Философия права как основа права гегель

Обновлено: 04.07.2024

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Введение

Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 году в городе Штудгарте в семье крупного чиновника. Получив в местной гимназии первоначальное образование, 1788 году был зачислен в число студентов теологического института в Тюбингене. По окончании, с 1797 года работал домашним учителем, далее служил директором гимназии Нюренберге. С 1801 года преподавал в Ненском университете. С 1816 года Гегель – профессор Гейдельбергского университета, а с 1818 года - Берлинского, где некоторое время был и его ректором.
Уже в студенческие годы Гегель был занят творческим освоением и осмыслением достижений предшествующей политической и правовой философии. Философия права Гегеля одна из наиболее знаменитых работ во всей истории правовой, политической мысли. Это синтез философских и политико-правовых исследований Гегеля на протяжении ряда лет.

Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. Гегель пошел значительно дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии.

Он открыл и обосновал с позиции объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Он сознательно противопоставил диалектику, как метод познания её антиподу, метафизике, так как по его мнению явление не менее объективно, чем сущность.
В своем учении Гегель рассмотрел идею государства и права, считая задачей науки о праве и государстве не разработку представлений о должном разумном праве и государстве, а нахождении разумного в самой действительности. Гегель не стремился противопоставить свой политический идеал действительности, а стремился прежде всего найти разумность в самой действительности; отсюда призыв к примирению с самой действительностью, отказ от построения должного разумного права и государства и стремление оправдать как разумное существующее.
Гегель первым различает гражданское общество и политическое государство, трактуя гражданское общество, как опосредованная трудом, система потребностей покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве. Также разделяет сословия и подразделяет политическое государство на три власти, считая подлежащее разделение властей в государстве гарантией публичной свободы.
Высшим моментом идеи государства и Гегеля представляет идеализацию суверенитета. Гегель выделил национальную сущность государства, поделив всемирную историю мира на четыре всемирно-исторических мира, возвеличивал при этом германские народы и приукрашивая степень развитости Пруссии и других немецких государств.
В данной работе основные вопросы Гегелевской философии о государстве и
праве.

Метод философии права Гегеля


Философия права Гегеля

Философское учение Гегеля о государстве

Заключение

Философско-правовое учение Гегеля оказало огромное влияние на последующую историю политико-правовой мысли. Гегелевская философия давала довольно широкий простор для обоснования как консервативных, так и критических оппозиционных воззрений.
В работе исследуются основные проблемы философии права Гегеля, ее связи с предшествующими философскими и юридическими учениями о праве и государстве, направления ее последующих интерпретаций XIX – XX вв.
Гегель, говоря о том, что философия способна лишь понять, но не омолодить некую устаревшую форму жизни уходящую в прошлое современность, сравнивает свою философию с совой Минервы, начинающей полет лишь с наступлением сумерек. По прошествии более полутора веков после начала своего полета эта птица, бившаяся в силках различных интерпретаций и горевшая в огне неугасающей критики, предстает уже в виде не совы Минервы, а скорее птицы Феникс. Она пережила много сумерек и рассветов приобретал все новый и новый облик. Галерея этих обликов обширна, но не исчерпана, поскольку жизнь гегелевской философии права - в оценках, интерпретациях и иных многообразных связях с современностью - продолжается.

Список использованной литературы:

1.Г.В.Ф. Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт
философии. Из-во “Мысль”, Москва - 1990 г.

Вряд ли кто-то будет спорить с том, что до нашего времени произведения философии дошли не совсем целиком. Часть книг, рукописей просто исчезла, что-то стало за такой длительный период не актуально. Но любой значимый в истории философ, оставить что-то значимое после себя, которое пригодилось не только тому поколению в котором он жил, но и в наше время. После него остались его ученики, которые опровергали или соглашались с его философией, но большая часть рассматривала только с одной стороны.

Главным событием 17-18 веков стала французская революция, которая в свою очередь оказала огромное влияние на молодого Гегеля. Хотя к якобинскому террору (следующему этапу) революции философ относился крайне отрицательно.

1 Метод философии В.Ф.Гегеля

Гегель в своей философии права освещает формы объективно свободного духа в виде осуществления понятия права в действительности. Предмет философии права есть идея права - единство понятия права и его осуществления, наличного бытия, реализация понятия в действительности. В гегелевском учении в мире государства и права развертывается идея права, которая и есть свобода. Идеальная правовая действительность присуща сфере объективного духа.

«Тремя основными ступенями диалектически развивающегося духа, по Гегелю, являются:

1) “субъективный дух” – интеллект;

2) “объективный дух” - право, мораль, нравственность;

Философ в своих трудах раскрывает, что дух есть это сущее, а знание некого сущего порождает сущность созерцания. Расшифровывая бытие, как форму непосредственности ученый утверждает, что сила в истине. В созерцании выделяется предмет, а в предмете образ. В данной философии образ трактуется, как нечто многостороннее. Разум бесконечен, а интеллект действителен.

Философия – это объединение двух направлений искусства и религии. В религии раскрывается содержание и формы соединяясь в единое. Познание как абсолютное представление с одной стороны, а с другой как необходимость. Это движение и есть философия.

2 Философия права Гегеля

По Гегелю, часть философии составляет наука о праве, которые трактует понятие права вне науке права, а принимается как данное. Право позитивно, поэтому имеет позитивный элемент. Для права характерно духовное начало с исходной точкой свободной воли. Элементы чистой неопределённости по мнению Гегеля, составляют волю. Философ считает, что воля истинно бесконечна и возвращается в саму себя.

«Гегель трактует философское понятие “право” в следующих основных значениях:

1) право, как свобода (идея права)

2) право, как определенная ступень и форма свободы (особое право)

Тремя основными формами конкретизации понятия свободы и права являются: абстрактное право, мораль, нравственность. В сфере абстрактного права воля непосредственна и абстрактна. В сфере морали выступает право субъективной воли по отношению ко всеобщему - к праву мира. В сфере нравственности достигается синтез этих двух предшествующих абстрактных моментов.

3 Философское учение Гегеля о государстве

Абстрактное право и мораль являются двумя односторонними моментами, которые приобретают свою действительность и конкретность в нравственности, когда понятие свободы объективируется в наличном мире в виде семьи, гражданского общества и государства.

Семья – что-то созданное природной, которое построено на любви и чувствах.

Государство – общество людей со своими правами и каждый из них имеют свою значимость.

Гражданское общество – система, которая стоит на частной собственности и равенстве среди людей.

Гегель в своей теории считает, что для государства, важна правда, мораль, религия, благосостояние и богатство всех граждан. Цель государства составляют не обстоятельства, а право.

«Всеобщая государственная власть делится на специальные власти:

1) законодательную вообще;

2) административную и финансовую (чтобы создавать себе средства для осуществления свободы);

3) судебную (независимую) и полицейскую;

Законодательная – относится к законом, так как по содержанию присуща к внутренним делам. Власть является не только частью государственного устройства, но она так же и развивается. Государственный строй – прочная почва на которой стоит законодательная власть. Государственный строй меняется, но его изменения не сильно заметны. Например, если земли князей раньше были частными, а потом без всякого сопротивления стали государственными, то это случилось только потому что князья чувствовали неразделенность земель. Они хотели от государства каких-либо гарантий неразделенности земель и таким образом земли стали не только частными, но и государственными. Так же император раньше ездил по разным землям, чтобы решать судебные вопросы. После того, как люди стали образованнее, то и появилось необходимость, чтобы император передавал судебную власть другим людям. Таким образом произошло незаметный переход власти.

Характер государственного устройства зависит от того, взаимодействуют ли специальные, власти непосредственно центром правительства. А так же от того, какой строй в государстве: демократический, охлократический, аристократический, олигархический, монархический, деспотический.

Демократический – народный. Характеризуется тем, что наделен ли верховный центр правительства финансовой властью с целью управления налогами. Соединены или разделены некоторые власти одним должностным лицом. Принимает ли народ участие в управлении государством. Демократия может возникнуть и сохраниться только при простых, неиспорченных правах и маленьких размерах государства.

Охлократия, или господство черни, когда люди недостойных взглядов силой не допускают порядочных людей до государственных дел.

Аристократия — это такое государственное устройство, в котором право управлять государством имеют только определенные привилегированные семьи.

Олигархия, когда незначительное число семей, управляют государством.

Когда государством управляет один человек и власть переходит по наследству, такое государственное устройство называется монархией. В наследственной монархии исключены те споры и гражданские войны, которые могут возникнуть при смене престола в выборной монархии. Монарх не в состоянии непосредственно осуществлять всю правительственную власть и частично доверяет осуществление специальных властей коллегиям или же государственным чинам, которые именем короля под его надзором и согласно законам осуществляют возложенную на них власть. В монархии гражданская свобода более защищена, чем в других государственных устройствах.

Деспотизм, когда правитель осуществляет управление государством по своему усмотрению. Деспотическое правительство обладая наивысшей властью, в жертву приносит права граждан. Деспот обладает наибольшей властью и может использовать силы своего государства произвольно.

Народ может иметь как то, так и другое государственное устройство. Оно зависит главным образом от характера народа, от его нравов, степени образованности, от образа жизни и численности народа.

Конституция государства устанавливает в качестве внутреннего государственного права отношение специальных властей как к правительству — их высшему объединению, так и друг, к другу, а также отношение к ним граждан.

Но если посмотреть на это с другой стороны, то они не зависят друг от друга и могут нарушать эти правила. Таким образом прав у них не существует и они каждый придумывают свои права, сами сохраняют его и поэтому между ними ведется война.

Гегель пишет о том, чтобы на публике происходило прочтение законов решения суда присяжных. Так же он не соглашается с идеей полицейского государства.

Г.В. Гегль проводил анализ для того, чтобы найти что-то общение между личностью и интересами государства. В какие-либо отношения с государством мог вступать только человек принадлежащий к определенному сословию.

Вопреки всему постановка самой проблемы является большим успехом.

Социальные противоречия, вот, что является основой прогресса развития общества и государства. С одной стороны, люди становятся богаче, с другой растет класс бедного населения.

Заключение

В.Ф. Гегель внес огромнейших вклад в мировую культуру. Его суждения в большей степени оказываются верными. И правильно он написал, что философия шагает со временем и не может идти быстрее. Гегель не пишет прогнозы на будущее, а только подводит итоги того, что произошло за это время.

Гражданское общество – выполнение определенных целей личности, которая служит для себя.

«Три основных момента гражданского общества являются:

− система потребностей (характер потребности и удовлетворения, характер труда, имущество);

− отправление правосудия (право, как закон, наличное бытие закона, суд);

Все зависимости группируются как особенные сферы и используя обратное действие, имеют влияние на другие сферы при этом входят в контакт с ними, они могут и мешать. Эта взаимная связь представляет собой идеи отдельного индивидуума и сходна этим с планетной системой, хотя видны неправильные движения, но в этом можно различить ее законы.

При взаимоотношении потребностей и труда, используется своя рефлексия внутри себя, вообще в бесконечной личности, в (абстрактном) праве.

Право это внешняя необходимость в системе частных устремлений. Из понятия вытекает защита и существует лишь потому, что она полезна для потребностей. О праве может говорить только образованный, мыслить, а не чувствовать при этом приспособлять к предметам форму всеобщности и в воле. Когда люди создали для себя многообразные потребности насыщенные удовлетворением были созданы законы.

Действительность права раскрывается сознанием, оно действительно и поэтому имеет всеобщую силу.

Таким образом, я считаю, что философия права Гегеля оказало огромное влияние на последующею историю.

Список используемых источников

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Читайте также: