопонимание Гоббса можно охарактеризовать термином…

- холизм
50. Становление концепции этатизма связано с именем…

- Руссо
51. Становление концепции либерализма связано с именем…

54. Локк обозначает основные права человека как право .

55. Ключевое место в учении Локка занимает проблема . отдельного человека

- Вольтер
57. Основной предмет философии права Монтескье - политическая .

- Вольтер
60. Учение о морали и праве Кант называл сферой . разума

61. Основой кантовского учения о морали и праве является понятие о категорическом .

62. Принцип права по Канту: человек не средство, а .

63. Правопорядок по Канту - это порядок …

- распределения
64. Государство и право по Гегелю - это сфера …

- практического разума
65. Преступление по Гегелю есть отрицание .

66. Наказание по Гегелю есть восстановление .

67. Становление исторической школы права связано с именем - …

- Гуго
68. Право - продукт народного духа, а не приказов суверена, считали представители . школы права

69. Представители исторической школы права - …

- Фихте
70. Мыслители античности - …

- Абеляр
71. Мыслители средневековья - …

- Абеляр
72. Мыслители Нового времени - …

- Гоббс
73. Представители немецкой классической философии - …

- Руссо
74. Соответствие между названиями произведений и именами авторов

Раздел 3: Сущность права. Разнообразие

философско-правовых концепций
75. Философская категория, отражающая внутренние, глубинные связи, основу явления - .

76. Идеальная реальность отношений между людьми, выражающаяся принципом формального равенства, называется сущность .

77. Общая мера свободы и справедливости, выраженная в охраняемых государством общеобязательных нормах поведения, называется .

78. Общепризнанное правило, указывающее допустимые обществом границы поведения, называется .

79. Способность человека выступать причиной собственных действий, называется . воли

80. Соответствие между понятиями и их определениями

2. Сущность права

А. Идеальная реальность отношений между людьми, выражающаяся принципом формального равенства

Б. Общепризнанное правило, указывающее допустимые обществом границы поведения

В. Общая мера свободы и справедливости, выраженная в охраняемых государством общеобязательных нормах поведения

Г. Способность человека выступать причиной собственных действий

Д. Философская категория, отражающая внутренний, глубинные связи, основу явления

81. Фиксированная в нормативных документах система требований социальных институтов, выраженная в законе, называется . правом

__________
82. Притязания человека, вытекающие из естественных потребностей и выступающие критериями права, называется . правом

83. Совокупность принципов, регулирующих взаимоотношения государства и отдельной личности, называется . правом

84. Соответствие между названиями типов философского обоснования права и их содержанием

1: философско-правовой идеализм

2: философско-правовой материализм

3: философско-правовой рационализм

4: философско-правовой иррационализм

5: философско-правовой позитивизм

А: обосновывает вторичность права как отраженного в общественном сознании материального бытия

Б: объединяет представления о правовой реальности как порождении Духа, Идеи

В: обосновывает разум и знание как главный источник права

Г: выводит правовую действительность из явлений, разумом необъяснимых

Д: рассматривает право только как совокупность установленных властью норм и законов
85. Философская концепция, объединяющая представления о праве как порождении Духа, Идеи -…

- философско-правовой либерализм
86. Философская концепция, выводящая правовую действительность из явлений, разумом необъяснимых -…

- философско-правовой либерализм
87. Философская концепция, утверждающая разум и знание как главный источник права -.

- философско-правовой либерализм
88. Философская концепция, рассматривающая право только как совокупность установленных властью норм и законов -.

- философско-правовой либерализм
89. Наиболее общее, абстрактное выражение сущности права, идеальный аспект его бытия, называется - . права

- концепция возрожденного естественного права

- концепции классического естественного права

- концепции возрожденного естественного права

93. Признание критерием нравственности и основой поведения стремление к счастью называется .

94. Идея неразрывной связи моральных и правовых норм характерна для концепции…

- классического естественного права

95. Идея единства природного и социального, данности правовых норм от природы характерна для концепции…

- классического естественного права

96. Автор концепции 7 базовых ценностей, определяющих естественные права человека…

97. . - не входит в число 7 базовых ценностей естественного права, названных Джоном Финнисом

- религия
98. Право - совокупность команд, призванных принудительно контролировать поведение человека, утверждал…

99. Основоположник юридического позитивизма - …

100. Юридические позитивисты - …

- Рудольф Штаммлер
101. Создатели нормативной концепции права - …

- Макс Вебер
102. Джон Остин является основоположником концепции юридического .

103. . определяет право как единство первичных и вторичных правил

104. Соответствие между названиями и содержанием вторичных правил в концепции Г. Харта

1: правила признания

2: правила изменения

3: правила принятия решений

А: позволяют определять, что действительно является правилом в данном обществе

Б: наделяют отдельные группы лиц полномочиями для введения или отмены первичных правил

В: наделяют полномочиями устанавливать нарушение первичных правил, назначать наказание и процедуру таких решений
105. Начало возрождения концепций естественного права относится к …

- середине XX века

- началу XIX века

- Макс Вебер
107. Р. Дворкин моделирует рассуждения идеального судьи-философа, которого называет юридическим .

108. Лон Фуллер полагал, что только соблюдение принципов процедурной . делает систему норм правовой

109. Принципами процедурной корректности не являются…

Раздел 4: Русская философско-правовая мысль
110. Произведение, не относящееся к числу первых этико-правовых российских источников -.

111. Автор формулировок трех аксиом правосознания -…

- П. И. Новгородцев

- Б. А. Кистяковский

114. Представители философско-правового либерализма в России -…

115. Фундаментальные принципы человеческого существования, делающие право возможным в концепции И. А. Ильина называются . правосознания

116. Представители философско-правового позитивизма в России -…

- П. Н. Новгородцев

- П. Н. Новгородцев

120. П. Г. Редкин считал философию права . дисциплиной

121. Г. Ф. Шершеневич критиковал философию естественного права и выступал за философию . права

122. Автор оригинальной психологической теории права -…

- Л. И. Петражицкий

- П. Н. Новгородцев

- Б. А. Кистяковский

- П. Н. Новгородцев

124. Свою философскую позицию Б. Н. Чичерин называл …

125. Б. Н. Чичерин утверждал, что право бывает субъективное и .

126. Б. Н. Чичерин трактовал равенство, как равенство перед .

127. Б. Н. Чичерин утверждал: «Не лица существуют для учреждений, а учреждения для .

128. П. И. Новгородцев придерживался философского направления…

129. Труды В. С. Соловьева …

130. Право согласно В. С. Соловьеву есть выражение . справедливости

131. Соловьев выделяет три признака юридического закона: конкретность, реальную применимость и .

132. Труды Н. А. Бердяева …

133. Свою философскую позицию Н. А. Бердяев называл …

Раздел 5: Антропологические и аксиологические

проблемы в философии права.
134. Атрибутивное свойство права -…

135. Атрибутивными свойствами права не являются -…

136. Соответствие между названиями личных неимущественных прав и их содержанием:

1: права на физическое и психическое благополучие

2: права на индивидуализацию личности

3: права на автономию личности

4: права на результаты интеллектуальной деятельности

А: право на: авторство, авторское имя, на неприкосновенность произведения и исполнения

Б: право на: жизнь, здоровье, физическую и психическую неприкосновенность

В: право на: имя, индивидуальный облик и голос, честь, достоинство и деловую репутацию

Г: право на: тайну частной жизни, неприкосновенность жилища
137. Правовыми ценностями не являются -…

138. Отражает правоотношения и правовую деятельность людей - сознание.

139. Форма общественного сознания, выражающая отношение к праву, называется .

140. Учение о праве как способе человеческого бытия, называется правовая .

141. Согласно Т. Гоббсу, человек – это абстрактный индивид, руководствующийся исключительно . интересами.

- право на свободу и личную безопасность

- право на свободу мысли, совести и вероисповедания

- право на справедливый суд

- право благоприятные условия труда

- право на гражданство

- права национальных меньшинств
144. Коллективные права человека -.

- право народов на самоопределение

- права национальных меньшинств

- право на достойный уровень жизни

145. Ж. Карбонье подчеркивал, что человек в отличие от других живых существ является существом .

146. Носитель способности, делающей право возможным называется . права

148. Свойство явлений быть значимыми для человека обозначается категорией .

149. Теория ценностей называется .

150. Французская Декларация прав человека и гражданина создана в …

- 1999 г.
151. Всеобщая Декларация прав человека создана в …

- 1978 г.
152. Великая Хартия Вольностей создана в период …

- новейшего времени
153. Коллективными правами человека не являются -.

- право народов на самоопределение

- право на собственность

- права национальных меньшинств

- право на вступление в брак

- право на свободу выражения мнений

- право на эффективную правовую защиту

- право на свободу выражения мнений

- право на эффективную правовую защиту

156. Хронологический порядок создания документов:

1: Великая Хартия Вольностей - №__

2: Билль о правах - №__

3: Конституция США - №__

4: Всеобщая декларация прав человека - №__
157. Защитник прав граждан, в полномочия которого входит вынесение замечаний, рекомендаций, напоминаний в адрес властей -.

- дознаватель
158. Защитник прав граждан, выносящий замечания и рекомендации, адрес властей, называется .

159. Объектом международного . права является защита жертв войны и других международных конфликтов

Лекции по философии истории перевод А. М. Водена Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. Спб.: Наука, 1993, 2000. 480с. С. 57-480

Дополнительные готовые рефераты на темы:

Введение

Каждая наука, какую бы область действительности она ни изучала, представляет собой не только систему законов, но и систему определенных категорий, наиболее общих понятий, свойственных данной науке. Философия разработала свою собственную систему категорий. Философские категории — это такие понятия, которые отражают наиболее общие черты и связи, стороны и свойства действительности. Прежде всего, это категории материи, сознания, движения, пространства и времени. В философии закон понимается как обобщенное отражение объективных связей и отношений вещей, позволяющее описать существенные свойства явлений и процессов, которые могут повторяться при определенных условиях. В статическом смысле каждая отдельная философская категория может рассматриваться как закон особого рода, поскольку каждая категория отражает нечто существенное и особенное в вещах, что отличает ее по отношению ко всему миру.

История законов в философии

Первые философские построения, возведенные различными философскими школами в ранг законов, возникли на заре развития философии и науки в целом. Например, конфуцианцы в древнем Китае, озабоченные проблемой государства и этики, считали, что судьба человека предопределена Небом в соответствии с законом чжэнь. Даосы, в свою очередь, размышляли о Дао, фундаментальном законе природы и естественном порядке вещей, и пришли к выводу, что эволюция происходит через противоположность и в круговом движении, без привязки к какому-либо предмету. На основе многочисленных натурфилософских концепций, начиная с III века до н.э., помимо учения о 5 элементах или первоосновах — воде, огне, металле, дереве и земле, полярных силах инь и ян, идеи ци как первозданной субстанции — возникла идея Ли как закона, принципа, нормативного начала, разумной творческой силы, которая находится в противоречии с ци.

В диалектическом материализме

Главным законом считается закон единства и борьбы противоположностей. В отношении последнего закона можно также сказать, что непрерывность развития осуществляется таким образом, что после второго последовательного отрицания старого новым, новое включает в себя старое в далеком, преобразованном на иной основе.

Законы и категории диалектики тесно взаимосвязаны

Рассматривая основные объективные законы диалектики, легко заметить, что они по существу выражаются и описываются тесной взаимосвязью категорий. Например, закон перехода от количественных изменений к качественным отражает тесную взаимосвязь категорий количества и качества. Поэтому, не зная категорий, невозможно постичь и законы. С другой стороны, знание объективных законов развития природы и общества позволяет понять сущность категорий диалектики. Например, закон единства и борьбы противоположностей дает возможность понять смысл таких противоположных категорий, как: Содержание и форма, необходимость и обусловленность, возможность и реальность и т.д., чтобы раскрыть.

Философия права Категория диалектики

Важнейшим свойством категорий с точки зрения диалектики следует считать их взаимосвязь, изменчивость, подвижность. Связь категорий настолько тесная, что при определенных условиях они могут превращаться друг в друга: Причина становится следствием, а следствие становится причиной, необходимость становится случайностью, а случайность становится необходимостью и т.д.

Закон взаимного соответствия и диалектический закон единства и взаимопроникновения противоположностей.

Основными состояниями диалектических противоречий являются:
1) Гармония;
2) Дисгармонии;
3) Конфликты.

Философское понимание права

Существенным признаком права является необходимость, которая, разумеется, реализуется только при наличии соответствующих условий. Каждый объективный закон является частью общей связи явлений. Одновременно с каждым отдельным законом в природе и обществе существует бесконечное множество других отношений (как существенных, закономерных, необходимых, так и несущественных, случайных), которые так или иначе влияют на этот закон. Эти различные связи вместе формируют условия, при которых может быть реализован тот или иной закон. Необходимость закона, таким образом, заключается в том, что при наличии условий, которые служат оптимальной сферой для его проявления, действие закона неизбежно наступает. Отклонение от закона, изменение интенсивности его действия или формы проявления, замена одного закона другим может иметь место только при радикальном, качественном изменении условий, составляющих сферу действия этого закона. Таким образом, естественная связь является в то же время необходимой связью. Закон выражает необходимый характер существенных связей (отношений) объективного мира.

Поскольку необходимость проявляется в форме случайности, закон реализуется в форме случайности, то есть случайность — это форма проявления закона. Закон, проявляющийся в случайных явлениях и процессах, сталкиваясь с этими случайностями, обычно выступает как преобладающая тенденция, как результат действия многих факторов, как среднестатистическое значение. Поэтому законы науки, выраженные соответствующими математическими формализмами, являются не более чем идеализациями, в которых преобладающая тенденция принимается в форме, очищенной от случайностей и искажений.

Присущая закону всеобщность означает бесконечность по отношению к объекту, времени и пространству, т.е. любой закон распространяется на все явления и процессы определенного типа, определенной стадии, определенного класса, другими словами, на бесконечное множество одинаковых объектов без исключения. Этот закон действовал в прошлом, действует в настоящем и будет действовать в будущем, то есть всегда (во времени) и везде (в пространстве). Таким образом, закон является формой всеобщности и бесконечности в материальном мире. Поскольку закон имеет существенный, необходимый, всеобщий характер, он в то же время является устойчивой, постоянной, повторяющейся связью между явлениями.

Заключение

Список литературы

  1. Шептулин А.Г. Природа и специфика философских категорий. М., 1973.
  2. Друянов Л.А. Право в системе философских категорий. М., 1973.
  3. Е.А. Сидоренко Закон // Новая философская энциклопедия / Институт философии РАН, Национальный соц. — Научный фонд. Президиум научно-редакционного совета В.С. Степин. — 2-е обновленное и дополненное издание. — М.: Мысль, 2010.
  4. Зубков И.Ф. Курс диалектического материализма. — Москва, Издательство Университета дружбы народов, 1990.

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Переход к новым общественным отношениям, которые регулировались уже не традициями и властью царей, возводимой непосредственно к богам или божественным предкам, а законами и решениями народных собраний, заставил рассмотреть разумные основы этих отношений. Прежние формы власти были для людей святы, поскольку основывались на религиозном чувстве, выражавшем себя в мифах. Новые же лишались такого преимущества и потому должны были найти себе оправдание в принципах, даваемых разумом и нравственным сознанием.

Раскрыть общие принципы права, основанные на разуме, стало главным призванием и делом философов. В первую очередь философы должны были для этого понять, как, исходя из единого бытия, его внутренней целостной сущности, раскрывается сущность отдельных многообразных вещей и явлений.

Речь чаще всего шла о справедливости, которой должны соответствовать законы полиса. При этом, однако, справедливость понималась как всеобщий, божественный порядок. Так, Пифагорсчитал справедливость одной из вариаций первоосновы мира, которую он трактовал как число.

Один из величайших философов древности Гераклит видел в справедливом законе, соответствующем божественному разуму – Логосу, высшую добродетель и доблесть гражданина.

Собственно философское выяснение оснований нравственности и права было выдвинуто в Греции впервые в первой половине V в. до н.э. софистами, которые исходили из принципа относительности человеческого познания и недоступности истины. Всякое знание, по их убеждению, является лишь мнением.

Просветительское значение выступления софистов состояло в заметной рационализации взглядов на природу, общество, государство, политику, право, нравственность, формы и нормы человеческого общения, местои роль человека в мире. Именно у софистов впервые становится возможным достаточно четко различить нравственные категории (справедливость) и категории правовые (законы полиса, законы природы). Таким образом, вопрос об их отношении становится вполне определенной, требующей своего разрешения проблемой.

Сократ (469–399 гг. до н.э.). Требуя рационального переосмысления нравственных и правовых традиций, он одновременно выступал за их почитание. Сократ показал, что мышление человека и всеобщий божественный разум, имеют одну и ту же сущность. Поэтому человек должен постичь самого себя.Подчиняться установленным законам, считал Сократ, долг каждого человека. По учению Сократа, законы определяют отношение человека как к людям, так и к богам. В подчинении законам заключается справедливость. Знающий смысл и необходимость законов обязательно будет им следовать. Справедливость, являющаяся одной из добродетелей, отождествляется со знанием. Подчинение законам, согласно Сократу, дает возможность людям пользоваться общим доверием и избегать наказаний. Кроме писаных законов, Сократ полагает существование законов, господствующих повсюду и установленных властью бессмертных богов, как, например, закон о подчинении богам. И писаные, и неписаные законы имеют общий источник – справедливость. Соответствие справедливости -– критерий законности.Значение Сократа в истории философии права определяется тем, что он первый рассматривает в единстве проблему человека и проблему всеобщих объективных начал права.

Идея государства, не является результатом отвлечения человеком важнейших черт реально существующих государств. Наоборот: реальные государства существуют только потому, что через них выражает себя всеобщая объективная идея государства, которая сама вечна и неизменна. Именно эту идею государства хотел выразить Платон в своих диалогах, посвященных политической и правовой проблематике.

Под правом Аквинский понимает уравнение действий и одновременно действие божественной справедливости в обществе. Право у него подразделяется на три уровня:

2) право народов, понимаемое как естественное право в его аристотелевской трактовке;

3) человеческое право как писаное, позитивное право светского государства.

Каждому уровню соответствуют свои законы. Божественное право претворяется в Вечном законе, т.е. нормах Бога, право народов — в законах естественных (стремление к самосохранению, продолжению рода, уважение достоинства), соответствующих природе человека, человеческое право — в светских законах, силой и страхом принуждающих людей не делать зла.Система законов Фомы Аквинского предусматривает строгое соблюдение принципов иерархии (подчиненности) и непротиворечия низших законов высшим.Фома Аквинский разработал христианско-теологический вариант юридического правопонимания. Его философско-правовые взгляды получили дальнейшее развитие в томистских и неотомистских концепциях естественного права.

Таким образом, можно отменить, что главная особенность философских учений христианского Средневековья состоит в их теоцентрическом характере. Принцип теоцентризма, последовательно проводимый и Августином, и Фомой Аквинским, утверждал Бога как центр мироздания и главного хранителя мирового и социального порядка. Бог выступал как законодательное первоначало, из которого исходят все религиозные, моральные и правовые нормы. Благодаря божественному покровительству социальная жизнь людей не превращалась в хаос, а сам человек успешно боролся с дьявольскими искушениями, толкавшими его к порокам и преступлениям.

Философско-правовая мысль эпохи Возрождения (конец XIV – нач. XVII вв. ) рассматривает человека как природно-общественное, а не божественное создание. Все поступки человека рассматриваются сквозь призму человеческих мотивов, свободной воли и естественного права. В эпоху возрождения к философско-правовым проблемам обращались в той или иной мере практически все великие гуманисты – Л. Вала, Н. Макиавелли, М. Монтень, Ж. Боден, Э. Роттердамский и др.

Существенный вклад в теорию права, внес Лоренцо Вала (1405 или 1407-1457), который, опираясь на всесторонний анализ античного римского права, создал фундамент для дальнейших научных разработок в области юриспруденции.

Положив в основу правовой этики личностный интерес и сделав его моральным критерием, Вала призывает руководствоваться в оценках человеческих поступков не абстрактными моральными или правовыми принципами, а конкретными жизненными условиями, определяющими выбор между хорошим и плохим, между полезным и вредным. Такой моральный индивидуализм оказал существенное влияние на дальнейшее развитие европейского правоведения, подвел новую идеологическую почву под нравственно – правовые ценности Нового времени.

В философско-политических трудах итальянца Николо Макиавелли (1469-1527) впервые прослежена зависимость стабильности государства от действенности законов.

В целом вклад Макиавелли в развитие философско-правовой теории состоит в том, что он:

· отверг схоластику, заменив ее рационализмом и реализмом;

· заложил основы философско-правовой науки;

· создал предпосылки для построения модели государства, основанном на материальном интересе человека.

Видное место в философско-правовой мысли эпохи Возрождения занимает Гуго де Гроот Гроций (1583-1645), который одним из первых попытался систематизировать правовые нормы, обосновать сферу действия права в конкретной ситуации. Гроций рассматривает право как явление, вытекающее из естественной природы человека, как средство, делающее жизнь людей и государства благоустроенной и упорядоченной




· свобода веры по совести является универсальным и равным правом всех;

· правовой защиты заслуживает не только вера, но и ее предпосылки;

· свобода совести предлагает свободу слова, печати и собраний;

· право должно реализовываться в неповиновении государственной власти касательно ущемлений свободы совести;

· правое обеспечения заслуживает лишь духовное, плотское же оставляется на милостивое усмотрение власти.

Основными признаками суверенитета, по Бодену, должны быть: неограниченность и абсолютность верховной власти, ее постоянство, единство и неделимость. В этом случае такая власть может обеспечить единое право. Носителем суверенитета является монарх или народ (в демократической республике).

Философия права эпохи Возрождения и Реформации подготовила почву для философии права Нового времени и эпохи Просвещения.

2. Философия права Нового времени и эпохи Просвещения.

Новый класс, пришедший к власти в эпоху буржуазных революций, требовал новой системы права и его нового философского обоснования.

Гоббс определяет естественное право как свободу всякого человека использовать свои собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, собственной жизни, то есть, как свободу делать все, что для этой цели необходимо.

Стало быть, человек от природы имеет право на все, но это не дает гарантий безопасности. В обществе господствует принцип homo homini lupus est – человек человеку волк, что не способствует ни трудолюбию, ни усердию, ни стремлению к знаниям, а значит, препятствует развитию экономики и торговли, порождая лишь вечный страх и опасность насильственной смерти.

Страх смерти, стремление к хорошей, безопасной жизни заставляют людей искать альтернативу естественному состоянию. И такая альтернатива есть – это состояние мира. Главным условием его формирования Гоббс считал естественные законы. Главным естественным законом являются поиск мира, и следовать ему. Из этого основного естественного закона Гоббс выводит целый ряд других естественных законов, конкретизирующих правило поиска гражданского мира:

· люди должны выполнять заключенные ими соглашения;

· получивший благодеяние должен сделать так, чтобы благодетель не раскаялся в своей доброте;

· каждый должен приспосабливаться ко всем остальным;

· отмщение должно ориентироваться на благо, которое последует за ним;

· никто не должен ничем выказывать неприязнь к другому;

· каждый должен признавать других равными себе от природы;

· посредникам мира должны быть даны гарантии неприкосновенности;

· никто не может быть судьей самого себя и т. д.

Согласно Гоббсу, наличие одних лишь естественных законов еще не ведет к миру и безопасности. Гарантировать соблюдение этих законов может лишь общая власть, держащая людей в страхе и направляющая их действия к общему благу. Такая власть имеет не божественное, а земное происхождение. Она возникает в результате общественного договора людей с целью их защиты. Множество людей, объединяемое таким образом в одном лице (суверене), и есть государство.

Концепция общественного договора и естественного права разрабатывал, и голландский мыслитель эпохи Нового времени Бенедикт Спиноза (1632-1677). В отличие от Гоббса в центр своего философско-правового учения он ставил не справедливость, а свободу.

Спиноза утверждал, что человек – природное существо, часть природы. Поэтому, с одной стороны, он подчиняется законам природы, совершающимся по необходимости, а с другой – обладает естественным правом, в соответствии с которым он свободен в своих поступках и не может делать только того, чего никто не желает. Но естественное право реализуется лишь через закон, который согласует его с природной необходимостью. Для того чтобы достичь этого согласования люди договариваются об учреждении государства. Гражданин ставит перед собой цель сохранить свои естественные права, т.е. свободу, а государство – обеспечить безопасность гражданина, т.е. защитить его свободу. Государственное право не должно ограничивать естественные права человека, оно обязано учитывать мнения большинства и строго выполнять свои же законы.

· общественный договор возникает не из-за страха перед самоуничтожением, а в связи с отсутствием органов для разрешения конфликтов и отправления наказаний;

· утверждается идея совершенствования, как самого общественного договора, так и власти, его реализующей, на основе принципа консенсуса;

· обосновываются неотъемлемые и непередаваемые государству права личности: на жизнь, свободу, равенство, собственность;

· закон это предписание не только для граждан, но и для власти, т.е. для всех субъектов общества. Закон должен гарантировать свободу и распространяться на всех. Свободу Локк понимал как независимость от воли другого человека и одновременно наличие для всех общих и постоянных правил поведения;[24]

· доказывается целесообразность разделения верховной власти на законодательную и исполнительную, т.к. только в условиях их независимости можно не допустить узурпации власти.

Наиболее широкое распространение – просветительская идеология получила во Франции в XVIII в. Идеи просветительства четко выразил первый мыслитель эпохи Просвещения Вольтер (настоящее имя Франсуа Мари Аруэ; 1694-1778). Будучи воинствующим атеистом, он объявил религию главным источником невежества, порождающего все беды народа, но выгодного церкви, феодалам и аристократам.

Создатель первой развернутой политической доктрины Просветительства Шарль Луи Монтескье (1689-1755). Полное имя – Монтескье Шарль Луи, Шарль де Секонда, барон де Ла Бред и де Монтескье.

Наиболее известны два его вклада в социально-философскую и правовую теорию: разработка принципа распределения власти как условия свободы и разработка теории влияния окружающей среды на политику.

Творчество французских просветителей подготовило философско-правовую почву Великой французской революции, их идеи имели прогрессивное значение для последующего развития европейской философско-правовой мысли.

3. Философия права немецкой классической философии.

1.свободе каждого члена общества как человека;

2.равенстве его с каждым другим как подданного;

3.самостоятельности каждого члена общества как гражданина[29].

Основное в учении Гегеля это бытие Абсолютной идеи, которая является одновременно и Разумом и Духом. Эта Абсолютная идея находиться в процессе непрерывного развития, который проходит через стадии триады – тезиса, антитезиса и синтеза.

Гегель подразделяет дух на три части: субъективный дух (антропология, философия духа и психология), объективный дух (право, моральность, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия откровения и философия). Идея свободы пронизывает всю эту триаду. Поэтому Гегель и рассматривал философию права как науку о свободе, как философское осмысление всего, что связанно с правом, долженствованием, нормативностью.

Само право, согласно триаде, существует в трех ипостасях: идея права, которая проявляется как свобода воли; особое право – как конкретные права социальных субъектов: личности, семьи, государства; и позитивное право – как закон.

Предметом философского рассмотрения права Гегель считал только первую его ипостась, т.е. идею права. В процессе своего диалектического развития идея права проходит три ступени:

1. Абстрактное право (тезис),

2. мораль (антитезис),

3. социальную этику, нравственность (синтез)

Мораль является антитезисом абстрактного права. Мораль, по Гегелю, это рациональный фактор, а не субъективное чувство. Она является результатом ущерба, нанесенного индивидуальной волей, когда она становится отличной от всеобщей воли. Основными формами моральности Гегель называет умысел, намерение, благо, добро и зло. В самом общем виде сфера моральности – это сфера долженствования, предписывающая делать добро и не делать зло.

Социальная этика (нравственность) у Гегеля представляет собой синтез абстрактного права и морали. В свою очередь она развертывается в триаде: 1) семья, 2) гражданское общество, 3) государство. Они являются институтами, в которых воля индивида обнаруживает себя в согласии со всеобщей волей.

В семье, считал Гегель, все пронизано нравственностью: брак – это нравственное отношение и нравственный союз, а семейная собственность зиждется на нравственном интересе.

Под гражданским обществом Гегель понимал социальный строй, покоящийся на личном экономическом интересе, где каждый для себя – цель, все другие – суть ничто. Субстанцией личности в гражданском обществе является частная собственность. Своеобразие потребностей и возможностей их удовлетворения, оригинальность целей, интересов, духовного развития личностей выступает основанием образования различных сословий и формального права. Таких сословий три: сельскохозяйственный класс, промышленный класс, правящий класс.

Государство является синтезом семьи и гражданского общества. Оно развертывается в триаде: 1) отношений государства к своим гражданам (внутренняя политика или конституция), 2) отношений государства с другими государствами и 3) перехода государства в мировую историю. Последнее выступает как право абсолютное, как народный дух, как подлинная нравственность.[31]

Читайте также: