Философия права как мировоззренческая и методологическая основа юридического мышления

Обновлено: 04.07.2024

Для более конкретного определения дисциплинарного статуса философии права целесообразно рассмотреть подходы к этому вопросу представителей различных философских направлений. Г.Гегель, С.Е. Десницкий, А.П. Куницын, В.С. Соловьев и другие корифеи философско-правовой мысли полагали философию права философским знанием. Например, Г. Гегель усматривал различие между философской наукой о праве и юриспруденцией в том, что последняя занимается позитивным правом (законодательством), а философия дает сущностное понятие правовой реальности и форм её существования (правоотношений, правосознания, правовой деятельности).

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат Философия права.doc

Философско-правовой иррационализм считает, что правовая реальность формируется и существует на основе дорациональный феноменов, необъяснимых рациональными средствами: воли (Ф. Ницше), чувства солидарности (Э. Дюркгейм).

Философско-правовой либерализм провозглашает в качестве оснований права либеральные ценности, прежде всего свободу как альтернативу жесткой предопределенности, зависимости необходимости (на этой позиции стояли почти все просветители XVIII – XX в.в., от Ж.Ж. Руссо до Б.Н. Чечерина).

Многообразие философско- правовых концепций обусловлено и различием основных видов права – естественного, позитивного и гуманистического .

Под естественным правом, как правило, подразумеваются идеальные первоосновы права. Это притязания человека, вытекающие из его естественных потребностей, из естественных условий его жизнедеятельности. Оно не фиксируется в писаном законе и характеризуется непреложностью, категоричностью, неподвластностью ситуации и неотвратимостью последствий нарушения.

  1. существует в сознании (правосознании) как его установка (хотя и находит выражение в формах поведения);
  2. представляет собой идеал, то есть очищенную от случайностей форму должного в отношениях между людьми.

Кроме того, естественное право определяет исходные принципы, на основе которых принимаются (во всяком случае должны приниматься) действующие правовые нормы и на основе которых происходит их оценка. Такая оценка осуществляется на основе иерархий ценностей, которую задает философия, решающая вопрос об отношении человека к окружающему миру, в том числе и в ценностном отношении.

Под позитивным правом подразумевается действующая система правовых норм, отношений и судебных решений. Это фиксированная в нормативных документах система требований социальных институтов, выраженных в законе.

Гуманистическое право (человека) представляет собой регулятивы взаимоотношений в обществе, ориентированные в первую очередь на человека, на правозаконность и господство общедемократических принципов.

Уже из этих общих характеристи к видов права становится очевидным, что естественное право неизбежно сопрягается с материалистическими и натуралистическими философско-правовыми концепциями, позитивное право обосновывается преимущественно рационалистическими и позитивистскими теориями, а гуманистическое право неразрывно связано с философско-правовым персонализмом и либерализмом.

МЕТОДЫ ФИЛОСОФИИ ПРАВА

В философии права выделяют следующие методы.

Метод критической рефлексии, предполагающий не только размышление об объекте, но и о самой процедуре мышления.

Метод рациональной дедукции – ориентируется на выведение представлений о праве из предельных оснований бытия и существования человека.

В современной западной литературе используются еще два метода:

Герменевтический метод – связан с созданием того факта, что происхождение, функционирование и применение права связано с пониманием как между правовыми субъектами, так и самих юридических текстов.

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ ПРАВА

Как и любой другой философской дисциплине философии присущ ряд функций.

Важнейшая из них – онтологичес кая. Суть ее проявляется в том, что философия права сама, своими средствами исследует природу и сущность правовой реальности, ее способы и формы существования.

Мировоззренческая функция философии права заключается в формировании у человека общего взгляда на мир права, правовую реальность, то есть на существование и развитие права как одного из способов человеческого бытия. Она определенным образом решает вопросы о сущности и месте права в мире, его ценности, значимости в жизни человека и общества в целом или, другими словами, формирует правовое мировоззрение человека.

Методологическая функция выражается в том, что философия права выступает всеобщим алгоритмом исследования правовой реальнос ти, вооружает конкретны юридические науки и отдельного человека системой научных методов познания и преобразования правовой реальности.

Аксиологическая функция философии права заключается в разработке представлений о правовых ценностях, таких как свобода, равенство, справедливость, а также представлений о правовом идеале и интерпретации с позиции этого идеала правовой действительности, критика ее структуры и состояний.

Воспитательная функция философии реализуется в процессе формирования правосознания и правового мышления.

В концепциях философии права, разработанных с позиций юриспруденции,при всех их различиях, как правило, доминируют правовые мотивы, направления и ориентиры исследования. Его философский профиль здесь не задан философией, а обусловлен потребностями самой правовой сферы в философском осмыслении. Отсюда и преимущественный интерес к таким проблемам, как смысл, место и значение права и правовой мысли в контексте философского мировоззрения, в системе философского учения о мире, человеке, формах и нормах социальной жизни, о путях и методах познания, о системе ценностей и т.д.

В нашей философской литературе проблематика философско-правового характера освещается по преимуществу (за редким исключением) в историко-философском плане.

Традиционно большее внимание, хотя и явно недостаточное, уделяется философско-правовой проблематике в юридической науке.

Дело здесь обстоит таким образом, что философия права, ранее разрабатывавшаяся в рамках общей теории права в качестве ее составной части, постепенно оформляется в качестве самостоятельной юридической дисциплины общенаучного статуса и значения (наряду с теорией права и государства, социологией права, историей правовых и политических учений, отечественной и зарубежной историей права и государства).

И в таком качестве философия права призвана выполнять ряд существенных общенаучных функций методологического, гносеологического и аксиологического характера как в плане междисциплинарных связей юриспруденции с философией и рядом других гуманитарных наук, так и в самой системе юридических наук.

Наиболее запутанным и дискуссионным вопросом является содержательное определение философии права. Это связано с тем, что право - сложный, многогранный феномен, являющийся объектом многих наук. В современной юридической литературе не прекращается спор по поводу того, что же такое философия права - составная часть философии (ибо она не может не исследовать такой феномен, как право), самостоятельная научная дисциплина или часть теории права.

На этот счет существует несколько различающихся позиций, выделенных учеными.

Например, польский ученый Е.Врублевский считает, что философия права это: применение философии к праву, или часть философии; анализ философских проблем права, куда входят онтология, эпистемология, аксиология, логика, феноменология права и методология его изучения; более общая, чем теория права, наука, которая исследует сущность права.

Видный представитель современной юридической мысли К.Бринкман считает философию права наукой о ценностях и антиценностях, "философией правовых ценностей и антиценностей". "Право" и "несправедливость" находятся у него на том же категориально-понятийном уровне, как и "полезное" и "бесполезное", "достойное" и "недостойное", "правильное" и "неправильное" и др.

Говоря о месте "философии права и несправедливости" в системе наук, К.Бринкман указывает, что она лежит на стыке нескольких областей знания, прежде всего, философии и правоведения, причем для последнего изучение "несправедливости" особенно важно, ибо без ее трактовки не обойдется ни одно уголовно-правовое учение. Кроме того, философия права принадлежит в определенной степени к политической науке, а именно ее составной части - всеобщему учению о государстве, которое рассматривает отношение государства к праву и несправедливости.

Г. Хенкель философию права понимает как отрасль общей философии, и тогда ее место - в ряду других особенных частей общей философии наряду с философией природы, философией истории и философией религии, и как отнесение ее к отраслям юридической науки.

М.Ф. Голдинг к предмету философии права относит природу права, проявляющуюся, прежде всего, во взаимоотношении права и морали, цель права, сущность ответственности, а также критерии справедливости при разрешении юридических споров. Интересно, что цель права связывается им с пределами правового регулирования в обществе. Обращает внимание тот факт, что в данном случае полностью отсутствует гносеологическая проблематика в предмете философии права.

В этой связи более последователен В. Кубеш, который к философско-правовой проблематике относит фундаментальные знания о правовой реальности и о месте права в обществе, определение условий значимости этих знаний для отдельных юридических дисциплин и обобщение результатов исследований отдельных юридических дисциплин, в результате чего формируется научное правовое мировоззрение.

Задачами философии права, по его мнению, являются: исследование сущности права; способов его познания; анализ идеи права, его смысла и цели; обоснование логики в сфере права и логической структуры основных правовых понятий; дифференциации юридических наук; формулирование правового мировоззрения. Вместе с тем формулирование обще юридических понятий относится, по его мнению, именно к философии права, а не юридической догматике, которая лишь систематизирует и интерпретирует правовой материал, применяя нормативные и телеологические методы.

Таким образом, по В.Кубешу, философия права, с одной стороны, является философией, ориентированной на изучение права. С другой - определенным направлением науки права, существующим наряду с прочими правовыми дисциплинами, - догматикой права, социологией, психологией права и т.д.

Обратимся к работам отечественных авторов, посвященным данной проблематике.

По мнению Д.А.Керимова, философия права выступает теорией познания правовых явлений и в качестве гносеологии входит в теорию права. Соглашаясь с тем, что философия права входит составной частью в теорию права, нельзя не отметить, что связывать предмет философии права исключительно с гносеологической функцией означает непозволительную ограниченность его трактовки.

Несколько иначе подходит к выяснению предмета философии права B.C.Нерсесянц. По его мнению, философия права является междисциплинарной наукой, объединяющей начала юридической науки и философии, выполняющей "ряд существенных общенаучных функций методологического, гносеологического и аксиологического характера. В качестве главной проблемы философии права B.C. Нерсесянц считает вопрос о том, что такое право, и рассматривает его преимущественно с точки зрения различения и соотношения права и закона. Как видим, здесь проблематика философии права охватывает гораздо более широкий круг вопросов по сравнению с позицией Д.А.Керимова. Такая позиция представляется вполне приемлемой. Однако вызывает возражение, во-первых, отнесение философии права (и философии) в разряд науки, во-вторых, жесткое различение проблематики философии права с точки зрения собственно философии и юриспруденции, и, в-третьих, акцент и в онтологии, и гносеологии, и аксиологии права на разграничение права и закона.

С.С. Алексеев утверждает, что философия права - это наиболее высокая ступень осмысления права, вершина обобщенных юридических знаний, представляющая собой "науку о праве в жизни людей, в человеческом бытии", призванная "дать мировоззренческое объяснение права, его смысла и предназначения для людей, каждого человека, обосновать его под углом зрения сути человеческого бытия, существующей в нем системы ценностей".

Как и B.C.Нерсесянц, он также различает философию права как исконно философскую дисциплину, рассматривающую право под углом зрения определенной универсальной философской системы и интегрированную в философско-правовую область знаний, "когда на основе определенной суммы философских идей осуществляется проработка правового материала". Можно согласиться, что философия права - это наиболее высокая ступень осмысления права. Однако эта идея нуждается, как представляется, в более подробной аргументации и обосновании. В то же время отождествление философии права с наукой или самостоятельной дисциплиной вызывает серьезные возражения (это противоречит идее автора об иерархичности юридического знания).

Более последовательной представляется позиция В.М.Сырых и его утверждение о том, что связь теории права и философии не зависит от содержания философии. Философия, выполняя мировоззренческие, теоретические, методологические и гносеологические функции, выступает тем самым основанием теории права. Философия исследует всеобщие законы развития природы, общества, мышления и является необходимым основанием теории права, так как любое конкретное явление характеризуется определенной совокупностью всеобщих черт, признаков. Для их выявления и применяются философские диалектико-материалистические категории.

Еще одно интересное суждение по данному вопросу высказывает С.Г.Чукин. По его мнению, философия права представляет собой философский дискурс права и является главным средством легитимации прав.. Философия права, на взгляд, выполняет методологическую функцию (в рамках методологического дискурса) и функцию легитимации права с точки зрения внешних принципов (в рамках дискурса обоснования права, проводимого с позиций предельных оснований), и включает в себя онтологию, эпистемологию и методологию права. Познавательный же дискурс, и это представляется не до конца последовательным, отнесен к ведению юридической науки.

Как видно, в зарубежной и отечественной литературе нет единства мнений по поводу предмета философии права, определение которого равнозначно определению проблематики (т.е. роли, назначения) философии права, от которой, в свою очередь зависит ее дисциплинарный статус (составная ли это часть философии, самостоятельная научная дисциплина или часть теории права). Для того чтобы аргументировать какую либо точку зрения по данному вопросу, необходимо, как представляется, выяснить вопрос о соотношении философии и науки, так как очевидно, что взаимодействие философии права и юридической науки не может ничем принципиально отличаться от соотношения философии и науки как таковых.

Необходимо отметить, что при любом подходе к описанию и объяснению научного знания оно неизбежно опирается на некоторое предпосылочное, априорное знание. Примерами такого предпосылочного знания могут являться хорошо описанные в литературе теория парадигм Т.Куна, научно-исследовательских программ И. Лакатоса, неявного знания М. Полани, традиции Л.Лаудана, тематических структур Дж.Холтона, концептуальных установок Я.Хинтикки.

Представляется, что следует отталкиваться от идей, выдвинутых В.С.Степиным относительно понятия, структуры и функций философских оснований. Они, с его точки зрения, включают в себя нормы и идеалы исследования, научную картину мира и философские идеи и принципы, с помощью которых и эксплицируются нормы и идеалы исследования. Тем самым основания науки выполняют эвристическую и адаптационную функции: детерминируют научный поиск, адаптируя социокультурные факторы до (вне-) научного порядка к данной отрасли научного знания.

Исходя из вышеизложенного философия науки (этой конкретной научной дисциплины) является не отдельной областью знаний, существующей вместе (рядом) с этой наукой, а ее "верхним" уровнем – уровнем ее оснований. На этом уровне происходит соприкосновение философии и этой научной дисциплины: философские знания (в том числе обыденные знания, подвергшиеся философской рефлексии) применяются для онтологического и гносеологического ее обоснования. Как видим, философия науки (как ее соответствующий уровень) - это не наука, но такое знание, без которого наука (в нашем случае юридическая) невозможна.

Таким образом, философия права - это онтологическое и гносеологическое обоснование права философскими методами, определяющее что есть право, каково его значение в обществе, каков социальный заказ и критерии оценки юридической практики, предмет юридической науки, критерии ее научности и методы научного познания правовых явлений, представляющее собой "верхний" уровень юридической науки, обеспечивающий взаимодействие философии (рефлексии над основаниями культуры) с правоведением.

Понятие истории и философии введено Галилеем, но у Канта это было ранее. Кант считает, что существует история и потом уже философия как резюме этих совершившихся исторических событий в сфере философской истории – что бы (цель) эти ошибки истории больше не повторять, т.е. методологическая роль (т.е. используется как метод в выстроении историческо-значимой деятельности), (в любой сфере деятельности: исторической, социальной, творческой), т.е. это руководство к деятельности (метод) в том числе и в творческой деятельности. Философская история права и правовой науки способная выполнять методологическую роль для реформатора (судебная реформа), для законодателя и правоведа. (т.е. роль методологии берем из истории, она не искусственно выстроена). Вышеизложенные основы положены Кантом, дана Гегелем.

Для юридической науки и практики имеет значение мировоззренческое и методологическое значение философии. В этой связи можно говорить о 2 основных функциях философии в юридической науке и практике:

1. Мировоззренческая функция, в проблемное поле которой входят:

- Значение права для человека и общества (Алексеев, Грибакин считают, что предмет философии права)

- Философские основания прав человека

- Правовая картина мира (профессор Тихомиров)

- Гуманистические начала права

- Правосознание в социальном, социально-психологическом и других аспектах

Мировоззренческая функция заключается в том, что она формирует у человека общий взгляд на социальный мир, на существование и развитие общества, определенным образом решает вопросы о соотношении бытия людей, материальных условий их жизни и сознания, о месте назначении человека в обществе, цели и смысле его жизни и пр.

2. Методологическая функция, в проблемное поле которой входят:

- Философские основания права

- Философские проблемы права

- Философские дискурсы в праве

- Другие тематические рубрики

Методологическая функция заключается в том, что ее положения применяются при исследовании отдельных явлений и процессов общественной жизни, изучаемых теми или иными общественными науками (исторические, социологические, юридические, экономические и др.)

Значение философских дискурсов в юриспруденции. Соотношение философии права и

Теории государства и права

Дискурс (др. греч.) - рассуждение.

Понятие введено постструктуралистами в 20 веке. Понятия, которые дают постструктуралисты:

Научный дискурс- это система правил вербального (словесного) выражения содержания сознания на основании того или иного типа научной рациональности.

Дискурс- это стиль мышления, характеризующийся определенным лексиконом.

Приведенная выше проблематика исследуется в ТГП, в философии права и в дисциплинах, предметные области которых производны от ТГП и ФП (герменевтика и пр.). Несмотря на большие совпадения тематических рубрик ТГП и ФП, это разные предметы, у них разные научные языки:

ТГП– это генерализующая юридическая дисциплина, которая говорит о праве на языке самого права (это правовые категории и юридические, юридизированные понятия)

ФП – это генерализующая пограничная между философией и юриспруденцией дисциплина, которая говорит о праве на языке философии. (генерализующая – обобщающая)

Правовая категория- это наиболее общее понятие, входящее в традицию юридической науки (механизм правового регулирования, юридическая конструкция, право в широком смысле и др.). Эти понятия не юридизированы, их нет в кодексах, но они есть в теоретической юриспруденции, без которых невозможно правовое мышление.

Юридическое, юридизированное понятие - это понятия, использующиеся в кодексах, юридических нормах, (например, право – в узком смысле, в смысле право конкретное, права ребенка и т.д., договор, сделка, соглашение).

Философские языки – (язык философии). Философское знание существует в виде определенных, связанных с конкретными именами философских направлений, школ, учений (материализм, идеализм, позитивизм, экзистенционализм, - это философские школы, но в них могут быть разные направления: немецкая философская школа (Кант, Гегель), но их учения различаются (у Канта трансцендентальный идеализм у Гегеля другое). В каждой философской системе существует свой конкретный аппарат, лексикон (в марксизме бытие – это объективная реальность, независимость от субъекта, а в феноменологии бытие – это субъективная реальность, поток сознания). Следовательно, философско – правовое исследование должно иметь дискурсивную определенность, оно должно содержать четко отрефлексированные его методологические основания.

Инструмент научного исследования – это его научный аппарат, причем, дискурсивно-методологический, выверенный. Конечно, теоретик права может использовать в своем исследовании философский понятийный аппарат (включать), но в целом, он говорит на языке юриспруденции, и наоборот, проводя философско-правовое исследование ученый не может обойтись без правовых категорий, юридических терминов, но в целом, он работает в определенных дискурсах, (например, в позитивистском дискурсе, экзистенционалистском дискурсе, феноменологическом дискурсе, психоаналитическом дискурсе и др.) в зависимости от философской школы, направления. (В работах профессора Туманова, бывшего председателя Конституционного суда, детально рассматривается то, как проблемы юридической практики могут рассматриваться и решаться на основе определенных философских методологий (дискурсов).

Классические и неклассические дискурсы в юриспруденции

Дискурс (др. греч.) - рассуждение.

Классические философские дискурсы в юридической науке – это, прежде всего немецкая классическая философия права. (Кант, Фихте, Гегель. Шеллинг) некоторые авторы причисляют сюда и философию права Маркса.

К числу неклассических дискурсов, методологически используемых в юридической науке относят: Приложение 1

ü Нео и пост позитивистский

ü Пост структуралистский

ü Синтезированный (сер 19в)

Во второй половине 20 в. Дискурс связанный с синергетикой включал в себя кибернетику, математику, системный анализ, диалектику

С.С. Алексеев говорит о генерализующих юридических дисциплинах (ТГП, философия права история государства и права).

Проблема соотношения между этими дисциплинами рассматривалась в трудах дореволюционных правоведов. В частности рассматривалось соотношение ТГП, философии права, гносеологии права, энциклопедии права и т.д.

Правовед Зверев предвосхитил при рассмотрении этой проблемы парадокс каталогов Рассала:

Сумма ТГП = ФП + ТГП + ЭП+…

Предмет ТГП является суммой следующих предметных областей.

В самом общем виде ФП и ТГП различаются по языку: ТГП – это генерализующая юридическая дисциплина, которая говорит о праве на языке самого права (а этот язык неразрывно связан с определенными правовыми системами). ФП - это генерализующая пограничная философско-правовая дисциплина, которая говорит о праве на языке философии, а эти языки неразрывно связаны с определенными философскими системами.

Особое место в философии права занимает предметная область юридической герменевтики. Это сложное направление, уходящее корнями в античность (Гермес), в средневековую теологию (толкование библии, священного писания), в средневековой юриспруденции (глоссаторы), а в философской герменевтики (Дильтей. Шлиермахер), в лингвистическую философию (Соссюр, Гумбальт).

Предмет юридической герменевтики.

Основные понятия герменевтики.

Предмет юридической герменевтики – это понимание, толкование, интерпретационная деятельность вообще в праве.

Ф. Шлейермахер - герменевтика мыслится, прежде всего, как искусство понимания чужой ин­дивидуальности, другого выражения воплощенной инди­видуальности. В. Дильтей герменевтика есть искусство истолкования ли­тературных памятников, понимания письменно зафикси­рованных проявлений жизни.

Основные понятия герменевтики:

Предмет юридической герменевтики – это толкование в праве (Шершеневич)

Текст (букв) связь.

Есть 2 подхода к понятию текст.

ü Второй подход – свойствами текста обладают все явления действительности, попавшие в сферу человеческой деятельности.(в том числе мыслительная деятельность) Например: Джордж Бруно говорит ученые читают книгу природы.

В юриспруденции такой подход может оказаться методологически плодотворным, поскольку позволяет выстроить единую модель интерпретационной деятельности в праве. В эту модель входят моменты, связанные с интерпретацией жизненных событий на предмет выявления в них юридической смысла, наряду с этим в данную модель входят и моменты традиционно связанные с толкованием вербальных текстов.

Толкование договора

В международном праве и в национальных правовых системах есть группа норм, регулирующих интерпретационную деятельность в праве.

К их числу относятся:

1. Венская конвенция о праве международных договоров

2. ст. 431 ГК РФ толкование договора

Юридическая конструкция толкования договора уходит своими корнями в римское частное право. В настоящее время в российской правовой системе в связи с ее либерализацией большое внимание уделяется вопросам, связанным с толкованием актов индивидуального регулирования. В частности в ст. 431 ГК РФ законодатель формулирует нормы, призванные регулировать такой вид правовой деятельности как толкование договоров. Для анализа данной статьи необходимо опираться не только на юридические традиции, контексты, но и на социокультурное моменты, связанные с такими отраслями научного знания как семиотика, семантика, юридическая герменевтика и др.

В ч. 1 ст. 431 ГК РФ законодатель рекомендует буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливать путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом, с т.з. юридической герменевтики по поводу данной рекомендации можно привести следующее соображение:

- если условие сформулировано неясно, то его буквальное значение установить невозможно

- буквальное значение выясняется от буквы, а если выражение сформулировано не ясно и мы это признаем, то в этом случае толкование от буквы невозможно и вступает в действие другой вид толкования – через контексты (т.е. через выяснение действительной воли контрагентов, например через анализ ситуации, предшествовавшей составлению договора и последующей и пр.)

- юридическая конструкция толкования договора со времен Юстиниана предполагает приоритет выяснения действительной воли сторон перед толкованием от буквы. В этой конструкции толкование договора, целью толкования является именно выяснения действительной воли сторон

Во второй части ст. 431 ГК РФ законодатель указывает, если правила, содержащиеся в ч. 1 настоящей ст. не повиляют определить содержание договора, то д.б. выявлена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. По поводу данной рекомендации можно привести следующие соображения:

1. выявления действительной воли сторон это не вторичная, а первичная должна быть задача толкования договора

2. рекомендации по поводу способов выявления действительной воли сторон почему то сводятся законодателем только к сопутствующим обстоятельствам заключения договора: при этом принимаются во внимание все сопутствующие обстоятельства

Язык науки

Научные языки – это искусственные языки, в которых могут присутствовать как специально сконструированные для обозначения исследуемых феноменов понятия. Так и понятия обыденного языка, смысл которых каким – либо образом уточнен.

Понятийный аппарат научной теории так или иначе обладает свойствами замкнутой системы, однако реальные научные языки удовлетворяют требованиям замкнутой системы лишь частично. Например в теории замкнутых языков Айдукевича первоначально превалировал принцип, согласно которому невозможен перевод с одного языка на другой. (если речь идет о замкнутых языках). Поскольку невозможно установить адекватного соответствия между понятиями и терминами разных замкнутых языковых систем (и хотя Айдукевич в дальнейшем отказался от идеи абсолютной замкнутости (и непереводимости) замкнутых языковых систем, тем не менее, он был прав в принципе). Потому что не только в искусственных, но и в естественных языках каждое понятие и слово связано со всей системой языка в целом и смысл не может быть сепарирован от этой системы окончательно. Отказ Айдукевича от концепции абсолютно замкнутых научных языков одним из главных аргументов имеет тот, что термины научного языка формулируются средствами естественного языка, следствием чего является перенос неоднозначности терминов естественного языка на термины научного языка. (искусственного). В силу этого абсолютная однозначность и точность смысла термина научного языка является невыполнимой задачей.

Синергетическая онтология

Это система представления о динамике, эволюции открытых нелинейных самоорганизующихся систем. Открытая система – это та, которая обменивается с окружающей средой энергией, материей, информацией, т.е. взаимодействует с ней (есть представления о замкнутых системах, которые не взаимодействуют ни с чем, а только внутри себя – это идеализация. (в философии, физике) (в естествознании считается что таких систем в чистом виде не существует и представление о данной системе лишь абстракция).

В синергетике говориться о таких элементах открытых систем, как: диссипативные структуры (рассеивают энергию во вне: эволюционно рассасывают энергию – например миллионер в обществе как слон в лавке, образование монополий в экономике) и эволюционные структуры. (есть система в которой есть структуры, которые выбрасывают энергию – диссипативные, а есть засасывающие – эволюционные. Если вся система захвачена эти признаки, то вся система становится диссипативной или эволюционной)

Диссипативные структуры (системы, процессы) – это те в которых происходит сброс энергии (стоки), а эволюционные системы – это те в которых преобладает ассимиляция, набор энергии из вне:

1. диссипативные структуры, системы это устойчивые системы в которых нарастают энтропийные тенденции (энтропия – это мера неупорядоченности системы) /например в физике. Согласно 2 началу термодинамики в замкнутых системах неупорядоченность может только нарастать, сложность системы может только понижаться. Диссипативная система – это аналог замкнутой системы.

До известных пределов нарастание энтропии служит сохранению порядка системы, т.к. повышает ее устойчивость дело в том, что чем выше сложность, упорядоченность системы, тем она менее вероятна по своему существованию по отношению к окружающей среде (например, погибнет аристократ в бандитской среде, несмотря на то, что он имеет более высокую степень организации, т.е. любая система выше степени организации по отношению к окружающей среде; пример, революция 17 г.г. когда истребляли высокоорганизованную интелегенцию т.к. они не входили в обыденную среду).

В диссипативных системах превалируют зоны рассеивания, сброса энергии. Это способ сглаживания неоднородности в системе. Это обозначается словом – стоки – стоки энергии.

в диссипат. Системах превалируют зоны рассеивания, сброса энергии (стоки их название). Результаты их деятельности сглаживание структурных неоднородностей в системе.

Синергетическая онтология имеет в своей содержательной основе инварианты самоорганизации нелинейных систем – узловое понятие в синергетике. (инвариант – это свойство системы не меняющиеся ни при каких ее трансформациях). По отношению к теории, концепции можно говорить о понятийных инвариантах, т.е. о таких категориях которые являются магистральными для данной теории, концепции и являются методологически значимыми для всех областей знания, в которых так или иначе применяются используются представления сформировавшиеся в рамках данных теорий. Если мы применяем в исследовании синергетическую методологию, то мы должны использовать следующий лексикон синергетики (т.е. ее дискурс) – сложность (это способность к самоорганизации, усложнению своей постструктуралистской структуры на макроуровне за счет происходящих на микроуровне изменений:

- Диссипативные и эволюционные системы

Нелинейная система – это самоорганизующаяся система. Методология – это концепция модель видения, а дискурс – это словестное выражение этого осознания.

2. эволюционные системы - это относительно нестационарные системы. Возникающие за счет активности нелинейных источников энергии (зон подпитки) зоны подпитки локализованы во внешней среде. Они способствуют наращиванию структурной неоднородности системы. Синергетическая онтология имеет в своей содержательной основе инварианты самоорганизации нелинейных систем. (инвариант – это структура не меняющаяся ни при каких изменениях системы)

И.П.Малинова

Мировоззренческое и методологическое значение философии для юридической науки и практики.

Понятие истории и философии введено Галилеем, но у Канта это было ранее. Кант считает, что существует история и потом уже философия как резюме этих совершившихся исторических событий в сфере философской истории – что бы (цель) эти ошибки истории больше не повторять, т.е. методологическая роль (т.е. используется как метод в выстроении историческо-значимой деятельности), (в любой сфере деятельности: исторической, социальной, творческой), т.е. это руководство к деятельности (метод) в том числе и в творческой деятельности. Философская история права и правовой науки способная выполнять методологическую роль для реформатора (судебная реформа), для законодателя и правоведа. (т.е. роль методологии берем из истории, она не искусственно выстроена). Вышеизложенные основы положены Кантом, дана Гегелем.

Для юридической науки и практики имеет значение мировоззренческое и методологическое значение философии. В этой связи можно говорить о 2 основных функциях философии в юридической науке и практике:

1. Мировоззренческая функция, в проблемное поле которой входят:

- Значение права для человека и общества (Алексеев, Грибакин считают, что предмет философии права)

- Философские основания прав человека

- Правовая картина мира (профессор Тихомиров)

- Гуманистические начала права

- Правосознание в социальном, социально-психологическом и других аспектах

Мировоззренческая функция заключается в том, что она формирует у человека общий взгляд на социальный мир, на существование и развитие общества, определенным образом решает вопросы о соотношении бытия людей, материальных условий их жизни и сознания, о месте назначении человека в обществе, цели и смысле его жизни и пр.

2. Методологическая функция, в проблемное поле которой входят:

- Философские основания права

- Философские проблемы права

- Философские дискурсы в праве

- Другие тематические рубрики

Методологическая функция заключается в том, что ее положения применяются при исследовании отдельных явлений и процессов общественной жизни, изучаемых теми или иными общественными науками (исторические, социологические, юридические, экономические и др.)

В современных условиях, когда происходит коренное переосмысление оснований правоведения, разработка методологических проблем философии права приобретает особое значение.

Благодаря таким исследованиям, во-первых, происходит реализация методологической функции философии права по отношению к правоведению в целом, то есть осуществляется более глубокое и систематическое рассмотрение методологических проблем права, во-вторых, создаются предпосылки для рассмотрения всех проблем философии права в историческом и теоретическом аспектах.

1). Научный подход, в рамках которого под методологией имеют в виду систему общенаучных и специально-научных методов, применяемых к праву, – социологический, кибернетический, системный и другие, а также учение об этих методах. Впервые такое представление было сформулировано профессором Владимиром Петровичем Казимирчуком (1922 – 1999). Недостатком такого подхода является то, что он не даёт представления о методологии права как о синтетическом знании, ибо, в соответствии с этим подходом, частные науки, с одной стороны, и правоведение – с другой, существуют как бы сами по себе.

2). Философский подход, когда под методологией права имеют в виду применение основных принципов и категорий философии к праву. С точки зрения Джангира Аббасовича Керимова (1923 – 2015), к ним относятся категории диалектики, или гносеологические категории, а с точки зрения Алексея Дмитриевича Васильева (1937 – 2014) – категории социальной философии. Но и такой подход не признает никакой новой дисциплины на стыке философии и правоведения.

3). Подход, который условно может быть назван философско-правовым, поскольку он предполагает наличие особой дисциплины, выполняющей методологическую роль по отношению к правоведению в целом. Задачей этой дисциплины является гносеологический анализ различных типов правопознания и правопонимания.

Последний подход представляется более предпочтительным, поскольку он позволяет представить методологию права как некоторое синтетическое знание, опосредующее звено между философией и теорией права, определённый аспект философии права, заключающийся в гносеологическом анализе оснований правовой теории. При таком понимании методология представляет собой руководящую идею, систему мировоззренческих принципов, которые проявляют себя на всём пути постижения того или иного объекта (в данном случае права), а также обоснование такой идеи.

Данный подход соответствует устоявшемуся представлению о том, что в качестве метода может выступать любое выраженное в обобщённом виде знание, направленное на достижение нового знания. В связи с этим в системе правоведения каждая теория более общего (абстрактного) уровня выполняет методологическую роль по отношению к более конкретной теории, а также к практике (как непосредственно, так и опосредованно через теорию промежуточного уровня).

Всё это даёт основание говорить о методологии права в широком смысле как комплексе методологических подходов и включать в неё:

1) методологию познания права;

2) методологию юридической практики, выделяя: а) методологию правотворчества; б) методологию правоприменения.




В свою очередь, в рамках методологии познания права, или методологии правоведения, следует выделить уровни:

1) философский, представляющий собой систему мировоззренческо-методологических идей и принципов, воплощённых в том или ином способе осмысления права (типе правопонимания), а также их сравнение, критику и обоснование;

2) научный, представляющий систему принципов и методов научного познания в целом или отдельной науки, применяемых для более глубокого познания права, в рамках которого выделяются:

а) логические и общенаучные методы и приёмы познания, такие как анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование, абстрагирование и классификация, а также методы: системный, синергетический и другие;

б) частнонаучные методы – знание в области отдельных наук, применяемое для познания правовых явлений: социологический, антропологический, психологический, математический, кибернетический, исторический, коммуникативный, ценностный и другие;

3) специально-юридический, представляющий систему характерных для правоведения методов познания права: нормативно-аналитический, догматический, сравнительно-правовой и другие.

Поскольку право сочетает в себе феномены как реального, так и идеального характера, то и методы его познания тоже могут подразделяться на идеальные и реальные.

Ведущая роль в познании права принадлежит идеальным методам, к которым относится и метод философско-правовой рефлексии. Особенность последнего состоит в прояснении тех идеальных конструкций, из которых состоит право, и мысленное конструирование моделей правовой реальности. Он основан на способности субъекта правосознания к философскому самоанализу, к исследованию своих отношений с правовой реальностью. Благодаря философско-правовой рефлексии раскрывается смысл права и специфика происходящих в нём познавательных процессов.

В этом контексте методологией права в собственном смысле следует считать наиболее общий философский уровень правоведения – методологию философии права. Она представляет собой систематизированную совокупность познавательных средств, позволяющих исследовать многогранную правовую реальность в её многообразных связях с иными сферами общественной жизни, а также теоретический анализ (рефлексию) этих средств. Обобщённым выражением такой системы являются различные типы правопонимания, или способы осмысления права – методологические парадигмы, обладающие целостностью мировоззренческо-смыслового содержания права и его обоснования. При таком подходе в наибольшей мере реализуется методологическая функция философии права.

Концепцию типов правопонимания, основанную на разграничении права и закона, разработал В. С. Нерсесянц. Таковыми, с его точки зрения, являются: а) легизм; б) юснатурализм; в) юридический либертаризм. Первый представляет концепцию позитивистского правопонимания. Он исходит из отождествления права и закона. Второй – из противопоставления права и закона, когда под правом понимают содержательные требования естественного права (справедливости). Третий тип правопонимания соответствует собственной позиции автора и по его замыслу должен синтезировать крайние позиции. Он основывается на разграничении права и закона и трактует право как выражение принципа формального равенства (формальной справедливости). Данная концепция воплощает лучшие достижения постсоветской юридической мысли, обладает значительным методологическим потенциалом, однако в ней не учитываются достижения современной западной философии права.

Анализ классических и современных подходов к пониманию права позволяет классифицировать их на несколько типов:

1) правовой позитивизм;

2) теория естественного права;

3) правовой объективизм;

4) правовой субъективизм;

5) правовой интерсубъективизм.

Каждый из этих способов осмысления права отражает определённый аспект правовой реальности, а потому представляет тот или иной способ обоснования нрава, поскольку ставит определённый аспект права во главу угла, рассматривая право сквозь призму данного аспекта.

Правовой позитивизм

Традиционно основными конкурирующими типами правопонимания считаются правовой позитивизм и теория естественного права.

Отличительными чертами правового позитивизма как философского способа осмысления права являются:

1). Отождествление права и позитивного права, или правопорядка, понимаемого как система установленных норм и исторически сформировавшихся институтов. Объектом такого осмысления выступают исключительно феномены позитивного права: правовые институты, юридические нормы, выраженные в законах, и т. д. Любые же феномены сверхпозитивного плана не признаются правовым позитивизмом в качестве правовых и отвергаются.

3). Стремление дать ценностно-нейтральное понятие права, в соответствии с которым действующие нормы устанавливаются законодателем в соответствии с формальным критерием.

Эти представления противопоставляются традиции естественного права, рассматривающей право в понятиях справедливости и общего блага.

Как тенденция правовой мысли правовой позитивизм берёт начало ещё в древности. Формами его проявления были: китайский легизм, учение софистов, номинализм Уильяма Оккама, концепция абсолютного государства Томаса Гоббса и др. Однако в качестве самостоятельного направления философско-правовой мысли он возник в 30 – 40-х годах XIX века в связи с теоретическим обоснованием формально-догматической юриспруденции. Его ближайшим предшественником был Иеремия Бентам (1748 – 1832).

В развитии юридического позитивизма можно выделить три основные этапа:

1) классический позитивизм Джона Остина (1790 – 1859), отождествлявший право с приказами суверена;

Юридический позитивизм отрицает возможность познания сущности права. Его метод является:

Аналитический метод представляет собой усовершенствование традиционного формально-догматического метода, а в целом юридический позитивизм представляет собой теоретическое обоснование такого метода.

В конечном счёте, отрицание сверхпозитивных оснований права ведёт к абсолютизации роли государства и к утверждению его доминирующей роли по отношению к праву. Именно государство с его принуждающей силой, с точки зрения позитивизма, и обеспечивает реальность права, считаясь его творцом и единственным гарантом.

Данная позиция отрицает возможность нахождения каких-то устойчивых оснований права вне реальности государственных установлений, то есть отрицание каких-либо абсолютных моментов в праве. Право, с позиции позитивизма, изменчиво в зависимости от изменений политической ситуации. Такая позиция может быть названа правовым релятивизмом.

Ряд характеристик, присущих правовому позитивизму, обусловливают как его сильные, так и слабые стороны, его достоинства и недостатки.

Стремление к чёткости, определённости положений, ориентация на юридическую практику делают позитивизм привлекательным для юристов.

Однако сведение сложного феномена права исключительно к праву позитивному делает юридический позитивизм уязвимым для критики. Действительно, право не может быть отождествлено только с системой норм позитивного права (правопорядком), поскольку:

1) законодательное установление норм не является самоцелью, а производится для осуществления справедливости, прав человека;

2) юридические нормы постоянно пересматриваются по мере обнаружения в них тенденций, направленных против принципов справедливости, прав человека, гуманности;

3) всегда существует возможность манипулировать нормами и тем самым безнаказанно вершить несправедливость., поэтому правовые нормы и справедливость могут не совпадать.

Сила позиции юридического позитивизма проявляется также в отстаивании особой ценности и важности правового порядка, установление которого рассматривается в качестве необходимого условия гуманизации человеческого сосуществования.

Однако в этом же проявляется и его слабость. Позитивистское понимание права ведёт к отождествлению его с приказами государства. Некоторые же примеры общественной практики, особенно практика гитлеровского фашизма и сталинского тоталитаризма, показали, насколько опасно такое отождествление.

Правовой позитивизм ориентирует граждан на законопослушное поведение, формирует установку на доверие к существующему правопорядку.

Присущий ему охранительный характер социально обусловлен задачами эволюционного развития общества, когда уже заложены основы такого развития и по отношению к ним достигнут определённый консенсус. Однако там, где такой консенсус отсутствует, для того чтобы позитивное право не превращалось в антигуманную силу, оно должно быть поддержано обоснованием и подвержено критической оценке. Однако таких вопросов позитивизм не ставит, как и вопросов о внеюридических основаниях права, о справедливом и несправедливом.

Слабость позиции позитивизма наглядно проявляется и в его отношении к главным вопросам философии права.

Например, первый фундаментальный вопрос философии права – об основании и критерии справедливости – позитивистами даже не ставится. Юридический позитивизм принципиально отказывается отвечать на него, считая его спекулятивно-метафизическим вопросом, псевдовопросом. По мнению позитивистов, действительностъ праву задаёт формальная правильность процедуры его формирования. Однако, отвлекаясь от содержания права, юридический позитивизм перестаёт играть практическую роль в поддержании мира и порядка, на что он претендует в первую очередь. Слишком абстрактные теории, отрывающиеся от жизни, становятся, в конечном итоге, бесполезными.

Однако феномен подчинения закону может быть объяснён не только страхом перед санкцией, но и уважением к закону как таковому, или определённым интересом (желанием использовать в своих интересах систему правовой защиты определённых действий). Источником действенности закона может оказаться не только команда суверена, но и выражение им естественной справедливости, какого-нибудь идеала или воплощения духа народа.

С развитием человечества и общества, социальных устоев, норм морали и поведения, развивалось и право. При этом, такое понятие как право различными учеными трактуется по-разному, что приводит к многообразию взглядов и воззрений на суть права.

Чем это обусловлено? Ответ на этот вопрос довольно прост, ведь право и философия, как указано выше, являются неотъемлемой частью развития человечества, если хотите его зеркальными отражениями, а каждый человек хочет жить по-своему. И если объединить эти две сложнейшие науки, то можно выделить такое научное направление, как философия права.

Философия права является важной частью философских и социально-гуманитарных дисциплин, так как современный юрист обязан обладать высокой философско-методологической культурой, что позволит ему понимать, интерпретировать и объяснять юридические знания, понимать их суть, природу и историю развития, а также постигнуть смысл права, его ценность и значение для человека, общества и государства.

Как известно из истории развития науки, философские идеи стали исходной основой всех последующих концепций о внутренней взаимосвязи права, свободы, справедливости, а также о правовом законе и правовом государстве. И в том, что эти ценности бытия человека и общества сегодня актуальны и значимы, что они исследуются в юридических науках, заслуга философии права.

В современных условиях развития и совершенствования судебной власти в стране, формирования гражданского общества и правового государства существенно возрастает роль философии права в учебном процессе при подготовке юристов разного уровня. Философия права раскрывает перед будущими юристами объективную, в значительной степени независимую от официального или властного влияния, природу права, его сущность, причины и источники его возникновения, становления и развития.

Таким образом, философия права имеет давние и богатые традиции. При этом несколько десятков лет в нашей стране она не изучалась на юридических и философских факультетах, как самостоятельная академическая дисциплина, что естественно нанесло ущерб ее развитию.

В последние годы философия права возрождается в нашей стране, занимает все более значимое место в системе отечественного юридического образования. Появляются труды по философии права, учебники и учебные пособия. Также приходит осознание того, что философия права является не только основой культуры правового мышления, но и действенным средством преодоления юридического догматизма и позитивизма, методологической базой познания права, всех отраслей юридической науки.

Что же такое философия права или правовая философия — это раздел философии и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества.

Выделяют следующие разделы философии права:

1. Правовая онтология – это учение о бытии права, его природе, сущности, принципах, основных гранях права (догме права, правовом содержании, правовых идеях), разграничении права и закона.

2. Правовая гносеология – учение о природе, методах и логике познания и толкования правовой реальности, о соотношении эмпирического и теоретического, рационального, эмоционального и иррационального в праве.

3. Правовая аксиология – учение о ценностях, которые обеспечиваются правом (ценности права) и о ценностях самого права (правовые ценности).

4. Правовая антропология – это учение о месте человека в праве и права в человеке, его отношении к правовым явлениям, способности создавать право и воспринимать его содержание.

5. Также, можно выделить философско-правовую праксиологию – учение о принципах правовой деятельности, законотворчестве и реализации права.

В настоящее время существует два основных подхода в осмыслении философии права.

Второй подход определяет философию права как одно из юридический учений, является основанием для создания позитивного права, т.е. наука, разъясняющая смысл правовых норм и правовые принципы.

Исходя из вышесказанного, следует, что философия права питается из двух абсолютно разных источников. Первый – философский путь решения проблемы. Второй – это накопленный опыт решения практических проблем права. В чем и заключается отличие философии права от других юридических дисциплин, изучающих формирование права, она решает проблемы на философском уровне.

Как и все учения философия права имеет свой объект, предмет, набор понятий и категорий, а также методы познания. Тем не менее, в определении предмета философии права существуют разные подходы.

При подготовке данной работы мной были выделены два:

2. Предметом философии права является взаимодействие повседневной реальности жизнедеятельности человека с системным миром, т.е. с миром норм, законов, установлений, предписаний.

Как же выявить предмет философии права, какое из указанных определений верно, а какое нет? Чтобы попытаться дать точное определение, я попытался выявить основные проблемы, которые рассматривает философия права. И вот, что я нашел в учебной литературе:

- выявление сути и содержания права как сложного социального образования;

- анализ структуры юридической науки и её функций;

- выявление связи права и закона, права, закона и государства;

- научные алгоритмы проверки, подтверждения и опровержения правовых теорий;

- систематизация и развитие методов исследования в деятельности юристов;

- реконструкция развития знаний о праве, законе;

- обоснованность критерия истинности знаний, получаемых юристами в их практической деятельности;

- связь права и общества, права и человека, права и государства.

Исходя из сказанного, определение предмета философии права я бы выразил так:

- Предметом философии права является понятие права, как неотъемлемой части социального формирования общества, а также взаимодействие человека с окружающим миром в условиях правовых норм.

Философия права, как и любое другое научное направление, имеет ряд функций:

- Онтологическая функция – определение природы и сущности правовой реальности, ее способы и формы существования;

- Мировоззренческая функция – формировать у человека взгляды на мир права, правовую реальность, существование и развитие права как способа человеческого бытия;

- Методологическая функция – выступать алгоритмом исследования правовой реальности, вооружать конкретные юридические науки и отдельного человека системой познания и преобразования правовой реальности;

- Аксиологическая функция – разрабатывать представления о правовых ценностях: свобода, равенство, справедливость, а также представления о правовом идеале и интерпретации с позиций этого идеала правовой действительности;

- Воспитательная функция – формировать правосознание и правовое мышление через разработку правовых установок, в т.ч. ориентировать на справедливость и уважение к праву.

В настоящее время в юридической науке выделяют 3 основных вида права – естественное, позитивное и гуманистическое.

Естественное право – это первоосновы права, вытекающие из естественных потребностей человека, условий его жизнедеятельности, и определяющие исходные принципы, в соответствии с которыми принимаются правовые нормы и осуществляется их оценка.

Позитивное право – система правовых норм, отношений и судебных решений, фиксированная в нормативных документах.

Гуманистическое право – регулятивы взаимоотношений в социуме, направленные на человека, правозаконность и господство демократических принципов.

Исходя из указанных характеристик существующих видов права, напрашивается вывод, что правовая реальность различными учеными интерпретируется по-разному. В этой связи, в настоящее время выделяют 6 основных философских концепций права:

- философско-правовой идеализм – правовая реальность есть порождение Духа, инобытие Идеи, понятий;

- философско-правовой материализм – представляет право, как отражение материального бытия, материальных отношений между людьми;

- философско-правовой рационализм – положение о том, что знания – это составляющая правовой реальности и главное условие существования права;

- философско-правовой иррационализм – считает, что правовая реальность формируется и существует на основе феноменов, необъяснимых рациональными средствами;

- философско-правовой позитивизм – рассматривает правовую реальность, как совокупность фактов без морали, политики и психологии, а право – как совокупность норм;

- философско-правовой либерализм – провозглашает основанием права либеральные ценности, в первую очередь свободу альтернативой предопределенности, зависимости от необходимости.

Право создается из потребностей людей, в процессе их жизнедеятельности, отражает идентичность черт людей и социальных типов общества. Таким образом, в настоящее время для деятельности в области права специалисту просто необходимо знание философии права, в целях выработки своего взгляда на действующие нормативно-правовые акты, оценки их состоятельности и необходимости.

Список литературы

Читайте также: